«Фарисеи многим внушали», – объясняет блаженный Феофилакт , – «что ничего не значит поклясться храмом, но нужно клясться златом церковным, которое, между тем, от того и досточтимо, что принадлежит храму. И дары, положенные на жертвенник, по словам фарисеев, были досточтимее самого жертвенника. Отчего, по учению фарисеев, тот, кто клялся золотым сосудом или волом или овцою, назначенными для жертвы, а потом нарушал клятву, тот присуждался представить в храм то, чем он клялся; дар они предпочитали алтарю ради прибыли, получаемой от жертв. Α если кто, поклявшись храмом, нарушал клятву, то поскольку он не мог ничего создать подобного храму, разрешался от клятвы; посему клятва храмом становилась незначительною по причине любостяжания фарисейского». 305 Стих 23–24-й . «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» Законы о десятине на содержание священства ( Чис.18:20–21, 28 ), для жертв ( Втор.14:22–26 ) и о помощи через каждые три года пришельцам, сиротам и вдовам ( Втор.14:28–29 ) фарисеи строго исполняли, уплачивая десятину даже с пряных трав, о чем закон не упоминал (ср. Втор.14:23 ), а важнейшее в законе, существенные его повеления: «суд» (правосудие), «милость» (милосердие, сострадание, любовь к ближнему) и «веру» (памятование о Боге и сообразное с тем поведение, послушание воле Божией) – оставили. Фарисеи и книжники, стремясь исполнять маловажные требования закона, оставляли без внимания и таким образом уподоблялись тем людям, которые отцеживают из напитка попавшего в него комара (как «нечистое» – ср. Лев.11:3 ), а проглатывают верблюда. Стих 25–26-й . «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их». Внешность чаш и блюд фарисеи и книжники очищали, а то, чем наполнялся сосуд, было плодом хищения и неправды. Фарисей слепой! Избегай хищения и всякого посягательства на благосостояние ближнего, тогда будет чиста внешность блюд и чаш. «Соблюдая предания старцев», – замечает блаженный Феофилакт , – «фарисеи омывали стаканы, блюда и столы, на которых предлагается пища, но вино пили и пищу ели, приобретенные неправдою, что особенно и оскверняло их сосуды. Итак, не употребляй, говорит Он, вина, приобретенного неправедно, и внутренность сосуда будет чиста. Иносказательно разумей это не о сосудах, но о внешней, телесной части человека и о внутренней, духовной. Ты, говорит, стараешься сделать благолепною внешность сосуда, т.е. внешность своего существа, между тем внутренность твоя полна нечистоты, ибо ты, хищник, творишь неправду... Нужно омывать внутреннее, т.е. душу очищать от всего этого, дабы от чистоты душевной и внешность человеческая была чиста и светла». 306

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Езекия в покаянной молитве вспоминает о милосердии Его к праотцам: «В столпе облачном Ты вел их днем и в столпе огненном — ночью, чтоб освещать им путь, по которому идти им» ( Неем.9:12 , см. также ст. 19). Путь/стезя ПУТЬ/СТЕЗЯ: НАСТАВИТЬ НА ПУТЬ; СОВРАТИТЬ(СЯ) С ПУТИ Путь — один из сквозных, универсальных образов Б . Путь символизирует жизнь человека, характеризует ее как движение к самоосуществлению. «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» ( Притч.16:9 ). Путь может быть истинным и ложным, прямым и извилистым, скользким и надежным, ведущим к цели и уводящим в сторону; с верного пути, указанного Господом, можно сбиться и блуждать без пути. Выбор между добром и злом — это выбор пути, предоставленный свободной воле человека. Моисей напоминает израильскому народу, что заповеди Божии просты и доступны каждому: «Вот я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло» ( Втор.30:15 ); избрать добро — «ходить по путям Господа», выбрать зло — «заблудиться» (см. Втор.30:16–18 ). Ищущий мудрость — это ищущий верный путь в жизни: «Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю. Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей: тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет сохранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом, которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих…» ( Притч.2:9–15 ). Библейский текст изобилует разнообразными характеристиками пути, и все они исходят из установления Закона: «Храни заповеди Господа, Бога твоего, ходи путями Его» ( Втор.8:6 ) и утверждения, что путь Господень — это «путь жизни» ( Пс.15:11 ). Путь, как иносказание, отразился в разнообразии современной лексики и фразеологии: наставить на путь истинный; сбить (совратить) с пути (истины); идти прямым путем, верной дорогой; избрать неверный путь; стоять на опасном (скользком) пути; пойти по плохой дорожке; идти указанным кем-либо путем; указать путь; пойти другим путем; идти своей дорогой; не по пути с кем-либо; встать на пути у кого-либо; убрать преграды с пути кого-либо; проложить путь кому-либо; пути и перепутья; непутевый; все путем. Р Разверзлись хляби небесные

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Когда ты будешь есть и насыщаться и построишь хорошие домы и будешь жить (в них); и когда будет у тебя много крупного и мелкого скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много: то смотри, чтобы не надмилось сердце твое, и не забыл ты Господа, Бога твоего, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» ( Втор.8:11–14 ). От чего предостерегал Моисей, то и случилось " как они (израильтяне) имели свою пажить, так и насытились». Насытились соответственно своему тучному пастбищу, соответственно своей обильной своими благами, дарованной Богом земле, – «насытились и возгордилось сердце их, потому и забыли Меня» ( Ос.13:6 ; ср. Втор.31:20, 32:15–18 ). А потому и исполнится над ними то, чем угрожал Израилю Моисей, в случае непоследования его предостережению его Законодателя. От имени Иеговы Моисей угрожал, между прочим, что Господь пошлет на своих ослушников все роды казней с тем, чтобы наказать их, – Он будет их губителем (см. Втор.32:21–25 ); и теперь Иегова свою угрозу исполнил. Предсказаное наказание уже вошло в свою силу. Народ – это стадо, пасшееся на тучном пастбище, подвергается уже лютости гнева Божия, которая как дикий зверь уже пожирает стада: «и Я был для них, говорит Господь, как лев, как барс у дороги караулю их», – вследствие неблагодарного отношения к Богу народа моего Он стал губить его, как лев губит свою добычу или как барс, при дороге подстерегающий эту добычу и с жадностью хватающий ее, как скоро она попадается. «Я встречаюсь с ними», говорит Господь, Я нападаю на них так же свирепо и люто, «как свирепо и люто нападает медведица, лишенная детей, и раздираю покрывало сердца их», раздираю грудь их, как делает это зверь (повсюду выражения образные, обозначающие собой вообще истребление народа), «и так пожираю их, как львица». Господь продолжит и на будущее время эти губительные действия, продолжит с тем, чтобы вконец наказать свой народ: «полевой зверь растерзает их» ( Ос.13:7–8 ). Но прежде, чем окончить обвинение народа и возвещение ему наказания, пророк еще раз от имени Иеговы раскрывает перед народом главную причину нравственного падения народа, падения, ведущего за собой погибель, как достойное воздаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

9. Мы же, согласно истинному учению, не называем Сына ни «подобным», ни «неподобным» Отцу, ибо и то, и другое определение равным образом не подходит к ним. Ведь «подобное» и «неподобное» являются высказываниями, относящимися к качеству, а Бог свободен от всякого качества. Мы исповедуем тождество природы и признаем единосущие, но избегаем понятия «сложное», поскольку Тот, Кто есть по сущности Бог и Отец, породил Того, Кто есть по сущности Бог и Сын. Ведь этим делается очевидным единосущие. Потому что Бог по сущности единосущен Богу по сущности. Правда, и человек называется «богом», как написано: Аз рех: бози есте (Пс. 81:6). Также и бес называется «богом», согласно словам: Бози язык бесов (Пс. 95:5). Но люди называются «богами» по благодати, а бесы — ложно. И только единый Бог есть подлинно Бог по сущности. 10. Когда я говорю «единый», то подразумеваю святую и нетварную сущность Божию. Ибо слово «единый» бывает высказыванием и о каком–либо отдельном человеке, и вообще о природе. О каком–либо отдельном человеке, например, говорится, когда сообщается, что один человек восхищен был до третьего неба и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12:2, 4). О природе же вообще высказывается, например, Давид: Человек, яко трава дние его (Пс. 102:15). Здесь он обозначает не какого–либо конкретного человека, но общую человеческую природу, поскольку всякий человек преходящ и смертен. Также об общей природе, как мы думаем, говорится: единый имеющий бессмертие (1 Тим. 6:16); единому премудрому Богу (Рим. 14:26); никто не благ, как только один Бог (Лк. 18:19). Ибо здесь «единый» тождественен «одному». Также: прострый един небо (Иов 9:8). Еще: Господа Бога твоего да убоишися, и тому единому послужиши (Втор. 6:13) и несть Бог разве мене (Втор. 32:39). 11. Ведь слова «один» и «единый» употребляются в Священном Писании относительно Бога Отца не для того, чтобы противопоставить его Сыну или Святому Духу, но для противопоставления истинного Бога богам несуществующим, ложно именуемым «богами». Например, Господь един вождаше их, и не бе с ними бог чуждь (Втор. 32:12); отвергоша сынове Израилевы Валима, и дубравы Астарофа, и поработаша Господу единому (1 Цар. 7:4). Также и Павел говорит: Ибо, хотя и есть так называемые боги… но у нас один Бог Отец, из Которого все… и один Господь Иисус Христос, Которым все (1 Кор. 8:5–6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Эти добровольные приношения частью отдавались израильтянами в пользу священников и левитов, частью же шли на устроение после совершения жертв пиршественной трапезы, в которой, кроме семьи самого жертвователя, участвовали бедные, рабы и пришельцы: «веселись пред Господом, Богом твоим, – говорится во Втор.16:11 о празднике пятидесятницы, – ты, и сын, и дочь твоя, и раб твой, и рабыня твоя, и левит, который у ворот твоих, и пришлец, и сирота, и вдова, которые среди тебя». Наконец, с праздника же пятидесятницы начиналось у древних евреев приношение начатков от плодов, согласно с предписанием закона Моисеева: «когда придешь ты в землю, которую Господь, Бог Твой, дает тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней: то возьми начатков всех плодов земли твоей, которую Господь, Бог твой, даст тебе, и положи в корзину, и поди на место, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы обитало Имя Его там» ( Втор.26:1–2 ) 35 . Согласно со свидетельством Мишны 36 , это приношение начатков не могло быть совершаемо ранее дня пятидесятницы (срвн. Исх.23:16 ) и позднее праздника обновления храма 37 . Требовалось приносить произведения, выросшие непременно в обетованной земле 38 и перечисленные во Втор.8:8 , т.е. пшеницу, ячмень, виноград, смоквы, гранаты, маслины и финики, заменявшие медь 39 . По указанию Иудейских раввинов, следовало приносить не менее одной шестидесятой части всего сбора, полученного хозяином. Некоторые же из благочестивых евреев, отдавали даже до одной сороковой части 40 . Конечно, для начатков, приносимых евреями, обыкновенно, к жертвеннику, выбирались лучшее из плодов ( Чис.18:12 ). По свидетельству Мишны, израильтяне собирались в путь для отнесения начатков группами по 24 человека. Впереди гнали быка для жертвоприношения, украшенного масличными ветвями. Путников сопровождал музыкант, игравший на флейте. Пред началом пути отправлявшиеся в Иерусалим проводили ночь на открытом воздухе и на рассвете избранный предводителем отряда путников приглашал их в путь словами псалма: «возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень» ( Пс.121:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

18. И около сорока лет времени питал их в пустыне. 19. И истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их. 20. И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила. 21. Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок. Питал их: собственно – носил питая. Выражение заимствовано из Втор.1:31 (по переводу Семидесяти Толк.), где говорится, что Бог в пустыне носил народ свой, как человек носит сына своего. В других местах, где употребляется это слово, оно означает вскармливание матерью дитяти своего ( 2Мак.7:29 ). Таким образом, в этом слове содержится понятие заботливости отца и матери о малом дитяти их, по которой они носят его еще немощного на руках своих, питают его и т.д., – прекрасный образ заботливости Бога о народе своем во время сорокалетнего путешествия его из Египта в землю обетованную по пустыне Аравийской. Эта заботливость особенно выразилась в питании их чудесной манной, хлебом с неба (ср. Исх.6:30–32 ). – Истребив семь народов в земле Ханаанской: т.е. в Палестине, в которой до прихода туда евреев жили ханаанские народы, которых в книге Второзакония ( Втор.7:1 ) насчитывается именно семь, – хеттеи, гергесеи, аммореи, хананеи, ферезеи, евеи и иевусеи. Истребление этих народов представляется делом Божьим, совершенным через евреев, так как эти народы были сильнее и многочисленнее народа еврейского ( Втор.7:1–2 ). – Разделил в наследие землю: по жребию (ср. Суд.11:24 ; 3Цар.2:8 ; Ис.14:2 и др.). Все это и последующее представляется делом особенной милости Божией к избранному народу, руководившей и воспитывавшей его для высокой цели – пришествия к нему обетованного Мессии. После сего (т.е. после разделения земли ханаанской между евреями), около четырехсот пятидесяти лет и пр.: это летосчисление периода Судей несколько несогласно с указанием 3-й книги Царств ( 3Цар.6:1 ), по которому четвертый год царствования Соломона – год построения Соломонова храма – есть 480-й год от исхода евреев из Египта (по LLX – 440-й г.), причем на период Судей придется лишь 331 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Когда речь идет о склонности, любви или, напротив, о неприязни и отвращении, испытываемых человеком, эти чувства нередко описываются как действия или состояния его Д. Так, о любви Сихема, сына Еммора Евеянина, к дочери Иакова Дине говорится: «И прилепилась душа его (    ) к Дине» (Быт 34. 3; ср.: 34. 8). Еще отчетливее эта идея выражена в Книге Песни Песней Соломона, где влюбленные говорят друг о друге: тот, «которого любит душа моя», или та, «которую любит душа моя» (       - Песн 1. 6; 3. 1, 2, 3, 4). Связью человеческих душ являются также отношения 2 друзей или отца и сына. О чувствах Ионафана к Давиду говорится: «...душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу» (1 Цар 18. 1; ср.: 18. 3; 20. 17). В кн. Второзаконие встречается выражение «друг твой, который для тебя, как душа твоя» (Втор 13. 6(7)). Когда Иосиф вынудил своих братьев, принимавших его за егип. вельможу, привести к себе Вениамина и захотел хитростью оставить его при себе, то один из братьев, Иуда, сказал ему: «...если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душою которого связана душа его (        ), то он, увидев, что нет отрока, умрет; и сведут рабы твои седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб» (Быт 44. 30-31). Высказывания о Д. как о субъекте любви или неприязни могут приобретать и богословский смысл. Любовь человека к Богу или, напротив, греховное пренебрежение Его заповедями и законами осмысляются как деятельность Д.: «...к Тебе прилепилась (  ) душа моя...»- говорит, обращаясь к Творцу, псалмопевец (Пс 62(63). 9); «...если душа ваша возгнушается (  ) Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой...» (Лев 26. 15); «...их душа отвращается от Меня» (       - Зах 11. 8). Нередко и Божественные любовь и ненависть описываются в тех же терминах «душевных движений», что и человеческие чувства: «Я оставил дом Мой,- говорит Яхве прор. Иеремии об Израиле,- покинул удел Мой; самое любезное для души Моей (    ) отдал в руки врагов его» (Иер 12. 7); «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лицо Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» (       - Иер 15. 1); «Вразумись, Иерусалим, чтобы душа Моя не удалилась (  ) от тебя» (Иер 6. 8; ср.: Иез 23. 18); «Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит (  ) душа Моя» (Ис 1. 14); «Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит (  ) душа Его» (Пс 10(11). 5; ср.: Притч 6. 16); «...и поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается (  ) вами» (Лев 26. 11, ср.: 26. 30; ср.: Иер 14. 19); «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит (  ) душа Моя» (Ис 42. 1; ср.: Мф 12. 18). К этой же группе значений относятся случаи употребления слова   в составе устойчивого выражения   «всей душой»: «...люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею...» (Втор 6. 5; ср.: 30. 6).

http://pravenc.ru/text/180712.html

д) В жизни Иакова также явился прообраз Иисуса Христа: Иаков борется с неизвестным лицем, получает от него благословение и оказывается, что таинственное боровшееся лице – Бог . Явившийся Иакову Господь принял образ человека. Чтобы это значило? Какой смысл имеет это явление? Христианин, сведущий в св. писании, прямо скажет, что, явившись в образе человека, боровшийся с Иаковом прообразовал воплотившегося Сына Божия. е) В лице Иосифа равным образом ясно виден прообраз Иисуса Христа, – прообраз злостраданий и последовавшей затем славы его. Иосиф был предметом ненависти своих братьев, – и Спаситель был ненавидим Иудеями; Иосиф был послан Отцем своим отыскивать братьев, и Господь Иисус Христос был послан Отцем небесным для взыскания погибшего человечества, которое он не стыдился назвать своею братиею; Иосиф был продан в рабство братьями за двадцать сребренников, – и Спаситель был продан одним из своих учеников ( Мф.26 ); Иосиф находился в темнице между двух осужденных, из которых один получил свободу, а другой казнен, – Иисус Христос распят был среди двух злодеев, из которых один погиб, а другой получил спасение. Иосиф, по изшествии из темницы, возведен в необычайное достоинство, – Иисус Христос получил по воскресении всякую власть на небе и на земле ( Мф.28:18 ). Иосиф в Египте был спасителем многочисленного народа, и семейства своего от голодной смерти, – и Господь стал для людей хлебом чудесным, сшедшим с небеси и Спасителем от вечного духовного голода и смерти как для всех людей, так и для тех, от которых родился по плоти 2 . Иосиф простил грех братьям своим, – и Господь простил и приимет в недра церкви своей отверженных Иудеев, когда пройдет ослепление их, и тако весь Израиль спасется ( Рим.11:25, 26 ). з) Моисей служит прообразом Иисуса Христа, как вождь народа Божия ( Евр.2:10, 12:2 ), как законодатель и посредник ветхого завета (Кор.3:6–13; Гал.3:19 . сн. 8:6) и как пророк ( Втор.18:15–18 . сн. Рим.3:22, 23; 7:37 ). Мы остановим внимание прежде всего на том, что ближе к пониманию и уразумению Иудея и чему он более склонен верить, именно на учении Моисея. В священных книгах Моисея вот что сказано о Мессии, которому Моисей служил прообразом: «Я воздвигну им пророка (говорит Иегова) из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста его, и он будет говорить им все, что Я повелю ему; а кто не послушает слов Моих, которыя (пророк тот) будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» ( Втор.18:18 ). Как не кратко это предсказание о великом пророке, подобно Моисею, тем не менее, в нем содержится довольно ясное указание на лицо Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа. Так, этот пророк будет подобен Моисею, частию по званию и роду деятельности, а частию по происхождению – из среды братий его; но нельзя не видеть, что этот пророк будет находиться в непосредственной близости к Богу, что выражается словами: «и вложу слова Мои во уста его» и повелением: «его слушайте!».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Объяснение. Если когда-нибудь следует прервать общение с человеком порочной жизни, то должно делать это не по отвращению к нему и не по сознанию своего превосходства (иначе подпадём осуждению по силе сказанного апостолом в 4 гл. 5–7 ст., 1Кор.4:5–7 ), а по любви к нему и по желанию исправить его: 1Кор.5:10–11 ; особенно апостол да и Сам Господь предостерегает от общения с людьми, производящими разделения и соблазны: Рим.16:17 ; Мф.24:4 ; Лк.21:8 ; Флп.3:2 . Евр.12:15–16 . «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие ( Втор.29:18 ); чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства». Объяснение. Здесь об удалении из общества православных ничего не говорится, но требуется, чтобы сами христиане старались («наблюдайте» – ст.15) не допускать ближних до греха, особенно до греха тяжкого. Иначе сказать, Господь упрекает за самые преступления, а не за общение с грешниками. Кроме того, если Господь явился на земле не судить людей, а спасти: Ин.12:47:3:17 , то ты кто, который судишь другого? Иак.4:11–12 ; Рим.14:4 . Не судите, да не судимы будете: Лк.6:37 , или не судите прежде времени: 1Кор.4:4–5 . Втор.29:18 . «Да не будет между вами мужчины или женщины, или рода, или колена, которых сердце уклонилось бы ныне от Господа, Бога нашего, чтобы ходить служить богам тех народов; да не будет между вами корня, произращающего яд и полынь». Объяснение. Господь запрещает общение с уклонившимися в идолопоклонство, а не молитвенное общение с грешником христианином, запрещает ещё общение греховное, – в преступлениях, иначе сказать, упрекает за самые преступления. «Господь пришёл не судить мир, но спасти...»: Ин.12:47 . «А ты кто, который судишь другого?» – говорит апостол: Иак.4:12 . Только ругатели... отделяющиеся от единства веры: Иуд.1:18–19 , могут осуждать многомиллионное общество православных христиан, усиливаясь поставить собственную праведность: Рим.10:3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Другое важное разночтение касается текста Господней молитвы. Ряд списков Евангелия в Лк.11:2 вместо слов: да приидет Царство Твое, содержат: да приидет Дух Твой Святый на нас и очистит нас. Такого чтения придерживались Тертуллиан и святитель Григорий Нисский . Первому следовали Ориген и Кирилл Александрийский . На древность этого разночтения косвенно указывает Маркион, попытавшийся в своей редакции Евангелия учесть обе традиции: да приидет Святой Дух Твой, да приидет Царство Твое. Аутентичность этого варианта подтверждается стихом из этой же главы: Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него ( Лк.11:13 ). Подателем Духа является Бог-Отец. То, что в тексте молитвы, данной Сыном, на втором месте после прославления Отца стоит прошение о ниспослании Святого Духа, раскрывает суть этой молитвы, как молитвы Троичной. Прошение о ниспослании Духа Святого встречается и в Ветхом Завете ( 3Ездр.14:22 ), но обязательность этого прошения для всех верующих подразумевает наступление новой реальности, когда обладание Духом Святым является уже не уделом немногих пророков, но необходимым духовным опытом каждого верующего. Дух Святой очищает человека, готовя его к вхождению в божественную жизнь. Только евангелист Лука называет Дух Святой перстом Божиим, что видно из сопоставления параллельных с ев. Матфеем мест: Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие ( Мф.12:28 ); Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие ( Лк.11:20 ). Таким образом читатель отсылается к ветхозаветным параллелям, прежде всего Исх.8:19 , где сказано, что Моисей творил чудеса “перстом Божиим”. Тем самым Господь указывает на Себя как на Того, пришествие Которого предсказывал Моисей как “подобного мне” ( Втор.18:15 ). “Перст Божий” упоминается в Ветхом Завете еще трижды: в Исх.31:18 и Втор.9:10 , где говорится, что скрижали Завета были написаны перстом Божиим, и в Пс.8:4 (небеса были сотворены перстами Божиими). По толкованию блаженного Феофилакта, евангелист “Духа называет «перстом» для того, чтобы ты знал, что как перст одного существа с целым телом, так и Дух Святой единосущен со Отцом и Сыном” 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010