Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Старейшины I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ В ВЗ звание или ⇒ должность С. происходит из естеств. старшинства в семье, в роде и племени ( Исх. 3:16.18 ; Числ. 22:7 ; Нав. 9:11 ). Но одного возраста было еще недостаточно для занятия этой должности. Важными критериями являлись также мудрость, благочестие и надежность ( Исх. 18:21 ; Втор. 1:13.15 ). Собрание, образованное из С., в большинстве случаев выступало как совещат. орган. (⇒ Колено .) Согл. Втор. 31:9–13 , С. вместе со священниками должны были через каждые семь лет (в год отпущения) участвовать в чтении Закона народу. После овладения землей обетованной С. городов исполняли обязанности судей ( Втор. 19:12 ; Втор. 21:19 ; Втор. 22:15–18 ; Нав. 20:4 ; Руф. 4:2.4.9.11 ; 3Цар. 21:8.11 ; 4Цар. 10:1.5 ). Они выносили решения по простым правовым вопросам. При этом разрешено было подавать апелляции, которые рассматривались священниками и официальными судьями ( Втор. 17:8–13 ; ср. 2Пар. 19:8–11 ). Моисеем были назначены «семьдесят старейшин». Согл. Исх. 18:1 , это было сделано по совету его тестя Иофора, священника мадиамского, чтобы снять с Моисея часть нагрузки и улучшить отправление правосудия; а согл. Числ. 11:16 , – по Божьему повелению в ответ на жалобу Моисея. Здесь должность С. связывается с исполненностью Духом и ее видимыми проявлениями ( Числ. 11:25 ). II. В ИУДАИЗМЕ В иудаизме институт С. приобрел особое значение после гибели Иудейского царства – как в среде угнанных в плен ( Иер. 29:1 ), так и среди израильтян, оставшихся на родине ( Иез. 8:1 ; Иер. 26:17 ). В организац. устройстве синагоги всегда существовало местное правление, обычно состоявшее из семи С. ( Лк. 7:3 ). III. В НОВОМ ЗАВЕТЕ В НЗ Лука вводит обозначение С. (в Синод. пер. – «пресвитеры»; от греч. пресбютерос, «старейший») для людей, которые руководят Иерусалимской церковью ( Деян. 11:30 ; Деян. 15:2.4 ; Деян. 21:18 ), в чем выражается преемственность между ВЗ и НЗ. А. НАЗНАЧЕНИЕ В НЗ говорится о назначении С.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Разделы портала «Азбука веры» Исполины (евр. «нефилим») — люди необыкновенно большого роста и большой физической силы, представители древних племен. Среди исполинских племён Священное Писание отмечает: Рефаимов (Эмимов), Енакимов, Зузимов, Замзузимов. В допотопной ветхозаветной истории об исполинах сообщается в сюжете о смешении сынов Божьих и дочерей человеческих: «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» ( Быт.6:4 ). Согласно Преданию Церкви, сыны Божии были потомками благочестивого Сифа, а дочери человеческие -  нечестивого Каина. Всемирный потоп , уничтоживший всех людей, за исключением спасшихся в ковчеге, погубил и допотопных гигантов. Среди потомков Ноя особою, исполинскою стáтью отличались Рефаимы и сыны Енаковы. В частности об этом говорится в описании Эмимов, которых соотносят с Рефаимами, и которые сопоставляются с сынами Енаковыми: «…прежде жили там Эмимы, народ великий, многочисленный и высокий, как сыны Енаковы, и они считались между Рефаимами, как сыны Енаковы; Моавитяне же называют их Эмимами» ( Втор.2:10-11 ). Во время пребывания Авраама в Палестине Рефаимы населяли Аштероф-Карнаим ( Быт.14:5 ). Этот народ был отмечен Богом среди прочих народов, населявших Обетованную землю (Палестину), которая предназначалась в наследие потомству Авраама ( Быт.15:20 ). Последним представителем племени Рефаимов считается Ог, царь Васанский ( Втор.3:11 ). Он был убит сынами Израиля, завершившими, наконец, своё странствование по «бесконечной» пустыне и пробивавшимися к обетованной земле. О складе фигуры этого великана можно судить по габаритам его смертного ложа: «длина его девять локтей, а ширина его четыре локтя, локтей мужеских» ( Втор.3:11 ). Отдельные потомки Рефаимов участвовали в сражениях против Давида. Однажды, один из них, «Иесвий, …у которого копье было весом в триста сиклей меди и который опоясан был новым мечом, хотел поразить Давида. Но ему помог Авесса, сын Саруин, [и спас Давида Авесса] и поразил Филистимлянина и умертвил его» ( 2Цар.21:16-17 ). «Было ещё сражение в Гефе; и был там один человек рослый, имевший по шести пальцев на руках и на ногах, всего двадцать четыре, также из потомков Рефаимов» ( 2Цар.21:20 ).

http://azbyka.ru/ispoliny

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Эдомитяне, идумеи Эдомитяне, идумеи, потомки Исава ( Быт. 36:1–19 ), поселившегося ко времени возвращения Иакова из Месопотамии в р-не горы Сеир ( Быт. 32:3 ; Быт. 36:6–8 ). Эдомитяне полностью отвоевали Сеир у хорреев ( Быт. 14:6 ; Быт. 36:20–30 ; Втор. 2:12.22 ). Наряду со старейшинами в Библии упоминаются и восемь эдомитянских царей ( Быт. 36:31–39 ). Последний из царей Эдома, год смерти которого не приводится, мог быть современником Саула. Результаты иссл. показывают, что в то время цари у Э. избирались; позднее ( 3Цар. 11:14 ) речь идет уже о цар. династии. Во время странствования израильтян по пустыне эдомский царь запретил им проходить через его землю. Поскольку война с Э. израильтянам была запрещена, они пошли в обход Эдома ( Числ. 20:14–21 ; Втор. 2:4–8 ; Суд. 11:17 ). В отличие от аммонитян и моавитян, Э. в третьем поколении могут войти в общество Господне ( Втор. 23:8–9 ), но ВЗ рассказывает о длит. вражде между евреями и Э. с момента их первого столкновения. На протяжении 400 лет дело не доходило до открытых воен. действий; первым против Э. выступил Саул ( 1Цар. 14:47 ); Давид полностью подчинил их себе, чем подтвердил предсказание Валаама ( Числ. 24:18 ). За битвой в Соляной долине следует покорение всей земли Э. ( 2Цар. 8:13–18 ; 1Пар. 18:12–17 ). Иоав с войском в течение шести месяцев остался в Эдоме и уничтожил там все мужское население ( 3Цар. 11:15–22 ), лишь цар. сыну Адеру удалось спастись бегством в Египет. После смерти Давида и Иоава Адер вернулся в свою страну врагом Соломона ( 3Цар. 11:14–22.25 ), но не смог воспрепятствовать предпринятому этим царем строит-ву кораблей в портовом городе Ецион-Гавере ( 3Цар. 9:26–28 ) и сооружению медеплавильных печей. При Иосафате, продолжившем строительство кораблей в Ецион-Гавере, эдомитянами правил иуд. наместник ( 3Цар. 22:47–50 ), который в 4Цар. 3 назван «царем». При этом наместнике Э. принимают участие в совместном походе израил. царя Иорама и иуд. царя Иосафата против моавитского царя Месы (Меши) ( 4Цар. 3:4–27 ). Когда в отместку за это моавитяне и аммонитяне нападают на Иудейское царство, в их войске оказываются и Э., которые, однако, первыми пострадали во вспыхнувшей между союзниками ссоре ( 2Пар. 20:1.10.23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Вся цель пророчества у него направляется как бы к следующим двум обвинениям. Когда, с построением божественного храма, время призывало предстоятелей народа к священнодействию, и израильтян, если пожелают, к исполнению обетов по закону, они, однако же, пользовались заповедями Моисеевыми не беспорочно и не как должно. Так, народ хотя и приносил в жертву обычное, но не очень заботливо, а напротив, лениво и нерадиво, – приводили к жертвеннику наихудшее в стадах, болезненное и негодное. А священники принимали (животных), уже не рассматривая, по закону, пороков, как то: слепых, с обрезанными ушами, обрубленным носом или хвостом, больных коростой, имеющих лишаи, одноятрых. Все такое закон отвергал ( Лев. 22:21–25, 21, 18–19 ), и потому это было дерзостью и ничем иным. И иначе еще священники не радели о подчиненном им народе, не давая правильных объяснений закона и не руководя к благоугождению Бога, но позволяя увлекаться к беззаконному и суетному и уклоняться от прямой стези. Это – один род обвинения. Другой же, кроме того, относится к израильтянам по следующим причинам. Утрачивая любовь к своим женам и потом бросая им разводную запись ( Втор.24:1 ср. Мф.5:31–32 ), хотя бы и никогда ни в чем беззаконном не повинным, они соединялись с другими и думали, что, решаясь на такое дело, никоим образом не оскорбляют Бога. Другие же питали страсть к дочерям иноплеменников, хотя закон ясно возвещает: «дщери своя не даси сыну его, и дщери его да не поймеши сыну твоему; отвратит бо сына твоего от мене, и послужит богом инем» ( Втор.7:3–4 ). Есть об этом пространная речь и в книгах Ездры ( 1Ездр.9:1 , 2Ездр.8:65 ), почему некоторые предполагают, что он (Ездра) есть Малахия, хотя в действительности это и не так 2 . В этом разделе содержатся обвинения. А в конце пророчества речь идет о явлении Спасителя нашего, когда будет приносится Богу чистая и бескровная жертва и, с уничтожением греха и преобразованием жителей земли к обновлению жизни ( Рим.6:4 ), прекратятся обвинения всех, ибо «нова тварь» (есть тот), «кто во Христе», когда «древняя мимоидоша» ( 2Кор.5:17 ), по написанному.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Сирота Бог а) есть отец сирот: Отец сирот и судья вдов Бог – в святом Своем жилище ( Пс.67:6 ); б) имеет сострадание к сиротам: У Тебя, Господи, милосердие для сирот ( Ос.14:4 ); в) питает сирот: Оставь сирот твоих, Я поддержу жизнь их, говорит Господь ( Иер.49:11 ); г) есть подпора сирот: Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту ( Пс.145:9 ); д) слушает голос сирот: Ни вдовы, ни сироты не притесняйте: ибо, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их ( Исх.22:22–23 ); е) защищает сирот: На поля сирот не заходи; потому что защитник их силен; Он вступится в дело их с тобою ( Притч.23:10–11 ); ж) наказывает притеснителей сирот: Если ты притеснишь сироту, воспламенится гнев Мой, и будут дети ваши сиротами ( Исх.22:23–24 ). Между народом Моим находятся нечестивые; не разбирают судебных дел, дел сирот. Неужели Я не накажу за это, говорит Господь ( Иер.5:26,28–29 ). Приду к вам для суда, и буду скорым обличителем тех, которые притесняют сироту и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф ( Мал.3:5 ). Уделяйте из своих благ сиротам: Когда будешь жать на поле твоем и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он останется сироте и вдове, чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих. Когда будешь обивать маслину свою, то не пересматривай за собою ветвей; пусть остается сироте. Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не обирай остатков за собою; пусть остается сироте ( Втор.24:19,21 ). Призирайте сирот: Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот ( Иак.1:27 ). Творите правду сиротам: Доколе будете вы судить неправедно? Давайте суд бедному и сироте ( Пс.81:2–3 ). Научитесь делать добро, ищите правды; защищайте сироту ( Ис.1:17 ). Так говорит Господь: производите суд и правду, и не тесните сироты ( Иер.22:3 ). Благословения на тех, которые заботятся о сиротах: Пусть придет вдова и сирота, которые находятся в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать ( Втор.14:29 ). Если не будете притеснять сироты и вдовы, то Я оставлю жить на земле, которую дал отцам вашим в роды родов ( Иер.7:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Милосердие Милосердие заповедано: О, человек! сказано тебе, что добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим ( Мих.6:8 ). Так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый к брату своему ( Зах.7:9 ). Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение ( Кол.3:12 ). Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры. ( 1Петр.3:8 ). Милосердие вменено в обязанность примером Бога: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лк.6:36 ). Милосердие приятнее для Бога, нежели жертвоприношения: Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф.9:13 ). Милосердие должно быть запечатлено в сердце: Милость и истина да не оставляют тебя; обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего ( Притч.3:3 ). Милосердие есть одно из свойств божественной мудрости: Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна ( Иак.3:17 ). Верующие бывают милосерды: Он [праведник] всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет ( Пс.36:26 ). Должно творить дела милосердия а) с радостью: Увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием ( Рим.12:8 ); б) бедным: Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен ( Притч.14:21 ); в) животным: Не заграждай рта волу, когда он молотить ( Втор.25:4 ). Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко ( Притч.12:10 ). Творящий дела милосердия а) делает благо себе самому: Человек милосердный благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою ( Притч.11:17 ); б) обретет жизнь, правду и славу: Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу ( Притч.21:21 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Любостяжание Любостяжание а) запрещено: Не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, что есть у ближнего твоего ( Исх.20:17 ; Втор.5:21 ). Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения ( Лк.12:15 ). Воля Божия есть, чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим корыстолюбиво ( 1Фес.4:6 ). Имейте нрав не сребролюбивый, довольствуясь тем, что есть ( Евр.13:5 ); б) есть идолопоклонство и корень всякого зла: Любостяжатель есть идолослужитель ( Еф.5:5 ). Любостяжание есть идолослужение ( Кол.3:5 ). Корень всех зол есть сребролюбие ( 1Тим.6:10 ); в) ненасытимо: Человек одинокий, а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. И это суета и не доброе дело ( Еккл.4:8 ). Кто любит серебро, тот не насытится серебром; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами. И это суета ( Еккл.5:9–10 ); г) исходит из сердца и оным овладевает: Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, кража, лихоимство, завистливое око, безумство ( Мк.7:21–22 ). Твои глаза и твое сердце обращены только твоей корысти, к тому, чтобы делать притеснение и насилие ( Иер.22:17 ). Сердце беззаконников приучено к любостяжанию; это – сыны проклятия ( 2Петр.2:14 ). Корыстолюбие ведет а) к безумным желаниям и неверию: Желающие обогащаться впадают во многие безрассудные и вредные похоти. Предавшись сребролюбию, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям ( 1Тим.6:9–10 ); б) ко лжи и обману: Сердце корыстолюбца помышляет о беззаконном, чтобы голодного лишать хлеба и отнимать питье у жаждущего; он замышляет ковы, чтобы погубить бедного словами лжи, хотя бы бедный был и прав ( Ис.32:7–8 ). Ты берешь рост и лихву и насилием вымогаешь корысть у ближнего твоего, а Меня забыл, говорит Господь Бог ( Иез.22:12 ); в) к несправедливости и притеснению: Неразумный правитель много делает притеснений, а ненавидящий корысть продолжит дни ( Притч.28:16 ). Пожелают полей и берут их силою, домов, – и отнимают их; обирают человека и его дом, мужа и его наследие ( Мих.2:2 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Елисей Елисей [евр. Элиша, «Бог помог» ]. Пророк ⇒ Илия , находясь у горы Хорив, получил от Господа поручение сделать своим преемником Е., сына Сафата, из Авел-Мехолы. Илия застал Е. за работой в поле, и тот, оставив родных, пошел за Илией, став его слугой и учеником ( 3Цар. 19:16.19–21 ). Незадолго до того как Илия был вознесен на небо, Е. просил, чтобы Св. Дух, который был на Илии, почил на нем вдвойне. Эта доля соответствовала доле наследства, предназначавшейся первородному сыну, т.е. была вдвое больше доли остальных братьев ( 4Цар 2 и след.; ср. Втор. 21:17 ). Служение Е., самый важный отрезок которого приходится на 12-летнее царствование Иорама ( 4Цар. 3:1 ), ознаменовано многочисл. чудесами, которые делают очевидной Божью помощь во всех жизненных затруднениях: от одолженного топора, который, будучи утрачен, появляется вновь ( 4Цар. 6:1–7 ), заботы о еде ( 4Цар. 4:38–44 ) и питье ( 4Цар. 2:19–22 ), других забот ( 4Цар. 4:1–7.8–17 ; 4Цар. 8:1–6 ) до воскрешения из мертвых ( 4Цар. 4:18–37 ; 4Цар 13 и след.). Чудеса Елисея отмечены добротой и милосердием, что отличает их от деяний Илии, обычно исполнявшего Божий суд. Но и Елисей порой прибегал к жестоким наказаниям по отношению, напр., к дразнившим его детям ( 4Цар 2 и след.), к недоверчивому сановнику царя ( 4Цар. 7:2.17–20 ) или к жадному Гиезию ( 4Цар. 5:19–27 ). На фоне благодетельных и карающих чудес, демонстрирующих абсолютное превосходство Господа над Ваалом, мы видим, какое большое влияние имел Елисей на полит. жизнь своего народа. Во время похода против моавитского царя Месы, предпринятого Иорамом в начале его царствования, Е. спасает войско от опасности и предсказывает ему победу ( 4Цар. 3:9–27 ). Но Е. делает это не ради идолопоклонника Иорама, от которого пророк резко отмежевался, а ради иуд. царя Иосафата. Е. следит за борьбой между Израилем и Арамом (Сирией), которую Иорам продолжил после смерти своего отца Ахава. Е. сообщал царю о передвижениях арам. полчищ и сам привел в плен арамеев, собиравшихся пленить его ( 4Цар. 6:8–23 ). На это время или на период относит. благоприятных отношений между двумя государствами (ср. 4Цар. 5:7 ) приходится и исцеление Неемана от проказы ( 4Цар. 5:1–19 ). Когда бедственное положение в осажденной Самарии достигло апогея, Е. предвещает Иораму спасение на след. день, что в точности сбывается ( 4Цар. 6 – 4Цар. 7:20 ). Но все это не заставило Иорама свернуть с прежнего пути; мать царя, Иезавель, по-прежнему пользуется влиянием, и поклонение Ваалу в Израиле продолжается.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Убийство Убийство запрещается: Не убивай ( Исх.20:13 ). Знаешь заповеди: не прелюбодействуй; не убивай; не кради, не лжесвидетельствуй; не обижай; почитай отца твоего и мать [говорит Иисус Христос] ( Мк.10:19 ). Ненависть есть убийство: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей ( 1Ин.3:15 ). Убийство есть дело плоти: Дела плоти известны. Они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство, и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так царствия Божия не наследуют ( Гал.5:19,21 ). Убийство исходит от сердца: Ибо от сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф.15:19 ). Убийство не может быть скрыто от Бога: Ибо, вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь, и уже не скроет убитых своих ( Ис.26:21 ). Убийство вопиет о мщении на небе: И сказал [Господь]: [Каин] что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли ( Быт.4:10 ). Убийство оскверняет землю: Не оскверняйте земли, на которой вы [будете жить]: ибо кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой крови, как кровью пролившего ее ( Числ.35:33 ). Убийство должно быть искуплено кровью убийцы: Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию ( Быт.9:6 ). Бог · считает гнусным делом убийство: Вот что ненавидит Господь: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную ( Притч.6:16–17 ). Но было ко мне слово Господне, и сказано: ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим ( 1Пар.22:8 ); · делает исследование об убийстве: ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных ( Пс.9:13 ). Он отмстит за кровь рабов Своих, и воздаст мщение врагам Своим, [и ненавидящим Его воздает], и очистить [Господь] землю Свою и народ Свой ( Втор.32:43 ). И ты истребишь дом Ахава, господина твоего, чтобы Мне отмстить за кровь рабов Моих пророков и за кровь всех рабов Господни, павших от руки Иезавели ( 4Цар.9:7 ). Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником ( Мф.23:35 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛИАЛ [Велиар; евр.  ,  ], в иудейской и раннехрист. лит-ре демоническое существо, дух небытия, лжи и разрушения. Этимология имени неясна. Раввины понимали его как состоящее из отрицательной частицы  и слова   (иго, ярмо), т. е. тот, кто сбросил «иго Божие» ( Otzen. P. 132; Thomas. P. 15). Однако это объяснение считается устаревшим; широко распространено понимание слова   как «никчемность, бесполезность» (   + корень   - быть полезным) ( Pedersen. P. 539). Др. вариант этимологии: имя В. состоит из  и корня  (восходить) и имеет, т. о., значение либо «тот, кто не восходит», т. е. «неудачник», либо «(место, из к-рого) никто не поднимается» - эвфемистическое обозначение шеола ( Cross, Freedman. P. 22 n. 6) (ср.: Иов 7. 9). Нек-рые исследователи связывают имя В. с евр. корнем   - глотать (параллели существуют в араб., арам., аккад., эфиоп. и др. языках). Представление о В. как о «поглощающей бездне» обнаруживает параллели с представлением о шеоле (ср.: Пс 17. 5-6; Thomas. P. 18-19; Tromp. P. 125-128). В Синодальном переводе ВЗ это имя чаще всего передается описательно. На близость понимания В. как «смерти», «ада» указывает параллелизм выражений «потоки беззакония (  )», «цепи ада», «сети смерти» в Пс 17. 5-6 (ср.: 2 Цар 22. 5). Встречаются и др. примеры такого параллелизма: «человек Велиала» - это «человек нечестивый» (Притч 6. 12), «убийца» (2 Цар 16. 7, Суд 19. 22; 20. 13), «лукавый» (Притч 19. 28), это злые люди (1 Цар 30. 22). Связь В. с представлением о хаосе часто использовалась для отнесения к «сынам Велиала» людей, к-рые разрушают социальный порядок ( Maag. P. 294-295; Otzen. P. 134-135): «негодные люди», лжесвидетельствовавшие против Навуфея (1 Цар 21. 10-13; ср.: Притч 19. 28), разрушители монархии (1 Цар 10. 27; 2 Цар 20. 1; 2 Пар 13. 7); им противопоставляется царь из династии Давида (ср.: 2 Цар 23. 5-7; Пс 100. 3; Otzen. P. 135). «Сыны Велиала» - те, кто сбивают Израиль с истинного пути и учат поклоняться др. богам (Втор 13. 13), как, напр., сыновья Илия, к-рые «не знали Господа» (1 Цар 2. 12).

http://pravenc.ru/text/150051.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010