Он исполнен единодушия: «общим судом решает дело и определяет казнь» (Втор. 17:7), всем собором и исполняет ее; но, совершая это, он изымает и погубляет злое из себя самого (Втор. 13:5), истребляет мерзость во Израиле (Втор. 17:4). Его единодушное ревнование о правоте и чис-тоте есть плод патриотизма, не терпящего ничего оскверняющего или унижающего целое общество или один какой род его (Лев. 20:14, 21:9); не терпит он ничего в себе нечистого потому, что среди его живет Святый Бог его (Втор. 23:13—14; Лев. 13:46, 15:23). У него есть писаные законы, но сии законы от Бога; есть начальники и судьи, но их избирает Бог и многое за них решает Сам; есть войско и предводители, но поборает за них всегда один Бог. Для него всё — Бог. Он Царь его, которому одному и платит дань (Исх. 30:13—14), его верховный законодатель, каждый закон освятивший Своим Царственным именем: «Я Иегова» (Исх. 20—23), его верховный Судия, посредственно и непосредственно решающий его сомнительные дела (Чис. 12:1—11; Втор. 17:8—12 и др.), и Сам же исполняющий определения своих судов, или чудесно (Чис. 11:33—35, 12:1—15, 16:1—50), или невидимым устроением Промысла (Лев. 26; Втор. 28—30; Лев. 20:3—6), его предводитель в войне, назначающий, на кого воевать, кого щадить и кого истреблять вконец, Сам поборающий в сражении и получающий часть из добычи (Чис. 31:27—34). Скиния, жилище Божие — есть жилище его Царя; в ней хранятся законы — основание государства; около нее, как стражи дома царева, располагаются левиты, а далее уже и все израильтяне в четырех полках по четырем сторонам. Здесь звук трубы у скинии назначал собрание (Чис. 10:2—4); движение облака над скиниею да-вало знак к начатию и прекращению пути; сюда стекается народ решать свои дела и вопрошать Бога о суде (Чис. 15, 32—41, 17:1—11). Скиния с освященными лицами составляет центр, душу всего народа.    Так, и внутри — в нравственно-религиозном порядке, и извне — в устройстве гражданском. Там все исходит, а здесь все возвращается к Богу. Там из завета, как из семени, развивается ряд религиозных чувств и нравственных расположений, облекающихся потом множеством обрядов и практических правил.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Их конструкция была настолько сложной, что египтяне стали изготовлять их значительно позднее, но весьма преуспели: парадные колесницы фараона, покрытые золотом, напоминали те, на которых ездил Иосиф, и поражали великолепием ( Быт.41:43 ). Израильские колесницы не отличались великолепием, зато были приспособлены для военных действий. В них запрягали четыре лошади или осла, и они могли перемещать одного, двоих, троих или даже четверых воинов. Давид и Соломон первыми поняли стратегическое могущество отрядов воинов на колесницах, в их арсенале насчитывались тысячи этих великолепных орудий убийства. Они организовали целое производство колесниц и держали на службе специальные бригады мастеров, которые следовали за армией на поле битвы, чтобы в случае необходимости починить колеса и ось – самые уязвимые части конструкции. Иоиль был, конечно, великолепным возничим. д) Битвы Иоиль не знает, что такое мир. Он его расценивает как временное состояние между битвами, предназначенное, чтобы залечить раны и подготовиться к новой войне. В самом деле, на протяжении своей долгой истории евреи знали лишь очень короткие периоды стабильности ( Суд.3:11 ; 3Цар.5:4 ; 2Пар.14:5 ). В эпоху завоевания Ханаана и экспансии при Сауле, Давиде и Соломоне они вели наступательные войны, но еще чаще – оборонительные. Они должны были воевать против могущественных империй и в итоге были ими раздавлены. Война, как всякое проявление человека, для еврея – акт религиозный. Библия говорит, что победу Иоиль может достичь лишь в согласии с Господом. В эпоху кочевания знаком присутствия Яхве был хранимый евреями ковчег завета, место его реального пребывания. Если Господь с израильской армией, Израиль побеждает. Неудача свидетельствует о том, что Бог свой народ покинул, желая, очевидно, наказать за его ошибки ( Пс.59:21 ; Чис.10:9 ; 2Пар.13:2–15 ). Присутствие Бога требует, чтобы воины прошли ритуальное очищение ( Втор.23:10–15 ; 1Цар.21:6 ; 2Цар.11:11 ; 1Цар.14:23–45 ). Во время войны Иоиль не должен подходить к женщине, и если он себя осквернил, то должен уйти из лагеря, чтобы очиститься. Священник должен внушать воинам благие мысли ( Втор.20:2–4 ). Воины, которые построили дом, посадили виноградник и женились, не могут драться храбро и перестают быть членами армии ( Втор.20–21 ). Эти законы отражают время, когда военная служба в племени осуществлялась на добровольной основе. Второзаконие также требует, чтобы хананеяне, жители завоеванных городов, были истреблены ( Втор.20:16–18, 13:15–18 ). Если враг уступает, закон требует, чтобы дары мира были принесены до битвы: жителей сдавшегося без боя города оставляют в живых. Если он сопротивляется, то оставшихся мужчин истребляют, а женщин, детей и добро берут в качестве добычи ( Втор.20:10–15 ; 2Цар.8:1–8 ; 3Цар.20:30–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Божественный ответ означает возобновление расторгнутого завета, что находит подтверждение в повелении изготовить новые скрижали: Бог напишет на них «слова, какие были на прежних скрижалях» (Исх 34. 1). При возобновлении завета основными условиями являются запрет делать изображения божества (Исх 34. 11-17; ср.: 20. 22-23) и неуклонное исполнение календарных и обрядовых предписаний (34. 18, 22-24; ср.: 23. 14-19), т. е. тех заповедей, к-рые народ нарушил в рассказе о тельце. В гл. 34 также повторяются Божие обещание изгнать жителей Ханаана и призыв к израильтянам не заключать с ними договоров (34. 11-16; ср.: 23. 20-33). Согласно Исх 34. 1, на новых скрижалях начертаны те же слова, что и на прежних (24. 12; 31. 18), но в Исх 34. 28 эти заповеди названы «десятословием» (это выражение более характерно для кн. Второзаконие (Втор 4. 12; 10. 4), в кн. Исход встречается только в этом месте). Когда Моисей спускался с горы, держа новые скрижали, его лицо «стало сиять лучами оттого, что [Бог] говорил с ним» (34. 29), так что, обращаясь к народу, он вынужден был закрывать лицо покрывалом. 4. Сооружение скинии (Исх 35-40). Перед началом работ Моисей вновь предупреждает израильтян о необходимости соблюдения святости субботнего дня (35. 1-3), а затем напоминает о сборе приношений и ценных материалов, необходимых для строительства скинии, и призывает приступить к работе «мудрых сердцем», из среды которых затем специально назначает наиболее способных мастеров (35. 10, 30-35). Рассказ о сооружении скинии в Исх 36-39 повторяет предписания о ее устройстве в Исх 25-27 с незначительными изменениями и другим расположением материала; добавляется рассказ о затратах на работы (38. 21-31). Вначале речь идет об изготовлении покровов (36. 8-19), каркаса (36. 20-30) и завесы с покрывалом (36. 35-38); затем следует описание ковчега завета (37. 1-9), стола для хлебов предложения (37. 10-16), светильника (37. 17-24), жертвенника для благовоний (37. 25-28), благовонных воскурений (37. 29), жертвенника всесожжения (38. 1-7), чана для омовений (38. 8) и одежд священнослужителей (39. 1-31).

http://pravenc.ru/text/1237705.html

   Во все последующее время, впредь до вавилонского плена, как оно описывается в ветхозаветных исторических книгах, Пятикнижие Моисея служило законом для еврейского народа. Так, первая книга Царств начинается повествованием о первосвященнике Илии, который происходил из рода Аарона (1Цар.2:27—30), согласно закону Моисея (Исх.28; Лев.7:34) служил при ковчеге и вместе с детьми приносил жертвы, причем дети его злоупотребляли принадлежавшей им по Моисееву закону частью жертвенных даров (mischfat kohanim et haam — 1Цар.2­­ Втор.18:3) и отношениями к женщинам, служившим при скинии (1Цар.2­­ Исх.38:8). Просьба евреев, обращенная к Самуилу о выборе царя, основывается и составляет даже дословное воспроизведение закона Моисеева о царе (1Цар.8­­ Втор.17:14). Прощальная речь Самуила (1Цар.12 гл.), заключая воспоминание об избрании еврейского народа Богом и спасении его по Божественной правде (zedakah), напоминает повествования и терминологию Пятикнижия и вообще составлена как бы из изречений Пятикнижия, что можно объяснить тщательным изучением последнего (ср. Исх.20:2; Числ.14:13—19; Лев.19:,4; Втор.2:15; 6:5, 13; 16:19). Пятикнижие же воспроизводит и его речь к Саулу: не обратится и не раскается Святый Израилев, потому что Он не как человек (1Цар.15­­ Числ.23:19). Давид основывает свои мессианские надежды на призвании еврейского народа и обетованиях Пятикнижия и благодарит Бога за обетования также словами Пятикнижия (2Цар.7:23—24 ­­ Исх.15:11; Втор.4:7; 10:21; 13:16). И при нем, как при Илии, соблюдались законы Пятикнижия о жертвах, хлебах предложения, левитском служении, священных днях и праздниках (2Цар.6:17; 24:25; 1Цар.21­­ Исх.20:30; 29:39; Лев.6:14—16; 2:5). В прощальном наставлении Соломону Давид называет свою смерть путем всей земли (3Цар.2:2), характеристическим термином Пятикнижия (Быт.19:31), повелевает Соломону сохранять пути, завет Господа Бога, заповеди и оправдания Его и судьбы Его и свидения Его, написанные в законе Моисеевом (3Цар.2:3). Все это написано и в таких же оборотах изложено в Пятикнижии (Быт.18:19; Втор.31:29; 6и др.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Пуукко, повторяя Steurnagel’a 276 , пытается обосновать это мнение на выражении . В этом последнем он видит указание на Второзаконие поскольку во Второзаконии также встречается название 29, (28:61; 29:20; 30:0), 30, – „эта книга» ( Втор.28:58, 24:19, 26 ) и (1:5; 4:8, 44; 17:11, 18, 19; 17.10:3, 8, 26; 28:38; 29:28, 31:9, 11; 32:46). У Иисуса Навина (8:1, 34), равно как и в 4Цар.14:6 Второзаконие называется (книга закона Моисеева), а в 3Цар.2:3 просто (закон Моисея). „Из этих мест, особенно Втор.4:44, 28:58, 29:20 ” – пишет Puukko − можно заключить, что выражения , и во Второзаконии употребляются многократно, как равнозначные. А потому” – продолжает он – можно по связи названий установить тожество Второзакония с найденной при Иосии законодательной книгой, и именно в такой формуле: законодательная книга Иосии содержится во Второзаконии 277 . Критика отождествляет, следовательно, найденную книгу с Второзаконием, точнее, с законодательной его частью (1226), на основании сходства названия. Однако, название книги в 4Царств гораздо уместнее применить ко всему Пятикнижию 278 , потому что это название употреблялось обычно в применении ко всему закону Моисееву 279 . Оно было, так сказать, technicus terminus для всей совокупности писаний Моисеевых 280 , который – под общим названием „книги закона” – Моисей повелел левитам хранить при ковчеге завета ( Втор.31:2426 ). А раз так, то и в выражении нельзя видеть указания только на одну книгу Второзакония 281 . Равным, образом, нельзя усматривать указания на книгу Второзакония и в названии ( 4Цар.23:2, 21 ) найденной книги , 282 так как, во-первых, это название прилагалось ко всему закону Моисееву; а во-вторых, если в sefer habberith видеть указание на Второзаконие, то нельзя будет удовлетворительно объяснить Втор.28:69 , где говорится о словах завета ( ), данного в стране Моавитской. Единственно правильным нужно признать, думается, то объяснение, что „слова завета“ относятся к законодательству Моисея во Второзаконии, а „книгой завета“ может быть названо только всё 283 законодательство, имеющее своим предметом не только законы, данные чрез Моисея, но и обетования, данные патриархам ( Лев.26:42, 44 , Втор.4:31 ), так как завет Израиля с Богом чрез Моисея опирается на завет и обетования, полученные патриархами ( Исх.3:6 ). Без этого последнего завета завет Моисеев немыслим 284 , и естественнее предположить переход от завета к заветным условиям, т. е. закону, нежели от закона, как решения, – к завету 285 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Следовательно, заключают они, нечестивые не обладают бессмертием, а потому и не могут мучиться вечно“. 31 Желая еще сильнее обосновать свое учение о конечности мучений грешников, адвентисты самое слово „вечно“, употребляемое в Св. Писании в приложении к мучениям нечестивых, стараются объяснить в смысле не буквальном, а относительном. „Если слово „вечно“, говорят адвентисты, относится к тому, что по самому существу своему имеет непреходящее и бесконечное бытие, то оно означает продолжительность, действительно, не имеющую границ. В этом смысле оно применяется только к Богу ( 1Тим.1:17 ; 1Тим.6:16 ; Рим.1:23 ; Быт.21:33 ; Пс.44:7 ) и к преобразившимся святым, которые, согласно 1Кор.15:33 , при первом воскресении облекутся в бессмертие ( Ин.6:51 ; Ин.10:28 ; Ин.11:26 ; Дан.7:27 ). Если же это слово относится к существу преходящему, или к чему-нибудь ограниченному обстоятельствами, то оно означает продолжительность жизни этого существа, или же охватывает больший промежуток времени, оканчивающийся с наступлением его предела: а) наибольшая продолжительность службы раба ( Исх.21:1–6 ; Втор.15:17 ), б) левитское священство ( Исх.29:9 ; Исх.40:15 ; Числ.25:13 в сравнении с Евр.7:11–12 ; Евр.7:18 ), в) обряды и праздники обрядного закона ( Исх.12:14 ; Лев.6:13 ; Лев.6:18 ; Лев.6:22 ; Лев.16:29 ; Лев.16:31 ; Лев.16:34 ; Лев.23:31 ; Лев.23:41 ; Лев.24:3 ; Иез.46:14 в сравнении с Евр.10:1 ; Кол.2:14–17 ), г) продолжительность пребывания земли в ее старом положении ( Ис.12:14 ; Ис.34:8–10 ; Иер.18:16 ) в сравнении с ее обновленным состоянием ( Ис.32:15 ; Ис.34:16–17 ; Ис.35:1–7 ; Ис.16:22 ; Ис.16:24 ). Слово „вечно“, говорят адвентисты, имеет ограниченное значение и в тех случаях, когда оно относится к будущему состоянию нечестивых и к месту мучений, во первых, потому что нечестивые не могут существовать бесконечно, так как они тленны и смертны ( Гал.6:8 ; Рим.8:13 ; Мф.3:12 ; Мф.13:30 , Мф.13:40 ; Откр.2:11 ; Откр.20:6 ); во вторых, потому что геена будет на земле ( Ис.30:33 ; Ис.34:8–10 ; 2Пет.3:7 ; Откр.20:7 (со слов – „и выйдет» ...) 8. 9, для ее обновления ( Мал.4:1–3 ; 2Пет.3:13 ; Ис.35:1–10 ; Ис.60:18 ; Ис.60:21 ; Откр.5:13 ); и, в третьих, на основании следующих текстов: Рим.6:23 ; Втор.30:15 ; Втор.30:19 ; Иез.18:23–25 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ozhidani...

Второзаконие Пятая книга Моисеева была озаглавлена в ветхозаветное время начальными словами Елле-гаддебарим – «сии суть слова»; в греческой же Библии называется по своему содержанию «Второзаконием», так как вкратце повторяет свод ветхозаветных законов. Кроме того, эта книга дополняет новыми подробностями события, о которых рассказывалось в предыдущих книгах. В первой главе Второзакония рассказывается о том, как Моисей начал разъяснять Закон Божий в земле Моавитской, по ту сторону Иордана, на равнине против Суфа, на расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива, в первый день одиннадцатого месяца в сороковом году после исхода евреев из Египта. Поскольку к концу жизни Моисея почти никого не оставалось в живых из людей, которые слышали Закон Божий на Синае, и в землю обетованную должно было вступить уже новое поколение, родившееся в пустыне, то Моисей, заботясь о сохранении истинного богопочитания в израильском народе, перед своей смертью решил собрать Закон Божий в отдельной книге. В этой книге Моисей обещаниями благ и угрозами наказаний хотел как можно глубже запечатлеть в сердцах нового израильского поколения решимость идти по пути служения Богу. Книга Второзакония содержит краткое повторение истории странствования евреев от горы Синай до реки Иордан (Втор. 1–3 гл.). Далее содержит призыв к соблюдению Закона Божия, подкрепляемый напоминаниями о наказании отступников (Втор. 4– 11 гл.). Затем идут более подробные повторения тех законов Иеговы, к соблюдению которых Моисей призывал Израильский народ (Втор. 12–26 гл.). В конце описываются последние распоряжения Моисея для утверждения Закона Божия в Израильском народе (Втор. 27–30 гл.), дается завещание Моисея и описывается его кончина (Втор. 31–34 гл.). Исторические книги Ветхого Завета Краткий обзор исторических книг Библии Исторические книги Ветхого Завета охватывают жизнь еврейского народа со времени его вступления в обетованную землю при Иисусе Навине (1451 год до Р.Х.) до периода Маккавеев (150 лет до Р.Х.). В частности, Книги Иисуса Навина и Судей охватывают ранний период жизни еврейского народа, когда еврейские племена, населявшие обетованную землю, еще не были объединены в одно государство, но жили более или менее обособлено друг от друга. Книги Царств и Книги Паралипоменон охватывают монархический период в жизни еврейского народа, длившийся около пятисот лет. Заканчивается этот период падением Иудейского царства и вавилонским пленением, за 586 лет до Р.Х. Книги Ездры, Неемии, Есфирь повествуют о событиях после вавилонского плена и о восстановлении Иерусалима.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Потеря матери для сына была предметом самой величайшей скорби. Я ходил скорбный , — говорит псалмопевец, — с поникшею головою, как бы оплакивающий мать ( Пс.34:14 ). Эта скорбь по матери, конечно, соответствовала той величайшей скорби любви, которою в свою очередь мать оплакивала потерю своих детей. Именно эту скорбь материнской любви изображает пророк, когда говорит: Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешится о детях своих, ибо их нет ( Иер.31:15 ). V. Вдова Вдова была окружена у евреев всеми нежными попечениями, которых требовало самое несчастие ее вдовства. Согласно еврейскому преданию, жена при своем вдовстве вступала во владение своим веном, за уплату которого отвечала вся собственность покойного мужа. Нечего и говорить о том, что все заповеди о почтении детей к матери оставались во всей силе и во время ее вдовства. Для вдовы все общество делалось ее родной семьей, и каждый член общества должен был заботиться о ней, как о своей супруге или матери. “Сиротам будь как отец, — говорит премудрый Сирах, — и вместо мужа — матери их. И сам ты будешь как сын Вышнего, и Он возлюбит тебя более, нежели мать твоя” ( Сир.4:10,11 — С). Еврей ежегодно приносил собственно две десятины от своих приобретений: одну он посвящал Господу в скинии или храме ( Втор.16:16,17 ), другою он пользовался частью сам, приходя на поклонение Господу в скинию или храм ( Втор.12:5–7 ), а частью предоставлял ее левитам ( Чис.18:21 ) того округа, в котором жил ( Втор.14:27 ). Именно на эту вторую десятину он должен был каждый третий год на каком-нибудь публичном месте своего жительства устраивать праздник, на который с левитами приглашались бедняки и вдовы ( Втор.14:28,29 ). Когда хозяин жал пшеницу, его серп должен был щадить колосья, которые вырастали на меже убираемого им поля; он не должен был возвращаться назад, чтобы подбирать те колосья, которые ускользнули из-под его серпа; когда он отрясал масличные деревья, его рука не должна была разыскивать между ветвями дерева тех маслин, которых не сбила его палка; когда он собирал созревший виноград, он не должен был пересматривать за собою ветку за веткой. Оставшиеся колосья, оставшиеся маслины, оставшиеся кисти винограда предоставлялись вдове и бедняку ( Лев.19:9,10 ; Втор.24:19–22 ). В пользу вдов во времена Маккавеев отделялась часть военной добычи ( 2Мак.8:20–30 ).

http://azbyka.ru/zhenshhina-v-vethom-zav...

Замечательно, что в аналогичном предостережении о царе и царской власти, с ее худших сторон, сделанном пророком Самуилом, не говорится уже о возвращении евреев в Египет ( 1Цар.8:10–18 ). Тогда, очевидно, эта угроза не была уже страшна и даже малопонятна, так как слушатели Самуила не испытали египетского рабства. Таких примеров можно привести множество. Заключая в себе много следов знакомства писателя с Египтом 14 , Пятокнижие заключает не менее же ясных признаков малого и неличного знакомства писателя и его ближайших читателей с Палестиною. Все законодательство, в изложении священного историка, предполагает, что евреи еще только намерены идти ( Исх.12 –13гл.), идут ( Исх.23:20,23,31 ; Лев.18:3 и мн. др.) и намерены вскоре войти ( Втор. 1:2–3;4:1,22;6:10–12;7:1–6;8:7–12;9:1–7 и мн. др.) в Палестину. Палестина, обычно на языке свящ. историка, называется еще чуждою евреям землею Ханаанскою. Города и местности ее точно не известны читателям Пятокнижия, и свящ. историк каждый раз поясняет: Хеврон в земле Ханаанской ( Быт.23:2,19;49:30 ), Сихем в земле Ханаанской ( Быт.33:18 ), Лузь, т.е. Вефиль в земле Ханаанской ( Быт.35:6;48:3 ). Землею же Ханаанскою «за Иорданом» (т.е. к западу от Иордана, потому что Моисей был на Моавитских полях) определяется местоположение гор Гевал и Гаризим ( Втор.11:30 ). Писатель упоминает о горах «Амореев» ( Втор.1:7,19,20 ), каковое название было лишь при Моисее, а потом уже они завоеваны были Иудиным коленом и с Иисуса Навина стали называться «горою Иудиною» ( Нав.11:21 ). При описании Палестины, как неизвестной страны, писатель постоянно поясняет местоположение: дубравы Мамре ( Быт.13:18 ), Кадеса (14:7), Сура (16:7), Ефрафы (35:19) и др. По тем же, очевидно, причинам границы обетованной земли определяются очень общо, лишь с большею ясностью определяются южные границы и то потоком Египетским, горою Син, Кадес-Варни, т.е. местностями, где проходили евреи. Восточные границы определяются рекою Иорданом, западные – Средиземным морем, а северные: от великого моря к горе Ор с разными выступами, т.е. опять местностью известною евреям ( Числ.34:1–12 ). Об определенном местоположении коленных владений, кроме заиорданских колен, ничего не говорится ни в Иакова (Быт.49гл.), ни в благословении Моисея (Втор.33гл.). совсем иначе описываются как границы обетованной земли, так и коленные владения в книге Иисуса Навина ( Нав.13:4–6;15:1–5; 17 –19гл.). И эта разность естественно и законно объясняется разным местожительством писателей Пятокнижия и книги И. Навина и их читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В библейском койне были созданы специальные термины для описания священных реалий, например: κροβτυσα [акровтисиа] – «краеобрезание», «крайняя плоть», γιζω [агиазо] – «освящаю», ντιλπτορ [антилиптор] – «защитник (Бог)», στρατεγα το ουρανο [стратэгиа ту урану] – «небесное воинство», κρπος το κλπου [карпос ту колпу] – «плод чрева» и др. Многие слова вошли в библейский койне из еврейского языка без перевода, например, πσχα [пасха] – [песах]. Кроме того, сама греческая лексика изменяла своё значение, чтобы выражать священные понятия. Многим греческим словам придавалось особое значение, которого они не имели в классической литературе, например: χριστς [христос] – «помазанник», «царь», «мессия», вместо классического значения «помазанный, нарумяненный», μαρτωλς [амартолос] – «грешник», вместо «промахивающийся» (в стрельбе из лука), πστασις [апостасис] – «отступник от веры», вместо «политический отступник», διβολος [диаволос] – «злой дух», вместо «клеветник, «лживый человек» 161 . Библейская письменность. В Священном Писании сказано, что пророк Моисей записал Декалог ( Исх.17:14; 24:12; 34:27 ), слова Господни ( Исх.24:4 ) и закон ( Нав.8:31 ), а также завещал написать заповеди на камнях после перехода через Иордан ( Втор.27 гл.). Кроме того, Моисей записал все постановления ( Втор.30:10 ), уставы ( Исх.34:27 ; ср.: 4Цар.17:37 ), законодательные акты ( Втор.24:1 ; Мк.10:4 ), подробности путешествия израильтян ( Чис.33:2 ) и слова победной песни ( Втор.31:19:22 ). В странствиях во время исхода священники писали заклинания на свитках ( Чис.5:23 ) и имена на жезлах (17:3). На обетованной земле Иисус Навин снова написал Десять заповедей ( Нав.8:32 ) и текст возобновленного завета (24:26). Пророк Самуил написал в книгу устав царства Саула ( 1Цар.10:25 ). Царь Давид писал письма своему военачальнику Иоаву ( 2Цар.11:14 ) и делал письменные указания о подробностях устройства Храма, как и его сын царь Соломон ( 2Пар.35:4 ), который переписывался с царем Тира Хирамом ( 2Пар.2:11 ). Царь сирийский написал письмо царю Израиля по поводу Неемана ( 4Цар.5:5 ). Во все периоды истории Израиля писцы составляли поименные списки колен ( 1Пар.4:41; 24:6 ; см. также: Чис.11:16 ; Ис.10:19 ; Иер.22:30 ; Неем.12:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010