Благая Весть слепорожденных Почему вообще рождаются на свет люди с телесными недостатками? Есть ли смысл в их страданиях? Кто делает их немым или глухим? 28 мая, 2010 Почему вообще рождаются на свет люди с телесными недостатками? Есть ли смысл в их страданиях? Кто делает их немым или глухим? Всегда и во все времена среди людей были те, кто страдал от тяжких болезней, не мог обойтись без посторонней помощи, кто нередко чувствовал себя изгоем в мире, предназначенном для здоровых… Инвалиды. Они были и в Египте во времена Моисея, и в Палестине во времена Иисуса. Что же говорит о них Библия? Почему вообще рождаются на свет люди с телесными недостатками? Есть ли смысл в их страданиях? www.foma.ru Кто делает немым или глухим? Часто можно услышать, что Ветхий и Новый Заветы — очень разные книги, потому что одна говорит о строгих запретах и наказаниях, а другая — о свободе и любви. Вообще говоря, утверждение это неверно: в обеих частях Библии речь идет об одном и том же Боге, да и род людской не сильно изменился за последние несколько тысяч лет, так что можно найти и пламенные призывы к любви в Ветхом Завете, и суровые наказания — в Новом. Но действительно есть такие области, в которых Ветхий и Новый Заветы заметно отличаются друг от друга, и одна из них — отношение к инвалидам. Ветхий Завет предельно категоричен: священником и левитом не может быть человек с телесным недостатком. Господь говорит, что инвалид к жертвеннику не должен приступать, потому что недостаток на нем: не должен он бесчестить святилища Моего (Лев 21:23). Более того, существует и такое увечье, которое вообще ставит человека вне пределов Израиля, избранного народа, — это кастрация (см. Втор 23:1). К тому же существовал целый ряд кожных болезней (объединенных в русском переводе общим названием «проказа»), который делал человека ритуально нечистым, фактически изгоняя его из общества. О таких прокаженных мы читаем и в Евангелии: они должны были жить отдельно от здоровых, даже прикосновение к ним оскверняло обычного человека. По-видимому, товарищи по несчастью собирались вместе, ведь они не имели права общаться даже с самыми близкими людьми. Еще неизвестно, что было для них мучительнее: сама болезнь или ощущение своей ненужности и отверженности.

http://pravmir.ru/blagaya-vest-sleporozh...

Благая Весть слепорожденных Почему вообще рождаются на свет люди с телесными недостатками? Есть ли смысл в их страданиях? Кто делает немым или глухим? 14 октября, 2009 Почему вообще рождаются на свет люди с телесными недостатками? Есть ли смысл в их страданиях? Кто делает немым или глухим? Всегда и во все времена среди людей были те, кто страдал от тяжких болезней, не мог обойтись без посторонней помощи, кто нередко чувствовал себя изгоем в мире, предназначенном для здоровых… Инвалиды. Они были и в Египте во времена Моисея, и в Палестине во времена Иисуса. Что же говорит о них Библия? Почему вообще рождаются на свет люди с телесными недостатками? Есть ли смысл в их страданиях? www.foma.ru Кто делает немым или глухим? Часто можно услышать, что Ветхий и Новый Заветы — очень разные книги, потому что одна говорит о строгих запретах и наказаниях, а другая — о свободе и любви. Вообще говоря, утверждение это неверно: в обеих частях Библии речь идет об одном и том же Боге, да и род людской не сильно изменился за последние несколько тысяч лет, так что можно найти и пламенные призывы к любви в Ветхом Завете, и суровые наказания — в Новом. Но действительно есть такие области, в которых Ветхий и Новый Заветы заметно отличаются друг от друга, и одна из них — отношение к инвалидам. Ветхий Завет предельно категоричен: священником и левитом не может быть человек с телесным недостатком. Господь говорит, что инвалид к жертвеннику не должен приступать, потому что недостаток на нем: не должен он бесчестить святилища Моего (Лев 21:23). Более того, существует и такое увечье, которое вообще ставит человека вне пределов Израиля, избранного народа, — это кастрация (см. Втор 23:1). К тому же существовал целый ряд кожных болезней (объединенных в русском переводе общим названием «проказа»), который делал человека ритуально нечистым, фактически изгоняя его из общества. О таких прокаженных мы читаем и в Евангелии: они должны были жить отдельно от здоровых, даже прикосновение к ним оскверняло обычного человека. По-видимому, товарищи по несчастью собирались вместе, ведь они не имели права общаться даже с самыми близкими людьми. Еще неизвестно, что было для них мучительнее: сама болезнь или ощущение своей ненужности и отверженности.

http://pravmir.ru/blagaya-vest-sleporozh...

Святейший Патриарх Кирилл: Недопустимо, чтобы в затруднительных обстоятельствах священнослужитель оказался в одиночестве перед выбором между служением алтарю и поиском средств к существованию 21 декабря 2018 г. 12:23 21 декабря 2018 года, выступая с докладом  на Епархиальном собрании г. Москвы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл затронул вопрос материального обеспечения семей священнослужителей. «В ходе обсуждения кризисных явлений в семьях духовенства много говорят о материальных и бытовых трудностях. Это справедливо, но и преувеличивать значение этих трудностей не следует. В какой-то степени священнослужители разделяют жребий всего народа, находятся в той же ситуации, что и обычные люди — с подобными трудностями сталкиваются сегодня и миряне любых профессий, а в особенности те, кто, подобно священнослужителям, не могут считать себя вполне свободными в выборе места работы или в поиске средств к существованию, например, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, врачи и многие другие», — сказал Святейший Патриарх Кирилл. «Но все же положение священнослужителей — особое. Из Священной истории мы знаем, что при распределении земель между племенами ветхозаветного Израиля колено Левия, ветхозаветное священническое колено, не получило никакого надела. Сам Господь есть удел его , говорит Священное Писание о священнике (Втор. 10:9; Ис. Нав. 10:33 и др.). Таким образом, источник земного благополучия для священника — не труд в привычном понимании этого слова. В этом смысле священник беззащитен, у него нет земных гарантий. Он, в конце концов, живет за счет того, что приносится Богу, с Которым он связан как служитель Божией Церкви — главного и единственного дела его жизни: Я [Господь] часть твоя и удел твой  (Числ. 18:20). Если так было сказано о ветхозаветном священстве, то еще в большей степени эти слова относятся к призванным к новозаветному священству», — отметил Предстоятель. «Недопустимо, чтобы в затруднительных обстоятельствах жизни своей семьи священнослужитель оказался в одиночестве перед выбором между главным делом своей жизни — служением алтарю — и поиском необходимых средств к существованию», — заявил Святейший Патриарх Кирилл.

http://patriarchia.ru/db/text/5327496.ht...

     В апостольском чтении 7-й Недели по Пасхе мы слышим знаменитую беседу апостола Павла с пресвитерами Ефеса. Павел знает, что уже не увидит этих людей, дорогих ему, и дает им последние наставления. Прежде всего он произносит следующий совет: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). Хоть эти слова и адресованы пресвитерам, но в целом совет о внимании себе касается всех христиан и неоднократно повторяется в Писании. «Будь осторожен и весьма внимателен, ибо ты ходишь с падением твоим» (Сир. 13:16), – пишет Иисус, сын Сирахов. «Внимай себе; да не будет в сердце твоем тайного слова беззаконного» (Втор. 15:9), – говорит Дух Святой устами Моисея. Однако все написанное в Библии нуждается в опытном раскрытии самой жизнью. Что, собственно, значит: внимай себе? Раскрытие этих слов осуществили и описали в своих книгах великие подвижники древности. Давайте обратимся к их опыту и посмотрим, что они писали об этом. «Внимание есть непрестанное сердечное от всякого помысла безмолвие, в котором душа Единым Иисусом Христом Сыном Божиим и Богом всегда, непрерывно дышит и Его призывает», – говорит прп. Исихий, пресвитер Иерусалимский. Эти слова очень похожи на изречение апостола Павла: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). И Павел, и прп. Исихий говорят о блаженном и вожделенном состоянии пребывания умом и сердцем во Христе, Господе нашем. О том же и Сам Христос пророчествовал, говоря: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). Такое состояние упокоения сердца во Христе, когда Сам Он с Отцом и Духом Святым приходит к человеку и поселяется в душе его, и есть открытие Царства Божия, которое, по словам Христовым, внутри нас есть (ср. Лк. 17:21). Именно так понимается «внимание» в аскетическом опыте Церкви. Но как же можно достичь такого внимания, которое Исихий называет «безмолвием сердечным»? Путь к этой великой цели подробно описан в таких известных всему православному миру книгах, как «Добротолюбие», «Лествица», «Невидимая брань», «Душеполезные поучения», и изложен более понятным для нас языком в творениях великих русских подвижников свт. Игнатия (Брянчанинова) и свт. Феофана (Говорова).

http://pravoslavie.ru/121702.html

Православные кресты: как разобраться в значениях? Существует множество форм Креста — как в них разобраться и отличать друг от друга? С чем связано различие форм? 26 сентября, 2011 Существует множество форм Креста — как в них разобраться и отличать друг от друга? С чем связано различие форм? Какие Вы знаете православные кресты? В чём их отличие друг от друга? Многие православные христиане задумываются над этими вопросами! У нас есть ответ! Православные кресты: история возникновения В ветхозаветной церкви, состоящей в основном из евреев, распятие, как известно, не применялось, и казнили, по обычаю, тремя способами: побивали камнями, сожигали живьем и вешали на дереве. Поэтому «и пишется у них о висельниках: «проклят всякий висящий на древе» (Втор. 21:23)», поясняет Святитель Димитрий Ростовский (Розыск, ч. 2, гл. 24). Четвертая же казнь — усечение головы мечом — прибавилась у них в эпоху Царств. А крестная казнь была тогда языческой Греко-Римской традицией, и еврейский народ познал ее лишь за несколько десятилетий до Рождества Христова, когда римляне распяли их последнего законного царя Антигона. Поэтому в ветхозаветных текстах нет и не может быть никаких даже подобий креста в качестве орудия казни: как со стороны названия, так и со стороны формы; но, напротив, там имеется множество свидетельств: 1) о деяниях человеческих, образ креста Господня пророчески предобразовавших, 2) о предметах известных, силу и древо креста таинственно предначертавших и 3) о видениях и откровениях, самое страдание Господне предызобразивших. Фото: TijanaZemun, orthphoto.net Сам же крест, как страшное орудие позорной казни, избранное сатаной знаменем смертоносности, вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу-Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства. Поэтому и святой Ипполит Римский — муж Апостольский — восклицал: «и у Церкви есть свой трофей над смертью — это Крест Христов, который она носит на себе», и святой Павел — Апостол языков — писал в своем Послании: «желаю хвалиться (…) только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14). «Смотри, сколь вожделенным и достолюбезным соделалось сие столь ужасное и поносное (позорное — славян.) в древности знамение жесточайших казней», — свидетельствовал святитель Иоанн Златоуст. И Апостольский муж — святой Иустин Философ — утверждал: «Крест, как предсказал пророк, есть величайший символ силы и власти Христовой» (Апология, § 55).

http://pravmir.ru/kak-razobratsya-v-izob...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Пилат умывает руки. Лука Джордано Зачем Пилат умывал руки, когда к нему привели Христа? 2 мин., 17.01.2024 Этот евангельский сюжет известен многим. В общих чертах смысл действия понятен: Пилат умыл руки в знак того, что снимает с себя ответственность за приговор Иисусу Христу. Но стоит взглянуть на историю подробнее. Обязанностью Понтия Пилата как римского наместника было рассудить, не совершил ли обвиняемый преступлений против закона Римской империи. Иисуса Христа обвиняли в том, что Он претендует на реальную власть в стране и запрещает платить подать императору (Лк 23:2). Разобравшись, Пилат пришел к выводу, что политическое обвинение было необоснованным. Он хотел отпустить Иисуса, но толпа, подстрекаемая первосвященниками, требовала Его смерти. На какие ухищрения ни шел Пилат, толпа свирепела всё больше, пока, наконец, ему не пригрозили гневом самого императора Тиберия (Ин 19:12). Эта угроза смела остатки мужества Пилата. Донос мог прервать не только его карьеру, но и жизнь. Он знал подозрительность, коварство и жестокость императора, знал и то, что иудейские начальники уже жаловались на него Тиберию. Рисковать жизнью ради Проповедника истины, в которую он не верил, Пилат не стал, а потому решил передать Иисуса Его врагам. Но прежде чем это сделать, Пилат взял воды и умыл руки перед народом (Мф 27:24). Об этом обряде упоминают многие античные авторы, например Гомер, Еврипид, Овидий и Сенека, однако в первую очередь он был характерен для иудейской культуры и предписывался самим законом Моисея. Например, в случае обнаружения убитого человека при отсутствии подозрения относительно убийцы, старейшины города должны были омыть свои руки над головой жертвенной телицы и объявить следующее: руки наши не пролили крови сей, и глаза наши не видели; очисти народ Твой, Израиля, который Ты, Господи, освободил, и не вмени народу Твоему, Израилю, невинной крови (Втор 21:7–8). Было у иудеев и много других омовений, которые снимали с человека ритуальную нечистоту.

http://foma.ru/zachem-pilat-umyval-ruki-...

Содержание     Кресте Христов, христиан упование заблудших наставниче, обуреваемых пристанище, во бранех победа, вселенныя утверждение, недужных врачу, мертвых воскресение, помилуй нас.    Вникните, братия мои, в слова этой церковной песни, изображающей силу и славу Креста Христова и перенеситесь мыслию в дохристианское время, и вы увидите - какая великая и дивная перемена произошла в отношении ко кресту, после распятия на нем Сына Божия.    Что такое был крест до распятия на нем Господа Иисуса Христа? Он был орудием позорнейшей казни, изобретением безчеловечнаго язычества, и пред пришествием Спасителя на землю сопровождал римлян всюду, куда ни заходили они с своим победоносным оружием. И в Иудею эта страшная казнь на кресте проникла от римлян, поработителей иудеев. Иудеи знали до римскаго владычества только нечто подобное, повешение на древе, но и о казненных повешением говорилось в Писании иудеев: «проклят всяк висяй на древе» (Втор. 21:23; Гал. 3:13). Распятие же на кресте превосходило это повешение: оно сопровождалось нестерпимыми мучениями, и потому одна мысль о распятии приводила в ужас. Можно судить поэтому и о том, с каким отвращением и ужасом относилось человечество до Христа к самому орудию этой казни, позорному кресту.    Но, вот, на кресте претерпевает смерть Сам Единородный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос; глубокое падение греховнаго рода человеческаго и множество грехов искупляются величайшими страданиями на кресте. Мы не знаем, что было с самим крестом Господним после того, как он исполнил свое назначение, до четвертаго века, когда он был обретен святою Еленою. Но, помимо самаго орудия крестных страданий Богочеловека, крест вообще с тех пор делается священным предметом для христиан. Великие и некогда могущественные цари и владыки мира, как Навуходоносор, изображенный в сонном видении под образом древа, ветвями своими покрывающаго всю вселенную, с шумом прошли по земле, оставив по себе лишь печальную славу. А древо крестное приобретает славу, которой никогда не имел ни один предмет, сделанный руками человеческими. Проходит малое время с тех пор, как Господь наш Иисус Христос претерпел смерть и победоносно воскрес из мертвых, и позорное орудие Его смерти служит предметом хвалы для святаго апостола Павла (Гал. 6:14); предмет благоговейных поклонений и лобызаний для христиан, но соблазн для иудеев, а для эллинов - безумие, Крест Христов, по апостолу, есть источник Божией силы и свидетель Божьяго премудраго промышления о нашем спасении (1 Кор. 1:18. 23. 24).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛУД [блудодеяние], 1. Грех против целомудрия (в обиходе часто - любое нарушение морали в сфере половых отношений); одна из страстей в аскетическом учении Церкви. 2. В религиозно-метафорическом смысле - всякое уклонение человека от Божия Промысла о нем; идолопоклонство, неверие. В Синодальном переводе Свящ. Писания терминами «Б.», «блудодеяние», «блудодейство» передаются евр.  ,  ,  , греч. πορνεα,- заключающие в себе как первый (Быт 38. 24; Лев 19. 29; Ос 4. 10-11; Деян 15. 20, 29; 21. 25; Рим 1. 29; 1 Кор 6. 13, 18; 7. 2; Гал 5. 19; Эф 5. 3; и др.), так и второй (Исх 34. 16; Числ 14. 33; Иер 2. 20; 3. 2, 9; Иез 16. 15, 20, 34, 36; 23. 11, 27, 29; 43. 7, 9; Ос 2. 4; 4. 12, 18; 5. 3, 4; 6. 10; Наум 3. 4; и др.) смыслы понятия «Б.». В Иер 3. 8, 9 словом «блудодейство» передано  , означающее прелюбодеяние , т. е. супружескую неверность. В рус. языке Б. имеет синонимы: любодеяние, распутство, разврат. 1. Христианство признает две формы устроения жизни человека в сфере пола: брак и безбрачие ( целибат ). Б. как искажение отношений между полами и заложенной в них Божественной цели есть грех, ибо он предполагает лишь достижение чувственного само- или взаимонаслаждения. Проявляясь в виде помысла , страсти, развращающих слов, зрелищ, книг, рассматривания непристойных картин, прикосновений к собственному телу или телу др. человека, ласк и собственно половых отношений, Б. посягает на чистоту и целомудрие человека. К Б. причисляются также проституция, гомосексуальные отношения (см. Содомский грех ), кровосмешение, рукоблудие (мастурбация, малакия). В ВЗ 7-я заповедь Моисеева декалога - «не прелюбодействуй» (Исх 20. 14; Втор 5. 18) - не проводит четкой границы между понятиями прелюбодеяния и Б., поэтому эта заповедь относится ко всем случаям нарушения половой морали. В то же время она сосуществовала с древним институтом многоженства и наложниц. Наказание за нарушения в сфере половых отношений зависело от степени проступка. В случае насилия над незамужней девицей оскорбивший обязан был дать значительный выкуп ее отцу и взять девицу в жены, не имея права никогда с ней развестись (Втор 22. 28-29). Совершение Б. в отношении любой жены и наложницы отца каралось смертью как осквернение «святости» отцовского ложа (Лев 18. 7-8; 20. 11; Втор 22. 30; 27. 20). Столь же суровая участь грозила невестам, не соблюдшим девство (Втор 22. 20-21), осквернившим себя блудодеянием дочерям священников (Лев 21. 9) и даже супругам, сошедшимся в период жен. очищения (Лев 20. 18). Смертная казнь ожидала людей в случаях прелюбодеяния (Втор 22. 22-27), кровосмешения, мужеложства, скотоложства (Лев 18. 22-29; 20. 11-16). Основная причина строгости к извращениям в сфере половых отношений заключалась в сакральной заботе о потомстве народа Израиля.

http://pravenc.ru/text/149399.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕСЯТИНА [евр.  ,  ; греч. δεκτη; лат. decima], в древнем мире и в практике христ. Церкви передача 10-й части доходов (обычно натуральных) в качестве единовременного или регулярного пожертвования в пользу властей, клира или религ. общины. Ветхий Завет О Д. впервые упоминается в истории о патриархе Аврааме, к-рый передал 10-ю часть военной добычи Мелхиседеку, царю Салима и священнику Бога Всевышнего (Быт 14. 18-20; христологическое толкование см.: Евр 7. 4-9). Патриарх Иаков в Вефиле обещал отдать Богу Д. из всего, что имеет, если Он сохранит его в пути и поможет благополучно вернуться домой (Быт 28. 20-22). Несмотря на то что эти повествования, по-видимому, указывают на древнейшие центры принесения Д. (Иерусалим и Вефиль), они не могут свидетельствовать о том, что эта практика была регулярной или общеобязательной в подразумеваемый исторический период. Наиболее раннее свидетельство о регулярной Д.- слова из Книги пророка Амоса: «Приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши хотя через каждые три дня» (Ам 4. 4; VIII в. до Р. Х.). В кн. Исход содержится предписание приносить начатки плодов (Исх 23. 16, 19; 34. 26), но не уточняется, является ли Д. их частью или отдельным приношением (ср.: Втор 26. 1-14; Неем 12. 44). Согласно кн. Числа, левиты, не имеющие земельного надела, получают Д. за служение (Числ 18. 19-21). При этом они сами должны отдавать Д. священникам из всего, что получают, «десятину из десятины» (Числ 18. 26), «из всего лучшего» (Числ 18. 29). Согласно кн. Левит, Д. можно выкупить, приложив «к цене ее пятую долю» (Лев 27. 31). При отделении Д. запрещается подбирать скот по качеству или заменять одно животное другим, в противном случае и то и др. животное объявляются святыней и изымаются (Лев 27. 32-33). Наиболее подробные указания о Д. содержатся в кн. Второзаконие, согласно к-рой следует ежегодно отделять и вкушать «пред Господом», т. е. в святилище, от хлеба, вина, елея и первенцев крупного и мелкого скота (Втор 12. 17-18; 14. 22-23). В случае удаленности святилища разрешается продать урожай и скот, а на вырученные деньги купить около святилища все необходимое и разделить трапезу со своим семейством (Втор 14. 24-26). Каждый 3-й год Д. передается не в храм, а левитам, пришельцам, сиротам и вдовам (Втор 14. 27-29). При отделении Д. читается особая молитва (Втор 26. 13-15).

http://pravenc.ru/text/171766.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРАНИЦЫ ЦЕРКВИ термин, используемый в христ. богословии для определения принадлежности к единой Христовой Церкви как отдельных лиц, так и христ. сообществ (конфессий, деноминаций, общин). Вопрос о Г. Ц. является одним из самых актуальных в совр., в т. ч. правосл., экклезиологии. Он представляет собой сложную богословскую проблему и включает неск. аспектов: канонический, догматический, сакраментальный, харизматический. Представления о Г. Ц. на основании Свящ. Писания Вопрос о Г. Ц. в Свящ. Писании прямо не ставится, однако, исходя из отдельных важнейших положений библейской, гл. обр. новозаветной, экклезиологии, можно обозначить нек-рые существенные его аспекты. Ветхозаветный Израиль, к-рый рассматривается в святоотеческой экзегезе в качестве одного из основных прообразов новозаветной Церкви, обладал целым рядом признаков, прежде всего религ., выделявших его из среды древнего человечества. Между Израилем и окружающим его языческим миром пролегали четко означенные границы (Исх 23. 32-33). Смысл этой «отделенности» заключается, однако, не в противопоставлении др. народам, но в принадлежности истинному Богу. На последнее, в частности, указывает евр. слово  (  ), «собрание народа Господня» (ср.: Втор 10. 4; 23. 2-3; 31. 30; Пс 21. 23). Этот термин выражает ключевую идею ветхозаветной истории: для осуществления Своего предвечного замысла Бог избирает и призывает Израиль, тем самым образуя из него особое сообщество, цель к-рого - быть «народом избранным», «царством священников», «народом святым», «частью Господа» (Исх 23. 22; 19. 5-6; Втор 32. 9; Ис 43. 20). Почти буквально эти выражения используются в НЗ для описания Церкви Христовой - «род избранный», «царственное священство», «народ святой», «люди, взятые в удел» (1 Петр 2. 9). Последнее выражение - «люди, взятые в удел» («Его удел», «Твой удел») - для ВЗ наиболее типично (Втор 4. 20; 9. 26, 29). Смысл слова «удел», означающего отмеренную часть земли, переданную к.-л. во владение (Нав 19. 9), заключает в себе представление об определенных границах.

http://pravenc.ru/text/166375.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010