Иисуса Навина; 7, Судей Изр. и Руфь, 8, Самуила, или 1 и 2 книги Царств; 9, Цари, или 3 и 4 Царств; 10, Исаия; 11, Иеремия и Плачь его; 12, Иезекииль; 13, двенадцать малых Пророков; 14, Иов; 15, Псалтирь; 16,Притчи; 17, Екклесиаст; 18, Песнь Песней; 19, Даниил; 20, Паралипоменон 1 и 2; 21, Ездры 1 и 2; и 22, Есфирь 80 . Христиане, приняв от Евреев Канонические книги их, большею частью последовали к прежнему способу счисления этих книг; не имея впрочем надобности держаться здесь числа Еврейских букв, они могли разделить 12 малых Пророков и отсюда вышло в Ветхом Завете Канонических книг 33, в следующем порядке: 1, Бытия; 2, Исход; 3, Левит; 4, Числа; 5, Второзакония; 6, Иисуса Навина; 7, Судей с Руфью; 8, Царств кн. 1-я и 2-я; 9, Царств кн. З-я и 4-я; 10, Паралипоменон 2-я кн. 11, Иова; 12, Псалтирь; 13, Притчи Соломона; 14, Екклесиаст; 15, Песнь Песней; 16, Осия; 17, Иоиль; 18, Амос; 19, Авдий; 20, Иона; 21, Михей; 22 , Наум; 23, Аввакум; 24, Софоний; 25, Аггей; 26, Захария; 27, Малахия; 28, Исаия; 29, Иеремия; 30, Иезекииль; 51, Даниил; 32, Ездры, и 1-я книга Неемии; 35, Есфирь.– Это было обыкновенное счисление Канонических книг Ветхого Завета в первенствующей Церкви 81 . Таким образом 33 Канонические книги Ветхого Завета и 27 Нового составляют 60; а потому весьма вероятно, что под именем 60-ти, уставных книг и у Иоанна Экзарха Болгарского должно разуметь только Канонические. И так, по точному свидетельству Экзарха Болгарского, Кириллом и Мефодием переведена собственно не вся Библия , в том виде, в каком мы ныне имеем ее, так как, кроме 60-ти уставных, или, по настоящему исчислению, 65-ти Канонических книг 82 , в ней заключаются еще 10 Апокрифических; 1) 2-я Книга Ездры, (по нашей Библии, а по Латинской 3-я) 2) Товия, 3) Иудифь; 4) Премудр. Солом. 5) Премуд. Сирах. 6 ) Варух; 7) Маккавейск. 1-я книга; 8) Маккавеиск. 2-я кн. 9) Маккавейск. 3-я кн. 10) Эздры 3-я книга. Но, во-первых, из того, что кроме Псалтири нигде не встречаются Славянские списки прочих книг Ветхого Завета древнее XV столетия, кажется, нельзя еще заключить решительно, что они вовсе не были переведены Кириллом и Мефодием, или по крайней мере близкими к их веку переводчиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Orest-Novickij...

На священных книгах отразились личные особенности каждого из священных писателей. Участие свободной человеческой деятельности в написании священных книг привнесло в них личные мысли и чувства писателей, неточности (исторические, хронологические, топографические), различия в изложении подробностей. Означенные несовершенства относятся к вопросам второстепенным и не противоречат богодухновенности Священного Писания. Произведения священных писателей совершенны настолько, насколько это нужно для целей домостроительства спасения людей. Единственным критерием в решении вопроса о том, какие именно священные книги богодухновенны, является церковное предание. Согласно церковному преданию в канон священных богодухновенных книг входят: – книги ветхозаветные. 1) Бытия, 2) Исход, 3) Левит, 4) Числа, 5) Второзаконие, 6) Книга Иисуса Навина, 7) Книга Судей Израилевых, 8) Книга Руфь, 9) Первая книга Царств, 10) Вторая книга Царств, 11) Третья книга Царств, 12) Четвертая книга Царств, 13) Первая книга Паралипоменон, 14) Вторая книга Паралипоменон (за исключением молитвы Манассии), 15) Первая книга Ездры. 16) Книга Неемии, 17) Книга Есфирь (за исключением мест, не разделенных на стихи в греческих кодексах и в славянском переводе), 18) Книга Иова, 19) Псалтирь (за исключением псалма, помещаемого после псалма 150-го), 20) Притчи Соломоновы, 21) Екклезиаст, 22) Песнь Песней, 23) Книга пророка Исайи, 24) Книга пророка Иеремии, 25) Плач Иеремии, 26) Книга пророка Иезекииля, 27) Книга пророка Даниила (за исключением истории о Сусанне в 13-й главе и истории о Виле и змие в 14-й главе), 28) Книга пророка Осип, 29) Книга пророка Иоиля, 30) Книга пророка Амоса, 31) Книга пророка Авдия, 32) Книга пророка Ионы, 33) Книга пророка Михея, 34) Книга пророка Наума, 35) Книга пророка Аввакума, 36) Книга пророка Софонии, 37) Книга пророка Аггея, 38) Книга пророка Захарии, 39) Книга пророка Малахии; – книги новозаветные: 1) Евангелие от Матфея, 2) Евангелие от Марка, 3) Евангелие от Луки, 4) Евангелие от Иоанна, 5) Деяния святых Апостолов, 6) Соборное послание Апостола Иакова, 7) Первое соборное послание Апостола Петра, 8) Второе соборное послание Апостола Петра, 9) Первое соборное послание Апостола Иоанна, 10) Второе соборное послание Апостола Иоанна, 11) Третье соборное послание Апостола Иоанна, 12) Соборное послание Апостола Иуды, послания Апостола Павла: 13) к Римлянам, 14) к Коринфянам первое, 15) к Коринфянам второе, 16) к Галатам, 17) к Ефесянам, 18) к Филиппийцам, 19) к Колоссянам, 20) к Фессалоникийцам первое, 21) к Фессалоникийцам второе, 22) к Тимофею первое, 23) к Тимофею второе, 24) к Титу, 25) к Филимону, 26) к Евреям, 27) Откровение Иоанна Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А под «поздним дождем», о котором пророчески свидетельствует не только Моисей во Второзаконии, но и собственно Иов. (ср.: Иов. 29:23 ), Двоеслов понимает Божественное Откровение о тайне новозаветного Воплощения. При этом Иов здесь вновь говорит как бы от лица Церкви Христовой, прообразуя ее и предвещая скорое явление в мире ее Главы Христа. Святитель Григорий пишет обо всем этом, комментируя указанные библейские тексты, так: Бог «дал дождь ранний, потому что в прежние времена дал избранным Своим знание закона. Но дал и поздний дождь, потому что определил быть проповеданной тайне Своего Воплощения в последние дни. И поскольку Святая Церковь изо дня в день не перестает возвещать эту тайну, то Она, словно поздним дождем, орошает уста сердец слушающих Ее...» 888 Вторая часть монолога Иова (в 30-й главе) содержит рассказ о том, как вместе с началом его лишений и страданий былая слава праведника обратилась в его уничижение. Здесь же он рассказывает и об ужасающей мере своих нынешних бед, а также прямо винит Бога в жестокости и безразличии к стенаниям его, Иова. В первом разделе 30-й главы ( Иов. 30:1–15 ) Иов жалуется на то, что ныне он, поражаемый Богом, сделался объектом насмешек со стороны самых презренных и безнравственных людей, которые издеваются над ним, клевещут на него, унижают его – того, чьи былые счастье и величие рассеялись безо всякого следа. Иов говорит: А ныне смеются надо мною младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих. И сила рук их к чему мне? Над ними уже прошло время. Бедностью и голодом истощенные, они убегают в степь безводную, мрачную и опустевшую; щиплют зелень подле кустов, и ягоды можжевельника – хлеб их. Из общества изгоняют их, кричат на них, как на воров, чтобы жили они в рытвинах потоков, в ущельях земли и утесов. Ревут между кустами, жмутся под терном. Люди отверженные, люди без имени, отребье земли! ( Иов. 30:1–8 ). Святитель Григорий Великий при рассмотрении данного отрывка возвращается к противопоставлению праведного Иова как образа Вселенской Церкви и его друзей, о которых праведник здесь как раз и говорит – ныне смеются надо мною младшие меня летами ( Иов. 30:1 ) и под которыми прообразовательно следует понимать борющихся против Церкви еретиков. Ведь еретики младше Церкви, ибо вышли из нее, хотя ее и предали. В связи с этим святитель Григорий припоминает слова апостола Иоанна Богослова о еретиках: Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши ( 1Ин. 2:19 ). В понимании Двоеслова именно еретики, которых здесь столь резко обличает прообразующий Церковь праведник, – это и есть ее младшие... летами враги. Они дерзают ныне насмехаться над Телом Христовым, подобно тому как некогда неверные друзья – Елифаз, Вилдад и Софар – насмешничали над Иовом 889 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

XLIX. Должно любить и врагов    В Евангелии от Луки: «аще любите любящыя вы, кая вам благодать есть? ибо и грешницы любящыя их любят» (Лк.6:32). Также в Евангелии от Матфея: «любите враги вашя... и молитеся за творящих вам напасть...; яко да будете сынове Отца вашего, Иже есть ни небесех, яко солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и неправедныя» (Мф.5:44—45). L. Таинство веры не должно быть оскверняемо    У Соломона в Притчах: «во ушию безумнаго ничтоже глаголи, да не до конца поругает разумная словеса твоя» (Притч.23:9). Также в Евангелии от Матфея: «не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиниями, да не поперут их ногами своими и вращшеся расторгнут вы» (Мф.7:6). LI. Никто не должен тщеславиться своим делом    В книге Премудрости сына Сирахова: «не мудрися творити дела своего, и не слави себе» (Сир.10:29). Также в Евангелии от Луки: «который же от вас раба имея орюща или пасуща, иже пришедшу ему с села речет: абие пришед возлязи? Но не речет ли ему: уготовай, что вечеряю, и препоясався служи ми, дондеже ям и пию, и потом яси и пиеши ты? Еда благодарит рабу тому, яко сотвори повеленная? Не мню. Тако и вы, егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы; яко еже должни быхом сотворити, сотворихом» (Лк.17:7—10). LII. От нашего произвола зависит веровать или не веровать    Во Второзаконии: «живот и смерть дах пред лицем вашим, благословенье и клятву; и избери живот, да живеши» (Втор.30:19). Также у Исаии: «аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте, аще же не хощете, ниже послушаете Мене, мечь вы пояст: уста бо Господня глаголаша сия» (Ис.1:19—20). И в Евангелии от Луки: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21). LIII. Невозможно постигнуть таин Божиих; и потому вера наша должна быть проста    В Первом послании Павла к Коринфянам: «видим убо ныне якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу; ныне разумею от части, тогда же познаю, якоже и познан бых» (1Кор.13:12). Также у Соломона в книге Премудрости: «в простоте сердца взыщите Его» (Прем.1:1). У него же: «иже ходит просто, ходит надеяся» (Притч.10:9). И еще: «вышших себе не ищи, и крепльших себе не испытуй» (Сир.3:21). Опять у Соломона: «не буди правдив велми, не мудрися излишше» (Еккл.7:16). Также у Исаии: «горе творящым глубоко совет» (Ис.29:15). В Первой книге Маккавейской: «Даниил в простоте своей изъятся от уст львовых» (1Мак.2:60). В Послании Павла к Римлянам: «о глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко не испытани судове Его и неизследовани путие Его. Кто бо разуме ум Господень? или кто советник Ему бысть? или кто прежде даде Ему и воздастся ему? Яко из Того и Тем и в Нем всяческая. Тому слава во веки» (Рим.11:33—36). И во Втором послании к Тимофею: «буих же и ненаказанных стязаний отрицайся, ведый яко рождают свары; рабу же Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем» (2Тим.2:23—24).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Авторы Нового Завета преднамеренно переходят от агнца – к Агнцу, от типа – к прообразу, поскольку это является полнотой Божьего плана. Тюрьмой сейчас является царство тьмы, а не рабство в Египте. Пленником, который получает освобождение, является не Израиль, а весь мир. Искупление является скорее этической, а не географической переменой. Так же как и у агнца в Египте ( Исх.12:46 ), ни одна из костей Агнца Иисуса не была сокрушена ( Ин.19:36 ). Две ясные ссылки в эпистолярной литературе Нового Завета на Христа как пасхального Агнца находятся в Первом Послании к Коринфянам (5:7) («Пасха наша, Христос») и в Первом Послании Петра (1:19) («непорочный и чистый агнец»). В этих отрывках интересно то, что оба, и Павел, и Петр, больше обеспокоены значением искупления, совершенного Агнцем для святой жизни, чем богословскими размышлениями по сотериологии. То есть апостолы выходят за пределы спасения и переходят к освящению. Сразу после Пасхи Моисей передал израильтянам дальнейшие указания относительно праздника опресноков (13:3–10) и посвящения Господу первенцев (13:11–16). Каждый из этих двух разделов подчеркивает, что Божье искупление является как из, так и в. Это искупление из Египта, но в землю ханаанскую (ст. 5:11). Обладание Израилем их новой землей будет исполнением Божьих обетовании отцам. Внезапно читатель переносится назад к Книге Бытие (12:7). Но, когда они придут в эту землю, Израиль должен будет делиться своим свидетельством с сынами, которых Бог даст им (ст. 8:14). Божья верность отражена в трех периодах: прошлое – ваши отцы; настоящее – вы; будущее – ваши сыновья. Исход (13:17–15:21) Книга Исход (12:37) сообщает нам, что 600 000 мужчин, не считая женщин и детей, покинули Египет. Общее количество израильтян, покидавших Египет, должно было превышать два миллиона. По существу то же самое число повторяется в Книгах Исход (38:26) и Числа (1:46; 2:32; 26:51). Что же делать с таким астрономическим числом? Исход (23:29:30) предполагает, что Бог будет выгонять жителей Ханаана постепенно, поскольку населения Израиля недостаточно, чтобы вновь заселить Ханаан: «Мало по малу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься» (курс, авт.). (См. также таблицу 12, с. 292.) Население Израиля

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Поэтому все творение и все народы земли должны воздавать Богу хвалу, честь и славу (ср. Пс.145150 ). Если Божье правление трудно разглядеть в этой жизни, а жизнь полна всяческих неприятностей, Бог позволяет верующему изливать свое недовольство (например, ). Но и за праведным негодованием нужен глаз да глаз, чтобы наши эмоции не ввели нас в больший грех. Так, псалмы не только представляют нам доктринальное учение всех сторон характера Бога, Его народа и этого мира, а также показывают диапазон человеческих эмоций от хвалы и благодарения до плача и проклятия. В конце автор псалма призывает всех, кто способен дышать, произнести: «Слава Господу!» ( Пс. 150 :6Ь). Мы можем позволить себе лишь слегка соприкоснуться с обширным вопросом богословия Псалтири. Современным работам на эту тему еще предстоит найти свое место на книжных полках. Связь с Новым Заветом В Новом Завете, после книги пророка Исайи и Второзакония, Псалмы – самая широко цитируемая и самая часто упоминаемая книга Ветхого Завета. В 70 случаях цитата начинается с вводной формулы (напр., Мк.12:36 ; Деян.1:16 ), в 60 случаях псалмы цитируются без всякой вводной фразы (напр., Евр.1:13 ), вдобавок, в 220 случаях можно обнаружить упоминание о псалме или фразу, близкую к тексту одного из псалмов. 671 Судя по цитатам из Нового Завета, все Псалмы имеют «Давидово» происхождение (см. выше). В новозаветную эпоху христиане, конечно же, пели псалмы (ср. Мк.14:26 / Мф.26:30 ; Деян.16:25 ; 1Кор.14:15 ; Пс.146:1 ; Еф.5:19 ; Кл.3:16 и Иак.5:13 ). Даже собственные слова Иисуса об Иерусалиме и о том, как народ Божий отверг Его, посланного Богом Мессию ( Лк.19:4344 ) напоминают проклинающие слова Псалма 136:9. Чаще всего Новый Завет цитирует следующие псалмы: 109:1, 2:7, 8:46 и 117:22. Псалмы 2, 21, 32, 33, 34, 38, 49, 68, 77, 88, 101, 104, 105, 106, 109, 115, 117, 118, 134, 144, 146 цитируются несколько раз. Несколько раз Новый Завет цитирует «текст, составленный из нескольких псалмов», к которому добавляются некоторые другие отрывки, соответствующие теме разговора (см. Рим.3:1018, 15:912 ; Евр.1:513 ). Новый Завет настолько сильно пронизан псалмами, что только в пяти его книгах (Послания к Галатам, Филемона, 2 и 3 Иоанна и Послание Иуды) «не наблюдается прямой связи с Псалтирью. Все остальные авторы цитируют псалмы по своему усмотрению, в подтверждение своей точки зрения». 672

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Правило 8. Дух Святой Правило 9. Троица неописуема никаким словом Правило 10. Лицо Сына Правило 11. Человечество Христа Правило 12. Божество Христа Правило 13. О двух природах во Христе Правило 14. Одно Лицо во Христе Правило 15. Единство Слова и плоти Правило 16. Жертвоприношение. Жертва хлебом и вином Правило 17. Человечество Христа Правило 18. Всякая природа — благо Правило 19. Никакая тварь не тождественна с Богом Правило 20. Ангелы были сотворены неизменными Правило 21. Разумные твари Правило 22. Свободная воля Адама Правило 23. Первородный грех Правило 24. Каково наказание некрещеным Правило 25. Суд Правило 26. Воскресение плоти Правило 27. Вера и крещение Правило 28. Благодать Правило 29. Ничего не совершается без благодати Правило 30. Ничто не сокрыто от Бога Правило 31. Предопределение Правило 32. Блаженные по предопределению Правило 33. Крещение Правило 34. Вне Церкви нет спасения Правило 35. Обреченные к осуждению Правило 36. Еретики Правило 37. Дурно живущие христиане Правило 38. О том, что никто не живет без греха Правило 39. Пища и питие. Брак. Дозволение второго брака Правило 40. О том, что в Церкви дурные [люди] смешаны с добрыми Утверждение в вере Правило 1. Божественная природа 45. Итак, крепче всего придерживайся, не сомневаясь никоим образом, что Отец, Сын и Святой Дух суть по природе Единый Бог, во имя Которого мы крещены. Ведь поскольку одно имя — Отец, другое — Сын и третье — Дух Святой, то также есть и одно природное имя всех Троих, которое называется Бог, Который говорит во Второзаконии: Смотрите, смотрите, ибо Я — Бог, и нет другого кроме Меня; и о Котором говорится: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть (Втор 6:4); а также: Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи (Втор 6:13). Правило 2. Единый Бог 46. Тверже всего придерживайся и никоим образом не сомневайся, что Отец, Сын и Дух Святой, то есть Святая Троица есть по природе истинный Бог. И хотя нам не разрешено почитать трех богов, если только это не Единый истинный Бог, однако как Бог Отец называется истинным, по свидетельству Апостола, который сказал: Как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса (1 Фес 1:9–10); так и Сына апостол Иоанн называет истинным Богом, говоря: Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин 5:20). Ибо Он потому есть истинный Бог, что Он есть Истина, как Сам нас учит, говоря: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин 14:6). И о Духе Святом апостол Иоанн сказал, что Дух есть истина (1 Ин 5:6). И никак не может не быть истинным по природе Бог, Который есть Истина, Которого и апостол Павел исповедует как Бога, говоря: [Не знаете ли, что] тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших (1 Кор 6:19–20).

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

Число ветхозаветных книг Канонических книг Ветхого Завета – если их считать в отдельности – 39, но обыкновенно соединяют несколько книг в одну и насчитывают 22, удерживая счет древних евреев, считавших эти книги по числу букв своего алфавита: 1. Бытие 2 . Исход 3. Левит 4 . Числа 5 . Второзаконие 6. Книга Иисуса Навина 7. Книга Судей Израилевых и книга Руфь 8 . Первая и Вторая книги Царств 9. Третья и Четвертая книги Царств 10. Первая и Вторая книги Паралипоменон 11. Книга Ездры и Книга Неемии 12. Книга Есфирь 13. Книга Иова 14. Псалтирь 15. Книга Притчей Соломоновых 16. Книга Еклезиаста 17. Книга Песни Песней 18. Книга пророка Исаии 19. Книга пророка Иеремии и Плач Иеремии 20. Книга пророка Иезекииля 21. Книга пророка Даниила 12 книг Малых Пророков: Осии Иоиля Амоса Авдия Ионы Михея Наума Аввакума Софонии Аггея Захарии Малахии 18 Кроме этих книг есть еще семь книг так называемых «не канонических». Эти книги появились на греческом, а не на еврейском языке, и притом посте образования ветхозаветного канона. 19 Это слово греческое; по-русски оно означает благовестие, т. е. благую, радостную весть о пришествии на землю Богочеловека – Христа Искупителя. 20 В древности, на иконах было принято изображать Евангелистов в символическом виде, характеризующем особенность Написанных ими Евангелий. Так, святой Матфей – «с человеком», символизирующий обращенность Евангелиста к человеческой природе Христа; святой Марк – «со львом» – энергия и сила проповеди; святой Лука «с тельцом» – благовестие ко всей твари; святой Иоанн «с орлом» – высота, богословских откровений. Идея этих символов взята из книги Иезекииля (1:10–11). В некоторых случаях наблюдается другое распределение символов и иные толкования. 22 Перейдя Иордан, Иисус Навин взял город Иерихон и оттуда повел наступление дальше в глубь страны. 24 Иордан очень извилист; берега его поросли камышом, ивняком и кустарником, где гнездятся бесчисленные стаи диких уток, аистов, стрижей и т. п. Встречаются и дикие звери: кабаны, шакалы и др. Вода Иорданская летом прозрачна, а осенью, зимой и весной мутна; она очень приятна на вкус и изобилует рыбой. Ширина реки не больше 30–40 метров, а глубина около 3–5 метров. Зимой от частых дождей Иордан выступает из берегов и затопляет равнину на километр и больше.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

12 В поучениях Иисуса Христа из Евангелия от Матфея словосочетание «Отец Небесный» (всегда с местоимением «ваш» или «Мой») встречается в общей сложности 20 раз. 22 Греческое слово «диавол» означает «клеветник», «обманщик» (другое написание: дьявол). Арамейское слово «сатана» (от евр. «сатан») означает «противник». 26 «Сын Человеческий» – основное самоименование Иисуса Христа в Евангелиях. В переводе с еврейского языка эта идиома означает не что иное как «человек». 29 Тиберий правил Римской империей с 19 августа 14 года по 16 марта 37 года. 15-й год его правления приходится на 29–30-й годы. 34 Выражение «лик Божий» в настоящем Катехизисе употребляется в метафорическом, переносном смысле, подобно тому, как в Ветхом Завете говорится о руках, ногах и очах Божиих. 35 Законом Моисеевым принято называть собрание постановлений и законов, содержащееся в Моисеевом Пятикнижии – первых пяти книгах Библии, особенно в книгах Исход, Левит, Числа и Второзаконие. 37 Еврейская пасха – праздник, установленный в память об освобождении народа израильского от египетского рабства. В этот день полагалось есть особым образом приготовленное мясо пасхального агнца (ягненка) с пресным хлебом. 40 Иудея того времени управлялась римским наместником, занимавшим должность префекта (в более позднее время эта должность стала обозначаться термином «прокуратор»). 42 «Сущий в недре Отчем» – метафорическое выражение, уподобляющее пребывание Сына в Отце пребыванию младенца в утробе матери. 50 Под благодатью в христианском богословии понимается особая сила Божия, воздействующая на человека и ведущая его к спасению. 55 О Литургии, главном богослужении христианской Церкви, во время которого хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа, будет сказано на стр. 240–249. 58 Иисус Христос учил, что Святой Дух «от Отца исходит» ( Ин.15:26 ). В соответствии с этим учением, Символ веры исповедует Святого Духа, «от Отца исходящего». На латинском Западе во 2-м тысячелетии по Рождестве Христовом получило распространение учение о том, что Святой Дух исходит «от Отца и Сына». Это учение, известное как «Филиокве» (от лат. Filioque – «и Сына») и возведенное в католичестве в ранг догмата, было отвергнуто на православном Востоке как противоречащее свидетельству Священного Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Имябожинкам следовало бы прочитать и следующие строки у еп. Хрисанфа. «Страх к имени Иегова принадлежит уже к позднейшим временам иудейства и не имеет для себя оснований в истории Моисеева законодательства. Имя Иегова торжественно открывалось не для таинственного его употребления и не для умолчания о нем, а для вечного памятования об Иегове ( Исх.3:15 ). В книге Второзакония оно называется славным и страшным ( Втор.28:15 ), но в том же очевидно смысле, как и в книге Исхода ( Исх.13:19 ), т. е. что через него или в нем открылись величие Божие, славные и страшные свойства Бога Израилева. Вначале естественное чувство благоговения и опасения употребить имя Божие всуе развилось в мистический страх пред именем Иеговы уже после эпохи вавилонского плена, и по всей вероятности, под влияниеми той иноземной мистической теории, которой обязана и своим происхождением иудейская каббала, а затем раввинство начало искать оправдания и основания для этого страха в насильственном и ложном толковании слов, узаконивших казнить смертию хулителей имени Господня ( Лев.24:16 )». Подробнее см. у еп. Феофана, ор. cit, стр. 13–23. 333 Краткие вопросы и ответы о вере: «Когда же наречено было Сыну Божию это имя Иисус Христос? – По воплощении Его от Пресвятой Девы (I, 67). Поучение на обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»: «Имя – это Иисус новое» (I, 583). Приводимое имябожниками место из поучения святого Димитрия на обрезание в Четьях-Минеях действительно есть, но в Сойкинском издании его творений места этого почему-то нет. 347 См. прот. Евн. кн. 12, Mg. 45, 1009; P. п 382; Mg. 1021; P. п. 395; Mg. 1012; P. п. 384 и мн. друг. 348 См. напр. Mg. 1009; P. п, 382; «и в слове Божием» ... Mg. 1012; Р. п. 384: «имена, употребляемые в Писаниях», «Господь называется в Писаниях» и мн. др. 349 Слово 30, Mg. 36, 152; Р. п. III, 79; подробнее см. А. Глаголев. Библейское учение об ангелах. Киев, 1900, 238–256; Арх. Феофан. Тетраграмма, стр. 213–214. 350 На самом деле двойная весть была о воплощении и спасении, а не об имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010