1587 Константин Великий в 306 году; в 312 году объявил христианскую веру господствующею в Римской империи; в 325 году созвал I Вселенский Собор; скончался в 337 году. Святая Елена ревностно к распространению Христовой веры и благолепию храмов Божьих, в 326 г. она путешествовала в Иерусалим, обрела там Крест Господень, и украсила св. храмами места в Палестине, прославленные во время земной жизни Спасителя; скончалась в 327 году. Память святых равноапостольных Константина и Елены празднуется 21 мая. 1588 Емеса – город в Сирии на восток от реки Оронта, впадающей на северо-западе Сирии в Средиземное море. 1590 Средопостная седмица – так называется в Церковном Уставе средняя (четвертая) неделя Великого поста; эта же седмица называется и крестопоклонной. 1591 Диаконник – южное отделение алтаря, в котором устрояется место для хранения священных вещей, состоящих под ведением диакона, как-то: риз, священных сосудов, напрестольных евангелий и крестов, дарохранительницы и проч. 1592 Второе обретение главы святого Иоанна Предтечи произошло в 452 году. По показанию архимандрита Маркелла, св. глава открылась ему 18 февраля, изнесена епископом Уранием в диаконик церковный 24 февраля, а 26 октября того же 452 г. перенесена в церковь в честь его имени созданную. 1595 Феодора – супруга Византийского императора Феофила иконоборца. По смерти последнего она правила государством совместно с сыном своим Михаилом. Император Михаил III царствовал с 842 по 867 год; вступил на престол 4-х лет, а потому государством до 855 г. управляла мать его, царица Феодора соборе 842 г. при царице Феодоре было восстановлено иконопочитание и установлено торжество православия, совершаемое в первую неделю св. четыредесятницы. 1596 Это третье обретение главы Крестителя было около 850 года; празднуется Церковью 25 мая. Честная глава Предтечи, вторично перенесенная в Царьград, сначала положена была в царских палатах, а потом часть ее в Студийском Предтечевом монастыре; в этой обители верх главы видел паломник Антоний в 1200 г.; другая часть главы была в Петре в монастыре Продром, крестоносцами она перенесена в Амиень во Франции, часть ее перенесена в Рим и находится в церкви папы Сильвестра. Другие части находятся в Афонском монастыре Дионисия и Угровлахийском монастыре Калуи.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

    Новейшие толкования в духовных журналах    7. Св.Иоанн Предтеча, по сказанию 4 евангелистов. «Воскресное чтение», 1816.    8. Иоанн Креститель. «Христианское чтение», 1827.    9. Св.Иоанн пророк, Предтеча и Креститель Господень. «Воскресное чтение», 1803.    10.      О Предтече Господнем. «Душеполезное чтение», 1876.    11. Иоанн Креститель. Б.п.сл. «Воскресное чтение», 1875.    12.      Иоанн Креститель, образ его жизни, проповедь и влияние на народ. «Вос­кресное чтение», 1831.    13.      Орда. Св.Иоанн, Предтеча Господень, и крещение Господа нашего Иисуса Христа. «Воскресное чтение», 1832.    14.      Протоиерей Нечаев. Уроки покаяния, заимствованные из Ев. в Великом каноне св.Андрея Критского (Иоанн Предтеча). «Душеполезное чтение», 1880.    15.      Рассказ о празднике Собора св.Иоанна пророка, Предтечи и Крестителя Гос­подня, и о десной рук Предтечевой. «Воскресное чтение», 1879.    16.      Обретение главы Иоанна Предтечи. «Воскресное чтение», 1803.    17.      Первое и второе обретение главы Предтечи. «Воскресное чтение», 1809.    18.      Св.Иоанн Предтеча, изображаемый: 1) в пророчествах, 2) в истории еван­гельской и 3) в учении Иисуса Христа. «Воскресное чтение», 1803.    19.      К.И. Св.Предтеча и Креститель Христов Иоанн. Опыт характеристики. «Пра­вославное обозрение», 1885.    20.     Глас вопиющего в пустыни (Мф.3:3). «Странник», 1864.    21.      Покаяние и вера. «Воскресное чтение», 1822.    22.     И.Б. Проповедничество св.Иоанна Крестителя. «Воскресное чтение», 1833.    23.     Проповедь Иоанна Крестителя. «Воскресное чтение», 1802.    24.     Певницкий. Св.Иоанн Крест. как проповедник покаяния. Труды Киевской ду­ховной академии, 1868.    25.      О крещении Иоанновом (см. в ст. " Происхождение и литургический харак­тер таинств»). Труды Киевской духовной академии, 1874.    26.     Крещение Духом Святым и огнем (Мф.3:11). «Руководство для сельского пас­тыря», 1871.    27.      О крещении Иоанновом (Лк.3:3). «Воскресное чтение», 1815.    28.     Крещение Иоанново (Лк.3:3). «Руководство для сельского пастыря», 1872.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Иоанн был бескомпромиссен в своем обличении общественных грехов. Не побоялся он выступить и против тогдашнего правителя Галилеи Ирода Антипы, который силой отнял у своего брата жену Иродиаду и сам женился на ней. За эти выступления против Ирода Иоанна Крестителя заключили в тюрьму. Первое время Ирод боялся причинять ему вред: народ любил Иоанна, да и сам правитель чувствовал, что убийство праведника станет великим грехом. Однако его незаконной супруге Иродиаде хотелось избавиться от Иоанна Крестителя как можно скорее и навсегда.Она задумала сложную придворную интригу:во время крупного праздника Ироду понравился танец его падчерицы Саломеи, дочери Иродиады, и он прилюдно пообещал девушке любой подарок, о котором она попросит. Наученная матертью, Саломея попросила о казни Иоанна Крестителя. Отступить от своего слова означало для правителя попасть в неудобную ситуацию. По приказу Ирода святой пророк, Креститель и Предтеча Господень Иоанн был убит – ему отрубили голову. 8 марта в високосном году/ 9 марта в невисокосном году – Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи По преданию Ирод Антипа подарил отрубленную голову Иоанна Крестителя своей супруге Иродиаде, поэтому тело Иоанна похоронили обезглавленным. Глава великого праведника и пророка хранилась у жены правителя в качестве «боевого трофея», но одна из ее служанок не вынесла такого обращения с останками Иоанна. Она выкрала его голову и тайно похоронила. Через годы глава Иоанна Крестителя была найдена, на месте находки появился христианский храм, но в годы гонений на христиан он обветшал и святыня вновь была утрачена. Повторно ее нашли лишь после того как император Константин Великий издал в Римской империи закон о веротерпимости, прекративший гонения на верующих. Два этих события называются в церковном календаре Первым и вторым обретением главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 7 июня (25 мая по старом стилю) – Третье обретение главы Иоанна Предтечи Какое-то время великая святыня пребывала в Константинополе, однако позже (скорее всего во время волнений V века) она была утрачена. По преданию глава Иоанна Крестителя была вновь найдена лишь в X веке. Это событие принято называть Третьим обретением главы Иоанна Предтечи. О месте, где ныне хранится глава великого праведника, существует несколько различных мнений .

http://foma.ru/ioann-krestitel-i-ego-pra...

На утрени на Бог Господь: тропарь Предтечи дважды. Слава, отцев: И ныне, Богородичен 1-й. По кафизмах седален отцев, и Богородичен их, и чтение отцев. Полиелей, и седальны Предтечи, вси по единожды. Слава, по полиелеи седален: И ныне, Богородичен. И чтение Предтечи. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, Всякое дыхание: и Евангелие Предтечи. Псалом 50. Стихира Предтечи. Канон Предтечи со ирмосом на 6: и отцев на 8. Катавасия, ирмос Триоди. Стихословим же и 2-ю песнь Триоди: во псалтири же песни той не глаголем. По 3-й песни кондак Предтечи, и икос, и седален его: Слава, отцев: И ныне, Богородичен. И чтение Предтечи. По 6-й песни кондак отцев, и икос, и синаксарий. По 9-й песни светилен Предтечи: Слава, отцев: И ныне, Богородичен. На хвалитех стихиры Предтечи 3, и отцев, 3: Слава, отцев, И ныне, Богородичен. Славословие великое, тропарь Предтечи: Слава, отцев: И ныне, Богородичен. И исхождение в притвор, и час 1-й. На часех тропарь Предтечи: Слава, отцев: И ныне, Богородичен часов. По Отче наш: Кондак Предтечи, и отцев, пременяюще, глаголем. На Литургии: Блаженны Предтечи, песнь 3-я, на 4: и отцев 6-я на 4. По входе тропарь храма и Предтечи, и отцев. Таже кондак храма, и Предтечи. Слава, отцев: И ныне, храма Богородицы, или Предстательство христиан: Прокимен, Апостол, аллилуия, Евангелие, и причастен, прежде Предтечи, и потом отцев. Ряд же Апостол, и Евангелие, чтем под зачало. Аще ли случится обретение честныя главы Предтечевы понедельник 1-я недели постов: Служба вся Предтечи поется в неделю сырную. Аще ли случится обретение честныя главы Предтечевы в кий любо день 1-я недели постов: И поется служба его в неделю сыропустную или в субботу 1-я недели постов. Аще ли случится обретение честныя главы Предтечевы в субботу 1-я недели постов: В пяток вечера кафизма рядовая: на Господи, воззвах: стихиры на 10: и поем самогласен дне дважды: и Предтечи стихиры на 4: и Феодора на 4. Слава, Феодора: И ныне, Богородичен 1-й гласа. Вход. Прокимен: И чтения дне, и Предтечи 3. И по Да исправится молитва моя: 3 поклоны великия: и прочее преждеосвященных. По заамвонной молитве, поем канон святаго Феодора над коливом, якоже указася в 40-це на ряду: и отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Эта глава находится в Типиконе в последованиях месяцеслова под 30 января; 2) праздник сретения Господня, предпразднство, попразднство и отдание его, если они случаются в какой-нибудь день от недели (воскресения) мытаря и фарисея до понедельника Великого поста. Эти главы находятся в месяцеслове Типикона под 1, 2 и 9 февраля; 3) первое и второе Обретение главы святого Предтечи, когда память их случается в дни от мясопустной недели до 3-й Великого поста. Указания находятся в месяцеслове Типикона под 24 февраля; они называются также «Предтечевою главою»; 4) 9 марта – святых 40 мучеников, когда они приходятся в дни начиная с субботы первой седмицы Великого поста до субботы акафиста. Указания находятся в Типиконе 9 марта; 5) день Благовещения Пресвятой Богородицы, предпразднство и попразднство его, случающиеся от субботы 3-й седмицы Великого поста до среды пасхальной седмицы. Указания в Типиконе 24–26 марта; 6) день св. великомученика Георгия, случившийся от Великого пятка до четверга 5-й недели по Пасхе. Указания в Типиконе 23 апреля; 7) день св. евангелиста Иоанна Богослова, бывающий от субботы 2-й недели по Пасхе до 7-й недели святых отец. Указания в Типиконе 8 мая. Вообще указания Марковых глав состоят в том, как соединить пение Минеи с пением Триоди Постной и Цветной. Главы Предтечевы (см. главы Марковы). Главы храмовые. Храмовые главы содержат указания, каким образом должно совершать службу в те или другие храмовые праздники и особенно при совпадении храмового праздника с каким-либо иным праздником в один день. Эти главы находятся в Типиконе и расположены так же, как последования 2-й части его, а именно: сначала главы (с 1 до 25) о праздниках, бывающих во время пения Минеи с Октоихом, с 1 сентября до недели мытаря и фарисея; потом (с 25 до 48 главы) о праздниках, бывающих во время пения Постной Триоди, и, наконец, (с 48 до 58 главы включительно) о праздниках, бывающих в дни пения Цветной триоди. Таким образом, взглянув в оглавление храмовых глав (в начале книги Типикон), нетрудно отыскать указание на то, как следует совершать службу в известный храмовый праздник, в храмовых главах мало указаний на службу храмовых дванадесятых праздников Господских и Богородичных; ибо в эти дни служба одинаково совершается как там, где храм праздника, так и во всех других храмах.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Архив Пн 9 марта — день первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи 9 марта 2009 г. 00:00 После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, его тело было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (Лк. 8, 3), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской — в одном из поместий Ирода. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По его кончине церковь пришла в запустение и разрушилась. Второе обретение честной главы произошло в дни равноапостольного царя Константина Великого (+337, память 21 мая/3 июня), когда христианская вера стала процветать. Двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь.

http://patriarchia.ru/db/text/87198.html

Также молился Моисей за сестру свою Марианну ( Чис.12:13–15 ), брата своего Аарона ( Втор.9:19 ) и за весь народ еврейский ( Втор.9:25 ), и Господь даровал согрешившим прощение. – В последствии времени, Малх получил исцеление изсохшей руки своей, когда поверил видению и прикоснулся с верою к водоносу с главою Крестителя. Так животворна вера! При исцелении больных Иисус Христос особенное обращал внимание на веру; посему и говорил им: «вера твоя спасе тя: по вере ваю буди вами» ( Мф.9:22, 29 ). VI. Праздник третьего обретения главы Иоанна Предтечи а) История праздника В восьмом веке, во время гонения на святые иконы и мощи, некоторые из христиан по сему случаю бежали из Константинополя и, взяв с собою честную главу Предтечи, принесли ее в город Команы, место кончины Иоанна Златоустог о 239 . Там глава Предтечи была сокрыта в земле, в серебряном сосуде, и оставалась в неизвестности до возстановления иконопочитания. В царствование императора Михаила и матери его Феодоры, честная глава Предтечи в третий раз была обретена. Один благочестивый монах видел несколько ночей огненный столб над одним местом; раскопал землю и обрел честную главу Предтечи. Немедленно известил об этом императора Михаила и патриарха Игнатия, и честная глава Предтечи вторично внесена была в Константинополь с торжеством и славою исцелений, мая 25 дня в 859 году 240 . б) Начало праздника Год (859) обретения честной главы Предтечи дает знать, что праздник в память сего третьего обретения главы Предтечевой получил свое начало в девятом веке. в) Образ празднования Кем написан канон на праздник третьего обретения главы Предтечи, не известно. А стихиры большею частию взяты из службы на первое и второе обретение главы Предтечи. В каноне показывается, что праздник третьего обретения главы Предтечи установлен в память перенесения главы его из Коман 241 в Константипополь 242 , перенесение совершено священнодейственником 243 тезоименитым Предтече 244 , честная глава была встречена и принята пастырем первейшим (патриархом) 245 , при миогочисленном стечении верных и в присутствии царя 246 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Истинно говорю вам, – свидетельствовал сам Иисус Христос , – из рожденных женами не было больше Иоанна Крестителя» ( Мф.11:11 ). Но православная Церковь сохранила много достопамятных сказаний как о зачатии и рождении его, так о всей его жизни на земле, мученической кончине и троекратном обретении честной главы его; по сему и именует его гласом Слова, светильником Света, денницею Солнца 17 , и усвояет ему имена всех почти праведников, взывая к нему: «Проповедниче Христов и Крестителю, ангеле, апостоле, мучениче, пророче, Предтече, свещниче, друже ближний, пророков печать, в рожденных пречестнейший, ходатаю ветхия и новыя благодати, светлый Слова гласе, твоими священными ходатайствы, молитвенная творения к Богу благоутробному исправи» 18 . Высокое же свое уважение к Иоанну Предтече православная Церковь выражает семью ежегодными празднествами, воспоминая его 1) зачатие, 2) рождество, 3) собор (крещение им Господа), 4) усекновение главы, 5) первое и второе обретение главы, 6) третье обретение главы и 7) (собственно наша Греко-российская Церковь ) перенесение десницы его из Мальты в Гатчину. В настоящем сочинении имеют быть собраны сведения о всех сих праздниках и представлены в следующем порядке: а) история, б) начало, в) образ и г) вероучительная и нравственная цель праздника. I. Праздник Зачатия Иоанна Предтечи а) история Для полноты изложения событий, ознаменовавших зачатие Иоанна Предтечи, кратко упомянем о безутешном состоянии рода человеческого с грехопадения Адамова и до времени зачатия Иоанна. Тяжкие последствия греха Адамова распространились на всех его потомков и не было на земле средства ко спасению людей. «Когда человек согрешил и пал, – говорит св. Афанасий Александрийский , – а с падением его все пришло в смятение, усилилась «смерть от Адама, даже до Моисея» ( Рим.5:14 ), земля подверглась проклятию, отверзся ад, заключился рай, раздражилось небо, человек в конец развратился и уподобился скотам, диавол же поругался над нами; тогда Бог , который человеколюбив, и не хочет, чтобы погиб созданный по образу Его человек, изрек: «Кого послю, и кто пойдет?» Все безмолствовали, и Сын сказал: «се Аз, посли Мя».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Четьих Минеях под 11 числом октября повествуется о чуде истечения крови и воды от иконы Господней, бывшем около 760 г. в городе Берите (нынешнем Бейруте в Сирии). С целью надругаться над Господом Иисусом Христом местные иудеи взяли гвозди и прибили икону Господню к дереву в тех местах, где были изображены руки и ноги Христовы. Затем, надевши на трость губку с оцтом, они приложили к устам Господа и, наконец, принесли копье и велели одному из них ударить в ребро Господне. И как только тот пронзил икону копьем, тотчас же потекла из нее кровь и вода. При виде столь великого чуда, всех присутствовавших объял великий страх. Собравши кровь и воду в сосуды, они решили привести слепых, хромых, бесноватых и помазать их сею кровью. «Если приведенные получат исцеление, – говорили они, – мы все уверуем в Распятого». И, действительно, больные исцелились; после чего все иудеи того города уверовали во Христа и приняли святое крещение. – часть лентиона (полотенца), которым Спаситель отирал ноги ученикам Своим на Тайной Вечери ( Ин. 13:4 ); – частица камня от столба, к которому привязан был Иисус Христос во время бичевания. Верхняя часть этого столба хранится в римской церкви во имя преп. Пракседы, 14. Две другие части того же столба находятся в Иерусалиме и в Констанинополе; – плат, которым обвернута была глава положенного во гроб Иисуса ( Ин. 20:7 ); – часть волос Божией Матери; еще часть волос Божией Матери имеется в Ватиканском соборе; – часть ризы Божией Матери, обретенной в Назарете в 458 г. и тогда же положенной во Влахернском храме во имя Божией Матери в Константинополе, в память чего установлено ежегодное празднование 2 июля; – часть челюсти честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня (память 23 сентября – зачатие, 7 января – собор, 24 февраля – первое и второе обретение честной главы, 25 мая – третье обретение честной главы, 24 июня – рождение и 29 августа – усекновение честной главы). Часть честной главы Иоанна Предтечи имеется в Риме в церкви во имя святого Сильвестра, папы римского (San Silvestre in Capite). Другая часть его честной главы имеется в Амьенском кафедральном соборе во Франции;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

14 ноября – Св. апостола Филиппа, праздник с знаком крест; праздник замечателен тем, что в этот день бывает мясопуст (заговенье) пред постом Рождественским, начинающимся 15-го ноября, днем памяти св. апостола Филиппа. Пост иногда называют Филипповым постом. В Типиконе находится такое указание о посте: Всегда творим мясопуст в 14 день непременно, кроме двух дней, среды и пятка. Аще ли случится мясопуст в среду или в пяток, в 14 день, в память святого апостола Филиппа, тогда творим мясопуст в 13 день, в память святого Иоанна Златоуста , а в сроду и пяток никакоже дерзнем мясопуст творити (Тип., послед. 13 ноября). 19 февраля служба с полиелеем в благодарственное воспоминание освобождения крестьян (см. далее о службе царских дней). 24 февраля первое и второе обретение честные главы Предтечевы. По отсечении, по повелению Ирода, главы св. Иоанна Крестителя. тело его было тайно ночью погребено учениками в Севастии, Самарийском городе. Голова же Предтечи была скрыта Иродиадою в месте бесчестном. Об этом узнала Иоанна, жена Хузы, – домоправителя Ирода, -упоминаемая в Евангелии ( Лк.8:3 ). Она тайно взяла честную главу, заключила в сосуде и погребла в поместье Иродовом, на горе Елеонской (Четь-Минеи 24 февр.). В первый раз обретена глава Предтечи двумя иноками, приходившими в Иерусалим на поклонение святым местам, при Константине Великом . От них она перешла к одному гражданину Емесы; преемственно от сего дошла до инока Евстафия, арианина. Гонимый из Емесы, он скрыл главу в земле. Спустя несколько лет, она была обретена вторично, в 452 г., Маркеллом, настоятелем той обители, где жил некогда Евстафий. Из Емесы она перенесена в Константинополь. При иконоборцах тайно отнесена была в Комары и скрыта в землю. Там, при Императоре Михаиле и Феодоре, по восстановлении православия, она в третий раз обретена и опять принесена в Царьград (Месяц. Прот. Вершинскаго). Третье обретение празднуется 25-го мая. В Царьграде глава Предтечи сперва положена была в царских палатах, а потом часть ее в Студийском монастыре, другая часть главы была в Петре, в монастыре, именуемом Продром (т. е. Предтечи). Отсюда, по взятии в 1204 году крестоносцами, она перенесена в Амиен, в северной Франции. От этой части главы св. Предтечи, при папе Клименте VIII (1592–1605), отделена была, в свою очередь, часть, которая доставлена в Рим и положена в церкви во имя св. Сильвестра (Влад. Мордвинова путеводитель правосл. поклонников по городу Риму. Спб., 1875 г., стр. 354 и Месяц. Архиеп. Сергия).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010