1:28, Матф. 8:28 – 32). 20 Правилен ли взгляд в нашем светском обществе на заповеди Закона Божия, изложенные в 37 – 40 стихах XXII главы Евангелия от Матфея? В означенных стихах XXII главы Евангелия от Матфея содержатся краткие заповеди о любви к Богу и ближнему. Из контекста речи видно, что заповеди эти сказаны Иисусом Христом в ответ на вопрос одного законоучителя еврейского, пожелавшего узнать, какую заповедь закона (очевидно Моисеева) считает Он самою главною, и, следовательно, составляют выдержку из этого закона, известную каждому еврею. Доказательством правильности такого взгляда на эти заповеди служат параллельные места из других евангелистов, каковы: Марк. XII:28 – 31 и Лук. X:25 – 28 и в особенности из ветхозаветных книг: Лев. XIX:18 и Второз. VI:4 – 5. Между тем за последнее время в нашем светском обществе стал распространяться особый, несогласный с вышеизложенным, взгляд на это место XXII главы евангелия от Матфея. Появились в этом обществе лица, которые считают заповеди изложенные в указанных стихах собственными словами Спасителя, составляющими отличительную черту Его учения и, как им кажется, исключительную принадлежность нового завета. Вот что пишут и говорят эти мыслители: „Пять тысяч лет назад даны были людям правила личной нравственности, личного поведения: не сотвори себе кумира, не произноси имя Божие напрасно, чти отца твоего, не убивай, не кради, не завидуй, не лжесвидетельствуй и пр... Но вот, не на отмену прежнего закона, а на утверждение его, является новая мораль, исчерпывающаяся всего двумя положениями: люби всем сердцем Бога и люби, как самого себя, своего ближнего. Кончено! Процесс обобщения завершен. Дальше идти не куда, подняться выше нельзя. Весь нравственный закон нашел тут свою формулу и все пророки, действительно, выражали не более как отдельные частности этого обобщения“. (М. Протопопов. Си. Русск. Мысль янв. 1893 г. статью «Умная книга“, стр. 101). „Мы христиане, а не евреи, – твердит целых три года один военный писатель, – и поэтому для нас обязательно знать Христовы заповеди, а не еврейские.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

46 Читатель должен иметь ввиду, что для гр. Толстого Бог не есть личный совершенный Дух, а некое безличное бытие, раскрывающееся и проявляющееся в мире и в человеке. что Бога нужно представлять не иначе как личным Существом, Творцом и Промыслителем мира, это обстоятельно доказывается в моем сочинении: Гр. Л.Н. Толстой, его исповедь и мнимоновая вера (стран. 164–298). Москва. 1890 г. 47 Ibid. стран. 469. И сравнение странное, и мысль неверная: ели любовь матери законна к ребенку, то почему же ей не быть такой и тогда, когда сын или дочь станут зрелыми людьми? Охлаждение еще уместно, если они своим дурным поведением оттолкнут мать, но не иначе 49 Для гр. Толстого, не признающего ни личного Бога, ни ангельского мира, человек есть своего рода божество.... 50 Стран. 471 в 12 т. Собрания сочинений. Что гр. Толстой впал в противоречие с прежним своим взглядом на половые отношения, на это и сам он указывает в конце Послесловия к Крейцеровой Сонате своей. Как увидим дальше, гр. Толстой противоречит себе и в этих своих произведениях: таков уж удел борющихся с истиною.... 51 По необходимости приводя подобные места, успокаиваемся тем, что даже библейские авторы (наприм. Второз.25:11)и церковные писатели (стран. 69 Требника)не могли избегнуть благодаря внешним причинам, употребления выражений, касающихся грязных, или потаенных сторон человеческой жизни. Ответственность за это в нашей жизни должна пасть лишь на гр. Толстого и ни на кого более: он – сочинитель таких мест 54 Что чувственное влечение присуще и такой любви, это не уннчтожает ее достоинства: чувственное влечение здесь не только не господствует, по иногда даже не сознается и во всяком случае выступает временно, одухотворяется, облагороживается. Прекрасную характеристику половой любви см. в Психологии проф. Владиславлева (стран. 125 и друг. во 2 томе) 69 Стран. 330–332 в Книге правил св. апостол, св. соборов вселенких и поместных и св. отец (Спб. 1839 г.) 70 Стран. 480 во 2 т. Sämtliche Werke (издание 1873/4 г.). Что наши прародители сперва находились в том нормальном состоянии, о каком повествует Библия , и затем утратили это состояние чрез добровольное грехопадение, это доказывается в моей книге: граф Л.Н. Толстой, его исповедь и мнимо-новая вера (стран. 338–345)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Но в таком случае естественно возникает недоумение, как можно было так скоро дважды сходить в Месопотамию за 500 верст от Моавитской земли при таких чрезвычайных обстоятельствах на медленном по ходячему взгляду осле 47 . Ведь гораздо естественнее было бы для Валака в интересах скорейшего разрешения упомянутого выше тягостного положения употребить для приглашения Валаама верблюдов или лошадей. Иначе, как и в какой срок могли послы Валака сделать дважды путешествие к берегам Евфрата ( Чис.22:15 и д.) и пройти взад и вперёд 2000 (4.500) слишком верст, когда с другой стороны Евреи на равнинах Моава простояли до прельщения блудным служением Ваал-Фегору по совету Валаама (ср. Чис.25 и Второз.) не более двух месяцев 48 ? Но это недоумение устраняется следующими соображениями. На севере не имеют точного понятия о степени пригодности древней породы осла юго-восточных стран к верховой езде. «Осёл северных стран… животное, как известно, ленивое, упрямое, часто сварливое и принимаемое всюду за символ глупости, хотя это и несправедливо. Напротив того, осёл южных стран, особенно египетский, прекрасное животное: чрезвычайно прилежное и выносливое создание, работа которого не уступает лошадиной; во многих отношениях он даже превосходит лошадь… Выносливость, лёгкая, скорая, походка и покойный галоп делают ослов превосходными животными для верховой езды… Но несравненно красивее этих превосходных животных – арабские ослы, особенно те, которые вырастают в Иемене. Там две породы ослов: одна большая, бодрая, быстрая, чрезвычайно удобная для путешествий; другая поменьше и слабее, которую употребляют для перенесения тяжестей… Верховой осёл, удовлетворяющий всем требованиям, стоит дороже, чем лошадь среднего достоинства и не редко за осла платят от 400 до 500 талеров. Лучшей породой владеют только самые знатные в стране…» 49 . Вообще по быстроте своей верховые ослы Аравии всегда превосходили даже лошадей и верблюдов. «Нибур говорит, что верховой осёл, идя ровным шагом, пройдет в полчаса пространство в 1750 человеч.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

37 В грекославян. переводе приведенным словам соответствуют: продаша бо египтяне землю свою ( τν γν ατν ).., в семена земли ( ες σπρμα τ γ). Заменяя употребленное в евр. тексте слово „поле”, словом „земля”, грекославянский перевод не передает той мысли бытописателя, что египтяне отдали фараону не иную какую либо землю, а именно ту, которую они возделывали и засевали хлебными и другими растениями. 38 В грекославянском переводе слову „поле” здесь соответствуем ( πεδον=) нива, что вполне выражает смысл подлинника. 40 В „Записках на книгу Бытия” разумеются однако под травой сельной в Быm. III, 15 , обыкновенные «травы, данные безсловесным», причем делается ссылка на Быm. I, 30 ; но эта ссылка не оправдывает такого понимания, так как в указавном месте говорится не о траве сельной, а о всякой траве зеленой или, по буквальному переводу с еврейского, о „всякой зелени травяной”. 41 Это выражение в Ucx. IX, 22 грекославянский перевод передает иными несколько словами: βοτνην τν π τς γς=траву земную, не придавая значения тому, что в еврейском подлиннике поставлено здесь слово: „поле” („гассадэ”), а не „земля”. В ст. 25 неточность в передаче этого слова устранена, так как здесь вместо „земную” употреблено выражение: τν ν τ πεδω ­яже на поли, что по смыслу вполне соответствует слову: „поле”. 42 Нужно однако заметить, что выражение: „трава полевая” не было у ветхозаветных писателей прочно установленным или техническим термином для обозначения хлебных растений, как это видно из Второз, XI, 15, где названа трава на поле, в славян. Б. пища на селех, как даваемая скоту. Тоже видно – в другом отношении – из Nc. CIII (евр. CIV), 14, где злак (евр. «эсев»=„трава” или зелень), без всякого дополнения, служит обозначением хлебных растений: злак на службу человеком. 43 Соответствующее этому слову еврейское „эд” в греко-славянском переводе передано словом: πηγ=источник, а в Uob XXXVI, 27 , где оно еще только употреблено, переведено чрез νεφελη – „облако”, из чего видна неустойчивость греческих переводчиков в передаче значения этого еврейского слова. Иудейские ученые и христианские гебраисты понимают его обыкновенно в значении: «пар», «туман», каковое значение у нас принято М. Филаретом в Записках на кн. Бытия и прот. Г. П. Павским.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Все же от тебя зависит беречься, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль (Второз. 15:9), и следить за тем, чтобы сердце не сделалось местом ярмарки, где, как волны, сменяются всякие впечатления, пока ты совсем не потеряешь надзора над происходящим. Ярмарка является любимым местом пребывания разбойников и воров, но никак не ангела мира, которого ты ищешь. Мир и тем самым Господь мира избегает таких мест. Поэтому Христос сказал нам через своего Апостола: Исправьте сердца ( Иак.4:8 ) и Сам призывает нас: Смотрите, бодрствуйте ( Мк.13:33 ). Ибо, если Он, придя, найдет наши сердца нечистыми, а нас спящими, то скажет: Не знаю вас ( Мф.25:12 ). И этот час всегда тут, если не в этот момент, то в следующий, ибо как Царство Небесное, так и час судный всегда в наших сердцах. Если стража не бодрствует, то не сохранит и Господь, но если Господь не сохранит, напрасно бодрствует стража. Поэтому будем бодрствовать у дверей нашего сердца, неусыпно взывая ко Господу о помощи. Не направляй свой взор на врага, не входи с ним в пререкание, потому что ты не имеешь возможности противостоять ему; со своим многотысячелетним опытом он знает достаточно уловок, чтобы обезоружить тебя. Нет, стой на страже своего сердца, и пусть взор твой будет устремлен ввысь; тогда сердце будет всячески ограждено: Господь Сам пошлет Своих ангелов охранять его. Понимай это так: если подвергаешься искушению, не занимайся рассматриванием и взвешиванием его или размышлением о нем; этим ты омрачишь свое сердце и потеряешь время, к чему враг и стремится. Обратись вместо этого без замедления ко Господу с молитвой: Боже, милостив буди мне грешному. И чем скорее ты отклонишь твой помысл от искушения, тем скорее придет помощь. Никогда не полагайся на себя. Не принимай никогда благое решение, думая: конечно, я справлюсь. Не надейся никогда на свои силы и способности противостоять какому-либо искушению, будь оно большое или малое. Думай наоборот: я сам не устою, если подвергнусь искушению. Самоуверенность – плохой товарищ: чем меньше надеешься на свои силы, тем крепче ты стоишь. Чувствуй себя слабым и совершенно лишенным возможности противостоять даже малейшему мановению злого духа, тогда ты, к удивлению, заметишь, что он не имеет никакой власти над тобой. Ибо, избрав Господа своим прибежищем, ты вскоре убедишься, что не приключится тебе зло ( Пс.90:10 ). Единственное несчастье, которому подвергается христианин, есть грех.

http://azbyka.ru/uzkij-put

Сего дня исполняется 25 лет с тех пор, как Церковь открыто прославляет и призывает как прославленного угодника Божия святителя Тобольского Иоанна, которого как великого праведника и чудотворца давно уже почитали Сибирь и Чернигов. Он жил в исключительное для России время, в царствование Петра I-ro, когда Русь находилась на переломе, и в дни великой Северной войны решался вопрос о дальнейшем бытии ее. Канун Полтавской битвы Царь Петр проводил в беседе со святителем Иоанном, бывшим тогда архиепископом Черниговским. Ободряя Царя, святитель Иоанн пророчественно изрек Царю слова Священного Писания: «Да предаст тебе Господь Бог враги твоя, сопротивляющийся тебе, сокрушены пред лицем твоим: путем единем изыдут на тя, и седьмию путьми побежат от лица твоего» (Второз. 28, 7). Действительно, Полтавская битва закончилась полным поражением неприятеля, принужденного разными путями бежать из России, а для Руси настали дни подъема и славы. Прославление святителя Иоанна также совершалось в тяжелые для России дни Великой войны, и Царь-Мученик Николай II, вспоминая о духовной поддержке, оказанной святителем Иоанном его предку, на определении Синода о прославлении Святителя начертал: «Верю в предстательство святителя Иоанна (Максимовича) в эту годину испытаний за Русь Православную». Однако русский народ тогда еще не был готов получить милость Божию. Потребовались для него еще большие испытания. И ныне 25-летие прославления приходится, когда измученная Русь снова находится на переломе и русский народ повержен вспять «спасения ждый Господня» ( Быт. 49, 18 ). Да осуществится же ныне упование Царя-Мученика, и Господь Бог, у Которого «един дéнь (...) яко тысяща лéт, и тысяща лéт яко дéнь един» ( 2Пет. 3:8 ) по предстательству святителя Иоанна да пошлет нашему Отечеству скорое спасение, возродит его в прежнем его величии, «возвратит пленение людей своих» и даст плачущим ныне «помазание веселия и украшение славы вместо духа уныния» ( Ис. 61,3 ). Здесь же, в Шанхае, святитель Иоанн да поможет нам в полном единении духа трудиться на благо Церкви и ближних, пока одни из нас не вернутся на Родину, а другим Господь судит здесь окончить дни свои, просвещая Светом Православной Христовой Веры страну Китайскую и продолжая тем дело Миссии, начало которой положил ныне прославляемый святитель Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

21. Сих ради мя иудее емше во святилищи, хотяху растерзати. 22. Помощь убо улучив, яже от Бога, даже до дне сего стою, свидетелствуя малу же и велику, ничтоже вещая, разве яже пророцы рекоша хотящая быти, и Моисей: 23. Яко Христос имеяше пострадати, яко первый от воскресения мертвых свет хотяше проповедати людем (иудейским) и языком. Ничтоже вещая, разве яже пророцы рекоша хотящая быти, и Моисей . Что пророки глаголали о страдании Христовом, — так известно, что излишне и говорить об этом; а что Моисей предсказывал, — видно из того, что он сказал как бы от лица Иуды  : возлег уснул еси яко лев, и яко скимен: кто возбудит его (Быт. 49, 9). Ясно, разумеет смерть и воскресение Христово. Но Моисей и о страдании предсказывал: так он говорит еще: и будет живот твой висящ пред очима твоима (Второз. 28, 66). Первый от воскресения мертвых . Иисус первый восстал и уже не умирает; а воскрешенные Им или Его учениками снова умерли в ожидании будущего общего воскресения. 24. Сия же ему отвещавающу, Фист велиим гласом рече: беснуешися ли, Павле? многия тя книги в неистовство прелагают. 25. Он же, не беснуюся, рече, державный Фисте, но истины и целомудрия глаголы вещаю. 26. Весть бо о сих царь, к немуже и с дерзновением глаголю: утаитися бо ему от сих не верую ничесомуже. Беснуешися ли Павле : Так как Павел речь свою постоянно обращал к царю; то Фист, обидевшись несколько и видя дерзновение Павлово, сказал это от досады и гнева. Павел же объясняет ему причину, почему он обратил свое слово к царю. Несть бо во угле сотворено сие. 27. Веруеши ли, царю Агриппо, пророком? вем, яко веруеши. 28. Агриппа же к Павлу рече: вмале мя препираеши христианина быти. 29. Павел же рече: молил убо бых Бога, и вмале и во мнозе, не токмо тебе, но и всех слышащих мя днесь быти им тацем, яков и из есмь, кроме уз сих. 30. И сия рекшу ему, воста царь и Игемон, и Верникиа, и седящии с ними. 31. И отшедше беседоваху друг ко другу, глаголюще, яко ничтоже смерти достойно или уз творит человек сей. 32. Агриппа же Фисту рече: отпущен быти можаше человек сей, аще не бы кесаря нарицал; и тако суди Игемон, послати его к кесарю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Итак, братие, вот как надобно хоть бы в этом случае понимать честность: " не работал я, мне ничего и не нужно, я беру плату только за свой труд " . Урок для нас прекрасный: ибо, что мы видим ныне вокруг себя? В большинстве случаев тунеядство, обман, ложь, леность. Нам бы только схватить деньги, а о том, как мы сделали свое дело или вовсе не сделали, мы об этом и не думаем. Это нехорошо, ибо слово Божие говорит: мерзость Господеви Богу твоему... всяк творяй неправду (Второз. 25, 16). Аминь. Кто сожалеет о розданном бедным, тот теряет награду от Бога (Слово похвальное дающим милостыню нищим) Когда приходится подать бедному копейку, мы не жалеем оную и отдаем ее со спокойным духом; а когда нужно бывает раздать и раздаем нечто большее, мы часто жалеем о такой с самораспятием соединенной жертве и отдаем ее с унынием и недовольством, а иногда даже с упреками тому, кому идет она. В этом последнем случае нам вдвойне горе: и розданного жаль, и награда за оное от Бога пропадает; а в иных случаях притом еще и наказание от Бога может быть. " Милостыня, - говорится, между прочим, в Прологе, в похвальном слове к милостивым, - тогда только имеет цену, когда с любовью бывает и с добрым изволением... Лучше не творить добра, чем, сотворив оное, скорбеть о нем и унывать... Не счетом дается милостыня, но любовью сердца... И если богатые не с любовью дают, муки не избежать. Не числом розданного ценится милостыня, но любовью сердца " . Что милостыня тогда только имеет цену в очах Божиих, когда с любовью бывает, и лишается цены, когда о розданном скорбят и унывают, видно из следующего. Во дни св. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, жил один скупой епископ Троил. Раз Иоанн пригласил его в больницу, где лежали бедняки, и сказал: " вот тебе, отче, прекрасный случай утешить бедных: подай им милостыню " . Троилу стыдно стало не исполнить предложения, сделанного самим патриархом, и он дал каждому из больных по златнице. Но когда пришел домой, так пожалел о розданных деньгах, что даже слег в постель. Иоанн, узнавши причину болезни Троила, пришел к нему и сказал: " отче, я возвращу тебе деньги, который ты роздал в больнице; только напиши, что награда за них от Бога последует не тебе, а мне " . Скупой епископ согласился, взял назад деньги и написал, что от него требовали. Господь, однако, скоро вразумил его. В следующую ночь Троил увидел во сне прекрасный дом и над оным надпись: " обитель и покой вечный Троила епископа " . Несказанно обрадовался Троил, но ненадолго, - явился некий муж и сказал бывшим тут слугам: " Господь повелевает переменить надпись и, вместо Троила, написать имя Иоанна, патриарха Александрийского, который купил этот дом за тридцать златниц. " И написали. Можете, конечно, после этого представить ужас и раскаяние несчастного Троила.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

   Если злословят тех, которые укрываются от ищущих убить их, и порицают тех, которые бегут от гонителей, что будут делать, видя, что Иаков бежит от брата Исава, и Моисей удаляется в Мадиам, страшась Фараона? Вдаваясь в подобное суесловие, чем оправдают они Давида, который бежит из дома от Саула, когда послал он убить его, то укрывается в пещере, то «изменяет лице свое» (1 Цар. 21:13), пока не ушел от Авимелеха и не уклонился от злоумышления? Что скажут эти, легко дающие на все ответ, видя, что великий Илия то призывает Бога и воскрешает мертвого, то укрывается от Ахаава и бежит от угроз Иезавелиных? Тогда и сыны пророческие, которых искала Иезавель, при помощи Авдия укрывались тайно в вертепах.    11) Положим, что не читали они этого, как ветхозаветного; но нимало также не помнят и того, что есть в Евангелии. Ибо и ученики, «страха ради иудейска» (Иоан. 20:19), пребывали в скрытности; и Павел, когда искал его народоначальник в Дамаске, свешен со стены «в кошнице» (Деян. 9:25) и избег рук искавшего. Поелику же Писание говорит таким образом о святых, то какой могут найти предлог к своей предерзости? Если и святых будут порицать за боязнь, то такая дерзость свойственна только неистовым. А если станут клеветать, что святые поступили так вопреки Божией воле, то совершенно несведущи они в Писании. Ибо в Законе было постановление (Второз. 19, 3 и сл.) учредить города убежища, где могли бы на время спасаться отыскиваемые на смерть. При скончании же веков, когда пришел сам Глаголавший Моисею, Отчее Слово, снова дает эту заповедь, говоря: «егда же гонят вы во граде сем, бегайте в другий» (Матф. 10:23), и потом продолжает: «егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на мести святе: иже чтет, да разумеет: тогда сущии во Иудеи да бежат на горы: и иже на крове, да не сходит взяти яже в дому его: и иже на селе, да не возвратится вспять взяти риз своих» (Матф. 24:15—18). И, зная это, святые руководились этим в житии своем. Ибо, что ныне заповедал Господь, то же самое и до пришествия Своего во плоти глаголал чрез святых. А закон, ведущий людей к совершенству, таков: делать то, что повелел Бог.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2602...

Хотя Бог Отец не явился взорам людей ни на Иордане, ни на Фаворе, а только слышан был голос Его, но Он изображается Ветхим днями, Вседержителем, по видениям пророка Даниила (гл. 7) и Иоанна Богослова (Апок. гл. 4 и 5). Послушаем святого отца нашего Иоанна Дамаскина, много подвизавшегося за святые иконы (в 8 веке): " Как искусный врач не всем и не всегда дает одно лекарство, но каждому приличное и полезное, смотря по свойству страны, болезни и времени, иное младенцу, иное возрастному, так и Совершеннейший Врач душ (бог) - тем, которые еще суть младенцы (древние иудеи) и страждут болезнию идолослужения, которые идолов почитают богами и, как богам, им поклоняются, а поклонение Богу отвергают и приличную Ему славу воздают твари, воспретил делать изображения. Да не сотвори себе кумира, ни всякого подобия, да не поклонишися им, ниже послужиши им (Второз. 5, 7-9). Такой закон дан был иудеям, потому что они склонны были к идолослужению. Но мы, которые, как говорит Богослов, по удалении от суеверного заблуждения, по принятии истины, удостоились быть в соединении с Богом, Ему единому служить, преизобиловать богатством совершенного Богопознания и, по прошествии младенчества, достигнуть в мужа совершенна, - уже не под руководством детоводителя находимся. Мы получили от Бога способность рассуждения, по которой знаем, что может быть изображено и что не подлежит изображению. Ибо закон (Моисеев) служил детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою, по прошествии же веры мы уже не под руководством детоводителя (Гал. 3, 24-25). Бога невидимого изобразить, конечно, невозможно, но когда увидишь, что бестелесный соделался для тебя человеком, то уже можешь изобразить Его в человеческом виде. Когда Тот, Который есть образ Божий, Который, по превосходству естества Своего, не имеет меры, ни величины, приняв образ раба, вместе с сим принял и меру и количество и облекся свойствами тела, то изображай на иконе и представляй для созерцания Того, Который восхотел быть видим, изображай неизреченное Его снисхождение, рождение от Девы, крещение во Иордане, преображение на Фаворе, страдания, освобождающие нас от страданий, спасительное спасителя погребение, восшествие на небо - все изображай и словом, и красками, и в книгах, и на иконах " [ 2 ].Ветхозаветные многого и другого не могли принять и вместить по несовершенному состоянию в отношении к духовной жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010