Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Вид Московского Кремля архитектурно-исторический комплекс в центре Москвы . На территории Кремля располагаются: резиденция Президента Российской Федерации, Музеи Московского Кремля, театрально-концертный центр - Государственный Кремлевский дворец. На протяжении веков М. К. являлся средоточием политической власти России, ее духовным центром, ядром рус. Православия. После 70-летнего перерыва в Кремле возродилась церковная жизнь, были вновь освящены соборы и др. кремлевские храмы, где по престольным праздникам и иным праздничным дням совершается богослужение, как правило, при участии Патриарха Московского и всея Руси. Исторический очерк (до 3-й четв. XV в.) Ранний период (до XIV в.) в развитии Москвы, а соответственно и ее Кремля (что было равнозначным вплоть до нач. XVI в.), очень слабо отражен в письменных источниках. Анализ археологических находок на территории Кремля помогает несколько прояснить картину его развития в то время. Данные археологии свидетельствуют об освоении человеком Боровицкого холма с глубокой древности. Первые следы пребывания здесь людей относятся к бронзовому веку. Возле Спасских ворот и рядом с Архангельским собором найдены каменные топоры фатьяновской культуры (II тыс. до Р. Х.). С наступлением железного века связано появление на Боровицком холме укрепленного поселения. Археологами обнаружены остатки городища дьяковской культуры, существовавшего в VIII-III вв. до Р. Х. на месте Архангельского собора и вокруг него. Были найдены окружавшие городище валы и рвы, а также фрагменты керамических изделий. Второе подобное городище, возможно, находилось на склоне холма, близ Боровицких ворот. К моменту появления Москвы эти городища давно уже были заброшены. Новый город возник на территории, освоенной слав. племенем вятичей, известным летописцам еще с кон. IX в. Точное время появления поселения вятичей на Боровицком холме, а также конфигурацию последнего установить сложно. По мнению большинства исследователей, его укрепленная часть находилась у юго-зап. оконечности Боровицкого холма. На этой территории археологами были обнаружены осколки поливной керамики, височные кольца, гривны, перстень-печатка, отходы ремесленного производства, в т. ч. ювелирного, свинцовая печать, некогда скреплявшая грамоту Киевского митрополита, жившего на рубеже XI и XII вв. В этой части совр. Кремля размещалась, согласно преданию, относящемуся к XVII в., «первая на Москве» ц. Рождества св. Иоанна Предтечи под Бором. На месте Успенского собора находилось кладбище, где, вероятно, стояла деревянная церковь, предположительно освященная во имя вмч. Димитрия Солунского.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

нашествии (Ст. Рязань, Киев, Чернигов, Москва). В торгово-ремесленные круги проникали сравнительно дешевая бронзовая посуда, поливная керамика, стеклянные сосуды, золоченая тесьма, стеатитовые иконки. Монг. нашествие надолго парализовало международные связи Вост. Европы. Их возрождение наступило в период формирования Русского централизованного гос-ва. Христианизация Руси по данным археологии Прор. Илия. Резная икона. XII-XIII вв. Изяславль. Раскопки М. К. Каргера. 1963 г. (ГЭ) Прор. Илия. Резная икона. XII-XIII вв. Изяславль. Раскопки М. К. Каргера. 1963 г. (ГЭ) Проблема появления и распространения христианства на Руси является одной из самых острых в совр. Д. Р. а. Мн. ее аспекты детально рассмотрены Макаровым, Седовым, Петрухиным и мн. др., цельные обзоры содержат работы Мусина. Первые материальные следы, позволяющие говорить о проникновении христианства на Русь, фиксируются в памятниках с IX (Мусин) или с сер. X в. (Петрухин и др.) и представлены т. н. фризским кувшином с изображением креста из погребения в урочище Плакун, визант. монетами-привесками (т. н. крестильные дары?), крестами и крестовидными накладками из листового серебра, визант. крестами-энколпионами. Параллельно распространению этих предметов появляется и постепенно усиливается традиция ингумации, пришедшая на смену кремации и с XI в. безусловно преобладавшая (при сохранении обычая погребений в курганах и на общих языческих некрополях вне поселений, зачастую с ориентировкой головой на запад). С 3-й четв. Х в. наметилась тенденция к погребениям в деревянных камерных (срубных) гробницах с использованием восковых свечей, в могильных ямах и, возможно, в деревянных гробах; появляются отдельные находки (печатка с изображением Иисуса Христа), указывающие на присутствие христиан (на этом этапе в основном женщин). В период, непосредственно предшествовавший крещению равноап. вел. кн. Владимира, в составе христ. древностей были найдены крестики-тельники с изображением Распятия (в XI в. они были широко распространены), изменилась топография находок: с дружинных могильников они переместились в города и на селища.

http://pravenc.ru/text/180421.html

Да прикладу у того ж образа: три креста серебряные женские; крест аспид зелен, обложен сребром; понагея Пречистые Богородицы Воплощение камень хрусталь, обложена сканью серебром, золочена; икона во главе Спасов образ синолой, а резаны (Л. 26) на ней многие святые, по обе стороны обложена серебром сканью; икона Распятие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа резь на кости, обложена серебром сканью, золочена; во главе камень хрусталь, у главы ж на спни два жемчюга бурминские; икона синолойная страстотерпца Христова Димитрия Селунского, сопреди резь на яшъме, обложена сребром сканью, с обе стороны золочена, а созади у той же иконы резь на камени; у ней глава серебряна золочена‚ во главе Спасов образ; (Л. 26 об.) понагия камень хрусталь Михаила Арханьгела, обложена сребром сканью, золочена; у той понагеи в пяти гнездах каменья нет; понагея Знамения Пречистые Богородицы, а вылита на серебре, золочена, во главе королечьки; два креста аспидных : один аспид черчат, другой аспид зелен — обложены сребром; черчатой золочен по углом, у того креста подпись на финифте; у него ж сопреди крест серебрян золочен решетчат, по перевитям четыре жемчюшка, глава серебряная золочена; у зеленого креста сопреди (Л. 27) Распятие серебряное золоченое басемное, глава у креста серебряная; крест древянной резной, обложен сребром; икона Спасов образ, обложена сребром сканью, во главе раковина ветха; крест аспид сизовой, обложен серебром, золочен, а вкруг по чепочькам четыре жемчюшка; исподняя перевить переломълена; крест серебряной литой сканъной; крест серебряной золочен; у него три (Л. 27 об.) бирюски, а трех винис нет; крест серебрян невелик; понагея невелика, под стеклом крест; три золотых; серьги серебряные баусы з жемъчуги: одна серьга серебряна золочена, двойчатка — червец да баус — з жемчюшки; и к той серьге приделана вновь другая серьга; чепочка серебряная гнутая, да у чепочьки у трубок четыре жемчюшка; и той чепочки нет; серьги лапки серебряны золочены, с камешки (Л. 28) и з жемчюшки; десеть копеек серебряных золоченых; тритъцеть копеек серебряных; и те копейки в серебро пошли, тех копеек нет; четыре прониски серебряны золочены: две сканью, две гладью; три прониски сизовые, два королечька червчатых; золотой угорской; печатка серебряная; одиннатцети копеек серебряных нет; (Л. 28 об.) пронизочька хрусталик.

http://sedmitza.ru/lib/text/10239024/

Свидетельства о крещенных, а равно и все сообщения другого рода посылаются, так сказать, оффициально, с гербовою печатью. Гербом бегунов служит изображение голубя. Печать с таким гербом имеется у всех наставников 6 . В числе отобранных при осмотрах в разных домах вещей находится и небольшая такая печатка. С одной стороны на ней изображен голубь, а с другой буквы: С Π X, расположенные крестообразно. Буквы по продольной линии С и означают имя и отчество бывшего областного наставника в Казани Саввы Онисимова, буквы по линии поперечной – имена крестителя и духовника. В каких случаях употребляется одна сторона печати и в каких другая, и употребляются ли обе вместе, т.е. прикладываются обе печати,– того нам не пришлось узнать. III. Управление в обществе бегунов Третий вопрос касается управления обществом. Соответственно статьям Никиты Семенова, управление статейников и в действительности представляет полную иерархическую лестницу. Во главе всех на самой верхней ступени стоит главный наставник общества. Власть его ограничивается только общим собором. Около него имеются два ближайшие советника и помощника,– также наставники. Таковыми при жизни Никиты состояли Роман Логгинов и Никита Васильев,– теперь уже умерший. Соборы по важным делам собирает главный наставник. Но если бы сам он в чем-нибудь провинился и вина его была бы замечена его советниками, тогда собор собирает старейший из них,– второе после него лицо; он и председательствует на соборе. Собор имеет право осудить главного наставника и извергнуть его, оставив жить в келье. Но пока этого не случалось. Обычное пребывание всех трех означенных наставников находится в пределах Ярославля, но где именно,– неизвестно. Главного наставника берегут, как зеницу ока. О месте его жительства знают только два его советника. О местопребывании последних знают тоже два-три лица. Все свои распоряжения главный наставник передает словесно или своим советникам, или чрез посланных к нему от областных наставников лиц, которых если и привозят к нему, то не объясняют ни дороги, ни места, а чаще он принимает их не в своем доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

На цокольном этаже квартиры представлены дуэльные пистолеты времен Пушкина. Трагическая история 27 января (8 февраля) разворачивается перед глазами: смертельно раненного поэта приносят в этот дом. Уже весь Петербург знает о случившейся трагедии. Постепенно к дому подходят люди самых разных сословий. Василий Жуковский каждый час вывешивает на лестничной двери специально придуманный бюллетень о состоянии поэта. Пушкину оставалось еще 46 часов жизни. А пока экскурсия проходит через одиннадцать комнат, которые занимала семья Пушкина: детская, спальня и будуар, гостиная, столовая. В комнатах представлены подлинные вещи; серебряный набор ложек, маленький поднос семьи Пушкиных, на котором молодоженам подавали бокалы с шампанским; сохранилось много личных вещей Натальи Николаевны Гончаровой — свадебные туфельки «золушкиного» размера, ящик для почтовой бумаги; элегантный стеклянный флакон для духов; личная печатка, портбукетница, браслет. Но все равно все внимание сосредоточено на том, что происходило там, за дверью, в рабочем кабинете поэта. Пушкин не хотел, чтобы жена видела его мучения, поэтому Наталья Николаевна расположилась в гостиной на кушетке, у туалетного столика, на котором и сейчас стоит маленькая икона Пресвятой Богородицы. Поэт умирал на старом кожаном диване в своем кабинете, в окружении более чем 4000 книг, которые он любил, с которыми прощался. В кабинете уже трудно себе представить бодрого поэта с пером в руках, сидящего в вольтеровском кресле за письменным столом. А ведь именно здесь Пушкин заканчивал «Капитанскую дочку» и 4-й, последний, «Современник». На подлинном письменном столе рабочая обстановка: записи, счета, опечатанное перо. Самый яркий экспонат — чернильница в виде арапчонка из золоченой патинированной бронзы, подаренная Пушкину его другом Нащокиным с припиской: «Посылаю тебе твоего предка с чернильницами, которые открываются и открывают, что он был человек à double vue». Здесь же представлены еще несколько реликвий: три трости Александра Сергеевича, портрет Жуковского с дарственной надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя»; колокольчик, дорожный ларец для бумаг; жилет поэта, в котором он был в день дуэли, прядь его волос, хранившаяся у Тургенева. Посмертная маска, снятая с умершего поэта, как будто запечатлела и его последние слова: «Жизнь кончена…»

http://foma.ru/kak-provesti-vremya-s-pol...

По дороге домой между мной и супругой произошел диалог, который определил всё как в ее жизни, так и в моей. «Знаешь, я в священники пойду» Удивление, которое я моментально считал с ее лица, было красноречивее любых слов. От робких вопросов она перешла к настойчивым просьбам и укорам: «Это значит, что я стану попадьей?.. Милый, может, лучше на работу? Сколько можно сидеть на шее у родителей, скажи?! Она хорошо знала ту импульсивность, которая была яркой чертой моего характера и проявлялась постоянно, да и сам я знал это за собой. Однако сейчас, поддавшись импульсу, я сразу же абсолютно уверился в правильности решения. Мое сердце словно окутало теплым пуховым одеялом. Мне впервые стало так спокойно, что секундный порыв превратился в непоколебимую убежденность. Я тихонько ей говорю: «Решил я уже все. Хочешь, давай со мной». Она и пошла. В Троицкой церкви г. Красноярска я начал свое послушание. Выполнял самую «смирительную» работу: копал, красил, белил, таскал мусор. А на душе радость. Кредиторы из той, уже далекой и как будто не моей части жизни прорывались в жизнь новую, настоящую, и требовали возвращения долгов. Я переживал, но внутри теплилась уверенность, что всё решит Он Тот, к кому я так стихийно прильнул всей душой. Знакомые, родственники в единодушном порыве признали во мне человека сумасшедшего, а мне хорошо, как никогда. Денег нет, даже на автобус. На службу утром пешком, 12–13 километров в одну сторону. Однажды пришел одноклассник с «деловым» предложением. «Хватит, говорит, ерундой заниматься. Приходи на работу ко мне в фирму, сделаю тебя своим заместителем. Зарплата тысяча долларов». Для меня эти деньги в то время были богатством, которое разом решило бы все проблемы, но я отказался. Это называю своим вторым испытанием и призванием ко Христу. Последнее событие на пути моего духовного становления чудо. Я работал во дворе храма и увидел направлявшегося ко мне мужчину. Пригляделся и узнал в нем давнего знакомого, бегавшего со мной на переменах по школьным коридорам. Одет он был модно, в руках барсетка, на пальце большое кольцо-печатка. Он, как оказалось, не ожидал меня увидеть, но был очень рад. Стал задавать вопросы о жизни, рассказывал о своей и вдруг спросил: «А есть ли какие-нибудь проблемы?» Я начал уверять старого товарища, что всё хорошо, а потом всё же рассказал, сам не знаю почему, про свои трудности, тянущиеся шлейфом из «прошлой» жизни. Тот выслушал и говорит: «Так значит, я к тебе». После этой фразы, ничего не объясняя, он достал объемную пачку денег и вложил ее мне в руки. «Сегодня у меня возникла мысль как наваждение, из ниоткуда. Она так прочно укоренилась в голове, так ясно и громко прозвучала, что я не мог не прислушаться. Если я хочу изменить свою жизнь к лучшему, мне нужно пойти сегодня в церковь и помочь первому встречному. Как видишь, в церковь я не успел зайти, так как встретил тебя во дворе».

http://azbyka.ru/way/protoierej-dmitrij-...

19 декабря 1921 года подавляющее большинство населения Бедевли создало православный комитет. На первых порах православные посещали униатское богослужение в тамошней церкви. Позже поставили перед греко-католическим священником ультиматум, чтобы до конца апреля покинул село. Священник подал жалобу в окружное правление, чтобы крестьянам было разъяснено, что они не имеют права совершать такие самовольные действия. Вследствие этого староста села и председатель православного комитета были вызваны в нотарский комитет. Глава нотарского комитета предупредил крестьян о последствиях нарушения законов о церковных отношениях . Униатский священник пытался вернуть крестьян в Римскую Церковь не только путем угроз, но и с помощью уговаривания: «Тогда я начал ходить из дома в дом тех, где была надежда, что можно мирно хозяина уговорить, чтобы остался в греко-католиках. Так около 30 семей записались в греко-католическую веру. Мы устроили часовню на фаре, начали там служить. Сначала меньше, а затем больше народу ходило на наше богослужение» . Печатка православного комитета 30 апреля 1922 года из нотарского комитета в Бедевле в окружное правление в Теребле пришло сообщение, что крестьяне отобрали у униатского священника Сабова ключи от храма и метрические книги. В тот же день два православных священника пришли в униатский храм и провели там богослужение по православному обряду. Униатского священника Сабова, который хотел войти в храм, православные не пустили. На второй день, утром 1 мая, в Бедевлю в сопровождении жандармов прибыл главный нотарь из Теребли – Дрбал. Он приказал собрать крестьян в центре села, чтобы провести с ними беседу. Греко-католики вместе со священником Сабовым были готовы на все уступки, но православные затребовали церковь и фару себе. После того как им сообщили, что закон не на их стороне, они все ровно стояли на своей позиции. По словам того же Дрбала, «крестьяне обвинили Сабова в мадъярстве, что читает из венгерских книг. Никаких положительных слов не могли о нем сказать» . Благодаря вмешательству светской власти была достигнута договоренность отправить делегацию в Прагу и до того времени удержаться от использования церкви .

http://pravoslavie.ru/31551.html

Экспертной комиссией установлено, что психическим заболеванием Александр не страдает, у него имеются остаточные явления послетравматического поражения головного мозга в основном на уровне неврологической симптоматики. Отмечено, что его высказывания об испытанных им “видениях, голосах и необычных способностях” не являются признаками психотического состояния в рамках какого-либо психического заболевания. Перед отправкой в тюрьму Александр согласился перед видеокамерой более подробно рассказать о своей приверженности сатанизму, тем более, что после ареста он уже пояснил мотивы своего преступления, дав интервью программе “Дорожный патруль” канала ТВ-6. При видеозаписи он вновь отрицал корыстный мотив кражи. Объяснил, что ему были нужны намоленные иконы для того, чтобы их “испоганить”, снять с них “белую энергетику”. А чтоб “эффект был сильней”, кражу совершил в пасхальную ночь, когда хозяева ушли в церковь . Представлял, как они в праздничном настроении вернутся домой разговляться, а в квартире все перевернуто. По рассказу Александра, в 15-тилетнем возрасте он попросил у своего деда дать почитать что-нибудь о смысле жизни (гулять со сверстниками не любил, они были для него неинтересны). Дед дал сначала Новый Завет , а потом “какую-то сатанинскую книгу старого издания”, сказав при этом: “Надо знать и ту, и противоположную стороны”. “Почитал, посмотрел на взаимоотношения людей и понял, что они живут по законам сатаны. А раз так, надо быть с более сильными, и поэтому решил искать связи с сатанистами”. “Сатанисты друг друга легко опознают: у них перстень-печатка, соответствующая одежда, разговор, наколки с тремя шестерками – знак Антихриста и другое” (показывает вытатуированный у него на руке сатанистский символ). Нашел группу сатанистов, один раз присутствовал на “мессе”, было интересно. “Но там у них все распределено по ступеням, и мне самого таинственного не показали”. Решил стать сатанистом-отшельником, связи с сатанистами поддерживал, но на собрания больше не ходил. Рассказывает, что после прочтения книги “Синагога сатаны и обручение” был потрясен приведенным в ней случаем: во времена инквизиции ведьму, которую заставляли каяться за связи с сатаной, опустили в котел с кипящей смолой, а когда вынули, “все пришли в ужас – с нее не упал ни один волос. Вот, что делает вера!”. Был так же потрясен “фактами” силы сатаны. После этого ночью, уже засыпая, вдруг очнулся и увидел, что у кровати стоит мужчина: “сколько ему лет – сказать нельзя, голова была как череп с проваленными глазницами, из которых исходил красный свет. Испугался, было ясно, что это – сатана, он сказал: “Мы еще встретимся” и исчез».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lyudi-po...

Здесь были обнаружены белокаменная конусообразная печатка с надписью («Офимши...»), костяная пластинка с гравированным изображением иноземца, очень маленькая створчатая бронзовая панагия XV в. с образом Божией Матери «Знамение» искусной работы, а также фрагменты надгробий, резные архитектурные детали XVI-XVII вв., кровельная черепица - следы близости к ц. Антипы на Колымажном дворе, одному из центров Чертолья (сама церковь исследована мало). Для археологии Занеглименья и всей М. исключительное значение имеет проект «Романов двор» - раскопки резиденции бояр Романовых 1-й пол. XVII в., ранее - Опричного двора царя Иоанна IV. В погребенной почве прослежены следы распашки XII-XIII вв. и остатки сгоревших построек того же времени с типичными находками (семилопастные височные кольца, шиферные пряслица, стеклянные браслеты). Выше залегали огромные кирпичные очаги Опричного двора (1567-1584) и песчаная подсыпка его поверхности (известна по описанию опричника-немца Генриха Штадена; отмечена также в котловане на углу улиц Воздвиженки и Моховой), а среди находок - статусные вещи (осколки стеклянных кубков, пороховница европейской работы с гравированным изображением воина-аристократа). Уникальный объект «Романова двора» - постройки Нового дворцового монетного двора, отвечавшего за чеканку денег, приведшую к Медному бунту 1655-1663 гг. В слое пожара обнаружено множество инструментов для ручной чеканки, медные «копейки» и заготовки к ним, мелкие отходы монетного производства и даже следы хищений на производстве в обстановке «медной лихорадки» (найдены многочисленные клады заготовок и монет). Открытие имело общероссийское значение как единственный случай археологического изучения денежного двора. Интересным дополнением к «Романову двору» служат раскопки в церкви на Ст. Ваганькове (двор РГБ) с остатками надгробий XVI-XVII вв. Зону между ул. Моховой (где еще при строительстве метро открыли 2 старых колодца глубиной до 14 м и нашли в одном из них 11 целых глиняных кувшинов, 3 железных топора с рукоятями, стальной клинок шпаги XVII в.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

19 . В сей день по обыкновению христиан было молебствие в зале О.Р., что бывает в Академии каждогодно в сей день, т.е. на Четверток пятой недели поста. Я чуть, чуть, простоял до конца службы. Резь в желудке чуть не заставила меня выйти из залы. Я таки утомился, что как скоро пришел домой, то и лег спать с намерениями заутра встать ранее. 20 . Сегодня встали в 4-м часу – для повторения Ф. Истории Сегодня М.Г.М. 2927 стал спрашивать новым методом, т.е. сказывал, кого намерен спросить другого, дабы этот мог приготовиться. Особенное на классе Гражд. Истории со мною случилось след. Когда П.П. 2928 читал из Карамзина о последнем покорении Казани при Ив. В. Грозном, то у меня невольно вырывались слезы. И сами не знаю, от чего это собственно происходило. А кажется от сердечного же- —340— лания добра отечеству, т.е. когда видишь в истории, как оно возвышается, преодолевая все препятствия: то радуешься сему, а когда видишь его падающим под бременем бедствий: то болезнуешь и проч. Впрочем, кажется, более всего подействовало к возбуждению умиления в сердце чудное красноречие историка Н.М.К. Этот историк не однажды уже извлекал из меня слезы. Ах, как бы я желал (иметь) у себя драгоценный книги пера его! Я не знаю ни одного человека из Россиян, кто бы писал так нежно, и живо, как этот. Он ближе всех писателей (говорит) подходит к чувству, сильнее всех говорит сердцу чувствительному. После бани ходили гулять с М.А. 2929 выпили полпивца за здравие О.А., который прислал В.И. на этой неделе 10 руб. Пришедши у В.И. 2930 пили чай. После спорили о превосходстве наших Костр. протопопов. Я за Груздева, а тот за Знаменского. Лишь подали огонь: то Баранов принес письмо от Тим. Ив. Он пишет, что печатка готова и посылает с 2 ф. табаку. Тут же пишет, что он не здоров одышкою, и кашлем, а вернее уже чахоткой. Жаль, жаль от всего сердца такого милого друга, друга можно сказать единственного в настоящем нашем положении. Он один с Павл. Ив. пишет к нам, и по мере сил благодетельствует… Прочие все, даже тот: на которого я более всего надеялся, даже Георгий П. забыл меня.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006