Итак, не оскорбление ли это Духу? Евр.10:30 .  Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. (Ср. Втор.32:35 ) И еще: Господь будет судить народ Свой. (ср. Пс.134:14 ) Евр.10:31 . Страшно впасть в руки Бога живаго! (Ср. Лк.18:7–8 ) Это сказал по связи, чтобы показать, что Господь принял на Себя «отмщение» грешникам. Ибо сказал это чрез пророка. Утешает также и тех, кто впадал в малодушие по причине искушений со стороны, притесняющих их иудеев. Он как бы так говорил: не падайте духом, у вас есть Отмститель и Воздаятель, Который живет вечно, Которого ни в каком случае не избегнут оскорбляющие вас. Вы впали в руки тех смертных людей, а они – в руки Бога вечно живого, от Которого они не скроются. Евр.10:32 .  Вспомните прежние дни ваши, Итак мы не даром говорили, что слова «Мне отмщение» он прикровенно вводит для их утешения. Ибо вот, теперь яснее говорит с ними, убеждая их не выходить из терпения. Итак, говорит, не подражайте кому-нибудь другому, но сами себе. При начале веры вашей вы боролись; о борьбе этой вы всегда и вспоминайте, чтобы чрез беспечность не погубить того, чего вы прежде достигли путем борьбы. Заметь духовную мудрость: потрясши сначала души их напоминанием о геенне, теперь успокаивает их похвалами, но не льстя им, а убеждая их собственным их примером. Ибо большего вероятия заслуживает тот, кто советует кому-нибудь подражать себе самому и тем делам, которые он раньше совершил. когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, «Быв просвещены» – говорит или о крещении, или вообще о познании таинства и о благах, ожидавших верных. Ибо, когда вы были просвещены знанием будущего, вы столько претерпели. Не сказал: искушений, но выдержали подвиг, что служит выражением мужества и силы, и подлинно великий подвиг они выдержали. Евр.10:33 .  то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, Обрати внимание на похвалу. Именно, человек с благородной душой имеет потребность в том, чтобы претерпеть поношения, как пророк свидетельствует: «говорили мне всякий день: где Бог твой?» ( Пс.41:4 ) и: «ибо не враг поносит меня, – это я перенес бы» ( Пс.54:13 ); и: «не предавай меня на поругание безумному» ( Пс.38:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Иуда (в отсутствие Рувима) со своей стороны предлагает меру, которая, по его намерению, имела служить к спасению Иосифа от голодной, мучительной смерти в колодце: продажу его купцам – предложение, в некоторой степени характерное для будущего иудейского племени, посредника всемирной торговли, – предложение, менее гуманное в сравнении с увещанием Рувима (ст. 22), но оказавшееся более вразумительным для бессердечных братьев. И они продали его купцам (по-видимому, с условием отвести его именно в Египет, как можно заключать из слов Иосифа в Быт. 45:4–5 ) за 20 сиклей серебра, т.е. за цену, какую впоследствии назначил Моисей для выкупа у святилища мальчиков от 5 до 20 лет ( Лев. 27:5 ), между тем как средней ценой раба (Иосиф продан был в рабы, Пс. 104:17 ) считалась ( Исх. 21:32 ) 30 сиклей серебра. LXX, видимо, считавшие 20 сикл. серебра (ок. 17 руб. на наши деньги) слишком низкой ценой, передают: «златницы» ( εκοσι χρυσν). Продав Иосифа, братья его совершили преступление человекохищничества, за которое впоследствии закон Моисеев назначил смертную казнь ( Исх. 21:16 ; Втор. 24:7 ). Быт.37:29–30 . Рувим же пришел опять ко рву; и вот, нет Иосифа во рве. И разодрал он одежды свои, и возвратился к братьям своим, и сказал: отрока нет, а я, куда я денусь? Рувим, отсутствовавший во время продажи Иосифа, возвратившись и не найдя Иосифа в колодце, приходит в отчаяние, разрывает в знак нестерпимой печали одежду (как после Иаков, ст. 34, ср. Быт. 44:13 ). В вопле его к братьям – enennu vaani ani anah ba – заключается непереводимый, свойственный еврейскому языку, ассонанс, выражающий непосредственную и глубокую скорбь доброй души Рувима, не имевшего, однако, достаточно твердости открыть отцу действительное положение дела. Быт.37:31–32 . И взяли одежду Иосифа, и закололи козла, и вымарали одежду кровью; и послали разноцветную одежду, и доставили к отцу своему, и сказали: мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда, или нет. Одно преступление братьев Иосифа влечет за собою другое – грубый обман отца, причем для этой цели они употребляют тот же злополучный хитон Иосифа: в этом памятнике отеческого предпочтения Иосифу их мятущаяся совесть хотела найти себе оправдание.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нав.13:29 .  Моисей дал удел и половине колена Манассиина, который принадлежал половине колена сынов Манассииных, по племенам их; Слова " который принадлежал половине колена сынов Манассииных», повторяющих то же, что сказано в начальных словах этого стиха, читаются в еврейском тексте, но не находятся в переводе LXX по древнейшим его спискам, как и в славянской Библии. Нав.13:30 .  предел их был: от Маханаима весь Васан, все царство Ога, царя Васанского, и все селения Иаировы, что в Васане, шестьдесят городов; При описании удела полуколена Манассиина библейский писатель сначала указывает южный пограничный пункт – Маханаим и затем важнейшую северную часть его владений – Васан ( Нав.12:5 ), как называлось царство Ога до завоевания его израильтянами, после чего оно стало известно под названием «селений Иаировых» ( Втор.3:14 ). Нав.13:31 .  а половина Галаада и Астароф и Едрея, царственные города Ога Васанского, [даны] сынам Махира, сына Манассиина, половине сынов Махировых, по племенам их. Здесь в частности указывается та половина Галаада, которая точнее обозначена находившимися в ней столичными городами «Астарофом и Едреей», т.е. северная, которую получило старшее поколение Манасиина колена, называвшееся по имени своего родоначальника Махировым, в отличие от других поколений, ведших свой род также от него ( Чис.26:29–32 ), но носивших имена других ближайших родоначальников. Северная часть Галаада отдана была Махирову поколению, как принимавшему особенно деятельное участие в ее завоевании ( Чис.32:39 ; Нав.17:1 ). 117 В Александрийском списке по фототипическому его снимку, конец Нав.13 и начало Нав.13 читается κα τ Ευα κ Θαιμαν κα πσ γ Χανααν. Здесь слово Θαιμαν отделено от следующих затем слов πση γ черточкой или точкой, составляющей в Александр. списке единственный знак препинания. Ставящаяся в печатных изданиях греческого текста перед κ Θαιμαν точка принадлежит издателям, разделяющим его применительно к принятому разделению на стихи. Непосредственная связь слов: к югу с концом Нав.13 ясно выражена и в переводе блаженного Иеронима Ad meridiem vero sunt Hevaii – «а к югу Евеи». По словам других комментаторов (напр. Keil. Iosua, 105), так же переведено это место и в Сирском Пешито. 119 Так читается начало 8-го стиха в Александрийском и древнем Ватиканском (кроме δ δο, отсутствующих в последнем) и др. списках. 122 Перевод этого памятника на русский язык с объяснением см. в «Христианском Чтении» 1870 г., где помещены статьи проф. Д. А. Хвольсона «Новооткрытый памятник Моавитского царя Меши». Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Иисуса Навина. 848-1053 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Писание свидетельствует, что Господь говорил с Моисеем «лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (33,11), в то время как люди, ожидавшие внизу, «не видели никакого образа» (Втор 4,15). Но это не значит, что мистическое созерцание позволило пророку постичь саму божественную Тайну. В Исх 33,12-23 мы читаем, что человек не может увидеть Бога и остаться в живых. Поэтому на просьбу Моисея дать ему познание Сушего Господь являет лишь отблеск Своей Славы: «Ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо». Не только Бог есть неприступная Святыня, но и отражение Славы Его на лице Моисея было невыносимо для народа: «И видели Сыны Израилевы, что сияет лицо Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лице свое» (34,35). Слава (евр. Кавод) есть форма Теофании, излияние в мир мощи Творца. В Новом Завете Гоподь Иисус явит Славу Свою на иной горе, в присутствии Моисея и Илии (двух пророков, молившихся на Синае), и ученики узрят ее «якоже можаху». Величайшим снисхождением Сущего станет Его приход во плоти: «Видевший Меня видел Отца» (Ин 14,9). Таким образом, Ветхий Завет учит, что, даже открываясь людям, пребывая среди них, Сущий оставался запредельным, исполненным тайны. В полноте «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1,18). 7. Золотой телец (Исх 32). Тем временем люди, долгое время ожидая Моисея, чувствуют себя осиротевшими и боятся, что вождь навсегда покинул их. Его учение о незримом Творце с трудом проникало в сознание израильтян, еще недавно чтивших идолов (Иез 20,8). Поэтому они принуждают Аарона сделать им изваяние тельца, который бы олицетворял Ягве, и устроить в честь Него праздник. В прошлом экзегеты считали, что золотой телец есть вариант египетского Аписа, почитавшегося в виде быка. Однако теперь признается боле вероятным, что телец выступал здесь в качестве общесемитского символа божества плодородия (каким и хотели представить Ягве). В рассказе о золотом тельце как бы испытывается и вера Моисея. Бог предлагает ему стать новым Авраамом, основателем нового народа Божия, в то время как прежний будет истреблен. Но Моисей выступает ходатаем за падших. Им движет не только сострадание к Израилю, но и ревность о Боге, Завет Которого должен быть непреложным. «И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» (32,14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Разделы портала «Азбука веры» Частный Суд — Суд Божий над душой человека, совершаемый после его смерти, предваряющий окончательное определение его участи на Страшном Суде . Какова была посмертная участь людей во времена Ветхого Завета ? В дохристианские времена душа каждого умершего человека неизбежно оказывалась в аду . Ад представлял собой глубочайшую замкнутую пропасть, расположенную в недрах земли, и включал в себя множество обособленных мест ( Еф.4:9 ). Разным местам преисподней, или разным темницам, соответствовали разные уровни греховности заточённых там душ. Среди адовых темниц выделялись более возвышенные и более низменные. Последние предназначались для злостных нечестивцев ( Иез.32:23 ) (см. подробнее: Рай и ад: два места или два состояния? ). Эти темницы населялись человеческими душами не по личному произволу, а согласно Божьему решению или Суду: «У Меня отмщение и воздаяние» ( Втор.32:35 ). Так, о грешниках сообщалось, что «как овец, заключат их в преисподнюю, смерть будет пасти их» ( Пс.48:15 ). А о праведниках говорилось: «души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их» ( Прем.3:1 ). В реализации определений Божьего Суда участвовали добрые ангелы и злые духи. Положим, о праведном Лазаре сообщается: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» ( Лк.16:22 ). А о безумном землевладельце замечено: «Бог сказал ему: безумный! в сию же ночь душу твою возьмут у тебя» ( Лк.12:20 ). «Взять» и похитить человеческую душу — характерно для демонов. «Господи, Боже мой! — взывал псалмопевец… — Да не похитит он, как лев, душу мою, когда нет избавителя и спасителя» ( Пс.7:1-2 ). О различии мест посмертного пребывания праведников и беззаконников рассказывается в притче о богатом и Лазаре ( Лк.16:22-23 ). Внутреннее состояние грешников отмечено там как крайне тяжёлое и мучительное. Кроме того, в притче приводятся слова Авраама о невозможности свободного передвижения праведников ко грешникам и наоборот: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» ( Лк.16:26 ). Что изменилось с Пришествием Христа?

http://azbyka.ru/chastnyj-sud

Тогда навлекший на себя суд Божий, доселе бывший царственным, народ или, подобно Египту, продолжает быть, по выражению Св. Писания, народом умаленным, царством слабым, без властителей из своей земли; или, подобно Ассуру и Вавилону изглаждается с самым своим именем с лица земли: «...о тебе, Ассур, Господь определил, – говорит пророк Наум, – не будет более семени с твоим именем» ( Наум.1:14 ); «...прострет Он руку Свою на север, и уничтожит Ассура, и обратит Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня» ( Соф.2:13 ); «И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем» ( Ис.13:19–20 ). Но бывают иногда в народно-политической жизни такие эпохи, когда живущее поколение сильно развращается, и историческая жизнь народа вступает на путь разрушения в себе нравственного порядка, в народной, однако, массе остаются здоровые еще элементы, могущие при благоприятных условиях направить жизнь народа на путь добра и нравственного порядка, тогда Господь посещает народ сильным испытанием, отвергает Господь и оставляет род, по свидетельству Св. Писания, навлекший гнев Его, раскидывает под солнцем и луною злое племя ( Иер.7:29, 8:2–3 ). Будущность же народа с его племенем сохраняется в его добром семени ( Ис.6:13 ), ибо, и упавши, встают, говорит Господь, и, совратившись с дороги, возвращаются ( Иер.8:4 ). Такие же эпохи в жизни отдельных народов, в которых, по свидетельству Св. Писания, виноград их начинает быть «от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие; вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов» ( Втор.32:32–33 ), т.е. такие эпохи, когда жизнь семейно-общественная неисцельно отравляется развращением нравов, отношения между людьми ожесточаются через господство злых волей; когда, по свидетельству Св. Писания; «из корня их змеиного начинает выходить аспид, а плодом их бывает летучий дракон» ( Ис.14:29 ), эпохи, когда будущие поколения народа имеют преемственно явиться во всеоружии злых волей; тогда «мера беззаконий народа исполняется», и Господь судит народ судом Содома и Гоморры, судом Аморреев: «в четвертом роде возвратятся они сюда , – говорит Господь Аврааму, – ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» ( Быт.15:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Человечество после потопа развивается также под законом греха. Уже в самом семействе Ноя обнаруживается нечестие: Хам за неповиновение отцу проклинается со всем своим потомством. В истории столпотворения Вавилонского снова проявилось хотение быть «яко бози», вызвавшее суд смешения и разделения языков. Хотя после этого наказания люди не могли уже совершить общечеловеческого зла, но они все продолжали грешить. Даже и в Симово потомство проникло нечестие, так что ему грозила опасность потери веры, идолопоклонства. В богоизбранном семействе, из которого произошёл отец верующих Авраам, Фарра, отец Авраама, имел идолов. Праведность самого Авраама была относительной, так как и сам отец верующих не был свободен от греха ( Быт.12:11, 13, 20:2 ; Ис.43:27 ). Избрание Авраама и Израиля указывает на всеобщую силу греха в роде человеческом, если нужно было обособить отдельное лицо и племя из всего рода, на которых должны были сосредоточиться все чаяния. Сам Иегова становится руководителем народа, открывает ему Свою волю, даёт чрез Моисея закон, определяющей религиозный, гражданский и домашний быт его; ему принадлежали: «всыновление и слава, и заветы и законоположение, и служение и обетования» ( Рим.9:4 ) – и тем не менее в продолжение всей своей истории начиная с Египта, народ оставался жестоковыйным, непокорным и непослушным, с крепким лбом и жестоким сердцем ( Исх.32:9 ; Втор.9:6 ; 4Цар.17:14 ; Ис.48:4 ; Иер.5:3 ; Иез.2:4, 3:7:9 ), часто отпадал от Иеговы, чтил идолов языческих народов и ходил во всех грехах и пороках. «От юности», с раннего утра сыновья Израилевы и сыновья Иудины зло делали пред очами Иеговы ( Иер.32:30, 7:25–26 . Иез.16:22–23 ), «от чрева матери были беззаконниками». ( Ис.48:8 ). Наконец, последним, тягчайшим преступлением Израиля было отвержение и распятие Спасителя грешников. «Непрерывная смена форм греха, замечаемая во всей ветхозаветной истории, предполагает для себя никогда не прекращающееся, общее всему человечеству, внутреннее тяготение ко греху» 92 , от которого не свободны даже праведники. Пророк Исаия говорит о себе: «я человек с нечистыми устами, и живу среди народа с нечистыми устами» ( Ис.6:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Это последнее описание её по народам, ее населявшим, из времени Моисея, не указывает её непременно в стране между Иорданом и Средиземным морем; потому что аморреи составляли тогда два сильных царства на восточной стороне Иордана ( Числ.21:21–35 ; Втор.4:46–49 ), a землею хеттеев называется вся страна между Средиземным морем и Евфратом ( Нав.1:4 ). Но прямое название земли обетованной в это время землею ханаанскою ( Исх.6:4 ), чем обозначается, как мы уже говорили, страна к западу от Иордана, дает основание полагать, что под землею обетования Моисей и израильтяне его времени разумеют именно эту страну между Средиземным морем и Иорданом и выходят из Египта с намерением поселиться здесь. В связи с этим намерением стоит, конечно, первоначальное намерение Моисея вторгнуться в Ханаан с южной его стороны. Соглядатаи посылаются рассмотреть землю ханаанскую ( Числ.13:18 ), проходят по стране между Иорданом и Средиземным морем (ст. 22. 23) и дают отчет об этой стране (ст. 30). Но намерение вторгнуться в Ханаан с юга не осуществилось. Израиль вынужден перейти обходным путем на восточную сторону Иордана. Но и здесь его намерение прежнее, – перейти чрез Иордан в страну к западу от него. «Позволь мне пройти землею твоею, говорили израильские послы от имени Израиля Сигону, царю аморрейскому, владевшему страною к востоку от нижнего течения Иордана; мы не будем заходить в поля и виноградники, не будем пить воды из колодезей (твоих), а пойдем путем царским, доколе не перейдём пределов твоих " ( Числ.21:21,22 ). И только отказ со стороны Сигона удовлетворить просьбе Израиля заставил его завоевать его царство, – и потом соседнее с ним Ога, царя васанского (23–25, 33–35). Но и после этого намерение Моисея было вести всего Израиля за Иордан. Сыны Рувимовы и Гадовы, находя землю на восточной стороне Иордана годною для своих стад, просят Моисея не переводить их чрез Иордан ( Числ.32:5 ). Эта просьба вызывает недовольство со стороны Моисея, вызывает именно тем, что они чрез это отвращают «сердце сынов израилевых от перехода в землю, которую дает им Господь» (32:7,9).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это сочетание должностей царя, священника и пророка показывает, что Мессия не будет каким-то обыкновенным царем. Бог поразил царя Озию проказой, когда он сделал попытку посягать на священническое право ( 2Пар.26:16–21 ). Как же Мессии быть царем и священником? Ведь Он должен был быть священником совсем иного типа, – вечным священником, а не только священником на протяжении своей земной жизни, священником по чину Мельхиседека, не Аарона. Никакой израильский царь не мог утверждать, что он исполняет все эти роли, не говоря уже о требовании ему сидеть одесную Бога и быть вечным князем. Это троякое предсказание было исполнено только Христом. Он был царем, хотя не по политическому плану ( Ин.18:36 ), священником по чину Мельхиседека ( Евр.5:4–6, 7:1–12 ) и пророком ( Деян.3:22 ). 4) Мессия должен был стать сверхъестественной личностью с необычными дарами. Исайя имел самое ясное представление о Нем. Мессия должен был прийти от «корня Иессеева»; «И почиет на Нем дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих, и не по слуху ушей Своих решать дела» ( Ис.11:1–3 ). Моисей или Илия могли бы соответствовать этому в описании Его, но Исайя еще подробнее уточняет, кем является Мессия. Выходит, что только сверхъестественный человек может исполнить данные предсказания: «Ибо Младенец родился нам, Сын дан нам: владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный Советник, Бог Крепкий Отец вечности, Князь мира» ( Ис.9:6 ). Обещанный этими словами Младенец, действительно, больше любого пророка, царя или священника, которого Иегова мог бы послать Израилю; Посмотрите на Его титулы: «Чудный Советник» – это указывает на Его сверхъестественную мудрость и постижение вещей; «Бог Крепкий» – эти слова относятся только к Иегове ( Втор.10:17 , Неем.9:32 , Ис.1:24 , Иер.32:18 ); «Отец вечности» – снова это относится только к Иегове ( Ис.63:16, 64:8 ). Когда Иоанн Креститель послал своих учеников к Иисусу, чтобы спросить у Него, является ли Он истинным Мессией, Иисус, чтобы успокоить их, ссылается на книгу пророка Исайи 35:5–6 : «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отвергнутся, тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь». Исайя в сущности пророчествовал о чудесах Помазанника ( Лк.7:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

Я постараюсь объяснить вам, девы, и следующие за тем предписания, так как и они касаются ваших обязанностей, составляя законоположения о девстве и требования, научающие, от чего дева должна воздерживаться и удаляться. Там написано так: и сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым, и скажи им: если мужчина или женщина даст великий обет соблюдать чистоту пред Господом, то он должен воздержаться от вина, и крепкаго напитка (ε), и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленнаго из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод во все дни обета своею (Числ.6:1-4) Это значит: кто обрек и посвятил себя Господу, тот не должен срывать плодов с дерева нечестия, потому что они всегда производят опьянение и исступление. Ибо мы знаем из Писаний, что есть два рода винограда, которые растут отдельно друг от друга и различны между собою. Один доставляет бессмертие и правду, а другой бывает причиною неистовства и безумия. Виноград, отрезвляющий и веселящий (Зах.9:1.7; Пс.103:15), радостно производящий из глаголов своих, как бы из ветвей, грозды дарований, источающие любовь, есть Господь наш, Иисус Христос, который ясно говорит Апостолам: я есть истинная виноградная лоза, вы ветви, а Отец Мой виноградарь (Ин.15:1.5). Дикий же и смертоносный виноград, источающий неистовство, яд и гнев, есть диавол, как говорит Моисей, описывая его так: виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморских; ягоды их ягоды ядовитыя, грозды их горькие; вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов (Втор.32:32.33). Им насыщаясь, жители Содома дошли до такого неистовства, что предались противоестественному бесплодному мужеложеству (Быт.18:20; 19:4). Им упиваясь, современники Ноя впали в неверие, и погибли под водами потопа (Быт.6:7). Отсюда почерпая, Каин обагрил братоубийственные руки и осквернил землю родственною кровью (Быт.4:8). Им упиваясь, народы возбуждают ярость свою к убийственным войнам друг против друга. Не в такое приходит человек исступление и умопомешательство от вина, как от зависти и гнева; не столько пьянеют и неистовствуют от вина, сколько от скуки, от любовной страсти, от невоздержности. От этого винограда запрещено вкушать деве, чтобы она, оставаясь трезвенною и неусыпляемою от житейских забот, возжигала Слову светильник, сияющий светом правды. Смотрите же за собою, говорит Господь, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас, как сеть (Лк.21:34).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/952/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010