В Южной Италии политическое положение складывалось неблагоприятно для папства. С целью осуществления своих сюзеренных прав папы стремились воспрепятствовать формированию крупного и единого норманнского государства. Однако в начале XII века норманны, опираясь на прочные позиции в Сицилии, приступили к фактическому захвату папских владений в Южной Италии и к созданию своего государства. Поэтому ставленник Франгепанов папа Гонорий II (1124-1130) начал войну против норманнского герцога Роже II, владевшего Сицилией. В ходе боев папа попал в плен к норманнам, и из-за отсутствия вооруженной силы, а также поддержки со стороны императора он не смог воспрепятствовать созданию единого норманнского государства, опирающегося на Сицилию. Укреплению норманнского государства в значительной степени способствовало то, что в Риме григорианское папство оказалось во временном кризисе. Город стал ареной новых партийных боев. После смерти Гонория II партия Франгепанов избрала папой Иннокентия II (1130-1143), а другая, противостоящая ей аристократическая партия Пьерлеонов - выходца из своей семьи Анаклета II (1130-1138). Норманны поняли, что из этого раскола они могут извлечь выгоду. В обмен на вооруженную поддержку Анаклет II в Беневентском соглашении сделал герцога Роже II королем Сицилии, Калабрии и Апулии, а норманнское королевство признало сюзеренные права папы. В то же время Иннокентий II получил поддержку со стороны германского короля Лотаря III, за что папа в 1133 году короновал его в императоры. Затем в течение десяти лет шла борьба между императором и норманнским королем, в которой североитадьянские торговые города принимали участие на стороне папы и императора (так как южные торговые города являлись их конкурентами). В 1137 году скончался поддерживавший папу император Лотарь III, и Роже вновь одержал верх. Иннокентий же попал в плен к норманнам; после смерти антипапы он был вынужден признать норманнское королевство и благодаря этому смог вернуться в Рим. Для преодоления раскола Иннокентий II в 1139 году созвал II Латеранский (10-й вселенский) собор. На соборе норманны и их ставленник - папа были преданы анафеме, и, таким образом, было восстановлено единство и осуществлен возврат к григорианским идеям. Однако покой был недолгим, Рим вновь и вновь восставал против правления пап.

http://sedmitza.ru/lib/text/441608/

Центром соединения между собой отдельных африканских епархий был примас карфагенский, кафедра которого была старейшей из всех африканских и находилась в главном городе диоцеза. Он пользовался сравнительно с другими африканскими примасами некоторыми преимуществами. Эти преимущества состояли в том, что он являлся председателем на общих соборах 764 , признавался представителем всей африканской церкви в её сношениях с другими церквами, в силу чего был полномочен отправлять грамоты от лица африканских соборов 765 ; он же, нужно думать, созывал, общие соборы, по крайней мере, после того, как решено было составлять их не ежегодно и не в определённое время, а когда явится в том нужда. III. Установление патриаршей власти и сущность её в отношении к соборному принципу Причины установления патриаршеств. Время установления. Разные мнения по этому вопросу и разбор их. Учреждение патриаршей формы IV вселенским собором. Сущность патриаршей формы и отношение её к соборному принципу. Церковная жизнь и законодательство не могли остановиться на том сравнительно неполном соединении между собой отдельных митрополий в более обширные поместные церкви, которое представляет экзаршеская форма церковного управления. Отдельные митрополии, по местам, всё теснее объединялись около своих центров и стремились вступить между собой в столь же тесные отношения, какие существовали внутри каждой из них. Равным образом и права экзархов на практике постепенно расширялись, переходя из преимуществ чести в права власти. И всё это рано или поздно должно было получить для себя санкцию со стороны вселенского церковного законодательства, которое обыкновенно шло за практикой жизни. Когда установлена патриаршая власть в Церкви? В церковно-исторической, точнее в историко-канонической литературе по этому вопросу существует большое разногласие. Многие известные историки и канонисты (Valesius, Du-Pin, Maassen, Hefele и др). стараются доказать, что патриаршая власть установлена была ещё никейским, I вселенским собором, именно 6 его каноном.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Это был, конечно, счастливый случай, но далеко не последний для нашего Македонянина. Как-то раз кесарь (греческий вариант слова «цезарь») Варда устроил пир в честь болгарского посольства, на который были приглашены среди прочих Константин Армянин, Феофил – господин Василия и патрикий Фома. Подвыпив, один гость стал хвалиться силой своего раба-варвара, казавшейся безграничной. Чтобы защитить честь римлян, Феофил вызвал Василия, который в борьбе с болгарином без труда одолел того. Этот эпизод сблизил Македонянина с Константином Армянином, позволил ему приобрести новых друзей и покровителей. А вскоре удача сполна вознаградила юношу за его старания и терпение. Как известно, император Михаил III был большим любителем и знатоком лошадей. Как-то раз царь отправился на охоту, приказав оседлать одного из самых любимых своих коней. Поразив палицей зайца, василевс соскочил с коня, чтобы собственноручно подобрать добычу, а благородное животное, предоставленное самому себе, немедленно вырвалось из рук слуг и ускакало. Все попытки поймать лошадь казались тщетными, и тогда разгневанный монарх приказал подрубить животному задние ноги. Кесарь Варда просил василевса пощадить лошадь, но царь был непреклонен. Тогда Василий спросил у царя разрешения, догнал и усмирил вольного коня. Возликовавший Михаил III тотчас назначил Василия своим конюшенным, а вскоре, поразившись уму, силе, красоте и ловкости юноши, назначил его главным конюшенным царского дворца (протостратором). После этого – а назначение Василия на царскую службу состоялось в 856 г. – карьера молодого сановника начала стремительно продвигаться 8 . Через короткое время император назначил его своим паракимоменом (главным спальничьим), хотя обычно эта должность предоставлялась евнухам. Открытый и честный, немного внешне простоватый и безупречный в исполнении своих обязанностей, Македонянин казался царю оптимальной фигурой для разрешения некоторых личных вопросов. Хотя Василий был женат на женщине по имени Мария, император велел ему разойтись с ней и женил на своей любовнице Евдокии Ингерине, присвоив попутно титул патрикия (патриция). Видимо, не только в награду Македонянину за этот «подвиг», но и для того, чтобы его любимая женщина не чувствовала себя обделенной царским вниманием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стремление Рима к сотрудничеству с Женевой опасно для протестантского мира. Усиление католических позиций среди «отделенных братьев» может привести к естественному слиянию двух центров. А в случае слияния, конечно же, Рим будет центром и лидером экуменизма и поведет за собой «объединенных», а точнее, воссоединенных с Римом христиан. И как покажут дальнейшие события, на первых порах Рим будет иметь верного союзника в лице Вселенского Патриарха Афинагора... Вот такими печальными итогами закончилась III сессия Второго Ватиканского Собора. Глава 8. «Прошлое живет в нас...» Так говорил Вселенский Патриарх Афинагор, призывая христиан стереть из памяти дурное прошлое, ибо оно вызывает ненависть. Эти мудрые слова он произнес, предвосхищая события IV сессии Второго Ватиканского Собора и его торжественное закрытие. Они звучали красиво, но реальность оказалась прозаичнее и жестче, чем даже мог предположить сам Патриарх Афинагор, мудрый пастырь и опытный политик. Напомним, что результаты III сессии Собора принесли волнение и горечь не только православным, но и католикам. Конституция «О Церкви» подтвердила непогрешимость Папы, «как бы подразумевавшуюся во всех выступлениях Римского Первосвященника, в том числе и тех, которые не провозглашались ex cathedra» 313 . Коллегия епископов сохраняла сравнительную полноту власти только с согласия Папы, имеющего всю полноту власти, не зависящей от согласия коллегии епископов и всей Церкви. «Провозглашение Павлом. VI Марии «Матерью Церкви», отвергнутое богословской комиссией Собора, еще более усилило тягостное чувство» 314 . Что касается Декрета «О Восточных Церквах», то он был нацелен на политику прозелитизма. И как уже отмечалось выше, Третье Родосское Совещание (115 ноября 1964 г.) сделало все возможное, чтобы удержать Патриарха Афинагора от начала диалога между католиками и православными и отложить его до неопределенных времен. У Вселенского Патриарха были на то и свои, сугубо политические, причины. Но об этом – немного позже. 15 февраля 1965 года митрополиты Гелиопольский Мелитон и Мирский Хризостом отправились по поручению Афинагора в Рим, чтобы оповестить Ватикан о решениях Третьего Родосского Совещания. (Диалог возможен, но спешить не будем.) Напомним, что без усилий делегаций Русской и Румынской Православных Церквей этого решения достичь было бы сложно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

636 Contra Epistolam Manichaei, lib. i, с. 5 (в бенедиктинском издании, tom, viii, p. 154): «Ego vero evangelio non crederem, nisi me ecclesiae catholicae commoveret auctoritas». 637 Commonitorium, c. 23 (Migne, Curs. Patrol., tom. 50, p. 667): «Sed forsitan dicit aliquis: Nullusne ergo in ecclesia Christi profectus habebitur religionis? Habeatur plane et maximus… Sed ita tarnen ut vere profectus sit ille fidei, non permutatio. Siquidem ad profectum pertinet ut in semetipsum unaquaeque res amplificetur; ad permutationem vero, ut aliquid ex alio in aliud transvertatur. Crescat igitur oportet et multum vehementerque proficiat tam singulorum quam omnium, tam unius hominis, quam totius ecclesiae, aetatum ac seculorum gradibus, intelligentia, scientia, sapientia, sed in suo dutaxat génère, in eodem scilicet dogmate, eodem sensu, eademque sententia». 638 Деян. 15:7 : Πολλς συζητσεως γενομνης, – которое Лютер действительно переводит в слишком сильных выражениях: «И они долго ссорились». В английских переводах от Тиндейла до короля Иакова стоит: «много спорили» (синод. «По долгом рассуждении»). 640 Ер. ad Procop. 55, по старому порядку (al. 130). Похожие описания мы встречаем в Ер. 76, 84; Carm. de vita sua, v. 1680 – 1688; Carm., x, v. 92; Carm. Adv. Episc, v. 154. См. также Ullmann, Gregor, von Naz., p. 246 sqq., p. 270. Примечательно, что Гиббон не использует эти отрывки для подтверждения своего суждения о вселенских соборах в целом в конце его двадцатой главы, где он говорит: «Ход времени и развитие суеверий стерли из памяти воспоминания о слабости, страстях, невежестве, которыми печально славились эти церковные синоды, и католический мир единодушно подчинился непогрешимым постановлениям вселенских соборов». 641 κβοσεις δημοτικα. См. Harduin, tom, ii, p. 71 sqq.; Mansi, tom, vi, p. 590 sq. См. также Hefele, ii, p. 406 sq. 642 Обычно приводится такое количество участников на основании свидетельств Афанасия, Василия (Ер. 114; Opera, t. iii, ρ 207, ed. Bened.), Сократа, Созомена и Феодорита, поэтому иногда собор называют собранием трехсот восемнадцати. Судя по другим данным, участников было всего триста, или двести семьдесят, или двести пятьдесят, или двести восемнадцать; более позднее предание увеличивает это количество до двух тысяч или более.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

6-е деяние 25 окт. Присутствовали имп. Маркиан и имп. св. Пульхерия в сопровождении высших чинов и сената. Император обратился к участникам Собора вначале на лат., а затем на греч. языке. После торжественного прочтения и подписания ороса (всего подписали 452 участника Собора) он выразил надежду, что отныне «уничтожен всякий повод к спорам о святой вере». Император объявил, что если «кто-нибудь публично под предлогом рассуждения о вере произведет возмущение, то будет изгнан из царствующего града, военный - потеряет службу, клирик - степень, и подвергнется другим наказаниям» (ACO. T. 2. Vol. 1 (2). P. 156; ДВС. Т. 3. С. 69). Император даровал Халкидонской кафедре титул митрополии, оставив за Никомидией собственное значение митрополии, а также просил отцов Собора, несмотря на их усталость, остаться еще на неск. дней для разбора нек-рых дел. В тот же день были составлены первые 27 правил Халкидонского Собора. В греч. тексте они образуют 7-е деяние. В лат. переводе они находятся в 15-м деянии, к-рое датируется 31 окт.; такому порядку следует и рус. перевод, сделанный в КазДА (греч. текст: ACO. T. 2. Vol. 1 (2). P. 158-163; лат. пер.: Ibid. Vol. 3 (3). P. 92-98; рус. пер.: ДВС. Т. 3. С. 137-142; о датировке см.: Χρσος. Σ. 266-272). В оставшиеся 6 дней окт. состоялись неск. деяний, на к-рых разбирались вопросы церковного управления, а также дела епископов Феодорита Кирского и Ивы Эдесского. 8-е деяние (7-е по позднейшим редакциям лат. перевода). 26 окт. Касалось юрисдикции Антиохийской и Иерусалимской кафедр. Со времени III Вселенского Собора архиеп. Ювеналий Иерусалимский стал претендовать помимо провинций Палестина I, II и III на провинции Аравия и Финикия I и II. Теперь же он и еп. Максим Антиохийский совместно подали Собору петицию, в к-рой просили отцов утвердить полюбовный раздел провинций; при этом Ювеналий ограничивался 3 Палестинами, отказываясь от 3 др. провинций в пользу Антиохийской кафедры. Желание предстоятелей 2 важнейших кафедр Востока получило письменную санкцию Собора (ACO. T. 2. Vol. 1 (3). P. 3-7; ДВС. Т. 3. С. 70-73).

http://sedmitza.ru/text/758848.html

Во всех этих актах нет ничего, что обличало бы их позднее происхождение в сравнении со временем самого собора. Все лица, все действия, все обстоятельства, встречаемые в актах носят печать своего времени. Ни в каких деталях акты не противоречат известным доселе свидетельствам о соборе Разбойничьем, которые встречаем в отрывках актов собора Разбойничьего, сохранившихся в деяниях IV Вселенского собора, – в самых этих деяниях IV Вс. собора, в письмах Феодорита и папы Льва. Перечень имен епископов, присутствовавших на соборе Разбойничьем, по актам сирским, совершенно согласен перечнем тех же имен по деяниям собора халкидонского, UV Вселенского (слич. Hofmann S. 3–4 и Рус. пер. деяний соборов всел. том III, стр. 164 и дал.). Правда по актам сирским епископов на соборе Разбойничьем присутствовало несколько менее, чем сколько их присутствовало по актам UV Вс. собора, но нужно помнить, что Сирский текст передает содержание второго заседания собора Разбойничьего, когда некоторые православные епископы, после первого заседания собора, естественно уклонились от дальнейшего участия в деяниях его. Следовательно, на акты Сирские нужно смотреть как на документ глубочайшей древности, а потому высоко почтенный 247 . Акты Сирские весьма важны для разъяснения многих научных церковно-исторических вопросов. Первое зарождение монофизитства в науке остается не совсем ясным. В лице Евтихия история встречает уже зрелый плод ереси монофизитской. Акты, которые мы обозреваем, могут проливать немалый свет на первоначальное обнаружение монофизитства. Здесь особенно важное значение имеет переписка Диоскора с Домном Антиохийским; из неё ясно видно, что два богословских направления – Александрийское и антиохийское и после собора III Вселенского остаются не примирёнными в вопросе о лице Богочеловека, и столкновение между ними должно было снова произойти, как и во времена Кирилла, хотя и с некоторыми особенностями в сравнении с прежним временем. Из тех же актов с ясностью видно, как велика, неумолима была вражда Александрийских и других родственных им богословов к несторианству: ничего не стоило для этой вражды сделать подозрительными таких лиц, которые, не имея ничего общего с несторианством, могли только казаться несторианствующими (патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Словно бич Божий опускался на плечи отпрысков Карла Великого: они один за другим умирали в молодом возрасте или рождались с тяжелыми болезнями. Баварский король Карломан II (879–884) – старший из сыновей Людовика Немецкого, разваливший державу отца, в 35 лет был разбит параличом и через два года отрекся от престола. Но в 880 г. у его брата, Людовика III Молодого, в 33 года также обнаружились признаки тяжелого недуга, и он скончался в 882 г. Папа Марин I (882–884) спешно венчал императором Карла III Толстого (884–887), еще одного сына Людовика Немецкого. Он прилагал титанические усилия для того, чтобы сохранить единство власти в обеих частях Западной империи. И казалось, что такая ситуация объективно может быть на руку смелому претенденту на императорство в Западной империи, поскольку за неимением других наследников можно предъявлять претензии на единовластие. Ведь он уже был королем Восточно-Франкского королевства с 876 г., теперь стал государем Западной части державы Карла Великого. Но Карл Толстый совсем не обладал достоинствами своего деда. В 885 г. он с большой армией не смог предотвратить осады Парижа норманнами, а в 887 г. сильно заболел, отказался от императорской короны и вскоре скончался от инсульта 64 . Теперь императорская корона стала настоящей и ничего не стоящей игрушкой в руках франкских правителей. Единая Западная империя раскололась на Восточно-Франкское и Западно-Франкское королевства. Затем, вследствие борьбы сыновей со своими отцами и между собой, выделились Бавария, Тюрингия, Саксония, Италия, Лотарингия и Аквитания. Междоусобица осложнялась тем, что в это же время жесточайшие по своим последствиям набеги норманнов стали не просто обычным, а системным явлением для побережья Франции и даже внутри Западно-Франкского королевства. Единственной силой, способной обеспечить итальянцев сухопутной армией и флотом, стал Римский император. Уже в 876 г. понтифик Иоанн VIII (872–882) писал Василию Македонянину: «Города, крепости и села уничтожены вместе с их жителями, епископы разогнаны, в стенах Рима ищут приюта остатки совершенно беззащитного народа. За стенами города все разорено и превращено в пустыню. Вся Кампания лишена своего населения; и мы, и монастыри, и другие благочестивые учреждения, и Римский сенат оставлены без средств к существованию. Окрестности города опустошены до такой степени, что в них нельзя найти ни одной живой души, ни взрослого, ни ребенка» 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но в церковной истории Лев III остался как одни из самых гнусных императоров, рядом с которым можно поставить разве что Диоклетиана. Он назывался Церковью «зловредным зверем», «христоборцем», «мучителем» и «демонским слугой». Исаврия, горная область в Малой Азии, откуда происходил его род, всегда считалась дикой и была известна своими разбойниками. Там издавна существовали иконоборческие секты, поэтому отрицание икон было для Льва вполне понятно. Похожих взглядов в то время придерживались и многие православные епископы. Даже эфесский митрополит Фома и помощник патриарха Германа Анастасий выступали против поклонения «рукотворным вещам». Понемногу и Лев пришел к выводу, что борьба с иконами – его священный долг. В 726 году в Средиземном море произошло извержение вулкана, напугавшее византийцев своей силой, и Лев Исавр использовал это как повод, заявив, что народ прогневал Бога своим иконопочитанием. Он издал указ, предписывавший убрать иконы из церквей, и для примера послал чиновника Ювина убрать скульптурный образ Христа Поручителя с Халкопратийских врат в Константинополе (по легенде, его воздвиг один византийский купец, которого Иисус избавил от крупного долга, лично явившись его поручителем). Сразу же произошло первое столкновение с иконопочитателями. Собравшиеся на площади женщины просили Ювина не трогать образ, но тот, не слушая их, поднялся по лестнице и начал рубить фигуру Христа топором. Тогда разгневанные женщины опрокинули лестницу, схватили прутья и засекли Ювина до смерти. Вместе с ним погибло и несколько солдат. Император приказал схватить бунтовщиц и казнил девять человек, а на воротах вместо изображения Христа поставил простой крест с надписью: «Не терпя, чтобы Христос изображался в безгласном и бездыханном образе из землевидного материала, запрещенного в Писании, Лев с сыном юным Константином начертывает на вратах трисолнечный образ Креста – похвалу верных». После указа Льва в провинции начались волнения. В Греции власть захватил узурпатор Косма, но был разбит преданными Льву войсками. В Италии, все еще политически зависевшей от Византии, Лев попытался устранить строптивого папу Григория II и поставить на его место другого, лояльного императору, но эта попытка провалилась. Против его преемника Григория III, проводившего ту же политику иконопочитания, Лев послал сильный флот, но тот погиб в море, разбросанный бурей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Они объявляли их чрез гражданских чиновников во всех местах своей империи и принимали меры к их осуществлению, обязывая каждого из своих подданных, исповедующих христианство, подчиняться им под страхом государственных наказаний. Так, император Константин Великий обнародует решения Никейского собора, отправляет в ссылку Ария и упорных его сторонников и особым эдиктом вменяет всем в обязанность сжигать сочинения еретика 217 . Феодосий Младший ссылает Нестория и осуждает на сожжение все его сочинения 218 . Подобные меры употребляет и Маркиан для проведения в жизнь халкидонских определений. Утвердив последние, он даже запрещает всякие публичные состязания о вере, угрожая всем виновным в этом – к какому бы званию и состоянию они ни принадлежали – разными внешними наказаниями. Равным образом Юстиниан и Константин Погонат также принимают нужные внешние меры для осуществления и ограждения чистоты и неприкосновенности решений современных им вселенских соборов – первый V, второй VI 219 . Таково значение утверждений императорами решений вселенских соборов. Вслед за вопросом об императорском утверждении соборных решений выдвигается вопрос о папском утверждении. Римско-католические историки говорят, что, помимо императорских утверждений, решения вселенских соборов утверждались ещё папами. Так утверждает, например, известный католический церковный историк Гефеле. Решения первого вселенского собора, говорят, были утверждены папой Сильвестром. В доказательство этого Гефеле приводит основания из различных древних источников, (из которых он, однако, многим не решается придать значение достоверности) 220 . Папа Дамас, говорят, утвердил решения II вселенского собора 221 ; постановления III собора будто бы были утверждены папой Сикстом III 222 . Далее, по мнению католических историков, папа Лев утвердил постановления IV 223 , a Вигилий V 224 вселенских соборов; соборы VI и VII также, говорят, в своё время были утверждены папами 225 . Вселенские соборы, утверждают католические писатели, нарочито обращались к папам за утверждением своих решений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010