Глава LXIV. Ст. 1–3. О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы пали бы (defluerent) от лица Твоего. Как обжигаемое огнем оне растаяли бы, воды закипели бы (arderent) от огня, чтобы сделалось известным имя Твое врагам Твоим, от лица Твоего пришли бы в смятение народы. Когда Ты совершишь чудесныя [дела] , мы не перенесем: Ты сошел, и от лица Твоего пали (defluxerunt) горы . LXX: Если отверзешь небо, потрясутся от Тебя горы, и оне растают, как тает воск от лица огня, и пожжет огонь противников, и будет явным имя Твое на противниках; от лица Твоего народы придут с смятение. Когда совершишь славныя [дела] , потрясутся от Тебя горы . Так как враги наши попрали святилище Твое и мы сделались такими, как в начале, когда не призывалось имя Твое на нас; то мы молим и говорим: о, если бы Ты расторг небеса и сошел , и всегда давая обетования, исполнил некогда обетованное. Говорилось же это в то время, когда еще не пришел Спаситель и из девственного чрева еще не воспринял человека с нашим естеством и существом, чтобы спасти его, чтобы нам носить образ пренебесного, подобно тому как мы носили образ перстного ( 1Кор. 15 ). Если бы Ты сделал это, говорят они, и если бы отверзлись небеса или небо, то при пришествии величия Твоего пали бы горы или потряслись бы горы и исчезли бы, как исчезает воск от лица огня. И Иезекиилю отверзались небеса, и он видел великое видение ( Иез. 1 ). Также и Моисей между благословениями во Второзаконии молит: да отверзет тебе Господь сокровище Свое благое, небо, еже дати Тебе благословение ( Втор. 28:12 ). И в Евангелии ( Мф. 3 ) говорится, что Иоанн Креститель видел разверзшиеся небеса и Духа Святого, сходящего на Господа в виде голубя. Горы же, которые при пришествии Господа, о коем написано: Бог огнь потребляяй ( Втор. 4:24 ), подобно воску будут исчезать и таять, означают противные силы и всех, восстающих на разум Божий, о коих в девяносто шестом псалме поется: виде, и подвижеся земля. Гори яко воск ростаяша от лица Господня, от лица Бога всея земли ( Пс. 96:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Еще слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». В одной из следующих речей Спаситель изъясняет это место полнее, говоря, что Моисей повелел давать разводную запись по причине жестокосердия супругов, т. е. не раздорам делая уступку, а предупреждая человекоубийство ( Втор.24:1–4 ). Действительно, ведь лучше стать хотя бы и в прискорбное разногласие [и разойтись], чем вследствие ненависти пролить кровь. Мф.5:34–37 .  А Я говорю вам: не клянитесь вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: «да, да» (est, est), " " нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого». Иудеи известны тем, что всегда имеют весьма дурную привычку клясться составными частями мира (per elementa), как в этом часто обличает их пророческое слово ( Ис.65 ). Кто клянется, тот или любит, или чтит того, кем он клянется. В законе заповедано, чтобы мы клялись только Господом Богом нашим ( Втор.6:13 ) 99 . А иудеи, клянущиеся ангелами, городом Иерусалимом и храмом, а затем составными частями мира, почитали твари и плотские вещи поклонением и почтением, приличествующим только Богу. Затем обрати внимание на то, что Спаситель не запрещает клясться именем Божиим [или: Богом ­­ per Deum], но запрещает клясться небом и землей, и Иерусалимом, и головой своей. Но и это есть уступка закона им, как бы детям, так что, как жертвы они приносили Богу, чтобы не приносить их перед идолами, так и клясться им позволяется именем Божиим не потому, что это делать следует, а потому, что лучше это делать во имя Божие, чем во имя демонов. А евангельская истина не допускает клятвы, так как место клятвы заступает каждое нелживое слово (fidelis sermo). Мф.5:38–39 . [начало]:   Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Тот, Кто сказал: «Око за око», не хотел этим уничтожить и другое око, а хотел сохранить оба.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Законодатель Моисей сказал израильтянам: «вот я предложил вам путь жизни и путь смерти» и присовокупил: «изберите жизнь , чтобы жить нам» (см. Втор.30:15,19 ). И пророк Илия сказал народу: доколе вы колеблетесь на обе стороны? Если Иегова Бог , то идите во след Ему ( 3Цар.18:21 ). Справедливо также сказал и Господь Иисус: «никто не может служить двум господам, ибо или одного будет он ненавидеть, а другого любить , или одному станет усердствовать, a о другом нерадеть» ( Мф.6:24 ). Посему и мы, следуя Учителю Христу, Который есть Спаситель всех людей, наипаче верных ( 1Тим.4:10 ), необходимо говорим, что есть два пути: один – жизни, а другой смерти. Но пути эти не имеют никакого сходства между собою; напротив, они весьма различны, а лучше сказать, существуют совершенно отдельно... ...Первый путь есть путь жизни. Это тот путь, о котором и закон постановляет: люби Господа Бога всем помышлением и всею душою, одного и единого, кроме Которого нет других, и ближнего, как самою себя ( Втор.6:5 ; Лев.19:18 ); и все 16 ), чего не желаешь, чтобы тебе было, того и ты другому не делай 17 ). – Апост. Пост., kh.VII, гл.1 и 2. Какой должен быть порядок в любви к Богу, к ближнему и к самому себе? Любить себя должно только для Бога и частию для ближних; любить ближних для Бога; а любить Бога должно для Него Самого и больше всего. Любовь к себе должно приносить в жертву любви к ближним, а любовь к себе и ближним должно приносить в жертву любви к Богу. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин.15:13 ). Кто любит отца или мать более, нежели Меня, говорит Христос, не достоин Меня, и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня ( Мф.10:37 ). Катих., с.95. VI. О побуждениях к исполнению нравственного закона 18 Некоторые из высших побуждений к исполнению нравственного закона: а) любовь к Богу; б) подражание Христу; в) обилие благостных даров во Христе. а) См. ниже (VII гл). Испов., III, отв. на вопр.3. б) См. ниже (XII гл., о подражании Христу) Апост.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Как повествуется в св. Писании о создании человека?    «Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». (Быт 2:7). Значит, отдельно было сотворено тело человека, и отдельно получила бытие душа. Почему же в некоторых местах Писания душею называется кровь (Лев. 17:14; Втор. 12:23)?   Это говорится не о человеческой душе, происшедшей от Божия дуновения, а о душе животных; животная душа получила свое начало не от Божия дуновения, а от неразумной природы, воздействовавшей по Божию повелению. Так и говорится в св. Писании: «и сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую... да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов и зверей земных» (Быт 1:20, 24).    Поэтому и сказано (Втор. 12:23), что душу животных можно (но, конечно, не должно) есть; о человеческой же душе нигде не сказано, что она может служить пищей.    Значит, нужно строго отличать душу человеческую от души животного, а адвентисты этого не делают и, таким образом, признают себя равноценными с животными и пресмыкающимися. Показывает ли Писание разницу между телом и душой человека?   Кроме указанного отличия в творении души и тела, есть еще очень много научений св. Писания, что душа и тело совершенно различны между собою. «Дух бодр, — говорит Спаситель о спящих учениках Апостолах, — плоть же немощна» (Мф 26:41). О смерти человека говорится так: «и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл 12:7). Каким же образом душа соединяется с телом?   Душа, по Писанию, живет в теле, как в жилище. Больной царь Езекия, ждавший смерти, так молился Господу: «жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский» (Ис 38:12). В кн. прав. Иова читаем о людях, как об «обитающих в храминах из брения» (Иов. 4:19). Поэтому-то душа человеческая представляется входящей и выходящей из тела. О воскрешении прор. Илиею юноши говорится так: «услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего (умершего) в него, и он ожил» (3 Цар. 17:22).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Кроме указанного прямого запрещения брачных союзов с ханаанскими народами, есть косвенные запрещения. Так, то постановление, по которому “аммонитянин и моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне вовеки ( Втор.23:3 ), естественно служило преградой для заключения с ними брачных отношений, хотя собственно по толкованию самих евреев, этим постановлением запрещалось только израильтянке выходить в замужество за моавитяннна или аммонитянина, израильтянину же позволялось жениться на дочерях этих народов, как это видно из истории Руфи ( Руфь.1:4 ). Запрещение брачных союзов с идумеянами и египтянами было менее строго: “не гнушайся, говорит закон, идумеянином, ибо он брат твой; не гнушайся египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его. Дети, которые у них родятся, в третьем поколении могут войти в общество Господне“ ( Втор.23:7–8 ). Здесь, очевидно, разумеются такие идумеяне и египтяне, которые каким-нибудь образом получили права гражданства в Моисеевом государстве, и некоторым образом вошли в состав его. Дети их в третьем поколении, т.е. внуки их, уже имели законное право на принятие в общество Господне. 30 Таким образом, в Моисеевом законодательстве можно различать три степени запрещения брачных союзов с иноплеменниками: полное запрещение по отношению к ханаанитянам – с мужской и женской стороны; полное же запрещение, но только с одной мужской стороны, по отношению к аммонитянам и моавитянам, и временное запрещение с мужской же стороны по отношению к идумеянам и египтянам; браки же с женщинами народов этих последних двух степеней считались законными. 31 Браки израильтян с иноземцами были вообще редки и закон хотя не считает их при известных условиях незаконными, однако же отмечает их как исключительные явления. Таковы брачные союзы израильтянки с египтянином, сын которых был побит камнями за хулу на имя Господне ( Лев.24:10–14 ), – Авигеи с Иефером измаильтянином, заключенный, вероятно, во время пребывания семейства Иессея в земле моавитской ( 1Пар.2:17 ), дочери Шешана с Иархой – египтянином, бывшим рабом Шешана ( 1Пар.2:35 ), и женщины из колена Неффалимова с тирянином – медником, сын которых Хирам заправлял работами при построении Соломонова храма ( 3Цар.2:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

О популярности магии в греко-римском мире говорить излишне . Интересно, что пророки, маги и целители часто объединялись в одну категорию. Например, Диодор Сицилийский говорит, что богиня Исида благодетельствует роду человеческому через пророчества и исцеления (Историческая библиотека 1. 25). У Лукиана в шуточном диалоге Мениппа, попавшего на небо, и Зевса, последний говорит: «Ведь было время, когда я был для них (людей) и пророком, и целителем.» (Икароменипп, или Заоблачный полет 24). Это было характерно не только по отношению к богам: философ Эмпедокл из Акраганта (имевший прозвище «запретитель ветров») в сохранившемся только во фрагментах сочинении «Очищения» замечает, что, в какой бы город он ни пришел, всюду за ним следуют мужчины и женщины: «Одним нужны предсказания, другие по поводу болезней всевозможных спрашивают, чтобы услышать целительное слово, давно уже терзаемые тяжкими муками» ( Климент Александрийский . Строматы 6. 30). Философы, пророки и колдуны не сильно отличались друг от друга не только в народном сознании, но и в римском праве. Но если магия всегда подвергалась запретам , то на философов и пророков гонения устраивались время от времени. Тем не менее, даже императоры часто не делали различия между магией и философским образом жизни. Про императора Нерона было известно, что он «не терпел философов: ему казалось, будто они рассуждают о пустяках, а втихомолку занимаются волхвованием» ( Флавий Филострат . Жизнь Аполлония Тианского 4. 35). Что касается Ветхого Завета, то маги причислялись к одной категории с лже-пророками, а потому исключались из народа Божиего ( Втор.13 , Втор.18:10–14 ). Однако отношение к магической технике было сложнее . Скажем, описание исцеления в книге Товит выглядит как изгнание демона магическими средствами (Тов.6:8: «если кого мучит демон или злой дух, то сердцем и печенью должно курить пред таким мужчиною или женщиною, и более уже не будет мучиться»; Тов.8:2–3: «(Товия) взял курильницу, и положил сердце и печень рыбы, и курил. Демон, ощутив этот запах, убежал в верхние страны Египта, и связал его Ангел»).

http://azbyka.ru/zdorovie/vrachevanie-v-...

От бед богатеешь, от слез серебро собираешь, нагого обнажаешь, голодного бьешь. Нет никакого милосердия, нет никакого разумения о сродстве страждущим. И прибыток от этого называешь человеколюбием! Горе именующим горькое сладким, и человеконенавистничество человеколюбием называющим!». И еще в конце: «Без земли сажаешь, без семени жнешь, и неизвестно, кому собираешь. Что тот, с кого лихву берешь, плачет, – известно, а кто плодом, от лихвы собранным, будет питаться, – неизвестно. Ибо неизвестно, кому утеху о богатстве оставишь; зло же от неправды себе собираешь. «От хотящего занять у тебя не отвращайся... и серебра своего не давай... в лихву», ( Мф.5:42 , Втор.23:19 ) да, и от Нового, и от Ветхого Завета полезному научившись, с благой надеждой ко Господу отойдешь, чтобы там лихву за благие дела воспринять» (Беседа на Псалом 14). О том же и святой Иоанн Златоуст во многих своих беседах учит. Глава 10: Об обиде убогих «Ни вдове, ни сироте не делайте зла; если же сделаете им зло, и, восстенав, возопиют ко Мне, слухом услышу голос их, и разгневаюсь яростью, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами, и дети ваши сиротами» ( Исх.22:22–24 ). «Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову; и все люди скажут: «Да будет " ( Втор.27:19 ). «Так говорит Господь: сотворите суд и правду, и избавьте... угнетенного от рук обижающего и пришельца и сироту, и вдовицу не оскорбляйте, не угнетайте беззаконно, и крови неповинной не проливайте на месте сем. Если же не послушаете слов этих, Сам Собою клянусь, говорит Господь, что пустыней будет дом сей» ( Иер.22:3, 5 ). § 122. Как тяжко обижать ближнего, следующими доводами показывается. 1) Как благодеяние, являемое ближнему, Христос Бог вменяет Себе: «Как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:40 ), – так и обида, причиняемая ближнему, Самого Христа касается: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?»-говорит Христос ( Деян.9:4 ). Савл Церкви Христовой и верным Его делал зло, но Христос Себе приписывает это зло: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня»?» Ибо обида самого отца касается, если сына обижают, и господин обидой себе считает, если рабу его причиняют зло.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Рассмотрим это на конкретных примерах. «Один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами» ( Исх. 12:49 ). Такое было редкостью в те времена, равенство прав между природным жителем и пришельцем. Обычно было (да и сейчас есть) совсем по-другому. «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» ( Втор. 24:16 ). Относительно суда в Законе сказано: «Не внимай пустому слуху, не давай руки своей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды. Не следуй за большинством на зло , и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды; и бедному не потворствуй в тяжбе его» ( Исх. 23:1–3 ). Здесь отвергается главный принцип демократии: «большинство всегда право» и коммунистический лозунг о том, что бедный всегда прав. При требовании защищать вдову, защищать сирого и убогого тем не менее оговаривается: «бедному не потворствуй в тяжбе его», бедность не может быть предлогом к лукавству, суд должен быть справедлив. Однако к тем, кто вовсе не может за себя постоять, Закон снисходителен. «Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего; пусть он у тебя живет, среди вас на месте, которое он изберет в каком-нибудь из жилищ твоих, где ему понравится; не притесняй его» ( Втор. 23:15–16 ), потому что иначе его ожидает расправа. Заметим также, что от хорошей жизни обычно не бегают. Если же причиной бегства было преступление, то его, очевидно, полагалось судить обычным образом. Закон провозглашает принцип равного возмездия: «око за око и зуб за зуб» ( Лев. 24:20 , Исх. 21:24 ). Для тех времен это было справедливое и полезное постановление: не голову за око, не сто человек за один зуб, а равное возмездие. Впрочем, в случаях тяжких телесных повреждений требовалось оплатить лечение и нетрудоспособность, а в случаях воровства обычно предполагалось возмещение в 4–5-кратном размере. Если человек лжесвидетельствует на кого-то и бывает в этом уличен, то он должен быть подвергнут той казни, которой бы подвергся тот, против кого он лжесвидетельствовал. Здесь следует заметить, что относительно каждой из заповедей Декалога, кроме 10-й, есть определенные условия, при которых ее нарушение наказывается смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Сверх того, я прошу не отказать мне в присылке фотографической карточки. К сожалению, адреса очень многих писателей и учёных остались мне неизвестны. Поэтому я посредством —194— печати обращаюсь ко всем лицам, причастным к литературе, журналистике и науке, с просьбой не отказать мне в доставлении сведений о себе, применительно к вышеизложенной программе. Очень важно для издания, чтоб указанные сведения были присланы не позже 1 июля с. г. Ответы прошу направлять по адресу: С.-Петербург, Загородный, 21, профессору Семёну Афанасьевичу Венгерову. С истинным уважением С. Венгеров Жданов А.А. Из лекций по Священному Писанию Ветхого Завета/Под ред. свящ. Д.В. Рождественского//Богословский вестник 1913. Т. 2. 5. С. 49–64 (5-я пагин.). (Продолжение.) —49— эпохе после Моисея; нельзя думать, что какой-либо позднейший писатель прочитал книги Исход, Левит и Числ, выбрал из них названия станов и составил настоящую таблицу, расположив их в последовательном хронологическом порядке. Большую часть станов, перечисленных в этой главе, мы не найдём кроме нигде – ни в книгах Моисеевых, ни в других, – таковы: Дофка, Алуш, Рифма и последующие числом до двадцати. А потому с полной вероятностью можно думать, что и перечень принадлежит самому Моисею, которому известны были все станы во время путешествия сынов Израилевых. Таким образом, мы приобретаем уверенность, что, по крайней мере, с 12-й главы книги Исход и кончая 33-й главой книги Числ, если не все, то большая часть принадлежит Моисею и записано им по непосредственному повелению Божию. Писал ли он сам собственноручно или кому диктовал, – это совершенно безразлично для нас; и для решения этого вопроса нигде нельзя найти никаких определённых указаний. Во Второзаконии, гл. 31, ст. 9 ( Втор.31:9 ) и далее, читаем: написал Моисеи, закон сей, и отдал его священникам, сынам Левииным, носящим ковчег завета Господня, и всем старейшинам (сынов) Израилевых. И завещал им Моисеи и сказал: по прошествии семи лет, в год отпущения, в праздник кущей, когда весь Израиль придёт явиться пред, лице Господа. Бога Твоего, на место, которое изберёт (Господь), читай сей закон пред всем Израилем вслух его. И далее Втор.31:24–26 : когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: возьмите сию книгу закона и положите её одесную ковчега завета Господа, Бога вашего. По мнению некоторых защитников подлинности Пятокнижия, под „книгой закона“ нужно разуметь всё Пятокнижие, начиная с первой главы книги Бытия и кончая последними, принадлежащими Моисею главами Второзакония: по мнению противников, книга закона, здесь упоминаемая, обнимает собой только существенную часть Второзакония, т. е. приблизительно главы с 4-й по 28-ю включительно. Что же нужно разуметь под ней в самом деле? Не даёт ли сама книга более или менее определённого ответа на этот вопрос?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Синоптики показывают Иисуса в борьбе с искусителем, которому Он трижды отвечает «написано...» и этим одолевает его. Примечат., что цитата из книги Моисея ( Втор. 8:3 ), которую при этом приводит Иисус, указывает на значение С.П. и его истин для жизни человека: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф. 4:1–11 ; ср. Втор. 32:46.47 ; Иер. 15:16 ; Ин. 6:63 ). Иисус – тот Человек, Который всецело жил словом Божьим. Его пищей было «творить волю Пославшего Его и совершить Его дело» ( Ин. 4:34 ; Ин. 5:30 ). Всю Свою жизнь, Свои деяния, Свою смерть и воскресение Он посвящает служению во исполнение Писания: «Не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф. 5:17 ); «Вот, иду, как в начале книги [Священного Писания] написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» ( Евр. 10:7 ; ср. Пс. 39:9 ). Он принимает крещение, указывая при этом, что «так надлежит нам исполнить всякую правду» ( Мф. 3:15 ). Первое выступление Иисуса в синагоге заканчивается зачтением текста из книги Исаии и словами: «...ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» ( Лк. 4:15–21 ). Иисус учит в синагогах ( Мф. 4:23 ; Мф. 9:35 ; Мф. 12:9 ; Мф. 13:54 ; Мк. 1:21.39 ; Лк. 13:10 ) и в конце Своей жизни свидетельствует: «Я всегда учил в синагоге и в храме» ( Ин. 18:20 ; Ин. 6:59 ). Сообщения всех четырех евангелистов согласуются в том, какое воздействие Иисус, как учитель С.П., оказывал на народ ( Мф. 7:29 ; Мк. 1:22 ; Лк. 4:32 ; Ин. 7:46 ). Его отличие от книжников состояло в том, что Он не просто толковал ветхозаветные Писания, но и исполнял их в Своей собств. жизни ( Ин. 19:28 ). На это «исполнение» С.П. вновь и вновь указывают евангелисты и апостолы ( Мф. 1:22 ; Мф. 2:15.17.23 ; Мф. 4:14 ; Мф. 8:17 ; Мф. 12:17 ; Мф. 13:14.35 ; Мф. 21:4 ; Мф. 26:54.56 ; Мф. 27:9 ; Мк. 14:49 ; Лк. 21:22 ; Лк. 22:37 ; Лк. 24:44 ; Ин. 13:18 ; Ин. 15:25 ; Ин. 17:12 ; Ин. 18:9 ; Ин. 19:24.28.36 ; Деян. 1:16 ; 1Кор. 15:54 ; Иак. 2:23 ). У Иисуса не было сомнений в том, что «не может нарушиться Писание» ( Ин. 10:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010