Первый свой визит после избрания на Патриарший престол Церкви Русской избранный и нареченный Патриархом митрополит Кирилл нанес в обитель преподобного Сергия. О роли первоиерархов Русской Церкви в истории её главной монашеской обители рассказывается в статье профессора архимандрита Макария (Веретенникова). Особую роль в возрождении русского общества и государства в тяжёлое время золотоордынского ига сыграли монашеские обители. Примерно за столетие, 1340 — 1440 годы, куликовское поколение русских людей основало на Руси около 150 монастырей. Как пишет замечательный историк В.О.Ключевский, «древнерусское монашество было точным показателем нравственного состояния своего мирского общества: стремление покидать мир усиливалось не оттого, что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы». Это были молитвенники и ходатаи пред Богом за землю Русскую. И среди них ярко сияет имя великого светильника нашей Церкви — преподобного Сергия, игумена Радонежского (†1392; пам. 25 сент.). Монашеский постриг Преподобный восприял в 1337 году и этот год является датой основания Троицкого монастыря. По благословению Всероссийского Митрополита Феогноста (†1353; пам. 14 марта) преподобный Сергий основал на горе Маковец храм во Имя Живоначальной Троицы. Слава о молитвенных подвигах Радонежского подвижника постепенно стала известна не только в России, но и в столице Византии. Константинопольский Патриарх Филофей прислал Преподобному крест и параманд в благословение на последующие молитвенные подвиги. В его грамоте подавалось благословение Радонежскому игумену ввести общежительный устав в монастыре. Преподобный Сергий испросил на это благословение и у святителя Алексия (†1378; пам. 12 февр.). «Митрополит Алексий навещал Сергия в его обители и советовался с ним, желая иметь его своим преемником». Святые подвижники «подвизались каждый на своем поприще, делали одно общее дело... Это дело — укрепление Русского государства, над созиданием которого по-своему трудились Московские князья XIV b. Это дело было исполнением завета, данного русской церковной иерархии величайшим святителем Руси Митрополитом Петром».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Пн Митрополит Ставропольський Кирил: У особливе ставлення до " та 26 грудня 2023 р. 11:45 Во время Всероссийского слета казачьей молодежи в Астрахани в торжественной обстановке обвенчалась молодая казачья пара. После таинства корреспондент портала «Российское казачество» поговорил с председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством , главой  Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами митрополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом , который проводил обряд в соборе Астраханского кремля, о венчании и значимости общения с духовником для казачьих семей. Таинство венчания — Христианин следует заповедям Спасителя Господа Иисуса Христа, который создал Церковь христианскую и который установил святые таинства. И через первое таинство Крещения человек входит именно в число православных христиан, верующих в Святую Троицу, верующих в Господа Спасителя. В таинстве Миропомазания получает силу на дальнейшее духовное развитие. А затем, когда вырастает, создает семью и получает благословение Божие на создание и развитие семьи именно в таинстве Венчания. Это таинство важно не только для казачьей молодой пары, которая сегодня как раз венчалась в этом величественном соборе Астраханского кремля, это важно для каждой молодой пары, верующей во Христа. И конечно, через это таинство молодые люди получают благословение Божие. Читается в молитвах на то, чтобы они прожили счастливо всю жизнь, на то, чтобы у них было много детей, чтобы с Божией помощью они могли их воспитать, чтобы дома у них были, как сказано в молитве, «полны пшеницы, вина и елея», и чтобы они даже могли это раздавать нуждающимся. В этих молитвах говорится о родителях, что Господь благословляет родителей в этом таинстве, которые родили и воспитали этих детей. И сказано, что молитвы родителей очень важны для этой молодой пары. — Казачьи пары венчаются чаще? — Тринадцать лет занимаюсь казачеством от Русской Православной Церкви на территории всей Российской Федерации и даже до недавнего времени за рубежом: на Украине, в Белоруссии, в других странах. И конечно же, у нас есть определенная статистика, мы проводим опросы и знаем, что действительно, сегодня молодые казаки венчаются в процентном соотношении чаще, нежели остальные молодые семьи.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6087622...

поиск:   разделы   рассылка Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин: " В России нет культуры оппозиционности " Источник:  Православие и современность Кто бы что ни говорил, есть ощущение, что отношения Церкви и общества, анализ этих отношений, какими бы сложными они ни были, важен не меньше, чем внутренняя жизнь самой Церкви. Потому что именно там, за церковной оградой, находятся люди, которые завтра могут стать частью Церкви. А могут и не стать... Конечно, придет ли тот или иной человек к Богу, зависит не от наших усилий. Это тайна отношений между Богом и человеком. Но все же и человеческие усилия что-то значат. Чтобы уважать Церковь, люди должны видеть, что она не боится открыто разговаривать на любые темы, что Церкви нечего скрывать и что те, кто ее составляет, готовы бороться со своими недостатками, одновременно свидетельствуя об истине. А потому в рубрике " Открытый диалог " мы будем анализировать тенденции, общественные настроения и мнения, которые так или иначе касаются Церкви. Среди событий, произошедших за последний месяц, хочется поговорить о двух – это некоторые акции так называемых православных активистов и судебный иск, который Всероссийское общество защиты прав потребителей предъявило Церкви. Подставили щеку... " Я боюсь набирать словосочетание " православные активисты " в Гугле по тем же причинам, по которым я боюсь набирать " Богородица, Путина прогони " . В обоих случаях зрелище кощунственных бесчинств глубоко удручает мои религиозные чувства... " , – в этом признании известного православного публициста и богослова Сергея Худиева заключена не только его персональная боль, но и серьезная проблема, в которой сегодня часто упрекают Церковь. Когда молодой здоровый мужчина, называющий себя православным, бьет по щеке девушку, вышедшую на улицу поддержать заключенных панк-активисток, то тут уже неважно, насколько благородные чувства им руководили. Нельзя защищать Бога, лупя почем зря своих оппонентов. И когда православный каратист Андрей Кочергин призывает своих многочисленных сторонников бороться за святую Русь, разгоняя на улице геев и предавая анафеме тех, кто не хочет его в этом поддержать, становится понятно: резать наживую свою ногу гораздо легче, чем привести в мирное устроение собственное сердце.

http://religare.ru/2_96400.html

Представители Русской Церкви приняли участие в презентации книги Ф.В. Разумовского «1917: Переворот? Революция? Смута? Голгофа!» 11 октября 2017 г. 12:13 10 октября 2017 года в Государственном историческом музее в рамках Международной научной конференции «Великая российская революция 1917 года: сто лет изучения» состоялась презентация книги Ф.В. Разумовского «1917: Переворот? Революция? Смута? Голгофа!». Книга вышла в Издательстве Московской Патриархии к 100-летию Всероссийского Церковного Собора и восстановления Патриаршества. В презентации участвовали: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ; и.о. главного редактора Издательства Московской Патриархии епископ Балашихинский Николай ; автор книги, российский историк, писатель, телеведущий Ф.В. Разумовский; российский историк, кандидат исторических наук, доцент МГУ им. Ломоносова О.Р. Айрапетов; российский журналист и радиоведущий, блогер, писатель А.С. Гаспарян. Модератором встречи выступила ведущая радиостанции «Вести FM» телеканала «Россия» Анна Шафран. Среди присутствующих на мероприятии также были директор Государственном исторического музея А.К. Левыкин, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов , исполнительный директор благотворительного фонда имени свт. Григория Богослова Л.М. Севастьянов. Обращаясь к присутствующим, митрополит Иларион, в частности, сказал: «В течение всего нынешнего года мы вспоминаем печальные события столетней давности, которые привели к радикальному перелому всей истории нашего государства и нашего народа. На протяжении многих лет на телеканале " Культура " выходит замечательная передача " Кто мы? " , автором и бессменным ведущим которой является Феликс Разумовский. Думаю, передача не случайно носит такое название, ибо автор не просто делится своими мыслями и взглядом на исторические события, а всякий раз, обращаясь к тому или иному пласту нашей истории, рассматривает эти события через призму нашей идентичности. Поэтому каждый выпуск передачи является своего рода ответом на вопрос, который вынесен в ее заглавие.

http://patriarchia.ru/db/text/5032652.ht...

преосвященного Афанасия, архиепископа Донского, от 3 декабря 1905 года На основании циркулярного указа Св. Синода от 27 июля 1905 года, имею долг благопокорнейше представить соображения по вопросам, предположенным к рассмотрению на Поместном Соборе Всероссийской Церкви. I. По вопросу о разделении России на церковные округа под управлением митрополитов Этот вопрос стоит в связи с учреждением областных соборов для решения дел церковных второстепенной важности. Введение соборного управления в российской Церкви желательно. Оно имеет для себя основание в практике древней Церкви и церковных канонах и могло бы выразиться в следующем: а) русская Церковь делится на округа; б) епископы епархий, входящих в состав округа, составляют соборы для обсуждения церковных вопросов; в) одному из епархиальных епископов присвояется преимущество чести и власти, и он председательствует на соборе. а) Разделение русской Церкви на округа, согласно указаниям практики древле-вселенской Церкви, должно обусловливаться или историческими и этнографическими особенностями обособляемых округов, или приспособлением к правительственным административным единицам империи. Основываясь на этих началах, можно разделить русскую Церковь на следующие округа: 1) Северно-Русский или Новгородско-Петербургский; 2) Средне-Русский или Великорусский-Московский; 3) Южно-Русский или Малорусский-Киевский; 4) Новороссийский-Одесский; 5) Западно-Русский или Белорусский и Литовский-Виленский; 6) Восточно-Русский – Казанский (епархии волжские и уральские); 7) Кавказский; 8) Томский; 9) Иркутский. Б) Областные Поместные Соборы состоят из всех епископов округа. Они назначаются не менее одного раза в год. К участию в соборных заседаниях допускаются пресвитеры и диаконы, а также миряне с правами совещательного голоса. На областных соборах обсуждаются вопросы по предметам христианского вероучения и нравоучения, христианского благочиния и богослужения, благотворительности, миссионерского дела, духовной школы, церковных имуществ. Не имея в отношении к этого рода делам права законодательных постановлений в тех случаях, когда требуются единообразные и, следовательно, общецерковные мероприятия, окружные соборы пользуются широким правом инициативы в возбуждении вопросов по означенным делам для представления их после предварительной разработки Поместному Собору Всероссийской Церкви, и в изыскании способов наиболее целесообразного применения к местных потребностям состоявшихся уже общих постановлений Всероссийского Поместного Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

преосвященного Евлогия, епископа Холмского, временно управляющего Варшавской епархией, от 15 декабря 1905 года Во исполнение указа Святейшего Синода от 27 июля сего года, за 8, долг имею почтительнейше представить Святейшему Синоду заключения комиссии, учреждённой почившим архиепископом Варшавским и Привислинским Иеронимом по разработке вопросов, предположенных к рассмотрению на Поместном Соборе Всероссийской Церкви; при сем считаю нужным присовокупить, что я никакого участия в трудах этой комиссии не принимал и поэтому не могу быть ответственным за правильность её заключений; некоторых из этих заключений я не разделяю. Заключения учреждённой архиепископом Варшавским и Привислинским Иеронимом комиссии по разработке вопросов, подлежащих обсуждению Поместного Собора русской Церкви I. По вопросу о разделении России на церковные округа под управлением митрополитов При обсуждении данного вопроса комиссия принимает во внимание следующие соображения. Подготовляемая церковная реформа в России должна иметь своей целью восстановление тех норм жизни и деятельности Церкви, кои установлены правилами апостольскими и соборными. По смыслу и духу Церкви православной, необходимыми и взаимно дополняющими факторами жизни и религиозной и церковной должны быть свобода и подчинение высшему авторитету Собора. Свобода содействует беспрепятственному развитию духовной жизни, а подчинение авторитету соборному предохраняет эту жизнь от всяких возможных уклонений от нормы. Оба эти фактора в своей нераздельности и составляют то основное качество соборности, которым должна регулироваться вся жизнь Церкви во всех её проявлениях. Церковь соборна, и действия правительства церковного должны выражать желания всех управляемых; идея соборности тожественна с идеей самоуправления. Наиболее верное выражение начала соборности или самоуправления в практическом, жизненном его осуществлении представляет именно областной митрополичий строй Церкви. Поэтому, по мнению комиссии, разделение православной России на церковные округа под управлением митрополитов желательно и необходимо – с непременным условием значительного увеличения числа епископских кафедр в русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf 7-го сего Сентября, в 9 часов 20 минут вечера, Новгородско – С.-Петербургская митрополия осиротела, а вся православная российская церковь понесла большую утрату: маститый старец, исполненный дней, высокопреосвященнейший Исидор, митрополит Новгородский, С.-Петербургский и Финдяндский, первенствующий член всероссийского Синода и главный попечитель и председатель совета Императорского человеколюбивого общества, почил в Бозе на исходе 93-го года своей жизни, на 68 году служения в священном сане, на 58 г. служения епископского и на 33 г. служения в сане первосвятителя всей русской церкви; к нему вполне приложимы слова ветхозаветного мудреца: вниде во гроб якоже пшеница созрелая во время пожатая, или якоже стог гумна во время свезенный! – Годы, и постепенно, хотя и медленно, слабевшия силы почившего владыки повидимому должны-бы были приготовить всех к мысли о близкой разлуке с ним, тем не менее кончина его является как-бы внезапною и неожиданною; так привыкли все видеть его бодро и неизменно, в течение нескольких десятилетий, стоящим на высоком, видном для всех, посту и так долго стоял он здесь, светя и согревая своею непоколебимою верою и строгою верностию учению и уставам православия, своим светлым умом, преизобильным богатством жизненного опыта, неистощимым запасом благодушия и любовию. Высокопреосвященный Исидор, в мире – Иаков Сергеевич Никольский, сын диакона села Никольского, Каширского уезда, Тульской губ., родился 1 октября 1799 года. По окончании курса учения в Тульской семинарии (1821 г.) и С.-Петербургской Духовной академии в 1825 г., в августе того-же года был пострижен в монашество и определен баккалавром в академию, 5-го же сентября был рукоположен в иеромонаха. Служба при академии продолжалась до августа 1829 г. Затем почивший архипастырь последовательно занимал места: ректора семинарии Орловской (с августа 1829 г.), Московской (с июля 1833 г.), викария Московской епархии (с ноября 1834 г.), епископа Полоцкого (с июля 1837 г.), епископа (с июля 1840 г.), а затем архиепископа Могилевского; 12 ноября 1844 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

фото blagovest-info.ru 24 апреля 2013 г. 14:40 В Москве состоялась научная конференция, посвященная наследию христианского теолога и философа Блаженного Августина Мероприятие было приурочено к Международному Дню книги, который отмечается 23 апреля и состоялось во Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы. В нем приняли участие представители Православной и Католической Церквей, богословы, ученые, послы, преподаватели и учащиеся Общецерковной аспирантуры и докторантуры. «Блаженный Августин является одним из тех Отцов и Учителей Церкви, чье значение и чей вклад в историю мировой культуры и цивилизации является определяющим, именно по причине своей исключительной универсальности, - отметил в своем докладе митрополит Волоколамский Иларион. - Он не был лишь богословом или философом, он был отцом новой цивилизации и культуры. Несмотря на блестящее по тем временам образование ритора, он не создал собственной философской школы, однако стал родоначальником целого направления в европейской мысли и культуре называемого августинизмом. Не будучи тонким богословом и даже знатоком наиболее развитого по тем временам греческого христианского богословия (Августин даже не знал греческого языка), – он, благодаря своей харизме и благочестию, стал одним из величайших столпов Западной Церкви». Время, в которое жил и творил блаженный Августин, добавил митрополит Иларион, было воистину переломным. Совершался переход от старого, умиравшего, но еще не сдававшегося языческого общества, к новому, христианскому. Каким оно должно стать, – этот вопрос, несомненно, задавали себе тысячи христиан той эпохи, и скорее всего, большинство из них терялось в недоумениях. Нужна была личность, харизматический лидер и, не в последнюю очередь, интеллектуальный гений, который мог бы совершить этот назревший переход, и Западная Церковь его давно ждала. Архиепископ Алжира Анри Тесье (на покое) посвятил свой доклад территориальным аспектам наследия Блаженного Августина. По его словам вселенский масштаб личности Бл. Августина ни в коей мере не мешал ему осознавать себя «африканцем». «Afer sum» – писал Бл. Августин в своих сочинениях. «Августин - «гражданин мира», один из творцов и основателей западно-европейской культуры, но при этом - помнящий и искренне любящий свою Родину «африканец», - подчеркнул докладчик. 

http://e-vestnik.ru/news/nasledie_blagen...

«Этапы и даты моей жизни» 101 Родился 2 июля 1887 г. Скончался отец 23 февраля 1889 г. Шуйское духовное училище 1896–1902 гг. Начал прислуживать в алтаре август 1899 г. Владимирская духовная семинария 1902–1908 гг. Прислуживал при архиерейском богослужении сначала митродержцем ректора, потом рипидоносцем 1902–1906 гг. То же и иподиаконом 1906–1908 гг. Посвящен в 1-ую степень церковного клира – чтеца 6 мая 1907 г. Московская духовная академия 1908–1912 гг. Пострижен в монашество 12 октября 1912 г. Посвящен во иеродиакона 14 октября 1912 г. Посвящен во иеромонаха 17 октября 1912 г. Преподаватель Полтавской духовной семинарии ноябрь 1912 г. – сентябрь 1913 г. Преподаватель Владимирской духовной семинарии 1913–1918 гг. Член Поместного Всероссийского Собора январь-сентябрь 1918 г. Член Владимирского епархиального совета 1918–1920 гг. Наместник Владимирского Рождественского монастыря 1920–1921 гг. Возведен в сан архимандрита 20 января 1920 г. Настоятель Боголюбова монастыря с 18 июня 1921 г. Хиротонисан во епископа Ковровского 27 июня 1921 г. Арестован 17 марта 1922 г. В срочном порядке препровожден в Революционный военный трибунал и освобожден 18 марта 1922 г. Арестован в Великую среду В заключении во Владимирской тюрьме был с митрополитом Сергием (Страгородским) архиепископом Вятским Павлом (Борисовским), епископом Суздальским Василием (Зуммером)» 30 марта 1922 г. Показательный суд во Владимире по обвинению в связи с пропажей церковных ценностей в Суздальском Спасском монастыре 27 мая 1922 г. Приговорен к 1 году заключения, по амнистии освобожден 28 мая 1922 г. Арестован Во Владимирской тюрьме был с епископом Муромским Серафимом (Руженцевым) 15 июля 1922 г. Без допроса освобожден 25 июля 1922 г. Арестован Во Владимирской тюрьме был с архиепископом Крутицким Никандром (Феноменовым), впоследствии митрополитом Ташкентским, архиепископом Астраханским Фаддеем (Успенским) , епископом Звенигородским Николаем (Добронравовым) , епископом Вязниковским Корнилием (Соболевым), епископом. Переславским Дамианом (Воскресенским), епископом Суздальским Василием (Зуммером)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

1. Слово Синодального члена, Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Московского, говорённое в Кафедральной церкви Чудова Монастыря, Декабря 6 дня, 1848 года Яже свыше премудрость, первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих, несуменна и нелицемерна. ( Иак.3:17 ). В сем изречении святой апостол Иаков изложил некоторые свойства истинной премудрости, на тот конец, чтобы можно было по сим отличительным чертам непогрешительно узнать её, и благонадёжно к ней прилепиться. Ныне, сынове России, мы радуемся о Царе своём: и естественно, наша мысль и сердце идут к источникам нашей радости, – к царским доблестям, особенно для всех открытым, и для всех понятным в благотворениях и милостях. Как отечески печётся Благочестивейший Государь наш о своих подданных, вообще и порознь, соответственно званиям и различным обстоятельствам жизни! Как деятельно распространяет благодеяния воспитания и образования от высших до низших сословий народа! Как покровительствует и собственным оком назирает учреждения для призрения сирых, беспомощных, престарелых, для врачевания болящих! Как любит озарять своим благоволением заслугу, даже и не Его престолу оказанную! Как не отчуждает от своего милосердия даже и тех, на которых бесспорные права объявило карающее правосудие! Как поспешно простирает подъемлющую руку к поражённым внезапным бедствием! При таких помышлениях о царской деятельности, исполненной милости и благотворения, как приятно встретиться с апостольской мыслию, что милость и благотворительность принадлежат к отличительным чертам премудрости, яже свыше. Итак дела и памятники царской милости представляют очевидное доказательство того, что Великому Государю на Всероссийском престоле соприсутствует яже свыше премудрость: и если она соприсутствует Ему в делах милости, то, конечно, не оставляет Его и в делах правды и вообще в делах попечения о благе царства. Возблагодарим за сие и прославим всевышнюю Премудрость, которою царие царствуют: и тем с большим дерзновением и упованием да просим у Неё Благочестивейшиму Государю нашему и ещё дара того, который Соломон видит у Неё в правой руке, как бы в готовности подать: долгота бо жития и лета жизни в деснице ея ( Притч.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010