Глава 1 (1) И воззва Господь Моисеа, и рече ему из скинии. Ужели Бог говорил из скинии, когда скиния не была еще устроена? - В тот день, в который поставлена была скиния, изречено и то, о чем в Писании упоминается и до построения, и после ее построения. Жертвы Аарона и сынов его, также жертвы, приносимые всем сонмом, могли ли быть приносимы, пока не был им объявлен закон о жертвах? В те семь дней, которые Аарон и сыны его провели внутри скинии, изречено все, что нужно было знать о жертвах. А что скиния поставлена во второй год по изшествии, это служило прообразованием новой твари во Христе; и что скиния поставлена в первый день седмицы, сим предсказывалось воскресение. Установлено же жертвы заколать и возлагать на алтарь сынам Аароновым, чтобы в очах приносящего жертву она имела более цены, когда видел, что приносят жертву сами сыны Аароновы. (14) Аще от птиц жертва всесожжения будет Господу, да принесет от горлиц Господу. Сие согласно с сказанным: человек, аще обещает зле или добре сотворити, и изречет сие с клятвою, да принесет к жерцу или две горлицы, или десятую часть меры ефи муки пшеничны, и оставится ему (Лев.5:4.7.11). Глава 2 (11) Всяк квас и всяк мед, да не принесете от него дар Господу. - Закон повелевает не приносить в жертву меда, во-первых, потому, что мед не может быть осолен; законом повелено: (13) всяк дар жертвы вашея солию да осолится; во-вторых, потому, что пчелы садятся на тела мертвые, и на все нечистое, воспрещенное законом. В другом смысле воспрещением приносить мед означается воспрещение услаждаться мирскими удовольствиями. Сверх того, закон повелевает осолять жертву солью, то есть, любовью, которая своим приятным вкусом осоляет безвкусие земного. Глава 4 (22) Аще князь согрешит, (28) да принесет козла от коз. (27) Аще душа согрешит от людей, (28) да принесет козу или (32) овцу. Козел изображает жертву Еммануила; коза есть образ того, что Еммануил был по нас клятва (Гал.3:15); а овца напоминает сказанное: яко овча на заколение ведеся (Ис.53:7). Четыре были приносимые жертвы, за жреца, за сонм, за князя и за всякую душу. Жрецы изображают собою мир до потопа; сонм - мир до Авраама; князь - мир до закона; а всякая душа - мир до Христа, Который, понесши на Себе грехи всех, заклан за всех. Очищение легких прегрешений Евреям даруемо было нелегко; а сим означалось, что языческим народам очищение тяжких грехопадений даруемо будет туне; ибо, по закону, и жрец, и сонм, и князь, и простолюдин, если согрешал даже по неведению, должен был приносить жертву из своего имущества, и тогда грех очищался. Посему и сказано: напиши заповеди Мои в сердце твоем и на празех врат твоих, чтобы помышлять тебе о них входя и исходя (Втор.6:6-8), и еще присовокуплено: сотвори им рясны на воскрилиях риз их, чтобы не забывать им (Числ.15:38).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1081...

Глава 5 Песнь Деворы по поводу поражения Сисары и его войска. Суд.5:1 .  В тот день воспела Девора и Варак, сын Авиноамов, сими словами: Победа над Сисарой послужила поводом для Деворы воспеть песнь, которая представляет прекраснейшее произведение еврейской поэзии. По своему построению эта песнь разделяется на три части: 1-я часть обнимает ст. 3–11, 2-я часть – ст. 13–21, 3-я часть – ст. 22–30. Начальный стих песни (2 ст.) составляет эпилог, 12-й – интродукцию и 31-й – заключение. Гесснер (Das Zählen der Wörter in hebräischen Dichtungen, 1875) делит песнь Деворы на пять частей, из которых 1-я содержит 80 слов, 2-я также 80 слов, 3-я – 32 слова, 4-я – 32 слова и 5-я – 128 слов. Суд.5:2 .  Израиль отмщен, народ показал рвение; прославьте Господа! В начале песни Девора призывает славить Господа за проявление в народе израильском ревности об избавлении отечества от притеснителей. Суд.5:3 .  Слушайте, цари, внимайте, вельможи: я Господу, я пою, бряцаю Господу Богу Израилеву. Обращаясь к царям и вельможам, под которыми Таргум Ионафана разумеет царей, пришедших с Сисарой на войну, и вельмож Иавина, Девора приглашает их внимать ее победной песне. Суд.5:4 .  Когда выходил Ты, Господи, от Сеира, когда шел с поля Едомского, тогда земля тряслась, и небо капало, и облака проливали воду; Суд.5:5 .  горы таяли от лица Господа, даже этот Синай от лица Господа Бога Израилева. Суд.5:6 .  Во дни Самегара, сына Анафова, во дни Иаили, были пусты дороги, и ходившие прежде путями прямыми ходили тогда окольными дорогами. Суд.5:7 .  Не стало обитателей в селениях у Израиля, не стало, доколе не восстала я, Девора, доколе не восстала я, мать в Израиле. Суд.5:8 .  Избрали новых богов, оттого война у ворот. Виден ли был щит и копье у сорока тысяч Израиля? В начале своей песни Девора вспоминает о величии Господа, верховного Вождя и Защитника народа израильского, явление Которого на Синае сопровождалось дивными знамениями природы ( Исх.19:18 ), и, в противоположность с этим величием Бога Израилева, изображает униженное состояние израильского народа во время Самегара, когда израильтяне, за свое уклонение от правого пути и увлечение богами других народов ( Втор.32:17 ), терпели унижение и притеснение от хананеев. Такое униженное состояние народа продолжалось дотоле, пока не восстала Девора, а вместе с нею и другие воеводы Израиля, ревновавшие о славе Господа и свободе народа. Под Иаилью («серна») в ст. 6 Беттхер и Кесслер разумеют не Иаиль-кенеянку, а Самегара, имевшего такое прозвище.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» В.В. Лепахин Об исихазме особенно много и часто писали в течение трех последних десятилетий. К этой теме неоднократно обращались как богословы, так и историки, философы, искусствоведы и литературоведы. Заново была поставлена проблема богословских основ исихазма и его влияния на церковное искусство. Перечитывая исследования в этой области, нельзя не заметить, что термин «исихазм» не только в разных, но, бывает, в одной и той же работе употребляется в разных смыслах, в него вкладывают подчас случайные признаки, невольно сближая исихазм с явлениями не только внешними по отношению к нему, но даже ему чуждыми. Исихазм (от греч — спокойствие, покой, освобождение, прекращение, тишина, молчание, мир, уединение) возникает в среде монашества как духовно-практическое делание, поэтому прежде всего следует уточнить содержание исихастской практики. В ее основе мы предлагаем выделять шесть элементов: 1. В Библии слово «сердце» употребляется более шестисот раз. Сердце играет важнейшую, если не главную, роль в духовной жизни человека. Сердце, по Священному Писанию, является органом всей симфонии душевных чувств, от сильнейшей радости до глубокой печали и скорби ( Ис.89:3, Иер.4:19 ), от восторженной любви до ненависти и ярости ( Втор.6:5 ; Мф.22:37 ; Иов.36:13 ; Пс.104:25 ). Сердце является также органом мысли: «Для чего мыслите худое в сердцах ваших?» — спрашивал Спаситель книжников ( Мф.9:4 , ср. Мк.2:6 ; Лк.3:15 ), а вместе с тем и средоточием мудрости ( Притч.23:15 ; Исх.28:3 ). Сердце — это орган воли, решимости, решительности ( Иов.23:16 ; Пс.9:38, 20:3 ). Сердце — это центр нравственной жизни человека, по своей функции оно совпадает с совестью или является «хранилищем» ее ( Пс.76:7, 118:69 ; Евр.10:22 ). Сердце выступает в Священном Писании как духовный центр сознательного и бессознательного. Оно так глубоко, а внутреннее содержание его так таинственно, что во всей глубине оно недоведомо не только другому человеку, но и самой личности. Сердце человеческое в полной мере знает только Бог, только Он ведает все тайные помыслы и намерения человека и, учитывая их, а не только внешние дела и слова, будет судить человека. Страшный Суд — это суд «по сердцу». Но именно потому, что сердце есть центр и бессознательного, оно в определенной мере беззащитно пред силой зла: сатана может похитить из него слово Божие ( Лк.8:12 ; Мф.13:19 ), он может вложить в сердце человека злые помыслы и намерения ( Ин.13:2 ). Тогда, как учит Иисус Христос, «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф.15:19 ). Итак, сердце является средоточием всей сознательной и бессознательной, умственной и эмоциональной, нравственной и волевой, таинственной и мистической жизни человека. Задача христианской жизни — очищение сердца: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». 1

http://azbyka.ru/isixazm-soderzhanie-pon...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Оправдание В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ В основе этого понятия лежит представление о судебном разбирательстве, в результате которого обвиняемый получает О. «Оправдать» значит «установить правду», «признать кого-либо правым», «помочь ему добиться справедливости через судебное разбирательство», «признать за кем-либо его правоту или правду вообще». Именно это имеется в виду, когда говорится об О. как в обычном ( Быт. 44:16 ; Притч. 17:15 ), так и в религ. смысле (Бог оправдывает человека: Ис. 50:8 ; Исх. 23:7 ; человек признает Бога правым: Пс. 50 и др.): 1) ОПРАВДАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. Нередко случалось, что простой человек не мог найти в суде правды, потому что над судьей довлел авторитет влият. противника или же он был им подкуплен ( Исх. 23:1 ; Ам. 2:6 ). Если человек, уверенный в своей правоте, не мог добиться справедливости, ему оставалось лишь обратиться к Богу, «Который не смотрит на лица и не берет даров, Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца» ( Втор. 10:17.18 ). Он мог испросить у Него помощи: «Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым» ( Пс. 42:1 ; ср. Пс. 53 и др.). Он мог взывать к Нему, чтобы удовлетвориться Его О.: «Но я к Вседержителю хотел бы говорить, и желал бы состязаться с Богом» ( Иов. 13:3 ). Когда Рахиль, страдавшая из-за своей бездетности, попросила Бога оправдать ее перед людьми, Бог дал ей сына через Валлу. «И сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан (т.е. [Бог есть] Тот, Кто оправдывает)» ( Быт. 30:6 ). Давид отказывается от намерения отомстить Саулу и вручает его судьбу праведному Божьему суду: «Да рассудит Господь между мною и тобою, и да отмстит тебе Господь за меня; но рука моя не будет на тебе... Он рассмотрит, разберет дело мое, и спасет меня от руки твоей» ( 1Цар. 24:13.16 ). Бог откроет правоту Своих (ср. Пс. 71:4 ; Пс. 102 и др.); 2) ОПРАВДАНИЕ ПРЕД БОГОМ. Для верующего значит. важнее О. пред Богом, чем перед людьми; он хочет, чтобы его грехи были оправданы Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

1 Ouevres de Georges Scholarios. T. 1. Paris, 1928. P. 1—61. 2 Dictionnaire de Thélogie Catholique. T. XIV. P 2. P. 1521—1570. 3 Скобки принадлежат оригиналу. 4 Т е. в похвальных речах. 5 Оригинал: «общую природу». 6 Скобки принадлежат оригиналу. 7 Скобки принадлежат оригиналу. 8 Скобки принадлежат оригиналу. 9 Иной возможный перевод: «богоненавистный», «гнусный». 10 Зло называется «неустойчивость», «неопределенность», как не имеющее своей природы. 11 Оригинал: «в рождении и в смерти». 12 Быт. 3:19. 13 Оригинал: « αναδρομ » 14 Пропускаю краткое рассуждение о душе как отражение полемики с приверженцами Платона и с иными, неправильно учившими о том, что душа существовала прежде существования тела («преэкзистенция души») или что она была ангельской природы. «Человек представляет собою целый малый мир и стечение всех почестей тварного мира», — заключает Схоларий. 15 Оригинал: «разумность». 16 Думаю, что здесь уместно привести мысли св. Августина из его трактата о браке: еще в Раю Бог благословил Адама и Еву, говоря им: «Раститеся и множитеся, и наполните землю» (Быт. 1:28). Каким образом происходило бы это размножение? Оно было бы безгрешным и чистым. Бог, сильный создать Первых Людей без посредства родителей, а затем осуществивший создание плоти Господа Христа во чреве Девы, мог, конечно, и человеческий род размножить чистым образом. Может быть, и не было бы нужды в непрестанном потомстве, потому что не было бы и смерти, уносящей людей из этой жизни; потому что смерть явилась в мipe в результате зависти диавола к людям и стала наказанием за грех. Тела Первых Людей не были созданы бессмертными, и все же они не умерли бы, если бы не согрешили, как Бог и пригрозил им. И даже если бы размножение людей происходило по плотскому, но бесстрастному сожитию между мужчиной и женщиной, люди, возможно, достигали бы старости, легкой и необременительной, и не знали бы смерти. Потому что если одежды израильтян, путешествовавших по пустыне в течение 40 лет, Бог сохранил невредимыми (Втор. 29:5), то тем более сохранил бы тела тех, которые повиновались Ему, пока они не перешли бы в некое лучшее состояние, не путем смерти, когда тело оставляется душою, но благословенным изменением от смертности в бессмертие, от плотского — в духовное (De bono conjugali. Сар. II. Р. 1//Т. 40. Col, 373 sq.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3020...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Не собирайте себе сокровищ на земле...» Продолжая излагать Свои поучения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» ( Матф.6:19–20 ). Для лучшего понимания слов Спасителя необходимо знать, что среди древних евреев одним из величайших пороков в их жизни была алчность и непреодолимое стремление к деньгам и богатству. Евреи так сильно стремились к роскоши, земным благам и сокровищам, что часто забывали о сокровищах небесных. Богатства так привлекали к себе древних евреев, что погоня за наживой заглушала в их сердцах даже религиозные чувства. Подтверждением этого служит факт того, что еврейский народ допустил грехопадение в виде поклонения золотому тельцу. «Народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль» ( Исх.32:3–4 ), нарушив тем самым заповедь Божью о не сотворении кумира. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой» ( Втор.5:8–9 ). «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Матф.4:10 ). Против поклонения богатству выступил и Патриарх еврейского народа Моисей. «Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом» ( Исх.32:19 ). Однако и во времена Иисуса Христа сердца многих евреев были настолько сильно одержимы сребролюбием, приобретением сокровищ земных, что эти люди забывали о собирании сокровищ небесных. «Некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? ... Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» ( Матф.19,16–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

А. Покровский Глава 5 Исследованная нами генеалогия старшей линии потомков Адама привела нас к безотрадному выводу, к мысли о крайнем помрачении и упадке в ней истинной религии, дошедшем почти до полного забвения Бога и до жизни одними грубыми, материальными интересами. Но заключительные стихи того же самого библейского отдела открыли нам, что нечестивое племя каинитов, к счастью, не было единственным, что помимо него, существовала еще иная генерация потомков Адама и Евы, происходившая от младшего их сына, Сифа, и бывшая истинной хранительницей и достойной носительницей чистых религиозных традиций своей эпохи. И вот то, что в самых общих чертах лишь намечается в конце четвертой главы книги Бытия, обстоятельно и подробно раскрывается в пятой, к разбору которой мы теперь и переходим. I. Пятая и начало шестой глав книги Бытия образуют последнюю допотопной истории, состоящую из двух документов: генеалогии сифитов ( Быт.5 ) и истории всеобщего развращения первобытного человечества, закончившейся роковой катастрофой всемирного потопа ( Быт.6:1–8 ). Первая часть этой начинается общим введением, устанавливающим её связь с предыдущим повествованием. «Вот родословие Адама », буквально «сия есть книга порождений Адама», т.е. перечень его истинных и действительных потомков не по одной только плоти, подобно предшествующим, но вместе и по духу. Еврейское слово собственно означает «регистр, запись чего-либо», отсюда – книгу (ββλος), преимущественно родословную ( Втор.24:1–3 ; Мф.1:1; 2:5). Впервые употребленное здесь сочетания показывает, что это первая генеалогия, имеющая важное значения в истории царства Божия на земле. Есть все основания думать, что подобные генеалогии первоначально состояли из простого перечня имен и годов, впоследствии же они постепенно пополнялись различными пояснительными замечаниями историко-описательного и биографического свойства 832 . Подобно тому, как в начале предшествующего отдела неба и земли бытописатель делает беглую заметку о происхождении их в третий день мироздания, так и человека он начинает с краткого указания на историю его творения: «в день, когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его» ( Быт.5:1 ). Тут очевидна ссылка на шестой день творения, в который Бог создал человека по своему образу и подобию. Особого внимания заслуживают здесь слова текста «по подобию Божию». Сопоставляя их с историей творения человека, в которой говорится о создании его «по образу Божию» ( Быт.1:26 )44, мы можем заключить, что «образ и подобие» служат синонимами для выражения одной и той же мысли. равно как усматриваем и то, что образ Божий не был утрачен человеком и после его грехопадения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

Беседа 21 на псалом 110 69 Пс.110:1 .  Исповедаюсь Тебе, Господи, всем сердцем моим в собрании и сонме праведн ых. Искренняя благодарность Богу осо­бенно угодна Ему; она неизбежно является при беспри­страстном рассмотрении дел божественного Про­мысла. – И смерть есть благо для человека; только худая смерть – зло. – Совершенство тварей, как способных исполнять волю Творца и приводить человека к Богове­дению. – Важный урок со стороны тварей человеку в его жизни. – Благодарность и славословие Богу внушаются внимательным рассмотрением всего видимого в мире и совершающегося в нашей жизни, даже – того, что называется несчастьем. – Почему Господь не тотчас наказывает людей за грехи? – Бог никогда не пере­ставал творить чудеса. – Божественная благость, выра­зившаяся в даровании (духовной) пищи боящимся Бога, в сохранении Завета, в необычайной помощи Своему народу, в установлении законов и даровании запове­дей. – Что значит: «по истине и правоте» ( Пс.110:8 )? – Какое «избавление послал Он народу Своему» ( Пс.110:9 )? – Что составляет основу истинной премудрости? – Побуждение к благо­дарности Богу. 1. Что значит: «всем»? Со всею готовностью и усердием, отрешившись от житейских забот, устремившись горе, осво­бодив душу от уз плоти. «Сердцем»: не одними словами, не только языком и устами, но и умом. Так и Моисей запове­дал: «люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею» ( Втор.6:5 ). Под «исповеданием», мне кажется, пророк разумеет здесь благодарность; буду воспевать, говорит, буду благодарить. В этом проводил он всю свою жизнь; этим начал, этим и кончил; это было постоянным его занятием, – чтобы возносить благодарность Богу за благоде­яния, оказанные как ему самому, так и другим. И Бог ни­чего так не требует, как благодарности: она есть жертва, приношение, знак признательной души, и вместе рана для диа­вола. Потому и блаженный Иов был увенчан и прославлен, что, когда постигли его бесчисленные искушения, когда и сама жена искушала его, он не поколебался, а продолжал благода­рить Господа за все, не тогда только, когда был богатым, но и когда стал бедным, не тогда только, когда был здоровым, но и когда тело его было поражено болезнью, не тогда только, когда все дела его текли благополучно, но и когда страшная буря устремилась на весь дом его и на само тело его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Воспитанием, таким образом, формируется у ребенка то или иное мировоззрение, которое впоследствии непосредственно или косвенно определяет линию поведения человека в обществе, его нравственные принципы. Сюда входят основные жизнеопределяющие понятия: о смысле бытия вселенной и человека в ней, о принципах добра и причинах зла, о справедливости, о свободе, о любви и о смерти. Все многочисленные концепции воспитания, используемые в настоящее время в России, образуют, в конечном счете, лишь две основные группы: воспитание на основе религиозного, а точнее, — православного мировоззрения (лжерелигиозные, оккультные системы у нас пока не столь актуальны) и воспитание, основанное на атеистическом мировоззрении, поскольку именно оно искусственно насаждалось и было господствующим в нашей стране на протяжении последних десятилетий. Опыт жизни и воспитательной деятельности семьи и школы в советском атеистическом государстве, завершившийся полным крахом нравственности последних двух (третьего и четвертого) поколений, позволяет сделать выводы о причинах происшедшей деградации нравственности и отсутствия у СОВРЕМЕННОЙ молодежи внутренних сил для сопротивления злу… Сравнение двух основополагающих концепций поможет нам в решении поставленной задачи. Главное в православном воспитании Итак, каким же хлебом вскармливает, вос-питы-вает, т.е. питает души детей религиозная концепция воспитания? Мы увидим это, если закончим начатую нами Евангельскую фразу:  “Не хлебом одним будет   жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих”  ( Втор. 8, 3 ; Мф. 4, 4 ; то же Лк. 4, 4 ). А это означает, что истины, которые дал людям Христос, являются для нас основным источником питания души, т. е. воспитания. Рассмотрим здесь четыре фундаментальных понятия, которые играют решающую роль в религиозном воспитании и помогают выработать у ребенка правильное отношение к себе, к окружающим его людям и к миру в целом. Первое понятие объясняет нам причину появления сложно и разумно организованной вселенной, все без исключения части которой взаимосвязаны в единое целое бесконечным числом сложнейших законов. Этой причиной и источником разумных, глубоко целесообразных и не до конца познаваемых законов является Высший Творческий Разум Бога. Именно в Боге, как в Создателе мира, следует искать ответы на все вопросы, касающиеся бытия вселенной и человека в ней, поскольку лишь Тот, Кто создал, знает как и для чего Он это сделал. Таким образом, Бог заключает в Себе абсолютное знание, всю Истину, Он как бы воплощает ее в Себе и, более того, Сам является Высшей Истиной (см. Ин. 14, 6 ).

http://azbyka.ru/deti/ne-takoj-kak-vse-k...

Глава 10 Избрание Саула на царство. 1Цар.10:1 .  И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его, и поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего [в Израиле, и ты будешь царствовать над народом Господним и спасешь их от руки врагов их, окружающих их, и вот тебе знамение, что помазал тебя Господь в царя над наследием Своим]: Доселе в Ветхом Завете упоминалось о помазании святым елеем (для сообщения духовных даров Божих) только первосвященника ( Исх.30:23 ). Но если для успешного прохождения своего служения требует особой божественной помощи пастырь душ человеческих, то не меньшей помощи требует и устроитель земного благополучия людей – царь, который в теократическом государстве (см. примеч. к 1Цар.8:6 ) есть вместе с тем и помощник первосвященника в деле упасения душ вверенного им народа ( Втор.17:14–20 ). «И вот тебе знамение того, что помазал тебя Господь»: душевное состояние Саула требовало какого-либо осязательного подтверждения его богоизбранничества в цари над Израилем ( 1Цар.9:20–21 ). 1Цар.10:2 .  когда ты теперь пойдешь от меня, то встретишь двух человек близ гроба Рахили, на пределах Вениаминовых, в Целцахе, и они скажут тебе: «нашлись ослицы, которых ты ходил искать, и вот отец твой, забыв об ослицах, беспокоится о вас, говоря: что с сыном моим?» «Близ гроба Рахили». Согласно Быт.35:19 , гроб Рахили находится близ г. Вифлеема, к югу от Иерусалима, в пределах Иудина колена. Полагают, что «в пределах Вениаминовых, в Целцахе», была местность, также носившая название Гроба Рахили – из уважения к памяти родоначальницы вениамитян. 1Цар.10:3 .  И пойдешь оттуда далее и придешь к дубраве Фаворской, и встретят тебя там три человека, идущих к Богу в Вефиль: один несет трех козлят, другой несет три хлеба, а третий несет мех с вином; «Дубрава Фаворская» не может быть дубравой известной горы Фавор, так как последняя (т.е. гора Фавор) расположена значительно севернее колена Вениаминова, совершенно не по пути Саула в его родной город – Гиву Вениаминову ( 1Цар.10:26 ). Упоминаемая здесь «дубрава Фаворская» (как и «гроб Рахили»), по всей вероятности, название какой-нибудь, неизвестной в настоящее время, местности Вениаминова колена.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010