Посты Однодневные: 1) На каждой неделе (за исключением сплошных) по средам и пятницам. 2) В день Воздвижения Креста Господня (14 сент.). Накануне Крещения Господня (5 янв.). 4) В день Усекновения главы св. Иоанна Крестителя (29 авг.). Многодневные: 1) Пост Рождественский (Филипповка), – см. 454 стр. 2) Пост Великий, – см. 550 стр. 3) Пост Богородичный (Спасовка) или Успенский, – см. 293 стр. 4) Пост Апостольский (Петровки), – см. 190 стр. Дни поминовения 1) В Субботу пред Мясопустною неделею. 2) В субботы 2, 3 и 4-й седмиц Вел. поста. 3) В субботу пред неделею Пятидесятницы (Троицкая суббота). 4) В субботу пред днем св. Димитрия Мироточивого (пан. 26 окт.) или Дмитриевскую субботу. 5) В день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи 29 августа. 6) Во вторник или понедельник Фоминой недели. Указатель имен святых Необходимые предварительные сведения Б 1891 г., с благословения Св. Синода, (С.-Петерб. Синод. Типографией был издан: «Месяцеслов всех святых, празднуемых Православною Восточною Церковию, с присовокуплением алфавита имен всех святых». В 1900 г. Москов. Синод. Типографией был напечатан, с разрешения Св. Синода. «Христианский Месяцеслов, с краткими историч. сказаниями о всех святых, прославляемых Православною Церковию», а также с присоединением к нему, на ряду с другими дополнительными статьями, и Указателя имен святых. В этих Месяцесловах содержатся памяти святых, находящиеся в печатных славянских книгах: в Четиих Минеях, в Прологе, в древних печатных святцах XVII в., в богослужебных Минеях, Следованной Псалтири и других богослужебных книгах. В 1903 г. Москов. Синод. Типографией, по благословению Св. Синода, был издан: «Верный Месяцеслов всех русских святых», с присоединением к нему я памятей святых иверских, или грузинских. Месяцеслов этот был составлен на основании донесений Св. Синоду преосвященных всех епархий в 1901–1902 годах о тех святых, в честь которых в их епархиях поются молебны и совершаются торжественные литургии. В настоящее время только эти три означенные Месяцеслова и следует считать узаконенными Св. Синодом (см. Полн. Месяц. Вост. архиеп. Сергия, т. I, стр. II, т. II, стр. 1; Верн. Месяц. 56–59 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Скачать epub pdf Седмица 22-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Лк. Зач. 43. (9,18–22) О СТРАДАНИЯХ И СМЕРТИ ГОСПОДА, О КРЕСТЕ ГОСПОДНЕМ Пришел Сам Сын и крестною смертию совершил наше искупление (37,169). Для чего Крестом совершено Домостроительство вочеловечения? Для того, чтобы от четырех крыл земли собрались спасаемые. Ибо Крест делится на четыре части так, что каждая его часть обращена к одной из четырех частей мира. И предпочтена крестная смерть, чтобы все части мира приведены были ко спасению частями Креста, или потому, что прежде деревянного Креста воздвигнут был целому миру спротяженный мысленный крест, в сердце которого соприкасаются четыре части Вселенной и сила которого, заключающаяся в середине, проходит по четырем частям (2,298). Крест есть знамение будущего бессмертия (61,338). Крест освятил Вселенную, он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение, он собрал народы от востока, запада, севера и юга и соединил их любовью в единую Церковь , в единую веру и единое крещение (23,357). Крест – путь заблудшим, Крест – упование христиан, Крест – узда богатым, Крест – памятование победы над демонами, помощь беспомощным, надежда обуреваемых, заступник вдов, упование скорбящих, цель старцев; Крест – оружие вечное, мудрость неученых, проповедь апостолов, целомудрие дев; Крест – безопасность Вселенной, Крест – уничтожение идолов, сила сильных, разрешение расслабленных, покров нагим; Крест – воскресение мертвых, жезл хромых, низложение горделивых, победа над диаволом; Крест – надежда отчаянных, стена воюемых, судия неправых, страж младенцев; Крест – свет сидящим во тьме, любомудрие для варваров, закон беззаконным, похвала мучеников; Крест – радость иереев, ниспровержение капищ, соблазн иудеям, врачевство болящим; Крест – хлеб алчущим, путеводитель слепым, утешение нищим, покаяние невоздержанным; Крест – пестун юношей, кормчий плавающих, отец сирот; Крест – советник праведных, глава мужей, великолепие царей, свобода рабов, проповедь пророков, Крест – упражнение монахов, основание Церкви, разрушение идольских жертвенников, источник жаждущих; приходит Крест – и преисподняя разорена (24,423).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Богослужение времени распределяется по часам, дням, седмицам и месяцам. В основе его находится суточный круг, состоящий из следующих служб: вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, 1го часа, 3го часа, 6го часа, 9го часа (с так называемыми междочасиями). Устав этих служб изложен в Типиконе: гл. 1 (чин малой вечерни); гл. 2 (великая вечерня в соединении с утреней, то есть так называемое всенощное бдение); гл. 7 (великая вечерня, полунощница и утреня воскресные); гл. 9 (вечерня и утреня повседневные) и в Часослове. Постоянные, то есть повторяющиеся каждый день молитвословия этих служб находятся в Следованной Псалтири или в ее сокращении – Часослове. Эти тексты взяты почти исключительно из Священного Писания; это – псалмы, библейские песни и отдельные стихи из ветхозаветных и новозаветных книг (например, прокимны и т. п.). Следует еще отметить, что, по Уставу, церковный день начинается с вечера, и первой службой суточного круга является вечерня. За кругом суточным, восполняя его, следует круг седмичный. Он не имеет своих отдельных служб, но его литургические тексты вставляются в определенные места суточных служб в зависимости от дня недели. Это – тропари, кондаки, стихиры и каноны дня седмицы, которые читают (или поют) на вечерне этого дня, то есть по гражданскому исчислению суток, накануне вечером. Эти тропари и кондаки читаются в конце вечерних молитв лишь в будни, то есть не под воскресный день, когда положено петь тропари воскресные соответствующего гласа, и не под праздники, имеющие свои особые тропари и кондаки. Понедельник посвящен Небесным Силам Бесплотным, вторник – Крестителю и Предтече Иоанну, среда и пятница – Святому Животворящему Кресту Господню, четверг – святым апостолам и Святителю Николаю Мирликийскому, суббота – всем святым и памяти умерших членов Церкви. Все эти песнопения распределяются по восьми основным мелодиям, или гласам, и напечатаны в книге Октоих. Каждая седмица имеет свой глас, и, таким образом, весь Октоих разделен на восемь частей – по гласам, а каждый глас – на семь дней. Седмичное богослужение составляет цикл из восьми седмиц, повторяющихся на протяжении всего года, начиная с первого воскресенья после Пятидесятницы.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie-sl

Разделы портала «Азбука веры» Расписание евангельских чтений помещено в конце богослужебного Евангелия, в указателе, носящем название “Сказание, еже како на всяк день должно есть чести Евангелие седмиц всего лета” (печатается также в обиходных изданиях Евангелия и в изданиях Нового Завета). 50 седмиц: I .Триодь цветная. II. Межтриодный период III. Триодь постная. 7 седмиц 33 седмицы 10 седмиц От Святой Пасхи до Святой Пятидесятницы. От Пятидесятницы до Недели по Просвещении (Богоявлении) 3 седмицы приготовительных к Великому посту и 7 седмиц Великого поста со Страстной седмицей.     Период Евангелист Исключения Прим 1. 7 седмиц Пятидесятницы от Пасхи до Троицы. Три дня: вторник Пасхи, Неделя жен-мироносиц и четверг – Вознесение Господне. 2. 11 седмиц от  Дня Св. Духа 17 седмиц в Уставе именуются Матфеевыми. 3. 6 седмиц. Все субботы и воскресенья ев. Матфей 4. 18 седмиц. Сочетание Евангелий от Луки и Марка продолжается до Триоди постной, седмицы 13–16, затем в седмицы мытаря и фарисея и блудного сына и оканчивается в субботу мясопустную. 12 полных седмиц Лука, затем с ев. Марком, который занимает будничные дни, оставляя ев. Луке все субботы и Недели. В Уставе именуются Лукиными. 5. Седмица сырная (масленица). Лк. и Мф. 6. Субботы и Недели Великого поста. Преобладает ев. Марк Первое воскресенье Поста, за упокой, святому. 7. Страстная седмица. Преобладает ев. Матфей Рекомендуемые пособия Самое популярное Сейчас в разделе 113  чел. Всего просмотров 3.9 млн. Всего записей 233 поделиться: ©2024 Схемы и пособия к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/shemy/tserkovnye_chteny...

Летопись жизни Сретенской духовной семинарии Седмица 29-я по Пятидесятнице Понедельник. 6 декабря Блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия Студенты всех курсов семинарии посвятили день сдаче зачетов. Подготовка к сессии. Фото: Анатолий Федотов, СДС После обеда воспитанники семинарии поздравили своих собратьев, отмечающих день тезоименитства. Вторник. 7 декабря Вмц. Екатерины. Вмч. Меркурия Протоиерей Вадим Леонов прочитал студентам четвертого курса лекцию по догматическому богословию на тему «Евхаристические споры». Своим выступлением он показал актуальность и важность догматической дискуссии о пресуществлении Святых Даров. Среда. 8 декабря Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сщмчч. Климента, папы Римского и Петра, архиеп. Александрийского Учащимся четвертого курса профессор А. И. Сидоров прочитал лекцию, посвященную богословскому наследию свт. Григория Богослова Четверг. 9 декабря Прп. Алипия столпника Вечером в актовом зале семинарии состоялась лекция известного филолога, проф. Е. А. Авдеенко, посвященная дням творения. Евгений Андреевич очень живо прокомментировал спорные и непонятные места первой главы Библии. Суббота. 11 декабря. Прмч. Стефана Нового. Сщмч. митр. Серафима После окончания лекций большинство студентов отправилось в монастырскую баню, где обсудили результаты прошедшей зачетной недели. Воскресенье. 12 декабря Неделя 29-я по Пятидесятнице. Мч. Парамона Сегодня семинарию посетили учащиеся Регентского отделения МДА. Наши семинаристы рассказали гостям об истории монастыря, показали святыни обители и провели экскурсию по территории. 13 декабря 2010 г. Комментарии Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/43859.html

В некоторых древних рукописях Евангелия Христос говорит: «Царство Божие – посреди вас». «Вы спрашиваете, когда оно придет, и не знаете, что оно уже начало утверждаться посреди вас. Оно уже действует в вашем народе, но, увы, не в ваших сердцах». Нам хорошо знакомо безумие многих слишком усердных исследователей относительно времени наступления того, что впереди их, и не замечающих, что оно уже – посреди их. Господь говорит, что установление этого Царства встретится со многим противостоянием и противодействием. Ученики думали, что теперь вся их жизнь будет исполнена славы и благодати, но Христос говорит им, что все будет иначе. «Придут дни, когда пожелаете видеть хоть один день из дней Сына Человеческого, и не увидите. Вначале вам будет действительно сопутствовать чудесный успех (и так было, когда тысячи прилагались ежедневно к Церкви). Но не думайте, что так будет всегда. Придет время, когда из-за умножения беззаконий охладеет во многих любовь». Господь смотрит далеко вперед, на тех Своих учеников, которые будут у Него в последующие века. Придет такое отступничество, и наступят такие гонения, что христиане будут желать увидеть хоть один из тех прежних дней – то победоносное торжество Церкви, которое они когда-то видели. Мы не должны думать, что дело Христово побеждено, оттого что оно не всегда видимо и не всегда преобладает в мире. Придет время, когда Христос и Царство Его не надо будет искать в том или ином месте, но Его явление будет во всех местах сразу. «Когда скажут вам: Он здесь или Он там, – не ходите и не гоняйтесь. Ибо как молния, сверкнувшая от одного края неба блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой». «Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим». И если Господу это предстоит, ученики Его не должны ожидать ничего другого. Путь Церкви к славе вечной Пасхи не может не быть крестным. Вторник Лк, 87 зач., 17, 26–37 Сказал Господь: как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее. Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Конец этого повествования не может не впечатлять. Господь видит веру нищего не только в исповедании Его Мессией, но также в готовности принять в своей жизни последствия этого исповедания. Обретя зрение, Вартимей употребляет его для самого главного. Он входит в свет и следует вместе со своим Спасителем по дороге в Иерусалим, по пути Крестных Страданий. Мы не знаем о нем больше ничего. Отныне его история смешивается с историей всякого человека, не упустившего своей возможности следовать за Христом. Недостаточно придти ко Христу для духовного исцеления. Но когда мы получаем его, мы должны идти вслед Христу. Кто духовно прозрел, тот видит во Христе такую красоту, которая заставляет его бежать за Ним. Вторник Мк, 50 зач., 11, 11—23 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью. На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его. Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников. Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его. Когда же стало поздно, Он вышел вон из города. Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет.

http://moral.ru/седмица-32-я-по-пятидеся...

Потому что отношение к Богу и отношения внутри Божьего народа настолько неразрывны, что нарушивший второе неизбежно нарушит и первое. Поедающие домы детей Божиих непременно придут к уничижению и Самого Бога и будут говорить: «если кто поклянётся храмом, то ничего(то есть, можно и не выполнять клятву); а если поклянётся золотом храма, то повинен (если не выполнит клятву)». Или: «если кто поклянётся жертвенником, то ничего; если же кто поклянётся даром, который на нём, то повинен». Но что же больше: «золото или храм, освящающий золото?», «дар или жертвенник, освящающий дар?» – А у них получается, что приносимое ими в дом Божий больше Самого Бога и их жертва больше Того, Кому она посвящена! Поистине – «безумные и слепые». И вот людям, имеющим такое извращённое понятие о Боге, но дерзающим учить других, Господь говорит: «Горе вам… лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас». Господь не хочет, чтобы люди погибали вместе с лицемерами; и поэтому только тогда он даёт удачу в подвиге миссионерства, только тогда даёт «торжествовать во Христе, и благоухания познания о Себе распространяет нами во всяком месте», когда в нашем церковном доме порядок, правая вера, мир и любовь. О раскрашенных гробах Вторник Мф. 23:23–28 2Кор. 2:14–3:3 Господь продолжает обличать ложных чтителей Бога: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара и верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как они внутри полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их». Обратим внимание, что Господь начинает укорять не за то, что не сделано, а за то, что как раз сделано: потому что при невыполнении главного тщательное выполнение второстепенного не смягчает вину, но навлекает ещё большее осуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

протоиерей Александр Шаргунов Скачать epub pdf Седмица 13-я по Пятидесятнице Понедельник Мк, 11 зач., 3, 6–12 Тогда фарисеи составили с иродианами совещание против Иисуса, как бы погубить Его. Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве. И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его. Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его. И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным. Господь снова исцеляет в синагоге в субботу страждущего человека. И «фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его». Противостояние врагов Христовых нарастает – от обвинения в богохульстве – к заговору об убийстве. Казалось бы, Его милосердие должно бы было пробудить у них любовь к Нему, а чудеса, которые Он совершал, – веру в Него. Вместо этого мы слышим: «Он должен умереть». «Но Иисус с учениками Своими удалился к морю». Господь оставляет это место, научая нас в бедственные времена не пренебрегать собственной безопасностью. Прежде чем вступить в открытое сражение с духовными вождями Израиля, Христос должен был удаляться из синагог. Но это не был уход человека, который боится встретиться с сильным врагом. Его час еще не пришел. Ему надо было еще многое сделать и сказать, прежде чем наступит время последнего противостояния. Христос оставляет синагоги, и останавливается на берегу моря под открытым небом. «И за Ним последовало множество народа». Люди идут со всех сторон, преодолевая огромные расстояния, чтобы только увидеть Его и услышать Его. Одни исполнены такой ненависти ко Христу, что изгоняют Его из своей страны, а для других Он столь дорог, что они идут за Ним, куда бы Он ни пошел. Что заставляло их так поступать? «Услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве». Одни желали увидеть Того, Кто совершает великие чудеса, другие – надеялись, что Он совершит чудо и для них. Узнавание, что сделал Христос с другими людьми, и что Он доныне делает, не может не влечь нас к Нему. «Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его». Вот для чего посылаются нам болезни – чтобы мы начали искать Господа и шли к Нему как к Врачу душ и телес наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

протоиерей Александр Шаргунов Скачать epub pdf Седмица 16-я по Пятидесятнице Понедельник Мк, 27 зач., 6, 54–7, 1–8 Когда вышли они из лодки, тотчас жители, узнав Иисуса, обежали всю окрестность ту и начали на постелях приносить больных туда, где Он, как слышно было, находился. И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись. Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. Когда Христос и Его ученики прибыли в землю Геннисаретскую, жители слышали о Нем. Они знали, какие потрясающие чудеса совершал Он там, куда приходил, и что Его пребывание на одном месте не было долгим. И потому – «обежали всю окрестность ту и начали на постелях приносить больных» к Нему. Куда бы Господь ни шел, Его окружали толпы. Каждый надеялся что-то получить от Него. Люди «клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись». Эти люди пришли с настойчивыми просьбами. Чего они искали прежде всего – избавление от греха или исцеления от болезней? Может быть, они пришли только для того, чтобы использовать Бога? Не в этом ли суть язычества? Как свидетельствует недавно найденная при раскопках вавилонская надпись: «Ты должен приручить Божество, чтобы оно служило тебе как собака». В Евангелии не сказано, что они искали научиться от Господа, их влекла к Нему сила чудотворений. Если бы служители Христовы могли сегодня так же исцелять телесные болезни, какие толпы теснились бы вокруг храмов! Но грустно думать, что большинство людей несравненно больше заботятся о своем теле, чем о душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010