наши замечания на главы XLI, 4; XLIII, 13 и XLIV, 6. 13 . Моя рука основала землю и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе. 14 . Соберитесь все и слушайте: кто между ними предсказал это? Господь возлюбил его, и он исполнит волю Его над Вавилоном и явит мыщцу Его над Халдеями. 15 . Я, Я сказал, и призвал его; Я привел его, и путь его будет благоуспешен. Величие и сила Божия бесконечны; Творец неба и земли есть и Владыка их. Не одни земные события доказывают власть Его: Господь повелит и небо и земля вкупе „свернутся, как одежда обветшавшая, и изменятся“. ( Пс. 101 и Евр. 1:10–12 ). Мысль о величии Создателя, освещавшая жизненный путь Авраама и патриархов, и снова открытая народу, вышедшему из Египта у подножия Синая, трудно прививалась к отупевшему в Египте народу (ср. Втор. 1:32 ). Только, как светочи, горели среди народа избранные Богом судьи, пророки, и некоторые цари, как Давид и Езекия, которые освещали по временам путь народа и направляли его к добру. Поэтому Исаия с такою настойчивостью старается возгреть в сердцах соотечественников веру в единого Бога, ибо только ею могли быть поняты великие, произносимые им пророчества, из которых одни относились к земной жизни народа, а другия говорили о таинственном появлении Еммануила. „Аз глаголах, Аз призвах“, говорит Господь о Кире, утверждая двоекратным повторением Я непреложность этого пророчества и связуя его с последующими пророчествами о возврате из плена и восстановлении храма и града (ср. и выше Ис. 44:28 ). Но Израилю необходимо было отдать душу свою вере для того, чтобы постичь величайшее грядущее таинство: таинство Любви и Искупления. 16 . Приступите ко Мне, слушайте это: Я и с начала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его. Глаголет Сам Господь. Он глаголал во пророчествах народу. Он (вторая Ипостась Св. Троицы) был до века. Все вообще признают, что в этом стихе откровение глаголет о Святой Троице. Господь Бог и Дух Его посылают Его (вторую Ипостась Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Отказ Даниила питаться яствами и вином с царского стола был вызван боязнью оскверниться, – нарушить предписания закона Моисеева о нечистой для евреев пище. Оскверняющими могли быть самые блюда, приготовленные из мяса запрещенных Моисеем животных и птиц ( Лев.11:4–19 ; Втор.14:7–18 ) и, может быть, даже окропленные кровью жертвенных животных; несоответствующий закону способ их приготовления ( Лев.11:32–38 ) и, наконец, вся обстановка вкушения пищи: пред ее принятием призывали идолов, в честь их совершали жертвоприношения, во время обеда пели хвалебные гимны богам ( Дан.5:4 ). Стремление избежать осквернения могло быть у Даниила тем сильнее, что о нем предсказывали пророки ( Ос.9:3 ; Иез.4:13–14 ). Дан.1:9 . Бог даровал Даниилу милость и бла­го­расположе­ние начальника евнухов; Дан.1:10 . и начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я го­с­по­дина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверст­ников ваших, то вы сделаете голову мою виновною перед­ царем. При всем благоволении к Даниилу Асфеназ не соглашается на его просьбу об изменении пищи. Он боится навлечь на себя гнев Навуходоносора. И это понятно. Возможная при перемене пищи худоба Даниила и его друзей могла вызвать различные неблагоприятные для царедворца объяснения, начиная с указания на небрежное исполнение им личного царского указа («сам определил кушанье ваше и питье ваше») и кончая предположением о хищении: назначенную юношам пищу берет себе. Подобную мысль проводит И. Флавий, дополняя библейский рассказ замечанием, что Даниил просил Асфеназа брать положенную им пищу себе, а ему и друзьям присылать растительную. Дан.1:11 . Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов при­ставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии: Дан.1:12 . сделай опыт над рабами тво­ими в тече­ние десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; Дан.1:13 . и по­том пусть явят­ся перед­ тобою лица наши и лица тех отроков, которые питают­ся царскою пищею, и затем по­ступай с рабами тво­ими, как увидишь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Принимает Он также и здравие, то есть, воскресение из мертвых; потому что после того как истощив себя на время, как говорится, благоволив плотью своею, по благодати Божией, вкусить за всех смерть, принимает здравие, то есть, оживление, и это также сделав сам (сн. 2Кор.13:3,4 и Ин.10:17,18 ). Ибо Он воздвиг храм свой, сам будучи силою Отчею, потому что если сам Он есть воскрешение и живот ( Ин.11:25 ), то в чем может нуждаться жизнь для оживотворения? и если Он являлся воздвигшим (от смерти к жизни) тела других людей опять своею собственною силою, то каким образом не воскресил бы, и при том прежде всех других, собственное (тело)? Впрочем, Он и сам говорит Иудеям: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю ( Ин.2:19 ). А что царство Христово непоколебимо и имеет во всем твердость, этому пророк научает, говоря: велие началство Его, и мира Его несть предела. Ибо Он принял начальство не над одною только Иудеей, а над всею скорее поднебесною. И не будет конца приносимого Ему от нас мира: потому что мы мир имамы к Нему ( Рим.5:1 ), Ему поклоняемся, как я сказал, и чрез Него и в Нем Богу и Отцу. И грех , служащий причиною нашей вражды (с Богом), мы стараемся изгнать вон. А что Он пришел с намерением освободить народ Иудейский, пророк научает, прибавляя: на престоле Давидове, и на царстве его, исправити е, и заступити его в правде и суде, отныне и до века. После же того как блаженный пророк предложил нам уже достаточно полное слово об Еммануиле, он теперь благовременно возвращается к вочеловечению, говоря: ревность Господа Саваофа сотворит сия. Необходимо сказать, какая это ревность и за кого она. Змий отступник расхитил поднебесную и своему скипетру (то есть своей власти) подчинил сотворенного по образу Божию человека. Поэтому поистине всякой ревности достойно и всякого превосходства исполнено было то, что совершилось с нами: именно ревность Господа Саваофа освободила живущих по всей земле, И в ином смысле это можно понимать: раздражиша Его Израильтяне не о богах 33 , как написано ( Втор.32:21 ), и суетными их ( 3Цар.16:2,13 ), и, наконец, распяли Еммануила.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Свидетели Иеговы используют места из Писания, где говорится об искушении Иисуса, и на этом основании они отрицают Его истинное Божество. Они говорят, что Бога нельзя искусить: «Бог не искушается [απειραστον – неискушаемый, недоступный искушению] злом и Сам не искушает [πειραζει] никого» ( Иак.1:13 ). Но Иисус действительно был искушаем сатаной, следовательно, как они понимают, Он не может быть Богом. «В Мф. 4:1 говорится, что Иисус подвергался «искушению от диавола». Показав Иисусу «все царства мира и славу их». Сатана сказал: «Все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне» ( Мф. 4:8,9 ). Сатана пытался заставить Иисуса предать Бога. Но о какой проверке преданности могла бы идти речь, если бы Иисус сам был Богом? Разве мог Бог восстать против самого себя? Нет. Но ангелы и люди могли восстать против Бога, и они сделали это. Искушение Иисуса имело смысл только в том случае, если он был не Богом, а отдельной личностью со своей собственной свободой воли; личностью, которая, как любой ангел или человек, могла при желании совершить предательство. С другой стороны, невозможно представить, чтобы Бог мог согрешить и предать самого себя. «Совершенны дела Его... Бог верен... Он праведен и истинен» ( Втор.32:4 ). Значит, если бы Иисус был Богом, его было бы невозможно искушать ( Иак.1:13 ). Не будучи Богом, Иисус мог совершить предательство. Но он остался верным, сказав: «Отойди от Меня, сатана; ибо написано: " Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Мф. 4:10 )». (Следует ли верить в Троицу? 1998 г., «Возможно ли искушать Бога? », стр. 14,15). Но это абсолютно искаженное понятие искушения. Свидетели Иеговы делают вольное заключение, что «Иисус мог [при желании] совершить предательство», хотя ни один стих Библии ни прямо, ни косвенно об этом не говорит. «Ибо мы не имеем такого первосвященника, который не мог бы сострадать немощам нашим, но Искушённого во всём, подобно нам, кроме греха». ( Евр.4:15 , ПЕК). Мы имеем только библейское свидетельство, что сатана подходил к Иисусу с предложением «совершить предательство», но это ничего не значит в отношении Иисуса. Свидетели Иеговы совершенно искусственно выводят эфимерную тему о «проверке преданности». Как можно допускать возможность необходимости такого испытания для Сына Божьего, если только у Него одного есть совершенно уникальные отношения с Отцом:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Совершение священного обряда над таким большим числом лиц могло быть при всем том совершено быстро, в течение одного дня, т.е. 11-го числа первого месяца (см. Нав.4:19 ), благодаря большому числу его совершителей, которыми могли быть все обрезанные, составлявшие, как было замечено, около 300 тысяч. То, что народ беспрепятственно согласился на совершение обрезания над большей половиной своего мужского состава в незавоеванной стране, свидетельствует об ином его настроении, чем 38 лет ( Чис.14:1 ) назад – о его вере в Бога, которая и делала его достойным носить на своем теле знамение Завета. Совершение обрезания именно в Ханаане для израильского народа имело еще то значение, что этим полагался конец «египетскому поношению», т.е. насмешкам со стороны египтян над израильским народом, которые состояли, как видно из молитвенных воззваний Моисея к Господу ( Исх.32:12–13 ; Чис.14:13–16 ; Втор.9:29 ), в том, что, вышедши из Египта, он не достиг ничего лучшего, не овладел землей отцов своих и только гибнет в пустыне от гнева исповедуемого им Бога. Когда, под всесильным покровом Господа, народ вступил в Ханаанскую землю и в совершении обрезания получил залог общения с Ним и Его благоволения, поношение со стороны египтян перестало тяготеть над ним; оно «свалилось с него», как сваливается камень с горы. От этого «сваливания», или «снятия», поношения с израильтян самое место, где это произошло, получило название Галгал, что значит «скатывание, сваливание». О месте Галгала см. Нав.4:20 . Нав.5:10 .  И стояли сыны Израилевы станом в Галгале и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских; Нав.5:11 .  и на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушеные зерна в самый тот день; Нав.5:12 .  а манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской. Нахождение всего народа в Завете с Богом делало возможным для него совершение Пасхи, наступавшее через два дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

11 весь народ земли. См. ком. к ст. 14. 11 сотников и телохранителей. См. ком. к ст. 4. 11 Семи лет был Иоас. В первые годы своего царствования Иоас находился под благотворным влиянием Иодая (12,2; 2Пар. 24,22 ). Глава 12 12 В седьмой год Ииуя. Т.е. в 835 г. до Р.Х. и сорок лет царствовал. Иоас царствовал с 835 по 796 г. до Р.Х. 12 И делал Иоас угодное в очах Господних. Иоас один из немногих царей иудейских, получивших положительную оценку автора. 12 только высоты не были отменены. Царствование Иоаса было все же отмечено одним недостатком народ продолжал совершать жертвоприношения на «высотах» (см. ком. к 3Цар. 3,2 ). 12 все серебро посвящаемое, которое приносят в дом Господень. Иоас предлагает все накопленные в храме ценности употребить на украшение самого храма (ср. Неем. 10,32 ), поскольку в годы владычества Гофолии убранство храма пришло в упадок (ст. 5; 2Пар. 24,7 ). вносимое за каждую душу по оценке. Израильские юноши, достигшие двадцатилетнего возраста, обязаны были отслужить год на военной службе и внести полсикля серебра на нужды храма ( Исх. 30,11–16 ). сколько кому приходит на сердце. О добровольных пожертвованиях см. Лев. 22,17–25 ; Втор. 16,10.11 . 12 священники, стоящие на страже у порога. Три священника, ответственные за то чтобы в храм не входили те, кому это не положено, должны были сами внести и уложить все приношения в приготовленный Иодаем ящик (22,4; 23,4; 25,18; Иер. 35,4; 52,24 ). 12 писец царский. См. 2Цар. 8,17 . первосвященник. Т.е. Иодай. 12 Но не сделано было для дома Господня серебряных блюд, ножей. См. 3Цар. 7,50 . При благоустройстве храма основное внимание было уделено исправлению повреждений самого строения. В годы правления Гофолии упомянутое здесь убранство храма использовалось в культе Ваала ( 2Пар. 24,7 ). 12 Серебро за жертву о преступлении. См. Лев. 5,16; 6,6.7 ; Чис. 5,7–10 . серебро за жертву о грехе. См. Лев. 4,1 5,13. Работы по восстановлению храма не должны были лишить священников их основного источника дохода ( Лев. 7,7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

18:14). Посему вверим Богу телесную нужду и уверены будем в Нем, и [нужду] духовную [также] вверим Ему. Итак, воздадим Ему за всё, потому что Он заботится о нас и знает нашу нужду прежде самого прошения нашего к Нему (см. Мф. 6:8). Ибо Бог опрощающихся есть Простота ( γρ Θες τω ν πλωμνων, πλτης στν), как и Премудрость говорит: Иже ходит просто, ходит надеяся (Притч. 10:9). И опять-таки: Верному весь мир богатство, неверному же ниже пенязь (Притч. 17:6), и: благословение же Господне на главе праведного (Притч. 11:26), и: душа благословенна всякая простая (Притч. 11:25), и сеющий правду воспримет плату верного, ибо не убиет Господь гладом душу праведного (Притч. 10:3).Надеяйся на богатство свое, сей падет; заступаяй же преподобных, той возсияет (Притч. 11:28); Имение поспешаемо со беззаконием умалено бывает, собираяй же себе со благочестием изобилствовати будет (Притч. 13:11). [Col. 1464] Говорит же и Моисей: Аще же брат от братии твоея будет тебе недостаточен… ниже сожмеши руки твоея пред братом твоим требующим. Отверзая, да отверзеши руку твою ему, и взаим да даси ему, елико просит, и елико ему не достанет (Втор. 15:7-8). И Псалмопевец: Се, очи Господни на боящияся Его, уповающия на милость Его; избавити от смерти души их, и препитати я в глад(Пс. 32:18-19); Богати обнищаша и взалкаша; взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага (Пс. 33:11), Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы (Пс. 36:25). И другой: милуяй же нищего блажен(Притч. 14:21). И: Души своей благотворит муж милостивый (Притч. 11:17). Также и Апостол: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9:6-7). Душелюбивый и Благой Господь: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф. 6:26). И продолжает: Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

33. Посему обратимся ко Господу Богу нашему, чтобы, когда будем молиться, услышал нас Тот, Кто ежедневно взывает к нам: «упразднитеся и уразумете, яко Аз есмь Бог» (Пс. 45:11). «Обратитеся ко Мне, и Аз обращуся к вам. Обратитеся сынове отступившии, ако Аз возобладаю вами» (Иерем. 3:14). По­добное и Иезекииль свидетельствует, говоря: «вскую уми­раете доме Израилев? Понеже не хощу смерти грешника умирающаго, но еже обратитеся ему от пути своего, и жити души его» (Иезек. 18:31. 32). Также милосерднейший Господь, глава всякой благостыни взываете к нам в Евангелии, говоря: «приидите ко Мне вси труждающиися и обременнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф.11:28. 29). Уразумеем из сего, что «благость Божия на покаяние нас ведет» (Рим. 2:4), и Святые мужи убеждают нас начать наконец содевание своего спасения. Не ожесточим же сердец наших и «не будем собирать себе гнева в день гнева и откровения праведного суда Божия, иже воздаст коемуждо по делом Его» (6); но от всего сердца обратимся ко Господу, согласно словам Моисея, напоминающего: «обратися ко Господу Богу твоему... от всего сердца твоего... и очистить Господь сердце твое, и сердце Семене твоего» (Втор. 30:2—6). 34. Потрудимся, как добрые воины Христовы, стараясь соблюсти, что сказано в Писании: «никтоже воин бы­вая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет. Аще же и постраждет кто, не венчается, аще незаконно мучен будет. Труждающемуся делателю прежде подобает от пло­да вкусити» (2Тим. 2:4—6). Писано есть также: «Вси людие пойдут кийждо в путь свой» (Мих.4:5), «мы же во имя Господа Бога нашего призовем. Тии спяти быша и падоша: мы же восстахом и исправихомся» (Пс. 19:8. 9). 35. «Аще кто ходит во дни, не поткнется. Аще же кто ходит в нощи, поткнется, яко несть света в нем (Ин.11:9. 10). Мы же, говорит другой Апостол, «несмы обиновения в погибель, но веры в снабдение души» (Евр.10:39); и в другом месте: «вси вы сынове света есте и сынове дне; несмы нощи, ниже тмы» (1Сол. 5:5). Итак, если мы сыны света, то должны знать, что свойственно свету и творить плоды света во всяком деле благом: «все бо являемое свет есть» (Ефес. 5:13). Если от всей души обратимся ко Господу, и в простоте сердца будем ходить по заповедям Его, и отца нашего, то будем избыточествовать во всяком деле благом. Если же будем побеждены плотскими страстями, то среди дня, как среди ночи, стену осязать будем и не обретем пути во град и обиталище наше, как сказано о некоторых: «алчуще и жаждуще, душа их в них исчезе» (Пс.106:5). Ибо, как они презрели данный им от Бога закон, и гласу Пророков не внимали, то и не могли внити в обетованный покой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

43 Philo Judaeus. Quod deus sit immutabilis 180:3–4 (P. Wendland. B., 1897 (1962). Vol. 2. S. 93). 44 Втор. 2:27 : «позволь пройти мне землею твоею; я пойду дорогою, не сойду ни направо, ни налево»; 1Цар. (1 Самуила) 6:12: «И пошли коровы прямо на дорогу к Вефсамису; одною дорогою шли, шли и мычали, но не уклонялись ни направо, ни налево»; 4Цар. (2Цар. в Масоретском тексте) 22:2: «И делал он угодное в очах Господних, и ходил во всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево»; 1Мак. 5:46 : «И дошли они до Ефрона. Это был большой город, весьма укрепленный, на пути; невозможно было уклониться от него ни вправо, ни влево; надобно было пройти посреди него»; 2Пар. 34:2 : «и делал он угодное в очах Господних, и ходил путями Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево»; Притч. 4:26–27 : «Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла». 45 См.: Ps-Gregorius. Commentarius in Ecclesiasten 6, 19:33–42 (G. H. Ettlinger, J. Noret. Turnhout, 2007 (CCSG 56). P. 222). Ср.: Gregorius Nazianzenus. Apologetica (orat. 2)//PG 35, 441:32–35. «Но должно действительно идти царским путем и размышлять, не уклоняясь, как говорят Притчи, ни вправо, ни влево». Isidorus Pelusiota. Epistula 1358:4–7 (P. Évieux. P., 1997. Vol. 1 (SC 422). P. 412). «...и мне в достижении всех добродетелей самый средний путь кажется наилучшим. И это то, что ты хотел понять: «Не уклоняйся ни направо, ни налево». Иди царским путем». 47 Theodoretus. Commentaria in Isaiam 7:520–523 (J.-N. Guinot. P., 1982. Vol. 2. (SC 295). P. 208). 48 В толковании на Псалмы блж. Феодорит писал: «Блаженны непорочные на пути. Ублажает идущих прямо царским путем и не уклоняющихся, согласно предписаниям закона, ни направо, ни налево» (Theodoretus. Interpretatio in Psalmos. In Ps. 118, 1 //PG 80, 1821:10–13). 49 Cyrillus Alexandrinus. De sancta Trinitate dialogi 389:22–29 (G.-M. de Durand. P., 1976 (SC 231). P. 142). 50 Cyrillus Alexandrinus. Commentarii in Joannem (P. E. Pusey. Oxford, 1872. Vol. 1. P. 549:10–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

А что с каждым из верных есть Ангел, который, как детоводитель и пастырь, управляет его жизнью, против этого никто не будет спорить, помня слова Господа сказавшего: «не пренебрегайте ни одним из малых сих. Говорю вам, что ангелы их на небесах непрестанно видят лицо Отца Моего, Который на небесах» (Мф. 18:10). И Псалмопевец говорит: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33сравните Пс. 90:11). И: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла» (Быт. 48:16), и тому подобное. А что также некоторые Ангелы начальники целых народов, этому учит нас Моисей в песне, говоря: «Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангел Своих» (Втор. 32:8). И премудрый Даниил в видении слышал Ангела, который говорил: « князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (Дан. 10:13); и немного после он же говорит: «придет князь Греции». Но говорится и о каком-то Архистратиге « воинства Господня», явившемуся Иисусу Навину при Иордане (Нав. 5:14). И еще упоминаются какие-то легионы Ангелов, когда Господь говорит ученикам: «или ты думаешь, что Я не могу упросить Отца Моего, и Он не даст Мне тотчас же более двенадцати легионов ангелов» (Мф. 26:53). Поэтому Архистратиг Ангелов, поставленных легионами, конечно, есть князь.    Поскольку все можно подвести под одно из двух именуемых: Божество и тварь, владычество и рабство, сила освящающая и освящаемая, сила от естества имеющая в себе добродетель, и сила по произволению в ней преуспевающая; то к какой части отнесем Духа? К числу ли освящаемых? Но Он сам есть святыня. К числу ли приобретших добродетель своими доблестями? Но Он по естеству благ. К числу ли существ служебных? Но есть иные «служебные духи, посылаемые на служение» (Евр. 1:14). Поэтому несправедливо нам назвать Его служебным, как владычественного по естеству, и причислять к твари, как числимого в божественной и блаженной Троице.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4079...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010