61. Поучение в неделю 2-го по Пятидесятнице Не слышателие закона праведны пред Богом, но творцы закона, сии оправдятся. ( Рим.2:13 ) Слышим мы о законе Божием почти каждый день; но и каждый день почти его нарушаем; между тем св. Апостол Павел говорит, что не те спасутся, не те оправдаются, не те получат Царствие Небесное, которые слушают положения, правила закона, или Божии заповеди; но те, которые на деле их исполняют: «не слышателие закона праведны пред Богом, но творцы закона, сии оправдятся». Для чего же Богом и дан закон? Неужели для того только, чтоб его только слышать? – Нет! А для того, чтоб его исполнять. Итак, слышишь, что заповедь говорит: «люби Бога всею душею и всем сердцем» ( Втор.6:5 ; Лк.10:27 и проч.), так и люби; ничего на свете не люби всею душею и всем сердцем, кроме Бога, потому, что и сам Бог возлюбил тебя всем своим Божеством, всею Пресвятою Троицею: Отец Небесный сотворил тебя, Сын Божий пострадал за тебя; а Дух Святый всеми дарованиями благодати освятил тебя. Говорит тебе заповедь: «люби ближняго, как самого себя любишь» ( Лев.19:18 ; Мф.22:39 и проч.) – так и люби его; а не так, что себе рубль, а ближнему копейку; себе хлеб, а ближнему сухарь, как камень; себе рыбу, а ему змею: – все это противно заповеди Божией. Сказано в законе: не божись, так и не божись, или не клянись. Сказано: почитай отца и мать свою, так и почитай и не огорчай ни делом, ни словом. Сказано: не убивай ближняго – ни делом, ни гневом, ни словом, так и не убивай. Сказано не кради, не развратничай, не осуждай, не пьянствуй и никак не греши; так и берегись грехов пуще огня. Тот, кто исполняет заповеди получит спасение; тот, кто неуклонно поступает по правилам Святого Евангелия, тот только и может надеяться на заслуги Иисуса Христа. Но кто оскорбляет Его нарушением заповедей – тот теряет право на Его милосердие, на Его ходатайство, на Его заслуги. Но исполняя заповеди Христовы – ты должен же исполнять и постановления Церкви. Для твоего же спасения Господь учредил Святую Церковь , даровал таинства, избрал пастырей, освятил праздники и посты, и все это сделал для твоего вечного спасения. Не повинующийся церкви – не повинуется самому Господу; он есть гнилой член тела Христова, сухая ветвь лозы истинной, безплодная смоковница. Не по имени будь христианин, но на самом деле, – все заповеди точно и усердно исполняй, если хочешь спастись, и помни слова апостола: «не слышатели закона праведны пред Богом, но творцы закона – сии оправдятся». Да поможет нам Господь Бог. Аминь. Читать далее Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. первое. Т. 11. - Таганрог: Типография А.М. Миронова, 1885. – 367 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

§ 13. Понятие об откровении. Связь учения об откровении с понятием о религии, как союзе Бога с человеком. Откровение естественное и сверхъестественное Под именем Божественного откровения разумеются истины, которые Сам Бог открыл людям, чтобы они могли правильно веровать в Него и достойно чтить Его. Необходимость откровения вытекает из самого понятая о религии, как союзе. Для того, чтобы возник этот союз необходимо, чтобы Сам Бог открыл людям о Себе Самом и о Своей воле. Откровение различается на естественное и сверхъестественное. Под именем естественного откровения Божия разумеется всё то, что Бог открывает о Себе Самом, о Своих свойствах и действиях в природе видимой и в самом человеке. Видимая природа, как известно, есть великая книга, красноречиво проповедующая всем людям о всемогуществе, премудрости и благости Творца ( Рим.1: 19–20 ). Душа человеческая своими силами и способностями, своими нравственными потребностями еще красноречивее природы видимой говорить о Боге, сотворившем человека. Но, кроме откровения естественного, есть еще откровение Божие сверхъестественное. Под именем его разумеется сообщение человеку истин религии вышеестественным образом, чрез непосредственное воздействие Бога на дух человеческий или чрез слово Божие. Божественное откровение назначено было для всех людей, потому что оно для всех было нужно и спасительно. Но так как не все люди, по своей греховности, способны принять его непосредственно от Бога, то Господь избрал особенных мужей, которые могли передавать это откровение другим, желавшим принять его. Такими особенными провозвестниками откровения Божия были Адам, сообщивший людям первую радостную весть о Христе Спасителе ( Быт.3:15 ), Ной, предсказавший, что в потомстве Сима будет истинная церковь , и что от его потомства произойдет Спаситель мира ( Быт.6:9:26:27 ), Авраам, открывший, что о Семени его благословятся всё народы земные ( Быт. 12:3:17 ), Моисей, через которого было предсказано, что Бог воздвигнет некогда Пророка, подобного ему, т.е. И. Христа ( Втор.18:15 ), и пр. пророки, которые принимали от Бога откровение и передавали его другим. Впрочем, они передали только начатки откровения Божия. С особенною же полнотой оно возвещено было людям Сыном Божиим, И. Христом, Который и распространил его по всей земле через Своих учеников и апостолов. На это ясно указывает ап. Павел: «Многочастне и многообразне древле Бог , глаголавый отцем во пророцех, в последок дней сих глагола нам в Сыне, Его же положи наследника всем, Им же и веки сотвори» ( Евр.1:1 ). Читать далее Источник: Очерки православно-христианского вероучения : ученое руководство для 7-го класса гимназии/сост. свящ., законоучитель гимназии, Г. Орлов. – Москва : Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1914. – 146, IV с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Обращение евнуха эфиоплянина. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. XIX в. Кто такие скопцы в Библии? 2 мин., 04.09.2016 Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Понимаем ли специфические названия? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов  «Библейские персонажи» . Сегодня мы говорим о том, кто в Библии называется скопцами. В Синодальном переводе Ветхого завета слово «скопцы» обычно передано как «евнухи». Это мужчины, которые различными способами лишены способности к деторождению. Они служили при дворе, например, стражниками в гаремах (например, Есф 2:3,14; 4:5). Различные причины оскопления перечислены в Ветхозаветной Книге Левит (22:24 и далее): раздавление, разбитие, вырывание, вырезывание, после чего добавляется: «в земле вашей не делайте сего». Согласно Второзаконию, оскопленный мужчина не мог вступать в общество Господне (Втор 23:1), скопцы не могли быть священнослужителями (Лев 21:20). Когда наступит время спасения Божьего, Господь примет и евнуха (Ис 56:3-5; ср. Иер 38:7 и след.; 39:15-18). В связи с этим крещение евнуха [греч. эунухос], вельможи Кандакии (Деян 8:27-39), имеет особое значение. О трех родах скопцов говорит Иисус Христос (Мф: 19:12): «есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит». Этот фрагмент святитель Феофилакт Богларский объясняет следующим образом. «Скопцы от чрева матери их» - люди, которые по своему устройству не испытывают влечения к женщинам: целомудрие таковых не имеет ценности. Оскопленные от людей – те, кто «вследствие наставления других людей, удалил, как бы вырезал, разжжение плотской похоти». Те, кто сами сделали себя скопцами для Царства Небесного» - люди, которые склонили себя к целомудрию по собственному расположению. При этом имеется ввиду именно духовное целомудрие, а не физиологическая неполноценность. На заставке фрагмент картины Обращение евнуха эфиоплянина. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. XIX в. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/kto-takie-skoptsyi-v-bibl...

составитель К.В. Гриценко Проклятие Проклят, кто слепого сбивает с пути! И весь народ скажет: аминь. Втор.27,18 Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову! И весь народ скажет: аминь. Втор. 27,19 Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа. Иер.17,5 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми. Быт.3,14 ..ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел. Втор.21,23 Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя. Втор.28,15 Проклят, кто ляжет с женою отца своего, ибо он открыл край одежды отца своего! И весь народ скажет: аминь. Втор.27,20 Проклят, кто ляжет с каким-либо скотом! И весь народ скажет: аминь. Втор.27,21 Проклят, кто ляжет с сестрою своею, с дочерью отца своего, или дочерью матери своей! И весь народ скажет: аминь. Втор.27,22 Итак для вас, священники, эта заповедь: если вы не послушаетесь и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца. Мал.2,1–2 Проклят, кто ляжет с тёщею своею! И весь народ скажет: аминь. Втор.27,23 Проклят, кто ляжет с сестрою жены своей! И весь народ скажет: аминь. Втор.27,23 Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется. Притч. 26,2 Проклят, кто тайно убивает ближнего своего! И весь народ скажет: аминь. Втор.27,24 Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную! И весь народ скажет: аминь. Втор.27,25 Проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним! И весь народ скажет: аминь. Втор.27,26 Проклят нарушающий межи ближнего своего! Втор.27,17 Читать далее Источник: Библейская симфония по книгам Ветхого и Нового Заветов/ред.-сост. Д. Гриценко, Е. С. Калугина - Москва : Даръ, 2007. - 480 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

Глава 6 Напоминание Израилю о том, что Бог один. – Предупреждение от идолопоклонства и приглашение к истинному богопочтению. Втор.6:8 .  и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, Втор.6:9 .  и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих. Ср. Исх. 13.9, 16 ; Втор 11.18, 20 . Буквальное понимание означенных здесь советов Моисея ввело в обычай среди евреев употребление так называемых мезуз и тефилин. Мезузы – священные надписи на косяках домов; тефилины – коробочки с заключенными в них выдержками из Св. Писания, прикрепляемые к рукам и ко лбу (евангельские «хранилища», Мф 23.5 ). Втор.6:13 .  Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему прилепись,] и Его именем клянись. «И Его именем клянись» Имея в виду запрещение 3-й заповеди, нужно допустить, что в данном месте дается разрешение на употребление клятвы лишь в важных случаях, когда клятва является единственным и высшим подтверждением истины. Кроме того, комментируемым выражением, по мнению блаж. Феодорита, предупреждается возможность употребления в клятве имен языческих народов. «Закон повелевает клясться Богом, – говорит церковный учитель, – чтобы израильтяне не клялись богами лжеименными» (Толк на кн. Втор., вопр. 4). Втор.6:16 .  Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе. О Массе и Мериве см. Исх. 17.1–7 ; о Мериве при Кадесе – Чис. 20.1–13 ; Чис. 27.14 ; Втор 32.51 . Втор.6:20 .  Если спросит у тебя сын твой в последующее время, говоря: «что значат сии уставы, постановления и законы, которые заповедал вам Господь, Бог ваш?» Втор.6:21 .  то скажи сыну твоему: «рабами были мы у фараона в Египте, но Господь [Бог] вывел нас из Египта рукою крепкою [и мышцею высокою], Втор.6:22 .  и явил Господь [Бог] знамения и чудеса великие и казни над Египтом, над фараоном и над всем домом его [и над войском его] пред глазами нашими; Втор.6:23 .  а нас вывел оттуда [Господь, Бог наш,] чтобы ввести нас и дать нам землю, которую [Господь, Бог наш,] клялся отцам нашим [дать нам]; Втор.6:24 .  и заповедал нам Господь исполнять все постановления сии, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего, дабы хорошо было нам во все дни, дабы сохранить нашу жизнь, как и теперь; См. Исх. 12:25–27, 13:8, 14–15 . Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Второзакония. 768-846 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕАЗАР [евр.  ,   - Бог помог; греч. Ελεαζρ], прав. (пам. в Неделю св. праотец), ветхозаветный первосвященник. Е.- 3-й сын Аарона от Елисаветы (Исх 6. 23), муж дочери Футиила (Исх 6. 25) и отец Финееса (Исх 6. 25). Е. был священником при скинии во времена Исхода (Исх 28. 1; Числ 3. 3-4), служил вместе с младшим братом Ифамаром после трагической смерти старших братьев - Надава и Авиуда (Лев 10. 1-2, 6). Е. был начальником над главами левитских родов, к-рым было вверено хранение святилища (Числ 3. 32) и культовых принадлежностей скинии (Числ 4. 16). После мятежа сынов Корея Е. собрал кадильницы сожженных левитов и покрыл металлом из них жертвенник в качестве назидания для дальнейших поколений о незыблемости Ааронова священства (Числ 16. 39-40). Е. приписываются постановления законов о ритуальном очищении военных трофеев (Числ 31. 21-24) и земли по окончании сражения (Числ 19). После смерти Аарона Е. был облачен Моисеем в его одежды и тем самым унаследовал должность первосвященника (Числ 20. 25-28; Втор 10. 6), управлявшего вместе с Моисеем евр. народом (Числ 27. 1-11; 31. 12, 13, 25-31). Перед смертью Моисей в присутствии Е. назначил своим преемником Иисуса Навина, повелевая ему «обращаться к Елеазару священнику, и спрашивать его о решении» (Числ 27. 18-23). Вместе с Иисусом Навином он разделил по жребию между коленами Израиля территорию земли обетованной (Числ 32. 28; 34. 17; Нав 14. 1; 17. 4; 19. 51; 21. 1). Гробница Е. находилась «на холме Финееса, сына его» в землях колена Ефремова (Нав 24. 33), вероятно, в одном из городов, к-рые были переданы во владение сыновьям Аарона. Е. занимает важное место в возводимых к Аарону генеалогических списках ветхозаветных священников. Во времена царя Давида существовало 16 семейств из дома Е. (1 Пар 24. 4, 7-14). От Аарона через Е. возводили свое священническое происхождение Ездра и Садок (V в. до Р. Х.) (1 Езд 7. 1-5; ср.: 1 Пар 6. 1-15, 50-53; 24. 3). Иосиф Флавий считал, что имя Елеазар означает, «что он бежал от египтян при содействии родного своего Бога» ( Ios. Flav. Antiq. II 13. 1). В иудейском предании Е. приписывалось авторство последних глав Книги Иисуса Навина (Бава Батра. 15а). Имя Елеазар в Библии принадлежит еще 10 персонажам. Лит.: Mauch T. M. Eleazar//IDB. Vol. 2. P. 75-76; Porter S. E. Eleazar//ABD. Vol. 2. P. 433. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) ГЕДЕОН величайший вождь и судья Израиля в XII в. до Р. Х., прав. (пам. в Соборе святых праотец; пам. греч. 26 сент.)

http://pravenc.ru/text/189677.html

Вопрос: Здравствуйте! Пожалуйста, разъясните толкование пророчества Иакова 12-ти коленам Израиля (Быт. 49) о колене Левия. Из Бытия 49:5-7 видится, что Иаков осуждает колено, проклинает и обещает рассеять их в Израиле. Так почему же представители именно этого проклятого колена становятся священниками, наиболее приближенными к Богу? Из НЗ мы знаем, что по отцу Иисус Христос принадлежит к колену Иудину. И Быт. 49:8-11 толкуют как пророчество Иакова (Израиля), что именно из этого колена произойдет Спаситель. А кто имеется в виду в Быт. 22-27 (про колено Иосифа) – «Оттуда Пастырь и твердыня Израилева»? Заранее спасибо. Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Пророчество это исполнилось точно на обоих коленах – Левия и Симеона. Но неодинаково: в неблагоприятном значении только на потомках Симеона. За 40 лет странствия по пустыне это колено сильно уменьшилось в числе. По выходе из Египта было 59.300 мужчин, способных к войне (Чис.1:23), а в конце – только 22.000 (Чис.26:14). Колено это получило удел, но не самостоятельно, а в пределах колена Иуды (Нав.19:1,9). Это колено даже не упоминается в благословении пророка Моисея (Вт. 33:1-29). По иудейскому преданию, больше всего бедняков было в колене Симеона. Левий вместе с братом Симеоном напал на жителей Сихема, чтобы отомстить за поруганную честь своей сестры Дины. Они убили всех мужчин в этом городе (Быт 34:25). За этот поступок потомки Левия были осуждены на разделение и рассеяние. Однако позже, когда, поддавшись на уговоры израильтян, Аарон отлил золотого тельца, пророк Моисей стал в воротах стана и сказал: кто Господень, – ко мне! (Исх.32:26). Тогда именно все сыны Левиины собрались около него. Моисей сказал: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение  (Исх.32:29). Ревностное служение Богу представителей этого колена сделало его избранным и священным при святилище. (Чис.18:20-24). Тогда проклятие рассеяния превратилось в благословение священного служения и учительства среди всего Израиля: И о Левии сказал: … учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля, возлагают курение пред лице Твое и всесожжения на жертвенник Твой; благослови, Господи, силу его и о деле рук его благоволи, порази чресла восстающих на него и ненавидящих его, чтобы они не могли стоять  (Втор.33:8, 10-11). «Оттуда Пастырь и твердыня Израилева...» (Быт. 49, 24). Некоторые экзегеты видят в этих словах пророческое указание на будущего вождя Израиля Иисуса Навина. Он происходил из колена Ефрема – сына патриарха Иосифа. 18 сентября 2007 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6973.html

Вопрос: По какому признаку иудеи делили животных на чистых и нечистых? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Деление животных на чистых и нечистых, установленное ветхозаветным законом, имело духовно-воспитательное значение. Это деление было частью законодательства, касавшегося ритуальной чистоты. Законы Моисея о чистоте и нечистоте имели целью отделить народ Божий от язычников, религия которых была духовно нечистой, неистинной. Нечистых животных нельзя было употреблять в пищу (см.: Лев. 11; Втор. 14: 3 и след.) и приносить в жертву Богу (см.: Лев. 27: 27; Чис. 18: 15–17). Учение о чистоте теснейшим образом связано с ветхозаветным пониманием святости. Те и другие законы обращены к человеку, составляющему единство тела и души. Напротив, всякая нечистота, имевшая прямое отношение к телу, ассоциировалась с грехом, нравственной немощью. Из млекопитающих животных считались нечистыми жующие жвачку и имеющие нераздвоенные копыта (см.: Лев. 11: 4). Из обитателей вод нельзя было употреблять в пищу тех, «у которых нет перьев и чешуи» (Лев. 11: 10). Исследователи затрудняются ответить на вопрос, почему в богооткровенном Моисеевом законодательстве использованы именно эти признаки. Есть предположение, что Господь, давая пророку Моисею данные постановления, учитывал исторически сложившиеся у евреев особенности употребления в пищу определенных животных. Другая гипотеза сводится к мысли, что в этих постановлениях учитывались причины гигиенические и медицинские. В любом случае тема эта не принципиальная. Самое главное было в том, что эти постановления достигали духовно-нравственных целей. Римский историк Тацит (ок. 58 – ок. 117 по Р.Х.) свидетельствует, что иудейские законы о чистой и нечистой пище воздвигли великую преграду между иудеями и другими народами (см.: Тацит Корнелий К. История. V). Все ветхозаветные пищевые предписания (кроме запрета вкушать кровь) были отменены Собором апостолов в Иерусалиме: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15: 28–29). 11 августа 2010 г. Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/38652.html

Приложения «Дидахе». Учение двенадцати апостолов 493 Учение Господа, [поведанное народам через двенадцать Апостолов] 494 Перевод и комментарии А. Сидорова 1. 1. Есть два пути: один – [путь] жизни, другой – [путь] смерти, и велико различие между двумя путями 495 . 2 . Путь жизни таков: во-первых, ты возлюбишь Бога ( Втор. 6:5 ; Мф. 22:37 ), Создавшего тебя; во-вторых, [возлюбишь] ближнего, как самого себя ( Лев. 19:18 ), и всего того, чего не желаешь, чтобы случилось с тобою, не делай другому ( Тов. 4:15 ; Мф. 7:12 ; Лк. 6:31 ). 3 . [Смысл] учения, [заключенного в] этих словах, таков 496 : благословляйте проклинающих вас, молитесь за врагов ваших и поститесь за гонящих вас ( Мф. 5:44 ; Лк. 6:28 ). Ибо какое благоволение 497 [вы оказываете], если любящих вас любите? Не делают того же и язычники ( Мф. 5, 46–47 ; Лк. 6:32–33 )? Вы же любите ненавидящих вас ( Мф. 5:44 ; Лк. 6:27 ) 498 – и не будете иметь врагов. 4 . Воздерживайся от плотских и мирских похотей. Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую ( Мф. 5:39 ; Лк. 6:29 ), и будешь совершенным 499 . Если кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два ( Мф. 5:41 ). Если кто возьмет у тебя верхнюю одежду, отдай ему и нижнюю ( Мф. 5:40 ; Лк. 6:29 ) 500 . Если кто взял у тебя твое, не требуй назад ( Лк. 6:30 ), ибо не сможешь 501 . 5 . Всякому просящему у тебя давай и не требуй назад, ибо Отец желает, чтобы всем было даруемо от Его благодатных даров 502 . Блажен дающий по заповеди, ибо он безукоризнен. Горе же тому, кто берет, ибо если берет, имея нужду [в этом], то он неповинен, но если не имея нужды [берет], то даст отчет, почему и для чего брал. Оказавшись в темнице, он будет допрошен о своих деяниях и не выйдет оттуда до тех пор, пока не отдаст последнего кодранта ( Мф. 5:26 ; Лк. 12:59 ). 6 . Впрочем, об этом также сказано: «Пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих до тех пор, пока ты [не] узнаешь, кому даешь» 503 . 2. 1. Вторая заповедь учения: 2 . Не убивай ( Исх. 20:13 ; Втор. 5:17 ), не прелюбодействуй ( Исх. 20:14 ; Втор. 5:17 ), не растлевай детей, не развратничай 504 , не кради, не занимайся колдовством и чародейством ( Втор. 18:10 ) 505 , не умерщвляй в зародыше чада своего 506 и не убивай уже родившегося, не желай принадлежащего ближнему твоему ( Исх. 20:17 ; Втор. 5:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЮБОВЬ Высшая христианская добродетель; одно из имен Божиих ; в христианской философии - отношение к кому-либо (чему-либо) как к безусловно ценному, общение и единение с которым воспринимается как благо . В русском языке, так же как и во многих других современных языках, слово «любовь» многозначно. В древних языках разные типы Л. могли обозначаться самостоятельными терминами. Так, напр., в древнегреческом языке ρως, φιλα, γπη означают соответственно чувственную или плотскую Л., дружескую Л., Л.-милосердие. В латинском языке этим значениям в целом соответствуют amor, dilectio, caritas. Подобное различение наблюдается в санскрите, в семитских языках. Как религ. категория Л. занимает важное место в большинстве мировых религий. В христианстве Л.- центральное понятие, основной мотив, оказывающий решающее влияние как на учение о Боге, так и на учение о человеке ( Гэде. 2013. С. 117). В соответствии с той ролью, которую занимает учение о Л. в Свящ. Писании, вероучении и в этике христианства, его иногда называют «религией любви». Л.- это главная заповедь Христа и призвание христиан: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13. 35). Понятие «любовь» в ВЗ Наиболее часто в ВЗ для обозначения Л. используется слово   образованное от глагола   Этим глаголом в ВЗ обозначается Л. не только мужа к жене или жениха к невесте (Быт 24. 67; 29. 18, 20, 30), женщины к мужчине (1 Цар 18. 20; Песн 1. 3; 3. 1-4), отца к сыну (Быт 22. 2; 25. 28; 37. 3, 4; 44. 20; Притч 13. 25), невестки к свекрови (Руфь 4. 15), но и незаконная Л. к любовнице, прелюбодейке (Суд 16. 4, 15; Ос 3. 1), а также неугодная Богу Л. Соломона ко мн. женщинам, принадлежавшим к нечестивым народам (общение с к-рыми было запрещено для сынов Израилевых - 3 Цар 11. 1-2). Глаголом   и его дериватами могут обозначаться всевозможные разновидности Л.: Л. между друзьями (1 Цар 18. 1, 3; 20. 17; Иов 19. 19; 2 Пар 19. 2; Притч 9. 8; 15. 12; 16. 13), Л. раба, слуги к хозяину (Исх 21. 5; Втор 15. 16), Л. к ближнему (Лев 19. 18) и к пришельцу (Лев 19. 34; Втор 10. 18-19), даже предательская Л. Израиля, его измена Господу (Ис 57. 8; Иер 2. 25; Иез 16. 37; в пророческих книгах ВЗ Израиль нередко сравнивается с блудницей, изменявшей Господу с ложными богами, к-рые в свою очередь именуются его любовниками -  ). Объектами Л. могут быть также неодушевленные предметы и отвлеченные понятия: пища (Быт 27. 9, 14; Ос 3. 1), вино (Притч 21. 17), земледелие (2 Пар 26. 10; ср.: Ос 10. 11), сон (Притч 20. 13; Ис 56. 10), мудрость, знание, добро, истина (Притч 4. 6; 8. 17, 21; 12. 1; 22. 11; 29. 3; Ам 5. 15; Мих 6. 8; Зах 8. 19; ср.: Притч 19. 8), зло, грех, проклятие, невежество, смерть, идолы (Пс 10. 5; 108. 17; Притч 1. 22; 8. 36; 17. 19; Иер 8. 2; Мих 3. 2).

http://pravenc.ru/text/2561046.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010