Беседа XXII. О первом члене символа веры. О промысле Божием Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимыми Вы знаете, братие, что, по свидетельству слова Божия, Бог есть наш Промыслитель. Промысл Божий простирается на все творения, особенно же на человека. Бог, говорили мы с вами, дарует ему все необходимое для жизни, оберегает его от всякого зла, особенно заботится Он о праведниках, Он же промышляет о всем роде человеческом, устрояет царства, возвышает или смиряет народы. Этот промысл Божий научает нас, братие, прежде всего славить и благодарить Бога, Который по благости Своей промышляет о нас. «Когда будешь есть и насыщаться», говорится в книгах Моисеевых, «тогда благословляй Господа Бога твоего за добрую землю, которую Он дал тебе» ( Втор.8:10 ). «За все благодарите Господа: ибо такова о вас воля Божия во Иисусе Христе», убеждает апостол Павел ( 2Сол.5:18 ). Если, братие, Господь промышляет о нас, то мы должны возлагать нашу надежду на Него в полной уверенности, что все, что с нами ни случается, Он устроит ко благу, и все бывает по воле Его. Не две ли птицы, говорил Иисус Христос, ценятся единым ассарием? И ни едина от них падет на земли, без Отца вашего. Вам же и власи главнии вси изочтени суть. Не убойтеся убо: мнозех птиц лучше есте вы ( Матф.1:29–31 ). «Все, живущии на земле, ничего не значат», говорится в книге пророка Даниила, «по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противится руке Его и сказать Ему: что Ты сделал?» ( Пс.4:32 ). Царь Давид исповедует: «с небес смотрит Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает Он, взирает на всех живущих на земле. Он сотворил все сердца их; Он и вникает во все дела их» ( Пс.32:13–15 ). Надеясь на промысл Божий, мы должны, братие, обращаться к Богу с молитвою во всех наших нуждах, памятуя слова Спасителя: аще вы лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, колъми паче Отец ваш небесный дает блага просящим у Него ( Мф.7:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

: Баррет Ч. К. Евангелие от святого Иоанна. Введение с комментарием и примечаниями к греческому тексту (Часть II) > : Баррет Ч. К. Евангелие от святого Иоанна. Введение с комментарием и примечаниями к греческому тексту (Часть II) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 52, 53, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61; 2008, 2009, 2010, 2011 19 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 52, 53, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61; 2008, 2009, 2010, 2011 На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб — слушатели не понимают ещё, что хлебом Иисус называет Себя, поэтому происходит то же недоразумение, что и в разговоре с самарянкой (господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать 4:15). Я есмь хлеб жизни — выражение ™gu e„mi ‘Я есмь’, ‘это Я’ встречается в четвертом Евангелии многократно: 4:26 это Я, Который говорю с тобою 6:20 Он сказал им: это Я; не бойтесь 6:35 и 6:48 Я есмь хлеб жизни 6:41 Я есмь хлеб, сшедший с небес 8:12 Я свет миру 8:23 Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира 8:24 если не уверуете, что это Я 8:28 тогда узнаете, что это Я 8:58 прежде нежели был Авраам, Я есмь 10:7 Я дверь овцам 10:9 Я есмь дверь 10:11 и 10:14 Я есмь пастырь добрый 11:25 Я есмь воскресение и жизнь 13:19 дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я 14:6 Я есмь путь и истина и жизнь 15:1 и 15:5 Я есмь (истинная виноградная) лоза 18:5 Иисус говорит им: это Я 18:8 Я сказал вам, что это Я 6:35 относится к той части перечисленных случаев, которая включает метафорические или символические характеристики. В основе формулы ™gu e„mi ‘Я есмь’ лежат ветхозаветные откровения Бога о Себе, обычно предваряющие повеления и именно в таком виде звучащие в Септуагинте, см. в особенности Исх 3:6 (Я Бог отца твоего), 3:14 (Я есмь Сущий) и 20:2 (Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской — слова, которыми начинаются десять заповедей), а также у пророков (Я, Я Сам — Утешитель ваш Ис 51:12). В Притч 8 Премудрость, говоря от первого лица, несколько раз использует подчёркнутое местоимение yna ‘я’. У синоптиков в похожих отрывках местоимение обычно выступает не с глаголом-связкой e„m… ‘есмь’, а с полнозначным глаголом: А Я говорю вам (Мф 5:22 и дальше); Я повелеваю тебе (Мк 9:25) и др. Нередко в синоптических Евангелиях местоимение первого лица скрыто в притчах за такими выражениями, как ‘Царство Божие’. В 8:24,28; 8:58; 13:19 выражение отсылает к тем употреблениям ™gu e„mi в Септуагинте, которые соответствуют евр. ’an€ ны’, букв. “Я — (это) Он” со значением ‘Я навеки Тот же’, например, Ис 43:10 (это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет) или Втор 32:39 (Видите ныне, что это Я). Особое место занимают 18:5,8, которые наряду с буквальным значением (ср. 6:20; 9:9) отсылают скорее к первому, чем ко второму типу ветхозаветных употреблений.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Разделы портала «Азбука веры» Вечность – 1) Вечность Божия — свойство Божественной сущности , состоящее в том, что Бог абсолютно независим от условий времени , Его бытие не имеет начала и никогда не будет иметь конца; 2) тварная вечность — форма существования тварных существ (ангелов, святых душ…), выражаемая в их особой обусловленности временем; 3) непрестанное бытие; 4) будущий век, имеющий наступить после второго Пришествия Христа . В православном богословии принято различать Божественную и тварную вечность как вечность безначальную и вечность имеющую начало. Божественная вечность есть вечность безусловная, вечность в точном смысле этого слова, в то время как вечность тварная есть вечность условная, вечность в силу дара Божьего и причастия Божественной жизни. Вечность Божественная Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есть ( Ин.8:58 ). Гораздо логичнее в подобной конструкции использовать прошедшее время этого же глагола: прежде, нежели был Авраам, Я был . Однако Спаситель указывает на то, что для Него вся человеческая история от начала до конца – вечное сейчас . митрополит Макарий (Булгаков) Когда говорится, что Бог вечен, это значит, что Он не имеет ни начала , ни конца своего бытия, и вообще свободен от всех условий времени. В Священном Писании это качество – а) многократно усвояет Себе сам Бог: живу Я вовек ( Втор.32:40 ); Я тот же, Я первый и Я последний ( Ис.48:12 ; срав. Ис.41:4, 44:6 ); Я есмь Альфа и Омега, начало и конец ( Откр.1:8, 17 ); прежде Меня не было Бога и после Меня не будет ( Ис.43:10 ); Я есмь Сущий ( Исх.3:14 ); б) приписывали Ему пророки, например, Давид: в начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся ( Пс.101:26-28 ); прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог ( Пс.89:3 ); пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний ( Пс.89:5 ); Исаия: Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим ( Ис.40:28 ; срав. Ис.57:15 ); Иеремия: Он есть Бог живый и Царь вечный ( Иер.10:10 );

http://azbyka.ru/vechnost

Провидение, Промысл Провидение Божие есть непрерывное попечение Бога о всех Своих делах: И до старости вашей Я тот же буду [говорит Господь], и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас ( Ис.46:4 ). Провидение Божие обнаруживается · в сохранении течения природы: Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки ( Пс.103:5 ). Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, предо Мною ли не трепещете? Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдете; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут ( Иер.5:22 ); · в обладании и управлении силами и стихиями: По гласу Его шумят воды на небесах, и Он возводит облака от краев земли, творите молнии среди дождя и изводите ветер из хранилищ Своих ( Иер.10:13 ); · в сохранении Своих тварей: Не две ли малые птицы продаются за ассарий [мелкая монета]? и ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего ( Мф.10:29 ); · в удовлетворении нуждам Своих тварей: Не уподобляйтесь им [язычникам], ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него ( Мф.6:8 ). Взгляните на птиц небесных; они не сеют, не жнут, не собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их ( Мф.6:26 )? · в господстве над царями и народами: Он [Бог] изменяет времена и лета; низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным ( Дан.2:21 ); · в наказании народов Своим судом: И буду преследовать их мечом, голодом и моровою язвою, и предам их на озлобление всем царствам земли, на проклятие и ужас, на посмеяние и поругание между всеми народами, куда Я изгоню их [царя и народ] ( Иер.29:18 ); · в подаянии и отнятии жизни у каждого: Видите ныне, что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня; Я умерщвляю и оживляю; Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавить от руки Моей ( Втор.32:39 ); · в направлении сердца и поведения каждого: Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его ( Притч.16:9 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

свящ. Николай Дубинин Приложение 3. «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните?» В этом приложении мы поместили работы бывшего «Свидетеля Иеговы» – Игоря Скерцо, который на основании Священного Писания доказывает, что Иисус Христос – это Бог, Который в Ветхом Завете назван именем Яхве, как и Отец. Писатели Библии несколько раз называют Иисуса Богом. Необходимо определить, кем является Иисус Христос: истинным Богом или вторым малым богом. Сам Иегова говорит о Себе как о единственном и несравненном Боге, с Которым не может сравниться ни одно сотворенное Им существо. «Нет подобного Богу Израилеву» ( Втор.33:26 ); «По всему велик Ты, Господи мой, Господи! ибо нет подобного Тебе и нет Бога, кроме Тебя» ( 2Цар.7:22 ); «Нет подобного Тебе, Господи! Ты велик, и имя Твое велико могуществом» ( Иер.10:6 ); «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый» ( Ис.40:25 ); «Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному...» ( Ис.42:8 ); «Кому уподобите Меня, и с кем сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны?» ( Ис.46:5 ); «вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне» ( Ис.46:9 ). Ни одно создание не может претендовать на полное подобие Богу. Это означает, что если Иисус обладает всеми свойствами Иеговы, то Он и есть Иегова, а если нет, то тогда Он не Бог, и только Его Отец есть Бог. Как мы видим далее, на самом деле Иисус полностью идентичен Иегове. Иисус Пророчества Пророчества «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу [hwhy – «Яхве»], прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» ( Ис.40:3 ). «И будет: всякий, кто призовет имя Господне [hwhy – Яхве], спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение...» ( Иоил.2:32 ). «Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено» ( Ис.45:23 ). «Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего [Иоанна Крестителя] пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою [Иисусом]» ( Мф.11:10 ). «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» ( Мал.3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

1 См.: Максим Козлов, прот. Краткие сведения о св. Иоанне Дамаскине и его творениях//Творения прп. Иоанна Дамаскина. М., 1997. С. 8. 2 Louth A. St. John Damascene. Oxf., 2002. P. 6. 3 См.: Χρστου Π . Κ . 57; Ελληνικ Πατρολογα . Θεσσαλονκη , 1992. Τ . 5. Σ . 320. Ср.: Admonitio//PG. 94. Col. 1421. 4 Это косвенно подтверждается и в самом трактате (§ 8), где автор, а точнее — его податель, клянется «не общаться ни с кем из иноверных... особенно с маронитами». 5 Т.е. уже после начала иконоборческих споров, о чем есть слабый намек в тексте трактата (см. § 7 и прим. 40). 6 См.: Nasrallah P. J. Saint Jean de Damas. Harissa, Beyrouth, 1950. P. 139. Во вступлении автор, податель этого исповедания веры, действительно обращается к какому-то архиерею, не называя его по имени, а в конце (§ 8) выражает свое послушание ему и митрополии Дамаска. 7 По-видимому, речь идет о Петре, митрополите Дамаска. См. предисловие. 8 Иер. 11:19. В синод. пер.: «как кроткий агнец». См. также: Иоанн Дамаскин, прп. Гомилия на Великую Субботу. 21//PG. 96. Col. 617с. 9 Ср.: Мф. 12:19. 10 Ср.: Ос. 4:16. 11 По всей видимости, попросив митрополита Петра избавить его от обязанности составить это исповедание веры, епископ Илия (податель исповедания) не получил такого разрешения. 12 Ср.: Мф. 16:19. 13 Ср.: Деян. 2:36. 14 Ср.: Втор. 32:1. 15 Перевод по конъектуре. 16 Ср.: ДионисийАреопагит. О божественных именах. 1. 1//Corpus Dionysiacum, I Hrsg. v. B. R. Suchla. B.; N. Y., 1990. S. 109. (PTS; 33); Иоанн Дамаскин, прп. Изложение веры. I 8//PG. 94. Col. 821a; Там же. I 12//PG. 94. Col. 848b. 17 Ср.: Дионисий Ареопагит. О божественных именах. 2. 4//Corpus Dionysiacum, I. S. 126; Иоанн Дамаскин, прп. Изложение веры. I 8//PG. 94. Col. 808d; Там же. II 2//PG. 94. Col. 864c. 18 Ср.: Григорий Богослов, свт. Слово 38. 7//PG. 36. Col. 317b; Слово 45. 3//PG. 36. Col. 625c; Иоанн Дамаскин, прп. Изложение веры. I 9//PG. 94. Col. 836b. 19 Ср.: Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея. 2. 163. 8; Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии. 1. 3; 2//Corpus Dionysiacum, II Hrsg. v. G. Heil, A. M. Ritter. B.; N. Y., 1991. S. 143—145. (PTS; 36).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3244...

Истина Истина Божия есть одно из Божиих совершенств: Прошел Господь пред лицом Моисея и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный и истинный ( Исх.34:6 ). Бог верен и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен ( Втор.32:4 ). Господи Боже, щедрый и истинный, призри на меня ( Пс.85:15 ). Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная ( 1Ин.5:20 ). Лгать несвойственно Богу: Бог не человек, чтоб Ему лгать и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает; будет говорить и не исполнит? ( Числ.23:19 ). Не скажет неправды и не раскается Верный Израилев ( 1Цар.15:29 ). Истина Божия а) вечна: Истина Господня пребывает вовек ( Пс.116:2 ). Блажен, у кого надежда на Господа, вечно хранящего верность ( Пс.145:5–6 ); б) неизмерима: До небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя ( Пс.107:5 ); в) неизменяема: Неизменный в слове Бог ( Тит.1:2 ); г) соединяется с Его милосердием в искуплении: Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются ( Пс.84:11 ) д) открылась в Господе нашем Иисусе Христе: Закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа ( Ин.1:17 ). Истина Божия видна а) в Его делах: дела рук Его истина и суд ( Пс.110:7 ); б) в Его путях: во всем, постигшем нас, Ты праведен, потому что Ты делал по правде ( Неем.9:33 ). Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его ( Пс.24:10 ). Праведны и истинны пути Твои, Царь святых ( Откр.15:3 ); в) в Его заповедях: Ты дал отцам нашим суды справедливые, законы верные ( Неем.9:13 ). Все заповеди Его верны, основаны на истине и правоте ( Пс.110:7–8 ). Закон Твой истина, и все заповеди Твои ( Пс.118:142,151 ); г) в исполнении Его обещаний во Христе: Все обетования Божии во Христе «да» и в Нем «аминь» во славу Божию ( 2Кор.1:20 ); д) в Его судах: Господь будет судить вселенную по правде и народы – по истине Своей ( Пс.95:13 ). Господи, Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои ( Откр.16:7 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли». Ибо, как Бог, Он Творец всего: «вся Тем Быша, и без Него ничтоже бысть» ( Ин.1:3 ); и: «Тем создана Быша всяческая видимая и невидимая» ( Кол.1:16 ). А если Он – Владыка и Творец всяческих; то Он – Владыка и Господь сотвореннаго Им. Впрочем, и по естеству будучи Владыкою, как Бог, приемлет владычество над всем, как человек. И поскольку древле промышлял, по-видимому, только об Иудеях, как сказано: «и бысть часть Господня, людие Иаков, уже наследия его Израиль» ( Втор.32:9 ); народ же иудейский отвержен, как ни мало не воспользовавшийся Божиим о нем попечением; то справедливо промыслительность Свою обращает на язычников не как нерадевший о них древле, но как исполняющий Моисеево пророчество; потому что Моисеево это изречение: «возвеселитеся, языцы, с людьми Его» ( Втор.32:43 ). Можно найти и событие, соответствующее пророчеству. Ибо уверовавших из Иудеев, не двенадцать только Апостолов, но седмдесят учеников, и тех сто двадесять собранных вкупе, к которым обращал речь свою блаженный Петр ( Деян. 1, 16 ), и тех пятьсот, которым Господь по воскресении, по словам божественнаго Павла, явился в одно время ( 1Кор. 15, 6 ), и те три тысячи, и те пять тысяч, которых мрежею своей проповеди уловил верховный из Апостолов ( Деян. 2, 41 ; Деян. 4, 4 ), и те многия тмы, о которых говорил великий Иаков: «видиши ли, брате, колико тем есть Иудей веровавших» ( Деян. 21, 20 ), всех этих и сверх того всех Иудеев уверовавших в целой вселенной, наименовав людьми святыми, и чрез них уловив все народы, Господь исполняет пророчество, в котором сказано: «веселитеся, языцы, с людьми Его», а сверх того исполняет и собственное Свое проречение, которое изрек Иудеям, сказав: «и ины овцы имам, яже не суть от двора сего: и тыя Ми подобает привести. И глас Мой услышат: и будет едино стадо, и един пастырь» ( Ин.10:16 ). Сие сказано и в настоящем псалме: «проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли». Но мне приходит на мысль плакать о неверии Иудеев, которые, слыша пророчество, ясно упоминающее о концах земли, и зная, что, кроме единаго происшедшаго от Давида по плоти Владыки Христа, ни один из царей их не приобретал такого владычества, слепотствуют очами ума своего, изрекающее о сем пророчество «осяжут яко слепии стену, и яко суще без очес осязати будут» ( Ис.59:10 ). Потому и угрожает им пророческое слово:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Такое включение Христа в Божественную идентичность позволяло апостолам видеть в ветхозаветной истории спасения Израиля Владыку Христа (1 Кор. 10:9, Иуд. 4,5) . Именно это включение Иисуса Христа в матрицу ветхозаветного монотеизма делало возможным не только включение Христа в традиционные благословения, как, например, «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13:13), но и в молитвы-призывания, одновременно обращенные к Богу и Христу: «Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам» (1 Фес. 3:11, ср. 2 Фес. 2:16, 17), а также в молитвы, обращенные непосредственно к самому Христу (см. Деян. 7:59, 60, 22:16, Рим. 10:9-13, 1 Кор.1:2, 12:8, 9, 16:22 , Отк. 5:9, 22:20). В Евангелии от Иоанна культовое поклонение Сыну обосновывается совершением Им того же, что совершает Отец: «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5:21-24). Термин «честь» — τιμ (соответственно, и однокоренной глагол «почитать», τιμω) часто используется в контексте и смысле поклонения Богу (Мк. 7:6; Ин. 8:49; 1 Тим. 1:17; 6:1; Отк 4:9, 11; 5:12) . Власть над жизнью и смертью, а также суд являются двумя функциями деятельности, находящейся в исключительной прерогативе Бога, согласно ветхозаветной и послепленной традиции (Втор. 32:29, 1 Цар. 2:6; 4 Цар. 5:7, Тов. 13:2, Прем. Сол. 16:12-14, 4 Мак. 18:18-19; Втор. 32:35, Быт. 18:25, Пс. 93:2) . Таким образом, Четвертое Евангелие описывает положение Сына как равное положению Отца. Рассмотрим также некоторые новозаветные тексты, отражающие первохристианскую практику славословий Христа по аналогии с традиционными славословиями в адрес Бога: Бог Отец Иисус Христос Отк. 4:9: «И когда животные воздают славу и честь, и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков». Отк. 7:12: «Говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь».

http://bogoslov.ru/article/6025041

11: 8. Так, предваряя, сказал и пророк о них: дал им Бог глаза, чтобы не видеть, – и уши, чтобы не слышать, даже до сего дня ( Ис.29:10 ; Втор.29:4 ). 11: 9–10. И Давид говорит так: да помрачатся глаза их, чтобы не видеть ( Пс.68:23–24 ). 11: 11. Но не для того, чтобы преткнулись, и чтобы пали; но падением их совершено спасение язычникам, чтобы они соревновали им, как сказал: заставлю вас соревновать ненароду ( Втор.32:21 ср. Рим.10:19 ). 11: 12. Если же чрез уменьшение, совершившееся над ними, явилось богатство (изобилие) язычников, поскольку последние вошли чрез выход первых; то тем более (послужило бы к увеличению числа Христовых учеников), если бы они обратились и сделались проповедниками, а не распинателями, – благовестниками, а не укоснителями. 11: 13. Вам говорю, призванным из язычников, я, Апостол: служение мое, то есть, что соделано в народе (Израильском) и у язычников, буду прославлять 529 . 11: 14. Ради сего я и желал, чтобы к соревнованию в тех вызывать плоть мою и спасенными делать некоторых из них, кои не приняли нашей проповеди и наших знамений. поскольку Господь наш за всех умер, то и не говорит: соревную Христу, если умираю, как Он, и спасенными соделываю, по подобию Его; ибо —46— один есть Агнец, Который заклан за всех, даже и за самого Апостола. Вот это-то, не высказывая открыто, выразил премудро (в толкуемом изречении). Так как Христос обитал в плоти его, то и говорит так: к соревнованию да вызываю плоть мою, то есть Господу, живущему в плоти моей. Как Он умерщвлен и спас язычников, так и я умерщвляюсь и своею смертью спасаю родных моих. 11: 15. Но дабы не думали язычники, что если народу (Израильскому) дастся вход, то сами они отвержены будут и отринуты, – сказал: ибо если падение их примирением было язычников, то также и примирение (принятие) их будет обещанною жизнью, которая после воскресения. 11: 16. Если же начаток (плодов, мукá) был свят, то и тесто также (будет свято); и когда корень свят, то и ветви тоже. 11: 17–18. Если же ветви корня отломились и отсечены, а ты, будучи дикою маслиною, – поскольку именно осуждены были на изгнание, – вы, язычники, – привились и сделались вместо народа (Израильского): то не превозноситесь тем, что с удалением их совершился вход ваш, ибо не вы корень держите, это – принадлежность Апостолов, которые, как бы корни, держат вас.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010