Втор.17:19, 28:69, 29:828 и др.). Отсюда видно, что название книги – позднейшего происхождения. Кроме этого обычного названия, наша книга имеет в древнееврейской литературе и несколько других названий, оправдываемых, в большей или меньшей степени содержанием или характером, самой книги. Священный Автор, очень часто упоминает о „книге закона“ ( ) 37 или просто о „законе“ 38 , в чём некоторые исследователи критического направления видят название Второзакония 39 . Однако, название едва ли приложимо к нашей книге исключительно. Даже указательное местоимение , стоящее очень часто при словах , не говорит в пользу критиков, так как книга Второзакония в позднейшей литературе нигде специальным названием не пользуется. Название применяется к Второзаконию лишь в том случае, когда оно мыслится, как часть Пятикнижия. Наиболее употребительным в еврейской литературе, так сказать, technicus terminus раввинским является то название, оправдание которому усматривают в Втор.17:18 : . Здесь содержится повеление Моисея будущему царю написать список закона ( слав.: „Второзаконие“). Иудейская письменность 40 , выделив слова из общего контекста речи, хочет видеть в них название нашей книги, переводя не иначе, как „повторение, переложение закона”. Так, халдейский парафраз Онкелоса знает в значении , Сирский – . 41 Таргумы Иерусалимские Полный и Фрагментарный всё выражение Втор.17 , 18а о списке закона согласно передают так: – „и напишет повторение и переложение этого наставления“ (закона, срв. Вт. 1:5). Что в данном месте мыслится копия закона, этому мы находим подтверждение в передаче слова в латинской Библии чрез „exemplar“ и в немецком издании 42 Таргума чрез . Таким образом, , взятое само по себе, может означать копию, список, выписку 43 , повторение 44 закона (срв. 1Нав.8:32). В таком смысле может быть применимо в качестве названия к нашей книге, поскольку здесь Моисей компактно представил Синайское законодательство, по частям изложенное в книгах Исход, Левит и Числа. То, что было дано на Синае в разрозненном виде, что по частями было записано и предложено Израилю, Свящ. Автор совокупляет и излагает в порядке в одной книге Второзакония, давая, таким образом, по выражению св. Иринея Лионского , „систематически-сокращённое повторение закона 45 . Мысль св. Иринея повторяют св. Ефрем Сирин 46 и блаж. Феодорит 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Кроме того, Моисей в тексте песни наряду с параллелизмом использует хиазм 32 . Однако, хиастическая структура характерна не для отдельных стихов песни, а для ее тематического построения. В частности, вполне достоверным выглядит следующее разделение песни Моисея по содержанию, выявляющее ее хиастическую конструкцию: А. Праведность Бога и неверность Израиля (стт. 1–6). В. Благословения Божии на Израиле в прошедшие времена (стт. 7–14). Х. Грех Израиля порождает наказание Божие (стт. 15–27). В. Решение Бога наказать врагов Израиля (стт. 28–35). Α. Возмездие Божие и избавление Израиля (стт. 36–43) 33 . «Осевой центр» песни Моисея, таким образом, составляет тема наказания Израиля за грехи. Такое понимание согласуется с главной целью песни Моисея: предостережение Израиля от нарушения Завета; в этом же духе последующие пророки возвещали Израилю, что за каждый грех народа (прежде всего, за каж­дое обращение к другим богам) неминуемо последует расплата. Мы в целом принимаем предложенную выше схему разделения песни Мо­исея по содержанию, однако считаем нужным ее немного скорректировать, а именно выделить стт. 1–2 как введение в песнь. Общая характеристика содержания Втор 32:1–43 Прежде чем приступить непосредственно к толкованию текста великой песни Моисея, необходимо в целом охарактеризовать ее содержание. И здесь приходится констатировать, что в русской богословской традиции данное по­этическое произведение иногда называют «обличительной песнью Моисея» 34 , иногда говорят, что она имеет покаянный характер (такую характеристику обыч­но дают литургисты, имея в виду богослужебное употребление данного текста в период Великого поста). Однако ни с первым, ни со вторым эпитетом нельзя согласиться. Песнь Моисея не может быть названа обличительной уже хотя бы потому, что обличение обычно следует за содеянным преступлением, а не пред­варяет его, тогда как здесь говорится о будущих грехах Израиля против Бо­га. Кроме того, существенное место в песни занимают пророчества о спасении Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   Римский император с 14 по 37 гг. При нем был распят Христос.    Римский император с 69 по 79 гг. При нем был взят Иерусалим.    Ср.: «и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19:44, Синодальный перевод).    Тертуллиан имеет в виду т. н. «Иудейскую войну» (67—70 гг.), подробное описание которой содержится в одноименном труде Иосифа Флавия. Разрушение Храма, произошедшее во время этой войны, предсказал Господь. Ср.: Мф. 24:2; Мк. 13:2; Лк. 21:6. О грядущей осаде и разорении Иерусалима Христос говорит в Лк. 19:43—44.    Ср.: Ис. 1:7—8.    Ср.: Ис. 1:3—4; а также: Втор. 29:24—25.    Ср.: Ис. 1:20.    См.: Пс. 5958:12.    In anxietate. В Септуагинте: «в скорби».    См.: Ис. 50:11.    См.: Ис. 53:9.    Ср.: Мф. 27:64.    См.: Ис. 53:9.    Ср.: Мф. 26:14—16; Мк. 14:10—11; Лк. 22:3—6.    Ср.: Мф. 28:11—15.    По мнению Кройманна, под Иудой Тертуллиан подразумевает иудеев.    Ср.: Мф. 21:12; Мк. 11:15; Лс. 19:45; Ян. 2:15.    Ср.: Мф. 21:23; Мк. 11:27; Лк. 20:1.    Ср.: Исх. 20:5; 34:14; Втор. 4:24; 5:9; 6:15; Наум. 1:2.    Ср.: Лк. 16:22.    Т. е. такой, каким ты изображаешь своего бога.    Ср.: Втор. 32:39; Иов 5:18.    Ср.: Ис. 45:7.    De spe fidelium — одно из утраченных сочинений Тертуллиана.    Тертуллиан был хилиастом.    Ср.: Гал. 4:26.    Ср.: Откр. 20:6.    Конъектура Кройманна. В рукописи это слово относится к Иерусалиму.    Ср.: Откр. 21:2.    Ср.: Фил. 3:20.    Ср.: Иез. 48:30—35.    Ср.: Откр. 21:9—14.    Речь идет о монтанистах.    Конъектура Кройманна. В рукописи: «небесного».    Et mundi destructione et iudicii conflagratione commissa, demutati in atomo in angelicam substantiam transferemurm caeleste regnum. Ср.: Et istas ego receperim causas, et illam quae in conflagratione nostris placet hoc quoque transferendam puto (Sen. Nat. Quaest., Ill, 29,2).    Ср.: 1 Кор. 15:52: ντμφ.    Ср.: 1 Кор. 15:52—53.    Интерполяция.    Ср.: Быт. 22:17.    Т. е. искаженное маркионитами Евангелие от Луки.    См.: Лк. 12:31.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Мужи Израильтяне» ( Деян.3:12 ) «и боящиеся Бога». Первое относится к природным иудеям, второе – к прозелитам врат, почитателям истинного Бога из язычников, принимавшим участие в синагогальных богослужениях, где занимали особо назначенные для них места (ср. Деян.13:43, 17:4, 17, 16:14, 18:7 ). Деян.13:17 .  Бог народа сего избрал отцов наших и воз­высил сей народ во время пре­бывания в земле Египетской, и мышцею воз­несен­ною вывел их из нее, «Бог народа сего», т.е. еврейского. Греческий текст: о Θες το λαο τοτου Ισραλ... Образ выражения указывает, что речь Павла обращается собственно к прозелитам, но в то же время косвенно и с не меньшею силою она метит и в сердце слушателей-евреев, к которым прямее обращается с Деян.13:26 . «Отцев наших». Говоря выше о Боге «народа сего», апостол выражением «отцев наших» причисляет и себя к народу еврейскому, показывая, что этот народ один пользовался преимуществом особого избрания Божия, в то время как все остальные народы были предоставлены до времени ходить по путям своим ( Деян.14:16 ). «Избрал» – избранием Авраама и заветом с ним и его потомством. «Возвысил» – размножением, крепостью и могуществом, коих боялись сами египтяне ( Исх.1:7–10 ). «Мышцею вознесенною вывел». Образное выражение, часто употребляемое в Свящ. Писании при упоминании о выходе евреев из Египта, означает силу Бога Иеговы, как вождя народа Своего, выведенного Им под защитою Его крепкой руки, явившей себя в столь многочисленных знамениях и чудесах Исхода. Деян.13:18 .  и около сорока лет време­ни питал их в пустыне. «Питал их» – ετροποφρησεν – с материнскою заботливостью нося на руках, как мать младенца (ср. Втор.1 и 2Мак.7:29 ). Эта заботливость выразилась особенно в питании их хлебом небесным – манною (ср. Ин.6:30–32 ). Деян.13:19 .  И, истребив семь народов в земле Ханаанской, раз­делил им в наследие землю их. «Истребив семь народов в земле Ханаанской» (т.е. Палестине) (Ср. Втор.7:1 ). Так как упоминаемые народы были гораздо сильнее и многочисленнее народа еврейского ( Втор. 7, 1–2 ), то это истребление и дальнейшее разделение земли упоминается также для того, чтобы подчеркнуть заботливость Иеговы о народе Своем, в целях подготовления его к принятию Обетованного Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Во время Моисея не видно разделения воинов по характеру вооружения: по-видимому, все воины были пехотинцами. Но впоследствии под влиянием хананеев и других окрестных народов, еврейские воины разделялись на пехотинцев, конников и колесничников 303 . ( 3Цар. 10:26 ; 2Пар. 1:14; 9:25 ). Среди пехотинцев особенно выделялись умевшие стрелять левой рукой (ср. Суд. 20:16 ). Во главе каждой части стоял особый начальник. Кроме того, каждая часть делилась на тысячи, сотни и полусотни, во главе которых стояли тысяченачальники ( 1Цар. 18:13 ; 1Пар. 28:1 ), сотники ( 4Цар. 11:4 ; 1Пар. 27:1 ) и пятидесятники ( 4Цар. 1:9 ; Ис. 3:3 ). К ним присоединялись еще писцы (соферы) ( 2Цар. 8:17; 20:25 ; 1Пар. 18:16; 24:6 ; 2Пар. 26:11 ; Ис. 33:18 ; 1Мак. 5:42 ), на обязанности которых лежало исчисление количества годных для войны. Оружие еврейских воинов было одинаково с оружием, употреблявшимся воинами других народов древней Азии. Оно подразделялось на оборонительное и наступательное. Оборонительное составляли: щит, шлем, панцирь и наколенники; наступательное: меч, лук и стрелы, праща с камнем, копье и дротик (ср. 2Пар. 26:14 ). Образ ведения войны был одинаков с образом ведения войны у других древних народов и состоял в наступлении, осаде, штурме и преследовании. Во время осады евреи иногда около осажденной крепости строили особые укрепления, для защиты осаждающих ( Втор. 20:20 ; Иез. 4:2 ; Лук. 19:43 ), насыпали перед нею вал ( 2Цар. 20:15 ; 4Цар. 19:32 ) и пользовались особыми стенобитными машинами (таранами, ср. Иез. 4:2 ). В случае победы мужское население побежденных большею частью истреблялось поголовно, а женщины, дети, скот и предметы, составлявшие ценность, делались добычею победителей ( Втор. 20:12–15 ). Но когда война имела священный характер (херема), то весь город со всеми его жителями, скотом и имуществом обрекался на истребление (ср. Нав. 6:16, 23 ). Такому истреблению подлежали между прочим города хананеев в земле Обетованной ( Втор. 20:16–18 ), а также предметы языческого культа вообще. В тех случаях, когда евреи были обороняющейся стороной, они обыкновенно заключались внутри укрепленных станов или городов, где и старались выдерживать осаду. Из их укреплений особенно были значительны Сихем и Иерусалим. Укрепления обносились крепкими высокими, толстыми стенами, кругом их были выкопаны глубокие рвы, по углам укреплений строились башни, а на стенах ставились метательные машины (хишбонот 2Пар. 26:15 ) и стояли воины. Особенно прочно делались ворота укреплений, которые иногда были двойными и приготовлялись из меди или железа, а если из дерева, то имели медную облицовку, и запирались железными засовами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Конечно же, на это символическое число не могли не обратить внимания библе­исты. В частности, русский экзегет начала XX в. А. Прахов высказал мысль, что такой объем песни Моисея является следствием редакторской работы масоретов, которые руководствовались идеей числовой символики. Дело в том, что если взять те фразы и выражения, которые содержатся в тексте Втор.32:1–43 в Септуагинте, но отсутствуют в масоретской версии 25 , то из них в совокупно­сти можно составить 2 строки (4 полустроки). А. Прахов пытался доказать, что эти предложения изначально присутствовали в тексте песни Моисея, которая в первоначальном виде занимала 72 строки, или 144 полустроки (символиче­ское число, равное 12х12, то есть полнота всего Израиля) 26 . Однако масореты, по мнению А. Прахова, решили сократить число строк песни до 70-ти для то­го, чтобы косвенно выразить мысль, что Моисея слушали 70 старцев израиль­ских (это утверждение он доказывает путем довольно спорного анализа Втор.31:28 27 ), которые были одновременно представителями и всего Израиля, и всех народов мира 28 . Символическое соотнесение количества строк в песни Моисея с количе­ством народов на земле и количеством потомков Иакова заслуживает внима­ния, тем более что такую мысль разделяют другие экзегеты 29 . Однако большин­ство других утверждений А. Прахова кажутся, по меньшей мере, спорными. В частности, сама речь о том, что масореты позволяли себе удалять целые фразы из священного текста, не соответствует нашим знаниям о правилах копирова­ния еврейского текста в период талмудистов и масоретов, когда точности пе­реписывания придавали решающее значение. Кроме того, мы знаем, что еврей­ские книжники уже в доталмудический период произвели различные вычисле­ния, связанные с текстом Торы (высчитали количество букв, стихов, средний стих, среднее слово и среднюю букву в Пятикнижии), так что предполагаемые А. Праховым существенные редакторские изменения в тексте песни Моисея со­вершенно не представляются возможными. Наконец, утверждения А.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Смысл этого величественного образа есть, очевидно, тот, что существо Божие непостижимо, что человек может созерцать только славу Божию, т.е. только внешние обнаружения свойств Его в природе и человеке. Таков именно характер и представляет собою ветхозаветное учение о свойствах Божиих. Оно поставляет их или в независимости от условий времени и пространства, т.е. в вечности ( Втор.32:40 . Пс.89:3 . Ис.40:28 . Иер.10:10 ), самобытности ( Исх.3:13–14 . Ис.43:10 . Пс.35:10 ) и вездеприсутствии ( Быт.31:44 . Быт.28:15 . Втор.4:39 . Пс.138:7–10 . 3Цар.8:27 ), или, по соотношению с духом человеческим, во всеведении Божием ( Быт.16:13 . 1Цар.2:3 . Иер.10:10 . Пс.37:10 . Иов.28:24 ), в самоизволении ( Притч.21:1 , Иов.23:13 . Иер.27:5 . Дан.4:32 ), всемогуществе ( Быт.18:14 . Пс.88:9 . Пс.23:10 . Иер.32:18 . Иов.42:2 ), истинности, неизменности ( Пс.30:6 . Иер.10:10 . Пс.24:10 . Числ.23:19 ), правде, правосудии ( Быт.18:25 . Пс.10:7 . Пс.9:9 ) и в благости Божией ( Пс.103 . Пс.135:25 . Пс.144:16 . Пс.117:1 . Пс.102:8 ). Особенно характерно в ветхозаветном учении название Бога „святым“. Оно усвоено Себе Самим Богом и положено в основу всей ветхозаветной религии. Святы будьте, говорит Господь чрез Моисея народу, ибо свят Я, Господь Бог ваш ( Лев.19:2 ). Обозначая словопроизводством своим 261 нечто выделенное, отрешенное, светлое ( Ис.10:17 ), чистое ( Лев.10:10 ), оно указывает на отрешенность Божества, во-первых, от всего тварного, от всего того, что не Он ( Исх.15:11 , 1Цар.2:2 ) и, во-вторых, от всякой тварной нечистоты ( Лев.11:44, 21:8 ). Все, поэтому, греховное, нечистое находит в нем, как святом, строгого для себя обличителя. Вознесется, говорит пророк Исаия, Господь Саваоф в суде и Бог Святый прославится в правде ( Ис.5:16 ). Здесь причина казни Содома и Гоморры ( Быт.18 ). Будучи, по Своей святости, праведен и правосуден, Он есть, в то же время, и милостив. Он обещает пощадить нечестивые города ради десяти даже в них праведников ( Быт.18 ). Он Сам приходит на помощь человеку и дает ему освящающие его средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

В генеалогических списках Д. занимает разное положение. Обычно он упоминается вместе с братом Неффалимом (Быт 35. 25; 46. 23-25; Исх 1. 4), но иногда отдельно (1 Пар 2. 2). Его имя стоит на 4-м (Числ 34. 22), на 5-м (Быт 30. 6; Нав 21. 5, 23-24), на 7-м (1 Пар 2. 2), на 11-м (Быт 46. 23), на 12-м (1 Пар 27. 22) местах, но чаще на 9-м (Быт 35. 25; Числ 1. 38-39; 2. 25-26; 7. 66-71; 10. 25; 13. 12; 26. 42-43). В видении Иезекииля «ворота Дана» упоминаются на 6-м месте (Иез 48. 32). Такая нестабильность, видимо, объясняется изменением религиозно-политического положения Д. в момент написания той или иной книги ВЗ (поэтому имя Д. исчезло из 1 Пар 2-8). Согласно кн. Исход, Д. вместе с братьями перешел в Египет (Исх 1. 4). В ВЗ упоминается имя лишь одного его сына - Хушима (Быт 46. 23), или Шухама (Числ 26. 42). Колено Д. играло значительную роль при исходе из Египта и вхождении в землю обетованную. Один из потомков Д.- Аголиав, сын Ахисамахов, упоминается как участник постройки скинии, «мудрый сердцем» (Исх 31. 6; 35. 34; 36. 1-2). После постройки скинии др. потомок Д.- Ахиезер, сын Аммишаддая, сделал богатое приношение, ставшее примером для др. колен (Числ 7. 66-71). Согласно Суд 18. 11, при получении своего удела колено Д. смогло выставить всего 600 воинов, что говорит о его малочисленности. Однако в Числ 1. 39 и 26. 42 называются цифры иного порядка - 62,7 тыс. и 64 тыс. соответственно (т. е. колено Д. оказывается 2-м по численности после колена Иуды). Нек-рые исследователи объясняют столь значительные расхождения либо стремлением библейских авторов символически показать исполнение обетования патриархам о бесчисленности их потомков ( Davies. 1995), либо тем, что евр. слово  следует переводить не как «тысяча», а как «воинский отряд» ( Humphreys. 1998). Во Втор 27. 13-26 потомки Д. упоминаются среди тех, кто по велению Моисея должны были произнести проклятия в адрес идолопоклонников. В последнем благословении Моисея колено Д. сравнивается с молодым львом, выбегающим из Васана (Втор 33. 22). По мнению Ф. М. Кросса и Д. Н. Фридмана,   здесь следует переводить как «ехидна» (ср. угарит.  ), а не как имя собственное, и тогда весь текст обретает иной смысл: «который отпрыгнет от ехидны [или перепрыгнет ехидну]» ( Cross, Freedman. 1948. P. 195, 208). Такой перевод позволяет проводить аналогии с пророчеством Быт 49. 17. Удел колена Д. граничил на севере с уделом колена Ефрема, на востоке - с уделом колена Вениамина, на юге - с уделом колена Иуды. На его территории было неск. левитских городов (Нав 19. 40-46; 21. 5, 23 и др.). За эти земли колену Д. пришлось вести войны с филистимлянами. Один из наиболее значимых моментов борьбы связан с именем Самсона , принадлежавшего к колену Д. (Суд 13. 2, 24).

http://pravenc.ru/text/168790.html

2 . Построение храма (6,1–38) 3 . Строительство царского дворца (7,1–12) 4 . Окончание построения храма (7,13–51) 5 . Молитва Соломона и освящение храма (8,1–66) 6 . Завет Господа с Соломоном (9,1–9) 7 . Соломон на вершине славы (9,10 10,29) В. Духовное и политическое падение Соломона (гл. 11) 1 . Грехи Соломона (11,1–13) 2 . Наказание Соломона за его грехи (11,14–25) 3 . Возвышение Иеровоама (11,26–43) II. Ранняя эпоха разделенного царства (12,1 16,34) А. Отделение северных колен израилевых (12,1–24) Б. Иеровоам I, царь израильский (12,25 14,20) 1 . Установление Иеровоамом языческих жертвенников (12,25–33) 2 . Два пророка (гл. 13) 3 . Суд Божий над Иеровоамом (14,1–20) В. Ровоам, царь иудейский (14,21–31) Г. Авия, царь иудейский (15,1–8) Д. Аса, царь израильский (15,9–24) Е. Нават, царь израильский (15,25–32) Ж. Вааса, царь израильский (15,33 16,7) З. Ила, царь израильский (16,8–14) И. Замврий, царь израильский (16,15–20) К. Амврий, царь израильский (16,21–28) Л. Ахав, царь израильский (16,29–34) III. Пророки и цари ( 3Цар. 17,1 4Цар. 8,15 ) А. Пророки и Ахав (17,1 22,40) 1 . Илия фесвитянин (17,1–24) 2 . Илия против хананейских пророков (18,1–46) 3 . Явление Господа Илии на горе Хорив (19,1–21) 4 . Неправильное поведение Ахава во время священной войны (20,1–43) 5 . Ахав с помощью Иезавели отнимает виноградник у Навуфея (21,1–29) 6 . Осуждение Ахава пророком Михеем (22,1–40) Б. Иосафат, царь иудейский (22,41–50) В. Охозия, царь израильский, противится Илии ( 3Цар. 22,51 4Цар. 1,18 ) Глава 1 12,11 Соломон становится царем, несмотря на происки другого сына Давида Адонии, также претендующего на отцовский престол. 1 состарился, вошел в преклонные лета. Ко времени описываемых событий Давиду было около семидесяти лет (2,11; 2Цар. 5,4.5 ). 1 Ависагу Сунамитянку. Т.е. Ависага родом из города Сонама (Сунема), который находился в Изреельской долине неподалеку от горы Гелвуй ( Нав. 19,18 ; 1Цар. 28,4 ; 4Цар. 4,8 ). 1 но царь не познал ее. Давид не имел супружеской связи с Ависагой, и поэтому желание Адонии взять в жены Ависагу после кончины Давида (2,17) не противоречило закону ( Втор. 22,30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Так глаголет Господь: за три нечестия Дамаска и за четыри не отвращу от них, то есть руку Мою, понеже железными гвоздями растроша Галаад (Ам. 1:3), то есть жители Дамаска потоптали Галаад, который в колене Ефремовом, железными гвоздями на своей обуви. Поскольку сыны Израилевы были в заблуждении и говорили, что окрестные чуждые им народы содействием своих идолов охраняют царства свои, а Израильтяне, как лишенные такой помощи, подверглись великим бедствиям, повторяя то же, что написано у Иеремии: И егда престахом кадити царице небесней [здесь имеется в виду языческое почитание Астарты, или луны (Иер. 7:16–19)] и возливати возлияния, оскудехом хлебы вси мы, и мечем и гладом скончахомся (Иер. 44:18), то пророк, чтобы искоренить из их сердец такую лукавую мысль, предсказывает гибель этих языческих народов и, с особенной силой слова удостоверяя в этом, убеждает позаботиться о душах своих, чтобы их самих за нечестие их не постигли бедствия гораздо более тяжкие, чем те бедствия, каким подвергнутся иные народы, потому что Израильтяне знают истинного Бога и презирают Его. Конечно же, главная цель пророка, какую имели и другие пророки, когда пророчествовали о народах соседних и предрекали их истребление, состояла в том, чтобы удостоверить их в истине слова Божия и доказать непреложность тех обетований, какие Бог через Моисея даровал народу праведных, говоря: Мне отмщение, Аз воздам (Рим. 12:19; Втор. 32:35); и еще: яко кровь сынов Своих отмщает… и воздаст месть… ненавидящым Его (Втор. 32:43). Впрочем, кроме этой пророк имел и иные четыре причины. Нужно было, во-первых, посрамить прорицателей, которые не могли своему народу предвозвестить бедствий уже близких и почти уже их постигших; во-вторых, показать, что народы эти терпят наказание не без причины; в-третьих, предсказанием будущих несчастий привести их в страх, сделать более внимательными к себе и расположить к покаянию; в-четвертых, пророки, водимые тем же Духом, Каким водим был Моисей, внушали соседним народам, что Сам Бог отмстит врагам Своим, то есть народам языческим. Слова же, употребляемые Моисеем при угрозах: до третияго и четвертаго рода (Чис. 14:18), — означают, что наказание, постигающее отцов, прострется и на сыновей их до третьего и до четвертого рода их потомков. В этом же смысле и Амос определенное число трех и четырех нечестий употребляет здесь вместо числа неопределенного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010