И в каждой дневной службе (например, в вечерне) есть неизменяемые молитвословия двоякие, во-первых, такие неизменяемые, которые бывают в разных видах известной службы, которые молитвословия назначены в службе известного часа дня без отношения, без приноровления к службам кругов седмичного и годового. Например: «Господи воззвах» поется на вечерне: малой, вседневной и великой. И есть неизменяемые молитвословия такие, которые бывают неизменяемы только в известном виде божественной службы, которые молитвословия, будучи назначены в службе известного часа суток, с тем вместе относятся, имеют приноровление к службам кругов седмичного и годового. Например, не на всякой вечерне, а только на великой бывает после прокимна (и паремии) полная ектения: «Рцем вси». На вседневной же вечерне эта ектения начинается прошением: «Помилуй нас, Боже», и она бывает не после прокимна, а в конце вечерни. На малой вечерне ектения: «Помилуй нас, Боже» бывает в конце вечерни, но она имеет прошений менее, нежели на вседневной вечерне. Таким образом, каждый вид службы круга дневного, приноровительно к службам кругов седмичного и годового, совершается только в известные дни седмицы и дни года. Дни, в которые совершается тот и другой вид вседневных служб Вечерня, как видели, бывает малая, вседневная и великая. Малая вечерня отправляется накануне праздников пред всенощным бдением и притом только тем бдением, которое начинается великою вечернею. Пред бдением, начинающимся великим повечерием, не бывает малой вечерни. Вечерня вседневная (т. е. на которой не произносится ектения с прошением: «Рцем вси») совершается на те дни, в которые нет празднования (на утрени) с полиелеем, тем более – с бдением. Вседневная вечерня совершается иногда и на праздники с полиелеем и с бдением, но только тогда, когда они случатся в седмичные дни поста, когда празднество умаляется постом, и служба сходна бывает с будничной. Так, вседневная вечерня бывает на праздник с полиелеем (например, 24-го февраля), если он случится на сырной седмице – в понедельник, вторник, четверток и субботу или – в седмичные дни Четыредесятницы: понедельник, вторник, среду, четверток и пяток (Тип., 24-го февраля и 9-го марта) 271 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

«Земля, яже терние страстей печальна изолстившая, взыграя ликуй: се бо Земледелатель бессмертный клятвы изимаяй тя, ныне приходит»; «тем же и мы радующеся вопием»: «воплотивыйся непреложно Боже, мир мирови даруй, и душам нашим велию милость». Тропарь, гл. 4. Днесь всемирныя радости начатки, предпразднственное воспети повелевают; се бо Гавриил приходит, Деве нося благовестие и к Ней вопиет: радуйся Благодатная, Господь с Тобою. Кондак, гл. 8. Всем земным начало спасения нашего Ты еси Богородице Дево: Божий бо служитель с небес послан предстати Тебе, великий чиноначальник Гавриил, радость обрадованную Ти принесе; тем еси зовем Ти: радуйся Невесто неневестная. Порядок отправляемой 23 мар. (накануне предпразднсства) вечерни и литургия Преждеосвященных Даров (если 23 мар. будет в среду или пяток) излагается в Уст. 24 мар.; там же находится и порядок отправляемой 24 мар. утрени. Порядок совершаемой 24 мар. вечерня и литургии Преждеосвященных Даров налагается в Уст. 25 мар. Эта литургия совершается 24 мар. тогда, когда это число падает на среду или пяток Вел. поста; если же предпразднство случится в понедельник или вторн., или четв. (когда не положено совершение лит. Преждеосв. Даров), то 24 мар. отправляется одна вечерня без литур. Преждеосв. Даров, почему в Уст. 25 мар. и находится указание относительно того, как совершать эту вечерню. «аще несть Преждеосвященных». Мр. Аще случится предпразднство: 1. в субботу 3-й, 4-й недели Великого поста; 2. в неделю Крестопоклонную; 3. в понедельник 4-й, 5-й, 6-й недели; 4. в среду Крестопоклонной недели; 5. четверток 4-й недели; 6. среду 5-й недели; 8. 4-й, 5-й недели; 9. в субботу 5-й недели. – Если предпразднство на 5-й седмице Великого поста во вторник, – служба предпразднства поется в понедельник, 23 мар.; если в четверток, – служба в среду, 23 мар. (с вечерни во вторник, кончая утреней среды); если в субботу Лазареву, – служба в четверток той же седмицы, 22 мар. – О нед. Ваий и проч. см. выше, 25 мар. Пр. отца нашего Захарїи, монаха, затворника, прославившегося страннолюбием и получившего за это название «Отверстый».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В наше время более, чем когда-либо, нужно помнить это предостережение, ибо теперь особенно много дремлющих и спящих. Душевный сон – это не телесный сон, укрепляющий организм, а напротив, сон нездоровый, болезненная спячка, в которой люди гоняются за суетой и думают, что они живут действительной жизнью, забывая о душе, о Боге и о Будущей Вечной Жизни. Для того, чтобы глубже напечатлеть в нас чувство опасности, необходимости бодрствования и пробудить нашу совесть от духовной дремоты, Господь рассказал притчу о десяти девах, которую мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении. Эта притча научает нас тому, чтобы, приняв веру, мы сопровождали ее добрыми делами, которыми только и может поддерживаться наша духовная жизнь. Неразумные девы, вышедшие навстречу Жениху, не приготовили для своих светильников елея добрых дел. Мудрые же вместе со светильниками запаслись и добрыми делами, чтобы достойно встретить Жениха. Так и наша жизнь должна вся быть приготовлением к встрече с Господом, а для этого на всем протяжении ее должны мы непрестанно заботиться о приобретении и сохранении живой веры и горячей любви к Богу, Источнику любви, и к ближним. Заботы века сего затмевают самую существенную заботу и цель нашей жизни – озарение светом Христовым, ее спасение и уготовление к Вечному Царству. Будем трезвиться, чтобы войти в Небесный чертог с мудрыми девами и сподобиться от Господа вечных благ. Аминь. Архимандрит Кирилл (Павлов) 26 апреля 2016 г. скрыть способы оплаты Комментарии наталья 23 апреля 2019, 16:51 спаси Господи Татьяна Булысова 2 апреля 2018, 16:22 Спасибо!!! Игорь Дерюгин 11 апреля 2017, 14:16 Спаси Господи! Анастасия 26 апреля 2016, 18:36 Спаси Господи! Артем 26 апреля 2016, 12:33 Спаси господи! 26 апреля 2016, 11:24 Спаси Господи! Лилия Юхтанова 25 апреля 2016, 19:17 - спасибо большое! Екатерина 7 апреля 2015, 22:42 Спасибо большое,за подробный рассказ,вот библии нет под рукою,а прочитать что положено на Великий Вторник хотелось!Спаси Господи! елена 7 апреля 2015, 18:48 Спаси Господи

http://pravoslavie.ru/1692.html

Триодью называются две богослужебные книги, которые содержат в себе службы, иначе последования, с изменяемыми молитвословиями для подвижных дней Богослужения круга годичного, и между молитвословиями имеют трипеснцы, т. е. неполные каноны, состоящие не из 9-ти или 8-ми песней, a из трех (трипеснцы), четырех (четырепеснцы) и из двух (двупеснцы). От канонов трипеснцев книги Триодь (τριδιον) получили свое название. Трипеснцы, четырепеснцы, двупеснцы назначено петь только в дни седмичные, но не в воскресные. В продолжение шести седмичных дней поются все 9-ть песен канона. Двупеснец состоит из 8-й и 9-й песни. Он положен в Триоди только в великий вторник на утрени. И во всяком трипеснце и четырепеснце находится 8-я и 9-я песни. Пред этими песнями в понедельник находятся 1-я песнь, во вторник 2-я, в среду 3-я, в четверток 4-я, в пятницу 5-я, a в субботу 6-я и 7-я песни. И так, в седмичные дни, кроме субботы, поются трипеснцы, a в субботу – четырепеснцы. Обе Триоди воспоминают разные события, поются в разное время и имеют особые названия: одна именуется Постною. a другая – Цветною Триодью. Триодь постная Триодь Постная содержит службы, иначе последования, с изменяемыми молитвословиями для Богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые составляют приготовление к Великому посту и самый Великий пост . Под приготовительными днями к Великому посту разумеются: неделя (воскресение) Мытаря и Фарисея, неделя (воскресение) Блудного сына, суббота и неделя (воскресение) Мясопустные, вся седмица (семь дней) Сырной недели. Под Великим постом разумеется святая Четыредесятница и Страстная Седмица. Триодь Постная в некоторые дни заменяет известными своими песнопениями подобные песнопения Октоиха, и в те дни Октоих не поется; иногда же песнопения Октоиха соединяются с песнопениями Триоди. Немного таких дней, в которые, при пении Постной Триоди, не поются вовсе песни Октоиха; дни эти суть: суббота 5-й недели Великого поста – суббота акафиста, неделя (воскресение) Ваий – праздник двунадесятый и дни Страстной седмицы, начиная с понедельника до великой субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Отечество наше Российское проходило через многие испытания и трудности, но ведь за всю тысячелетнюю историю, которая изобиловала опаснейшими конфликтами, в том числе связанными с поражением страны, с лишением свободы людей русских, мы, пройдя через все эти испытания, сохранились и как страна, и как народ. И сегодня, в непростых условиях, в которых оказалась Россия, мы особенно должны обращать свой взор к Господу, просить у него помощи для всего нашего народа, для властей, для воинства, чтобы Господь оградил нас от всякой пагубы, благословил нас мирной жизнью. Но в ответ на эту просьбу мы должны изменить наше отношение к Господу. Мы должны понять, что вера не может быть на периферии человеческой жизни. Нельзя просить Бога, лишь когда с тобой что-то стряслось, — молитва должна быть важнейшим фактором нашей жизни. Без молитвы и общения с Богом жить невозможно. И я бы хотел, чтобы эти слова услышали не только вы, мои дорогие, но многие и многие, кто еще не пришел к Богу, для кого молитва еще остается чем-то непонятным и сложным. Хотелось бы, чтобы каждый мог на собственном опыте испытать ту силу, которую дает реальная связь человека с Самим Творцом. И верим, что как в прошлом, в непростые времена молитва спасала народ наш, вразумляла власти, давала мужество воинам, так и в нынешнее время молитва Церкви, молитва народа нашего будет услышана Господом и Спасителем, и явится милость Его Божественная и над народом нашим, и над Отечеством. Мы вступили с вами в замечательное поприще Великого поста, и цель этого поприща заключается в том, чтобы изменить, как я уже сказал, самих себя. И дай Бог, чтобы дела, которые совершает человек, которые имеют отношение не только к нему лично или к его семье, но, в зависимости от положения человека, могут иметь отношение к большим группам народа и вообще ко всему народу, — чтобы все они споспешествовались Господом в ответ на обновление и укрепление нашей веры. Настало такое время. Как многие из вас знают, я родился в Ленинграде. Мои родители пережили Ленинградскую блокаду и чудом остались живы. Маме со старшим братом удалось выехать по льду Ладожского озера в день Святой Пасхи 1942 года, когда уже за спиной было самое страшное время — голодная зима 1941-1942 гг. Вот чем жили тогда люди? Они верили в победу, они молились Господу об этой победе. И, как тогда говорили воины, атеистов на переднем крае фронта не бывает. Даже люди неверующие иногда поднимались в атаку со словами «Господи, помоги!» Потому что именно в такой момент жизни отступает все второстепенное, наносное, несущественное. Остается только самое главное — человек, предстоящий Богу.

http://patriarchia.ru/db/text/6007256.ht...

Господи, я человек грешный и не разумею, как должно, но Ты, Милостивый, вразуми меня, как нужно поступить. Вторник 3-й седмицы Великого Поста Святитель Григорий Палама выразился очень насыщенно и интересно: «Страсти обычно любят возвращение, то есть им нравится снова поселяться на своем месте». Что это значит? Пропал весь наш труд? Не совершил над нами чуда Бог ? Если будем невнимательны, беззаботны, начнем ошибаться, то страсти, о которых мы уже и позабыли, думая, что победили, вернутся. Страсти возвращаются, когда появляются помыслы превозношения. Чем больше человек смиряется, тем больше согревается его сердце любовью к Богу и ближнему, а страсти ослабляются и парализуются. И тогда они становятся той почвой, на которой пышно расцветают и начинают благоухать соцветия божественных добродетелей. И эти цветы произрастают не только в пустыне, но и в миру. Насколько человек бывает собран в себе, освобождается от многозаботности, шума, суеты, криков и склоняется внутрь себя, возделывая сад своего сердца, настолько он будет глубоко удивлен, найдя богатую милость Божию в посещении Им дома человеческого сердца. Но если кто-то не находит времени отдышаться, утолить жажду, вздохнуть полной грудью, то ему нет никакой возможности принять у себя Великого Гостя. Нужно обязательно находить время для своей души. Иначе пройдут дни и годы в утомительной повседневности, ужасающей тоске, монотонной рутине. Поскольку мы достигли так много в нашей жизни, то нужно постараться и обрести, наконец, эту встречу с самим собой и с Богом. Мы уже много знаем, но самый близкий к нам, наше «я», остается для нас незнакомым, легко рассуждаем на разные темы, но в нашей жизни наш Господь и Бог так и не открылся. И поэтому именно сейчас нужно найти возможность для устроения самого себя. Ад и рай «Вот, смотри: и ад, и сатана, и рай, и многое тому подобное – реальные вещи. Но я не желаю, чтобы ты их боялась или постоянно о них думала, как ты это сейчас делаешь. Я хочу, чтобы ты полюбила Христа, Который есть все, и тогда, где бы ты ни была, ты не будешь бояться ничего из того, о чем мы сейчас говорим. Ты будешь иметь все блага и здесь, и там.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/afonsk...

Господи, обрати мои помыслы неверия – в несомненную веру, даруй мне вместо ропотливости искреннее благодарение за все, вместо богозабвения непрестанную углубленную память о Тебе, Вездесущем и Всесодержащем, вместо неведения ясное созерцание или в уме перебирание всех спасительных истин христианских, вместо нерассудительности чувства, обученные в рассуждении добра и зла, вместо всяких хульных помыслов Богохваление и славословие; вместо сластолюбия всякое воздержание, постничество и самоумерщвление, вместо славолюбия смирение и жажду безвестности, вместо сребролюбия довольство малым и нищелюбие; также вместо гнева кротость, вместо ненависти любовь, вместо зависти сорадование, вместо мщения прощение и мирность, вместо злорадства сострадание, вместо зложелательства доброхотство. Мысленную силу мою укрась непрестанным вниманием, молитвой и ведением Божеских истин, силу желательную полным самоотвержением и отречением от всякого самоугодия, силу раздражительную любовью; да свет ума твоего никогда не помрачится во мне, и сказанные недобрые помыслы не возмогут найти во мне места. Боже, да как заповедует святой Давид, уклюнюся от зла и сотворю благо (ср. Пс.33:15 ). Вторник 1-й седмицы Великого Поста – Геронда, на что нам обратить особое внимание в Великий пост ? – На благородство, на духовное благородство. – Разве Великий пост – это не время преимущественно покаяния? – Благородство, благородство, чтобы соединиться со Христом, – без этого преуспеяние невозможно. Если бы вы знали, что даёт благородство, вы бы гонялись за ним день и ночь, забыли бы и про сон. Если человек внимательно рассмотрит духовное благородство, то найдёт сокрытое в нём величие Божие! – Что именно есть благородство? – Благородство духовное – это духовное превосходство, жертвенность. Благородная душа требует только с себя, но не с других. Жертвует собой ради других, не ища воздаяния. Забывает о том, что даёт, но помнит любую мелочь, которую получает. Обладает любочестием, смирением, простотой, бескорыстием, честностью... всем обладает. Обладает и величайшей радостью и духовным взыгранием, ликованием.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/afonsk...

Но есть и еще нечто опасное в празднословии. Слово, которое мы обращаем вовне, является результатом нашей мысли. Когда человек мыслит, он тратит внутреннюю энергию, но когда он говорит, энергии расходуется куда больше. Это только кажется, что слово есть нечто совсем простое и легкое. Многие из нас опять-таки на собственном опыте знают, как тяжело постоянно находиться в общении и разговаривать, потому что в слове — часть нашей внутренней жизни. Если же мы пустословим, произносим праздные слова, то мы расточаем свою внутреннюю силу, мы наносим ущерб своей духовной жизни. «Положи, Господи, хранение устам моим» (Пс. 140, 3) — неслучайно мы обращаемся с этими словами к Господу, ибо каждое праздное слово разрушает наш внутренний мир, подтачивает его, ослабляет и, в конце концов, делает восприимчивым ко всякой неправде и греху, который нас окружает. Как же нам преодолеть этот порок пустословия? Самым важным и верным средством является молчание. Недаром существует пословица: слово — серебро, а молчание — золото. Нужно помнить, что каждое слово может иметь большую ценность и для говорящего, и для слушающего. Каждое слово берет внутреннюю энергию и силу у человека. А для того чтобы сохранять эту силу, нужно удерживать язык свой от зла (см. Пс. 33:14). Молчание — это способ набраться внутренней духовной силы. И жизнь в Церкви, богослужебная жизнь дает нам эту удивительную возможность, ведь в храме мы молчим. В храме мы думаем, мы молимся, но молчим. Для некоторых людей порой трудно выстоять долгую службу, особенно во время Великого поста. Но ведь как замечательно провести в молчании три-четыре часа — где еще человек может погрузиться в эту удивительную атмосферу духовного молчания? Может быть, поэтому мы и чувствуем обновление своих духовных сил, когда покидаем храм после молитвы. Но и в жизни нужно вырабатывать навык молчания. Когда трудно или не хочется говорить, следует помолчать. Особенно же нужно уметь молчать перед тем, как произносить ответственные слова, — чтобы не ранить человека словом, чтобы пустотой своего слова не заразить его душу, не нанести ему духовного вреда.

http://patriarchia.ru/db/text/1424985.ht...

23. Во всяком пекущемся есть изобилие, любосластный же (изнеженный) и беспечальный (беспечный) в скудости будет. Изобилие и скудость бывает плодом благословения Божия к трудящимся и неблагословения к избегающему трудов. Трудолюбивый при помощи благословения Божия награждается тем, что приобретенное его честным трудом достаточно не только для удовлетворения его потребностей, но и для вспоможения ближним. Но Господь не потворствует Своею милостию человеку, ведущему беспечную и изнеженную жизнь: он живет в скудости. 24. Венец премудрых богатство их, житие же безумных зло. Плохо живется на свете человеку неразумному, не принимающему ни от кого вразумлений и пренебрегающему наставления: ему суждено жить в скудости, – ибо если он и трудится для обеспечения себя в средствах жизни, но трудится неумеючи и оттого бесплодно. Истинно мудрый наживает себе богатство не только честным, но и разумным трудом. Посему приобретенное таким трудом богатство поистине есть его венец, – слава и похвала. Никто не упрекнет его за обладание богатством: всякий видит, что оно нажито без обиды ближнему и разумно. 25. Избавит злых (от зол) душу свидетель верен, разжизает же лживая лестный (лживый). Добросовестный свидетель правдивым показанием на суде спасает от беды невинного, способствует его оправданию; а недобросовестный сплетением лжи подводит под беду невинного (Слич. Паримию во вторник 4-й седм. В. поста, гл. ΧΙΙ, 17). 26. В страхе Господни упование крепости, чадом же своим оставит утверждение мира (твердый мир). Страх Господень есть твердая опора в жизни. Кто Бога боится, тот возлагает упование на Него, и не посрамляется в своем уповании. Господь, на Которого он уповает, ограждает Своею силою его мир и безопасность, спасает его от бед и напастей. И не только он сам находит в Боге свою крепость и защиту, но и детям оставит твердый мир. Дети, наследующие от отца страх Божий, наследуют и благословение Божие. «Господь крепость людям своим даст. Господь благословит люди своя миром». XXII. Паримия в понедельник пятой седмицы Великого поста. (Притч. XIV, 27–35, XV, 1–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Всякой год одно и то же, и всякой год ум исхититься об этом месяце только готов от радости. А что бы взять Великий пост в обители где, у леса, у рек… Услышать бы, как поёт жавороночек, сидючи весной на проталинке… …Но и в городе… Жива душа моя, жив Господь! и в городе. Сколько неба! Сколько тихости теперь в ночах. Какие ручьи побегут, омывая древние плиты Города, многовековые пороги стен церковных… Разве в городе нет природы? Как заветны у меня часы рассвета, с которым так пречудно-радостно я беседую в моё подвальное оконце. И этого так много! Великий пост, службы церковные… Ходи весь май себе. 2 марта На рассвете брателко, уходя, развесил мне оконце. И лёжа, вижу золотящуюся от солнца весеннего стену и голубого неба кусок И уж знаю себя лежащим в красе Божьего мира, в радости весны. Неважно, о как неважно, что телёшко моё в подвале, что кругом «пыль да копоть и нечего лопать». Это не загораживает сейчас утреннюющей мысли. Закоптелый потолок не помеха. Мысль радующаяся летает, как ласточка. В Божьем мире нигде ей не загорожено. Открыл глаза, увидел стену дыма в солнце и небо мартовское и к стене повернулся. Богач. Божье богатство споро. Се Бог в оконце мартовской весны подал. И Божий дар, как дрожди в человеке. Крылата душа человека. Летаю, вижу елие столетнее, но и ручьи небес горние вижу над моими горами хотьковскими, и перелески. И дороги и… нигде не загорожено Какой пустяк, что носом в саженной приступок упираясь лежу, что в саже и паволока. Вторая седмица Святых постов. Какая радостная одежда у этих дней-иноков! Какая радостная печаль! В марте всегда Великий пост, и всегда дни эти одеяны блистаньем начинающейся весны солнечного голубого неба; говор вод, шёпот капелей. А сегодня память матери. 10 марта Мне любо выписывать, что вот вторник сейчас третьей седмицы Великого поста. Прискорбно проходит день. Горестно живётся. И всё-таки сознание, что хоть ты-то в таинстве, но дни-то над тобой, святые дни Великого поста, каплю мёда кладёт на язык, вергающий горечь… Ели «порцион», угрыз брата за мрачность (больного, голодного, уставшего). Поссорились. Он залёг в угол. В подвале быстро стемнело. Но  молитвенно глядела в оконце угасающая заря. Твоё-то сердце окаменело. А небо вечернее, как ни взглянешь, всё точно молится за нас бессмертному, отцу небесному когда на дню-то упадёшь в отчаянность, аж до крика. (И это несмотря на то, что я погано и непростимо виноват.) То нечто утешит тебя, отчаянного, унылого, как зверь выползшего под божье небо. Бьючи яростно-безумным словом единственного рыдательно любимого человека, я и себя ведь бью. И вот когда умученный-то вылезешь «на волю», острее всё сознаёшь. Милость божья велит оку твоему сердечному утиху высмотреть их заменить скучныя песни земли

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010