И поэтому, когда мы читаем Ветхий Завет , особенно псалмы или пророков, мы часто замечаем ту огромную душевную тугу, колоссальное душевное напряжение, с которым древние праведники ищут Бога и всматриваются в будущее. Псалмопевец постоянно кричит, взывает, вопит ко Господу, умоляет Его ответить ему. Он говорит, что всю ночь напролет он простирает к Нему свои руки, и душа его не находит покоя. «Вспоминаю о Боге и трепещу, помышляю, и изнемогает дух мой. Ты не даешь мне сомкнуть очей моих, я потрясен и не могу говорить» ( Пс. 76:4–6 ). Или праведный Иов Многострадальный, которому посвящен наш храм. Он смотрит на мирозданье, и поражается величию Творца, Который «повесил землю ни на чем», Который «заключает воды в облаках Своих», Который «силою Своею волнует море, и разумом Своим сдерживает его дерзость», и он говорит: но «как мало мы слышали о Нем» (см. Иов 26:7–14 ). Как много открыто нам и как мало – им. Но вот, что удивительно: с какой решительностью, как крепко они держат то малое, что им дано. Как твердо они хранят свою веру, преодолевая все невзгоды и лишения. И если они в малом находили для себя опору и поддержку, если столь малое вдохновляло их неотступно ходить перед лицом Божиим и служить Ему с неиссякаемой ревностью, то какова должна быть наша вера и наша преданность Богу сегодня, во времена, которые оглашены и освящены христианским Благовестием. Аминь! Дорогие братья и сестры! За две недели до Рождества Церковь совершает память святых праотец. Т.е. всех ветхозаветных праведников, которые жили задолго до рождения Христа. Бог приоткрывался им, и они жили надеждой, что наступит такой день, когда Бог будет ближе, когда «Он будет обитать среди людей», когда «Он будет говорить с ними лицом к лицу», когда «Он изольет Свой дух на всякую плоть»; они надеялись, что если не они сами, то хотя бы их потомки смогут увидеть этот день, и ради этого они сохраняли свою верность Богу. И каждый из них стал примером той или иной добродетели. Ной был единственным праведником в своем поколении. Как сложно быть другим, не таким как все. Как сложно противостоять всему миру. Но Ной смог в одиночку отстоять свои ценности, и в окружении грешников ходить в чистоте и непорочности перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Иначе совершил Свое первосвященническое служение Иисус Христос. На Голгофе, на кресте был Его жертвенный алтарь, где Он пролил кровь Свою и затем взошел в самое небо и сел одесную Бога Отца, чтобы быть нашим вечным Ходатаем и молитвенником перед Богом. Он совершил жертвоприношение и вошел «во святая» — в самое небо « большею и совершеннейшею скиниею », Своей пречистой плотью, которая несравненно «больше» скинии ветхозаветной, потому что в ней обитала полнота Божества (Колос. 2:9), и несравненно «совершеннее», потому что страдания и смерть, понесенные Иисусом Христом в Своей плоти, бесконечно превосходят все жертвы, совершавшиеся в скинии. Она «нерукотворна», не человеческими руками устроена, как ветхозаветный храм и скиния, и не «от сея твари», потому что она получила бытие не по законам природы, от семени мужа и жены, как тела человеческие, но составилась и устроилась от пречистых кровей Приснодевы Марии, наитием Святого Духа и осенением силы Всевышнего. Второе, особенное обстоятельство и преимущество первосвященничества Иисуса Христа состоит в том, что Он « не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище » (ст.12). Первосвященник входил во святая святых скинии, принося кровь козлов и тельцов, но первосвященник Христос принес в жертву Богу Отцу Самого Себя, пролил Свою собственную бесценную кровь за грехи всего мира и этим явил нам Свою беспредельную любовь к людям; ибо если между друзьями считается великим доказательством любви, когда один идет на смерть за другого, то любовь к нам Иисуса Христа является еше в высшей степени, так как Он умер не за друзей, a за Божьих врагов, за всех нас. И кто же пролил за нас свою кровь? Не существо сотворенное, но Единородный Сын Божий; поэтому и жертва, принесенная Им, имеет бесконечную цену в Божьих глазах. Третье преимущество первосвященнического служения Господа — то, что Он « однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление » (ст.12). Ветхозаветные первосвященники должны были ежегодно приносить жертвы для примирения с Богом, потому что новые грехи требовали и новых жертв умилостивления. Иное совсем значение имеет жертва первосвященника Христа. Он только « однажды » пролил Свою кровь и притом навсегда за грехи всего рода человеческого, настоящего, прошедшего и будущего. Его жертва приобрела нам вечное искупление, на веки искупила нас от всякого греха, проклятия и смерти, так что не требуется уже другой жертвы для нашего искупления.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Когда же они вышли из воды, Дух Святóй сошёл на éвнуха, а Филиппа восхитил áнгел Госпóдень, и éвнух уже не видел его, и продолжáл путь, рáдуясь. ( Деян 8:26–39 ) Пятница 3-й седмицы по Пасхе Прокимен и аллилуарий недели Жен-Мироносиц Деяний святых апóстол чтéние В те дни Филипп оказáлся в Азóте и, проходя, благовествовáл всем городáм, пока пришёл в Кесарию. Савл же, ещё дышá угрóзами и убийством на ученикóв Гóспода, пришёл к первосвящéннику и выпросил у негó письма в Дамáск к синагóгам, чтобы, когó найдёт послéдующих сему учéнию, и мужчин и жéнщин, связáв, приводить в Иерусалим. Когдá же он шёл и приближáлся к Дамáску, внезáпно осиял его свет с нéба. Он упáл на зéмлю и услышал гóлос, говорящий ему: «Савл, Савл! Что ты гóнишь Меня?» Он сказáл: «Кто Ты, Гóсподи?» Госпóдь же сказáл: «Я Иисýс, Котóрого ты гóнишь. Трýдно тебе идти прóтив рожнá». Он в трéпете и ýжасе сказáл: «Гóсподи! Что повелишь мне дéлать?» И Госпóдь сказáл ему: «Встань и иди в гóрод; и скáзано бýдет тебé, что тебé нáдобно дéлать». Люди же, шéдшие с ним, стояли в оцепенéнии, слыша гóлос, а никогó не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазáми никóго не видел. И повели его зá руки, и привели в Дамáск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил. В Дамáске был один ученик, именем Анáния; и Госпóдь в видéнии сказáл ему: «Анáния!» Он сказал: «Я, Господи». Госпóдь же сказáл ему: «Встань и пойди на улицу, так назывáемую Прямýю, и спроси в Иýдином дóме Тáрсянина, по имени Сáвла; он тепéрь мóлится, и видел в видéнии мýжа, именем Анáнию, пришéдшего к немý и возложившего на негó рýку, чтóбы он прозрéл». Анáния отвечáл: «Гóсподи! Я слышал от мнóгих о сем человéке, скóлько зла сдéлал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имéет от первосвящéнников власть вязáть всех, призывáющих Имя Твое». Но Госпóдь сказáл ему: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосýд, чтобы возвещáть имя Моё перед нарóдами и царями и сынáми Изрáилевыми. И Я покажý ему, скóлько он дóлжен пострадáть за Имя Моё». Анáния пошёл и вошёл в дом и, возложив на негó руки, сказáл: «Брат Савл! Госпóдь Иисýс, явившийся тебé на пути, котóрым ты шёл, послáл меня, чтобы ты прозрéл и испóлнился Святóго Дýха».

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Когда человек предельно открыт перед Богом, Сам Бог начинает действовать в нем. Это не значит, что личность человека при этом размывается. Напротив: только в этом единении с Божественной Благодатью личность человека раскрывается во всей полноте и исключительности. Поэтому святые такие разные, но в одном они похожи: во всех действует один Святой Дух. Он совершает через них чудеса, Он умножает в них любовь, которую узнает всякий обратившийся к ним за помощью. По традиции Церкви, человек после Крещения получает имя в честь одного из святых, и в день памяти этого святого празднует свои именины. Именины еще называют днем Ангела, хотя речь здесь идет не о нашем Ангеле-хранителе, а о нашем святом покровителе, имя которого мы носим. Важным еженедельным праздником для каждого христианина является воскресный день – малая Пасха. С самого начала существования Церкви христиане в этот день собирались вместе, молились и совершали Евхаристию, сохраняя, таким образом, ветхозаветную заповедь о посвящении седьмого дня недели Господу (см. Исх. 23: 12). Таинства Исповеди и Причастия Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6: 53—56) Евхаристия есть лекарство бессмертия, не только предохраняющее от смерти, но и дарующее вечную жизнь в Иисусе Христе. Священномученик Игнатий Богоносец В самом слове «Таинство» мы уже слышим невозможность человеку полностью объяснить то, что происходит во время его совершения. Таинство – это Божественный дар, способный соединить нас с Господом, и человек, приступающий к нему с верой, приобщается тем самым к Божественной Благодати, подающей помощь, сообщающей силы и очищающей от грехов. Грех является преградой на пути человека к Богу, которую необходимо преодолевать. Сделать это можно только здесь, в нашей земной временной жизни, которая есть своеобразное испытание и экзамен для вступления в Жизнь Вечную.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

– Кто же это постучался в окно и сказал, что офицеры приехали, когда ты никого не видал у ворот? – спросили слушатели. – Эх, вы, маловерные! И то вам надо толковать! Да кому я взмолился в опасности? А кто меня здравым и невредимым выносил из всех сражений, какие были в продолжение моей 30-ти летней службы? Конечно, – ангел-хранитель!» («Стран.» 1884 г. сн. «Подольск. Епарх. Вед.» 1889 г., 29). Неделя по Рождестве Христовом Еванг. от Матф. зач. 4-е, гл. II, 13–23 ст. 1. Бегство св. Семейства в Египет Когда волхвы поклонились Господу Иисусу и удалились из Вифлеема, ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: «встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Иосиф встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел во Египет. Тяжело было старцу предпринимать этот далекий путь; но он должен был повиноваться повелению Божию. Древнее предание сохранило трогательные подробности этого путешествия св. семейства. Передадим кратко некоторые из них. – Не надеясь на свои слабые силы, Иосиф взял с собою своего сына, св. Иакова, который впоследствии был наименован братом Божиим. Чрез несколько дней св. путешественники очутились в тех самых безводных пустынях, по которым шел из Египта народ израильский. Страшные трудности и невзгоды встретили их здесь. Дорога шла все местами песчаными и нередко совсем исчезала среди песчаных холмов; в пустыне негде было достать необходимого для пропитания, а потому все надобно было взять с собою в потребном количестве, а у них был только один осел, который необходим был и для юной Матери с Божественным Младенцем. Днем подвергались они нестерпимому жару, ночью принуждены были защищать себя от холода; а как защититься от всего этого там, где местом отдыха, как днем, так и ночью, мог служить только песок, по которому они шли, а кровом – один свод небесный? – Повествуют, что в одном месте, среди пустыни, напали на них разбойники и хотели отнять у них осла, но один из разбойников до того был пленен красотою Божественного Младенца, что не позволил своим товарищам обижать святых путников: «если бы, говорил он, Сам Бог восприял на Себя человеческий образ, то и Он не был бы прекраснее сего Дитяти».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Младенца, хотя бы поносили, хотя бы хвалили его, он ни в первом случае не досадует и не укоряет, ни в последнем не гордится». (Злат.) Не войдете (внидите) в царство небесное, т. е. не будете истинными христианами на земле и не удостоитесь блаженства на небе. «Когда мы не имеем указанных качеств младенцев, говорит св. Златоуст, то, как бы ни были велики наши дела, спасение наше сомнительно». Словами: кто умалится, как дитя и пр. Господь указывает, чем особенно можно заслужить великое место в Его царстве. Это – смирением, каким обыкновенно обладают дети – смирением, по которому человек не возвышает, а считает себя ниже других, и от которого поэтому происходят многие добродетели и которым покрываются многие грехи, тогда как противоположное смирению свойство, – гордость служит причиною всевозможных грехопадений. И в жизни Самого Господа, Пресв. Его Матери и святых всюду мы видим смирение и ни тени самовозвышения. Перед этим Господь прямо говорил апостолам: «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (ст. 35). Блаженны нищии духом, т. е. смиренные, ибо их есть царство небесное, прежде всего высказал Господь в Своей нагорной проповеди ( Мф.5:3 ). Гордость погубила ближайшего к Господу из ангелов, она погубила и первых людей, мечтавших сделаться подобными Богу, губит и во все времена безчисленное множество людей. Зач. 48-е. Изгонявший бесов именем Христовым и путешествие Господа чрез Самарию. Читается в четверг 21-й недели по Пятидесятнице. О человеке, который изгонял бесов именем Христовым, не состоя в числе Его учеников, повествует и евангелист Марк ( Мк.9:38, 40 ), и оба они повествуют почти в одних и тех же словах и в одно и то же время – среди наставлений Господа Апостолам. Лк.9:49 . Отвещáв же Иоáнн речé: настáвниче, видехом некоего о имени твоéм изгоняща бесы: и возбранихом емý, яко вослед не хóдит с нáми. (При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.) Когда Апостолы услышали слова Господа: кто примет дитя во имя Мое, тот Меня принимает, то Иоанну пришел на память один, бывший вероятно во время их апостольской проповеди, случай, и он рассказал об этом случае Иисусу Христу в следующих словах: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили (возбранихом) ему, потому что он (во след) не ходит с нами, – рассказал, конечно, с тою целию, чтобы слышать от Господа мнение, справедливо ли они поступили, и поступать ли им так и впредь в подобных случаях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Последующее положение трактуемого нами вопроса в христианской Церкви прекрасно представлено проф. В. Ф. Певницким в его книге «Служение священника» 156 . И мы воспользуемся выдержками из его книги. Верные заветам Господа, св. Апостолы считали попечение Церкви о материальных нуждах верующих неотъемлемой функцией ее жизни. Тело церковное св. Апостолы представляли таким организмом, в котором члены его – верующие – связаны неразрывными нитями, так что страдание одного члена отражается на всех ( 1Кор.12:26 ). Чистая любовь объединяла верующих и влекла их к благотворениям, которые сделались обычаем жизни первой христианской общины. «У множества уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее... Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавали их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» ( Деян.4:32:34–35 ). Таким образом, у св. Апостолов из этих приношений составилась казна, которою они и пользовались для помощи обездоленным и нищим. Как много забот причиняло св. Апостолам благотворительное дело, мы можем заключить из того, что они вынуждены были избрать в помощь себе семь дьяконов ( Деян.6:1–4 ). Постигшие Иерусалимскую церковь тяжкие материальные страдания вызвали новый род благотворительности, совершенно неизвестный у язычников, – это сбор пожертвований среди греков и римлян. Организатором этого дела оказался ап. Павел. Он, в своих посланиях, не только призывал греков и римлян к пожертвованиям в пользу пострадавших иерусалимлян, но и давал советы, как производить сбор и как переправлять его. «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских: в первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то которых вы изберете, тех отправлю с письмами для доставления вашего подаяния в Иерусалим. А если прилично будет и мне отправиться, то они со мною пойдут» ( 1Кор.16:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Преславная Приснодева, Матерь Христа Бога! Принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасёт Он по молитвам Твоим души наши. Молитва святого Иоанникия Надежда моя – Отец, прибежище моё – Сын, покров мой – Дух Святой; Троица Святая, слава Тебе! Священник: Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе. Хор: Слава, и ныне, Господи, помилуй. (3) Благослови. Священник говорит отпуст малый: Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, преподобных и богоносных отцов наших и всех святых помилует и спасёт нас, как Благой и Человеколюбец. Хор: Аминь. После отпуста священник произносит чин прощения (см. в конце полунощницы вседневной). Примечания 1 В праздники вместо этих тропарей читай тропарь праздника. 2 В часослове отмечено: «читается в кельях» 3 Следует знать, что следующие две молитвы по церковному уставу читаются со дня отдания праздника Воздвижения Креста Господня (22 сентября) до недели Ваий.   ПОЛУНОЩНИЦА ВОСКРЕСНАЯ Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе. Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3) Псалом 50 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё; совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Единому, я согрешил и злое пред Тобою сотворил, – да будешь оправдан в словах Твоих и победишь, если вступят с Тобою в суд. Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя. Ибо вот, Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл. Ты окропишь меня иссопом – и буду очищен; омоешь меня – и сделаюсь белее снега, дашь мне услышать радость и веселие – возрадуются кости униженные. Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, – к всесожжениям не будешь благоволить. Жертва Богу – дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит. Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, – тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Приходящих ко Крещению приходится спрашивать, молятся ли они Богу. Очень часто получаешь ответ: " нет " . Некоторые даже добавляют: " Как можно молиться некрещеному? " Вот именно, некрещеному надлежит, может быть, даже больше молиться, чтобы Бог сподобил его святого Крещения. Из житий святых Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Константина Великого, великомученика Пантелеймона и многих других мы видим, как долго молились они перед Крещением, посещали богослужения в храме, изучали догматы святой веры; еще до таинства Крещения своей горячей молитвой они совершали чудеса. Итак, перед Крещением необходимо изучение истин святой воры, чтение Евангелия. Христос заповедал апостолам: Идите, научите все народи, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28,19). Правило 78 Шестого Вселенского Собора говорит: " Готовящимся ко Крещению надлежит обучаться воре и в пятый день седмицы (недели) давать ответ (известное испытание) епископу или пресвитерам (священникам) " (Епископ Никодим Милаш, m.I, с.509). Пять дней научения даны как минимум, ранее это изучение, или оглашение, длилось до трех лет. Цель Крещения должна быть одна: соединение с Богом, получение благодати Его. Не следует здесь искать здоровья, ума, способностей к ученью. Это - второстепенное, оно не должно заслонять главного. Христос сказал: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6,33). Святой князь Владимир пришел к купели Крещения, желая получить это Царство Божие, но получил не только его, но и прозрел очами, исцелился от слепоты, как говорят о том летописи. Помните или, лучше, осознайте, куда вы пришли! За тысячу лет до Христа евреи приступили к горе Божией, имея ходатаем за себя Моисея, Но и то ветхозаветное " видение " было столь. страшно, что Моисей сказал: " я в страхе и трепете " (Евр.12,21). Что же сказать о том, к чему приступаете вы?! Об этом говорит святой апостол Павел: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евр.12,22-23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/342/...

С праздником Рождества Христова приветствую всех Вас, дорогие мои. Епископ Александр Почему Господь пришел не сразу, 2002 “Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление” ( Гал. 4:4 ). Приветствую Вас, дорогие мои, с радостным праздником Рождества Христова! Мы только готовимся встретить наше Рождество, а инославный мир уже отпраздновал его – шумно, со всяким излишеством и в большой суете. Эти две недели, на которые как бы “опаздывает” наш праздник дают нам возможность глубже задуматься о значении величайшего события— пришествия в мир Сына Божия. Размышляя об этом, недоумеваешь только, почему Он так долго медлил прийти в мир, и как бы не спешил исправить ужасные последствия грехопадения Адама. Думается, что причина этому та, что пока человек на личном горьком опыте не осознал всю глубину своей духовной катастрофы, пока он не убедился, что без помощи Божией он не сможет побороть грех в себе, он не был готов со всем усердием откликнуться на зов Спасителя и принять Его всем своим сердцем. Действительно, когда апостол Петр отрекся от Христа во дворе первосвященника, то он тотчас же сознал весь ужас своего падения, и, как сказано в Евангелии, “выйдя вон, плакася горько.” Адам же и его жена Ева, напротив, будучи обличены Богом в нарушении заповеди, не обнаружили никаких признаков покаяния, но, покинув рай, занялись устройством своей жизни. Нужно было пройти тысячелетиям, чтобы созрела нужда в Искупителе; духовно одряхлеть потомкам Адама, чтобы ощутилась нужда в новом Адаме-Христе. Нужно было людям изнемочь во взаимной вражде, чтобы почувствовать необходимость в Примирителе; нужно было им устать от постоянной лжи и лицемерия, чтобы возжелать пришествия Правды Божией! Одним словом, людям следовало сначала полностью осознать свою греховность и бессилие, чтобы стать восприимчивыми к спасительной Евангельской проповеди. И в самом деле, из Евангельской истории и других книг Нового Завета, из истории Церкви и житий святых явствует, что в истории человечества не было другого исторического периода, более благоприятного для принятия “благой вести,” чем начало христианской эры. Ко времени пришествия Христа в мире созрела готовность покаянного обращения к Богу и многие с радостью принимали христианскую веру. “Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? – говорит Спаситель Своим ученикам. – А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.” Здесь Он подразумевает, конечно, наступление духовной жатвы (Иоанн 4:35).

http://azbyka.ru/propovedi/rozhdestvensk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010