С другой же стороны, Еф. дает понять, что к подобным поискам может примешиваться и своя ложь, когда желание реставрировать воображаемую изначальность оборачивается попытками ниспровергнуть хотя и более поздние, но необходимые формы жизни Церкви, будь то ее обрядовая сторона или иерархическое устройство. Тем более, что даже самое радикальное протестанство или обновленчество как пародия на подлинное и, безусловно, всегда необходимое церковное обновление) не может не облекаться в свои обрядовые и иерархические формы. Со временем они перестают чем-либо принципиально отличаться от любой другой формы. Желание обновления и возврата к живому дыханию Духа, каким оно было в начале, а значит, и протест против застылости и мертвящей буквы оправданы. Но освобождаясь от указанных болезней, непозволительно «выплескивать с водою и младенца». 3, 2 19 1, 54 97 10, 1 15 9, 1-2 84 9, 16 15 10, 24. 26 22 12, 1-7 26 4, 13-21 26 1, 26 11 18, 21 148 18, 28 142 19, 16 15 14, 9 26 6, 20-22 46 6, 31 21 8, 17. 18 23 Авв. 2, 4 120 Быт. 1, 27 66 Быт. 1, 31 4 Быт. 11, 5 52 Быт. 12, 1-4 120 Быт. 12, 3 164 Быт. 15, 6 120 Быт. 17, 10-14 119 Быт. 17, 9-10 87 Быт. 2, 2 4 Быт. 22, 1-18 120 Быт. 3, 5 66 Быт. 5, 1 66 Втор. 21, 23 85, 103, 121 Втор. 23, 1 125 Втор. 27, 26 120 Втор. 30, 11-14 124 Втор. 30, 19 118 Втор. 32, 8 52 Втор. 4, 12 65 Втор. 4, 5-6 118 Втор. 5, 11 45 Втор. 5, 6-21 118 Дан. 11, 31 97 Дан. 11, 36 97 Дан. 12, 11 97 Дан. 7 52, 60 Дан. 7, 13-14 16, 53 Дан. 9, 27 97 Есф. 8, 17 117 Зах. 2, 10 52 Иез. 11, 19 74 Иез. 17, 3-8 26 Иез. 2, 1 52 Иез. 28, 2 97 Иез. 31, 3-14 26 Иез. 40, 46 11 Иез. 44, 15 11 Иез. 48, 11 11 Иер. 1, 5 86 Иер. 11, 18–12, 5. 9-11. 14-15 49 Иер. 11,21 49 Иер. 12,6 49 Иер. 2, 2 161 Иер. 24, 7 74 Иер. 29 73 Иер. 29, 7 135 Иер. 31, 31-34 40, 124 Иер. 7 72 Иер. 7, 11 49 Иов. 14, 1 19 Иов. 9, 2 119 Ис. 2, 2-4 15 Ис. 29, 14 104 Ис. 29, 16 132 Ис. 29, 18 35 Ис. 35, 5 35 Ис. 41, 14 121

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

То же говорится и о молитве. Нельзя молиться из-за людей, чтобы люди тебя видели. Это лицемерие и глупость. Это как если бы мы обращались к одному человеку за помощью, а помощь ждали бы от другого. Значит, мы обманывали бы обоих. Но людей можно и обмануть, а Бога - никогда. Потому сын Царства, когда молится Отцу Небесному, забывает о людях и не думает о них, по заповеди Господней: И, когда молишься Богу, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми… Ты же, когда молишься, войди в комнату твою (то есть в сердце свое) и, затворив дверь твою (то есть все чувства свои), помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно [ 29 ]. Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение [ 30 ]. Сей же род (то есть бесовский) изгоняется только молитвою и постом. Эта заповедь относится и к посту. Сыны Царства должны поститься не напоказ людям, будто ожидают от людей похвалу и награду, но чтобы явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно [ 31 ]. Мф. 3 , 2. Мк. 1 , 15. Лк. 13 , 3. Лк. 17 , 3. Мф. 18 , 21-22. Лк. 15 , 7. Мф. 9 , 13. 2 Кор. 7 , 10. См.: Мф. 5 , 3-11. Мф. 5 , 12. Мф. 23 , 9, 8. Мф. 5 , 13. Мф. 5 , 14. Мф. 5 , 16. Исх. 20 , 13; Втор. 5 , 17. См.: Мф. 5 , 22. Исх. 20 , 14; Втор. 5 , 18. Мф. 5 , 28. Ср.: Чис. 30 , 3; Втор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

19, 24 – 454 27 3, 12 – 374 181 22, – 147 49 ЧИС. 26, 24 – 387 237 11, 17 – 471 59 2 ПАР. 27, 27 – 386 228 33, 16 – 26 79 39 – 20 52 ВТОР. – 23 64 5, 1718 36 1 ЕЗД. 49, 7 – 17 29 6, 4 – 321 23 , 322 27 , 331 58 4, 35 – 41 – 174 16 6, 5 – 331 57 ИСХ. 6, 7 – 8 – 35 131 ТОВ. 4, 10 – 373 167 6, 13 – 324 36 4, 15 – 96 66 7, 1 – 289 572 8, 3. 16 – 39 18 7, – 173 5 8, 18 – 15 15 ИОВ 9, 11 – 173 9 1, 1 – 19 44 26, 7 – 368 145 Античные авторы 2021 Анаксимандр Свидетельства (о нем и его сочинениях). TLG 725/1. Рус. пер.: ФРГФ, 116–127. 21–22 [vol. 1, p. 87 Diels- Kranz] – 282 540 Аристах Самосский О размерах и расстояниях Солнца и Луны. TLG 1181/1. Hypoth. [lin. 18–20 Heath] – 282 540 Аристотель Евдемова этика. TLG 86/9. I, 1218 b 10. 16 – 11 3 Метафизика. TLG 86/25. Рус. пер. А. В. Кубицкого, ред. М. И. Иткина: Аристотель. Соч. Т. 1. М., 1976 (Филос. наследие). С. 65– 448. II, 2, 996 a 25 – 11 3 VIII, 2, 1042 b 9–11 – 461 19 Первая аналитика. TLG 86/1. Рус. пер. А. В. Кубицкого (1939, переизд.: Аристотель. Соч. Т. 2. М., 1978. С. 117–254) и Б. А. Фохта (Аристотель. Аналитики. Л., 1952. С. 9–176). 29 b 6 и 50 a 31 (Bekker) – 254 386 Вергилий Энеида. Thesaurus linguae latinae 690/3. Рус. пер. В. Я. Брюсова, ред. С. М. Соловьева и И. Брюсовой: 1М.; Л., 1933. VI, 794–795; VIII, 705 – 47 19 Гермий Философ Схолии к Федру Платона.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Без помощи Божией верующим не победить врагов спасения. Грехи их отгоняют от них содействие Божие. Господь же безжалостен ко грехам и дотоле попускает врагам причинять скорби верующим, доколе чрез них не очистит их. Втор. 5 Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, 10 и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Это значит, дух противления Богу держится в потомках до третьего и четвертого поколения, а дух любви и преданности Ему – до всего продолжения рода. Отсюда видно, как силен Дух Божий и сколь немощен дух зла. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно. Хульники есть прямые противники Божии. Втор. 8 И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет. Искушения имеют целью обнаружить то, что находится в нашем сердце, особенно в глубине его. Чем сильнее искушение, тем больше оно проникает в него. Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие домы и будешь жить [в них], 13 и когда будет у тебя много крупного и мелкого скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много, – 14 то смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Утверждение в естестве, особенно же на обилии земных благ, питает гордость. Питал тебя в пустыне манною, которой не знали отцы твои, дабы смирить тебя и испытать тебя, чтобы впоследствии сделать тебе добро, 17 и чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие», 18 но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Иудейско-христианский центр (фр.). 177//178 Я же в делах очень неумела, растеряна. В общих разговорах бесполезна, т. к. больше слушаю, говорю мало. Воскр , 14 мая К 5 ч. у нас: Фондаминский, Мочульский, М. А. Каллаш, [Цебриков с женой], мать Мария, Пьянов, Горяева, Бернер. За чаем М. А. Каллаш. Начался с критики Достоевского (Каллаш) и перешел на христианство, Ни, возражая Каллаш, очень горячился, волновался, и я с грустью заметила, как трудно ему теперь спорить, как тяжело отзывается на нем всякое возбуждение... К ужину остались: К. В. Мочульский и мать Ни, видимо, очень устал и не участвовал в разговоре. Понед , 15 мая Холод, дождь. Но я должна была ехать в Париж, навестить Марию С. ней очень важный разговор. Я все еще ее изучаю и наблюдаю, но многое мне близко. О ней вообще нужно написать отдельно, о встрече с ней, о нашем общении в течение этих почти двух лет... В этот дневник — не вместить. Втор , 16 мая Угрюмо-холодно. С утра я корректирую статьи 4 ч. уезжает на собрание, где будет Граматка (чехо-словак). У меня с сестрой за чаем спор, интересный спор. Не окончили... Будем продолжать. Прочла в газете нечто удивительное. В отчете о детях рус эмиграции пишут: девицу 18 лет спросили: «Кто сочинил Евангелие?» Она ответила: «Митрополит Евлогий» . Мальчика 15 лет просили назвать русского писателя. Он ответил: «Я знаю одного: Гоголь-Моголя!» Что же останется здесь от русской культуры? Среда, 17 мая Весь день провела с Эли Беленсон. Она уже оправилась от болезни и приехала к нам. Я показала ей заметку в журнале «Esprit», где пишут о ее «Foyer с большой симпатией. Дело, кот она себя посвятила, развивается... Много говорили с ней и очень углубленно каждая о своем духовном пути и опыте... Вечером слушали чудесный концерт. Симфонии Бетховена; дирижировал А. Тосканини ; переданный по радио из Англии. 178//179 18 мая, чет «Вознесение» Холод продолжается, и утром не была в церкви из-за моей больной ноги. от адвоката отказ защищать Марию, хлопотать о выдаче ей права на жительство во Франции. Не представляю себе, что она будет делать, но верю, что если воля Бога — остаться ей здесь, то Он Сам это сделает...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

22 . «Благословение» Рувиму, Симеону и Левию. Значение первородства ( Быт.49:1–7 ). 23 . Благословение Иуде ( Быт.49:8–12 ). ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ Вопросы к зачету по Книге Исход 1 . Израиль в Египте. Гиксосы. Солнцепоклонническая реформа. 2 . Дата исхода евреев из Египта. 3 . История Моисея ( Исх.1–2 ). 4 . Призвание Моисея ( Исх.3–4 ). 5 . Толкование Исх.4:24–26 6 . Имена Божии Элохим и Эл Элйон. 7 . Имена Божии Шаддай и Адонай. 8 . Имя Божие Яхве: откровение и толкование, 9 . Имя Божие Яхве: история, произношение. 10 . Имена Яхве Саваоф и Яхве Бог Израилев. 11 . Египетские казни (обзор). 12 . Установление праздника Пасхи ( Исх.12:1–28 ). 13 . Десятая казнь. Закон о первенцах ( Исх.12:29–13:16 ). 14 . Переход через Чермное море, значение события ( Исх.13:17–15 ). 15 . Заключение Завета на Синае ( Исх.19 ). 16 . Заключение Завета на Синае ( Исх.24 ). 17 . Десять заповедей: значение, алфавит, различия текста в Исх. и Втор., разделение. Смысл местоимения «ты». 18 . Первая – четвертая заповеди. 19 . Толкование с пятой по десятую заповедь. Заповедь о козленке. 20 . Изготовление золотого тельца, наказание народа ( Исх.32 ). 21 . Восстановление Завета. Богоявление Моисею ( Исх.33–34 ). 22 . Устройство скинии. Вопросы к зачету по Книге Левит 1 . Предварительные понятия о жертвоприношениях: необходимость жертв, требования к животным, смысл жертвоприношений. 2 . Всесожжение и мирная жертва. 3 . Жертва за грех и жертва повинности. 4 . Хлебное приношение. Прообразовательное значение ветхозаветных жертв. 5 . Ветхозаветное священство: учреждение священства, первосвященники, избрание левитов, обязанности священников и левитов. 6 . Физические и нравственные требования к священникам, экономическое положение священников и левитов. 7 . Ветхозаветное священство: богослужебные одежды и чин посвящения. 8 . Понятие о святости. Святость Яхве и святость народа. 9 . Чистая и нечистая пища. 10 . Нечистота смерти, проказы, истечений. Значение законов о ритуальной чистоте. 11 . День Очищения ( Лев.16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Keywords: canon law, church canons, mutability of canons. 5 Митрофанов А. Ю. Церковное право и его кодификация в период раннего средневековья IV–XI вв. М., 2010. С. 6. 6 О богодухновенности канонов говорят и святые отцы, но этим не подразумевается автоматически и неизменяемость канонов, особенно дисциплинарных. Также известно, что ветхозаветные ритуалы упразднены, но это никоим образом не упраздняет богодухновенность Ветхого Завета. Таким образом, можно провести аналогию и с канонами Вселенских Соборов. Подробнее об этом см., например: Борщ И. В. Русская наука церковного права в первой половине XX века: Поиск методологии. М., 2008. С. 64. 7 Борщ И.В. Русская наука церковного права в первой половине XX века: Поиск методологии. М., 2008. С. 64–65. 8 Например, 17 и 18 каноны I Вселенского Собора, а также 4, 10, 14, 20, 28 каноны IV Вселенского Собора и др. 10 О неизменяемости и аутентичности канонов говорит и Архиепископ Нью-Йоркский и Нью-Джерсийский Пётр: «Дисциплинарное законодательство, принятое четырьмя первыми Вселенскими Соборами, несомненно, составляет историческое ядро канонического права Православной Церкви. Это еще более очевидно, если учитывать и законодательство Поместных Соборов, вошедшее в собрание, одобренное отцами Халкидонского Собора. Последующее каноническое законодательство, повсеместно воспринятое Православной Церковью, не привнесло каких-либо существенных изменений. Да такие изменения невозможно было бы и представить себе на Востоке, который утвердился в мысли, что не только церковное благовествование, но и основные дисциплинарные нормы составляют неотъемлемую часть непреходящего церковного Предания. Это убеждение в невозможности существенных изменений в данной области было подчеркнуто отцами II Никейского Собора, которые, допуская известное риторическое преувеличение, прилагают к правилам слова Второзакония по поводу Священного Писания : «Не прибавляй к тому и не убавляй от того» ( Втор.12:32 ). В связи с этим все привносимые здесь изменения всегда преподносились как должным образом обоснованные случаи частного применения» ( Петр , архиеп. Правила первых четырех Вселенских Соборов. М., 2005. С. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею». «…И будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы (и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать)». [Втор. 28:12] « 5 … богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к тебе. 10 Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их служить тебе ... 11 И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем, ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их». [Исаия 60: 5, 10-11] Несомненны и «врожденные» способности избранного народа по приведению «в меридиан» попавшего ему в управление народонаселения: « 15 ...и деньги исчезли из Египта. И пришли египтяне к Иосифу и сказали, Дай нам хлеба, ибо, почему мы должны умирать в твоём присутствии? 16 ...и Иосиф сказал, Если у вас нет денег, дайте мне ваш скот взамен на хлеб 17 ...и они привели свои стада к Иосифу, и он дал им за них хлеб 18 ...когда закончился год и начался второй они снова пришли к нему и сказали, мы честны перед Богом. У нас ничего не осталось, кроме нашей земли и нашей плоти 19 ...зачем мы должны умирать у тебя на глазах. Лучше мы продадимся тебе за кусок хлеба и станем рабами фараона... 21 ... и люди на всей территории Египта стали рабами...» [Бытие 47: 15-19, 21] Долгий и успешный период противостояния От участи рабы и даже данницы Денежной державы на несколько столетий была избавлена Ромейская империя – Второй Рим. Ростовщичество там было категорически воспрещено, и даже во время войн – предпочитали продавать часть золотого запаса, нежели занимать. Об устойчивости антиинфляционной Ромейской экономики свидетельствует тот факт, что соотношение между золотом и серебром, установленное еще Юлием Цезарем, и восстановленное в Ромее, держалось по крайней мере до X века, а золотой солид или безант оставался самой устойчивой валютой мира чуть ли не до конца земного существования Второго Рима.

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/25/...

4 . Книга Чисел. В ней описывается, как в пустыне проводилась всеобщая перепись народа израильского, при которой, кроме левитов, было насчитано 603 550 взрослых мужчин; далее там подробно объясняются обязанности левитов и рассказывается о ропоте народа против Моисея и о смерти Аарона (Чис.). 5 . Книга Второзакония. В ней Моисей перед смертью сокращенно повторяет законник, который Бог дал еврейскому народу, возносит благодарения Богу и благословляет народ; в конце описывается смерть Моисея и его погребение (Втор.). 6 . Книга Иисуса Навина. В ней рассказывается о приходе в землю обетованную и о разделении ее между двенадцатью коленами израильскими (Нав.). 7 . Книга Судей. В ней описывается жизнь евреев в то время, когда ими управляли судьи (Суд.). 8 . Книга Руфь, где рассказывается о жене по имени Руфь, которая была прабабушкой царя Давида (Руфь). 9–12. Две книги Самуила и две книги Царств, где повествуется о жизни народа израильского, когда им управляли цари, а особенно о постройке великолепного храма в Иерусалиме (Сам. и Цар.). 13–14. Две книги Паралипоменон, которые являются дополнением к книгам Царств (Пар.). 15–16. Книги Ездры и Неемии, в которых рассказывается о возвращении евреев из Вавилонского плена, о постройке нового храма на месте первого и о возобновлении города Иерусалима (Езд. и Неем.). 17 . Книга Есфирь, где описывается жизнь набожной и мужественной израильтянки, которая спасла свой народ от гибели во время правления персидского царя Артаксеркса (Есф.). 18 . Книга Иова, где повествуется о богоугодной жизни праведного Иова, который в пору великих страданий и невзгод сохранил твердую веру в Бога и проявил великое терпение и мудрость (Иов.).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

В Кормчей (из Прохирона) читаем: «не бывает брак, аще не совещают собравшеся имущии власть, на хотящих женитися, или посягати» (гл. 48, столб. 4, 3); а в помещенной в Кормчей эклоге, уставовляющей возраст жениха и невесты, читаем: «обема хотящема совещанием родителю» (гл. 49, зач. 2, 1). 2189 Относительно Австрии 49 свода гражд. законов; Сербии – 69 в. и 73 свода гражд. зак; Болгарского экзархата – XIV, 1, б, дополн. к уставу 1883 г., России – зак. гражд. 8. 15. Ср. относительно Греции окружн. послание Афин. синода 31 марта 1834 г., а Константиноп. патриархата – у Х 23–29. 2190 IV Всел. соб. кан. 16, Трул. 44, перво-втор. 5, Васил. Вел. 18 и 19. Толков. Вальсамона на 5 кан. перво-втор. соб., 19 и 27 Вас Вел. (Аф. Синт., II, 664–667; IV, 146, 162). Властарь, Г, 11, 14 (ib. VI. 169, 183). Австр. св. гражд. зак. 63. 2192 Athenag, Suppl, pro Christ., cap. 33. Greg. Naz., Orat. 31. Номокан. XIII, 2 (Аф. Синт., I, 275). 2194 Никифора Констант. кан. 2 (Аф. Синт., IV, 427). Никиты Ираклийского 1 отв. (ib. V, 441). См. в требнике «последование о двобрачном». 2195 Неокес. соб. кан. 7 и толков. Вальсамона на этот канон (Аф. Синт., III, 81). Уп. ответ Никиты Ираклийского. 2196 Ап. кап. 17 и 18, Вас. Вел. 12, послан. Никифора Хартофилакса (Аф. Синт., V, 399) Номокан., I, 23; IX, 29 (ib. I, 59, 211). Властарь, Г, 4 (ib 155–156). Номокан. при Бол. требнике, стр. 182. 2197 Василий Вел. называет третий брак «осквернением церкви но не предает его явному осуждению только оттого, что он все-таки терпимее «разнузданного блуда» ( Кан. 50 и толков. Зонары и Вальсамона на этот канон (Аф. Синт., IV, 203–204). 2198 Новелла императрицы Ирины (между 797 и 802.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010