Однако О. не упоминается в трудах соловецких авторов XIX в.: в «Верном и кратком исчислении преподобных отец Соловецких...» (сер. 20-х гг. XIX в.), в «Описании Соловецкого монастыря» архим. Досифея (Немчинова), в «Историческом описании Соловецкого монастыря» архим. Мелетия (Шергина) (1881), в «Соловецком патерике» (1873). Известный агиолог XX в. иером. Никодим (Кононов), говоря об учениках прп. Зосимы в комментариях к «Верному и краткому исчислению преподобных отец Соловецких...», нигде не назвал имени О. ( Никодим (Кононов). 1900. С. 35-36, 109); он не включил О. в святцы Соловецких святых (Там же. С. 87-100) и в перечень Соловецких подвижников благочестия (Там же. С. 101-102), а также в составленный им «Архангельский патерик» (СПб., 1901). Тем не менее в 1987 г. имя «Онуфрия, пустынника Соловецкого (XV в.)», было включено в список Всех святых, в земле Российской просиявших, опубликованный в Минее (МП) (Май. Ч. 3. С. 370). О. был также канонизирован в составе Собора Новгородских святых (возобновлен в 1981) и Собора Соловецких святых, установленного в 1993 г. Несомненно, однако, что соловецкий святой с таким именем не существовал и его почитание следует отнести к прп. Ианнуарию Соловецкому. Ист.: Описание о российских святых. С. 171; Барсуков. Источники агиографии. Прил. С. VI. Лит.: Ратшин. Монастыри. С. 4; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 416; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 110-111; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Апр. С. 116; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 569; Голубинский. Канонизация святых. 1998р. С. 319, 337; Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям, и ист. сведения о церк. их почитании: Агиол. очерки. СПб., 1900. С. 98. Святые Новгородской земли, X-XVIII вв. Вел. Новг., 2006. Т. 1. С. 670-671; Романова А. А. Проблемы изучения древнейшего агиобиогр. «справочника» рус. святых - «Книги, глаголемой Описание о российских святых»//ДРВМ. 2009. 3(37). С. 99-100; она же. Отенские святцы как источник рус. агиографии//Там же. 2017. 3(69). С. 112-113.

http://pravenc.ru/text/2578453.html

Русские православные самодержцы являются единственными в мире независимыми правящими православными монархами и ктиторами Православного Востока, находящегося под мусульманским игом. И, конечно же, для духовно-нравственного самодержавного стержня, для жизни Церкви весьма органично было иметь празднование Собора Русских святых. Но, как известно, произошло далее в истории усиление смуты, разрыв великого русского народа на разные княжества, иногда враждующие между собою. Следующая попытка введения этого праздника в РПЦ предпринималась при Патриархе Никоне. Он как идеолог соединения Великороссии с Малороссией стремился, чтобы празднование Киево-Печерских и Московских святых выпадало в один день! Свержение патриарха остановило воплощение этих идей на долгий период. Эта идея забылась. И только в 1918 году на Соборе РПЦ эта идея нашла воплощение. Кровавые многомиллионные жертвы безбожного режима, а далее чудесное спасение Руси в период ВОВ от фашистской орды с помощью покровительства Матери Божьей (откровение митрополиту Илии Гор Ливанских) вновь возвратило народ к Церкви. В 1946 году было восстановлено торжественное празднование «Собора всех святых в земле Российской просиявших» – вторая неделя после Троицы. Говоря о происхождении русской православной цивилизации и возникновении празднования «Собора всех святых в земле Российской просиявших», нужно отметить, что это не только каноническая территория Русской Церкви от Закарпатской Руси (Пудкарпатская Русь на местном наречии) до Приморской Руси (Владивостока), от Севера – Поморской (Голубой) Руси до древней Тавриды (Крыма) и Кавказа, но и в первую очередь это духовный и метафизический феномен – Святая Русь – Цивилизация Христа. Это нравственный идеал христианина. По словам апостола Павла: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр. 12:23-24)

http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/23/na...

Канонизацией И. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен в сер. 70-х гг. XX в., в ходе подготовки к изданию Русской Церковью богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 362). 25 марта 2009 г. Свящ. Синод УПЦ принял решение об установлении отдельной памяти И.- под 20 сент. 27 июня 2009 г. в Спасо-Преображенском храме Путивля митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) в сослужении мн. архиереев и священнослужителей совершил литургию, после к-рой было объявлено о решении Синода УПЦ и прочитано Житие И., составленное путивльским прот. Александром Чурочкиным. После окончания литургии в центр храма была вынесена икона св. князя, к-рой митр. Владимир благословил молящихся. Ист.: Зотов Р. В. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. СПб., 1892. С. 27-28, 115-116, 120, 206-207, 231, 242, 288, 295, 296; Синодик Любецкого Антониевского мон-ря: Факс. изд./Публ.: Г. А. Милорадович. Чернигов, 1902. Л. 9. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Чернигов, 1865. С. 100-104; Милорадович Г. А. Любеч Черниговской губ. Городницкого у.- родина прп. Антония Печерского//ЧОИДР. 1871. Кн. 2. С. 1-156; Квашнин-Самарин Н. Д. По поводу Любецкого синодика//Там же. 1873. Кн. 4. Отд. 5. С. 221-222; Русина О. [В.] Cibepcьka земля у ckлaдi Великого khязibcmba Литовського. К., 1998. С. 108-111; она же. Украïна niд татарами и Литвою. К., 1998. С. 32-34; Кузьмин А. В. Источники XVI-XVII вв. о происхождении киевского и путивльского кн. Владимира Ивановича//Вост. Европа в древности и средневековье: Пробл. источниковедения: XVII чт. памяти чл.-кор. АН СССР В. Т. Пашуто и IV чт. памяти А. А. Зимина: Тез. докл. М., 2005. Ч. 2. С. 220-223; Шеков А. В. О помяннике черниговских князей в составе Любецкого помянника//Тр. ГИМ. М., 2007. Вып. 169. С. 281-300. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших)

http://pravenc.ru/text/468969.html

Представители  общин глухих и слабослышащих людей из епархий, прибывшие в Москву на Патриаршее богослужение, преподнесли Его Святейшеству, картину с изображением Христа, исцеляющего глухого. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом. В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал икону с изображением трех святых Северо-Запада Руси и частицами их мощей — преподобных Александра Свирского, Антония Дымского и Мартирия Зеленецкого. Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды: Во внимание к помощи в строительстве храма Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино Патриарших грамот были также удостоены: глава муниципального округа Новокосино, председатель Совета депутатов округа Новокосино Д.А. Дикач, глава управы района Новокосино Н.Н. Кужелев, генеральный директор ООО «Фортуна-92» В.А. Куликова. Всем участникам богослужения были вручены иконки с изображением Спасителя, исцеляющего глухого. Сегодня в Русской Православной Церкви на территории России в 57 церковных общинах в 53 городах России целенаправленно занимаются помощью глухим людям. В 9 церковных приходах опекают слепоглухих людей. Для развития церковной работы с глухими и слепоглухими людьми по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в 2014 году при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению был создан Координационный центр по работе с глухими, слепоглухими и слабослышащими. Совместно с ВОГ Координационный центр в разных регионах проводит образовательные курсы по основам русского жестового языка для священнослужителей, социальных работников и добровольцев. Изданы методические пособия «Инвалид в храме», разговорник для священнослужителей «100 фраз на русском жестовом языке», серия миссионерских фильмов на жестовом языке «Зримое слово». В Интернете был создан просветительский видеоканал для глухих людей «Десница», на котором размещены ролики на жестах о Евангелии и телепередачи с участием Святейшего Патриарха Кирилла, адаптированные для глухих.

http://patriarchia.ru/db/text/4622771.ht...

Кажется, нет такой сферы деятельности, такого характера, который бы не был представлен в сонме русских святых. Не оттого ли у нас столько простодушных верований, что тот святой помогает в одних делах, а этот - в иных… Конечно, во всём этом «регламенте» есть перегиб, но всё-таки отчасти может быть это ещё одно свидетельство – сколь разными были наши святые и сколь в разных они преуспели борениях и опытах, пусть даже житейских, сколь в разных обстоятельствах был закалён их духовный характер, потому, что и посредством житейских дел, житейской опытности многие стяжали свою меру смирения и терпения и любви. Как говорится в Священном Писании – тот, кто был искушен сам, может и искушаемым помочь. Вот и помогают святые, попавшим в ту или иную беду, столкнувшимся с той или иной напастью, помогают, может быть даже в связи со своим земным, конкретным опытом и душа народная эту помощь чувствует и различает, пусть даже и чересчур конкретизируя. Много мы знаем разговоров и пересказов, даже со слов тех недавних наших соотечественников, которые теперь уже примкнули к сонму святых, о том, что Русь помилована будет Богом, несмотря на все её падения и окаянства… Да и сейчас ведь милость эта очевидна уже – молитвами и заступничеством наших святых, из которых мы только малую толику знаем по именам и по истории жизни. А сколько их – безвестно канувших, но сияющих подобно звёздам на небосклоне Святой Руси! Ведь все они продолжают ходатайствовать о нас, участвовать в нашей жизни, и если посмотришь на реальность нашего повального и страшного одичания, то именно понимаешь, что не погибли мы окончательно, не исчезли ещё как народ с лица земли именно чудом, милостью Божией и молитвами наших святых, которые своей кровью, мучениями и слезами исходатайствовали у Господа право болезновать за нас – унылых и погибающих. И пусть многим кажется безнадёжным будущее нашего народа, но сила Божия именно в немощи совершается. И за всей нашей бестолковостью стоит-таки эта неистребимая любовь к правде, любовь, которую возогревают в нас ходатайства и воздыхания всех святых в земле Российской просиявших. И мы верим, что даже вопреки «здравому» смыслу и «очевидной» логике народ наш не погибнет, но потихоньку придёт в себя, очистится от скверны, воспрянет от сна и духовного нечувствия и в согласии со святыми своими предками продолжит тот добрый путь, который обозначен Богом. А путь этот один – домой, в Царствие Божие, в Царство правды, красоты и любви, без которой никогда не хотел и не мог жить русский народ.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/18/den_vs...

Вероника Леонтьева также ознакомила собравшихся с изданиями Синодального отдела по благотворительности, посвященными церковной помощи людям с нарушениями слуха и зрения. Участники семинара отметили особое значение первой Патриаршей Литургии с сурдопереводом, которая была совершена 25 сентября этого года в столичном храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино. В богослужении приняли участие более 600 представителей 47 общин глухих со всей России. «Божественная литургия с сурдопереводом, совершенная Предстоятелем, — это важнейшее событие в истории Русской Православной Церкви в деле окормления глухих прихожан», — сказал начальник управления внутренней политики Всероссийского общества глухих Владимир Рахов. Указом Его Святейшества от 20 сентября этого года благословляется совершение Божественной литургии на жестовом языке с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш…» в храмах, где существуют общины глухих людей, что также является важным шагом в деле окормления глухих и слабослышащих прихожан, добавила Вероника Леонтьева. «Глухим людям не так уж сложно помогать, если ты сам стараешься проявлять любовь», — подчеркнул протоиерей Михаил Зазвонов, настоятель храма Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино, где действует община глухих и слабослышащих. По его словам, глухие люди нуждаются в зримом проявлении заботы: важно, чтобы в храме было предусмотрено возвышение для сурдопереводчика, а также находилась икона «Исцеление глухого». Необходимо поддерживать инициативы самих глухих людей, в том числе в организации творческих мастерских, трудоустройстве при храме, добавил отец Михаил Зазвонов. «Я помогал трудоустроить глухих прихожан в нашей общине в Нижнем Новгороде — сторожем, работницей церковной лавки — и ни разу не ошибся: глухие люди очень старательны, ответственны, с любовью относятся к работе», — сказал священник. Община глухих «Десница» при храме в Новокосино насчитывает около 50 человек, постоянно посещают богослужения около 30 из них. «Много это или мало? По меркам одной общины — много, но по меркам такого города, как Москва, — мало, — считает отец Михаил Зазвонов. — Чтобы еще больше людей с нарушениями слуха приходили в храмы, должна быть шаговая доступность от метро церковных общин для глухих в отдаленных и спальных районах». Община проводит театральные постановки и концерты жестовой песни, а недавно глухие люди приняли участие в вечере духовной поэзии.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4710126...

Внутренние работы еще не были завершены, пол только собирались отделывать мрамором, но храм уже открыл свои двери для верующих — иерей Виктор Шкабурин совершал богослужения каждую пятницу. Зимой стоять на бетонном полу было очень холодно, поэтому прихожане приносили войлочные коврики и вставали на них во время службы. Православная община регулярно проводила собрания, на которых обсуждали результаты работы приходского Совета и планы на будущее, принимали новых членов. На одном из таких собраний 8 апреля 1993 года председательствующий — архимандрит Иосиф огласил текст Указа Митрополита о назначении священника Александра Лобана настоятелем храма Всех Святых, в Земле Российской просиявших. К началу 1994 года в храме по субботним, воскресным и праздничным дням регулярно совершались богослужения, требы и таинства, каждое воскресенье крестились от 10 до 20 человек, проходили венчания и отпевания. Работала воскресная школа, основанная отцом Александром, где более 50 детей изучали Закон Божий, Священную историю, Православную историю Отечества, церковнославянский язык, занимались в кружках рисования, резьбы по дереву, вышивания. Кроме того, была договоренность создать в детском саду православную группу, а затем — православный класс в школе С 1993 по 1994 гг. воскресной школой занималась монахиня Елизавета, а с 1994 года настоятель храма священник Павел Пиданов благословил руководить воскресной школой одного из ее преподавателей — Лилию Геннадьевну Самохину. 27 ноября 1993 года Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий назначил настоятелем храма священника Павла Пиданова. Храм строили всем миром — никогда бы не появилось такого прекрасного здания без Института физики высоких энергий и его директора Анатолия Алексеевича Логунова, СМУ-1, УС-620, «ТОНОТ», МСУ-95, МП «Каравелла» и многих других предприятий Протвино и жителей города. Интерьер храма был выполнен по проекту и под руководством известного московского художника-иконописца Алексея Валерьевича Артемьева. Значительную часть настенных росписей и иконостас мастер выполнил собственноручно. Члены общины, среди которых было много сотрудников ГНЦ ИФВЭ, попросили Митрополита освятить храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, что и было сделано 3 августа 1997 года. Свое желание физики объяснили тем, что первый запуск ускорителя ГНЦ ИФВЭ состоялся в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Все эти годы власти города оказывали и продолжают оказывать храму поддержку. Так, например, в 2002 году была заменена крыша храма, находящаяся в аварийном состоянии, в 2005 году выполнена отделка фасада лепными украшениями.

http://sobory.ru/article/?object=10602

Затем митрополит Ювеналий вручил церковные награды активным работникам здравоохранения, особо потрудившимся в деле соработничества Церкви и медицины. Среди награжденных были: Л.А. Антонинова, заведующая физиотерапевтическим отделением Раменской центральной районной больницы, Н.А. Дейс, начальник медицинской службы администрации Рузского района, О.А. Кузина, врач-хирург Долгопрудненской центральной городской больницы, А.В. Саполетов, врач общей практики Малинской районной больницы. Главного врача Московской областной станции переливания крови Л.И. Каюмову, которая стоит у истоков епархиальной донорской акции «Московская епархия в помощь детям, страдающим онкологическими заболеваниями», митрополит Ювеналий удостоил епархиальной медали «За жертвенные труды» III степени. Далее выступила министр здравоохранения Московской области Н.В. Суслонова, которая наградила почетными грамотами министерства здравоохранения особо усердных пастырей, потрудившихся на ниве окормления медицинских учреждений: священника Георгия Шмарина, клирика храма Всех святых, в земле Российской просиявших, г. Ступино; протоиерея Владимира Сазонова, настоятеля Крестовоздвиженского храма г. Коломны; священника Сергия Зимина, клирика Христорождественского храма г. Луховицы; протоиерея Игоря Смертина, клирика Покровского храма села Акулово Одинцовского района; протоиерея Романа Сыркина, настоятеля храма Всех святых, в земле Российской просиявших, поселка Белозерский Воскресенского района. Работу второй части конференции продолжили круглые столы в аудиториях семинарии. Их возглавили председатель епархиального отдела по противодействию алкогольной и наркотической угрозе игумен Серафим (Николин) и настоятель Неопалимовского храма г. Балашихи священник Димитрий Савин. Соведущими секций стали сотрудники сферы здравоохранения: директор Серпуховского медицинского училища Л.А. Колобина и главный врач Московского областного перинатального центра О.Ф. Серова. Заключительное заседание провели заместитель министра здравоохранения Московской области В.В. Гребенникова и председатель отдела по работе с медицинскими учреждениями Московской епархии протоиерей Димитрий Мурзюков. На этом заседании была принята итоговая резолюция форума.

http://patriarchia.ru/db/text/4270230.ht...

Проект храма был готов, и уже выделен под него земельный участок площадью 1 га. Члены общины хотели построить православную святыню в центре Протвино — на холме в лесу напротив спортивного комплекса «Старт», но участок выделили в другом месте — за городом в районе линии электропередач, которую вскоре собирались демонтировать. Теперь требовалось найти временное помещение для совершения богослужений. Отыскать его в городе не удалось, и было решено построить маленький церковный домик, который впоследствии станет крестильней, а затем — когда не будет высоковольтки — приступать к строительству храма. Автор проекта – главный архитектор московского института «Спецпроектреставрация» В. А. Виноградов, ученик известного реставратора А. Барановского, увидел храм наукограда в стиле храмового зодчества московской Руси XV-XVI вв. Христианская община планировала освятить храм во имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших, а строить — на доходы от совершения церковных треб и пожертвования горожан. Епархия запросила проект, выполненный специалистом, и община обратилась к Сергею Аркадьевичу Каграманову. Строить решили из дерева — на другой материал собранных средств не хватало, да и все труднее становилось их собирать — шел 1991 год. Вскоре «Протонбамтоннельстрой» пожертвовал деревянный сборный двухквартирный домик со скатной крышей. «Сначала я разрезал барак пополам, а потом подумал, почему бы теперь при наличии средств не возвести две мощные, поставленные на фундамент стены с техническим подпольем, — вспоминает Сергей Аркадьевич. — Одним из видов пожертвований стали кирпичи и плиты, — вспоминает Сергей Аркадьевич. —Поскольку предоставления однородного материала гарантировано не было, стену выполнили из разного кирпича и покрыли белой штукатуркой. Позднее, по просьбе нынешнего настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы протоиерея Павла Пиданова, храм приобрел другую окраску, было добавлено много декоративных элементов. Церковь — молельный (крестильный) дом, как значилось здание в договоре подряда — взялось строить УС-620, возглавляемое тогда Александром Ивановичем Святоцким, стройка велась под руководством начальника «ОКС» А. В. Пичугина. Строительство крестильного дома планировалось завершить в конце 1991 года, но произошла инфляция, и деньги, с таким трудом собранные общиной, превратились в ничто. Господь словно испытывал чад Своих, желая удостовериться, готовы ли они к строительству храма. Члены общины не собирались сдаваться, и, наконец, на окраине города в окружении сосен и берез появилось белоснежное здание, похожее на прекрасный сказочный корабль. Две части домика, пожертвованного «Бамтоннельстроем», стали пристройками по бокам храма, в центре возвышалась высокая звонница. А колокола, которые находятся сейчас на звоннице храма — это исключительно заслуга Юрия Александровича Ильина, который в то время был мэром Протвино.

http://sobory.ru/article/?object=10602

Собор " на Мокрушах " посвящённый святому Владимиру, через полвека получил статус капитульного собора ордена святого князя Владимира. Это значило, что отныне он ведал изготовлением и вручением данной награды. Вместе с тем зародилась традиция отмечать орденский праздник архирейской службой, сопровождавшейся молебном в честь равноапостольного князя Владимира. К столетнему юбилею учреждения награды собор отреставрировали, и осенью 1882 года на орденский праздник в его стенах собрались духовные и светские владимирские кавалеры. С ещё большим размахом спустя несколько лет отмечали 900-летие Крещения Руси. Основные торжественные церемонии проходили, разумеется, в Князь-Владимирском соборе. В него свезли особо почитаемые иконы со всей столицы. После литургии устроили общегородской крестный ход. Процессия тогда растянулась на две версты. В Князь-Владимирском соборе хранятся орденское знамя, списки орденоносцев и орденские регалии. Первая богадельня при Владимирском соборе (тогда Успенском) открылась в 1721 году. Позже, в царствование Екатерины Великой, традиции церковной благотворительности как-то сошли на нет. Возродились они в 1875 году, когда при соборе появилось благотворительное общество, упразднённое в 1918 году. На Поместном соборе 1917-1918 годов одним из решений учредили новый праздник: Всех святых, в земле Российской просиявших. Отмечать этот день стали с лета 1919 года, причём первый молебен очевидцы описывали как " торжественное благолепное служение в соборе святого князя Владимира " . Совершили его митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), очень любивший Князь-Владимирский собор, и епископ Нарвский Геннадий (Туберозов). На следующий год у собора появился новый придел - его освятили в притворе храма в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших. В начале 1920-х годов большевики " изъяли " у собора огоромное количество церковных ценностей, а препятствующего изъятию батюшку - протоиерея Михаила Союзова вместе с паствой, старавшихся отстоять святыню, привлекли к суду, после которого батюшка был приговорён к трём годам тюремного заключения. В 1922 году Князь-Владимирский собор передали обновленцам. Однако уже через год, благодаря усилиям митрополита Сергия (Страгородского), Московскую Патриархию удалось " легализовать " , вновь был сформирован Синод. После легализации Князь-Владимирский собор " отошёл " к общине верующих канонической Церкви. Его переосвятили, сделали капитальный ремонт, на который деньги собирали всем приходом.

http://sobory.ru/article/?object=01401

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010