И. присутствовал при смерти отца (Быт 50. 1; ср.: 46. 4). Он забальзамировал тело и похоронил его в Ханаане (Быт 50. 1-14). С этого момента братья, видимо, стали бояться мести, однако И. простил их, напоминая, что Бог обратил в добро его продажу в егип. рабство (Быт 50. 15-21; ср.: Быт 45. 5-8). И. прожил еще 54 года после смерти отца и увидел правнуков от обоих сыновей. Он умер, когда ему было 110 лет (этот возраст считался идеальным по древнеегип. представлениям - Janssen M. A. On the Ideal Lifetime of the Egyptians//Oudheidkundige mededeelingen/Rijksmuseum van Oudhen. Leiden, 1950. Vol. 31. P. 33-43). В последних словах И. исповедал веру в обетования, данные Богом патриархам, и заклинал братьев во время переселения в землю обетованную взять с собой его останки (Быт 50. 24-25), что и было впосл. исполнено (Исх 13. 19; Нав 24. 32). Тело И. было забальзамировано по местным обычаям и похоронено в Египте (Быт 50. 26). Мысль о благородстве И. и о его спасении через страдания - основная тема повествования о жизни ветхозаветного патриарха. Благодаря мудрости и заботе И. о родственниках раскрывается обетование, данное Аврааму (Быт 12. 1-3): «...Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» (Быт 50. 20; ср.: Быт 45. 5-8). Своей мудростью И. удалось спасти от бедствий не только свою семью, но и Египет и Ханаан. Бог обратил все трудности и бедствия, вызванные человеческими непониманием и слабостями, в торжество братской любви и всепрощения. История переезда семьи И. получила продолжение в исходе избранного народа Божия из Египта и возвращение его в страну Ханаанскую (Быт 46. 3-4). Колено И. Хотя И. не упоминался вместе с др. ветхозаветными патриархами (Исх 2. 24; 3. 6, 15; 4. 5 и т. д.), он считался одним из отцов израильских северных колен (Нав 18. 11; Суд 1. 22; 1 Цар 11. 28). Колено И. было разделено на 2 по именам его сыновей Ефрема и Манассии (Быт 48). Впервые в Быт 48. 1-20 упоминается о делении колена И. Возможно, это было сделано для того, чтобы сохранить символическое число - 12 колен в период, когда колено Левия приняло на себя исключительно религ. функции ( Coams. 1992. P. 978). Это разделение отражено в Нав 14. 4; 16. 4; 17. 17 и во Втор 33. 13-17. Моисей благословил колено И., однако в стихе 17b содержится упоминание о разделении колена И. между Ефремом и Манассией. Территория колена И. благословляется различными дарами земли (Втор 33. 13-16), «крепость» родоначальника колена сравнивается с мощью первородного тельца и с рогами буйвола (Втор 33. 17), т. е. создается образ многодетного сильного правителя. Выражение «дом Иосифа» («жезл Иосифов» - Иез 37. 19) впосл. становится символом Северного царства - народа Израиля в противоположность Южному царству - народу Иуды (Ам 5. 6; Авд 1. 18; Зах 10. 6). Нек-рые исследователи видят в этом повествовании традицию Северного царства считать И. родоначальником народа Израиля ( Sarna. 2007. P. 409). И. в других книгах Свящ. Писания

http://pravenc.ru/text/578394.html

«Мужи Израильтяне» ( Деян.3:12 ) «и боящиеся Бога». Первое относится к природным иудеям, второе – к прозелитам врат, почитателям истинного Бога из язычников, принимавшим участие в синагогальных богослужениях, где занимали особо назначенные для них места (ср. Деян.13:43, 17:4, 17, 16:14, 18:7 ). Деян.13:17 .  Бог народа сего избрал отцов наших и воз­высил сей народ во время пре­бывания в земле Египетской, и мышцею воз­несен­ною вывел их из нее, «Бог народа сего», т.е. еврейского. Греческий текст: о Θες το λαο τοτου Ισραλ... Образ выражения указывает, что речь Павла обращается собственно к прозелитам, но в то же время косвенно и с не меньшею силою она метит и в сердце слушателей-евреев, к которым прямее обращается с Деян.13:26 . «Отцев наших». Говоря выше о Боге «народа сего», апостол выражением «отцев наших» причисляет и себя к народу еврейскому, показывая, что этот народ один пользовался преимуществом особого избрания Божия, в то время как все остальные народы были предоставлены до времени ходить по путям своим ( Деян.14:16 ). «Избрал» – избранием Авраама и заветом с ним и его потомством. «Возвысил» – размножением, крепостью и могуществом, коих боялись сами египтяне ( Исх.1:7–10 ). «Мышцею вознесенною вывел». Образное выражение, часто употребляемое в Свящ. Писании при упоминании о выходе евреев из Египта, означает силу Бога Иеговы, как вождя народа Своего, выведенного Им под защитою Его крепкой руки, явившей себя в столь многочисленных знамениях и чудесах Исхода. Деян.13:18 .  и около сорока лет време­ни питал их в пустыне. «Питал их» – ετροποφρησεν – с материнскою заботливостью нося на руках, как мать младенца (ср. Втор.1 и 2Мак.7:29 ). Эта заботливость выразилась особенно в питании их хлебом небесным – манною (ср. Ин.6:30–32 ). Деян.13:19 .  И, истребив семь народов в земле Ханаанской, раз­делил им в наследие землю их. «Истребив семь народов в земле Ханаанской» (т.е. Палестине) (Ср. Втор.7:1 ). Так как упоминаемые народы были гораздо сильнее и многочисленнее народа еврейского ( Втор. 7, 1–2 ), то это истребление и дальнейшее разделение земли упоминается также для того, чтобы подчеркнуть заботливость Иеговы о народе Своем, в целях подготовления его к принятию Обетованного Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Напротив, присутствуют только лишь общие обвинения в идолопо­клонстве, говорится об угрозе со стороны соседних народов как о наказании за это. На основании указанных особенностей содержания песни И.Р. Тантлевский утверждает, что общественно-религиозная ситуация, отраженная в песни Моисея, может быть с большой долей уверенности соотнесена с эпохой Судей (XII–XI вв. до Р.Х.) 22 . А это уже время, близкое к жизни Моисея, так что нет ничего невозможного в том, что Моисей мог в своей песни пророчески описать состояние Израиля в ближайшее столетие после своей смерти. Итак, у нас нет серьезных оснований для сомнений в том, что Моисей дей­ствительно произнес эту песнь перед израильским собранием. Потому следует говорить не об авторстве песни и времени ее происхождения, а только лишь о времени ее включения в текст книги Второзакония, а также о том, когда она приобрела свой окончательный вид (то есть могли ли иметь место дополнения и исправления редакторов более позднего времени) 23 . Насчет наличия в современном тексте песни редакторских добавлений можно говорить лишь гипотетически. В частности, мы не исключаем того, что фрагменты 31:30 и 32:44, в которых говорится о произнесении Моисеем песни перед собранием народа, действительно могли быть добавлены впоследствии редактором для того, чтобы связать текст песни Моисея с предшествующими и последующими частями Второзакония. Однако это ни в коем случае не означа­ет, что само содержание этих стихов можно воспринимать как вымысел и что идентификация данного гимна как песни Моисея является искусственной. Структурный анализ песни Моисея Прежде всего, необходимо отметить, что согласно талмудическим пра­вилам текст Втор.32:1–43 должен быть оформлен особенным образом, что на­шло свое выражение, например, в Алеппском и Ленинградском кодексах: нача­ло песни отделяется от предыдущего текста большим пробелом, конец – также пробелом, но меньшим по размеру. Текст самой песни должен быть написан в два столбца 24 . В современных изданиях Библии выдерживается традиция печатания тек­ста песни Моисея в два столбца; при этом сама песнь занимает ровно 70 строк.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

И Исаия, видевший Херувимов: «И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники» («и будет... корень Иессеов, и востаяй владети языки, на того языцы уповати будут») ( Ис.11:10 ). И Иаков: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» («...оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложеная Ему, и Той чаяние языков» ) ( Быт.49:10 ). И Малахия: «Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери медные» («зане... в вас затворятся двери»), и не изменится предположенное: «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву» («зане от восток солнца и до запад имя Мое прославися во языцех, и на всяцем месте фимиам приносится имени Моему и жертва чиста») ( Мал.1:10–11 ). И еще Давид: «Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости; ибо Господь Всевышний страшен, – великий Царь над всею землею… Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном» («Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования: яко Господь Вышний страшен, Царь велий по всей земли... Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне») ( Пс.46:2–3, 6 ). И еще другой: «Веселитесь, язычники, с народом Его» («возвеселитеся, языцы, с людьми Его») ( Втор.32:43 ). И Ты Сам, пришедши, не призвал ли тотчас волхвов, эту твердыню язычников, силу дьявола, могущество бесов, и по снисхождению не сделал ли их провозвестниками? Ты призываешь волхвов; пророки говорят о язычниках; и по Воскресении из мертвых Ты говоришь ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» («шедше... научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа») ( Мф.28:19 ). Когда же пришла эта несчастная, бедная, просящая о дочери, умоляющая облегчить ее несчастье, тогда Ты говоришь: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева»? Когда пришел сотник, Ты говоришь: «Я приду и исцелю его» («Аз пришед исцелю его») ( Мф.8:7 ); когда говорил разбойник, Ты отвечаешь: «ныне же будешь со Мною в раю» («днесь со Мною будеши в раи») ( Лк.23:43 ); когда принесен расслабленный, Ты говоришь: «встань, возьми постель твою, и иди» («востани, возми одр твой и иди») ( Мф.9:6 ); когда умер Лазарь, Ты говоришь: «Лазарь! иди вон» («Лазаре, гряди вон») ( Ин.11:43 ), и четверодневный вышел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Вторая часть заключает также много подобных свидетельств и заканчивается так: «таким образом Господь отдал Израилю всю землю, которую дать клялся отцам их, и они получили ее в наследие. Всех врагов их предал Господь в руки их. Не осталось не исполнившимся ни одно слово из всех добрых слов, которые Господь говорил дому Израилеву; все сбылось» (21:43–45). А последняя часть, можно сказать, наполнена подобными указаниями на такое «исполнение всех добрых слов Господних», требовавшее и от народа такой же точности в исполнении заповедей Господних (23:3–6:14–16; 24:2–13:16–25) и заканчивается заключением завета с народом и вписанием Иисусом Навином этого завета в книгу с обязательством для народа «исполнять» заповеди Господни, как Господь «исполнил» все Свои обетования (24:26–27:31–33). – Справедливо богословы видели между книгой Иисуса Навина и Пятикнижием такое же взаимное отношение, какое существует между Деяниями апостольскими и Евангелием: как в Деяниях апостольских описывается исполнение обетования Господа Иисуса Христа о Церкви и основание ее апостолами, так и в книге Иисуса Навина описывается исполнение обетовании Господних патриархам и основание ветхозаветной церкви в обетованной земле. Все отмеченные особенности могут быть объяснены единственно лишь при признании исторической систематичности книги и единства ее писателя. Очевидно, это не «куча» фрагментов, а идейное историческое писание. Что касается критической гипотезы, распространенной в новой литературе, о единстве книги Иисуса Навина с Пятикнижием и термина «Шестикнижие», основанного на этой гипотезе, то все это неправильно придумано. Из вышеизложенного ясно, что книга И. Навина имеет свой особый план, свои «начало и конец», и свое определенное отношение к Пятикнижию, как исполнение к пророчеству. Эти писания различаются и по языку, причем одни и те же слова различно пишутся и употребляются в них. Так: ( Числ.22:17 ) и (Иерихон – Нав.2:2 ); ( Числ.32:33 ; Втор.3:4, 10, 13 ) и (войско – Нав.13:12, 21, 27, 30, 31 ); ( Исх.20:5 ; Втор.4:24; 5:9 ) и (ревнитель – Нав.24:20 ) и мн.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

2 . Построение храма (6,1–38) 3 . Строительство царского дворца (7,1–12) 4 . Окончание построения храма (7,13–51) 5 . Молитва Соломона и освящение храма (8,1–66) 6 . Завет Господа с Соломоном (9,1–9) 7 . Соломон на вершине славы (9,10 10,29) В. Духовное и политическое падение Соломона (гл. 11) 1 . Грехи Соломона (11,1–13) 2 . Наказание Соломона за его грехи (11,14–25) 3 . Возвышение Иеровоама (11,26–43) II. Ранняя эпоха разделенного царства (12,1 16,34) А. Отделение северных колен израилевых (12,1–24) Б. Иеровоам I, царь израильский (12,25 14,20) 1 . Установление Иеровоамом языческих жертвенников (12,25–33) 2 . Два пророка (гл. 13) 3 . Суд Божий над Иеровоамом (14,1–20) В. Ровоам, царь иудейский (14,21–31) Г. Авия, царь иудейский (15,1–8) Д. Аса, царь израильский (15,9–24) Е. Нават, царь израильский (15,25–32) Ж. Вааса, царь израильский (15,33 16,7) З. Ила, царь израильский (16,8–14) И. Замврий, царь израильский (16,15–20) К. Амврий, царь израильский (16,21–28) Л. Ахав, царь израильский (16,29–34) III. Пророки и цари ( 3Цар. 17,1 4Цар. 8,15 ) А. Пророки и Ахав (17,1 22,40) 1 . Илия фесвитянин (17,1–24) 2 . Илия против хананейских пророков (18,1–46) 3 . Явление Господа Илии на горе Хорив (19,1–21) 4 . Неправильное поведение Ахава во время священной войны (20,1–43) 5 . Ахав с помощью Иезавели отнимает виноградник у Навуфея (21,1–29) 6 . Осуждение Ахава пророком Михеем (22,1–40) Б. Иосафат, царь иудейский (22,41–50) В. Охозия, царь израильский, противится Илии ( 3Цар. 22,51 4Цар. 1,18 ) Глава 1 12,11 Соломон становится царем, несмотря на происки другого сына Давида Адонии, также претендующего на отцовский престол. 1 состарился, вошел в преклонные лета. Ко времени описываемых событий Давиду было около семидесяти лет (2,11; 2Цар. 5,4.5 ). 1 Ависагу Сунамитянку. Т.е. Ависага родом из города Сонама (Сунема), который находился в Изреельской долине неподалеку от горы Гелвуй ( Нав. 19,18 ; 1Цар. 28,4 ; 4Цар. 4,8 ). 1 но царь не познал ее. Давид не имел супружеской связи с Ависагой, и поэтому желание Адонии взять в жены Ависагу после кончины Давида (2,17) не противоречило закону ( Втор. 22,30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В следующий раз Христос обратился к тем же самым слушателям, в большинстве враждебно к Нему настроенным, с заявлением, что Он скоро, как бы исполняя их заветное желание, удалится от них, но потом они сами пожалеют об Его уходе, будут даже искать Его, но не найдут и умрут в грехе своем. Эти слова напоминают собой грозное пророчество, какое некогда изрек своим соплеменникам пророк Захария ( Зах.12:10 ). Ин.8:22 .  Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете придти»? Угроза Христа, однако, не произвела никакого впечатления на Его слушателей. Только последнее Его слово, что они не могут за Ним последовать туда, куда идет Он, занимает на минуту их внимание, и они со злобной насмешкой говорят: «Уж не хочет ли Христос покончить с Собою самоубийством»? Самоубийство у иудеев считалось страшным грехом, и с самоубийцей слушатели Христа не желают подвергнуться одной участи. Ин.8:23 .  Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. Христос не отвечает Своим врагам прямо на их насмешку, но указывает на резкую противоположность между Собой и ими: Он «от вышних», а они «от нижних». Этим Христос выясняет глубочайшую основу их насмешливого отношения к Нему: «нижнее» – это земля, земной мир, как видно из параллельного выражения «от сего мира» (ср. Деян.2:19 ), «вышнее» – небо. Частица «от» ( κ) означает происхождение, а происхождению соответствует и настроенность, и деятельность того или другого лица. «Сей мир», т.е. мир, который «лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ), или грешное человечество. Ин.8:24 .  Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших. Христос объясняет и то, почему Он угрожал Своим врагам тем, что они умрут во грехах, и вечной погибелью: это потому, что только вера в Иисуса может спасти человека. «Что это Я» – выражение это соответствует еврейскому выражению ανι ηου во Второзаконии ( Втор.32:39 ) и в книге пророка Исайи ( Ис.43:10 ), которым Иегова обозначает Себя, как Того, при Котором не может быть допускаемо существование какого-либо другого Бога. Христос, повторяя о Себе это выражение, хочет сказать, что Он один есть жизнь, свет, путь, истина и т.д. В Нем вся сущность новозаветной веры (Мейер).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Для последнего необходимо нарочитое повеление Отца, знаменующего Сына Божия в Сыне Человеческом. Писатель и ссылается на специальное изречение Божие, которым ограждает выраженную формою praesens " a λ γει мысль свою, что это было при воплощении. Только Сам вводящий и мог авторитетно удостоверять данный факт, почему субъектом при глаголе для библейских слов предполагается, несомненно, Бог 25 . В этих наблюдениях имеем ключ к надежному истолкованию самой цитаты. О ней большинство ученых думают 26 , что она взята из греческого добавления Александрийского кодекса во Втор. 32:43 , куда LXX привносят к масоретскому тексту целый пассаж 27 : ε φ ρ νθητε, ο ρανο , μα α τ , κα προσκυνησ τωσαν ατ π ντες ο γγελοιθεο ε φ ρ νθητε, θνη, μετà το λαο α το , κα νισχυσ τωσαν α τ παντες υ ο θεο , каковая глосса встречается и у св. Иустина М. (Dial. с. Tryph. 130). Предположение именно этого источника мотивируется тем, что апостольская редакция тоже имеет в начале κα и по фразировке ближе к отмеченному добавлению, чем к Ncaл. XCVI (97), 7, где у LXX-mu читается: προσκυν σατε α τ π ντες ο γγελοι α το . Простое сличение обнаруживает шаткость этих построений уже с текстуальный стороны по самым предпосылкам соответствующих комментаторов. Они держатся того взгляда, что писатель с упорством и в искажение оригинала и смысла 28 цитовал Ветхий Завет исключительно по-гречески и преимущественно в одном определенном типе, близком к Александрийскому кодексу 29 . Но подобное обобщение, ни в целом 30 , ни в последней частности не вполне верно 31 . Автор наряду с другими новозаветными писателями вовсе не страдал суеверием александринизма в пользу неприкосновенности греческой версии и дозволял достаточную свободу 32 , почему у него дается лишь сходный с нею, но не тожественный текст 33 , где есть уклонения и от нее и от подлинника, вольные парафразы или реминисценции 34 . При таких условиях трудно с научною убедительностью опираться на простом кα , если не желают доказать столь великую скрупулёзность цитирования, что она будет граничить с безграмотностью невежественного копирования, а это едва ли можно принять для послания к Евреям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Наконец, в Новом Завете появляется страдающий Мессия (Мк 8.31, 1Кор 1.23); Исаия дает этому пророческую мотивировку (Деян 8.32-35). Оказывается, что для явления эсхатологии недостаточно прихода Мессии, его присутствия, но лишь страдания его открывают другой мир. Поэтому нельзя считать далекой от истины литературную оценку Евангелия от Марка как отчета о Страстной неделе с развернутым введением к Тема страдающего Мессии получает далее новое развитие: если для Исаии искупителем является Господь, то тут Мессия не только искупительная жертва, но и осуществляет искупление. Ср.: Христос искупил нас от клятвы Закона, сделавшись за нас клятвою (Гал 3.13); Ты был заклан и кровью Своею искупил нас Богу (Откр 5.9). (b) Избранничество vs. По предопределению Тема избрания и избранничества восходит к расцветшему жезлу Аарона: " кого Я изберу, того жезл расцветет " (Числ 17.5). Избранничество Израиля является лейтмотивом Писания и входит в Синайское законодательство, ср.: Ты народ святой у Господа, Бога твоего, тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным его народом из всех народов, которые на земле (Втор 7.6). Поскольку с избранием и избранничеством связаны положительные коннотации, концепция Мессии также начинает рассматриваться сквозь призму избранничества. Уже Второисаия дает четкие формулировки такого рода. Ср.: Вот отрок Мой, которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя (42.1); раб Мой, которого Я избрал (43.10). Когда при восстановлении Храма мессианистические ожидания переносятся на Зоровавеля, Аггей пророчествует: В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, раб Мой, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя (2.23). Затем в " Книге притчей (подобий) " (1Енох, гл. 37-716) в трех апокалиптических видениях представлена картина эсхатологического суда. Его вершит Сын Человеческий, восседая на троне; он также именуется Избранным и, реже, Праведным и Помазанником; создается впечатление, что с этим персонажем отождествляется Енох.

http://religare.ru/2_22913_1_21.html

Не сам ли сей Отец твой стяжа тя, и сотвори тя, и созда тя! Помяните дни вечные, разумейте лета рода родов: вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твои, и рекут тебе ( Втор.32:5–7 ). Иисус Навин в предсмертном завещании своем израильтянам, упомянув о недавних к ним благодеяниях Божьих, извлекает из сего такой урок: укрепитеся убо зело хранити и творити вся написанная в книгах закона Моисеева, да не уклонитеся от него на десно или на лево... ( Нав.23:6 ). И впоследствии Пророки, обличая народ Божий в нарушении закона и побуждая хранить его, напоминали законопреступным благодеяния Божии, полученные ими и их отцами. Сам Господь устами Своих Пророков не редко напоминал неверному народу Своему о Себе, не только как о Законоположнике и Судье, но и как о Высочайшем Благодетеле: Тако глаголет Господь избавляяй вас, Святый Израилев ( Ис.43:14 ). Аз с тобою есмь, глаголет Господь, спасаяй тя ( Иер.30:11 ). Тако глаголет Господь, избавивый тя Святый Израилев ( Ис.49:7 ). Даже, когда и уклоняется человек от пути правого, и тогда оставляет ли неблагодарного и слабого щедрая Десница Божия? Ежедневно он оскорбляет любовь Божию грехами своими, и ежедневно видит от нее новые благодеяния. Явно, что любовь Божия борется с нечестием человеческим, и побеждает благодатию упорное сердце, желая привлечь его к себе. Как человек слаб в своих жизненных силах, сколько опасностей ждет его на каждом шагу, и, однако ж, любовь Божия хранит его невредимым. Прекрасно св. Златоуст извлекает из сего обстоятельства побуждения к богоугождению: «Вспомни, как некогда ты обнесен был клеветою, и, однако ж, освободился от обвинения; как среди мрачной ночи впал ты в руки разбойников, и, однако ж, избежал их насилия; как понесенные тобою потери опять были вознаграждены; как подвергшись тяжкой болезни, ты получил выздоровление. Перечисли в уме твоем все, в продолжении целой жизни, полученные тобою от Бога милости: ты изольешся пред Ним в благодарности, и воспламенишься любовью к Нему 5 ). Но какое сокровище даров Божьих открылось пред человеком, когда сама любовь Божия воплотилась ради спасения грешников! «Ради мене, – взывает благочестивый Тихон, Святитель Воронежский, – сшел еси с небес, да мене на небо возведеши.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010