Отчасти можно согласиться с персонализацией. Во время Исхода Бог постановил, что каждое последующее поколение израильтян должно было считать себя вышедшими из Египта ( Исх.13:8–9 ). Этот же принцип персонализации повторялся многократно и в отношении ветхозаветного Израиля ( Втор.5:2–4;6:20,21 ), и в отношении нового Израиля ( Гал.3:29 ; Откр.15:1–2 ; 2Кор.5:14–15,21 ; Рим.6:3–6 ; Еф.1:20;2:6 ; Евр.4:3,16;6:19;10:19,20;12:22–24 ). Однако нужно понимать, что постановка личных вопросов всегда субъективна. Личные предпочтения, вопросы, склонности и желания не могут не оказывать влияния на определение смысла отрывка. Второй способ применения текста называется «принципиализация». Это попытка обнаружения и извлечение в тексте духовных, нравственных или богословских принципов, которые имеют непреходящее значение и важны для современных верующих. Чаще всего принципилизация используется для раскрытия значения повествовательных частей Писания, но может быть приложима и к другим жанрам. Данный способ применения основан на предпосылке, с которой трудно не согласиться. Святой Дух выбрал исторические события, затем записанные в Писании, с определённой целью: передать сообщение, суть дела; проиллюстрировать важную истину и т. д. Выявление принципов – это метод, который пытается понять повествование таким образом, чтобы была ясна первоначальная причина, по которой оно включено в Писание, а также принципы, которым это повествование должно научить. Простой пересказ повествования – недостаточный и неэффективный метод изложения. Сам по себе такой метод ведёт к отсечению смысла Писания и сведению её только к тому значению, которое текст имел для верующих времён его написания, а это не показывает, какой смысл имеет данное повествование для современных верующих. В то же время при толковании повествований экзегет может встретиться со следующей трудностью. Часто исторические события не сопровождаются комментарием со стороны Бога: ни Его одобрением, ни неодобрением. Например, в Бытие 19:34 описан случай инцеста между Лотом и его дочерьми. Хотя прямых слов осуждения в тексте нет, это не значит, что Господь остался равнодушен к такому поступку. Понятно, что описание какого-то события не должно автоматически рассматриваться в качестве нормативного распоряжения, только на основании того, что это записано в Библии. Например, такие факты как грех Давида с Вирсавией или многожёнство некоторых ветхозаветных праведников, нельзя считать предписанием. Все они свидетельствуют только о том, что история происходила именно как она была описана в Священном Писании . Тот факт, что событие было верно записано ещё не говорит о том, что оно отражает волю Божью для всех времён.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Сохраняйте веру и чистую совесть: Цель увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры. Преподаю тебе завещание, чтобы ты воинствовал, имея веру и добрую совесть ( 1Тим.1:5,18 ). Терпеливо переносите скорби ради совести: То угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо ( 1Петр.3:19 ) Покоряйтесь властям по совести: Надобно повиноваться власти не только из страха наказания, но и по совести ( Рим.13:5 ). Не соблазняйте совесть других: Горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит ( Мф.18:7 ). Лучше не делать ничего такого, отчего брат твой соблазняется ( Рим.14:21 ). Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего ( 1Кор.8:13 ). Благое свидетельство совести доставляет уверенность: Похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, по благодати Божией, жили в мире ( 2Кор.1:12 ). Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу ( 1Ин.3:21 ). Священнослужители должны представлять себя совести всех: Открывая истину, мы представляем себя совести всякого человека пред Богом ( 2Кор.4:2 ). Богу мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям ( 2Кор.5:11 ). Нечестивые имеют совесть ожесточенную и запятнанную: В последние времена отступят некоторые от веры, внимая учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей ( 1Тим.4:2 ). У неверных осквернены и ум и совесть ( Тит.1:15 ). Совесть нечестивых исполняет их страха и ужаса: Если презрите Мои постановления, то Я пошлю на вас ужас, и побежите, когда никто не гонится за вами; рассею вас между народами. Оставшимся из вас пошлю в сердца робость в земле врагов их, и шум колеблющегося листа погонит их, и побегут, как от меча, и падут, когда никто не преследует ( Лев.26:15–17,36 ). Если не будешь бояться славного и страшного имени Господа Бога твоего, то рассеет тебя Господь по всем народам, и Господь дает тебе там трепещущее сердце, истаивание очей и изнывание души, и будешь трепетать ночью и днем ( Втор.28:65–66 ). Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним, а праведник смел, как лев ( Притч.28:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

носит апологетический характер и посвящено богословскому анализу понятия греха, также рассматривается учение Свящ. Писания о происхождении греха и вопрос о библейской демонологии. В. защищает и доказывает положение, что, «согласно библейскому учению, грех произошел из свободы человека под влиянием искушения со стороны дьявола» (С. 191). В первых главах автор анализирует дуалистические представления о происхождении зла и греха в религии зороастризма и различных гностических системах и показывает несоответствие с правосл. учением представления о зле как независимом и самостоятельном начале. Далее В. разбирает понятие греха в зап. философской и богословской мысли, подвергая критике учение Г. Лейбница о происхождении греха из несовершенства человеческой природы (С. 35-51), опровергает мнения Д. Шенкеля и Ф. Шлейермахера, видевших источник греха в чувственной природе человека (С. 51-85). В доказательство В. с правосл. т. зр. разбирает те места из Свящ. Писания (Мф 14. 38; Мк 14. 38; Иак 14. 15; Рим 8. 7-10 и др.), на к-рые опирались зап. философы. В. спорит с мнением Г. Ф. В. Гегеля о грехе как необходимом переходном моменте в нравственном развитии человека (С. 86-94), с мнением И. Канта о грехе как следствии свободного выбора человека в умопостигаемом мире (С. 94-106), с Ю. Мюллером, считавшим грех следствием вневременного самоопределения человека (С. 107-129). Излагая учение о грехе в Свящ. Писании, В. полемизирует с мнением зап. библеистов (И. Г. Эйхгорна, В. Гезениуса, И. Ф. Габлера и др.) о том, что понятие о сатане не было известно древним евреям, а было заимствовано ими из персид. религ. традиции в послепленную эпоху. В., излагая свои взгляды, разбирает Втор 32. 17 и Лев 16. 7-8, где, по его мнению, речь идет о служении злым духам. Он считает, что евр. имя Азазель (Лев 16. 7-8 - в Синодальном переводе «отпущение») следует понимать как указание на злого духа. В доказательство своей т. зр. В. указывает на параллельные места из Пс 108. 6 и Иов 1. 6-12; 2. 1-7, считая их написанными до вавилонского плена, а также на апокрифическую Книгу Еноха (8.

http://pravenc.ru/text/150163.html

Переводчики на русский язык передают его словом «польза». Однако речь не идет о пользе в обычном значении. Честно исполненный труд не может быть бесполезным. Он жизненно необходим. Екклесиаст, несомненно, в слово итрон вкладывает высший непреходящий смысл. Речь идет о счастье, которое является не призрачным и скоро текущим, а устойчивым и вечным. Без этого все – «суета сует» (Еккл. 1: 2). Автор употребляет слово хэвэл (от халдейского habal – «дымиться, испаряться»). Первоначальное значение этого слова – «дыхание, дуновение», то есть то, что быстро исчезает, испаряется. Отсюда переносный смысл: «пустое, безрезультатное занятие». У пророка Исаии словом хэвэл названо дело, которое не приносит пользы, напрасное, тщетное (см.: Ис. 30: 7). Соломон, автор книги Екклесиаста, говорит не просто о тщетности земного, но употребляет превосходную степень: хэвэл хавалим («суета сует»). В еврейской грамматике словосочетание «хэвэл хавалим» («суета сует») называется status constructus, то есть сопряженное отношение; применяется оно для выражения предельной степени чего-либо. Например, в положительном значении: «небеса небес» (Втор. 10: 14; Пс. 67: 34), «царь царей» (Езд. 7: 12; Дан. 2: 37), «Святое святых» (Лев. 16: 33; Числ. 4: 4). Не принесло облегчение сердцу и познание земного: «И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем» (Еккл. 1: 13). Разочарование оказалось таким же горьким. К излюбленному выражению «хэвэл хавалим» он прибавляет «реут руах» («томление духа») (Еккл. 1: 14). Екклесиаст убедился, что земная мудрость и знания оказались такой же суетой, как и все в человеческой жизни. Он приходит к мысли: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл. 1: 18). Однако воспитанный в вере отцов Екклесиаст не мог стать пессимистом. Он познал пути Божественного Промысла: «Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, – и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его» (Еккл. 3: 14). Обретший в своем сердце Бога вместе с мудростью обретает и истинную радость, а не печаль, как думают пессимисты, не познавшие Бога: «Кто – как мудрый, и кто понимает значение вещей? Мудрость человека просветляет лице его, и суровость лица его изменяется» (Еккл. 8: 1). Учение о мудрости в Псалтири, в книгах Екклесиаста и Притч, так же и в других ветхозаветных Писаниях, имело прообразовательное значение. Оно приготовляло к восприятию высшей премудрости, которая явилось в Иисусе Христе: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!» (Рим. 11: 33). Только соединившись с Христом, человек может обрести подлинную мудрость, которая не только не умножает печаль и скорбь, но дает блаженную радость познания новой жизни. 10 июня 2009 г. Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/30727.html

Знак креста спас от смерти и пророков Ветхого Завета – Даниила и трех отроков. Три отрока, Анания, Азария и Мисаил, и пророк Даниил действовали в Вавилоне в период его пленения. Три отрока были помещены в огненную печь и спаслись, благодаря чудесному Божественному вмешательству (Дан. 3:23). Пророк Даниил был спасен подобным образом, когда был брошен в ров со львами (Дан. 6:16-23). Конечно, и в этих случаях библейский текст не воссоздает полную картину спасения трех отроков. Однако этот недостаток восполняют творения Андрея, епископа Критского, который пишет, что сначала три отрока, а затем и пророк Даниил воздевали руки к небу, сложив их крестообразно (P.G. 97, 1040 – 1041). Это предание сохраняет и церковная гимнография. В частности, в Крестопоклонное воскресение в одном из песнопений мы находим следующие слова: «Руце в ров верженый львов, иногда великий во пророцех, крестообразно простер Даниил, неврежден от сих снеди спасеся» (катавасия 8-ой песни канона утрени). В Ветхом завете существуют пророчества не только относительно Креста Христова, но и таких событий как Рождество, Страсти и Воскресение Христа. Однако именно Крест Христов является тем орудием, с помощью которого Христос прославился, сокрушил воинствующего врага, победил смерть и Своим Воскресением даровал людям новую жизнь, свободную от оков смерти и тления. Несмотря на то, что в ветхозаветные времена крест являлся символом проклятия и смерти, и, согласно с провозглашениями Второзакония, всякий, погибший на древе, считался проклятым (Втор. 21:23), Христос Своим Распятием, сделал крест символом победы над смертью, знаком славы и величия. Крест перестал быть атрибутом униженности, убожества и проклятия, став выражением святости, благословения, чести, славы и благородства. Но каким образом произошла эта существенная перемена, это чудо и преображение? Конечно, причиной тому стало вочеловечение Сына и Слова Божия, в котором «Слово стало плотию» (Ин. 1:14), и Его Распятие, когда Он «умер за нас» (Рим. 5:8), «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8), избавив нас «от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3:13).

http://pravoslavie.ru/97383.html

Во время 1-й иудейской войны в 70 г. рим. отряд перебил собравшихся на горе 11 600 восставших самарян ( Ios. Flav. De bell. III 7. 32). Во II в. имп. Адрианом на развалинах самарянского храма был построен храм Зевса (Юпитера) - он появляется на монетах Неаполя (Сихема, совр. Наблус) рим. времени с эпохи Антонина Пия (138-161 гг. до Р. Х.) и сохраняется ок. столетия. На монетах изображалась улица с колоннадой и высокой лестницей, ведущей к храму на вершине; о ней пишет Бордоский паломник (333) (см. Бурдигальский итинерарий ), упоминая 300 ступеней при характеристике горы. Церковь Богородицы на горе Гаризим. Реконструкция Церковь Богородицы на горе Гаризим. Реконструкция Самаряне продолжали почитать местность и использовать ее для богослужений до столкновения с христианами в 484 г., после чего были изгнаны с Г. В V в. имп. Зинон выстроил на Г. ц. Богородицы. В 529 г. имп. Юстиниан I обнес ее стеной для защиты от нападений самарян ( Procop. De aedificiiis. V 7). По утверждению самарян (это предание отмечает евр. путешественник Биньямин из Туделы (2-я пол. XII в.)), стена была воздвигнута из камней, на к-рых Иисус Навин начертал заповеди закона Моисея (Нав 8. 32). После араб. нашествия VII в. к.-л. строительство на Г. прекратилось. Г. по сей день остается священной для сохранившейся немногочисленной самарянской общины (ок. 1 тыс. чел.). У подножия горы, в Наблусе, имеется самарянская синагога, откуда трижды в год, на праздники Пасхи, Пятидесятницы, Кущей, в ознаменование исполнения предписаний закона посвященные служению «общества Господня» при сакральном центре (Исх 23. 14-17; 34. 23; Втор 16. 16) совершают паломничества к ее вершине. Монета из Неаполя с изображением горы Гаризим. III в. Монета из Неаполя с изображением горы Гаризим. III в. Вершину Г. неоднократно изучали путешественники XIX в. Археологические раскопки руин ц. Богородицы эпохи имп. Зинона и ограды с угловыми квадратными башнями (Эль-Кала, т. е. цитадель), построенной Юстинианом, провел А. М. Шнайдер. В 1964 и 1966 гг. экспедиция Мак-Кормикского ун-та (рук. Р. Дж. Булл) изучила остатки 2 фаз строительства храма Зевса на сев. склоне Г. (Телль-эр-Рас), в т. ч. знаменитую лестницу в 300 ступеней, ведущую от храма в долину и достигавшую окраины Сихема. Ниже храма открыты остатки сооружений с иной планировкой, датируемые не ранее эпохи эллинизма. Возможно, это следы самарянского храма IV в. до Р. Х., разрушенного в эпоху Маккавеев, на остатках к-рого поставил храм Юпитера имп. Адриан.

http://pravenc.ru/text/161689.html

49 Пс 26:9. 50 Мф 19:10—11. 51 Ср.: 1 Тим 5:22. 52 1 Кор 7:37. 53 1 Кор 7:36. 54 Притч 19(по LXX). В Синод. пер.: Разумная жена — от Господа. 55 1 Тим 2:7. 56 1 Кор 7:7. 57 Прем 8:21. 58 Иак 1:14. 59 Рим 12:21. 60 1 Кор 15:56. 61 1 Кор 15:57. 62 Мф 26:41. 63 Притч 3:11. 64 Лк 22:32. 65 Зах 1:3. 66 Пс 79(по LXX). 67 Пс 84:7, 5 (по LXX). 68 Ин 6:65. 69 2 Пар 15:2. 70 1 Пар 28 71 Рим 4:4. 72 1 Кор 15:9. 73 1 Кор 15:10. 74 2 Кор 6:1. 75 1 Кор 15:10. 76 2 Тим 1:8—9. 77 Тит 3:3. 78 Тит 3:4—7. 79 Пс 26:9. 80 Пс 29:7. 81 Пс 29:8. 82 Песн 8:5. 83 Ис 1:18. 84 Ин 15:5. 85 2 Тим 4:6—7. 86 2 Тим 4:8. 87 1 Кор 4:7. 88 Иак 1:17. 89 Ин 3:27. 90 Пс 67:19; Еф 4:8. 91 2 Тим 4:7. 92 2 Кор 3:5. 93 Втор 8:17—18 (по LXX). В Синод. пер.: И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «Моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие». но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство. 94 1Кор 15:57. 95 Пс 43:23. 96 Рим 8:36—37. 97 Рим 9:16. 98 1 Кор 7:25. 99 Еф 2:8. 100 Еф 2:9. 101 Ср.: Рим 2:6. 102 Авв 2:4; Рим 1:17; Евр 10:38. 103 Рим 3:28. 104 Т.Е. апостол Павел, ср.: Деян 9:15. 105 Гал 5:6. 106 Иак 2:19. 107 Мф 16:27. 108 Рим 2:6. 109 Рим 4:4. 110 Рим 11:5—6. 111 Рим 6:23. 112 Ин 15:5. 113 Еф 2:8—9. 114 Еф 2:10. 115 Имеется в виду псалмопевец Давид. — Прим. ред. 116 Пс 50:12. 117 2 Кор 5:17—18. В Синод. пер.: Итак, кто во Христе, то новая тварь: древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога. 118 Мф 16:27; Рим 2:6; Пс 61:13. 119 Ин 1:16. 120 Рим 12:3. 121 1 Кор 7:7. 122 Рим 6:23. 123 Пс 102:4. В Синод. пер.: милостью и щедротами. 124 Флп 2:13. 125 Флп 2:12. 126 Рим 3:20. 127 Рим 4:15. 128 Рим 7:6. 129 Рим 7:7—13. 130 Гал 2:16. 131 2 Кор 3:6. 132 Рим 8:12—13. 133 Рим 8:14. 134 Рим 10:3. 135 Флп 3:8—9. 136 Рим 6:14. 137 Гал 5:4. 138 2 Фес 3:2. 139 Гал 2:21. 140 Мф 5:17. 141 Лк 19:10; Мф 18:11. 142 Мф 6:12—13. 143 1 Кор 7:25. 144 Рим 12:3. 145 Еф 2:8. 146 Еф 6:23. 147 Флп 1:29. 148 2 Кор 4:13. 149 Рим 10:14. 150 Пч 94:7—8. В Синод. пер.: О, если бы вы ныне послушали гласа Его: «Не ожесточите сердца вашего».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2772...

151 Иез 11:19. 152 2 Кор 3:2—3. 153 Иез 11:19—20. 154 Иез 36:22—27. 155 Пс 94:8. 156 Иез 18:31—32. 157 Пс 79:4; 84:5. 158 Рим 4:5. 159 Иез 36:26. 160 Ср. Рим 6:20—22. 161 Сир 15(по LXX). В Синод. пер.: Если хочешь. Соблюдешь заповеди. 162 Т.е. в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова. См. выше: блаж. Августин. О благодати и свободном решении..П.3, при.6. 163 Сир 22:31. 164 Пс 33:14. 165 Пс 140:3. 166 Сир 23:4. 167 Исх 20:17. 168 Сир 23:4. 169 Сир 23:5. 170 Притч 8(по LXX). В Синод. пер.: И получит благодать от Господа. 171 Пс 36:23. 172 Фли 2:13. 173 Иез 36:27. В Синод. пер.: Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. 174 Пс 140:3. 175 Пс 38:2. 176 Ин 15:13. 177 Рим 13:8—10. 178 1 Ин 4:18. 179 Ин 13:37. 180 Флп 1:6. 181 Флп 2:13. 182 Рим 8:28. 183 Ср.: Мф 11:30. 184 Рим 8:35—39; Пс 43:22. 185 1 Кор 12:31—13:8. 186 1 Кор 13:13—14:1. 187 Гал 5:13—14. 188 Рим 13:8. 189 Кол 3:14. 190 1 Тим 1:5. 191 1 Кор 16:14. 192 1 Фес 5:14—15. 193 1 Пет 4:8; Притч 10:12. 194 Иак 2:8; Лев 19(LXX). 195 1 Ин 2:10. 196 1 Ин 3:10—11. 197 1 Ин 3:23. 198 1 Ин 4:21. 199 1 Ин 5:2—3. 200 2 Ин 1:5. 201 Мф 22:40. 202 Мк 12:28—31; Втор 6:4—5; Лев 19:18. 203 Ин 13:34—35. 204 1 Ин 4:7. 205 Притч 3(по LXX). В Синод. пер.: как и в еврейском оригинале, эта часть стиха отсутствует. 206 Пс 83(по LXX). В Синод. пер.: …и дождь покрывает ее благословением. 207 1 Ин 4:19. 208 Ин 15:16. 209 1 Фес 3:12. 210 2 Фес 1:3. 211 2 Тим 1:7. 212 Ис 11:2—3. 213 Лк 12:5. 214 Лк 12:4. 215 Рим 5:3—5. 216 Еф 6:23. 217 Ин 1:5. 218 1 Ин 3:1. 219 1 Кор 2:12. 220 1 Ин 4:16. 221 1 Кор 8:1. 222 Еф 3:19. 223 Притч 2:6. 224 1 Ин 4:7. 225 Ис 11:2. 226 2 Тим 1:7. 227 1 Кор 13:4. 228 Т.е., по-видимому, злые воления. 229 Рим 9:22. 230 Ср.: Исх 9:16. 231 Нав 7:4—5, 10—12. 232 Нав 11:20. 233 2 Цар 16:10. 234 2 Цар 16:11—12. 235 2 Цар 16:12. 236 2 Цар 17 237 Ср.: 3 Цар 12:1—11. 238 3 Цар 12:15. 239 2 Пар 21:16—17. 240 2 Пар 25:7—8. 241 Ср.: Пс 134:6. 242 4 Цар 14:10.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2772...

Словом благодати; «И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными» ( Деян. 20:32 ). Словом веры: «Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем» ( Втор. 30:14 ; Рим. 10:8 ). Словом правды: «Всякий, питаемый молоком, несведущ в Слове правды, потому что он младенец» ( Евр. 5:13 ). Словом терпения: «И как ты сохранил слово терпения Моего: то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле» ( Апок. 3:10 ). Словом свидетельства: «Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» ( Апок. 12:11 ). Словом пророков: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» ( 2Пет. 1:19 ). книгою: «И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых» ( Ис. 29:18 ). – «Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» ( Пс. 39:7, 8, 9 ; Евр. 10:7 ). Книгою закона: «И сказал Хелкия первосвященник Шафану писцу: книгу закона я нашел в доме Господнем. И подал Хелкия книгу Шафану, и он читал ее» ( 4Цар. 22:8 ). – «А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» ( Втор. 27:26 ; Гал. 3:10 ). Книгою завета: «и взял книгу завета и прочитал в слух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» ( Исх. 24:7 ). – «И пошел царь в дом Господень, и все Иудеи, и все жители Иерусалима с ним, и священники, и пророки, и весь народ, от малого до большого, и прочел в слух их все слова книги завета, найденной в доме Господнем» ( 4Цар. 23:2 ). Законом Господним: «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем» ( Пс. 118:1 ). – «Как вы говорите: «мы мудры, и закон Господень у нас»? А вот, лживая трость книжников и его превращает в ложь» ( Иер. 8:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Причина этой разницы заключалась в том, что одни при жизни искали Бога, а другие нет. Одни верили Ему, а другие не желали этого. Именно этим и определилась их вечная участь. Спасение же пришло к ним не от их заслуг, а от Бога Спасителя на Которого они надеялись. Иногда приходится слышать, и без веры во Христа спаслись древние. Но это вовсе не так. Да, тайна спасения была сокрыта от древних поколений ( Кол.1:26 ), и даже ангелы только через Церковь узнали многообразную премудрость Божию ( Еф.3:10 ). Но из этого никак не следует, что о Сыне Божием древние люди ничего не знали, и что встреча с Ним в аду была неожиданностью. Нет, Авраам и Моисей, Давид и Исайя не только знали о Господе, но и лично с Ним общались. По словам святителя Афанасия, «к познанию же и точному уразумению истины имеем нужду не в ком другом, а только в себе самих. Путь к Богу не так далек от нас, как превыше всего сам Бог; он не вне нас, но в нас самих; и начало его может быть нами найдено, как и Моисей учил, говоря: Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем ( Рим.10:8 ; Втор.30:14 ). И Спаситель, давая разуметь и подтверждая тоже самое, сказал: Царство Божие внутри вас ( Лук.17:21 ). Внутри же себя имея веру и царствие Божие, можем вскоре узреть и уразуметь Царя вселенной – Спасительное Отчее Слово. Да не отговариваются служащие идолам эллины, и вообще, никто другой да не обольщает сам себя, будто бы нет у них такового пути, а потому и имеют они предлог к своему безбожию. Все мы вступили на этот путь, и всем он открыт, хотя и не все им идут, но многим желательно оставлять его, потому что влекут их со вне житейские удовольствия». Таким образом любой человек – и иудей, и язычник, рассматривая в себе отпечаток образа Божия мог рассмотреть и Сам Первый Образ Отца – Сына Божия ( Кол.1:15 ), сказавшего «видевший Меня, видел Отца» ( Ин.14:19 ). Также и рассматривая видимое творение, любой человек мог увидеть и присносущную Его силу и Божество ( Рим.1:20 ). А увидев Своего Творца, человек мог возложить на Него всю свою надежду, и именно через это получить спасение тогда, когда Христос отыскал искавших его во тьме преисподней. Не случайно св. Епифаний Кипрский говорит: «ужели Бог, сошедши во ад, спасает всех без разбора? Нет. Он и там спасает одних уверовавших».

http://azbyka.ru/mogut-li-spastis-nekres...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010