В.В. Лопатин 1. Замечания общего характера История открытия и хронология публикаций группы поучений преп. Феодосия Печерского достаточно подробно описаны И. П. Ереминым в его издании текстов великого киево-печерского подвижника. В то же время за пределами этого обзора осталось мнение ряда исследователей о том, что в соответствующих рукописных сборниках могут присутствовать и другие поучения преп. Феодосия. Необходимость проверить эту информацию и побудила нас пройти по стопам предшественников – сперва еще раз изучить охватывающие период церковных чтений от Недели мытаря и фарисея до Лазаревой субботы рукописные сборники 224(50), 225(48), 226(47), 227(49) собрания Киево-Печерской лавры, хранящиеся сегодня в Институте рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского, а затем и триодный Румянцевский сборник 406, в котором и были обнаружены в свое время А. X. Востоковым поучения преп. Феодосия. В ходе этого изучения выяснилось, что группа гомилий второго киево-печерского игумена, находящаяся в этих сборниках в качестве чтений со вторника по пятницу третьей седмицы Великого поста, состоит не из семи, как считалось ранее, а из восьми поучений. Специфика этой группы (стилистическое единство поучений и одновременная их тематическая разноплановость производят впечатление своеобразного цикла) как бы определяет ее капсулированность среди других чтений. Это позволило В. А. Чаговцу предположить, что поучения могли быть извлечены из гипотетического «Великопостного Златоуста», составленного преп. Феодосием для чтения на монастырских богослужениях во время его пребывания в пещерном затворе. Схожую мысль высказал и Н. К. Никольский , отметивший, что составители в данном случае, «очевидно, только выбирали из одной более обширной группы поучений те, которые казались пригодными для целей церковного чтения в 3 неделю поста». Что же касается возможности наличия в этих сборниках других учительных слов преп. Феодосия, скрытых под чужими именами или анонимных, то пока здесь можно лишь отметить следующее. Два текста Румянцевского сборника 406, привлекшие внимание А. X. Востокова своей схожестью с изложенным в «Повести временных лет» предпостным поучением преп. Феодосия, в действительности ему не принадлежат. Первый из них, читавшийся во вторник первой седмицы поста (л. 40–42 об.; нач.: «В законе повеле Бог сыном иисраилевым, да кождо от себе Богу десятину давали...»), достаточно быстро был идентифицирован как поучение аввы Дорофея . Текст второй «В неделю 2 поста слово душеполезно» (л. 91–93; нач.: «Придите, друзи и братье, возлюбленное стадо Христово, да мало и еще нечто изреку») сегодня атрибутируется св. Клименту Охридскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodosij_Peche...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Новый перевод Великого покаянного канона святого Андрея Критского. Часть II — вторник первой седмицы Великого поста Продолжаем публикацию перевода покаянного канона св. Андрея Критского. Статья   ПЕСНЬ ПЕРВАЯ Ирмос: Помощником и покровителем Он стал мне ради моего спасения; это мой Бог, и я прославлю Его, Бог отца моего, и я превознесу Его, ибо Он славно прославился. Каиновым осквернив себя убийством, я сознательным произволением сделался убийцей собственной души, оживив плоть и вооружившись против нее своими злыми делами. Авелю, о Иисус, не уподобился я праведностью, приятных Тебе даров не приносил никогда, ни дел божественных, ни жертвы чистой, ни жизни непорочной. Подобно Каину и мы, жалкая душа, принесли Создателю всего деяния скверные и недостойную жертву, и никчемную жизнь: за это и осуждены. Глине, о Гончар, придав форму, Ты дал мне плоть и кости, дыхание и жизнь. Но, Творец мой, Искупитель мой и Судия, прими меня кающегося! Открываю Тебе, Спаситель, грехи, которые я соделал, и души и тела моего раны, которые внутренние враги убийственными помыслами разбойнически мне нанесли. Пусть я и согрешил, Спаситель, но знаю, что Ты человеколюбив: бьешь сострадательно и жалеешь искренне, видишь плачущего и, как отец, бежишь навстречу, призывая блудного. Троице: Сверхсущественная Троица, приемлющая поклонение как Единица, сними с меня тяжелое ярмо греха, и, как милосердная, дай мне слезы умиления. Богородице: Богородица, Надежда и Защита воспевающих Тебя, сними с меня тяжелое ярмо греха, и, как Владычица чистая, прими меня, кающегося.   ПЕСНЬ ВТОРАЯ Ирмос: Внимай, небо, и я буду говорить, и воспою Христа, от Девы плотью пришедшего. Сшил и мне грех кожаный хитон, сняв с меня прежнюю Богом сотканную одежду.

http://bogoslov.ru/article/6025158

XVII. Паремия, положенная на вечерне во вторник четвертой седмицы Великого поста (Быт 9, 8–17). В сей паремии повествуется о завете Бога с Ноем и о знамении завета.   Быт.9:8–11 .  Рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се, Аз поставляю завет Мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот и всем зверем земным, елика с вами [суть] от всех изшедших из ковчега: и поставлю завет Мой с вами: и не умрет всяка плоть ктому от воды потопныя, и ктому не будет потоп водный, еже истлити всю землю. Господь не только дает обещание вперед не опустошать земли всеобщим потопом, но еще во свидетельство Своего неизреченного милосердия к людям, вступает с ними, в лице Ноя и его сыновей, в завет. Завет значит союз, осно­ванный на взаимных обязательствах вступающих в союз сторон. Вступая в завет со всеми людьми, в лице Ноя и его сыновей, Господь Бог, Существо ни от кого не зависящее, всесвободное, над всем, что вне Его, владычествующее, принимает на себя торжественное обязательство испол­нить данное им обещание не возобновлять всемирного потопа, и требует от них только веры в истину этого обе­щания. В завет с собою Господь вводит вместе с людьми и животных не потому, чтобы и они к чему-нибудь могли быть обязаны заветом, но единственно по любви к челове­ку. Как во Гневе Своем на человека Он казнил потопом вместе с ним подчиненную ему тварь, как и по милости Своей к человеку Он обязуется не губить всеобщим пото­пом существ, покоренных под власть Его.   Быт.9:12–13 .  И рече Господь Бог Ноеви: сие знамение завета, еже Аз даю между Мною и вами, и между всякою душею живою, яже есть с вами, в роды вечныя: дугу Мою полагаю во облаце, и будет в знамение завета [вечнаго] между Мною и землею. «Дуга во облаце», или радуга, происходит от преломления лучей света в дождевых каплях, при чем свет разлагается на семь цветов, как и при прохождении чрез стеклянную призму. Судя по такому происхождению радуги, должно полагать, что это метеорологическое явление видимо было и до потопа, ибо трудно допустить, чтобы до потопа радуга была только естественным признаком и последствием дождя, теперь же Господь обращает ее также в знамение Своего благоволения к людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В частности, с суточным кругом богослужения связан евхаристический пост, который заключается в полном воздержании от воды и пищи до конца литургии (о чем уже было сказано в параграфе 1 настоящей главы). Этот тип поста удивительно похож на ветхозаветную практику поста (в обоих случаях пост – полный отказ от пищи, а не ограничение ее качества). Однако на практике ежедневный евхаристический пост встречается только в монастырях, где первая трапеза данного дня действительно имеет место после литургии. Далее, для седмичного круга богослужения характерен пост в среду и пятницу (это уже пост в церковном, а не ветхозаветном смысле, то есть ограничение количества и качества пищи), так как эти дни связаны с воспоминанием предательства Иуды и смерти Спасителя на Кресте. Наконец, большинство постов (все многодневные и три однодневных, см. далее) связано с годичным кругом богослужения. Многодневных постов всего четыре: Рождественский пост – первый многодневный пост в церковном году (так как церковный год начинается с сентября). Рождественский пост длится 40 дней (потому еще называется в церковной традиции «малой Четыредесятницей», в отличие от Великой Четыредесятницы). Дата начала поста – 15 ноября (сразу после праздника апостола Филиппа (14 ноября), почему пост иногда и называется Филипповым постом), последний день поста – 24 декабря (Рождественский сочельник). Правила относительно вкушения пищи в Рождественский пост изложены в 33-й и 48-й (см. 14 ноября) главах Типикона. По степени строгости Рождественский пост является умеренным постом, так как только в понедельник, среду и пятницу предписывается строгий пост (воздержание от употребления «вина и елея») 54 . В то же время во вторник и в четверг разрешено вкушать «вино и елей», а в субботние и воскресные дни разрешается вкушение рыбы. Также разрешается вкушение рыбы в праздник 21 ноября и на праздники со всенощным бдением (в любой день седмицы). Наконец, разрешается вкушение рыбы во вторник и четверг в случае полиелейного праздника или великого славословия (16, 30 ноября, 9 декабря и др.); если же славословие или полиелей случится в понедельник, среду или пятницу, то разрешается вкушение «вина и елея» 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

1) Накануне среды и пятницы сырной седмицы (однако если в один из этих дней случится Сретение Господне, то повечерие не служится); 2) Все дни Святой Четыредесятницы вечером (кроме среды и пятка 5-й седмицы); 3) Великий Понедельник и Великий Вторник вечером; 4) На Рождество Христово и Богоявление в составе бдения. Последование Великого повечерия Сначала рассмотрим чиноследование обычного Великого повечерия, совершаемого вечером в постные дни (кроме пятниц) 2, 3, 4, 5 и 6-й седмиц Святой Четыредесятницы. Чиноследование Великого повечерия находится в Часослове и Следованной Псалтири, а его устав – в 49-й главе Типикона (Понедельник 1-й седмицы Великого поста). Чиноследование Великого повечерия состоит из обычного начала и 3-х частей, каждая из которых начинается с «Приидите, поклонимся...». Поэтому желательно, чтобы повечерие читали три чтеца следующим образом: – первый чтец – обычное начало и 1-я часть; – второй чтец – 2-я часть; – третий чтец – 3-я часть. Обычное начало и 1-я часть Священник: «Благословен Бог наш...» Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный...» Трисвятое по «Отче наш». Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство...» Чтец: «Господи помилуй» (12 раз). «Слава и ныне». «Приидите, поклонимся...» Псалом 4: «Внегда призвати ми...» Псалом 6: «Господи, да не яростию Твоею...» Псалом 12: «Доколе, Господи, забудеши мя до конца...» «Слава и ныне». «Аллилуиа» (трижды). «Господи помилуй» (трижды). «Слава, и ныне». Псалом 24: «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою...» Псалом 30: «На Тя Господи, уповах...» Псалом 90: «Живый в помощи Вышняго...» «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (трижды), «Господи помилуй» (трижды), «Слава, и ныне». Чтец (иногда канонарх) громко и торжественно возглашает: «С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог». Хор: «С нами Бог... » (полностью). Затем чтец читает стихи, а хор допевает припев к каждому стиху: «Яко с нами Бог». Чтец: «Услышите до последних земли». Хор: «Яко с нами Бог». Чтец: «Могущие покаряйтеся». Хор: «Яко с нами Бог» (далее по тексту Великого повечерия).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Они составлены в 1-й половине IX века и автор взял за образец великопостные трипеснцы преподобного Феодора Студита . Далее 1-я песнь понедельника и трипеснец среды составлены преподобным Антонием Студитом (IX в.). То, что нынешний трипеснец понедельника является синтезом творений двух разных авторов, объясняется тем, что в рукописных Триодях анонимные трипеснцы часто смешивались с трипеснцами Антония из-за близости их содержания и времени происхождения с. 147 – 148, 169] . Наконец, автор второго трипеснца четверга сырной седмицы неизвестен. В соответствии с наличием указанных песнопений служба в понедельник, вторник и четверг сырной седмицы приобретает следующие особенности: – на вечерне (равно как и на утрене) стихиры на стиховне поются только по Триоди: самогласен (дважды), мученичен (припевы берутся вседневные из Часослова); «Слава, и ныне»: Богородичен; Начиная с этого дня и по Троицкую седмицу включительно на стиховне (и вечерни, и утрени) стихиры Октоиха не поются. В седмичные дни Великого поста поются только стихиры Триоди, а в период Пятидесятницы – стихиры Триоди в случае вседневной службы и стихиры Минеи (на стиховне великой вечерни) в случае праздника бденному или полиелейному святому. – на утрене читаются две кафисмы, седальны по 1-й кафисме – из Октоиха, по 2-й – из Триоди (без малой ектении); Возникает вопрос относительно добавления мученична к седальнам Октоиха по 1-й кафисме (мы подразумеваем, что святой имеет кондак по 6-й песни канона, ибо в противном случае мученичен Октоиха читается вместо кондака, см. 9-ю главу Типикона). Ясно о необходимости читать мученичен с предварительным стихом «Дивен Бог во святых Своих…» сказано только при изложении чина великопостной утрени. Однако это предписание, скорее всего, не является в строгом смысле особенностью служения седмичных дней Святой Четыредесятницы, а имеет компенсационный характер. Дело в том, что обычно на вседневной службе мученичен читается вместе с седальнами Октоиха по 2-й кафисме. Но в седмичные дни поста по 2-й и 3-й кафисме полагаются седальны Триоди, потому для мученична места не находится и Устав, не желая пропускать его вовсе, назначает читать мученичен как добавочное молитвословие к седальнам по 1-й кафисме, взятым также из Октоиха. На сырной седмице седальны Октоиха по 2-й кафисме также не читаются (вместо них – седален Триоди), потому мученичен, руководствуясь той же идеей, уместно также прочитать по 1-й кафисме. – Канон поется следующим образом: а) в тех песнях, где нет трипеснца – каноны Октоиха и Минеи по обычаю (1-й Октоиха на 6, 2-й Октоиха на 4 и Минеи на 4), катавасия по 3-й и 6-й песни – ирмос Минеи); б) где есть трипеснец – Минеи на 6 и оба трипеснца на 8, катавасия Триоди. Кроме того, во вторник 2-я песнь поется только по Триоди без стихов библейской песни с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В Иадгари - сохранившемся в груз. переводе гимнографическом прибавлении к иерусалимскому Лекционарию, отражающем практику VII-X вв.,- для каждого из 3 дней приведено по трипеснцу, 2 группы стихир (для утрени (на хвалитех) и вечерни (на «Господи, воззвах»)), тропарю вечерни (те же, что и в Лекционарии, но тропарь есть и у Вел. понедельника - 5-го гласа, нач.: «Придите, верные, Страсти Спасителя») и прокимну ( Метревели. Иадгари. С. 177-185). В соборном богослужении Константинополя IX-XII вв. отраженном в Типиконе Великой ц. ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 66-71), эти дни практически не отличались по своим литургическим особенностям от седмичных дней Великого поста. В каждый из 3 дней совершались утреня, тритекти (особая служба, заменяющая дневные часы), вечерня с литургией Преждеосвященных Даров , паннихис (торжественная служба накануне праздников, а также на 1-й седмице Великого поста и Страстной седмице). Тритекти и вечерня, как и в будние дни поста, имели 3 паремии (1 на тритекти и 2 на вечерне), причем прокимны этих паремий (по 2 на тритекти и вечерне) в эти дни продолжали обычный великопостный ряд (прокимны заимствуются из псалмов Псалтири по порядку их следования, так что в первые 3 дня Страстной седмицы выпеваются прокимны из Пс 125-137). Паремии, напротив, взяты не из книг Бытия, Притчей Соломоновых и прор. Исаии (как в будние дни поста), но из книг Исход, Иова (на вечерне) и прор. Иезекииля (на тритекти). Важнейшее отличие служб этих дней от обычных великопостных - чтение Евангелия на вечерне. Паремии 3 дней представляют собой последовательное чтение 3 книг ВЗ - Исхода (1. 1-20; 2. 5-10; 2. 11-22 соответственно для каждого из 3 дней), Иова (1. 1-12; 1. 13-22; 2. 1-10 соответственно для каждого из 3 дней) и прор. Иезекииля (1. 1-20; 1. 21-28; 2. 3-3. 3 соответственно для каждого из 3 дней) и не связаны непосредственно с темами этих дней (появление подобных чтений в чине вызвано к-польской практикой прочитывать в течение Великого поста и Страшный Суд. Миниатюра из Евангелия. XVI-XVII вв. (РГБ. Ф. 178. Л. 73 об.)

http://pravenc.ru/text/150085.html

Премудрости Наставниче, смысла Подателю, немудрых Наказателю и нищих Защитителю, утверди, вразуми сердце мое, Владыко! Ты даждь ми слово. Отчее Слово, се бо устне мои не возбраню, во еже звати Тебе: Милостиве, помилуй мя падшего. [«Мудрости Наставник, разума Податель, неразумных Учитель и нищих Защитник, укрепи и вразуми, Владыка, сердце моё. Ты дай мне слова. Отчее Слово, и вот я не удержу уста свои, чтобы восклицать Тебе: «Милостивый, помилуй меня, падшего».] На вечерне прокимен Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя; вонми души моей и избави ю. [«Не скрывай лица Твоего от отрока Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня, внемли душе моей и избавь её».] Молитва святого Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Поклон) [«Господи и Владыка жизни моей. Дух праздности, уныния, властолюбия и празднословия отклони от меня».] Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (Поклон) [«Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему».] Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. (Поклон) [«О, Господин Царь, дай мне видеть мои согрешения и не осуждать брата моего, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь».] Боже, очисти мя грешнаго (12 раз с малыми 1 поклонами), потом всю молитву: Господи и Владыко живота моего... и один великий 2 поклон в конце. (Эта молитва читается на часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений.) В 1-ю седмицу святой Четыредесятницы В первую седмицу св. Четыредесятницы полагается особенно строгий пост. Глас 6 Великий канон – творение греческого церковного песнотворца VII в. св. Андрея, архиепископа Критского, – поётся и читается Великим постом; по частям – на великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверг 1-й седмицы и затем полностью – на утрене в четверг 5-й седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

231 Если эти торжественные дни случатся в понедельник, вторник и среду какой бы то ни было седмицы, то отправляются в предыдущее воскресенье, а если в четверток, пяток и субботу, – в следующее воскресенье (ср. 16 июл. в Уст.); случившийся же в понедельник 1-й седмицы Великого поста торжественный день переносится на Сырное воскресенье, а если он случится в остальные дни 1-й седмицы, кончая субботой, то отправляется в эту субботу (ср. в Уст. 30–32 хр. гл). 232 Новгородским Е.Н. было сделано распоряжение, по которому духовенство епархии в дни Высокоторжественные во всех церквах обязательно и неопустительно должно отправлять со всей торжественностью и полнотой, какие положены по Уставу, службы Божии, приглашая прихожан к посещению в эти дни храма и объясняя им всю важность этих празднований; благочинные же обязаны наблюдать за непреложным исполнением этого распоряжения, донося Начальству о неслужащих в эти дни причтах для привлечения их к законной ответственности (Новгор. Е.В. 1891, 26). – Духовенству Подольской епархии было вменено в обязанность в дни Высокоторжественные (между которыми указано было и 17 окт.), хотя бы эти праздники совпали и с воскресными днями, предлагать своим слушателям поучения, разъясняющие народу значение празднуемых событий, оставляя продолжение очередных собеседований до следующего воскресного дня, чтобы слушателей не вводить в соблазн и не подавать повода к незаслуженному обвинению в недостатке патриотизма (Подол. Е.В. 1892, 40). Молитва за Царя есть самая первая, главная и самая общая обязанность для всех сынов нашего отечества ( 1Тим.2:1–2 ). Кроме общего с молитвами за других людей основания, молитва за Царя имеет и другие, ей собственно принадлежащие основания. Русский Государь не без основания иными сравнивается с солнцем, которое, освещая и согревая наше отечество живительными лучами непосредственного царского наблюдения и царской любви, служит неоскудеваемым источником нашего благополучия. Но если мы счастливы царскими о нас заботами, то для самого Государя его положение и служение составляют источник многих и великих тревог, скорбей и печалей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 25. Радоница и чин мирской панихиды Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Мы вновь обсуждаем возможность и способы самостоятельного совершения богослужебных последований. Сегодня обсудим, как и по каким правилам совершать заупокойные моления. Эту тему мы затрагиваем ввиду предстоящего поминовения усопших, известное у нас под именем Радоницы, совершаемой во вторник Фоминой седмицы. Радоница своим происхождением обязана тому установному предписанию, согласно которому, если поминовение усопших по случаю нарочитых поминальных дней (3-го, 9-го и 40-го), не может быть совершено в свое время, то оно должно переносится на один из ближайших дней, в который допустимо это делать. Великим Постом такими днями являются только субботы, да и то не все, а только три, в которые совершается поминовение усопших в восполнение не бывающего в другие дни поста литургийного поминовения. В течение же Страстной седмицы и седмицы Пасхальной вообще нет возможности совершать заупокойное моление. И за это время скопляется немало таких памятей об усопших (годовщина, 40 дней, 9 дней и т.п.). Эти поминания можно справлять лишь в ближайший непраздничный день. Таковым днем является вторник Фоминой седмицы, потому что совершать панихиду можно лишь после вечерни (или утрени), а накануне понедельника (в воскресенье) из-за великой (праздничной) вечерни нельзя еще совершать даже литии за упокой. Ближайшая непраздничная вечерня – это вечерня накануне вторника. И по хорошему уже в понедельник вечером (т.е. сегодня) можно совершать поминание усопших. Правда, не всех, кого захочется, а лишь тех, чьи памяти были перенесены из предыдущих двух недель. У нас же в виду обычая при поминовении одного усопшего по какому-либо нарочитому случаю поминать заодно и весь свой синодик, стали на Радоницу поминать вообще всех усопших от века христиан, кого мы знаем, и кого не знаем. Что касается заупокойности служб, то общее поминовение на Радоницу церковный Устав не предусматривает и не дает никаких указаний относительно изменений в порядке службы в этот день.

http://azbyka.ru/video/25-radonica-i-chi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010