21, 24). Здесь разумеется исторические достижения человеческого творчества, которые будут освобождены и отделены от дел павшего уже Вавилона и богатства его (18, 2–21), и также получат причастность преображению в славе Божией. Они также приобщатся к общему изменению, ибо не заслужили уничтожения, как Вавилон, но в то же время нуждаются в небесном сете, чтобы продолжать существование в будущем веке, в Царстве Славы. Чрез это и они также достигают известного обожения, которое распространяется на весь мир. «Город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его Агнец» (21, 23; 22, 5) (О граде Божием см. ниже, § 7). 4. Всеобщее воскресение Парусия Христова есть явление Воскресшего в силе и славе воскресения. Но это явление не может осуществиться в сем тленном мире, который для того и преображается, и для этого тленного человека, ибо «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1 Kop. 15, 50). «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сечу – облечься в бессмертие» (53) Только воскресшее, нетленное, познавшее силу воскресения и облеченное в бессмертие человечество может встретить Христа и принять Его явление. Посему, если «не все мы умрем, то все изменимся» (51), облекшись в нетление и бессмертие. Воскресение Одного есть и всеобщее воскресение, сокровенное до «последнего дня» ( Ин. 6, 39 ) и являющее силу воскресения Христова: «воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос и мертвый ни един во гробе: Христос бо восстав из мертвых, начаток усопших бысть». 275 В воскресении Христовом, вместе с Его человечеством, предвоскресает уже, приемля силу воскресения, и все человечество: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав . Смерть обессиленная, хотя и царит в мире сем, поскольку он еще остается во власти князя его, но смертность есть лишь временное состояние его, а не естество. «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В нашей современной жизни вопрос единого крещения вновь стал актуальным, так как многие люди, родившиеся в годы советской власти, просто не знают, были ли они крещены в детстве. Если человек хочет быть полноценным членом Церкви, но не уверен, крещен он или нет, то об этом необходимо сказать священнику, так как существует специальный чин Крещения с оговоркой: Аще не крещен, крещается. Об одиннадцатом члене Символа веры На протяжении веков люди пытались разгадать тайну смерти: есть ли загробная жизнь? куда уходит душа после смерти? как к этому подготовиться?.. Христианство отвечает на эти вопросы так: смерть не является концом жизни человеческой души, ибо она бессмертна. Воскресение Христа – залог всеобщего воскресения. Для того и умер Христос, чтобы победить смерть. Смерть побеждена Христом, поэтому все воскреснут. Апостол Павел пишет: Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших ( 1Кор. 15, 12–14, 20 ) 42 . Всеобщее воскресение наступит, когда Христос вновь придет на землю, на этот раз во всей Своей Божественной славе. Воскресение – это основа, тот стержень, на котором держится христианство , и в то же время – это камень преткновения для многих, ибо еще со времен апостольской проповеди людям сложнее всего было принять и понять именно учение о воскресении. О двенадцатом члене Символа веры Двенадцатый член продолжает тему одиннадцатого. Жизнь будущего века, о которой здесь говорится, наступит после всеобщего воскресения и суда. 37 Термин «ипостась» означает самостоятельное существование, конкретное существо и равнозначен терминам «лицо» и «личность». 38 Еврейское слово «машиах» с тем же значением в греческой транскрипции звучит как «Мессия». В Евангелии это слово также встречается. 39 В 24-й и 25-й главах Евангелия от Матфея содержится подробное описание Второго пришествия Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Когда Иисус подходит к Вифании, между ним и сестрой умершего происходит следующий диалог: Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог . Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир ( Ин.11:21–27 ). В этом диалоге событие всеобщего воскресения сопоставляется с тем событием, которое должно произойти в считанные минуты на глазах у Марфы. Всеобщее воскресение настанет в некоем далеком будущем: Марфа верит в это, но перспектива всеобщего воскресения мало утешает ее в скорби об умершем брате. Воскрешение Лазаря – это событие настоящего: то, которое настало уже. Оно имеет связь с всеобщим воскресением, поскольку причина того и другого воскресения одна и та же – Сын Божий, имеющий власть воскрешать и оживлять. Как брат Марфы услышал громкий голос Иисуса, говорящий ему: – Лазарь! иди вон, – так и при всеобщем воскресении умершие услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Таким образом, беседа с иудеями становится богословским прологом к рассказу о воскрешении Лазаря, а этот рассказ – подтверждением истинности слов Иисуса о власти воскрешать и оживлять, полученной Им от Отца. 3. Свидетели Использование образов из судебной сферы в беседе Иисуса с иудеями неслучайно. Беседа отражает тот конфликт, который с каждым новым эпизодом будет только нарастать и в конечном итоге приведет к тому, что иудеи добьются смерти Иисуса у римского прокуратора. Этот конфликт подобен судебному процессу. Но если на процессе у Понтия Пилата обвиняемым будет Сам Иисус, то на том суде, который разворачивается в Его беседах с иудеями, именно они представлены как виновная сторона. Эти беседы отражают то Божественное правосудие, которое способно изменить вердикт человеческого суда на противоположный.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Кроме этих, указываемых ветхозаветным писанием и разумом, оснований, Христом Спасителем предлагаются уже и новые, назначаемые Им для верующих в Него. Первым из таких оснований служит то, что Он, будучи равен Богу Отцу, оживляет, как и Отец, кого хочет ( Ин.5:21 ). Я есмь воскресение и жизнь, говорит Он сестре Лазаря, верующий в Меня, если и умрет, оживет ( Ин.11:25 ). Для того и воскресил он четверодневно умершего Лазаря, чтобы дать, как гласит церковная песнь, фактическое доказательство истинности общего воскресения. Вторым основанием истинности воскресения служит, по учению Христа Спасителя, принятие Тела и Крови Его. Как приобщающее человека жизни Божественной, оно делает его бессмертным не только по душе, но и по телу. Истинно, истинно говорю вам, говорит Он, если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ). Правда, воскреснут и не верующие в Него, но вот что говорится об их воскресении. Изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения ( Ин.5:28–29 ). Жизнь загробная имеет, по учению Христа Спасителя, два состояния: состояние – до всеобщего суда и состояние – после суда. Причина такой двойственности, по смыслу притчей о плевелах ( Мф.13:37–38 ) и неводе ( Мф.13:47–48 ), заключается в том, что окончательный суд может быть только тогда, когда поле, под которым разумеется человеческий мир, будет засеяно и когда невод, под которым разумеется Церковь , будучи наполнен всякого рода рыбами, будет вытащен на берег, т.е. когда Церковь совершит свое назначение. Только после всего этого настанет жатва и пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную ( Мф.13:41–42 ). Впрочем, и до всеобщего суда и воскресения тел, душа не находится в состоянии безразличном. Нет, из притчи о богатом и Лазаре видно, что душа первого тотчас по смерти испытывала мучения ада, а душа второго, также тотчас по смерти, отнесена была Ангелами на лоно Авраама ( Лк.16:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Под оживлением или воскресением здесь разумеется не всеобщее воскресение в последний день мира, а славное избавление Богом гонимой Сириянами церкви скорбящей, расстроенной, восстановление ее в счастливое, цветущее состояние. Такое разумение подтверждается: а) контекстом, в котором говорится о бедствиях церкви и избавлении ее от них; б) разумеется здесь воскресение благочестивых такое, в котором не будут иметь участия враги народа Божия, как видно из ст. 14-го, чего нельзя относить к воскресению в последнее время. В этом стихе Пророк говорит, что мертвые не оживут, т. е. состояние врагов не восстановится, и они уже не восстанут на угнетение церкви Божией. Этому состоянию обессиленных, как бы мертвых врагов церкви здесь противополагаются мертвецы Божии, которые воскреснут; в) и в других местах Св. Писания, например у Пророка Иезекииля в 37, 1 и сл. под образом воскресения сухих. костей изображается освобождение народа Иудейского из плена Вавилонского, и восстановление Иудейского царства, – изображается такими чертами, что как будто описывается последнее, всеобщее воскресение мертвых. Пророки часто так делают, что когда описывают прообразы, то заимствуют многие черты или цветы с предметов прообразуемых для того, чтобы читатели в прообразах яснее усматривали предметы прообразуемые и скорее убеждались. Например, когда предсказывают о суде Божием на нечестивых, то представляют его в таких величественных чертах, что как будто описывают всеобщий, страшный суд Божий в последний день мира ( Пс.49:1–4 ; Малах. 4:1 ). Говоря о счастливом состоянии христианской церкви, Пророки представляют его в такой красоте и великолепии, что как будто изображают состояние небесной славы церкви ( Ис.60:1 др. Иез.47:1 сл.). Подобно говорят и о таинственном воскресении мертвых. Ст. 20. Пойди, народ мой, войди в покои твои, и запри за собой двери твои, укройся на мгновение доколе не пройдет гнев. Ст. 21. Ибо вот, Господ выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную его кров, и уже не скроет убитых своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Разделы портала «Азбука веры» Вечная жизнь – 1) жизнь праведников, которая откроется после всеобщего воскресения и важнейшей особенностью которой будет блаженство о Господе , блаженный покой (в данном значении понятие «жизнь» уже, чем понятие «существование», которое можно относить как к праведникам, так и к духовно мертвым грешникам, ибо подразумевает полноту полноценного человеческого бытия); 2) (иногда, в некотором понимании) жизнь как непрестанное, бессмертное существование, которое откроется для всех без исключения людей после всеобщего воскресения мертвых . В вечной жизни человек соединяется с Богом, обретает достижимую для него полноту Богопознания и Богообщения . Вечная жизнь есть вид тварной вечности, в которой человек приобщается вечности Божественной. В вечной жизни Бог делится Своими нетварными совершенствами, дарует человеку участие в Своем бытии. Вечная жизнь есть высшее благо для человека.  Цель пришествия в мир Сына Божия , как и всего домостроительства нашего спасения, состояла в том, чтобы «всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:15 ). Дар вечной жизни воспринимается человеком уже здесь, на земле, через деятельную веру в Сына Божия и Церковные таинства , через соблюдение евангельских заповедей и самоотверженное следование за Христом. Полное приобщение вечной жизни станет возможным после воскресения тел, когда Бог обновит все творение, соделает его нетленным и вечным ( Откр.21:5 ). Вечная жизнь также именуется Царствием Божьим . Цитаты о вечной жизни «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Ин.3:16 «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни». Ин.3:36 «Сия же есть Жизнь Вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Ин.17:3 «Вечная жизнь даруется и как благодать, и как награда; как благодать, потому что Бог без всякой нашей заслуги предопределил нас к вечной жизни; как награда, потому, что, предопределяя нас к вечной жизни, благоволил обещать оную как награду исполняющим закон Его».

http://azbyka.ru/vechnaya-zhizn

Тем же и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне» В таких словах св. Церковь раскрывает содержание сегодняшнего праздника. Предваряя дни Своих страданий, Господь наш Иисус Христос «воздвигл из мертвых Лазаря». Обладающий живыми и мёртвыми, «воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон». И Лазарь мгновенно воспрянул от мёртвого сна и вышел из гроба ( Ин. 11, 43–44 ). Воскрешение Лазаря было утверждением, или, как говорится в тропаре, «уверением» будущего всеобщего воскресения, положенного Господом в основу бытия мира. Это была частная победа над смертью, знаменовавшая собой общее воскресение, имеющее быть во второе и славное пришествие Христа Спасителя. По гласу Сына Божия восстал четверодневный Лазарь – значит той же Божественной Силой и Властью восстанут и все умершие, как бы они ни истлели. «Истинно, истинно, говорю вам, – учит Спаситель, – наступает время,... когда мёртвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут... И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин. 5, 25, 29 ). Время это наступит для всех, но одним оно принесет великую радость, а для других будет временем сетования и плача. Для тех, кто в земной жизни шел путем веры и совершения добра, путем стяжания залога вечности, судный день будет днем утешения. О таких людях Господь сказал: «Слушающий слово Мое и верующий в пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» ( Ин. 5, 24 ). Преподобный и богоносный отец наш Сергий и его последователи не придут на суд: за свою глубокую веру и св. жизнь они уже воскресли прежде воскресения тела. Но почему, спрашивается, Господь накануне Своих страданий уверяет учеников в истине всеобщего воскресения? – Потому, чтобы они, увидев Его страдающим и умершим, не пришли в уныние. Ничто так не смущает человека, как мысль о смерти, и никогда он не нуждается в большем уверении в воскресении, как при виде умерших. Явив силу Своего всемогущества в воскрешении Лазаря, Господь дал возможность уразуметь, что Он есть Владыка жизни и смерти, всего происходящего, всей твари, что с Ним ничто не должно быть страшным.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Уже апостольская проповедь выявила радикальное расхождение между античной мыслью и зарождавшимся христианством именно в этом пункте. Книга Деяний содержит рассказ о проповеди апостола Павла в Ареопаге, – проповеди, которая началась весьма удачно, сопровождалась цитатами из античных поэтов и могла бы оказаться вполне убедительной для афинских сенаторов, если бы Павел не начал говорить о воскресении. Как отмечается в Деяниях, услышав о воскресении мертвых, одни начали насмехаться, а другие сказали: «Об этом послушаем тебя в другое время». Павлу пришлось покинуть собрание ( Деян.17:32–33 ). За проповедь «Иисуса и воскресения» афиняне прозвали Павла «суесловом» (см.: Деян.17:18 ). Между тем, учение о всеобщем воскресении является сердцевиной христианской эсхатологии. Без этого учения христианство теряет смысл, так же как без веры в воскресение Христа, по словам апостола Павла, тщетной оказывается христианская проповедь (см.: 1Кор.15:12–14 ). Христианское учение о воскресении мертвых основано прежде всего на факте воскресения Христа, на словах Христа о воскресении и на апостольской проповеди. Однако уже в Ветхом Завете присутствуют многочисленные пророчества о воскресении мертвых. В книге пророка Исаии говорится: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов ( Ис.26:19 ). Характерно, что речь, как и в христианской традиции, идет именно о телесном воскресении, причем это воскресение рассматривается в нравственном аспекте – как воздаяние за дела, совершенные при жизни: Ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззакония, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих ( Ис.26:21 ). Тема воздаяния доминирует и в описании воскресения мертвых у пророка Даниила: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ( Дан.12:2 ). Воскресение мертвых, согласно Даниилу, произойдет к концу времени и времен и полувремени ( Дан.12:7 ). Этому событию будет предшествовать время тяжкое, которого не бывало с тех пор, как существуют люди ( Дан.12:1 ). При всеобщем воскресении разумные будут сиять, как светила на тверди ( Дан.12:3 ), многие очистятся, убелятся и переплавлены, будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют ( Дан.12:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   У ап. Павла говорится: ...ибо, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна... (1 Кор.15:16-17), т. е. для ап. Павла Воскресение Христово — это средоточие христианской веры, главный предмет религиозного переживания и созерцания. 2.5.2. Всеобщность и одновременность воскресения мертвых    Воскресение умерших будет иметь всеобщий характер: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут... (1 Кор.15:22). Действие воскресения будет распространяться как на праведников, так и на грешников. По слову ап. Павла, будет воскресение мертвых, праведных и неправедных... (Деян.24:15).    При этом воскресение всех умерших совершится одновременно. Господь говорил, что наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин.5:28-29).    Истина о всеобщности и одновременности воскресения мертвых засвидетельствована в трудах отцов Церкви и христианских писателей с древнейших времен. 2.5.3. Изменение живых при воскресении мертвых    Что касается тех людей, «которые до времени общего воскресения останутся в живых, нынешние грубые тела мгновенно изменятся в духовные и бессмертные».    Ап. Павел говорит об этом событии следующим образом: Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор.15:51-52). Из этих слов апостола следует, что изменение живых, так же как и воскресение мертвых, будет иметь своей причиной действие всемогущества Божия (см.: 1 Сол.4:15), совершится мгновенно и одновременно(во мгновение ока, при последней трубе) и будет состоять в преображении нынешних тленных и смертных тел в нетленные и бессмертные. 2.5.4. Тождественность тел воскресших телам живущих    «Пространный катихизис» определяет воскресение как «действие могущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединяясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны» (член 11). Таким образом, воскресение — это не создание новых тел и не изменение душ, а воссоединение души со своим собственным телом. Учение о воскресении в собственном теле присутствует уже в Ветхом Завете. Праведный Иов восклицает: А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его (Иов.19:25-27). Здесь явно представлена идея тождественности до и после воскресения как самой личности, так и тела воскресшего — то же самое лицо, которое некогда жило на земле, в своем теле будет участником воскресения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В христианстве и монашество, и брак равно признаются и почитаются как два пути, веду­щие к общей цели. О таинстве Елеосвящения Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Это таинство ведёт начало от апостолов, которые властью Иисуса Христа, «многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк. 6, 13 ). Апостол Иаков говорил: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5, 14-15 ). На основании этих слов считается, что в таинстве Елеосвящения больной может получить прощение несознательно за­бытых грехов. Тема 38. Об одиннадцатом члене Символа Веры Учение о воскресении мертвых Воскресение мертвых, которого, согласно Символу веры, мы чаем, то есть в крайней степени ожидаем, это действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединятся опять с их душами и будут бессмертны. Всеобщность веры в воскресение во дни земной жизни Господа под­тверждается словами Марфы, сестры Лазаря: «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» ( Ин. 11, 24 ). Согласно православному преданию, тела воскресших людей будут лишены болезней, увечий, как результата греха, и их возраст будет равен возрасту Воскресшего Христа – 33 года. Воскресение умерших будет всеобщим: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор. 15, 22 ). При этом воскресение совершится одновременно. «Все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин. 5, 28-29 ). Конец мира Воскресение произойдет после разрушения этого видимого мира. «Небеса с шумом прейдут, стихии же, разго­ревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сго­рят» (2 Пт. 3, 10). Однако это означает не исчезновение мира, а его обновление: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо пре­жнее небо и прежняя земля миновали» ( Откр. 21,1-2 ). Тема 39. О двенадцатом члене Символа Веры

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010