Авраам сказал: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (Лк.16:29). Ибо Моисей от лица Божия говорит в песни: «Огонь возгорится от ярости Моей, разжется до ада преисподняго» (Втор.32:22); а Исаия согласно с другими пророками говорит: «Будут гореть беззаконники и грешники вместе, и не будет угашающаго» (Ис.1:31). Когда Авраам сказал это, то он снова возражая говорит: «Нет, отче Аврааме; но если кто из мертвых приидет к ним, покаются» (Лк.16:30). Что же на это опять Авраам? — «Если, — говорит, — Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк.16:31). Прямо так говоря ему: поелику ты еще при жизни никакого значения не придавал словам Моисея и пророков, то хотя бы увидел мертвеца воскресшего, не отстал бы от невоздержного житья и бессердечья, по доверию к нему. Посему теперь будучи заключен среди огня геенского по правде получаешь в воздайте немилостивные и непрестающие страдания.    Братья, богач оный, имея Моисея и пророков, из которых никто не восстал из мертвых, полагал, конечно, что имеет себе некоторое извинение; а мы вместе с ними слышим и Восставшего ради нас из мертвых, Который говорит: «Не собирайте себе сокровищ на земле, а собирайте себе сокровища на небе» (Мф.6:19-20). «Просящему у тебя дай, и от хотящаго занять у тебя не отвращайся» (Мф.5:42). «Подавайте милостыню из того, что у вас есть, и все будет у вас чисто» (Лк.11:41). А если кто начнет есть и пить с пьяницами, будет жесток к бедным и скуп, то придет, говорится, Господь в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его и подвергнет его одной участи с неверными (Мф.24:49-51). И так как не остается нам никакого извинения, то поелику жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк.12:15), пусть имеющий нечто излишнее подает неимущим, чрез это включив себя в сонм спасаемых отца Авраама; а нуждающиеся пусть подражают мужеству Лазаря, терпением своим спасая души свои (Лк.21:19) и в смирении напоминая себе о тех недрах Авраамовых, от которых удалены всякая болезнь, печаль и воздыхание (Апок.21:4), а пребывают в них радость и веселье и мир божественный и нескончаемый. Ибо для того Христос открыл нам чрез эту притчу о тамошнем состоянии, чтобы нас, улучшенных покаянием, избавить от уготованных наказаний и удостоить вечных радостей. Если же мы не соделаем себя лучшими чрез покаяние, то весьма нужно опасаться, не умножим ли себе и мучений. Ибо, говорит, «раб, который знал волю господина своего и не делал по воле его, бит будет много» (Лк.12:47).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

32). Как и в ВЗ, у новозаветных авторов Д. является средоточием эмоций. В этом качестве она подвержена внешним влияниям. Согласно повествованию Деяний св. Апостолов, противящиеся проповеди апостолов Варнавы и Павла иудеи настроили против них души жителей Иконии: «...неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца (τς ψυχς) язычников» (Деян 14. 2). Также Д. есть «орган» принятия решений и веры. В послании Апостольского Собора сказано, что некоторые «поколебали души (νασκευζοντες τς ψυχς)» братьев из язычников, «говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон» (Деян 15. 24). Апостолам было необходимо утверждать души учеников (πιστηρξειν τς ψυχς τν μαθητν), «...увещевая пребывать в вере и [поучая], что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян 14. 22). В Д. пребывают любовь и благое расположение, довольство, веселье и благодарность. В этом значении ψυχ может относиться и к Богу: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя» (Мф 12. 18; ср.: Ис 42. 1). В Евангелии от Луки человек, обладающий богатством, говорит, обращаясь к самому себе: «...душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк 12. 19). Любовь к Богу и хвала Ему также совершаются в Д.: «...возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею» (Мк 12. 30; Лк 10. 27; ср.: Втор 6. 5). В молитве Пресв. Богородицы благодарение Богу выражено словами: «...величит душа Моя Господа» (Лк 1. 46). В той же мере Д. может находиться во власти печали, смущения и страха. Так Евангелия описывают состояние Спасителя в преддверии Распятия: «И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте» (Мк 14. 34; ср.: Пс 41. 6); «душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (Ин 12. 27) - и страдания Пресв. Богородицы: «...и Тебе Самой оружие пройдет душу...» (Лк 2. 35). Послания ап. Павла Большинство сохранившихся высказываний ап. Павла, к-рые могут свидетельствововать о его антропологических представлениях, были сформулированы им в полемике.

http://pravenc.ru/text/180712.html

Ионы, на основании личного его усмотрения, открылось в виде даже чрезвычайного действия – «бегства его в Фарсис от лица Господня», т. е. бегства из Палестины, частнее – из Иерусалима, в котором был храм Господа, являвший собою место особенного присутствия Божия и откровений Божиих, т. е. являвший как бы «лице Господне» на земле человекам ( Втор.11:12; 12:5–7 ; Ис.1:12 ; Иер.4:1 ). Поведение прор. Ионы в данном случае хотя определялось, как увидим, ревностным по Богу, личным его «усмотрением» и личными его «домыслами» о цели в мыслях его возвышенной и благочестной: однако, при всей чистоте и святости личных его помыслов, он был не прав пред Богом, действуя вопреки повеления Божия, данного ему – «итти в Ниневию, город великий, и проповедывать (покаяние) в нем, ибо злодеяния его дошли» до Господа ( Ион.1:2 ), поэтому Господь, вразумив пр. Иону величайшим испытанием, именно – трехдневным пребыванием его во чреве кита и вместе явлением, относительно его личности, величайшего чуда – «знамения» ( Ин.1:15; 2:11 ; Мф.12:39–41 ; Лк.11:29–32 ), «вторично повелел ему итти в Ниневию и проповедовать в ней» (покаяние) ( Ион.3:2 ). Личный же «домысл» прор. Ионы, «ревновавшего» в своем произволении по Богу, состоял, как объяснил сам пророк в своем слове Господу, в том, что он, подобно прор. Иеремии, «удерживал» себя от исполнения повеления Божия во имя «милосердия» Божия, ибо, когда он увидел, что «Бог пожалел о бедствии, о котором сказал, что наведет на них (ниневитян) и не навел, то, в молитвенном своем обращении к Господу, говорил: «о Господи, не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты – Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеешь о бедствии» ( Ион.3:10; 4:2 ). Сие рассмотренное нами поведение прор. Ионы, по отношению к полученному им откровению Божию, представляет собою, можно сказать, предел тех личных произволений, или «удерживания» себя «человеками Божиими», в которых личное рассуждение их, личный их «домысл», или личное их «усмотрение» хотя выражают собою личное их «противление» Богу, однако но возносятся против существа слова Божия, не колеблют основ веры и благочестия и не отметают «совета и определения» Воли Божией: вне сего «предела» и сверх оного будет уже не действие «удерживания» себя «человеком Божиим» от прямого исполнения Воли Божией, не благочестно мыслимое личное «усмотрение» его и не «ревнующее по Богу произволение его воли, а измена его Богу, предательское измышление его в противность Вере Божией и благочестию, «фарисейский обход» повеления Божия или заповеди Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Вскоре после рассвета состоялось официальная пленарная сессия Синедриона. Она требовалась, чтобы подтвердить вердикт предыдущего заседания: закон требовал выносить решения Синедриона днем. Однако иудейский Синедрион не имел права казнить. Поэтому, чтобы Иисус был казнен, приговор должен был быть утвержден Пилатом, римским наместником. По-видимому, для убеждения Пилата обвинения пришлось несколько переформулировать: до кощунства римскому чиновнику не было дела. Другое дело – обвинение в бунтовщических на строениях. Согласно Лк.23:2 , иудейские вожди теперь обвиняли Иисуса так: он сбивает с пути народ (ср. Втор.13:1–5 ), запрещает платить подати императору (ср. Мк.12:13–17 ) и объявляет себя помазанным царем. Все четыре евангелиста отмечают, что Пилату было трудно поверить в правильность обвинений ( Мф.27:24 ; Мк.15:14 ; Лк.23:22 ; Ин.19:4 ). Пилат сказал, что не находит вины в Иисусе и готов его отпустить. Но когда толпа стала требовать распятия для Иисуса, Пилат попытался прибегнуть к нескольким жалким уловкам, чтобы переложить ответственность. Так, узнав, что узник – галилеянин, Пилат отослал его к галилейскому тетрарху Ироду ( Лк.23:6–12 ), который прибыл в Иерусалим на праздник. Однако и это слушание не дало решающих результатов: Ирод отказался принимать окончательное решение. Между тем толпа прибывала, и Пилату требовалось объявить, кого из узников он отпустит, в соответствии с пасхальным обычаем, на волю. Возможно, он надеялся, что популярность Иисуса спасет его от первосвященников. Но те подговорили толпу просить освобождения известного преступника по имени Варав-ва ( Мф.27:15–26 ; Мк.15:6–15 ). Наконец, Пилат поддался давлению первосвященников и бе зумным выкрикам толп, обратившихся против того, кого раньше чтили, и обрек Иисуса на распятие 41 . Еще до казни римские солдаты дали волю своим жестоким забавам: они сильно избили Иисуса, а также сплели из колючек венец и, надев его на Иисуса, глумливо славили его как царя иудейского. После этого узник должен был еще нести тяжелую деревянную перекладину орудие собственной казни. Однако тут силы измученного побоями Иисуса изменили ему, и палачи заставили нести перекладину некоего Симона из Кирены ( Мф.27:32 ; Мк.15:21 ; Лк.23:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Числ.10:35, 36 ; Нав.5:14, 15 ; 4Цар.2:15 ; Евр.11:21 ; Догм. 7 всел. собора. Слова Мф.4:10 ; Лк.4:8 ; Втор.6:13, 10:20 не опровергают, а подтверждают правильное чествование тварей: здесь слово одному стоить только при слове «служи» (λατρεσεις); которое обозначает собою подобающее только Господу чествование, и не поставлено при слове «покланяйся» (προσκυνσεις), которое обозначает собою чествование тварей. В Рим.1:25 говорится о язычниках, которые подобающее Господу служение (λτρευσαν) неправильно воздавали тварям, признавая этих тварей за бога. Выдавая вымышленных тварей за богов и чествуя их ( Исх.32:4 ; 1Цар.5:2–7 ; Деян.7:41–43, 19:35 ), язычники действительно «заменили истину Божию ложью» (подробнее см. § 7). Возражают сектанты: «при поклонении Господу и при чествовании тварей все православные христиане употребляют одинаковые молитвенные действия, и таким образом они тварь и Творца почитают одинаково». Говоря так, сектанты наблюдают одну внешнюю сторону дела и совершенно выпускают из виду важнейшую сторону внутреннюю: телесный поклон Господу и святым Его, а также телесное целование св. образов мы действительно производим одинаково, но за то в душе мы чувствуем не одинаково, так как всегда сознается нами различие в величии Господа и святых Его, различие относительно нашей зависимости от Господа и святых Его. На это различие внутреннего поклонения и указывают вышеприведенные слова VII вселенского собора. Такое сходство внешнего поклонения Господу и святым Его для Господа так же не оскорбительно, как не оскорбительно для нашего Государя Императора то, что солдаты отдают честь рукою одинаково – Ему, старшим генералам и младшим офицерам, как не оскорбительно для наших родителей то, что мы одинаково целуем руки у них и у чужих нам почтенных людей. § 17. Крещение детей Необходимость крещения младенцев вытекает из следующего. По слову Господа, «кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» ( Ин.3:5 ), так как в лице первого человека Адама каждый человек («все» – следовательно и каждый младенец) согрешил и виновен пред Богом ( Рим.5:12, 18, 19 ); следовательно, умирающий без крещения младенец по нерадению своих родителей может лишиться Царства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

52 неторопливо. Т.е. не как во время исхода из Египта (ср. Исх. 12,11 ; Втор. 16,3 ). впереди вас... стражем позади. Эти слова являются напоминанием об исходе из Египта, когда Господь в образе облачного и пламенного столпа пребывал со Своим народом на протяжении всего пути (42,16; 49,10; 58,8; Исх. 13,21.22; 14,19.20 ). Присутствие Божие направляет людей к полноте и великолепию вечного Царства (4,5.6; 42,16; 49,10; 58,8; ср. Исх. 13,21.22; 14,19.20 ). 5253,12 Рассматриваемые стихи представляют собой четвертую песнь о Слуге (42,1–4; 49,1–7; 50,4–11; 52,13 53,12). Из книг НЗ однозначно следует, что страдающий Слуга Божий, о Котором говорит Исаия, есть никто иной, как Сам Иисус Христос ( Мф. 8,17; 26,63.67; 27,14 ; Мк. 9,12; 14,60; 15,4.5 ; Лк. 22,37; 23,33; 24,27.46 ; Ин. 1,29; 12,38 ; Деян. 3,13; 8,32.33 ; Рим. 4,25; 5,19; 10,16; 15,21 ; 1Кор. 5,7; 15,3 ; Евр. 9,28 ; 1Пет. 1,11; 2,22–25 ; Откр. 5,6.12; 13,8 ). Ст. 52,13 53,12 являются чаще всего цитируемым в НЗ ветхозаветным фрагментом. В них Исаия повествует о жертве страдания, которую принес Христос, даровав всем верующим в Него надежду на будущую жизнь. 52:13–15 Господь защищает и прославляет Своего Слугу. 52 раб Мой. Букв.: «Слуга Мой» (см. ком. к 41,8; 42,1). будет благоуспешен. Ср. Иер. 23,5 . возвысится... возвеличится. Из древнееврейского текста ясно, что речь идет соответственно о воскресении, вознесении и славном пришествии Божиего Слуги. возвысится. Возвысится над смертью (53,8–10). Глава 53 53:1–3 В этих стихах говорится о страданиях Божиего Слуги. 53 кто... кому? Этот риторический вопрос подразумевает отрицательный ответ ( Ин. 12,38 ; Рим. 10,16 ), ибо язычники, за небольшим исключением (52,15), так и остались в неверии. слышанному от нас. Эти слова звучат как бы из уст избранного остатка верных Израиля (см. 52,15). открылась. Господь открыл Себя людям в Иисусе Христе. 53 отпрыск. В привычной системе религиозных и общественных ценностей иудеев не было места для Иисуса Христа, и всю Свою земную жизнь Он оставался чуждым народу Израиля, подобно дикому побегу на древе ветхозаветной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

36. При другом чтении (отсутствии артикля) половины рукописей всех семейств следует перевести: «диавол и щитоносцы его скрываются в нашем уме». 37. Ср.: Кол. 2, 3; Сир. 1, 25. 38. Редчайший глагол ψευδοκτυπω, отсутствующий в стандартных греческих словарях, засвидетельствован в TLG у Иоанн Каминиата (IXX вв.): μτην ον ν τοτοις ψευδοκτπησαν λληνες, τν ληθ γνσιν τν πραγμτων φρημνοι κα τας κενολογαις τς ατν δεισιδαιμονας καθ αυτν πλισμενοι (На взятие Фессалоники, XI, 4//CFHB 4, p. 12: 34 Bohlig; PG 109, 541 A). 39. Дословно в Писании имеется заповедь «не прелюбодействуй» (Исх. 20, 13; Втор. 5, 17, ср.: Мф. 5, 27; 19, 18; Рим. 13, 9). 40. Ср.: Лк. 6, 37; Рим. 2, 1. 41. Или «неразумным». 42. Лк. 18, 9–14. 43. Иак. 2, 11, ср.: Рим. 2, 25. 27. 44. 1Пет. 3, 9. 45. Иак. 2, 26. 46. Абсолютный hapax (слово не засвидетельствовано ни в одном из доступных нам словарей; во всем TLG лишь единожды зафиксирован однокоренное сущ. φαυλοπραγα в Житии Симеона Столпника младшего, гл. 160: 32 van den Ven). 47. Иов 1, 1. 48. Лк. 6, 46. 49. Букв. «вложенный внутри»; эпитет имел у стоиков (и отчасти у ранних христианских авторов) терминологическое значение «мыслимого слова» (антоним – «произнесённое слово»). 50. В ряде рукописей артикль не ср., а муж. рода (как в предыдущей фразе). 51. Абсолютный hapax. 52. Это слово зафиксировано в TLG только один раз у прп. Феодора Студита в Великом оглашении (17, p. 48: 20 Cozza-Luzi). У аввы Дорофея есть аналог – καλονοησα. 53. Абсолютный hapax. Один из редчайших для прозаиков (не схолиастов) случаев, когда в одной фразе соседствуют сразу три нарах’а (напр., в весьма объёмном Макариевском корпусе нам встретилось только одно подобное место). 54. Дан. 13. Повесть о Сусанне отсутствует в еврейском тексте. В критическом издании Септуагинты А. Ральфса она помещена перед книгой пророка Даниила как отдельное произведение. 55. Быт. 39. 56. Кол. 3, 5. 57. Толкование: материальной. 58. Толкование: духовную. 59. Еккл. 3, 4. 60. В рукописи S имеется схолия (внесённая в рукописи А в текст): «Восстание, и сражение, и война со страстями».

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

Приложения «Дидахе». Учение двенадцати апостолов 493 Учение Господа, [поведанное народам через двенадцать Апостолов] 494 Перевод и комментарии А. Сидорова 1. 1. Есть два пути: один – [путь] жизни, другой – [путь] смерти, и велико различие между двумя путями 495 . 2 . Путь жизни таков: во-первых, ты возлюбишь Бога ( Втор. 6:5 ; Мф. 22:37 ), Создавшего тебя; во-вторых, [возлюбишь] ближнего, как самого себя ( Лев. 19:18 ), и всего того, чего не желаешь, чтобы случилось с тобою, не делай другому ( Тов. 4:15 ; Мф. 7:12 ; Лк. 6:31 ). 3 . [Смысл] учения, [заключенного в] этих словах, таков 496 : благословляйте проклинающих вас, молитесь за врагов ваших и поститесь за гонящих вас ( Мф. 5:44 ; Лк. 6:28 ). Ибо какое благоволение 497 [вы оказываете], если любящих вас любите? Не делают того же и язычники ( Мф. 5, 46–47 ; Лк. 6:32–33 )? Вы же любите ненавидящих вас ( Мф. 5:44 ; Лк. 6:27 ) 498 – и не будете иметь врагов. 4 . Воздерживайся от плотских и мирских похотей. Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую ( Мф. 5:39 ; Лк. 6:29 ), и будешь совершенным 499 . Если кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два ( Мф. 5:41 ). Если кто возьмет у тебя верхнюю одежду, отдай ему и нижнюю ( Мф. 5:40 ; Лк. 6:29 ) 500 . Если кто взял у тебя твое, не требуй назад ( Лк. 6:30 ), ибо не сможешь 501 . 5 . Всякому просящему у тебя давай и не требуй назад, ибо Отец желает, чтобы всем было даруемо от Его благодатных даров 502 . Блажен дающий по заповеди, ибо он безукоризнен. Горе же тому, кто берет, ибо если берет, имея нужду [в этом], то он неповинен, но если не имея нужды [берет], то даст отчет, почему и для чего брал. Оказавшись в темнице, он будет допрошен о своих деяниях и не выйдет оттуда до тех пор, пока не отдаст последнего кодранта ( Мф. 5:26 ; Лк. 12:59 ). 6 . Впрочем, об этом также сказано: «Пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих до тех пор, пока ты [не] узнаешь, кому даешь» 503 . 2. 1. Вторая заповедь учения: 2 . Не убивай ( Исх. 20:13 ; Втор. 5:17 ), не прелюбодействуй ( Исх. 20:14 ; Втор. 5:17 ), не растлевай детей, не развратничай 504 , не кради, не занимайся колдовством и чародейством ( Втор. 18:10 ) 505 , не умерщвляй в зародыше чада своего 506 и не убивай уже родившегося, не желай принадлежащего ближнему твоему ( Исх. 20:17 ; Втор. 5:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

г) В списках, особенно позднейших а) более видна замена одних слов другими определённейшими, хотя того и не требовал Греческий текст. Мф. 12:33 . (суб. 8 нед. Мф.) Остром. или сътворите дрво ( τ δνδρον) добро и плодъ го добръ или сътворите дрво ( τ δνδρον) зъло и плодъ го зълъ. отъ плода бо дрво ( τ δνδρον) познано бдеть, в сп. 21. 23. 24. 27. 28. 29. 30. или сътворите дбъ добръ и плодъ го добръ. или створите дбъ гнилъ и плодъ го гнилъ. плода бо дрво познано бдеть (прочие по сп. Остром.). В тех же списках и ещё 22 и 31 вм. древо, поставлено: дбъ и в Мф. 13:32 . (сред. 5 Мф.). Ин. 15:4. 5 . (нед. 7 Ин. и 1-е страсти.) κλμα ν τ μπλ. γ εμ μπελος, μες τ κλματα, в сп. 20. 22. 23. 27. 28. 29. согласно с Остром. переведено: розга– на лоз. Азъ смь лоза. а рожь; а в сп. 21. 25. 26. 30. лоза–въ виноград. азъ смь виноградъ а Мф. 26:41 . (вел. четв.) Остром. дхъ бо сть бъдръ а плоть немощьна ( τ μν πνεμα πρθυμον): сп. 23. дхъ бо прочие по Остром. Но это-же самое у Мк. 14:38 . (втор. мясоп. нед.) в сп. 21. 23. 24. 29. 31. переведено: дхъ бо пощать, в прочих по Остромирову. Мк. 12:40 . (четв. 16 Лк.) сп. 20. 25. 26. и непьщеваньмь ( προφσει) далее молщес, 21. 23. 24. 27. 29. 31. извты, 22. виною. b) Греческие слова, оставленные в древних рукописях без перевода, заменяются Славянскими. Мф. 23:7 . (суб. 14 Мф.) вместо: равви, употреблено во всех списках (кроме 20) лю, Лк. 17:6 . (суб. 15 Лк.) вм. сукамине – годинн (кроме 20. 24. 25), Лк. 23:45 . (8-е страст.) вм. Катапетасма – запона, в иных: завса (кроме 20. 21. 26), Ин. 19:14. 42 . (4-е страстное вм. параскеви пасхе – птокъ (кроме 20, а в ст. 42 кроме 20. 24. 25. 27). Часто вм. аминь – пишется: право, вм. архиереи, или иереи – жресскы (кроме 20. 26.), Мф. 5:29. 30 . (среда и четв. 8 по Пасхе) 10. 28. (Окт. 23.) вм. геоны – озеро горщее, или огненно (кроме 20. 26). Мф. 5:26 . (сред. 8 нед. по Пасхе) в сп. 20. 25. 26. послднии кондратъ (чит. кодрантъ), в прочих цт (в сп.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Павел, когда говорит о языках ангельских и словах, слышанных им на третьем небе ( 1Кор.13:1 ; 2Кор.12:4 ). Наконец, как участвующее в деле спасения человека, они радуются спасению каждого человека ( Лк.15:10 ), как имеющего быть соучастником блаженства в общении с ангелами ( Евр.12:22–23 ). 252 Дамаск. Точн. изл. веры, II, 3. Сн. Григор. Б. Сл. о богосл. (III ч. 41стр. по изд. в рус. пер. 1899 г.); Песн. таинств. Сл. 6, Об умных сущностях (IV ч. 193–194 стр.). Васил. В. Бес. на Пс.28 . (1 ч. 212 стр. по изд. 1900 г. в рус. пер.). Феодорит. Кр. изл. бож. догм. VII гл. 253 Григор. Бог. Плачь о страданиях души своей (IV ч. 256 стр. по изд. 1899 г.); Слово о богосл. 2 (III ч. 40 стр.). 254 Васил. В. Против Евномия, III кн. (III ч. 113 стр. по изд. 1900 г.). Сн. О Св. Духе, 16 гл. (там же). То же говорили и другие отцы. См., напр. Августина, О граде Бож. XI, 9; Дамаскина, Точное излож. веры, II, 3. 256 Григор. Бог. Сл. 28 (III ч. 41 стр. по изд. 1889 г. в рус. пер.). Вообще такое мнение в древней церкви было принимаемо многими и на востоке и на западе. Разделяет оное, напр. Иустин (Разг. с Триф. 5 гл.). Ориген (На Иерем. 10 бес.), Евсевий Кес. (Demonstr. Evang. IV, 10), Иероним (Толк. на посл. Гал.4:3 ), Августин (На Быт.12:36 ); Дамаскин (Точн. изл. веры II, 3). Допускаемы были некоторыми особые ангелы, поставленные над разны ми частями мира органического и неорганического, над животными, над растениями, и вообще над всеми видимыми предметами. См. у м. Макария Догм. Бог. § 105. 258 Кроме систем Догматики изложение этого учения можно находить в ст. об ангеле хранителе (Хр. чт. 1823 г. X т.). О служении нам ангелов хранителей (там же, 1824 г. XIII). Об ангелах хранителях челов. обществ (там же, 1842 г. IV), особенно в ст. архим. Алексия. Об ангелах хранителях (Приб. к тв. отц. 1849 г. VIII т.). Ср. с последнею Макария митр. Догм. Бог. I т. §§ 106–108. См. еще новейший труд Глаголева А. Ветхозав. библейское учение об ангелах. 1900 г. 259 Ветхозаветное верование в бытие ангелов народоблюстителей особенно ясно выразилось в переводе LXX, именно в греч. чтении слов Моисея: егда разделяюще Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу ангел Божиих ( Втор.32:8 ), где словами по числу ангелов Божиих заменены слова еврейского текста: по числу сынов Израилевых. Это место приводили и древнее учителя церкви в подтверждение той мысли, что некоторым из ангелов вверены целые народы. См. напр. Василия В. Прот. Евн. III кн. (III ч. 111–112 стр. по изд. 1900 г. в рус. пер.), Златоуста, На ев. Мф. Бес. XIX, 4 (VII т. 2 кн. по изд. 1901 г.), Феодор. На Быт. 3 вопр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010