Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая. [Откровение 22:13–16] Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду. Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Примечания: 1 В 12 веке в Патриарший Синод в Константинополе пришли несколько турок, заявивших, что они христиане. «Как же случилось, что вас, турок-магометан, крестили?» – спросили их. Они отвечали, что у них, турок, «существует обычай крестить своих детей у православных священников, потому что, по их мнению, во всяком новорождённом ребёнке находится злой дух и «смердит как собака», пока не получит христианского Крещения». Синод не признал такого крещения, потому, что искали его не как средства, которое очищает от всякой душевной скверны, просвещает и освящает человека, не с добрым православным намерением, но как некое «телесное лекарство» и чародейство (Еп. Никодим Милаш . Правила Правосл. Церкви с истолкованиями. СПб., 1911, т. 1, с. 615). 2 При этом нужно иметь в виду, что многие, погрузившись в оккультизм, искренне считали, что обрели «истинное христианство». 3 Святой Мефодий был прославленным исповедником, в свое время выступившим в защиту святых икон, за что ему пришлось претерпеть бичевание и заточение в страшной темнице на одном из Принцевых островов. Будучи ученейшим монахом, он переписывал в Риме сочинения Ареопагита. Сохранился целый корпус богословских, канонических и агиографических сочинений Мефодия. В житии Мефодия сообщается и о том, что он сочинил 7 молитвенных сборников («псалтирей»), каждый из которых он читал, не вкушая пищи, в течение недели. В будние дни поста он не вкушал даже воду, но только в субботу и воскресенье. 4 марта 843 г. его рукоположили в епископский сан, а 11 марта он был интронизирован на патриарший престол. Св. Патриарх Мефодий – автор Чина Торжества Православия, составленного в ознаменование победы над иконоборчеством.

http://azbyka.ru/aktualnaya-praktika-chi...

В глубокое утро третьего дня по смерти Христовой, или в первый день недели, по восходе зари, но до полного еще рассвета (см.: Мф. 28, 1 ; Мк. 16, 2 ; Лк. 24, 1, 22 ; Ин. 20, 1 ), произошло великое землетрясение; Ангел Господень, сошедший с Небес, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем. Вид Ангела был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые и рассеялись ( Мф. 28, 2, 4, 11 ). Так Господь расторг врата адовы и Своим Божественным всемо­гуществом воскресил Свое человечество и положил основание нашему блаженному воскресению! Своими многократными явлениями по воскресении Своем, в про­должение 40 дней, Господь засвидетельствовал истину Своего воскре­сения из мертвых: Явил Себя живым со многими верными доказатель­ствами ( Деян. 1, 3 ) – пред апостолами, нам, – как сами о себе говорят они, – которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых ( Деян. 10, 41 ). В продолжение сорока дней являясь им ( Деян. 1, 3 ). В то время Христос уже не постоянно был с апостолами – не так, как до воскре­сения. Заметь, не сказал (Лука): сорок дней, но: В продолжение сорока дней ( Деян. 1, 3 ), так как Христос являлся и опять скрывался. Для чего так? Дабы возвысить мысли учеников и не допустить их обращаться с Ним по-прежнему. И не без причины Он являлся им, но потому, что тщательно заботился об устроении двух вещей, – о том, чтобы повери­ли воскресению и чтобы, наконец, думали о Нем выше, чем о простом человеке. Почему же Он явился не всем, а только апостолам? Потому, что народу, не знавшему неизреченного таинства, Он показался бы привидением. Если и сами апостолы сначала не верили, приходили в смущение и нуждались в прикосновении рукою и в (общении) тра­пезы, то чего следовало ожидать от народа? Поэтому-то воскресение неопровержимо доказывается чудесами, для того чтобы оно было не­сомненно не только для современников, но и для всех родов после­дующих. В самом деле, если Он не воскрес, но пребывает умершим, то каким образом апостолы совершали чудеса Его именем? Поэтому-то и Сам (Христос) оставался на (земле) после воскресения сорок дней, давая видеть Себя в течение продолжительного времени, дабы (учени­ки) не считали видимого привидением.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В царствах земных царь требует по временам отчета от своих подданных в исполнении возложенных на них обязанностей и в совершении порученных им дел. Так и в царстве Божьем Господь потребует от нас отчета во всех помыслах и желаниях, словах и делах наших. Для этого Он предустановил от века страшный и славный день суда и воздаяния, и “всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ” (2 Кор.5:10). Но и прежде этого страшного суда Господь потребует от нас отчета после смерти нашей, когда душа наша, разлучившись с телом, явится в мире духов, когда по делам ее суждено ей будет или во светлостях святых или же в мрачной темнице духов ожидать последнего Божьего суда, последнего определения участи своей на всю вечность. Подданные земного царя не знают наперед, в какое именно время им приведется давать отчет перед царем своим, ибо это зависит от воли царя, который захотел — сам, без всякого стороннего побуждения — сосчитаться с рабами своими ; тем паче во всякое время должен быть готов к отчету раб Христов, ибо не ведает, “ в который час Господь ваш приидет” (Мф. 24:42). “ Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов .” Не воздавая должной дани царю, не исполняя своих обязанностей, не делая того, чего требует воля царя, подданный становится должником перед ним, и чем дольше поступает таким образом, тем более возрастает и увеличивается его долг. Несчастный, о котором говорится в притче, был должен тьмою талантов, — сумма, по древнему счету, чрезвычайно большая, долг совершенно неоплатный. Так и подданный Царя небесного, гражданин благодатного царства Христова, если не исполняет того, чего требует от него закон Божий, становится должником перед Богом, и чем долее живет во грехах, тем неоплатнее становится его долг. И кто из нас может думать, что он менее должен перед Божьим правосудием, нежели этот, упоминаемый в притче, должник перед своим царем? Кто не должен применить к себе того суда, какой произнес над ним царь? “ Он не имел, чем заплатить .” И что отдал бы этот несчастный царю своему? Где нашел и чем приобрел бы такое сокровище, которое равнялось бы тьме талантов? Несравненно более велик и потому совершенно неоплатен долг каждого грешника перед Божьим правосудием.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Вопрос. Апостол Павел не дал ли повеления Коринфянам и Галатам ( 1Кор.16:1–3 ), делать сбор милостыни для бедных в первый день недели? Ответ. Он дал такое повеление; но он 1) не отменяет этим повелением празднования субботы и 2) не устанавливает праздновать воскресный день: он не говорит, что верующие должны в этот день собираться на общественную молитву, должны святить этот день вместо субботы; он повелевает только, чтобы верующие в этот день откладывали нечто из своего имущества в пользу бедных святых, т.е. христиан. Вопрос. Что должно заключить из сказанного? Ответ. То, что штундисты не находят в Св. Писании текста, который давал бы им основание праздновать воскресный день: они отменили празднование субботы и стали праздновать воскресный день, не имея на то ясных оснований в Св. Писании, – в этом случае они поступают по свидетельству Св. Предания. Между тем штундисты почитают грехом заниматься житейскими делами в воскресный день, и тех христиан, которые празднуют субботу вместо воскресного дня, считают заблудшими с истинного пути. Итак, должно заключить, что Св. Писание не научает нас всем истинам, необходимым для спасения, и что посему оно не может быть единственным источником вероучения, и что необходим другой источник, который есть Св. Предание. X. Об истинной Церкви Христовой 1) Понятие о церкви Вопрос. Где находится истинное учение христианской веры? Ответ. В Церкви Христовой. Вопрос. Что есть Церковь ? Ответ. Церковь есть соединение во едино тело, глава которого Христос и которое одушевляется св. Духом, как ангелов и отшедших к Богу праведников и всех скончавшихся в вере и покаянии, так и пребывающих на земле христиан, содержащих правую Христову веру и неизменно сохраняющих установления Господни. В таком смысле понимает слово – Церковь ап. Павел, когда говорит о Христе, что Бог «воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах превыше всякого начальства и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота наполняющая все во всем»! ( Еф.1:20–23 ; сн. ст. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Впрочем, начав говорить о сборе, он не тотчас сказал: каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает , хотя это и следовало; но наперед сказал: как я установил в церквах Галатийских , а потом присовокупил и то; указанием на совершаемое другими он возбуждает их к соревнованию, предлагая им это в виде повествования. Так он поступил и в послании к Римлянам, где, объясняя им причину своего отправления в Иерусалим, говорит между прочим и о милостыне: а теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме (Рим.15:25,26). Одних побуждает примером македонян и коринфян, а других — примером галатийцев: поступайте так, как я установил , говорит, в церквах Галатийских ; им стыдно было бы оказаться ниже галатийцев. Не сказал: я убеждал и советовал, но: установил , чем выражается большая власть; привел в пример не один город, не два и не три, но целый народ, как делал он и в отношении к догматам: так , говорит, во всех церквах у святых (1Кор.14:33); если же такое убеждение сильно для веры в догматы, то еще сильнее для подражания в делах. Что же, скажи мне, устроил ты? В первый день недели , т.е. в день воскресный, каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду (ст. 2). Смотри, как он убеждает их самим временем: этот день сам по себе достаточно располагает к милостыне. Вспомните, говорит, чего вы сподобились в этот день: неизреченные блага, корень и источник нашей жизни получили начало в этот день, и не поэтому только это время располагает к человеколюбию, но и потому, что оно доставляет отдых и свободу от трудов; душа, облегченная от бремени трудов, бывает удобопреклоннее и способнее к милосердию. Кроме того, и причащение в этот день страшных и бессмертных таин производит великую готовность (к подаянию). Итак, в этот день, каждый из вас , не только тот или другой, но каждый , беден ли он или богат, жена или муж, раб или свободный, да полагает у себе сохраняя. Не сказал: пусть приносит в церковь, чтобы им не стыдно было приносить малое, но — пусть, сберегая мало-помалу, увеличивает приношение, и потом покажет его, когда я приду; а до того времени, говорит, отлагай у себя, и дом свой делай церковью, ковчегом, сокровищницей; будь стражем священного имущества, самопоставленным домоправителем бедных; человеколюбие дает тебе это священное право. Знаком этого остается и доныне сосудохранительница. Но знак остается, а дела нет. Знаю, что многие из присутствующих опять будут укорять нас и, слыша слова наши, говорить: не будь, просим тебя, не будь тяжел и обременителен для слушателей; предоставь это их произволу, отдай на волю слушателей; ты так стыдишь нас и заставляешь краснеть! Но я не перестану говорить об этом; и Павел не стыдился непрестанно повторять это и настаивать, подобно просящим милостыни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2077...

Для Иисуса Христа крест был страданием, на кресте Он был распят. Таким образом, под крестом разумеются страдания. «Взять крест свой» – это значит быть готовыми и с любовью, без ропота, нести лишения и бедствия, какие Богу угодно будет послать нам; также умерщвлять свои страсти и греховные пожелания; отрекаться от греховных удовольствий, что также обыкновенно тяжело для нас. «Следовать за Иисусом Христом» – значит сделаться Его учеником и исполнять Его закон. В Евангелии говорится, что когда Иисус Христос высказал учение о кресте своих последователей и апостол Петр спросил Его: «вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?», то Иисус Христос сказал им следующее: «истинно говорю вам, что вы, последовавшее за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, пли сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». Что это такое здесь обещает Иисус Христос апостолам за то, что они всё, т. е. все мирские удовольствия, даже домы и сродников оставили и пошли за Ним – что они, – в пакибытии, когда сядет Он на престоле славы Своей, сядут на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых? И что значит дальнейшие слова: «всякий, кто оставить дом» и пр. ? Обещание Иисус Христа апостолам «сесть на престолах» значит, что они воцарятся с Иисусом Христом в Небесном Его Царствии. «Пакибытие» – это новая жизнь («паки» – еще, опять), которая откроется после воскресения мертвых, суда Христова и кончины сего мира. «двенадцать престолов» по числу апостолов. «Престолы» означают не седалища, а ими означается слава и честь, которых апостолы будут удостоены от Господа. Апостолы, возседая на престолах, говорит далее Иисус Христос, будут «судить двенадцать колен Израилевых», т. е. они обличат 12 колен, на которые разделялся Иудейский народ в неверии в Иисуса Христа, потому что они и сами были Иудеи и, однако ж, уверовали во Иисуса Христа. Слова же Иисус Христа: «всякий, кто оставит домы... или отца, или мать, или жену, или детей, или села, имени Моего ради, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» значат, что Иисусу Христу, т. е. вере в Него и спасению на Небе, должно предпочитать все, и самое близкое и дорогое для нас, каковы родители, братья, жена, дети и пр. и потому должно оставлять и этих лиц, когда они отвлекают от Христа и влекут к вечной погибели. Так, во времена гонений многие отцы детей, мужья жен, жены мужей своих отвлекали от Христа и удерживали в неверии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Если мы подумаем при этом, кто дал нам заповеди добродетели и для какой цели; если мы веруем, что познание Бога и Иисуса Христа составляет жизнь вечную — то не употребим ли всех наших сил, чтобы более и более возрастать в познании истин веры и правил добродетели? Побуждения к братскому единодушию и любви “ Чтобы они были едино, как и Мы ” (ст. 11). Такую молитву воссылал Господь наш Иисус Христос к Богу Отцу своему; a отсюда мы можем видеть, как необходимо для христиан иметь взаимное братское единодушие и любовь, и какая тесная связь должна соединять их между собой.,” чтобы они были едино, как и Мы: ” что может быть теснее этого общения Отца и Сына? A такое внутреннее общение должно быть и между христианами… 1. Христианские побуждения. а)  Христиане составляют одно тело и один дух (Ефес. 4:4 ). б)  Христиане призваны “к одной надежде вашего звания,” стремятся к одной цели (Ефес. 4:4), в)  У христиан “один Бог и Отец всех” (Ефес. 4:6 ). 2. Человеческие побуждения. а)  Где царствует братский мир и согласие , там взаимное довольство, успех в житейских делах, радость — вдвое радость, горе — вполовину горе. (Псал. 132:1; Прит. 28:19; 1Кор.12:26 ). б)  Напротив, где взаимная вражда и несогласие , там всякий беспорядок и нестроение. (Гал. 5:15; Иак. 3:16; Мат. 12:25 ). Препятствия к братскому единению “ Чтобы они были едино, как и Мы ” (ст. 11). 1. Незнание обязанностей, какие мы должны исполнять в отношении друг к другу. 2. Недостаток любви. 3. Сильные страсти: недоброжелательство, гнев, зависть и проч. II. Апостольское чтение. Зачало (44): Деяния Святых Апостолов 20:16–18; 28–36 16 ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме. 17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, 18 и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами. …. 28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

И вот пришел ее муж и увидел жену свою в виде лошади. И присев на ложе свое, изумлялся он, что на ложе его возлежит лошадь. Итак, плачет ее муж и сокрушается, не понимая, что случилось, и, говоря с лошадью, как он думал, ответа не получает. Поэтому, призвав старейшин деревни, он вводит их в дом и показывает ее им. А с ними, хоть они и ничего не знали, произошло то же самое. Три дня она не получает ни сена, как лошадь, ни хлеба, как человек: с обеих сторон лишенная пищи. Наконец, дабы прославился Бог и явилась добродетель святого Макария, пришло на сердце мужу ее отвести ее к преподобному. И, надев на нее узду, он повел ее, будто настоящую лошадь. Когда они приближались, их остановили братья близ кельи Макария, не допуская мужа ее и говоря: «Что привел нам эту лошадь?» Он же говорит им: «Чтобы была помилована по молитве праведника». А они ему: «Что за беда с ней случилась?» Говорит он им: «Эта лошадь, которую вы видите, была женой моей, несчастная, и не знаю, как это она так изменилась. И сегодня уже три дня, как она совершенно ничего не ела». И они, услышав это, сообщают служителю Христову Макарию, молящемуся внутри келье о ней. И Бог открыл ему все, что случилось с ней. И говорят ему его ученики его, что: «Какой-то человек привел сюда лошадь». Он же говорит: «Это вы кони, и конские у вас глаза. Ибо это жена, как и была создана». И когда ее подвели к нему, благословив воду и возлив ей на голову, помолился. И тотчас сделал так, что она явилась женщиной для всех, как и была сотворена». И повелев принести ей еды, заставил ее есть. И таким образом исцелив ее, отпустил ее со своим мужем, благодарящих Бога. И заповедал ей человек Божий никогда не оставлять церкви и не уклоняться от причащения Святых Таин Христовых. «Ибо это, – сказал, – произошло с тобой оттого, что ты целые недели не приступала к пречистым Тайнам Христа и Бога нашего». Таким образом наставив их, он отпустил их с миром. Была в городе некая женщина христианка, а муж ее был эллин; и были они бедны, и имели пятьдесят больших милиарисиев 450 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И небо скрылось,свившись, как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и сильные, и всякий раб и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелия гор. И говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Седящего на престоле и от гнева Агнца. Ибо пришел великий день гнева Его и кто может устоять? Это – будущее, это нечто такое, что трудно постигнуть и предощутить, – предощутить то, как это мы станем прятать свою греховность от очей неумытного вечного Судии, как завопим горам, чтоб они нас скрыли, пусть хоть раздавят нас собой и превратят в пыл и прах... Это для нас впереди. Но кто уже не чувствовал, многие ль не переживали сзади в прошлом вот чего? Мятущиеся помыслы, тяжкие воспоминания, ужасающие безотчетные предощущения, безнадежность в себе и в своих силах терзают душу так, что снял бы череп с плеч и кинул бы его об землю. А в душе при этом раздается вопль: отцы и братия! Дайте мне гроб, выройте могилу и засыпьте меня песком забвения. Простите мне все, простите мне все и забудьте, что я жил на земле... Это естественный, но – антихристианский дух уныния. А христианский дух утешительной христианской надежды подсказывает мятущемуся, тоскующему духу: и положат тебя во гроб и опустят в могилу и засыплют песком, только не забвения, а прощения, окутают твою могилу пожеланием вечной памяти и молитвою о упокоении. Все все тебе в могиле простят и разрешат и благословят тебя, как и ты прощаешь и разрешаешь и благословляешь всех. И Бог тебя простит и помянет и упокоит. Братие! Год грешной жизни у нас сзади. Могила на год к каждому из нас приблизилась. Кинем же в общую могилу грехи прошлого года, который для нас умер, и засыплем их там песком забвения и общего друг другу всепрощения. Аминь. Источник : Преосвященный Никанор, епископ Уфимский. Поучение на вечерне сыропустной недели (прощеного воскресенья).//«Странник», духовный журнал. – СПб., 1883. – Том I. – С. 121–128. Поучение в неделю святых отцов. О Каине и Авеле. Глас крови брата твоего вопиет ко Мне от земли ( Быт. 4, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

И о ком еще сказать? Не хватит и времени повествовать о всех праведниках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих… (Евр. 11:33–34). За их веру, которую они являли в самых трудных, в самых крайних, в самых безнадежных обстоятельствах, Господь и оправдал их, как и поется в тропаре: “Верою праотцы оправдал еси”. Эту веру их мы и должны себе поставить за образец и постоянно держать в мысли, что эти ветхозаветные праведники были окружены тьмою языческого неверия и нечестия и жили лишь надеждой на пришествие обещанного искупителя; в то время как мы имеем целый облак свидетелей благости Божией в прошлом, имеем ныне Церковь, заботливо ведущую нас ко спасению; наконец, утешаемся несомненною надеждою будущей вечной жизни, которую обещал нам нелживый Бог, так возлюбивший мир, что Сына Своего Единородного дал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Аминь. Брюссель, 1951 г. В неделю Святых Отцов. (Митрополита Филарета Вознесенского) Известно, что к двум величайшим праздникам, Рождеству и светлому Христову Воскресению, Церковь нас начинает готовить задолго для того, чтобы человек приобрел возможность заблаговременно подготовить себя к великим духовным торжествам, какими являются эти праздники. И вот, уже три с лишним недели тому подряд, когда начался пост, который именуется Рождественским постом и готовит нас к этому празднику, и в канун другого великого двунадесятого праздника, Введения во храм Пресвятой Богородицы, в православных храмах уже раздался радостный и торжественный призыв: “Христос раждается — славите, Христос с небес — срящите, Христос на земли — возноситеся “; и потом, в другие праздничные дни этот призыв снова и снова повторяется. Но теперь мы с вами уже близко подошли к светлым, торжественным дням великого Праздника Рождества Христова и Церковь предварительно напоминает нам о тех великих праведниках Ветхого Завета, которые спасались верой в грядущего Мессию-Спасителя — еще только грядущего — рождество Которого мы, Бог даст, будем скоро праздновать.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010