Преподобные: Иоанн, Антиох, Антонин, Моисей, Зевин, Полихроний, Моисей и Дамиан были сирийскими пустынниками V века. Преподобный Иоанн подвизался 25 лет во рве без покрова и носил тяжкие вериги. Антиох и Антонин были учениками Моисея; Зевин упражнялся непрестанно в молитве. Полихроний был учеником Зенина и образовал двух подобных себе учеников: Моисея и Дамиана. Преподобный Александр любил часто читать Священное писание и, через то, воспламенившись любовью к иноческим подвигам, поступил в обитель св. Илии, в Сирии. Отсюда он перешел в пустыню Вифинии. Здесь собралось к нему много ревнителей подвижнической жизни, и он основал для них обитель, называемую «Неусыпающих». Так названа обитель потому, что в ней установлено непрерывное, и днем и ночью, псалмопение, совершаемое попеременно иноками. Иноки разделялись на 24 чреды, по числу часов суток. Это была первая обитель неусыпающих. Преподобный Александр скончался в 430 году. Преподобный Поликарп подвизался в Брянске и был основателем Спасского монастыря здесь. Скончался в 1449 г. Мощи его покоятся под спудом в Брянской приходской Спасской церкви, в которую обращен монастырь. Сокольская икона Пресвятой Богородицы находится в Сокольском Преображенском монастыре, в Полтавской епархии, на берегу реки Ворсклы, в 3-х верстах от местечка Соколки. На ней находятся знаки нападения на монастырь крымских татар в 1731 году. 24-е число Первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи. После мученической смерти Крестителя, тело его погребено было учениками его, а главу, после поругания над нею Иродиады, благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, тайно положила в сосуд и погребла в горе Елеонской (читать под 29 августа). Впоследствии времени три раза святая глава была обретаема, и положено празднование этих трех обретений главы. 24 февраля празднуется первое и второе обретение. В первый раз глава была обретена двумя иноками, путешествовавшими в Иерусалим на поклонение святым местам, во времена Константина Великого . Им явился сам Креститель и повелел откопать главу на горе Елеонской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Архангелу Михаилу молятся особенно о защите Церкви и каждого отдельного ее члена от видимых и невидимых врагов.   Архангел Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества. Он возвещал ветхозаветному человечеству о будущем воплощении Сына Божия; вдохновлял пророка Моисея; пророку Даниилу возвещал о грядущих судьбах еврейского народа; являлся праведным Иоакиму и Анне. Святой Архистратиг Гавриил неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме. Он явился священнику Захарии, предсказав рождение Предтечи Господня Иоанна. Возвестил Пречистой Деве Марии о рождении от Нее Сына Божия. Укреплял Господа перед крестными страданиями в Гефсиманском саду. Жены-мироносицы услышали от Архистратига радостную весть о Воскресении Христовом. Праздники в честь Архангела Гавриила совершаются 8 (21) ноября (вместе со всеми Бесплотными Силами), 26 марта (8 апреля нового стиля) и 13 (26) июля. Архангелу Гавриилу молятся об укреплении нас в вере и всякой добродетели, о просвещении нашего ума светом Божественного Откровения.   Ангел Хранитель – дается каждому христианину при Крещении и сопровождает его в течение всей жизни, наставляя на доброе, отводя от зла и записывая все наши добрые и злые поступки. После кончины сопровождает душу умершего на суд Божий. Канон Ангелу Хранителю читается с другими канонами при подготовке к святому Причащению. Может также читаться и во всякое другое время.   Святой Иоанн Предтеча – величайший и последний из пророков Ветхозаветной Церкви. Он засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя. По слову Самого Спасителя: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». Был обезглавлен нечестивым Иродом. Памяти св. Иоанна Предтечи в Православной Церкви посвящен каждый вторник. Праздники в честь него совершаются 24 июня (7 июля) – Рождество, 29 августа (11 сентября) – Усекновение главы (великие праздники), а также 23 сентября (6 октября) – Зачатие, 7 (10) января – Собор св. Иоанна Предтечи, 24 февраля (8 марта) – первое и второе обретение главы, 25 мая (7 июня) – третье обретение главы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

5 (18) февраля. Святителя Феодосия Черниговского (1696 г.). 9 (22) февраля. Обретение мощей святителя Иннокентия, епископа Иркутского (1805 г.). 11 (24) февраля. Священномученика Власия, епископа Севастийского (около 316 г.). Преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского (1392 г.). 12 (25) февраля. Иверской иконы Божией Матери. Святителя Московского Алексия, всея России чудотворца (1378 г.). 14 (27) февраля. Равноапостольного Кирилла, учителя Словенского (869 г.). 17 февраля (2 марта). Священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1612 г.). 18 февраля (3 марта). Святителя Льва, папы Римского (461 г.). 23 февраля (8 марта). Священномученика Поликарпа Смирнского (155 г.). 24 февраля (9 марта). Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи. 28 февраля (12 марта) 50 . Преподобного Кассиана Римлянина (435 г.). Март 2 (15) марта. Иконы Божией Матери «Державная» (1917 г.). Святителя Арсения, епископа Тверского, чудотворца (1409 г.). 4 (17) марта. Благоверного князя Даниила Московского (1303 г.). Перенесение мощей благоверного князя Вячеслава Чешского (938 г.). 5 (18) марта. Обретение мощей благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев (1463 г.). 7 (20) марта. Священномучеников, в Херсонесе епископствовавших: Ефрема, Василия, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора (IV в.). 9 (22) марта. Сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся (около 320 г.). 11 (24) марта. Святителя Софрония, патриарха Иерусалимского (638 г.). 12 (25) марта. Святителя Григория Двоеслова , папы Римского (604 г.). Преподобного Симеона Нового Богослова (1021 г.). 17 (30) марта. Преподобного Алексия, человека Божия (411 г.). 18 (31) марта. Святителя Кирилла Иерусалимского (386 г.). 25 марта (7 апреля). Благовещение Пресвятой Богородицы. Преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси (1925 г.). 30 марта (12 апреля). Преподобного Иоанна Лествичника (649 г.). 31 марта (13 апреля). Святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца (1461 г.). Святителя Иннокентия, митрополита Московского (1879 г.). Апрель

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

12. Празднование Пресвятой Богородице, чудотворныя ради иконы Ея Иверския. Преставление иже во святых отца нашего Алсксия, Московскаго и всея России чудотворца . Иже во святых отца нашего Мелетия, архиепископа Харьковскаго, чудотворца. Иже во святых отца нашего Мелетия, архисиископа Антиохийскаго. 13 . Преподобнаго Мартиниана. 14 . Преподобнаго Авксентия. Преставление равноапостольнаго Кирилла, учителя Словенскаго . Преподобнаго Исаакия Печерскаго, подвизавшагося в затворе. 15 . Святаго апостола Онисима. 16 . Святых мученик Памфила и Порфирия и дружины их. 17 . Святаго великомученика Феодора Тирона. Иже во святых отца нашего Ермогена, священномученика, Московскаго и всея России чудотворца . 18 . Иже во святых отца нашего Льва, папы Римскаго. Преподобнаго Космы Яхромскаго. 19 . Святаго апостола Архиппа. 20 . Преподобнаго Льва, епископа Катанскаго. 21 . Преподобнаго Тимофея, иже в Символех. Иже во святых отца нашего Евстафия, архиепископа Антнохийскаго. 22 . Обретение честных мощей святых мученик, иже во Евгении. 23 . Святаго священномученика Поликарпа, епископа Смирнскаго. 24. Первое и второе обретение честныя главы святаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 25 . Иже во святых отца нашего Тарасия, архиепископа Константиняграда. 26 . Иже во святых отца нашего Порфирия, архнепископа Газскаго. 27 . Преподобнаго Прокопия Декаполита, исповедника. Преподобнаго Тита Печерскаго. 28 . Преподобнаго Василия, исповедника, спостника Прокопиева. 29 . Преподобнаго (Иоанна) Кассиана Римлянина . Март 1 . Святыя преподобномученицы Евдокии. 2 . Святаго священномученика Феодота, епископа Киринейскаго. Преставление иже во святых отца нашего Арсения, епископа Тверскаго . 3 . Святых мученик Евтропия, Клеоника и Василиска. 4 . Преподобнаго Герасима, иже на Иордане. 5 . Святаго мученика Конона. Обретение честных мощей святаго благовернаго князя Феодора, Смоленскаго, и чад его Давида и Константина, Ярославских . 6 . Святых мученик четыредесяти дву, иже во Аммории. 7 . Святых священномученик, в Херсонесе епископствовавших: Василия, Ефрема, Евгения, Капитона, Еферия и прочих. Празднование иконе Божия Матере, именуемой Споручница грешных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В субботу праведного Лазаря вкушали рыбу (Орбельская Триодь и Типик иеромонаха Нила), и мылись иноки в бане, что им возбранялось в течение Великого поста (Типик иеромонаха Нила). Праздники Сретения Господня и Благовещения и памяти великих святых, приходившиеся на дни Великого поста, как например, второе обретение главы Иоанна Предтечи, сщмч. Власия, Сорока мучеников и Алексия человека Божия изменяли вышеуказанный постный режим. В эти памяти, если они падали на дни кроме среды и пятницы, монахам дозволялось есть с маслом (Орбельская Триодь). В память Алексея человека Божия 17 марта праздновались именины ктитора в его обители, и Устав Патриарха Алексия разрешал монахам даже на рыбу. На рыбу разрешали также в праздник обретения главы Иоанна Предтечи Уставы императрицы Ирины, Пантократора, св. Маманта и Илии Вомон. Прп. Савва Сербский разрешал в этот день инокам на черепокожих, а Типики Илии Вомон и св. Маманта даже дозволяли это для памяти Сорока мучеников. В то же время по Уставам Евергетидскому (1143–1152 гг.) и Богородичного монастыря Космосотира (1152 г.), в названные памяти полагалось только два вареных кушанья с маслом и по большой красовуле вина. В праздник Благовещения, по всем уставам, разрешалось монахам и мipяhaм на рыбу. Но в монастырских уставах древнейшего времени мы находим и нечто более любопытное, а именно: разрешение на рыбу в канун этого праздника (Орбельская Триодь) и на другой день праздника, если попразднество приходилось не в среду и пятницу, и если оставались в запасе у трапезаря остатки вчерашней рыбы (Типики Патриарха Алексия, прп. Саввы Сербского, Евергетидский, Космосотира и Орбельская Триодь). В жизни древних византийских монастырей, кроме отмеченного любопытного правила доедать после великих праздников на другой день остатки рыбного стола, в котором нужно полагать, едва ли когда-нибудь ощущался чувствительный недостаток, мы встречаемся и еще с одним в высшей степени интересным явлением, свидетельствующем о широте и гуманности воззрений на христианский пост древне-византийской Церкви и общества ее, или ктиторов монастырей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2639...

Петропавловское. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Петра и Павла , Обретения главы Иоанна Предтечи Год постройки:1767. Год утраты:1941 (взорвана немцами) Адрес: Тульская область, Венёвский район, с.Петропавловское (Петропавловское Хрущёвка тож) Координаты: 54.122735, 38.020827 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Петропавловское – Хрущевка тож. С. Петропавловское лежит на р. Шате. в 30 в. от Тулы, 45 в. от Богородицка, и 5-ти в. от линии Сызрано-Вяземской ж. д. Названия села произошли – первое от приходского храма, – второе по деревне Хрущевка, которая в свою очередь получила свое название от генерал-лейтенанта Михаила Семеновича Хрущева, бывшего владельца как этой деревни, так и соседнего села Сергиевского. Время возникновения прихода неизвестно, но в половине прошлого столетия он уже существовал. В настоящее время он состоит из села и деревень: Петрова, Макшуновки - Кукуй тож, Махового и Ново-Петрова - Марьиной тож и упраздненного прихода с. Ляхова. Всех прихожан числится 409 душ м. п. и 429 ж. п. Приходский храм, во имя св. апостолов Петра и Павла, построен в 1767 г. иждивением местного помещика, полковника Димитрия Ив. Иевлева. Тем же храмоздателем устроен и придельный алтарь в храме во имя 1-го и 2-го обретения главы Иоанна Предтечи. В 1866 г. в ограде церкви устроена каменная часовня на средства помещика Димитрия Философова, обращенная в 1868 г. в придельный храм во имя вмчц. Екатерины. Приписная же церковь, во имя Преображения Господня с. Ляхова в 1878 г. была продана за 250 р. в с. Бельково на постройку там нового храма. На содержание храма получаются % с 500 руб. Причт состоит из священника и псаломщика. В пользу причта получаются % с 626 р. и пособие от казны 83 р. 99 к. Церковной земли имеется: усадебн. 135 с., полевой и сенокосной 33 д. в Петропавловском приходе и 26 д. в упраздненном приходе с. Ляхова. Почва частью черноземная, частью суглинок. В приходе с 1886 г. существует частная школа, основанная помещиком Муханиным, состоящая в ведении Дирекции народн. училищ. П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Богородицкий уезд, стр. 108 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=42256

Но отступить от данной в присутствии гостей клятвы он уже не мог. Вот почему Господь учит нас: «Сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе» ( Мф.5:33-34 ). Как часто мы совершаем глупости, а то и подлости только для того, чтобы другие не подумали, что мы «слабаки», хотя на самом-то деле это и есть настоящая слабость и малодушие. Вот и Ирод проявил тогда малодушие — он отправил в темницу к Иоанну палача, и вскоре обещанное блюдо с головой пророка было передано дочери Иродиады, а та отнесла его матери. Вот так, просто ради забавы, был казнён тот, о ком Спаситель сказал, что он был «большим из всех рождённых жёнами»…   По теме: Саломея Евангелие не доносит до нас имени дочери Иродиады, но предание и исторические свидетельства называют ее Саломеей. Выйдя замуж за двоюродного брата по матери, Аристовула, сына Ирода Халкидского, Саломея стала царицей Халкиды и Малой Армении. Сохранились монеты с её изображением, датируемые 56–57 гг. На лицевой стороне монет изображён её муж Аристовул Халкидский с подписью ΒΑΖΙΛΕΩΖ ΑΡΙΖΤΟΒΟYΛΟY («царя Аристовула»), на обратной — Саломея с подписью ΒΑΖΙΛΙΖ ΖΑΛΟΜΗΖ («царицы Саломеи»). Если для Православного Востока Саломея навсегда осталась воплощением распутства и коварства, то на Западе, начиная с эпохи Возрождения, она становится эталоном роковой красавицы. Образ Саломеи вдохновлял Боттичелли, Дюрера, Тициана, Рембрандта, Караваджо, а также романтиков и декадентов. По теме: Три обретения главы Иоанна Предтечи Согласно Евангелию, тело Иоанна Предтечи было захоронено его учениками, а что же стало с его главой, которую передали Иродиаде? По преданию, Иродиада не позволила похоронить голову Иоанна вместе с его телом и спрятала её в своём дворце. Оттуда честная глава была вынесена благочестивой служанкой, имя которой Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода (она упомянута в Евангелии от Луки ( Лк.8:3 )) и в глиняном кувшине захоронена на Елеонской горе, близ Иерусалима. Спустя годы вельможа Иннокентий решил построить на том месте церковь и при копании рва для фундамента обнаружил кувшин с реликвией, которая была опознана по исходившим от неё знаменьям. После первого обретения в IV в. честная глава святого пророка переходила из страны в страну, то теряясь, то вновь обретаясь. Всего Церковь отмечает три обретения главы пророка. Второе обретение произошло в V в., а третье — в IX в. Сегодня точное нахождение этой священной реликвии, увы, неизвестно.  Дополнительное чтение

http://azbyka.ru/deti/zhizn-i-uchenie-go...

22. Обретение мощей святых мучеников, иже во Евгении (395–423). Мучеников Маврикия и 70-ти воинов: Фотина, Феодора, Филиппа и иных (ок. 305). Преподобных Фалассия, Лимния и Варадата, пустынников Сирийских (V). Преподобнаго Афанасия исповедника (821). 23. Священномученика Поликарпа, епископа Смирнскаго (167). Преподобнаго Поликарпа Брянскаго (1449). Преподобных Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Моисея другаго и Дамиана, пустынников Сирийских (V). Преподобнаго Александра монаха, начальника обители Неусыпающих (ок. 430). 24. Первое (IV) и второе (452) обретение главы святаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Преподобнаго Еразма Печерскаго, в Ближних пещерах (XII). На утрени прокимен: Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник Помазанному Моему. Стих: Помяни, Господи, Давида: 25. Святителя Тарасия, архиепископа Константинопольскаго (806). Зри: Святителя Григория Паламы , архиепископа Фессалонитскаго, и Собор всех преподобных отец Киево-Печерских – переходящее празднование во 2-ю Неделю Великаго поста. 26. Святителя Порфирия, архиепископа Газскаго (420). Святаго мученика Севастиана (I). Преподобнаго Севастиана Пошехонскаго (ок. 1500). 27. Преподобнаго Прокопия Декаполита, исповедника (VIII). Преподобнаго Тита, пресвитера Печерскаго, в Ближних пещерах (1190). Преподобнаго Тита Печерскаго, бывшаго воина, в Дальних пещерах (XIV). Преподобнаго Фалалея Сирийскаго (460). 28. Преподобнаго Василия исповедника, спостника Прокопиева (750). Праведнаго Николая, Христа ради юродиваго, Псковскаго (1576). Священномученика Протерия, патриарха Александрийскаго (457). Священномученика Нестора, епископа Магиддийскаго (250). Преподобных жен Марины и Киры (ок. 450). 29. Преподобнаго Иоанна Кассиана Римлянина (435). Преподобнаго Иоанна, нареченнаго Варсонофия, епископа Дамасскаго (V); Мученика Феоктириста (VIII). Иконы Божия Матери Девпетерувския (1392). Месяц Март 1. Святыя преподобномученицы Евдокии (ок. 160–170). Преподобнаго Мартирия Зеленецкаго (1603). Мучеников Нестора и Тривимия (111). Мученицы Антонины (III–IV). Мучеников Маркелла и Антония. Преподобныя Домнины Сирийския (ок. 450–460).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   31 августа — Положение пояса Пресвятыя Богородицы. После успения Божией Матери пояс Ее переходил из рук в руки. В V веке при имп. Аркадии он был перенесен из Иерусалима в Константинополь. В X веке от него получила чудесное исцеление императрица Зоя, после чего пояс был торжественно положен в золотом ковчеге и установлен праздник. Праздники средние    Эти праздники, отмеченные в Типиконе знаком креста, однако им бдение не совершается, но совершается, кроме Великого славословия, еще и полиелей. Особенности их в 47 главе Типикона указываются следующие: на вечерни поется «Блажен муж» (вместо обычной рядовой кафизмы), на «Господи воззвах» стихиры из Минеи на 6, от произволения же на 8, и чтения три, то есть паремии на вечерни, стихиры на стиховне из Минеи (а не из Октоиха, как на повседневной и славословной службе). На утрени полиелей, величание и чтение Евангелия, канон на 8 и Великое славословие. Эти праздники так и называются «Полиелейными».    К числу полиелейных праздников относятся:    Служба каждого из 12-ти апостолов;    14 ноября — Св. ап. Филиппа этот праздник замечателен тем, что в этот день бывает мясопуст, или заговены на Рождественский пост, который поэтому называют иногда Филипповым постом, а в просторечии у нас — «филипповкой». Если, однако, этот день придется в среду или пяток, тогда заговены бывают накануне 13 ноября.    24 февраля — Первое и второе обретение главы св. Иоанна Предтечи. По отсечении, глава Предтечи была скрыта Иродиадой в бесчестном месте. Узнав об этом, Иоанна, жена Хузы, Иродова домоправителя, тайно взяла честную главу, заключила ее в сосуде и погребла в поместии Иродове на горе Елеонской. В первый раз св. глава обретена была там двумя иноками, приходившими при имп. Константине Великом из Константинополя в Иерусалим на поклонение свв. местам. От них она перешла к одному гражданину Емесы, потом к арианину иноку Евстасию, который скрыл ее в земле. Спустя несколько лет в 452 г. она была обретена вторично Маркелом, настоятелем обители, где жил Евстафий, и перенесена из Емесы в Константинополь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

– 99, 100. Иоаким и Анна – св. и прав. Богоотцы, родители Пресвятой Богородицы. Память их 9 октября, 9 декабря – зачатие св. прав. Анной Пресвятой Богородицы и 25 июля – успение св. прав. Анны. – 285. Иоанн – Пророк, Предтеча и Креститель Господень. Церковью празднуется: 23 сентября – зачатие Иоанна Предтечи, 24 июня – его рождество, 29 августа – усекновение честной главы, 7 января и 24 февраля – первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи, 25 мая – третье обретение, 12 октября – перенесение десной руки Крестителя Господня из Мальты в Гатчину. – 73, 74, 76, 77, 157, 180, 185, 261. Иоанн Кассиан Римлянин – преподобный. IV в. † 435. Память 29 февраля. – 62, 87, 88, 89, 90, 210, 282. Иоанн Карпафийский (Карпафский) – преподобный. V в. Достоверных сведений о нем не имеется. Вероятно, родился или подвизался на острове Карпаф между островами Родос и Крит. Возможно, был современником св. Диадоха, епископа Фотики , и преп. Нила. Оставил «Утешительное слово к монахам, находящимся в Индии», состоящее из 100 глав. Это сочинение вошло в русское Добротолюбие, о нем упоминает Патриарх Фотий. Явился наставником подвижников в скорбях и искушениях. – 81, 273, 282. Иоанн Лествичник – преподобный, игумен Синайский и учитель подвижничества. Около 525 † нач. VII в. Память 30 марта. – 27, 43, 49, 62, 65, 76, 86, 88, 89, 90, 115, 122, 134, 163, 179, 196, 207, 209, 211, 212, 262, 312, 319, 321. Иоанн Пророк – преподобный, палестинский подвижник, ученик и духовный друг св. Варсонофия Великого. IV в. Жил в первой келлии своего учителя, недалеко от монастыря, расположенного близ г.Газы, где безмолствовал 18 лет, вплоть до своей кончины. По свидетельству игумена монастыря, никто не видел, чтобы он когда-либо улыбался, был смущен или без слез приобщался Св.Таин. Сподобился благодатных даров прозорливости и пророчества, исцелил одного мужа, избирал достойных для рукоположения, предузнал день своей смерти. В духовных дарованиях был равен св. Варсонофию, который отсылал к нему приходивших за разрешением своих недоумений.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010