Но это не особенность Второзакония, а скорее – общая отличительная черта содержания последнего отдела Пятикнижия: то, что в средних частях торы было главным предметом законодательства, т.е. устройство общественного богослужения, во Второзаконии излагается только в общих или, вернее, основных своих чертах; говорящий не излагает никаких подробностей, ни об устройстве скинии, ни о совершении жертвоприношений; на основании его слов, например, во Втор. 12:27 15 , можно, пожалуй, прийти к мысли о том, что очистительные жертвы (за грех и вину) в то время не были общеупотребительны, что было бы, конечно, странно. Точно также, говоря о Левиином колене, законодатель во Второзаконии указывает только на его особенное положение в устрояемой им теократической общине, на общее назначение этого колена и его права, не касаясь частностей. Так из воззрения Пятикнижия вполне естественно объясняется особенность выражений Второзакония о левитах. Если критика не признает справедливости этого и думает объяснить рассматриваемую особенность из позднейших исторических обстоятельств, то она должна, вопреки свидетельствам памятников, преувеличивать значение фактов, на которые опирается. Объясняя то, что во Второзаконии не приводится строгого и точного различия между священниками и левитами, объясняя это возвышением левитства в последующее время ветхозаветной истории, критика указывает на факты из истории Давида и Езекии и на слова пророка Иезекииля. Говорят, что «возвышению левитов начало положил ещё Давид, поручив им, кроме возложенных на них древним законом обязанностей, петь и играть при общественном богослужении в скинии на музыкальных инструментах». При следующих царях, продолжают, права левитов не были расширяемы до Езекии, при котором, во время празднования очищения и освящения храма, священников было мало, и они не могли сдирать кож со всех всесожжений, – и помогали им братья их, левиты, до окончания дела и доколе освятились прочие священники; ибо левиты были более тщательны в освящении себя, нежели священники ( 2Пар. 29:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Хорошо. Вот эти племена – семь племён – вы должны знать. И по отношению к ним такое – откройте «Второзаконие». Находите книгу «Второзаконие», быстро находите «Второзаконие». Вот сейчас нарочно ищут медленно. 7-я глава, смотрим: «Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, хеттеев, гергесеев, аморреев, хананеев, ферезеев, евеев и иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя, и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их [в войнах], тогда предай их заклятию [херем. Вот был закон военного времени: херем. Предай заклятию – то есть всё дышащее, от человека до скота, нужно было предать мечу – всё, понимаете, добро свезти на средину города, сжечь и разметать городские стены, и не селиться в этих городах (см. Лев. 27:28–29 ). Смотрите], – не вступай с ними в союз и не щади их; и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя. Но поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите [это не просто столбы, а фаллосы: культ был фаллический, а культом оправдывалась религиозная проституция. И люди думали, что они этим служат Богу, – и рощи их вырубите, – Ашеры, Астарта. Ашера, вот почиталась Ашера, почиталась под видом священных деревьев, где они и предавались блуду], и истуканов (богов) их сожгите огнем». Жестокие, жестокие предписания. Но мы смотрим из христианства. Да вообще, история полна сплошных жестокостей. Поэтому, возьмите, в христианское наше время какие велись религиозные войны: Варфоломеевская ночь и прочее. У нас на Руси что делалось, также вырезались и истреблялись целые племена. И религиозные войны, если угодно, самые жестокие. Человек по натуре своей садист. Он в жестокости входит в раж и наслаждается этой жестокостью. С одной стороны, это образ Божий, и Бог принял нашу природу; с другой стороны, вот это такое существо, сердитое, вечно недовольное, и он только и делает, что ропщет на Бога и на Его закон. Вот мешает ему Бог и Его закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Священники окружали ковчег, левиты и священники и весь Израиль стояли по одну и по другую сторону, как написано: Весь Израиль, старейшины его и надзиратели, и судьи его, стали с той и другой стороны ковчега (8:33). Обратили лицо свое к горе Гаризим и начали благословение: благословен человек, который не делает себе изваяния, ни литого кумира, и все как один отвечали: проклят человек, который делает себе изваяние или литой кумир (ср. Втор. 27:15 ), и все как один отвечали: аминь, и так до завершения благословений и проклятий. Затем принесли камни, построили алтарь и покрыли его известью и написали на нем слова Торы на семидесяти языках, как написано: очень явственно ( Втор. 27:8 ) " 322 . Это отрывок из Мишны. Как видно из этого описания, Талмуд представляет событие как некую литургию, с церемониями и антифонными возглашениями. Притом, описанное здесь, как видим, несколько отличается от повелений Второзакония. Что же было написано на камнях, покрытых известью? Вся Тора, как считает иудейская традиция 323 ? Декалог, как полагают некоторые современные комментаторы 324 ? Ориген и Св. Иоанн Златоуст на основании LXX 325 считают, что текстом было Второзаконие: «Иисус строит жертвенник из цельных камней и пишет на них Второзаконие» 326 . Бл. Феодорит и бл. Августин в своих толкованиях на книгу Иисуса Навина пропускают без внимания это событие. Ориген посвящает ему целую гомилию (IX гомилия на книгу). Для него, рассматривающего весь Ветхий Завет через призму Нового, алтарь есть новозаветная Церковь , камни, из которых был построен алтарь, – христиане: «Все мы, верующие в Иисуса Христа, называемся живыми камнями, как утверждает Писание» 327 (ср. 1Петр. 2:5 ). Фундамент Церкви – Христос как краеугольный Камень, в основании Церкви – тоже камни: апостолы и пророки (ср. Еф. 2:20 ) 328 . Второзаконие, согласно LXX, написанное Иисусом Навином на камнях алтаря становится у Оригена «новым законом», «законом Евангелия», который «Иисус написал на живых камнях, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях нашего сердца» 329 (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

А мы знаем, что наш Спаситель говорил не язычникам, а нам, ученикам Его из среды Иудеев, и нас освободил от бремени и тяжелого ига. Итак, кои не слушают,/что Он дает им облегчение и избавляет от уз второзакония, те не повинуются Богу 966 , призывающему их к избавлению, к покою и облегчениям, а сами связывают себя тяжелым и бесполезным бременем второзакония. Ибо наш Господь и Спаситель, давший закон и второзаконие, свидетельствует о законе, что S 111/L 52//CA VI.24///он –жизнь для тех, кто//соблюдает его; а о второзаконии доказывает Он, что это – узы слепоты. Повсюду Он делает различие и свидетельствует о законе, обличает нас и повелевает оставаться под законом. Ибо всякий, не стоящий под законом – нечестивец. Поэтому Он свидетельствует о законе так: «В законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь. Не так нечестивые» 967 . Итак мы видим, возлюбленные братья, как получают 968 праведники обетования блаженства за праведность и соблюдение закона. Но не так с нечестивыми, ибо им не угодны праведники, а также и закон, и они не размышляют об этом 969 .///Поэтому Он называет нечестивыми тех, которые не ходят в законе. Ибо и в Евангелии Он утверждает закон, но зовет и освобождает нас (от бремени уз и от повторения) закона 970 . Одно – закон и нечто другое второзаконие; и у Давида Он различает и доказывает это подобным же образом и говорит 971 : «Мы рассечем узы их и сбросим с себя иго их» 972 . Вы видите, как говорит Святой Дух, – как будто бы (это исходило) из уста мира – и возвещает Свои мысли и гласит, что закон есть иго, а второзаконие – узы 973 . Закон есть иго, потому, что он возложен был, как ярмо на вола, на прежний народ и на нынешнюю церковь Божию, поскольку он еще и ныне существует в церкви, – на нас, призванных из народа и на вас, происходящих из языческих S 112/L 52//СА VI. 24///народов, над которыми было милосердие 974 . Тех и других он (закон) приводит в согласие и держит нас в нем. А узами Он правильно называет второзаконие 975 ; ибо когда народ служил идолам, то на него было наложено еще бремя второго закона 976 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

Скачать epub pdf Второзаконие считает факт исполнения пророчества критерием, по которому можно отличить истинного пророка ( Втор. 18:22 ). Тем не менее, в пророческих книгах Ветхого Завета есть пророчества, которые в своем буквальном смысле не исполнились (самое известное из них – пророчество Ионы о разрушении Ниневии). Таким образом, возникает проблема исполнения пророчеств. В предлагаемом докладе рассматриваются пророчество Ионы и другие пророчества Ветхого Завета, об исполнении которых говорить не приходится. В заключительной части предлагаются размышления, объясняющие возможность неисполнения некоторых библейских пророчеств. В настоящем очерке речь пойдет о проблеме исполнения ветхозаветных пророчеств. Будут рассмотрены следующие вопросы: в какой мере можно говорить об осуществлении сказанных (записанных) пророчеств? Должны ли они непременно сбываться и насколько возможно неисполнение слова, сказанного истинным пророком? Важно отметить, что в известной книге И. Грица «Внимая голосу пророков» выражение «проблема исполнения пророчеств» имеет другой смысл: рассматриваются вопросы, как и когда можно говорить об осуществлении того или иного пророчества, в связи с чем выделяются разные виды пророчеств 1 и проводится мысль, что для каждой группы факты исполнения пророчеств можно фиксировать с разной степенью убедительности. Так вот, мы акцентируем внимание, что в нашем исследовании выражение «исполнение пророчества» означает реальность буквального осуществления пророческих слов в истории. Понятно, что этот вопрос имеет принципиальное значение для толкования пророческих книг Ветхого Завета. Итак, с одной стороны подобной проблемы не должно быть. Второзаконие считает факт исполнения пророчества критерием, по которому можно отличить истинного пророка от лжепророка: Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей ( Втор. 18:22 ). Получается, все очевидно: то, что сказал истинный пророк, непременно должно исполниться; если же пророчество не исполнилось, то человек, его произнесший – лжепророк и за дерзость он достоин смерти. Похожая мысль высказывается в речах Валаама: Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит? ( Чис 23:19 ). Следовательно, тексты Торы не допускают сомнений в том, что сказанное истинным пророком слово исполнится непременно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Неделя Торжества Православия. Ответы на вопросы слушателей. 04.04.2016 07:27:44 Протоиерей Андрей Ткачев Вечер добрый, дорогие друзья, братья и сестры. Пропостившись 1-ю неделю Великого поста, мы приближаемся к Неделе Торжества Православия, и я, ваш ведущий, протоиерей Андрей Ткачёв, хотел бы поговорить с вами о  ней. Сразу с места в карьер: читаем 27-ю главу книги Второзаконие. При заходе народа Божьего в Землю обетованную Моисей повелел войти им туда и остановиться между двумя горами, названия которых — Гевал и Гаризим. Там между ними находится городок Сихем и колодец Иакова, тот самый, на котором самарянка впоследствии встретила Христа. А сегодняшняя территория — это западный берег реки Иордан, Палестинская автономия, историческое место называлось прежде Самария, а ныне — Сихем. Нужно было разделить народ на две части: шесть колен Израиля — на Гевал, шесть колен Израиля — на Гаризим. И там нужно было произнести благословение и проклятие, и после этого войти в землю. 27-я глава книги Второзаконие гласит, что Моисей повелел сделать следующее: 27:14 Левиты возгласят и скажут всем Израильтянам громким голосом: 27:15 проклят, кто сделает изваянный или литой кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте! Весь народ возгласит и скажет: аминь. 27:16 Проклят злословящий отца своего или матерь свою! И весь народ скажет: аминь. 27:17 Проклят нарушающий межи ближнего своего! И весь народ скажет: аминь. 27:18 Проклят, кто слепого сбивает с пути! И весь народ скажет: аминь..... Т.е. на горе Гевал должны были быть произнесены проклятия. И весь народ стоит между горами, и словом «аминь» вступает в завет с тем, что он против всякого зла. Т.е. для того, чтобы вступить в Землю обетованную, нужно анафематствовать зло, нужно проклясть всякий грех. Почитаем ещё то, что они перечисляют здесь, под проклятия подпадающее: 27:19 Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову! И весь народ скажет: аминь. Пришелец, вдова, сирота — самые беспомощные люди.

http://radonezh.ru/text/nedelya-torzhest...

И.Ц. Миронович Лекция 18. Эпоха разделённой монархии (продолжение) Итак, вот рассматривая историю Разделённой Монархии, мы видим, как сбываются слова пророка Самуила, у которого народ требовал поставить над собою царя. Идеальная форма, конечно, как она была замыслена, это теократия. Чистая теократия – это значит Богоправление – заключается в том, что государством правит Бог, ну а на земле должен быть какой-то Его представитель. И вот таким представителем являлось лицо, облечённое саном. Это в первую очередь первосвященники. Царь должен – во всех отношениях, в решительных, вот, шагах своих: предпринимать войны или не предпринимать – обращаться к первосвященнику, чтобы тот молил Бога и была бы открыта Его воля. Вот чистая форма теократического правления. Ну, а сам царь должен быть каким? А сам царь, по замыслу Моисея, – открывайте 17-ю главу книги Второзаконие. Книги Второзаконие, 17-я глава. Моисей пророческим взором своим предвидел, что будет царь, и он тогда же дал предписание – каким требованиям должен удовлетворять монарх – 17-я глава, 14-й стих: «Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь:   «поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня, то поставь над собою царя [первое условие], которого изберет Господь Бог твой [Должно быть избрание. Через кого происходит избрание? Через пророка. Самуилу Бог открывает, кого из двух нужно помазать в цари. Дальше, второе условие:] из среды братьев твоих поставь над собою царя [единоплеменника], не можешь поставить над собою царем иноземца, который не брат тебе. [Третье:] Только чтоб он не умножал себе коней [армию, колесницы боевые], и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней». Торговлю Соломон вёл с Египтом, перепродавая и колесницы, и коней в другие государства и имея от этого большую прибыль. Так вот: чтобы он не увлекался этим. Сейчас у нас идёт основной доход от продажи оружия . Ничего не изменилось. Там – кони и колесницы, сейчас – самое современное оружие. Вот вкладывают дополнительные средства в оборонную промышленность – с чем? с какой целью? Чтобы совершенствовать ещё орудия убийства. Вот, возможно, в Ираке могут применить новейшее оружие – и продемонстрировали вчера его по ВВС, – которое действует через звук: звук парализует человека, и он падает. И выходит из состояния сознания на какое-то время. Вот идёт такой звук, которого не выдерживает – децибелы вот не выдерживает слух человека, и он падает в обмороки замертво. Вот вам, пожалуйста. На что это? Вот будут думать – а как бы противоядие придумать против этого? И этот процесс будет безконечным.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Вопрос: Проясните мне пожалуйста следующий вопрос. Меня смущают некоторые места из Ветхого Завета (например Второзаконие 20: 10 - 18), где утверждается, что военные преступления ветхозаветного народа по отношению к другим совершались по Воле Божьей. Неужели Господь мог благословить геноцид. Ведь Он создал всех людей и всех одинаково любит, и Иисус пострадал за всех людей. Как относится Церковь к тому, что в Ветхом Завете содержится идея этнического превосходства евреев. Отвечает священник Афанасий Гумеров : Если нас смущают места из богооткровенных книг, то мы должны понять, что в нашем сознании к этому приводит. Ведь не смущало ни одно место из священных ветхозаветных книг людей, стоявших духовно несоизмеримо выше нас. Св. апостол Павел, знавший Второзаконие и другие законоположительные книги наизусть (еврейский отрок в школе заучивал на память Пятикнижие к 10 годам), посвященный в тайны Боговедения, говорит: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения» (2 Тим. 3:16). К делам Божиим не применимы наши человеческие оценки. Господь Творец, давший жизнь людям, следовательно каждому народу, ждет от них исполнения данного им назначения. Всякое дерево не приносящее доброго плода срубают и бросают в огонь (Мф. 3:10; 7:19; Лк. 3:9). Кто возразит, что хорошо никого ни за что не наказывать? А что делать, если есть тяжелые преступления, особенно против Бога. Некоторые сугубо опасны ввиду их заразительности. Народы, о которых говорится во Второзаконии (20:10-18), были в состоянии духовной развращенности. К ним применимы слова св. апостола Павла: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1:25; 28-32). Мы всегда должны помнить, что вся Священная история Израиля имела единственную и великую цель - явление в мир Иисуса Христа для нашего искупления от вечной смерти. Если бы эти духовно развращенные хананейские народы остались на той земле, которую Бог дал богоизбранному народу, они бы развратили бы и Израиль. Ведь в тексте, на который сделана ссылка сказано: «дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим (Втор. 20:18).

http://pravoslavie.ru/6165.html

Вечер добрый, дорогие друзья, братья и сестры. Пропостившись 1-ю неделю Великого поста, мы приближаемся к Неделе Торжества Православия, и я, ваш ведущий, протоиерей Андрей Ткачев, хотел бы поговорить с вами о ней.      Сразу с места в карьер: читаем 27-ю главу книги Второзаконие. При заходе народа Божьего в Землю обетованную Моисей повелел войти им туда и остановиться между двумя горами, названия которых — Гевал и Гаризим. Там между ними находится городок Сихем и колодец Иакова, тот самый, на котором самарянка впоследствии встретила Христа. А сегодняшняя территория — это западный берег реки Иордан, Палестинская автономия, историческое место называлось прежде Самария, а ныне — Сихем. Нужно было разделить народ на две части: шесть колен Израиля — на Гевал, шесть колен Израиля — на Гаризим. И там нужно было произнести благословение и проклятие, и после этого войти в землю. 27-я глава книги Второзаконие гласит, что Моисей повелел сделать следующее: 27:14 Левиты возгласят и скажут всем Израильтянам громким голосом: 27:15 проклят, кто сделает изваянный или литой кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте! Весь народ возгласит и скажет: аминь. 27:16 Проклят злословящий отца своего или матерь свою! И весь народ скажет: аминь. 27:17 Проклят нарушающий межи ближнего своего! И весь народ скажет: аминь. 27:18 Проклят, кто слепого сбивает с пути! И весь народ скажет: аминь..... Т.е. на горе Гевал должны были быть произнесены проклятия. И весь народ стоит между горами, и словом «аминь» вступает в завет с тем, что он против всякого зла. Т.е. для того, чтобы вступить в Землю обетованную, нужно анафематствовать зло, нужно проклясть всякий грех. Почитаем еще то, что они перечисляют здесь, под проклятия подпадающее: 27:19 Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову! И весь народ скажет: аминь. Пришелец, вдова, сирота — самые беспомощные люди. 27:20 Проклят, кто ляжет с женою отца своего, ибо он открыл край одежды отца своего! И весь народ скажет: аминь.

http://pravoslavie.ru/92163.html

Подобная глубокая насыщенность книги Второзакония богословским смыслом обусловила ее совершенно особое место в кругу книг Священного Писания . Влияние ее на последующих священных писателей было столь велико, что современная библеистика говорит о существовании так называемого «девтерономического корпуса книг Ветхого Завета», включающего, помимо самого Второзакония, книги Иисуса Навина, Судей и Царств, объединенных общим богословским видением священной истории. Второзаконие также является наиболее цитируемой в Новом Завете книгой Пятикнижия (более 50 раз), уступая только возвещавшей о Христе Псалтири и книге ветхозаветного евангелиста – святого пророка Исайи. 11. Экзегетический разбор важнейших мест книги Второзаконие Введение (Втор. 1:1 – 5) В этом кратком разделе сообщается о месте произнесения Моисеем обращений к ветхозаветной церкви. По мысли преподобного Ефрема Сирина , то, что «второй закон изречен и изъяснен после одиннадцати дней пути от Хорива до горы Сеир, – в сем скрывается тайна, что в единонадесятый час и исшел Еммануил взыскать заблудшиеся народы» 288 . Первое обращение Моисея к народу (Втор. 1:6 – 4:43) Эта речь Моисея содержит описание путешествия от Синая до равнин Моавитских (см.: Втор. 1:6 – 2, 23 ), рассказ о завоевании и разделении земель за Иорданом (см.: Втор. 2:24 – 3:29 ), увещания соблюдать закон (см.: Втор. 4:1–14 ) и избегать идол ос лужения (см.: Втор. 4:15 – 40 ), а также перечисление заиорданских городов-убежищ (см.: Втор. 4:41 – 43 ). Комментируя содержащееся в этом обращении обличение идолопоклонства, на которое часто ссылались иконоборцы, преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Бог запретил делать всякое подобие, как Моисей говорит во Второзаконии: И говорил Господь к вам [на горе] из среды огня; глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только глас ( Втор. 4:12 ). И после немногих слов: Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь [на горе] Хориве из среды огня 9 дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой ( Втор. 4:15 – 17 ). И после небольшого промежутка: и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им ( Втор. 4:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010