Так, верою совершался этот великий исторический путь Божьего народа. Так, верою совершается и все великое в человечестве. Верою в невидимое, в то, чего еще нет. А что всегда стоит на пути этих движений? – Плоть: то, что видимо и осязаемо, то, что кажется единственно реальным. Но Господь говорит: «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огнь не угасает». Также «и если нога твоя соблазняет тебя», «и если глаз». Но вера должна быть обоснованной. Верить надо не потому, что просто во что-то надо верить. И не потому, что очень хочется верить. Вера должна быть проверена и умом, и сердцем. А то получится как с Египтянами. Они вслед за евреями вступили на дно моря. Но сделали это не по вере, а по легковерию. Они необоснованно подумали, что – то, что сейчас, будет и всегда; и что открыто для Божьего народа, будет открыто и для них. И вступили посреди вод самовольно, не получив повеления и благословения от Бога, как получил человек Божий, Моисей. Вторник. О колебании неба и земли Мк.10:2–12 Евр.12:25–26, 13:22–25 Сравнив силу и значение Ветхого и Нового заветов, Апостол Павел обращается к своим слушателям с предостережением: «Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушавши глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес». Оказывается, Тот, кто некогда говорил в громе и огне и в трубном звуке, так что «слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово» ( Евр.12:19 ), – говорил «на земле». А тот, кто был подобен обычному человеку, до кого можно было дотронуться, – оказывается, говорил «с небес»! Это – как явление Бога пророку Илии. Ему было сказано: будет «большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» ( 3Цар.19:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Господь исцелил многих. И духи нечистые были побеждены. От Его приближения они падали пред Ним, желая отвратить Его гнев. Совершая эти великие чудеса, Христос не ищет славы Себе. Дела, которые Он творит, свидетельствуют о Нем. Весть о них распространяется повсюду и прокладывает к Нему дорогу даже для самых очерствелых сердец. Вторник Мк, 12 зач., 3, 13—19 Тогда взошел Иисус на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть громовы’, Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его. Места пребывания Господа весьма характерны — в Евангелии от Марка. Берег моря — место, где Христос встречает толпы народа, дом или синагога — место столкновения Его с врагами. Гора — место сокровенного общения и молитвы. Господь восходит на гору с самыми Своими близкими учениками. Перед лицом враждебно настроенных фарисеев и колеблющихся как стихия толп Ему надо знать, что Благая Весть, несмотря ни на какие преграды, пробивает себе дорогу. «Он взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел». Не тех, кого мы считаем самыми подходящими для служения в Церкви. Но тех, кого Он считает таковыми. Христос призывает, кого Сам хочет. Он отделил их от народа, и они пришли к Нему. В призванных по Его воле Он влагает волю придти к Нему. Другие могут приходить и уходить. Толпы народа могут быть с Ним здесь сегодня, а завтра — в другом месте. Но эти должны соединить свою жизнь с Его жизнью, и быть с Ним всегда. Они должны быть свидетелями Его учения, образа жизни, терпения и любви, научиться от Него, чтобы они могли научить других. Для этого потребуется время, и не только время. Христовы служители, в каком бы веке они ни жили, должны быть как можно больше со Христом.

http://moral.ru/седмица-13-я-по-пятидеся...

Господь исцелил многих. И духи нечистые были побеждены. От Его приближения они падали пред Ним, желая отвратить Его гнев. Совершая эти великие чудеса, Христос не ищет славы Себе. Дела, которые Он творит, свидетельствуют о Нем. Весть о них распространяется повсюду и прокладывает к Нему дорогу даже для самых очерствелых сердец. Вторник Мк, 12 зач., 3, 13–19 Тогда взошел Иисус на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть громовы’, Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его. Места пребывания Господа весьма характерны – в Евангелии от Марка. Берег моря – место, где Христос встречает толпы народа, дом или синагога – место столкновения Его с врагами. Гора – место сокровенного общения и молитвы. Господь восходит на гору с самыми Своими близкими учениками. Перед лицом враждебно настроенных фарисеев и колеблющихся как стихия толп Ему надо знать, что Благая Весть, несмотря ни на какие преграды, пробивает себе дорогу. «Он взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел». Не тех, кого мы считаем самыми подходящими для служения в Церкви. Но тех, кого Он считает таковыми. Христос призывает, кого Сам хочет. Он отделил их от народа, и они пришли к Нему. В призванных по Его воле Он влагает волю придти к Нему. Другие могут приходить и уходить. Толпы народа могут быть с Ним здесь сегодня, а завтра – в другом месте. Но эти должны соединить свою жизнь с Его жизнью, и быть с Ним всегда. Они должны быть свидетелями Его учения, образа жизни, терпения и любви, научиться от Него, чтобы они могли научить других. Для этого потребуется время, и не только время. Христовы служители, в каком бы веке они ни жили, должны быть как можно больше со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мы слышим также, как Господь вопрошает о тайне Мессии тех, кто хочет одним умом постигнуть непостижимое. Из Писаний ясно, что Христос должен быть Сыном Давидовым. И так же ясно, что Давид называет Мессию своим Господом. Если Он — Сын ему, почему же он называет Его Господом, а если Он Господь ему, какой же Он ему Сын? Мудрецы и книжники и здесь не могут справиться с кажущимся противоречием. Благодарение Богу, благодатью Его нам дано знать, что Христос, оттого что Он Бог, — Он Господь Давиду, а оттого что Он — Человек, Он — Сын Давидов. Тайна Христа, как и тайна Воскресения, постигается только благодатью Духа Святого. Вторник Лк, 106 зач., 21, 12—19 Сказал Господь Своим ученикам: возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства. Итак, положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, — терпением вашим спасайте души ваши. Христиане часто говорят о признаках приближения Второго Пришествия Христова. Но они сами, по слову Христа, должны стать его знамениями и чудесами. Прежде же всего, — говорит Господь, — возложат на вас руки». Речь идет не только о страдании гонимых, но о раскрытии «тайны беззакония», о грехе гонителей. Гибель народа совершается всегда грехом нечестивых. Христос заранее предупреждает, что предстоит претерпеть верующим во имя Его. Поэтому они должны сесть и исчислить, сколько эта вера будет им стоить. «Будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое». Ваши близкие и родные предадут вас: «преданы будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями». Вы будете призваны к стоянию за веру до пролития крови. «И некоторых из вас умертвят». Мы знаем, какие реки крови пролились в Отечестве нашем, но мы знаем так же, что зло еще не раскрылось до конца. «И будете ненавидимы всеми, — говорит Господь, — за имя Мое». Это хуже смерти самой. Но как такое может быть, чтобы все ненавидели христиан? Это может быть тогда, когда грех действительно утвердится в мире как норма. И для людей будет непереносим свет Евангелия, потому что он будет обнажать их злые дела. Нечестивые, ненавидящие покаяние, ненавидят Христа, Искупителя мира, а также тех, кто Христовы, — ради Него.

http://moral.ru/седмица-26-я-по-пятидеся...

«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, — снова говорит Господь, — страшитесь соблазнить их». Малые сии — это, прежде всего, в буквальном смысле дети. А также все немощные в вере. Так легко подтолкнуть их утратить невинность и направить по кривым путям мира! Мы не должны смотреть свысока на них, как если бы нам было совершенно безразлично, что станет с ними. И мы должны быть внимательны к тому, что мы делаем и что говорим, чтобы не стать для них соблазном ко греху. Для Бога нет ни одного незначащего человека. Каждый человек у Него — на вечном счету. «Ибо говорю вам, — говорит Господь, — что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного». Это постоянное предстояние наших Ангелов Хранителей пред Богом дает каждому из нас великую надежду. Но одновременно оттого что «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее», наша ответственность за спасение других неизмеримо возрастает. Потому святые отцы говорят, что это Евангелие относится не только к нашей личной жизни, но и к жизни всей Церкви. Если в Церкви кто-то оказывает дурное влияние на других, если он подает плохой пример немощным в вере, если неверность его учению Христову и сомнительный образ жизни разрушают тело Церкви, этот человек должен быть исторгнут из нее. Церковь — тело Христово. И все то, что угрожает перерасти в раковую опухоль, должно быть хирургически удалено. То, что является соблазном для Церкви, должно быть отсечено, сколь бы болезненным это ни было. Потому и анафематствует святая Церковь в день торжества Православия всех еретиков, показывая, что они находятся вне Церкви. И каждый из нас этими словами Христа призывается к подвигу личного самоотвержения, а также к безусловной верности всем установлениям Христовой Церкви. Вторник Мф, 76 зач., 18, 18—22; 19, 1—2, 13—15 Сказал Господь Своим ученикам: истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз. Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною. За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там. Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда.

http://moral.ru/седмица-9-я-по-пятидесят...

Вторник Мк. 3:13–19 2Кор. 8:16–9:5 Апостол пишет коринфянам: «Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам. Ибо, хотя и я просил его, впрочем, он, будучи весьма усерден, пошёл к вам добровольно». Отметим видимую противоречивость этого высказывания. Первой фразой, казалось бы, сразу определяется первопричина совершившегося: Сам Бог вложил в сердце Тита благое намерение. Но если так, то почему Павел продолжает? Почему он тут же пишет и о своём старании побудить Тита к этому делу? И мало того: далее мы узнаём, что и при Божьем определении, и при Павловых трудах, Тит всё же совершил то, что совершил., единственно по решению своей воли. Но если делает Бог, – человек может ли прибавить? А если делает человек, то причём тут ещё кто-то? Но вспомним, что вот уже и Иуду Господь тоже избрал и призвал: у всех евангелистов, когда перечисляются Апостолы, с ними непременно именуется и Иуда. И в его сердце Господь влагал верность; и он видел всё, что творил Иисус, и слышал, чему Он учил. И всё-таки везде, где перечисляются Апостолы, после имени Иуды у всех евангелистов стоит: «…который и предал Его». То есть воля человеческая и здесь с самого начала не в согласии, а в упорном противостоянии. Бог сделал всё, чтобы обратить и спасти Иуду. И пастырь должен сделать всё, чтобы взыскать и привести к Богу заблудшую овцу, и, во-первых, – всё, чтобы не дать повода в чём-либо обвинить себя, и через это положить пятно на Божье дело. Поэтому, отправляя Тита за милостыней, Павел посылает с ним некоего «брата… остерегаясь, чтобы… не подвергнуться от кого нареканию, при таком обилии приношений… ибо мы, – пишет Павел, – стараемся о добром не только перед Господом, но и пред людьми». Обратим также внимание, что и брата он посылает не случайного. А как бы и без него всеми избранного, «во всех церквах похваляемого за благовествование»; что добровольное усердие одного, хотя неоднократно испытанное, – многократно усиливается «по великой уверенности» в остальных братьях; что удачу и своих дел Апостол видит только «в соответствии усердию» других; и, видя это усердие, он даже констатирует как бы совершенную ненужность своих тем не менее непрестанных трудов: «Для меня, впрочем, излишне писать вам о вспоможении святым, ибо я знаю усердие ваше…»

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Седмица 19-я по Пятидесятнице Понедельник. О последовании событий Лк.4:37–44 Флп.1:1–7 Вчера мы читали, как Господь призвал первых Апостолов, а сегодня – как Он пришел в дом Петра и исцелил его больную тещу. У Матфея и Марка эти события располагаются именно в таком порядке. А по Луке – Иисус сначала был у Петра, а уже потом призвал его у Геннисаретского озера, обещая сделать ловцом человеков. Как же было на самом деле? Известно, что Лука писал позже Марка и Матфея. Свое Евангелие он так и начинает: «Как уже многие начали составлять повествование о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, – то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать» все важнейшее и достовернейшее. Каждое время ставит свои задачи. Сначала надо обратить, потом – углубить обращение. Все, что мы читаем в Евангелии, сначала вмещалось в одно слово: «Покайтесь»! Апостолы учитывали духовный возраст слушателя. Сначала – «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (Кор. 2, 4). А потом – «между совершенными» проповедывали духовную мудрость. Так, Матфей и Марк показывают силу слова Господа Иисуса Христа, а также – что Апостолы с самого начала были свидетелями всего, о чем возвещают миру. Поэтому эпизод у озера у них – сразу после искушения в пустыне. А Лука пишет спустя несколько лет: он обращается к некоему Феофилу, уже наставленному в учении, и цель Луки – укрепить его, дать «твердое основание» веры ( Лк.1:4 ). А основание тем тверже, чем на большее количество вопросов «как?» и «почему?» дается ответ. Почему же Петр вдруг сделал такой решительный выбор?.. А в том-то и дело, что не «вдруг». Заметим, что Иоанн Богослов, который писал намного позже, счел нужным сообщить и еще один факт, предшествовавший окончательному призванию Симона-Петра. Сразу после Богоявления, еще в Иудее, первозванный Андрей «находит брата своего Симона», «и приводит его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: «камень» (Петр)» ( Ин.1:41–42 ). Еще в Иудее Петр увидел Его прозорливость и услышал пророчество о себе. Но время еще не пришло, и они расстались. Когда же Иисус пришел в Галилею, то зашел в дом уже знакомого Ему Петра и исцелил его тещу. Петр и тут еще не последовал за Ним. И только после чудесного улова рыбы Петр припал к ногам Учителя и навсегда остался с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Скачать epub pdf Седмица 18-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Лк. Зач. Ю. (3,19–22) О СВЯТОЙ ТРОИЦЕ Отец и Сын и Святой Дух – несотворенное Естество, владычественное Достоинство, естественная Благость. Отец – Начало всего, Причина бытия сущего, Корень живущих, отсюда произошел Источник Жизни, Мудрость, Сила, Образ невидимого Бога, – от Отца рожденный Сын, живое Слово, Сущий Бог и сущий у Бога: сущий, а не привзошедший; существующий прежде веков, а не в последствии стяжанный; Сын, а не стяжание; Производитель, а не произведение; Творец, а не тварь; сущий всем тем, чем есть; Отец (4,223). Не успею помыслить о Едином, как озаряюсь Тремя. Не успею разделить Троих, как возношусь к Единому. Когда представляется мне Единое из Трех, почитаю Его целым; Оно наполняет мое зрение, а большее убегает от взора. Не могу объять Его величия, чтобы к оставшемуся придать большее. Когда совокуплю в умосозерцании Трех, вижу Единое светило, не умея разделить или измерить соединенного света (10,316). Воспеваю Тебя, Живая Троица, Единая и единственно Единоначальная, Естество неизменяемое, безначальное; Естество неизглаголанной сущности. Ум, непостижимый в мудрости, небесная Держава, непогрешимая, беспредельная; Сияние неуд обозримое, но все обозревающее от земли и до бездны, ни в чем не знающее для Себя глубины (12,2). Для меня и для всякого верующего остается верным тот догмат благочестия, что, где представляется говорящим Один Отец, там разумеется вместе и Сын и Дух Святой, там действует и Отец, не разделяется слава Святой Троицы, как не разделяется и учение истины (37,725). Никто не разделяет Отца и Сына и Святого Духа, – никакое время, ни протяжение времени. Прежде веков Отец, прежде веков Сын, так как Он сотворил века, прежде веков Дух Святой. Никогда не разделяется природа, никогда не разделяется сила, внимай тщательно: царствует Отец, царствует Сын, царствует Дух Святой (37,831). ВТОРНИК. Лк. Зач. 11. (3,23–4,1) О БОГОВОПЛОЩЕНИИ Воплощение Господне – это корень и источник бесчисленных для нас благ (39,198).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Седмица 14-я по Пятидесятнице Понедельник. О праве собственности Мк.4:10–23 2Кор.12:10–19 Уча народ, Господь рассказывал много притч, где в основе сюжета лежит право собственности, где действуют хозяева, наемные рабочие, арендаторы, заимодавцы, должники. И если цель притчи – через всем понятное и повседневное объяснить невидимое и трудно постижимое, значит право собственности столь же естественно и очевидно, как жизнь птиц и растений. А рассказывать подобного рода притчи тому, кто ни за кем этого права не признает, – все равно что сеять при дороге: он не поймет даже самого языка притчи. Едва услышит, «тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в его сердце» Кто же признает право собственности на земном уровне, тот понимает, что если Бог сотворил и небо, и землю, и человека, – значит всему этому Он полновластный Хозяин. Истинный работник и арендатор Христов, обогатившийся Божественной благодатью, все называет своими именами. Он и другим всегда напомнит: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил» ( 1Кор.4:7 )? Он не присвоит ни крупицы, но все обратит к пользе и славе Господина, вовремя отдаст положенную долю. Он перед всем миром свидетельствует: «У меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов», – но тут же прибавляет: «хотя я ничто». И даже, если ему приходится защищаться, он делает это не ради личного достоинства: «не думаете ли еще, что мы … оправдываемся перед вами»? – Ибо чем может оправдываться «ничто»? Но – «все это, возлюбленные, к вашему назиданию». Он и тут поступает как «верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя» ( Мф.24 , 45 ). Сам же он постоянно пребывает «в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа». Но помня, что он – «ничто», он принимает это с радостью, как справедливое и достойное, иначе говоря «благодушествует». Он четко знает, что «мое», а что – Божье. И чем меньше «моего», тем на большее Божье можно рассчитывать. И он вывел такую закономерность: «когда я немощен, тогда силен». Ибо не для того принес Господь свечу Своей благодати, чтобы поставить ее «под сосудом» человеческого эгоизма. Но – чтобы она стояла «на подсвечнике» из твердейшего вещества человеческого смирения. Вторник. О сеянии, росте и жатве

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Седмица 28-я по Пятидесятнице Понедельник. О глиняных и о золотых сосудах Лк.19:37–44 2Тим.2:20–26 Апостол Павел пишет: «в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении». Золото и есть золото, и никогда не станет глиной, равно как и глина – никогда золотом не станет. Что же, каждому человеку предопределена своя судьба? И праведник только потому таков, что создан таким? И грешник – тоже никогда не сможет перемениться? Но почему же тогда Небесный Пастырь оставляет девяносто девять овец ради одной заблудившейся? И почему всех, без исключения, призывает быть совершенными, как совершен Небесный Отец? Апостол Павел тоже призывает глину стать золотом: «Кто будет чист от» всего, чуждого Богу, – пишет он, – «тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным владыке, годным на всякое доброе дело». Павел также дает золоту советы, как ему оставаться золотом: «юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца». И далее советует «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины», не даст ли и им Бог перестать быть глиняными сосудами и стать золотыми и серебряными. А в сегодняшнем Евангелии слышим, как и Сам Господь плакал над Иерусалимом: «о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но» «придут на тебя дни, когда враги твои» «не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего». Над глиной не плачут из-за того, что она никак не может стать золотом! Плачут над тем, что могло и должно было стать совершенно иным, и не стало. Но если для человека возможно перемениться, то почему слово Божие дает такие образы праведных и нечестивых, как разная земля, или разные сосуды, когда исключен переход в противоположное? А это, наверное, чтобы и нечестивый ужаснулся того окончательного окаменения и отпадения, которое ему грозит. И чтобы праведник тоже ужаснулся, заглянув в ту пропасть, которой он чудесным образом миновал, но которая всегда готова поглотить его, если он сделает ложный шаг. Вторник. О благоприятном моменте и о сгущении времени

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010