VII. Подлинность первых четырех книг Моисеевых 1 . Так, касаясь исторических событий, составитель Второзакония прежде всего делает многочисленные указания и ссылки на патриархальную историю, подробно изложенную в кн. Бытия, начиная с Быт. 11и до конца книги. Именно, он указывает на страну, в которой жил Авраам до переселения в Палестину, называя внука его Иакова Арамеянином ( Втор. 26:5 ; ср. Быт. 12:5; 28:10; 81:18–20 ),упоминает о Лоте, племяннике Авраама, сыновьях его и потомках ( Втор. 2:9–19 ; ср. Быт. 18:1–12; 19:29–38 ), говорит о Исаве, сыне Исаака и брате Иакова, и о месте поселения племени, происшедшего от него ( Втор. 2:4–5,22 ; ср. Быт. 36:1–9 ), приводит на память своим современникам событие переселения Иакова в Египет с семейством, в количестве 70 душ ( Втор. 10:22 ; ср. Быт. 46:26 ). Наконец, составитель Второзакония с особенной настойчивостью выставляет на вид Израилю, стоящему на границах Ханаана, то обетование о наследии земли, которое дано было праотцам Израильского народа, патриархам – Аврааму, Исааку и Иакову, и которое обстоятельно изложено в различных местах кн. Быт. Так, напр., он говорит: когда введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку, Иакову дать тебе… тогда берегись, чтобы не забыл ты Господа… ( Втор. 6:10–12 ; еще: 1:8; 10и др.). Но изложение этого клятвенного обещания мы находим, как сказано, в кн. Быт. 12:7; 13:5; 15:18; 26:3–4; 50:24 . – Из дальнейших исторических событий, изложенных в кн. Исход и Числа, составитель Второзакония упоминает, как известные лицам, к которым он обращается, между прочим, следующие: угнетение в Египте рукою фараона и изведение оттуда сынов Израилевых среди знамений и чудес (Второз. 6:12–20,22; 7:8–18,19; 8:14; 11:3; 16:3– 4; 26:7–8; ср. Исх. 1:11–14; 7–10; 26:7–8 ), дарование манны и изведение воды из гранитной скалы ( Втор. 8:3–15,17 ; ср. Исх. 16:14–31; 17:1–7 ), откровение при Хориве ( Втор. 5:2–5; 18:16 ; ср. Исх. 19:1–25 ), происшествие со скрижалями завета и поклонение золотому тельцу ( Втор. 9:9–17 ; ср. Исх. 32:1–20 ); далее бедствие при гробах прихоти ( Втор. 9:22 ; ср. Числа. 11:1–4, 31–32 ), поражение Мариам, сестры Моисея, проказою ( Втор. 24:9 ; ср. Числ. 12:1–15 ), преступление Дафана и Авирона ( Втор. 11, 6 ; ср. Числа. 16:1–40 ), смерть Аарона ( Втор. 10:6 ; ср. Числа. 20:23–29 ; –33:37–39), действия Валаама ( Втор. 23:3–5 ; ср. Числ. глл. 22–24) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Исх. 15:2 . Числ. 12:13.16:22.23:19 . Эльйон или Гельйон, одно с арабским именем Галий (в списке 36-ое имя) значит: Вышний, Всевышний. Мельзиседеком при благословении Авраама Эльйон сказано в соединении с именем Эль ( Быт. 14:18–20 ); употребляется в Писании и самостоятельно, одно, как имя Богу. Второз. 32:8. Псал. 9:3 . Шаддай, ( Быт. 49:25 .) в древней форме множеств. числа для выражения превосходства того качества, какое означается этимологическим смыслом этого имени. Сообразно этимологическому смыслу корня этого имени. Шаддай обыкновенно переводится словом Всемогущий; иногда: Вседержитель ( Иов. 5:17 . Числ. 24:4.16. (в русском переводе), рус. 1:20.21.). Господь ( Иов. 6:14 ), Бог (Иса 13:6). В арабском языке слово шадид «сильный, крепкий», которого множеств. число ашидда сближается и выговором с еврейским, не встречается как имя Богу. В свящ. Писании имя Шаддай читается или с другим именем, наприм. с Эль ( Быт. 17:1. 28:3.35:11 .), как выражающее одно из свойств существа Божия, или одно, что чаще бывает в параллельных предложениях стихотворных речей свящ. песнопевцев, как равное по значению другим именам Бога. ( Псал. 91:1.68:15 . Иов. 6:4.8:3 . В Библии на славянском языке имя Бога Саддай есть еврейское Шаддай, оставленное без перевода: читается у пророка Иезекиииля: 1:24.10:5. Адон, редко употребляется в единственном числе (Иис. Н. 3:13. Пс. 114:7 . Иса. 10:33.), чаще во множественном, и всегда в древней форме этого числа: Адонай ( Быт. 18:27 .), иногда в обыкновенной форме множеств. числа (Малах 1:6.). В переводе на наш язык имя Адонай чаще передается именами Господь ( Исх. 34:9 . Числ. 14:17 . Амос. 5:16 .), иногда Владыка (Иса. 1:24. 3:1.); читается или одно, или вместе с другими именами Божиими. ( Исх. 23:17 . 34:9. Быт. 15:2 . Псал. 86:9.12.15.114:7.97:5 ) Без перевода это имя читается Адонай, в языке имя адонай чаще передается именами Господь (Исх. 3469 . Числ. 14617 . Амос. 5:16 .), иногда Владыка (Иса. 1:24. 3:1.); читается или одно, или вместе с другими именами божиими.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

et mort. prophet. c. 8) называет Бетгахарам, Исидор (de vita et obitu sanct. c. 44.) – Беггаккарон. 20 Иерем. 49, 8. 20; Изек. 25, 13. См. также соч. Кейта: «очевидн. истин. религ. христ., выведенн. из букв. исполн. пророчеств.», – в перв. с англ. Бар. Эльенер., помещ. в корон. епарх. ведом. N 11 – 1867 г. 23 Они проникали в это время даже до Хеврона. См. 1. Маккав. 5, 65; Иезек. 35, 10; 36, 5. Вот в этой то постоянной неприязни идумеев к иудеям без сомнения и заключается причина того, – почему эдомляне почитались у иудеев главными их противниками и почему вообще у пророков казни Божии врагам Иуды представляются казнями Эдому. См. Исаиа 34, 1 – 5; 63, 1 – 6 и друг. – Эдом значит красный. Это название первоначально принадлежало Исаву, родоначальнику идумеев. Исав, как известно, получил это прозвание от того, что любимым его кушаньем была чечевица красноватого или кофейного цвета, за которую он продал и свои права первородства (см. Быт. 25, 29 – 34 ). Впоследствии название Эдома сделалось обыкновенным названием потомков Исавевых, – как и теперь еще на востоке многие лица известны более под данным им прозванием, нежели под своим собственным именем. 29 У израилетян это водилось и потому, что так было предписано в законе Моисеевом. Второз. 24, 21. 30 В этом случае пророк, без сомнения, имеет в виду бесчисленные пещеры в горах и утесах Идумеи, на которых жители ее устроили свои жилища, (отчасти даже и теперь строят) и в которых сохраняли свои самые дорогие вещи. 32 Авд. ст. 8. Пророк не без причины здесь указывает на отсутствие мудрых советников у Эдома – народа особенно славившегося в древности своим умом (см. Иерем. 49, 7; Варух. 3, 22. 25 ); он хочет сказать таким образом, что и это произойдет по воле правосудного Бога, – так по крайней мере дают право толковать сие место, употребляемые в нем пороком повторительные слова, которые без всякого сомнения, по мысли пророка, должны придать особенную важность этому месту. 33 Феманом назывался внук Исавев, известнейший из старейшин идуменских (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

92 Закон показывает грхи: Рим.3:20 ; и 7:7, и потому в десятисловие, как в зеркало некое, надобно приникнуть хотящему узнать пороки свои. Иакова. 1:25 . Неминуемо убо нужно, дабы пресвитер готовящимся к исповеди прихожан истолковал заповеди, и при каждой велел всякому в себе рассуждать: сделал ли тое, что заповедь велит, или вознерадя оставил, и не учинил ли того, что заповедь запрещает: а запрещает и повелевает во всей своей обширности так, как в толковании заповедей изъясняется. И не одни грехи надобно познать, но и плоды их, гнев Божий, казни грешнику определенные, и в сем веце и в будущем анафему оную страшную, Второз.27:26, от которой Сын Божий нас избавляя, Галат.3:13 ., горчайшую чашу страданий испил. 93 Раскаяние о грехе, если непритворное есть, не может быть без омерзения и отвращения от греха, и истинно раскаивающиеся не только дела ненавидят, но и места, и орудия, и лица, и случившиеся другие обстоятельства, которые ко греху приводят ненавидят же и отвращаются. При чем грешник кающийся, если живо чувствует гнев на себе Божий, не может быть без смятения души и трепета, которые многажды и тело сокрушают, и рассыпают силы его: Псал.37:3–4, 11 . А оттуда истинно кающемуся болезнь сердечная и слезы. Слезы бо суть аки кровь уязвленные души: в ком оных нет, знак есть души помышляющей, что она или раны никакой, или малую только имеет: оттуда еще и удручение тела, пост и сухоядение. Псал. 101:5, 10 . Скорбящий бо человек всех сладких и приятных вещей отвращается: и такой пост правильный и Богу приятный есть. 94 Исповедь истинная должна представить душу в таком состоянии, в каком она есть: и потому исповедающийся пред священником не должен утаивать ни грехов самих, ни обстоятельствах, которыми грех увеличивается, и за которые совесть особливо покоя не дает: тако же не извинять себе, ни истончевать грехов притворным каким извинениям, как-то немощью нуждою, неведением, много паче не складывать греха своего на кого другого, Бытия. 3:12–13. И хотя бы были сообщники греха, однако их по имени ни священнику не спрашивать, ни исповедающемуся не объявлять: инако будет не исповедь грешнича, но оправдание фарисейское, и осуждение чужих грехов, и может быть таких, от коих уже оправдался смиренный мытарь. Лк.18:11,14 . Таковая исповедь истинная, не только плодом есть справедливого сокрушения сердечного, истинные во Христа веры: но и ясно словом Божиим утверждается. Числ. 5:7 . Притчей. 28:13. 1Посл. Ин. 1:9 . И примерами в том же слове Божии, Неем.9:2 . Псал.31:5 . Мф.3:6 . Деян.19:18 , изъясняется.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Иешагиягу, Исайя: «спасение Иеговы» (спасаемый Господом). Хизкиягу, Езекия: «крепость Иеговы» (укрепляемый Господом). Формы Иего, Ио, когда им начинается имя, как видим в именах: Иегоияда,, Иудай (2 Сам. (2 цар.), 20:23. 2 цар. (4 цар.), 11:4.): «Иеговою ведомый» (Господом хранимый). Иегояким, Иоаким, сын Иосии, царя иудейского (2 цар.), (4 ц.) 23:34.): «Иеговою восстановленный» (тот, которого Господь восстановил). Ионадав, сын Рахава (Иерем. 35:6.) из полного имени Иегонадав, 2 царств. 10:15. 2Сам. 13:5 .): «Иеговою возбужденный». Ионатан, полнее Иегонатан Ионафан ( 1Сам. 14:49.18:1 .): «Иеговою данный». Есть еще имена, составленные из трех слов, и в них имя Бога составляет середину имени; таково: Эльиегогенай, 1 Прал. 26:3. Оно составлено из слов эль Иегова генай: «к Иегове очи мои» (возвожу). (1 Парал. 3:23. Ездр. 8:4 .) Во всех приведенных здесь именах очевидно сокращение того самого имени Божия, на которое указано было Моисею на Хориве. Действительность сокращения имени в имя Иаг уясняется нам, когда сопоставим еврейский текст следующих двух мест Писания. Соломону, когда он родился, дано было, по указанию Бога, прозвание, по-еврейски Иедидъяг или Иедид-Иаг, означающее «возлюбленный Господом», что тут же и объясняется словами оаигова агевд, «и Иегова возлюбил его», в славянской Библии (2 цар. (2 Сам.). 12:24. 25.). Прозвание, данное Соломону, Иедид-Иаг вполне читается в книге Второз. 33:12: Моисей, благословляя колена Израильского народа, благословение Вениамину начал словами: «возлюбленный Господом». По-еврейски эти слова читаются Иедид-Иегова, «возлюбленный Иеговою». в том самом выражении, в котором читается сокращенно имя Бога в проименовании Соломону, читается полное имя Бога в благословении Вениамину: вместо Иаг читается Иегова. Следовательно, Иаг есть сокращние имени Иегова. Из имени Богу Иаг, присоединяемого к глаголу в повелительном наклонении галлелу «хвалите» составилось хвалебное воззвание к Богу: галлелу-Иаг «хвалите Господа!» Это хвалебное воззвание употреблялось при Богослужении и чаще при торжественных праздниках в иерусалимском храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

863 В Иис. Hab. XIII, 3 он вазван Екрон, и из XV, 11 видно, что он лежал близь северной границы удела Иуды. Таким образом, будучи самым северным из городов филистимских, он находится недалеко от Самарии. Теперь поселение на месте древнего Аккарона, или Екрона, носит имя Екир (Smith " " s Bibl. Dict). 866 Взято из Colensö Lectures on the Pentatenque and the Moabite Stone. Ed. of 1873 pp. 350 sq. b. Taylor " " s Alphabet (1883) v. I, pp. 206 sq. 876 Мы не даем здесь комментария этой надписи, представляющей, как видно, высокий интерес, отсылая к ученым авторитетам, надпись эту разбиравшим. 878 Мы предупреждаем, что многие западные авторитеты читают в книге Паралиноменон, вместо имени Илии, имя пророка Елисея, считая это опиской или даже ошибкой редакторов Паралиноменона. Но прямых доказательств на это нет. 879 По связи сказания это не может быть Галгал на Иордане (Иис. Hab. IV, 20 ). Это должна быть другая одноименная местность. Западные указывают на нынешнее поселение Джильджилие, лежащее на горе Ефремовой между Наблусом и Бейтином (Вефилем). Когда Елисей уже возвратился с Иордана, то из Вефиля возвратился в Самарию (4 Ц. II, 25) через Кармил; а из 4 Ц. III, 38 можно заключить, что Галгал был недалеко от Кармила. 881 См. во Второз. in loco cit. наше примечание в Св. Летописи. Как пример укажем, что умирающий отец, имеющий шесть сыновей, делил имение на семь частей. Первый сын получал две части, другие по одной. 883 Что это было не видение одного только Елисея – доказывается тем, что и слуга его увидел их (4 Ц. VI, 17), когда Елисей помолился, чтобы Господь открыл ему очи. 885 Ср. 4 Ц. XVIII, 12: царедворец Ахава Авдий говорит Илии: «а вдруг Дух Господень унесет тебя». И сыны пророческие и в Вефиле и в Иерихоне (4 Ц. II, 3 и 5) знают только, что «Господь берет Илию и вознесет над главою Елисея». Очевидно, они имеют только неопределенное знание. 887 См. ст. 21. Ныне на месте Иерихона маленькое селение, называемое арабами Риха, у Робинзона Ериха. Шатобриан в своем «Itinéraire de Paris à Jerusalem» говорит, что Арабы показывают ныне «источник Елисея». Он, находится в двух милях выше селения (в одной миле от развалин древнего города, гов. Робинзон), у подошвы той горы, на которой по преданию Господь наш Иисус Христос постился сорок дней; т. наз. la Quarantaine. Источник этот называется Аин-ес-Султан, и в нем вода превосходная (Robinson’s Researches v. II р. 283). Только здесь на ручье этой воды есть следы культуры, говорит Гров в Библ. Словаре (Elisha р. 536, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В книге Неемии, кроме того, что не раз упоминается о законе Моисея (8, 1. 2. 14 и др.), говорится, что в этой книзе Моисеове обретеся написано: да не имут внити Амманитяне и Моавитяне в церковь Божью даже до века: понеже не сретоша сынов Израилевых с хлебом и водою, и наяша на них Валаама на проклятие их ( Неем. 13, 1–2 ). Это, действительно, и написано в 3 ст. 23 гл. Второз. и 23 гл. Числ. В книге Товита повествуется, что сын Товии, вследствие отеческого наставления, поял себе жену от семени отец своих (4, 12), по закону Моисеову (7, 12). Этот закон начертан в 7 ст. 26 гл. Чисел. В Псалмах встречаются выражения из Пятикнижия, повторяется вся история Моисея, воспоминаются его чудеса и знамения ( Псал. 104–106; 113–114 ). Что же касается до книг пророческих: то в них весьма часто упоминаются события, описанные в Пятикнижии (срав. Исх. 14, 21 и Иса. 51, 10; Ис. 52. 4 с Быт. 46,6 ; Мих. 6, 4–5 с Числ. гл. 22–24 и др.), приводятся законы и другие мысли, очевидно, заимствованные из Пятикнижия (срав. Иерем. 34, 14 с Исх. 21, 2 ; Иез. 4, 6 с Числ. 14, 34 ; Иез. 20, 11 с Лев. 18, 5 ; Авд. ст. 10 с Быт. 27, 42 ) а нередко и прямо говорится о законе Моисея. Так Варух-пророк пишет: устави Господь слово свое, еже глагола на нас... навести на ны зло велие, еже не сотворися под всем небесем, якоже сотворися во Иерусалиме, по писанным в законе Моисеове и далее (2, 2–4). Точно также рассуждал в своё время и пророк Даниил: и прииде на ны клятва и заклятие, вписанное в законе Моисеа..., якоже есть писано в законе Моисеове, вся злая сия приидоша на ны ( Дан. 9, 11 и 13). Эти бедствия, точно, и предсказаны в 27–29 гл. Второзакония. Наконец, пророк Малахия заключает своё и все ветхозаветные пророчества следующими словами: Помяните закон Моисеа раба моего, якоже повелех ему в Хориве ко всему Израилю повеления и оправдания (4, 4) 340 . То же самое встречаем и в книгах Нового Завета. Например, Евангелисты приводят слова Иисуса Христа прокажённому: шед покажися иереови и принеси дар, егоже повеле в законе Моисей во свидетельство им ( Матф. 8, 4 ): этот закон находится в 14 гл. книги Левит; – слова Спасителя саддукеям: несте ли чли в книгах Моисеовых, при купине, якоже рече ему Бог: Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль ( Марк. 12, 26 ): это место содержится в книге Исход гл. 3, 6; – слова фарисеев и саддукеев Спасителю, указывающие на два закона Моисеева – в Пятикнижии (сн. Марк. 12, 19 со Второз. 25, 5; Иоан. 8, 5 с Лев. 20, 10 ). Апостол Иаков упоминает о том, что Моисей по всем градом проповедающия его имать, в сонмищах по вся субботы чтомый ( Деян. 15, 21 ). Ап. Павел говорит ( 2Кор. 3, 13–16 ) о покрывале, какое полагал Моисей на лице своём ( Исх. 34, 30 ), и о чтении Израильтянами закона Моисеева 341 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Эти проявления (5:22—6:2) относятся к области духовной жизни и добродетелям христианской нравственности.    Этим добровольным общением имуществ апостольский «коммунизм» существенно отличается от коммунизма современного, который осуществляется средствами государственного принуждения. В контексте Деян. общение имуществ должно быть понимаемо, как порождение того духа любви, которым отличалось общение между верующими. Этот же дух любви побудил Петра и Иоанна помочь Иерусалимскому хромому не деньгами, которых он ожидал от них, но которых они не имели, а исцелением его от болезни (3:6, 4:9). Основанное на любви внимание к чужому страданию находится в полном согласии с учением Евангелия. При этом предостережение против социальной несправедливости звучит не только в Лк. (ср. приточный образ Мф. 18:23-35, а также 25:31—46; Мк. 12и др.). Во второй половине Апостольского века Иаков, брат Господень, запечатлел в своем послании (ср. 2:13—16) ту же верность духу Евангельского милосердия. Больше того: можно сказать, что требование социальной правды, вытекающее из духа любви, восходит к Ветхому Завету, где оно получило выражение в писаниях пророков (напр., Ам. 2:6-8; 8:4—7, Ис, 3:14-15; 10:1—2 Иезек. 18:12, 17; 22:29, и мн. др., ср. законы Исх. 22:25; Лев. 19:9-10; Второз. 15: 11; 24:10—15). В современной науке было высказано мнение, что к Ветхозаветному прошлому восходит не только интерес к социальному вопросу, но и то конкретное его решение, которое оно получило в общении имуществ. Не исключена возможность, что апостольский «коммунизм» представляет собою ту форму жизни, которая наблюдалась в Израиле в пророческих школах. Как бы то ни было, надо признать, что в общении имуществ была и объективная необходимость. Как уже было указано, первоначальное ядро Иерусалимской Церкви составляли пришедшие с Господом Галилеяне. С переселением в Иерусалим, они оторвались от родной почвы и тех соков, которыми она их питала. Срочная помощь была необходима. Такою помощью и был раздел имуществ. Но, будучи только коммунизмом потребления, без коммунизма производства, общение имуществ могло иметь всего лишь временное значение. Его естественным последствием было общее оскудение. В связи с этим, толкователи обращают внимание на требование помнить о нищих, которое Иерусалимские столпы поставили ап. Павлу (Гал. 2:10), и которым они обусловили свое согласие на разделение сфер служения. Под «нищими» можно разуметь членов Иерусалимской Церкви (ср. Рмл. 15:26). Если ап. Павел свидетельствует в Гал., что он старался исполнить это требование в точности, мы невольно обращаемся мыслью к тому сбору в пользу Иерусалимской Церкви, который он произвел во время своего третьего путешествия среди Церквей, основанных им в языческом мире (ср. 1 Кор. 16:1-4; 2 Кор. 8-9; Рмл. 15:25—32; Деян. 24:17). Жертвенное усилие, к которому ап. Павел призвал окормлявшиеся им Церкви, было выражением того же духа любви. Факт сбора показывает, что в нем была объективная необходимость.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3485...

Этот хлеб дает праведник голодным, о которых написано: блажени алчущии и жаждущии (Матф. 5:6). Ибо кто праведен, тот делает своим собственным общий хлеб всех, которого недоставало в Иудее по словам пророка: сотру у них утверждение или стебель хлеба (Иезек. 5:16). То, о чем мы говорим, — если, впрочем, мы Христовы, — или, вернее, о чем пророк говорит, есть хлеб верующих и алчущих. Он совсем не будет даваться тем, кои ели и пили, и насытились и, утучнев, стали упрямствовать и о коих говорится: горе вам, насыщеннии ныне, яко взалчете (Лук 6:25), чтобы они не изблевали его, по словам Соломона: изблют бо и осквернит словеса твоя добрая (Прем. 23:8). Это другими словами говорит Спаситель: не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиниями (Матф. 7:6). Одиннадцатое место занимает: и нагого покрывал одеждою, каковая речь, соответственно толкованию предшествующего стиха, двояко должна быть объясняема: чтобы мы и давали одежду не имеющим ее, как говорит Спаситель: наг бех, и одеясте Мя (Матф. 25:36), и давали не имеющим веры и добродетелей одежду Христову, о которой написано: елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3:27). Этой одежды не было у того, кто, ее имея брачной одежды, был удален с пира. Об этой наготе и к Иерусалиму Господь говорит: но ты была нага, и исполнена позора (выше 16, 7). Двенадцатое место занимает: и в рост не отдавал или, как перевели LXX: денег своих в рост не отдавал. В еврейском воспрещается всякий вид роста, а по Семидесяти только денежный. Поэтому и в 14 псалме говорится: сребра своего не даде в лихву (ст. 5) и подобным же образом говорится: да не даси брату твоему в лихву, чуждему да даси в лихву (Второз. 23:19-20) Но обрати внимание на преуспеяние, в начале закона отменяется рост только с братьев, а у пророка воспрещается рост со всех, вак говорит Иезекииль: денег своих не отдавал в рост. Евангелие представляет дальнейшее возвышение добродетели, так как Господь заповедал: взаим дайте, ничесоже чающе (Лук. 6:35) На четырнадцатом месте следует: и большего не получал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

21, 13). Они исказили учение о субботе, обратив ее из дня исключительно посвященного на служение Богу – в день совершенной праздности и телесного покоя и самые чудеса, совершаемые Спасителем в субботу в их обличение и вразумление, называли преступлениями. Иносказательную заповедь Моисея о тщательном соблюдении закона: „навяжи заповеди Иеговы в знак на руку твою, и да будут они повязками над глазами твоими“ (Второз. 6, 8), они истолковали с грубою буквальностью, навязали себе на голову и руки повязки с словами закона и старались делать их виднее и больших размеров (Мат. 23, 5). Они извратили учение о клятве, не дозволяя, напр., клясться храмом, и разрешая клясться золотом в храме (Мат. 23, 15), о посте, обратив его в лицемерное наружное сетование с нахмуренным лицом и нечесанными волосами, о чистоте духовной, заботясь больше об умовении рук перед обедом и омовении посуды (Мат. 23, 25). Они освобождали детей от обязанности кормить родителей, если дети сделают пожертвование на храм (Мат. 15, 5). Они достоинство молитвы поставляли не во внутреннем, сокрушенном обращении к Богу, а в ее продолжительности на видных местах перед народом (Мат. 6, 5); забыв заповедь Божию о любви к ближнему и долг попечения о заблуждающихся и согрешающих, они с презрением отвращались от мытарей и грешников, почитая только самих себя праведниками; наконец, вместо служения Богу подвигами благочестия, они считали достаточным давать десятину от руты, мяты и аниса, забыв, как сказал Иисус Христос, суд, милость и веру (Мат. 23, 23). Вот какие были законные делатели на жатве Божией в то время, когда эта жатва явилась такою зрелою под лучами света и силы учения и деяний Богочеловека. Только две светлых личности из всего иудейского синедриона и сонма книжников и фарисеев того времени указали нам Евангелисты, – Иосифа и Никодима, приходивших к Спасителю по ночам страха ради иудейска ( Иоан. 19, 38. 39 ). Св. Апостол Павел говорит о себе, что он был ревнителем отеческих преданий, но он осудил их как ложные, потому что ради их гонил Церковь Божию, и только потому помилован был, что делал это по неведению (Тим.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010