В Санкт-Петербурге Андроникова икона до 1868 года находилась в Зимнем дворце, а потом до 1877 года в Троицком соборе, на Петербургской стороне. Отсюда образ был перенесен в женский Казанский монастырь Тверской губернии, близ города Вышний Волочек, где он находится и доныне. Помещается он в соборном монастырском храме, за левым клиросом в киоте, на особо устроенном возвышении. Особенное стечение богомольцев для поклонения этой иконе наблюдается три раза в год: 22 октября, 1 мая и 8 июля. Празднество образу 1 мая установлено в воспоминание перенесения образа из Санкт-Петербурга в Вышневолоцкую Казанскую обитель. Мера этой иконы — 7 1/2 вершков в вышину и 5 1/2 — в ширину. Богоматерь изображена без Предвечного Младенца. На шее у Нее с правой стороны видна кровавая рана. Икона украшена сребропозолоченной ризой, осыпанной бриллиантами, жемчугом и разными драгоценными каменьями. На серебряной вызолоченной раме, в которую вставлена икона, находится следующая надпись на греческом языке: «сия всечестная святая икона есть дар благочестивого царя Андроника Палеолога в Монемвасию». По перенесении Андрониковой иконы в Казанскую обитель ее вставили в середину другого образа, на котором изображены прп. Ефрем Сирин и св. мученица Неонилла. 24 октября «Всех скорбящих Радость» Сколько утешительного заключено в одном уже имени этой иконы — будящем, укрепляющем веру людей в Богоматерь, как в дивную Заступницу, которая спешит всюду, где слышится стон страдания людского, утирает слезы плачущих и в самом горе дает минуты отрады и радости небесной. Радуйся же вечно Ты, небесная скорбящих Радость! По вере людей в милосердие Богоматери к роду людскому, повелся обычай изображать Богоматерь сообразно тому, что слышится в словах молитвы к Ней: «О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех ангел и архангел и всея твари честнейши. Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление». Поэтому и пишется Богоматерь во весь рост, иногда с Младенцем на руках (как на московском первообразе), иногда без Младенца (как на прославившейся недавно в Петербурге, у Стеклянного завода, иконе с монетами),

http://sedmitza.ru/lib/text/440308/

Сколько здесь надежд, сколько здесь святых! Именно здесь неоднократно, будучи митрополитом Казанским, совершал богослужения великий светильник земли Русской — будущий Патриарх Гермоген, святитель Герман Казанский, священномученики XX века. Сегодняшнее освящение собора — это возвращение к самому главному, к духовной жизни. Вновь затеплилась лампада, вновь совершена Божественная литургия, на престоле приносится Бескровная Жертва за всю землю Русскую. Освящение собора имеет значение для всей Русской Православной Церкви. Пусть Господь хранит землю Русскую, наш край Казанский и Татарстанский в мире и согласии. Успенский собор — это новый светильник на небосклоне православном. Всех поздравляю с этим великим событием в жизни Русской Православной Церкви». Затем глава митрополии вручил благодарственные письма председателю Комитета РТ по охране объектов культурного наследия И.Н. Гущину, генеральному директору АО «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» А.В. Меньшову и реставратору этой же организации В.Ф. Косушкину. Архиерейских грамот были удостоены генеральный директор АО «Татарстанское специальное научно-реставрационное управление» (ТСНРУ) Ю.А. Егорушкин, генеральный директор АО «Связьинвестнефтехим» В.Ю. Сорокин, управляющий директор ОАО «Казанькомпрессормаш» И.И. Сагдиев, директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» А.Н. Силкин, главный архитектор ТСНРУ Р.Р. Раимова, производитель работ ТСНРУ А.И. Гарипов и инженер Свияжского Успенского монастыря А.Н. Нестеров. С ответным словом к владыке Феофану обратился игумен Симеон (Кулагин). На память о знаменательном событии наместник обители преподнес Его Высокопреосвященству архиерейскую панагию с изображением Успения Пресвятой Богородицы. Отец Симеон также поблагодарил за участие в торжествах епископа Мефодия и епископа Игнатия и преподнес им памятные подарки. Депутат Государственного Совета РТ, председатель Совета директоров АО «Казанский жировой комбинат» Д.А. Самаренкин передал Свияжскому монастырю икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Этот образ, написанный в первой половине XIX века, ранее принадлежал Свияжскому Иоанно-Предтеченскому женскому монастырю. В 1917 году икона была вывезена заграницу, находилась во Франции. Позднее икону приобрели на аукционе и вернули в Россию. Д.А. Самаренкин, стараниями которого была возвращена икона, пожелал, чтобы святыня находилась в Свияжской обители. По благословению митрополита Феофана образ будет храниться в соборе «Всех скорбящих Радость» бывшего Иоанно-Предтеченского женского монастыря — подворье Успенской обители.

http://patriarchia.ru/db/text/5491711.ht...

Веры, Надежды, Любови, святых мучениц - 30 сентября Собор Рождества Христова - 7 января ; Святыни [ править править код ] Наиболее почитаемыми святынями храма являются: • список иконы Божией Матери " Скоропослушница " • список иконы Спасителя " Обыденная " из Всеградского собора • икона святой благоверной княгини Анны Кашинской с частицей мощей • храмовая икона «Рождества Богородицы» в алтаре Икона «Всех скорбящих Радость» В кафедральном Рождество-Богородицком соборе Вологды находится одна из наиболее почитаемых в Вологде чудотворных икон Божией Матери «Всех скорбящих Радость», по преданию принадлежавшая святым угличским князьям Димитрию Андреевичу и Иоанну Андреевичу. По преданию, этот образ был им единственной опорой и утешением, а впоследствии и всем узникам, содержащимся в тюрьмах. Позднее Иоанн стал монахом Игнатием, похоронили его в Спасском соборе Спасо-Прилукского монастыря. Икона осталась в тюрьме, а после революции ее перенесли в храм. В соборе хранится также список с чудотворной иконы Всемилостивого Спаса и чудотворная Казанская икона Божией Матери из Никольской Глинковской церкви. Святыня была перенесена из бывшей часовни епархиальной богадельни в 1812 г. В холерные годы (1830-1831) ее часто носили по домам горожан во избавление от эпидемии. Мощи преподобного Иоасафа Каменского В этом же кафедральном соборе в верхнем храме находится рака с мощами преподного Иоасафа Каменского, Спасокубенского. Преподобный Иоасаф был сын Димитрия Васильевича, владетельного князя Заозерского. Он был знаменит как по своему высокому происхождению, так и еще более славен по высоте своих добродетелей и равноапостольской жизни. После смерти своих родителей богобоязненный юноша-князь в 20-летнем возрасте принял монашество в Каменном монастыре, расположенном на маленьком острове посреди Кубенского озера. Только пять лет продолжались его иноческие подвиги, да и вся его жизнь была так непродолжительна, что он не достиг даже зрелого возраста. Чистая и святая душа его отлетела к Богу 10 сентября 1453 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРФА Прп. Марфа (Апарина) Тамбовская. Икона. 2005 г. (ц. иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Вознесенского мон-ря в Тамбове) Прп. Марфа (Апарина) Тамбовская. Икона. 2005 г. (ц. иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Вознесенского мон-ря в Тамбове) (Апарина Марфа Петровна, в схиме Маргарита; ок. 1740, г. Саранск Пензенской пров. Казанской губ.- 1.09.1800, Тамбов), прп. (пам. 1 сент., 18 июня и 28 июля - в Соборе Тамбовских святых), схим., основательница кирсановского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря . Немногочисленные сведения о жизни М. собрал и в 1861 г. опубликовал прот. И. М. Сладкопевцев, преподаватель Тамбовской ДС. М. родилась в дворянской семье. В 1780 г., после смерти отца, вместе с матерью М. Г. Апариной, братьями Иваном и Сергеем и сестрой Пелагеей переехала в г. Кирсанов, Сергей позднее жил в г. Тамбове. По свидетельству И. Апарина, М., старшая из сестер, с раннего возраста стремилась к подвижнической жизни, не вкушала скоромную пищу, даже рыбу, молилась по ночам втайне от матери и родных, исполняла обязанности слуг. В юности М. безуспешно уговаривала мать благословить ее на монашеский постриг. После смерти матери ок. 1783 г. М. устроила при своем доме общину для девиц и вдов, поручив хозяйственное руководство младшей сестре Пелагее Петровне Апариной († 20 авг. 1819). Духовниками М. и сестер были свящ. Гавриил, служивший в Михаило-Архангельской ц. Тамбова, и старец Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни иером. Исаия I (Зубков) . Подвижница часто ездила по св. местам, в т. ч. в Тихвин к чудотворной иконе Божией Матери, в Саровскую пуст. Игум. Назарий (Кондратьев) , впосл. настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря , вспоминал сияющее лицо М., «казалось, что от нее исходила какая-то неведомая сила». По преданию, в Киеве М. тайно приняла постриг в схиму с именем Маргарита. Ок. 1800 г., перед кончиной, М. благословила Татьяну Пахомову, происходившую из государственных крестьян пригородной слободы Кирсанова, возглавить общину. Однако административно-хозяйственными делами обители продолжала заведовать сестра подвижницы П. Апарина, «строгая до чрезмерности». М. завещала насельницам соблюдать устав общежительной Саровской пуст., что было крайне важно, поскольку единственный в епархии жен. тамбовский в честь Вознесения Господня монастырь был особножительный.

http://pravenc.ru/text/2562490.html

Владимирская-Ростовская, (Успение), писана в XII веке преподобным Алипием Печерским, в Ростове, Ярославской епархии, в соборном храме; празднование 15 Августа Влахернская, вся икона сделана из воско-мастики и сначала находилась в Константинополе, во Влахернах. Император Ираклий с этой иконой поразил персов. Впоследствии она была перенесена на Афон, а в 1653г. принесена в Москву, царю Алексею Михайловичу и ныне находится в Московском Успенском соборе; празднование в субботу на 5 неделе Великого Поста. Копия – в селе Кузьминках, близ Москвы. Влахернская, Август 15 в Карталинии, в Квабтахевском монастыре. Вододательница, Октябрь 11 Волоколамская, 1677г. Марта 3, в Иосифовом монастыре, Московской епархии Воргольская, древняя, с 1751г. в серебряной ризе, в селе Ворголе, Глуховского уезда Воспитание, Марта 5; список в Москве, в Казанском соборе Вразумившая экклисиарха, на Афоне, в Хиландарском монастыре. Экклисиарх, за слова ропота пред нею, упал без чувств. Вратарница, см. Иверская Всех скорбящих Радость, прославилась в 1688г. Октябрь 24, в Москве, в церкви её имени, на Ордынке; копия в церкви Богоявления в Елохове; с 1711г. в С- Петербурге, в церкви её имени; в селе Ивановском, Московской епархии; две в Вологде, с 1766г.; в Тамбове; в Киеве; в Ахтырском Свято-Троицком монастыре; в Полтавском Кафедральном соборе; в Тобольске (Русский Паломник 1889, стр. 509; Кормчий 1893, Русский Паломник 1897, Всех скорбящих Радость, ново-прославленная во время грозы 23 Июля 1888г. на стеклянном заводе близ СПб., в часовне, и 6 Декабря 1890г. и 17 Февраля 1891г. дивное чудо исцеления от трясения и паралича (Русский Паломник 1888, стр. 461) Ныне для неё создан каменный храм, освящённый 1898г. Августа 2. Вулкану, Мисинийской епархии, в Пелопоннесе, в Греции, на высокой горе Вулкану, найдена сия икона в лесу, с возожжённой пред нею свечой в медном подсвечнике. Впоследствии, ниже того места, создан монастырь, также названный Вулкану. Предание приписывает происхождение этой иконы святому Евангелисту Луке.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Arhiva Au avut loc aciunile de comemorare dedicate aniversrii a 50 de ani de la fericita adormire a sfântului ierarh Ioan de Shanghai 14 iulie 2016 11:47 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Салаватский и Кумертауский Николай принял участие в торжествах по случаю 50-летия блаженной кончины святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского, Сан-Францисского чудотворца. 1 июля 2016 года торжества начались с открытия V Международного православного научно-исследовательского симпозиума «Живое наследие архиепископа Иоанна», который прошел в актовом зале Русского дома скаутов при Академии имени святителей Кирилла и Афанасия Александрийских ( Сан-Франциская и Западно-Американская епархия Русской Зарубежной Церкви ).  С докладами на форуме выступили: управляющий Чикагской и Средне-Американской епархией Зарубежной Церкви епископ Кливлендский Петр ; епископ Салаватский и Кумертауский Николай; протоиерей Сергий Котар, основатель общеобразовательной школы для детей при кафедральном соборе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско; протоиерей Виктор Потапов, настоятель храма святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне; Владимир Крассовский, регент архиерейского хора кафедрального собора в Сан-Франциско; Сергий Кальфов. Вечером в кафедральном храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» всенощное бдение возглавил Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский Иларион . Перед началом богослужения в собор были внесены и установлены в центре храма чудотворный Курский-Коренной образ Божией Матери «Знамение» и рака с мощами святителя Иоанна Шанхайского. В числе сослуживших были архиепископ Берлинский и Германский Марк , архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл , архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил , епископ Кливлендский Петр, епископ Сиэтлийский Феодосий , епископ Николай, иерарх Румынской Православной Церкви епископ Лугожский Паисий, епископ Манхэттенский Николай , а также ключарь кафедрального собора протоиерей Петр Перекрестов, многочисленное духовенство.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4561721...

«Литургия» П.И. Чайковского будет исполнена Московским Синодальным хором в день памяти композитора 2 ноября 2010 г. 18:45 По установившейся традиции 7 ноября 2010 года, в день памяти Петра Ильича Чайковского, в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке за Божественной литургией прозвучит музыка этого композитора. П.И. Чайковский был первым из русских композиторов, кто написал музыку Литургии по чину святителя Иоанна Златоуста как единое и целостное произведение. Его исполнит Московский Синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова. «Литургия» — наиболее значимое творение из духовных произведений Чайковского. Композитор признавался, что созданное им сочинение — попытка возвратить русской церковной музыке самобытность, насильно от нее отторгнутую. «Литургия» Чайковского исполняется редко даже в концертном варианте. В свое время знаменитый хор храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» под управлением Н.В. Матвеева возродил старую традицию Синодального хора — ежегодное исполнение этого произведения П.И. Чайковского в день кончины великого композитора, который был идеологом Нового духовно-музыкального направления и принимал действенное участие в судьбе Московского Синодального хора и училища. Партитура «Литургии святого Иоанна Златоуста» была закончена в мае 1878 года, а первое исполнение этого сочинения состоялось в киевской университетской церкви в июне 1879 года. Чайковский был рад, что премьера прошла именно в церкви, но это было единственное при жизни композитора исполнение его сочинения во время богослужения. В Москве Литургия св. Иоанна Златоуста на музыку Чайковского была исполнена на закрытом духовном концерте Консерватории в ноябре 1880 года, а затем на экстренном собрании Русского музыкального общества 18 декабря 1880 года в исполнении хора П.И. Сахарова. Публика с воодушевлением приняла произведение, но отзывы прессы были противоречивы. После московской премьеры на исполнение «Литургии» Чайковского в храмах был наложен запрет, который сняли лишь после смерти композитора. Синодальный хор, исполнивший это произведение в дни прощания в П.И. Чайковским, с тех пор ежегодно пел ее в день памяти композитора, обычно в церкви «Большое Вознесение» у Никитских ворот. Та же традиция поддерживалась до революции в соборе Александро-Невской лавры , где отпевали Петра Ильича Чайковского. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1310625.ht...

В храме все священно, начиная от святых икон и кончая порогом, переступают который входящие с добрым чувством. Небрежность к священному не просто неприятна, а преступна. – «Хорошо, – говорит Святитель, – что поправляете балдахин над мощами Преподобного. Неприятно видеть поврежденные украшения святыни, представляющие вид небрежности» (7:104). Икона – это образ или священное изображение Воплотившегося Бога, Его Пречистой Матери и Святых – соединенные с ними священные воспоминания. При них Святая Церковь «желает занять Божественными предметами все чувства – что чрез чтение и пение занимает слух, то же чрез обряды занимает зрение, дабы ничто не рассеивало чувств и рассеяние их не препятствовало бы созерцанию духа» (29:247). Полезно, чтобы собранный взор «с благоговением останавливался на иконах, нежели, чтобы бегал по пустым узорам» (7:91). Святитель отмечает, что в представленных на его мнение иконах Святых и Праздников, «некоторые изображения хороши, а некоторые неудовлетворительны. Святитель Иоанн Новгородский представлен в мантии так, что ног совсем не видно. На образе погребения Преподобного Сергия изображен каменный Троицкии собор, построенный через тридцать лет после его погребения. Храм Иерусалимский представлен в виде малых комнат, без сходства с Иерусалимским и с христианским храмом. На праведном Захарии рогатая митра, какой нельзя предполагать по книгам Моисеевым; и она, кажется, от митры латинских архиереев. Есть ли она на древних иконах?» (10:158). За присланные иконы Божией Матери «Казанской» и «Всех скорбящих Радость» святой Филарет благодарит, но отмечает: «Лик Спасителя представляет выражение не очень приятное. В иконе Божией Матери «Радость всех скорбящих» есть хорошее и есть неудовлетворительное, и именно: самый лик Божией Матери» (9:71). У Святителя вызывает смущение название иконы Божией Матери: «Что Тя наречем?» – «Это вопрос о названии, а не название. Она имеет другое название; и недалеко было справиться в Архангельском соборе» (8:424). Еще: «Хорошо ли Вы (архимандрит Филарет, Ректор Вифанской Духовной Семинарии. – К. С.), что одобрили картину Троеручицы? Мне помнится, что подобная просьба доходила до Святейшего Синода и была отклонена. Где церковное утверждение сего предания?» (19–1:144).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ Константинович Бенеманский (6.01.1881, с. Баранья Гора Новоторжского у. Тверской губ.; ныне с. Кунино Кувшиновского р-на - 4.12.1937, Калинин), сщмч. (пам. 22 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Род. в семье сельского священника Константина Михайловича Бенеманского. После окончания Тверской ДС преподавал в начальной школе в г. Торжке. В 1904 г. рукоположен во священника и служил в тверском жен. мон-ре Рождества Христова , после закрытия мон-ря - в тверском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1920 г. арестован и мобилизован на тыловые работы. Весной 1922 г. началось изъятие церковных ценностей . В это время А. стал ближайшим помощником сщмч. Петра (Зверева) , еп. Старицкого, вик. Тверской епархии, к-рый после ареста Тверского архиеп. Серафима (Александрова) встал во главе Тверской епархии, еп. Петр обратился к пастве с воззванием, призывающим к пожертвованиям. А. был назначен казначеем Тверского епархиального комитета по Помголу. По благословению епископа А. много проповедовал, убеждая священников, уклонившихся в обновленчество , принести покаяние. 24 нояб. 1922 г. за распространение воззвания еп. Петра, призывавшего противостоять обновленчеству, А. был арестован и приговорен к 2 годам ссылки в Туркестан, 1 апр. 1923 г. прибыл в Самарканд, 13 апр. направлен в г. Джизак Самаркандской обл. Через месяц А. разрешили поступить на гос. службу, но служить в храме, как и остальным ссыльным священникам, запретили. Находясь в Джизаке, А. продолжал бороться против обновленцев, из-за чего ему было отказано в сокращении срока ссылки. По доносам обновленцев А. был выслан в Пенджикент. После освобождения, в 1926 г., вернулся в Тверь, служил в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», возведен в сан протоиерея. В 1928-1929 гг. началось массовое закрытие храмов в Тверской епархии. А. вместе с др. священниками и верующими удалось отстоять Вознесенский собор - главный храм Твери.

http://pravenc.ru/text/64562.html

Вырос Евгений в протестантской семье, но с юности искал истину и как-то увидел в книжном магазине книгу с образом Пресвятой Богородицы и Младенца Христа. От всего сердца помолился он Божией Матери: – Если у Тебя Истина, то, пожалуйста, укажи мне путь, чтобы оставшиеся дни моей жизни мне прожить со смыслом! И Божья Матерь ответила на его искреннюю молитву: вскоре после этого Евгений Роуз зашел в наш собор в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», который был построен святителем Иоанном Шанхайским. Зашел – и остался. Начал постоянно посещать службы, перешел в 1962 году в Православие и стал верным духовным чадом святителя Иоанна. Владыка Иоанн Шанхайский с молодежью Евгений также начал читать духовные книги, изучать русский и церковнославянский языки. Нужно заметить, что он был очень умным и образованным человеком и в совершенстве знал множество языков: читал конфуцианские тексты на древнекитайском языке, а книги о первых христианских святых – на латыни, в совершенстве знал французский, потом отлично выучил русский и церковнославянский. После окончания университета его оставили учиться в аспирантуре как кандидата на профессорскую кафедру, но всю эту блестящую академическую карьеру он поменял на скромную монашескую рясу. В годы моего детства Евгений был поставлен чтецом в нашем соборе, куда мы ходили на службы. Когда муж моей старшей сестры, американец, пожелал креститься в православную веру, владыка Иоанн Шанхайский и привел к нам Евгения Роуза, чтобы он стал его крестным отцом. Так Евгений вошел в нашу семью. Тогда он еще не был в постриге и не был рукоположен во священство. Мы знали его как чтеца-псаломщика собора и нашего доброго, глубоко верующего и очень умного друга. Евгений (Юджин) Роуз - студент «Православное слово» По благословению святителя Иоанна Шанхайского, Евгений Роуз вместе с выпускником Свято-Троицкой семинарии Глебом Подмошенским (будущим отцом Германом) создали миссионерское братство и открыли в 1964 году рядом с нашим собором «Всех скорбящих Радость» книжный киоск, где и жили сами. Они также стали издавать миссионерский журнал «The Orthodox Word» («Православное слово») – это название придумал владыка Иоанн. Еще они начали переиздавать дореволюционные книги о русских подвижниках и старцах.

http://pravoslavie.ru/141481.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010