Ведь во времена Моисея считалось возможным плавание лишь на небольших кораблях, а число известных видов животных едва насчитывало несколько сотен. Пожалуй, фальсификатору или сочинителю более естественно было бы изобразить Ноя эдаким подобием деда Мазая, спасающего животных на своем небольшом суденышке. Не было нужды в таком гигантском сооружении и в случае не всемирного, а какого-либо локального наводнения – за десятки лет, ушедшие на строительство ковчега, было бы куда проще откочевать в местность, не подлежащую затоплению. К сожалению, история не сохранила указаний о том, какое дерево носило во времена Ноя (а может быть – даже Моисея) название гофер. Мнения современных исследователей на этот счет в значительной мере расходятся. Одна из крайних точек зрения утверждает, что гофер – разновидность дуба, другая допускает существование под этим названием синтетического материала, например – специальным образом обработанные растительные смолы, армированные тростниковыми волокнами по типу современного стеклопластика. Может быть, со временем регулярные археологические изыскания в районе Арарата откроют нам этот секрет. Но вне зависимости от того, сохранился ли ковчег до наших дней или нет, другого объяснения тому, как сохранилась жизнь в этом глобальном катаклизме, найти не удается. Куда делась вода? Итак: И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, – все истребилось с земли: остался только Ной и что было с ним в ковчеге... Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор... Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле ( Быт. 7, 21–23; 8, 3–5,13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Ведь после творения Бог первым людям не благословил вкушать мяса, люди ели только растительную пищу. А после потопа Господь говорит: «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные и весь скот земной и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские. В ваши руки отданы они, все движущееся, что живет, будет вам в пищу. Как зелень даю вам все, только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте». Что касается последнего стиха «только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте», то речь здесь идет о запрете на употребление в пищу крови. Это так называемая «кошерность». И вообще этот текст лучше и понятнее было бы перевести так: «только не ешьте плоти (то есть мяса) с ее кровью, в которой ее жизнь». Дело в том, что евреи считали, что всякое живое существо живет только потому, что Бог как бы «дышит» в него; в каждом живом существе есть дыхание Бога, поэтому любое живое существо называется в Библии «душой живою». Душой, конечно, не в нашем христианском понимании, а душой как синонимом жизненного начала; душа – это синоним жизни, а жизнь – в крови. И поскольку душа и жизнь, которые находятся в крови, принадлежат только Богу, ведь Бог дает всему живому жизнь, поэтому кровь нельзя употреблять в пищу. О чем же говорит этот эпизод с разрешением есть мясо? Ной, наверное, еще до потопа видел, как люди стали есть мясо. Он понимал, что это плохо, потому что Господь не разрешил есть мясо. Всякая этиология вначале описывает, как было до того, как все стало так плохо. Например, этиология рассказа о грехопадении сначала описывает, как все было хорошо до грехопадения. Так и здесь: да, было когда-то время, когда люди не ели мяса. Но зло в истории так умножилось и все продолжает умножаться, что ничего не поделаешь с этими людьми – пришлось Богу узаконить плотоядение, как позже и членовредительство, и даже убийство, и даже дать заповеди людям – «око за око и зуб за зуб». Но подводя черту под историей о всемирном потопе, надо сказать следующее. Эта история наводит нас на следующий вопрос: сможет ли Бог и далее выносить этот мир, который все более наполняется злом? Не раскается ли Он в сотворении человека, в сотворении мира, неба, земли, всякой души живой? Библейский рассказ о потопе дает ответ, который подобно другим рассказам и историям имеет этиологический, то есть обосновывающий, смысл.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Видишь ли стремление души? Видишь ли душу пла­менную, стремящуюся и усиливающуюся преодолеть собственную немощь и возлететь наконец к самому небу, душу соединив­шуюся с Богом и преданную Ему с великою любовью? «Хвалите Его голосом трубы, хвалите Его на псалтири и гуслях». Другой (Симмах): «звуком рога» (ι ηχσυ κερατνης). «Хвалите Его на псалтири и гуслях». Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «цевницею и лирою» (δι ναβλας κα λρας). «Хвалите Его на тимпане и хором, хвалите Его на струнах и органе». Дру­гой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «струнами и гуслями» (δι χορδων κα κιθαρας). «Хвалите Его на кимвалах доброгласных, хвалите Его на кимвалах громогласных». Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «в кимва­лах знамения» (σημασας). «Всякое дыхание да хвалит Господа!». Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «вздох» (αναπνοη) (Пс.150:3-6). Пророк приводит в движение все музы­кальные орудия и заповедует на всех их возносить стройную песнь, воспламеняя и возбуждая душу слушателей.    Как иудеям заповедано было славить Бога всеми музы­кальными орудиями, так и нам повелевается славословить Его всеми членами: глазами, языком, слухом и руками. Это выражает Павел, когда говорит: «умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим.12:1). Славит Его глаз, когда не смотрит бесстыдно; и язык, когда поет; и слух, когда не внимает срамным пес­ням и клеветам на ближнего; и сердце, когда не строит козней, но источает любовь; и ноги, когда бегут не на совершение зла, а на исполнение добрых дел; и руки, когда про­стираются не на хищение, любостяжение и побои, а на милостыню, и защиту обижаемых. Тогда человек делается благозвучною псалтирью, вознося Богу самую стройную и духовную песнь. Те орудия были дозволены тогда иудеям, как по их немощи, так и для того, чтобы располагать их к любви и согласию, побуждать ум их исполнять с радостью то, что доставляет пользу, и таким услаждением души руководит их к боль­шему усердию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Виновником зла, по свидетельству Божественного Откровения, был не Бог, а созданный им человек, как свободно-разумное существо, злоупотребившее дарованной ему свободой. Вот что повествует нам об этом книга бытия: « И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдул в лицо его дыхание жизни , и стал человек душою живою. И насадил Господь Бог рай в Эдеме не востоке; и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее (доброе) для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Далее Бытописатель рассказывает о том, как Господь из ребра Адама создал жену – Еву, потому что не хорошо было бы человеку быть одному, не имея среди всех живых существ ни одного подобного ему. Райское состояние человека изображается блаженным и невинным. Адам не был создан как существо вполне совершенное и добродетельное, для которого падение было бы невозможным; но он был одарен от начала такими способностями, при помощи которых мог достигать высшего совершенства. Он имел разум чистый и непомраченный, так что мог дать имена животным 27 , познал происхождение своей жизни, понимал откровение Самого Бога, мог «постигать истину, различать правду от неправды, узнавать и восхвалять творца своего» (Августин). При всем том разум первых людей не был вполне совершенным, если мог быть побежден хитростью змея, а что он нуждался в развитии, это видно уже из того, что Ева решилась вкусить запрещенного плода наиболее «потому, что оно дает знание» ( Быт. 3:6 ). Воля первых людей была свободна от греха и греховной плоти, но она еще не находилась в состоянии полной добродетели, к которой могла только стремиться. «Адам, по изъяснению Климента Александрийского , при сотворении не был вполне совершенным, но был способен к принятию всего доброго; ибо добродетель и способность к совершению её – не одно и тоже». Невинное состояние первых людей Бытописатель изображает следующими краткими словами: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» ( Быт. 2:25 ). Кроме того они наслаждались в раю миром и покоем, воодушевляемые благодарною радостью и сыновней преданностью к Богу. По отношению к внешней природе и животным Адам представляется как неприкосновенный и полновластный владыка и обладатель. Наконец, по своему телу, он был свободен от утомления, болезней и смерти. Впрочем, бессмертным он был не по природе своей, а единственно по благодати и милости своего Творца: его состояние не заключало в себе невозможности умереть, а возможность не умереть (Августин); он был свободен от необходимости умереть ( Ефрем Сирин , Василий Великий , Мефодий и д.р.) 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Вместе с тем θυμς - такая сила в человеке, к-рую он получает как «дар Божий»,- сила эмоциональная, сердечная (δωρματ στν κ θεο - Greg. Nazianz. Carmina moral. 25: Adv. iram//PG. 37. Col. 838; Isid. Pel. Ep. I 280), она возбуждает душевную энергию в человеке, вдохновляет его разум и волю; в таком качестве она не имеет характера личного возмездия за нанесенное оскорбление или ущемление прав. Эту силу человек должен употреблять только во благо ( Basil. Magn. Hom. 10. 5//PG. 31. Col. 365): в ревности о славе Божией или в отношении ближнего с целью исправления его. Г., если его не угасить, может перерасти в ненависть (μσος). «Гнев есть воспоминание сокровенной ненависти» ( Ioan. Climacus. 8. 5). Ненависть более затрагивает мыслительную способность в человеке, Г.- проявление преимущественно чувства и воли, почему он заметнее в области физических и физиологических проявлений ( Зарин. 1996. С. 275). В свою очередь, вдохновляясь и поддерживаясь ненавистью, Г. стремится к внешнему проявлению, обнаруживая при этом характер неудержимой стремительности («внутренняя буря смятенного духа» - Basil. Magn. Hom. 10. 2//PG. 31. Col. 366-367), по последствиям Г.- явление разрушительное ( Зарин. 1996. С. 276), более того, он может быть определен как «кратковременное бешенство» (μανα τς στιν λιϒοχρνιος θυμς - Basil. Magn. Hom. 10. 1//PG. 31. Col. 356). Г. Божий «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию,- учит ап. Павел.- Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь»» (Рим 12. 19). Г. Божий - это реальность. «...Горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поядающий, и дыхание Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи...» (Ис 30. 27-28); Господь «явит тяготеющую мышцу Свою в сильном гневе и в пламени поядающего огня, в буре и в наводнении и в каменном граде» (Ис 30. 30); дуновение Господа, как поток серы, воспламенит дерево (Ис 30. 33); крепкою мышцею и излиянием ярости будет господствовать он над Израилем (Иез 20. 33), проявивший непослушание народ «из руки Господа выпил чашу ярости Его... чашу опьянения» (Ис 51. 17), чашу «с вином ярости» (Иер 25. 15); пламень Г. Господня обрушивается на народ, ведущий братоубийственную войну (2 Пар 28. 11, 12). «...Открывается гнев Божий (ρϒ θεο) с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим 1. 18).

http://pravenc.ru/text/165179.html

Внимай теперь, что вещает евангелист, священный провозгласитель праздника. Когда приблизился Господь к Виффагии и Вифании, при горе называемой Масличной, Он послал двух учеников Своих, сказав: «пойдите в противолежащее селение; вшедши в него, найдете ослицу привязанную и молодого осла; отвязав приведите их ко Мне» (ср. Мф. 21: 2 ). И сделали ученики, как повелел им Иисус, и положили на осленка одежды свои, и сел Иисус. Когда же Он приблизился и стал спускаться с горы Масличной, многие из народа, пришедшего на праздник, взяли пальмовые ветви и вышли навстречу Иисусу, и предшествующие и сопровождающие восклицали: осанна сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне ( Мф. 21: 9 ). Таково торжественное происхождение настоящего праздника! Таков некогда бывший и ныне воспоминаемый вход в Сион Царя царствующих! Таково светлое и всенародное вшествие Творца всяческих, совершившееся в настоящий день! Посему, братия, как некогда народ, пришедший на праздник, изыдем ныне навстречу Ему все: мир видимый и невидимый, предшествующие по времени пророки и учители, и следующие за жребятем, [и все] согласно [друг с другом] верующие в Бога. Ныне все небесное с земным и преисподним да славословит: все уста и всякое дыхание да отверзаются для прославления Божия. Херувимы да восклицают: «Свят, Свят, Свят, Трисвятый Господь воинств, полны небеса и земля славы Его» (ср. Ис. 6: 3 ). Серафимы да славословят. Пророки да проповедуют. Один пусть скажет: да возвеселятся небеса и да радуется земля ( Пс. 95: 11 по LXX); другой: ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима ( Зах. 9: 9 ); иной, взирая на Царя Христа, да восклицает: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира ( Ин. 1, 29 ); а иной да проповедует о Господе нашем: Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним ( Варух 3, 36 ); иной же: вот Муж и вместе Бог, Восток имя Ему ( Зах. 6: 12 по LXX). И Давид, взирая на Христа, Который имел произойти от Него по плоти, да скажет: Бог – Господь, и явился нам ( Пс. 117: 27 по LXX). И в другом месте, преклоняя колена, опять да возгласит Христу: вся земля да поклонится Тебе ( Пс. 65, 4 ); и опять да увещевает народ, говоря: соберитесь на праздник многолюдными толпами, (доходящими) до рогов жертвенника ( Пс. 117: 27 по LXX).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Воскликните Господу, вся земля./Воспойте же имени Его./Возгласите пред Царем – Господом./Прославляйте Его, хвалите имя Его./Во граде Господа сил, во граде Бога нашего./Мирным пребыло место Его, и жилище Его на Сионе./Славное сказано о тебе, город Божий./Бог основал его навек./Освятил обитель Свою Всевышний./Святость и великолепие во святилище Его./Буду петь и воспевать во славе моей./Чашу спасения приму и имя Господне призову./С миром лягу и сразу усну./Возвратись, душа моя, к покою Твоему, ибо Господь облагодетельствовал тебя./Господь праведный рассёк шеи грешников./Встань, Господи, на место покоя Твоего, Ты и ковчег святыни Твоей./Дому Твоему подобает святыня, Господи, на долгие дни./Вспомнят имя Твоё во всяком роде и роде. Слава, и ныне: Аллилуия (3). Пс 65:2А; 65:2Б; 97:6Б; 99:4В; 47:9Б; 75:3; 86:3; 47:9Г; 45:5; 95:6Б; 107:2Б; 115:4; 4:9А; 114:7; 128:4; 131:8; 92:5Б; 44:18А По полиелеи седален, глас 4. Подобен: Удивися Иосиф: После полиелея седален, глас 4 Подобен: Поражен был Иосиф: Возопий, Давиде, что сей праздник,/егоже воспел еси древле в книзе псаломстей?/Яко Дщерь, Богоотроковицу и Деву, преложи Ю на оны обители Христос,/Иже из Нея без семене рождся./И сего ради радуются матери, и дщери, и невесты Христовы, вопиюще:/радуйся, преставившаяся к Вышнему Царствию. Возгласи, Давид, что ныне за праздник?/– Он в честь Той, Которую воспел я, говорит он, в Книге Псалмов,/как Дочь – Отроковицу Божию и Деву:/Её перенес к тамошним обителям/Христос, без семени от Нее рожденный./И потому радуются матери и дочери,/и невесты Христовы, взывая:/“Радуйся, Переселившаяся к вышнему Царству!” Слава, и ныне, тойже. Слава, и ныне: повторяем то же. Степенна, 1й антифон 4го гласа. Степенна, 1й антифон 4го гласа. Прокимен, глас 4: Помяну имя Твое/во всяком роде и роде. Стих: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое. Прокимен, глас 4 Вспомнят имя Твоё/во всяком роде и роде. Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Пс 44:18А, 11А Всякое дыхание да хвалит Господа: Евангелие от Луки, зачало 4:

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/uspenie-p...

Воспойте Господу песнь новую, хвала Ему в собрании святых. Да возвеселится Израиль о Сотворившем его, и сыны Сиона да возрадуются о Царе Своём: да восхвалят имя Его в хороводе, на тимпане и псалтири да сыграют Ему, ибо благоволит Господь к народу Своему и возвысит кротких во спасение. Восхвалятся святые во славе и возрадуются на ложах своих: величания Богу в гортани их и мечи обоюдоострые в руках их, чтобы совершить отмщение среди племён, обличение среди народов, связать царей их узами и славных их – ручными оковами железными. От зде начинаем стихиры: На 6: Сотворити в них суд написан./Слава сия будет всем преподобным Его. Здесь начинаются стихиры: На 6: Совершить среди них суд предписанный;/слава сия будет всем святым Его. Псалом 150: Хвалите Бога во святых Его,/хвалите Его во утвержении силы Его. Стихира Хвалите Бога во святых Его,/хвалите Его на тверди силы Его. Стихира На 4: Хвалите Его на силах Его,/хвалите Его по множеству величествия Его. На 4: Хвалите Его за могущество Его,/хвалите Его по множеству величия Его. Стихира Хвалите Его во гласе трубнем,/хвалите Его во псалтири и гуслех. Хвалите Его со звуком трубным,/хвалите Его на псалтири и гуслях. Стихира Хвалите Его в тимпане и лице,/хвалите Его во струнах и органе. Хвалите Его на тимпане и в хороводе,/хвалите Его на струнах и органе. Стихира Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания./Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Его на кимвалах благозвучных, хвалите Его на кимвалах звонких./Всё, что дышит, да восхвалит Господа! Стихира Аще есть неделя: В воскресные дни прибавляем дополнительные стихи: Стих: Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца. Стих: Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя,/не забудь бедных Твоих до конца. Пс 9:33 Стихира Стих: Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим,/повем вся чудеса Твоя. По стихирах, Слава, стихира евангельская. Слава: Стихира И ныне, настоящий Богородичен: И ныне, Богородичен, глас 2: Преблагословена еси, Богородице Дево,/Воплощшим бо ся из Тебе ад пленися,/Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися,/смерть умертвися, и мы ожихом./Тем воспевающе вопием:/благословен Христос Бог, благоволивый тако, слава Тебе.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/utrenya/

Впрочем, посмотрим, что говорит он в словах: « хвали, душа моя ». Эти слова и мы поем теперь вместе с Давидом, потому что хотя он не присутствует с нами телом, но присутствует духом. А что праведники действительно присутствуют и поют вместе с нами, об этом, послушай, как Авраам говорит богатому. Когда богач сказал: пошли Лазаря, чтобы мои братья, узнав о мучениях в аде, исправились, — он отвечал: « у них есть Моисей и пророки » (Лк. 16:29). Хотя Моисей и все пророки уже давно умерли телом, но их имели они в писаниях. Если ты, поставив бездушное изображение своего сына или друга, думаешь, что сам умерший присутствует при тебе, и воображаешь его посредством этого бездушного изображения, то тем более мы, чрез божественное Писание, наслаждаемся присутствием святых, имея в нем изображение не тел, но душ их, потому что изречения их суть изображения душ их. Ты хочешь убедиться, точно ли праведники живут и присутствуют? Никто не призывает мертвых во свидетели; а Христос призывает их во свидетели своего божества, и прежде всех самого Давида, чтобы научить тебя, что он жив. Когда иудеи недоумевали о Нем, Он сказал им: « что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня » (Мф. 22:42–44)? Видишь ли, что Давид жив? Если бы он не был жив, то Христос не представил бы его свидетелем божества Своего. Притом не сказал: как же Давид, по вдохновению, называл , но: « называет », чтобы показать, что он и теперь присутствует и говорит чрез писания. Давид некогда пел псалмы, и мы теперь поем их вместе с Давидом. Он имел псалтирь с бездушными струнами, и церковь имеет псалтирь, устроенную из струн одушевленных. Наши языки суть струны этой псалтири, которые издают хотя различные звуки, но согласное благочестие. Жены и мужи, старцы и юноши, хотя отличаются друг от друга по возрасту, но не отличаются по псалмопению, потому что Дух, настраивая голос каждого, производить во всех одно согласное пение, как объяснил и сам Давид, призывая всякий возраст и всякий пол к этому согласному пению: « всякое дыхание », говорит он, « да хвалит Господа!» (Пс. 150:5). « Хвали, душа моя, Господа ». Почему он оставил тело? Почему не говорит ничего телу? Не разделяет ли он живое существо на две части? Нет; но он наперед побуждает распорядительницу. А что он не отделял тела от души, послушай, как он говорит в другом месте: « Боже, Боже мой! К Тебе с утра обращаюсь, возжаждала Тебя душа моя и сколь сильно плоть моя (стремилась) к Тебе в земле пустой, и непроходимой, и безводной!» (Пс. 62:2). Но, скажешь, покажи мне, где он призывал и тело к песнопению. Так, он говорит: « Благослови, душа моя, Господа и вся внутренность моя — имя святое Его!» (Пс. 102:1). Видишь ли, как и тело участвует в стройном пении? Что значит: « и вся внутренность моя — имя святое Его!» ? Нервы, говорит, кости, вены, артерии и все внутренности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

ВРЕЗКА ОТКУДА У ЧЕЛОВЕКА ДУША? Из Библии: «И сказал Бог: да произведет земля зверей земных по роду их. И стало так. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и да владычествуют они над зверями и над всею землею. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою. И сотворил Бог человека по образу Своему; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им: плодитесь и наполняйте землю, и обладайте ею». Вопросы: 1. Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть? 2. Как ты понимаешь выражение «внутренний мир человека»? 3. Как Библия рассказывает о происхождении души? 4. Как ты думаешь, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше? Вот начинает у тебя в голове кружиться мысль: чтобы меня похвалили, я, пожалуй, наябедничаю на друга… Как ты полагаешь, будет по честному – принять такую мысль и исполнить ее или отогнать? Поговорим по душам. У тебя когда-нибудь болела душа? Можешь об этом рассказать? Как ты понимаешь выражение «черствая душа», «добрая душа»? Что такое «потерять самого себя»? Урок 10. Добро и зло. Совесть Ключевые слова и выражения: добро, грех, совесть, быть в ладу со своей душой. Сначала размышляем сами 1. Как вы думаете, есть ли совесть у животных? 2. А если человек потеряет совесть, он останется человеком? В православии добро – это то, что: — помогает росту души человека; — помогает другим людям; — радует Бога. Зло – то, что удаляет от этих добрых целей. У слова «зло» в православии есть синоним: грех. Грех – это недоброе движение чувства, мысли или воли человека. Греховное движение идет против голоса совести и заповедей. Грех и преступление не одно и то же. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением. Преступное действие приносит вред тому, на кого оно нацелено. А грех прежде всего «стреляет» в самого грешника. Один человек позавидовал другому. Тот, кому позавидовали, даже не узнал об этом. Его жизнь не стала хуже от того, что кто-то на него посмотрел завистливым глазом. Но тот, кто позавидовал, сам испортил себе настроение. Даже тайные грехи, невидимые со стороны, постепенно отравляют душу.

http://pravmir.ru/osnovy-pravoslavnoj-ku...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010