Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее. Увещевает нас к мученичеству. Кто отрицается Господа, тот приобретает душу для настоящего, то есть спасает, но он губит ее для будущего. Погубит душу ради Христа тот, кто пострадает ради Него; но он найдет ее в нетлении и жизни вечной. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его. Предположим, говорит, что ты приобрел весь мир, но какая польза от того, что тело благоденствует, если душа находится в худом состоянии? Это подобно тому, что госпожа дома носит разорванные рубища, а служанка блестящие одежды. Ибо и в будущей жизни никто не может дать выкупа за душу свою. Здесь можно дать слезы, стенания, милостыни, там нет. Там придет Судья неподкупный, ибо Он судит каждого по делам, но и страшный, так как Он идет во славе Своей и со ангелами, а не уничиженный. Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем. Сказал, что придет Сын Человеческий во славе Своей, и чтобы они поверили, говорит, что некоторые из стоящих здесь увидят, насколько это возможно для них, в преображении славу второго пришествия. Вместе с тем показывает, в какой славе будут те, которые пострадают за Него. Как просияла тогда Его плоть, так по аналогии просветятся в то время и праведники. Разумеет здесь Петра, Иакова и Иоанна, которых Он взял на гору и показал им царство Свое, то есть грядущее состояние, когда и Он придет, и праведники просветятся. Поэтому говорит: некоторые из стоящих здесь не умрут до тех пор, пока не увидят Меня преобразившимся. Обрати внимание, что те, которые стоят в добре и тверды, видят светлейшее преображение Иисуса и постоянно преуспевают в вере и заповедях. Глава семнадцатая По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. На высокую гору возводит их, показывая, что кто не возвысится, тот не достоин таковых созерцаний. Делает это Христос особенно потому, что Он имел обыкновение величайшие Свои чудеса совершать втайне, чтобы, видимый многими, как Бог, не считался ими человеком, как привидение. Когда же слышишь о преображении, не думай, что Он отверг тогда Свое тело: тело Его оставалось в своем виде, ибо ты слышишь и о Его лице, и об одеждах. Он сделался светлее, когда Божество Его показало несколько свои лучи, и это настолько, насколько можно было видеть. Поэтому и назвал раньше преображение Царством Божиим, так как оно явило неизреченность Его власти и научило, что Он есть истинный Сын Отца, и показало славу Его второго пришествия неизреченным просветлением лица Иисуса.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1867...

Из Священного Писания мы знаем, что после смерти бессмертная душа человека находится в ожидании всеобщего воскресения, когда она соединится с телом и будет испытывать вечное блаженство или вечные муки. После смерти совершается частный суд: «... человекам положено однажды умереть, потом суд» ... 32 То, что речь не идет о Страшном Суде свидетельствует притча о Лазаре: нищий отнесен на лоно Авраамово, а богатый в ад. Эта же притча говорит о том, что после смерти человек не может сам ничего делать для того, чтобы перейти из ада в рай или вернуться на землю. 33 Эти цитаты из Священного Писания свидетельствуют о том, что нет реинкарнации (повторного рождения человека в другом теле или даже животном, или растении после смерти). На основании Евангельского Учения жизнь человека разбивается на три этапа: земная жизнь; существование души человека, разлученной с телом до Второго Пришествия, когда после частного суда человек находится в состоянии неполного блаженства или неполных страданий, (причина неполноты – разлученность с телом); после Второго Пришествия и Страшного Суда полнота блаженства или страданий – это навсегда. Особое значение земной жизни подчеркивается тем, что после смерти человек не может изменить свою судьбу. Только жизнь с телом определяет все существование в вечности: «... желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа, и потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое». 34 Эти слова Апостола Павла говорят о том, что будущая жизнь зависит от того, что сделали в земной жизни и напоминают о том, что мы должны быть угодными Богу. Цель земной жизни – спасение души, то есть прожить жизнь так, чтобы после смерти попасть в рай – спастись от попадания в ад. Спасение от адских мук мы подразумеваем, когда говорим о спасении души, а земная жизнь своего рода испытательный период, когда человек сам себя делает достойным или недостойным райского блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

«Итак, возлюбленные, ожидая сего [Второго Пришествия] потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в [потому что ожидание Второго Пришествия было таким напряжённым, что его ждали со дня на день. А уж в конце века, круглая цифра 100 лет – это уж обязательно будет], и долготерпение Господа нашего почитайте спасением [а люди-то нетерпеливы, им хочется, чтобы Второе Пришествие было во второй половине дня, в следующую среду или пятницу, накануне Парастаса. Заодно и Второе Пришествие. А он-то нас акцентирует на чём? Долготерпение Господа нашего почитайте спасением, потому что Господь – если отодвигает срок – то с тем, чтобы как можно больше спаслись. Как можно больше спаслось людей. Внимание:], как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное [то есть трудное для понимания], что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают [искажают в толкованиях], как и прочие Писания. Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением [а все еретики за редчайшим исключением обладают поразительным красноречием. И вот это красноречие-то человека и пленяет. Сильнее музыки всякой пленяет красноречие. Это опасный очень дар. Иоанн Златоуст говорит, если красноречие находится в устах порочного человека, то он может погубить душ – тысячи! Тысячи может погубить душ, если красноречие сосредоточено в устах порочного человека. Он увлечёт за собой. Так вот, – чтобы вам не увлечься заблуждением] беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании [Вот возрастайте в благодати и познании. Он не переменил слов – такая последовательность не случайна. Он бы мог сказать: возрастайте в познании и благодати. А ведь написал сначала: возрастайте в благодати и познании. Почему? Да потому что если возрастаем только в познании, то у вас 5-ть пядей во лбу ум, а найдётся на вас 8-мь пядей, на этого 12-ть пядей, а возрастание в благодати нулевое. А вот познание, если оно предваряется возрастанием в благодати, – вот тогда это будет настоящее познание. И ересей никогда не будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Какой православный не ищет духовного совета, устного или письменного? Особенно дорога нам беседа со святым человеком, со старцем. Таких встреч ищут все. Но мы порой не задумываемся о том, что можно неправильно понять слова святых людей. Даже в том случае, если наставление будет адресовано лично нам и мы будем уверены, что вполне его уразумели. Священное Писание дает множество таких примеров. Например, Христос учит апостолов: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (Мф. 16: 6). Они говорят в себе: это значит, что хлебов мы не взяли (Мф.16: 7). И только после разъяснения Господа они узнают, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского (Мф. 16: 12). Закончив цикл притч о Царствии Небесном, Христос спрашивает учеников: поняли ли вы все это? (Мф. 13, 51) Ученики отвечают: так, Господи! (Мф. 13, 51) Но последующие события показывают, что они ничего еще не поняли о Царстве. В данном отношении показательна история Второго послания к Фессалоникийцам святого апостола Павла. Поводом к написанию письма стал дошедший до апостола слух, что христиане Фессалоник, прочитав Первое послание Павла, начали колебаться умом и смущаться, будто уже наступает день Христов (2 Фес. 2: 1–2). Слова Первого послания: мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших (1 Фес. 4: 15) были поняты в том смысле, что сам Павел надеется дожить до Второго Пришествия, которое уже очень близко. Такие мысли породили панику среди фессалоникийцев. Люди бросали все свои дела, суетились, не будучи в состоянии продолжать нормальную человеческую жизнь. Узнав об этом, апостол написал Второе послание, где с максимальной точностью пояснил свою позицию. Подобный случай упоминает Павел и в послании к Римлянам. И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых (Рим. 3: 8). Получается, некоторые ошибочно уразумели учение апостола о промысле Божием. Например, рассуждая о законе и благодати, Павел говорил: когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5: 20). Что это значит? «Закон дал бесчисленные заповеди, а так как люди преступили их все, то грех и умножился… Закон послужил дополнением осуждения, а благодать умножением дара» , – толкует Златоуст. Но некоторые поняли эти слова так: «если мои грехи и неверие понуждают Бога явить Свою славу в явных свидетельствах истинности христианства, за что меня судить? Через мое зло рождается добро». Конечно же, Павел не мог не опровергнуть такое нелепое понимание его проповеди.

http://pravoslavie.ru/106145.html

" Когда Иисус пришел в Назаретскую синагогу, раскрыл книгу пророка Исаии и прочитал: " Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное " (Лк. 4:18-19), - продолжил архипастырь. - Иисус сказал, что это написано о Нем. Но жители Назарета не поверили, что Он - Сын Божий, и говорили: " Не Иосифов ли это сын? " (Лк. 4:22). Они выгнали Его из синагоги и чуть с горы не сбросили. А Господь говорит: " Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне " (Ин. 5:39). И пророк Моисей писал о Нем, и царь Давид в псалмах описал все так, как будто сам стоял на Голгофе. Когда апостолы заходили для проповеди в синагоги, часто ссылались на Писание, убеждая иудеев, что Христос и есть Мессия. Господь во многих словах и образах был явлен в Ветхом Завете, мы это читаем, изучаем, особенно будущие священнослужители в семинариях. Христос оставил нам Евангелие, Церковь Свою, Свои Тело и Кровь. Нужно только жить, любить, исполнять волю Божию - и ждать Второго пришествия. Если ветхозаветное человечество ждало Первого пришествия Мессии, мы ждем Второго, а к нему должны готовиться. Ветхозаветные праведники ждали несколько столетий, а мы готовимся к Рождеству Христову всего сорок дней. Говорят, что Рождественский пост - длинный, ничего подобного: сорок дней - не так много. До конца поста осталась всего неделя, и давайте в эту неделю подражать ветхозаветным праведникам. Их гнали, убивали, распиливали пилой. Они спасались в пустынях и в пропастях земных. Такая у них была вера в Спасителя, они не отрекались от Него " . " И у нас должна быть такая вера, а она укрепляется только исполнением заповедей Божиих. Если не будем заповеди исполнять, вера угаснет. Ее нужно подкреплять делами: если мы в храм не ходим, какая у нас вера? Ее просто нет. Верующие - это люди церковные, кто исполняет заповеди Божии, ходит в храм, исповедуется, причащается.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную ( Ин.17:12-13 ). В этом мире, живя на земле, Господь берег и ограждал учеников от падения, а теперь просит об этом Небесного Отца. Никто из них не отошел от истины и не обратился ко лжи и греху, то есть никто из них не погиб, кроме того человека, который потерял жизнь вечную и земную по собственной вине. Сын погибели – человек погибший, потерянный. На нем сбылось древнее пророчество о предателе ( Пс.40:10 ). Спаситель просит о Своих учениках, потому что больше Он не будет находиться непосредственно с ними и оберегать их. Ученики, в данном случае предмет и свидетели этой молитвы, будут знать, что они Богом хранимы, что будут радоваться той же радостью, какой радуется Богочеловек перед лицом Голгофы, зная и видя за ней великую победу жизни над смертью. Победа жизни над смертью и грехом всегда несет радость. Победа, совершаемая в душе над искушениями, духовными ошибками и неправильными взаимоотношениями, приносит глубокое удовлетворение и подлинную радость. Понимание того, что мы Богом любимы, что мы постоянно получаем Его помощь и поддержку, приносят человеку прочную радость. Осознание того, что мы живем для Вечной Жизни, что душа любящего Бога христианина и после смерти со Спасителем не расстается, радостью наполняет сердце. После Второго Пришествия Христова тело человека воскреснет, чтобы уже никогда не умирать, а для христианина, который в земной жизни соединялся с Господом в молитве, чтении Священного Писания, Причащении и исполнении Божией воли – вся земная жизнь обретет подлинный смысл. И все это делает истинное христианство религией пасхальной радости. Той радости, которая помогает преодолевать все трудности, горести и победы. Слова Спасителя характеризуют жизнь православного человека в нашем скором мире: чтобы они имели в себе радость Мою совершенную ( Ин.17:13 ). Для радости человек сотворен. К подлинной радости верующий человек приобщается через сроднение со Христом. Полноту радости обретет верное Богу чадо после Второго Пришествия в Царстве Света Невечернего Богочеловека Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Любящих Господа Иисуса ничто мирское не привлекает к себе, сладости и утешения мира им горьки; продолжительность настоящей жизни они считают лишением, наказанием, они жаждут скорее соединиться с Господом Иисусом Христом. Как скоро Апостолы услышали от Ангелов: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян. 1:11 ), возвратились с радостью великой; так и все души, любящие Иисуса, ждут радостно второго пришествия Его, страшного для нелюбящих Его. Ей, гряди, Господи Иисусе! ( Апок. 22:20 ). Настоящее наше собеседование заключим наставлением Св. Кирилла Иерусалимского : «Сам Бог всего, Отец Христа и Господь Иисус Христос, сшедший и восшедший и сидящий вместе с Отцом, да хранит души наши и да соблюдет непоколебимой и твердой надежду нашу на воскресшего, да воскресит нас от смертоносных грехов наших и сподобит пренебесного своего дара, да удостоит нас быть восхищенными на облацех в сретение Господне на воздухе ( 1Солун. 4:17 ) во время благоприятное; и доколе не настанет сие время предуставленного и славного второго Его пришествия, да напишет имена всех нас в книге живых, и написав никогда да не изгладит. Да сподобит же всех нас уверовать в воскресшего и принять вознесшегося и паки грядущего, сидящего на высоте и вместе находящегося здесь с нами, который видит образ и твердость веры в каждом» (Оглас. поуч. 14). Аминь. Слово на день Пятидесятницы (1848 г. Мая 30 дня) Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. ( Иоан. 14:16–17 ) Ныне исполнилось сие славное обетование Господа, данное Апостолам в последние дни земной жизни Его. Дух Святой снизошел и излился на Св. Апостолов в обилии даров своих, и умы их в полном свете стали созерцать небесные истины и тайны царствия Божия, которые они призваны возвещать всему миру; они одушевились мужеством небоязненно исповедовать Христа распятого перед лицом всего Израиля и всех языческих народов, перед Царями и сильными земли. Дух Святой помазал Апостолов елеем радости так, что они среди несчастий, скорбей, в алчбе и жажде, в бедности и наготе, среди гонений и мучений ощущали блаженство, неведомое миру; Он воспламенил их огнем ревности, которой одушевляемые, они окрылатели как орлы и, не утруждаясь, потекли по всему миру возвышать Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Мы разумеем учение ап. Павла в послании к Римлянам об имеющем произойти пред вторым пришествием Христа обращении ко Христу иудеев. «Не хочу оставить вас, братия, говорит здесь апостол. в неведении о тайне сей (чтобы вы не мечтали о себе), что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется» ( Рим.11:25–26 ). Мысль, выраженная здесь апостолом, та, что по идее Израиль имеет преимущественное право на принятие христианства, потому что он издревле приготовлялся ко Христу: ему принадлежат и усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение; его отцы и от него Христос по плоти. С Израилем случилось ослепление только временное, которого нельзя считать неизменным и имеющим продолжаться до конца истории Израиля. Если теперь Израиль не верует во Христа, то в будущем он обратится ко Христу. В основе этой уверенности апостола лежит глубокое убеждение: ,,дары и призвание Божие непреложны“ ( Рим.11:29 ). Частные, нередко случающиеся и в наше время, примеры обращения евреев ко Христу служат уже оправданием пророчества апостола языков о судьбе Израиля. Но, говоря о происшедшем ожесточении Израиля, как о временном явлении, апостол определяет, до какого времени оно продлится: оно продлится до того времени, пока войдет полное число язычников. A так как вступление полного числа язычников в церковь совпадает с концом проповеди Евангельской всем народам и языкам, имеющим предварить собою и кончину мира с вторым пришествием Христовым, то и обращение или спасение всего Израиля, о котором предрекли апостолы, должно совпасть с этими последними временами и послужить таким же признаком близости кончины мира и второго пришествия Христова. Учение ап. Павла об обращении израильского и языческих народов ко Христу в их взаимном отношении имеет для себя твердое основание в учении Христа Спасителя о том же предмете. В беседе Своей на горе Елеонской (по изложению ев. Луки) Господь говорит: „Иерусалим будет попираем язычниками доколе не окончатся времена язычников» ( Лук.21:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ozhidani...

Нет ничего удивительного, если у отца Предтечи Захарии отца звали Варахиею, как и у Захарии-пророка отец назывался. Возможно, что как они сами были соплеменники, так совпали и имена отцов их. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели. Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне. Повторяет имя Иерусалима, сожалея о нем и с состраданием призывая. Угрожая карами, Господь оправдывает пред ним Себя, как бы пред возлюбленной, которая пренебрегает любящим; а Иерусалим обвиняет в убийстве, в том, что когда Он Сам многократно хотел его помиловать, он не захотел. Иерусалим слушал дьявола, отвлекавшего его от истины, а не Господа, призывавшего к небу, ибо удаляет от Бога грех, соединяет же с Ним беспорочность совести. Свою любвеобильность Господь выражает образом птицы. Но, говорит Он, так как вы не хотели, то оставляю храм пустым. Отсюда уразумеем, что ради нас обитает Бог и в храмах, а когда мы делаемся безнадежными грешниками, Он оставляет и храмы. Итак, говорит Христос, вы не увидите Меня до второго пришествия. Тогда Иудеи и против воли поклонятся Ему и скажут: " Благословен Грядый " . " Отныне " - должно разуметь: со времени распятия, а не от того часа, когда сказано это. Ибо после этого часа иудеи еще много раз видели Его, но после распятия они уж не видели Его и не увидят, пока не наступит время Его второго пришествия. Глава двадцать четвертая И вышед Иисус шел от храма. И приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма, Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне: все будет разрушено. Выходом из храма Господь показал, что удаляется от иудеев. И как сказал: " оставляется вам дом ваш пуст " , так и поступает. Ученикам же предсказывает разрушение храма. Когда они, мысля о земном, дивились красоте зданий и показывали Христу, как бы так говоря: " посмотри, какое прекрасное здание оставляешь Ты пустым " , Он отклоняет их от привязанности к земному и направляет к горнему Иерусалиму, говоря: " не останется здесь камня на камне " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1867...

Но как же всё-таки конкретно должен вести себя человек в то время, которое в принципе приближается к концу? На этот вопрос наше Евангелие сознательно даёт лишь самый общий ответ. Со времени смерти и воскресения Иисуса для христианства остаётся справедливым следующее сравнение: «Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому своё дело ...» ( Мк.13:34 ). Каждый имеет своё дело, и о нём соответственно знает только каждый отдельный человек! Иначе говоря, мы похожи на слуг, которые знают, что их господин придет, но не знают – когда. Мы живем под знаком вечности, но это не значит, что надо жить и ждать в страхе и в нервном расстройстве: мы просто должны изо дня в день выполнять свою работу, приближая ее завершение, то есть жить так, чтобы не имело никакого значения – когда Господин придет. Это возлагает на нас важную задачу: жить каждый день так, чтобы Он мог всегда посмотреть на нашу жизнь, и чтобы быть в любой момент готовыми встретиться с Ним лично. Тогда вся наша жизнь станет подготовкой к встрече с Господом. Итак, каждый должен делать своё дело . Что же относится ко всем вместе, так это трижды повторённый призыв к бодрствованию ( Мк.13:33, 35, 37 ). Именно бодрствование, бдительность отражает то неустранимое напряжение между ощущением принципиальной близости конца и продолжением мировой истории. Это бодрствование состоит для Марка, конечно, не в осторожном и подозрительном недоверии к миру, а в молитве. «Бодрствуйте и молитесь», – говорит Господь несколько далее ( Мк.14,38 ). Молитва – живой контакт с Богом, снимающий напряжение и страх. Важнейший вывод из прочитанного предлагает нам утверждение Иисуса Христа, что Он не знает день и час Своего Второго пришествия. В некоторых вопросах даже Он беспрекословно полагался на волю Божию. Не может быть более серьезного предупреждения тем, кто высчитывает точные даты конца света и разрабатывает планы на случай Второго Христова пришествия. И потому – богохульство с нашей стороны – задаваться вопросами и исследовать там, где даже Господь не претендовал на это.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010