Геннадий, Санкт-Петербург 12 августа 2022г. 11:12 //заменить ее на статистическую//(с) Ой. Только сейчас заметил ошибку. Не " статистическую " , а статическую. Алексей Владимирович Гоманьков 11 августа 2022г. 21:05 Дорогой Виталий! На://В силу всех-всех традиций расчета христианской Пасхи в этом случае всех-всех христиан устроило бы то, что страстная седмица должна начинаться после дня весеннего равноденствия//. Это заведомо неверно. Меня бы, во всяком случае, это не устроило. Допустим, например, что в какой-то год весеннее равноденствие приходится на пятницу, а следующее за ним полнолуние - на следующий день (субботу). Тогда согласно правилу 1 Вселенского Собора Пасха должна праздноваться в следующее после этой субботы воскресенье. А согласно Вашему предложению в это воскресенье должен праздноваться только Вход Господень в Иерусалим, а Пасха ещё только через 7 дней после этого. Таким образом, Ваше предложение находится в противоречии с постановлением 1 Вселенского Собора и в силу этого для меня оно неприемлемо. Так же, насколько я понимаю, оно неприемлемо и для Вашего " совопросника " Геннадия из Петербурга (хотя и по совершенно другим причинам)... Геннадий, Санкт-Петербург 12 августа 2022г. 11:25 Алексей Владимирович Гоманьков, описанный Вами случай именуется " совпадением иудейской и православной Пасхи " . Что, согласно правилу 1-го Вселенского собора о дне празднования Пасхи, недопустимо. В таком случае, православная Пасха переносится на следующее воскресенье. Пасхальные таблицы Александрийской Пасхалии все подобные случаи учитывают автоматически. Мы уже рассматривали этот вопрос на примере дня празднования Пасхи в этом ( 2022-м ) году. Виталий Мигузов, Воронеж 12 августа 2022г. 12:21 Дорогой Алексей Владимирович! Договориться христианам о общем дне Пасхи в настоящее время невозможно. Это будет продолжаться до тех пор, пока мы не обратимся к духу и смыслу того же решения 1 Вселенского Собора. Вот и Вы его отвергли сразу. Из Вашей статьи://При выработке этого постановления отцы Собора руководствовались ТРЕМЯ СООБРАЖЕНИЯМИ: Воскресение Иисуса Христа произошло на следующий день после еврейской Пасхи (Ин 18:28, 19:31), что отражается в тождестве названий христианского и иудейского праздников.

http://bogoslov.ru/article/6174863

Глава X. О литургии Преждеосвященных Даров §1. Совершенные литургии в Четыредесятнице не бывают Пост Четыредесятницы, как основанный на строжайших правилах, чем прочие посты, древние отцы уважали так, что не положили в продолжение ее святейшего таинства литургии; они опасались, чтобы во дни Четыредесятницы не помешало это как-нибудь посту. Ибо так как дни Четыредесятницы установлены и посвящены не торжеству, но сетованию и очищению наших грехов, тогда как священнодействие совершенной литургии сопровождается веселием и радостию духовного торжества: то, чтобы печалию поста не нарушить веселия этого священнодействия, или чтобы плач, необходимый в Четыредесятницу, не был расстроен торжеством совершенной литургии, отцы Лаодикийского собора решительно воспретили приносить священный хлеб, то есть совершать священнодействие совершенной литургии, во все дни Четыредесятницы, кроме субботы и воскресных дней; даже запретили и память мучеников сопровождать радостным священнодействием и торжественными службами. В 48-м правиле сего собора написано: «в четыредесять дней Великого поста не проскомисати, но токмо в субботу и неделю». В толковании на это правило объясняются и вышеприведенные причины. «Понеже оные дни», сказано, «Великого поста покаяния суть время, и должен есть кийждо о согрешениях своих разум имети, и не оставити о тех потщание, на праздники уклонятися, о тех потщание имети и духовныя радости насытитися прежде времени». Посему в 50 правиле того же собора повелено: «в четыредесять дней Великого поста, кроме субботы и недели, ни мучеником память, ни инем святым творится». §2. Что есть преждеосвященная литургия Но чтобы оставлением священнодействия Божественных Даров в течение целой седмицы не лишить души небесной пищи и чтобы это священнодействие не показалось как бы уничтоженным, те же отцы, особенно отцы шестого Вселенского собора, повелели в некоторые дни седмицы совершать преждеосвященное священнодействие. Посему в 52-м правиле сего собора сказано: «во весь Великий пост, разве суббот и недель и дне святого Благовещения, Преждеосвященными службу да содевают».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

- Парастас - название службы, как и панихида, которая не совершается отдельно в обычные родительские субботы, но служится после утрени Вселенской субботы, по конкретным поводам. Парастас совершается и в Великий пост. Записки можно подавать любые - это доказательство нашей любви к усопшему. Вопрос телезрителя из Испании: «Есть ли смысл просить о молитве об усопших в социальных сетях, через интернет?». - Я не вижу в этом греха, должно испрашивать молитв всеми возможными способами. Мы все живем в информационном мире и социально связаны. Смс может прийти и оказаться для нас очень важным сообщением. Социальная сеть виртуализирует наше живое общение. Люди перестают разговаривать друг с другом, следовать той эпистолярии, которая предполагает серьезное, вдумчивое отношение к собеседнику. Она заменяется маленькими символическими посланиями без причастных и деепричастных оборотов, без объяснения эмоционального состояния человека. Смайлика становится достаточно. Но это приводит к духовному обнищанию. Есть социальная сеть, где я могу общаться с теми, кто связан определенной субкультурой. Но из «широких» социальных сетей, в которых ты в одну секунду, в один клик можешь оказаться в такой грязи и ничего не сможешь сделать, я вышел, так как для меня это стало невероятной тратой времени. Лучше я лишний час посижу в храме, поговорю там с пятью - десятью людьми, чем за этот же час напишу двадцать малозначащих посланий в интернете. Расшифровка: Арсения Волкова http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at56017 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

«Память их в род и род». «Души их во благих водворятся». Между тем этим псаломским стихам ( Пс.65:5, 101:13 ; Ср. Пс.134:13, 24:13 ) должно быть уделяемо особое внимание. По существу эти стихи являются основными, а аллилуиа припевается к ним. Воспоминая о наших дорогих усопших, мы хвалим Господа, поем Ему аллилуиа за то, что они, как чада Церкви Православной, избраны и приняты Господом и потому блаженны: что хотя они умерли телесно, но память о них сохраняется в род и род, так как они наследуют жизнь вечную 597 и что души их во благах водворятся, т. е. наследуют именно блаженную вечность. Поэтому означенные стихи предназначаются для торжественного, насколько возможно, выразительного и отчетливого исполнения, чтобы их библейское содержание не ускользало от внимания молящихся. Стоящее в последовании панихиды выражение и глаголем стихи сия по обычному употреблению его в богослужебных книгах соответствует выражению «поем» 598 . Поэтому аллилуиа со стихами должно выполнять таким образом: сначала канонарх 599 поет на 8-й глас аллилуиа трижды. По окончании пения его то же самое повторяет правый лик. Когда окончится пение на клиросе, канонарх поет тем же напевом 8-го гласа первый стих: Блажени яже избрал... По окончании стиха левый лик поет аллилуиа трижды. Таким же образом поют канонарх дальнейшие стихи, а певцы новые аллилуиа чередуясь, а не одновременно, как бы перебивая друг друга. ТРОПАРЬ НА ПАНИХИДЕ За аллилуйей следует тропарь Глубиною мудрости с его богородичном. Этот тропарь употребляется в качестве дневного только в две вселенские субботы, – во все другие поминальные субботы употребляются другие тропари 2-го гласа. Употребление на панихиде, службе более частного характера, предназначаемой по преимуществу для поминовения отдельных усопших, того тропаря, который на общественном богослужении, является отличием лишь вселенских суббот, сближает частное поминовение с поминовением общим, вселенским, каковым по существу и является всякое вообще поминовение, совершаемое в Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

—77— нолунием и приходилось в воскресный день, то, по объясненному выше, празднование Пасхи нужно было отложить на неделю, то есть до 25 апреля. Это число и есть самый поздний предел для празднования Пасхи Христиан. Должно заметить, что Иудеи при вычислении своих Пасхальных полнолуний принимали во внимание весеннее равноденствие, однако же оно не имело у них того значения, какое имело у Христиан. Нечто подобное замечается и ныне. А именно: в 1880 и в 1888 годах Иудеи праздновали Пасху во время мартовских полнолуний, а православные Христиане – в воскресные дни, последовавшие за апрельскими полнолуниями; в другие же годы, как в 1883 и в 1891 Иудеи свою Пасху праздновали в апрельские полнолуния, несмотря на то, что и мартовские были уже после тех чисел марта, с которыми в настоящее время совпадает действительное весеннее равноденствие. А в первые века Христианства, вероятно, бывали и такие случаи, что Иудеи иногда признавали Пасхальными полнолуния, несколькими днями предваряющие весеннее равноденствие, следовательно, праздновали свою Пасху прежде равноденствия. На это есть указание в приведенном выше правиле Апостолов, а также в словах Константина Великого . 724 Однако же такие случаи бывали довольно редко. А по большей части как Иуде, так и Христиане признавали Пасхальным одно и то же полнолуние. И конечно это обстоятельство имелось в виду на первом вселенском Соборе, а потому составлены правила, по которым и в сем случае Пасха Христиан не могла совпадать с Пасхою Иудеев, но должна быть всегда после нее. А именно: Если весеннее полнолуние приходилось в пятницу, или в субботу, то Иудеи в том и другом случае начинали свое празднование Пасхи вечером в пятницу, или, иначе сказать, в навечерие субботы. А у Христиан празднование Пасхи было в ночь с субботы на Воскресенье и, по древнему обычаю, начиналось уже после полуночи. Итак, в сем случае Пасха Христиан была позднее Пасхи Иудеев более чем на сутки. Если же Пасхальное полнолуние было в среду или четверг, то Иудеи в навечерие четверга праздновали свою Пасху. В этом случае после

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кроме того, на панихиде вселенских суббот опускаются «непорочны», в виду предстоящего стихословия на утрене. Перед 50-м псалмом опускается седален «Покой, Спасе наш...», как необязательный на сокращенной утрене, и как относящийся собственно к «непорочным», которые уже опущены. Но седальны по 3-й песни канона, кондак и икос по 6-й обязательны и потому сохраняются и в данном случае. Обычные тропари: «Со духи праведных...» в конце панихиды опускаются и заменяются тропарем дня: «Глубиною мудрости...» с его Богородичным. Тропари «Со духи праведных...» на панихиде соответствуют стихирам в конце утрени. Обычно на панихиде в пятницу вечером, в субботу на утрене не бывает особых заупокойных стихир. В две вселенские родительские субботы, хотя накануне совершается панихида, на утрене кроме других заупокойных песнопений, будут особые заупокойные стихиры на стиховне, как бывает в субботы, когда поется «Аллилуиа». Панихиды о младенцах В богослужебных книгах нет особого последования панихиды о младенцах. Усопших младенцев обычно поминают вместе с другими усопшими на общих панихидах. Но если благочестивые родители попросят совершить панихиду о своем преставившемся младенце, то следует совершить ее применительно к последованию «Погребения младенческого». После обычного начала читается (или поется) псалом 90-й, затем без ектении прямо «Аллилуиа», тропарь «Глубиною мудрости...» с Богородичным. После него псалом 50-й и канон из последования младенческого погребения с положенным в нем припевом. По 3-й песни произносится ектения из того же последования и седален «Воистину суета...» (с некоторыми изменениями), по 6-й песни – кондак и икос, по 9-й – тропари: «Со духи праведных...», сугубая ектения, отпуст из последования «Погребения младенческого», но с опущением слов: «Живыми и мертвыми обладáяй...», и в конце – «Вечная память». Чин литии Сравнительно не краткий чин великой панихиды совершать часто, да еще в дополнение к обязательному кругу суточных служб, довольно затруднительно, а молиться за усопших хочется чаще. Поэтому Церковный Устав, снисходя к нашей немощи, назначает совершение панихиды лишь раз в седмицу, в пятницу вечера, да и то не на всякой седмице. В праздники, начиная с памяти святых, которым положено славословие, в предпразднство, если оно случится в субботу, в пятницу вечером панихиды не бывает. Но, удовлетворяя наше желание чаще поминать усопших, Устав предлагает особое краткое заупокойное последование – чин литии, которая может совершаться ежедневно после вечерни и утрени. Это последование излагается в 9-й главе Типикона и в конце Служебника. Обычная заупокойная лития, как и вообще всякая лития, непременно соединяется с исхождением из храма, в данном случае – в притвор. Чин литии излагается в вышеназванных книгах так подробно, что не оставляет места для каких-либо недоразумений о ее порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Поводом к изданию этого правила является то же, что вызвало и 51-е Ап. правило. Воскресение праздновалось христианами как день, в который Христос воскрес из мертвых, увенчав этим дело нашего искупления. День этот был для христиан днем радости и братского общения, вследствие чего пост, как проявление покаяния и печали о грехах, не мог быть допустим в этот день. Приблизительно то же можно было сказать и относительно субботы, считавшейся у христиан также днем радости, посвященным воспоминанию сотворения мира и Божьего покоя. Гностики, следуя своему учению о материи, как абсолютном зле, постились в субботу, выражая этим свою печаль о появлении материи; они постились также и в воскресенье, так как не верили ни в воскресение мертвых, ни в воскресение Христово и, считая христианское учение о воскресении иудейским заблуждением, нарочно постились в этот день, выражая этим осуждение мнимого заблуждения. Особенно это было развито у маркионитов. Имея в виду это ложное учение, Апостольские постановления (V, 20, VII, 23) не только осуждают пост в субботу и воскресение, но определенно называют его грехом. Точно так же учат отцы и учители церкви 286 . Данное Апостольское правило, подтверждая православное учение о воспрещении поста в субботу и воскресение и провозглашая это учение в форме закона, угрожает духовному лицу, уличенному в нарушении этого правила, извержением из священного сана, а мирянину – отлучением от св. причащения. Исключением, как по этому правилу, так и по Апостольским постановлениям (II, 59, VIII, 83), является только одна Великая суббота, потому что, как говорит в толковании этого правила Вальсамон, в этот день тело Господне лежало мертвое в гробу, и Сам Господь заповедал нам поститься в этот день ( Мк. 2:20 ; Лк. 5:35 ) 287 . Для того, чтобы с обычной мирской точки зрения понять предписание этого правила, воспрещающего поститься в воскресение и субботу (кроме Великой субботы), следовательно, и во время четырех установленных церковью постов, необходимо помнить, что здесь говорится о сухом посте (сухоядение), когда воспрещается есть целый день до вечера, а вечером разрешалось принимать только строго постную пищу без рыбы (монахам одно сочиво без елея в 223-м правиле Номоканона при Б. требнике). Следовательно, не должно понимать этого правила так, что каждую субботу и воскресение, даже и во время четыредесятницы, разрешается есть рыбу и мясо, – в эти дни воспрещается только сухоядение и разрешается менее строгий пост, чем в остальные дни постных недель 288 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Но молитвослов иерейский, сложившийся на Украине, под несомненным влиянием латинского ритуала, и отражающий местную южнорусскую практику, во многих случаях не соответствует основным богослужебным книгам, употребляемым Православною Русскою Церковью 415 . Поэтому указания этого молитвослова вообще не могут считаться общеобязательными. В частности, это должно сказать и о заупокойных прошениях для литургийной великой ектении. Даже на утрени вселенских суббот Типикон, Триодион и Пентикостарион не указывают заупокойных дополнений к великой ектении. Не положена заупокойная великая ектения ни в одном из современных последований погребения. Ни одним намеком не говорит Церковный устав и о возможности присоединения заупокойных прошений на великой ектении на литургии ни во вселенские субботы, ни, тем более, при других случаях поминовения усопших. Где полагается особая заупокойная великая ектения – на панихиде, там она и указывается, и в октоихе полностью печатается в субботы 1-го и 5-го гласов. «ВО БЛАЖЕННОМ УСПЕНИИ» НА ЛИТУРГИИ В некоторых местах на литургии после заупокойного кондака делается возглашение: «Во блаженном успении» и поется «Вечная память». Делается это в подражание многолетствованию на этом месте живых (выкличка), бывшему в прежнее время при архиерейской литургии, а теперь сделанному отличием только патриаршего служения. Обычай возглашения на литургии Вечной памяти по местам был уже в начале XVIII столетия 416 , когда с петровских времен у нас началось охлаждение к строгому руководству Типиконом. А так как в нашем действующем Церковном уставе нет и намека на возможность возглашения на литургии «Вечной памяти» 417 , то должно избегать и этого антиуставного дополнения 418 . НЕСКОЛЬКО ЗАУПОКОЙНЫХ ЕКТЕНИЙ НА ОДНОЙ ЛИТУРГИИ Иногда на одной литургии произносится две и более заупокойных ектений. Церковный устав не предполагает чего-либо подобного. Если у христиан всегда и везде, а в храме Божием по преимуществу, не должно быть лицеприятия и выделения одних из ряда других, то в особенности не должно быть этого при поминовении тех, которые уже предстали Господу ВСИ В РАВНОМ ДОСТОИНСТВЕ 419 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

И мы столько же сетовали о случившемся с ними бедствии, столько полную чувствовали радость, когда видели их освобождение от древнего заблуждения. Мы оплакивали их и оплакиваем, и для восстановления их, после падения, не дадим очам нашим сна и веждям дремания, пока не введем их, по мере сил наших, опять в скинию Господню. А этих новых предтечей отступления, слуг антихриста, виновников бесчисленных смертей, – эту язву общественную, – этих людей, раздравших столь многими и великими расколами сей новонасажденный и младенчествующий в благочестии народ, этих обольстителей и богоборцев мы осудили соборным и божественным определением: и – не ныне (вновь) определяем приговор им, но обнародуем и доводим до всеобщего сведения осуждение, уже прежде определенное им прежде бывшими Соборами и апостольскими узаконениями. Люди таковы по своей природе, что не столько утверждаются (в добре) минувшими наказаниями, столько вразумляются настоящими. И наказаниям прежним дает силу согласие с ними настоящих. Потому мы всенародно исключили этих людей, упорствующих в своем многообразном заблуждении, от всего стада христианского; так как и шестьдесят четвертое правило святых апостолов точно также преследует соблюдающих пост в субботу, говоря: «аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единые токмо великия субботы: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». И пятьдесят пятое правило святого Вселенского шестого Собора говорит подобно приведенному: «поскольку мы уведали, яко обитающие во граде Риме, во святую четыредесятницу, в субботы ее, постятся, вопреки преданному церковному последованию, то святому Собору угодно, чтобы и в римской Церкви ненарушимо соблюдалось правило глаголющее: аще кто из клира усмотрен будет во святый день Господень, или в субботу постящимися, кроме единые токмо: да будет извержен; аще же мирянин: да будет отлучен». О гнушающихся брака четвертое правило Гангрийскаго Собора говорит: «аще кто о пресвитере, вступившем в брак, разсуждает, яко недостоин причащатися приношения, когда таковый совершил литургию: да будет под клятвою».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   Кроме того, на панихиде вселенских суббот опускаются «непорочны», в виду предстоящего стихословия на утрене. Перед 50-м псалмом опускается седален «Покой, Спасе наш...», как необязательный на сокращенной утрене, и как относящийся собственно к «непорочным», которые уже опущены. Но седальны по 3-й песни канона, кондак и икос по 6-й обязательны и потому сохраняются и в данном случае. Обычные тропари: «Со духи праведных...» в конце панихиды опускаются и заменяются тропарем дня: «Глубиною мудрости...» с его Богородичным. Тропари «Со духи праведных...» на панихиде соответствуют стихирам в конце утрени. Обычно на панихиде в пятницу вечером, в субботу на утрене не бывает особых заупокойных стихир. В две вселенские родительские субботы, хотя накануне совершается панихида, на утрене кроме других заупокойных песнопений, будут особые заупокойные стихиры на стиховне, как бывает в субботы, когда поется «Аллилуиа». Панихиды о младенцах    В богослужебных книгах нет особого последования панихиды о младенцах. Усопших младенцев обычно поминают вместе с другими усопшими на общих панихидах. Но если благочестивые родители попросят совершить панихиду о своем преставившемся младенце, то следует совершить ее применительно к последованию «Погребения младенческого».    После обычного начала читается (или поется) псалом 90-й, затем без ектении прямо «Аллилуиа», тропарь «Глубиною мудрости...» с Богородичным. После него псалом 50-й и канон из последования младенческого погребения с положенным в нем припевом. По 3-й песни произносится ектения из того же последования и седален «Воистину суета...» (с некоторыми изменениями), по 6-й песни – кондак и икос, по 9-й – тропари: «Со духи праведных...», сугубая ектения, отпуст из последования «Погребения младенческого», но с опущением слов: «Живыми и мертвыми обладаяй...», и в конце – «Вечная память». Чин литии    Сравнительно не краткий чин великой панихиды совершать часто, да еще в дополнение к обязательному кругу суточных служб, довольно затруднительно, а молиться за усопших хочется чаще. Поэтому Церковный Устав, снисходя к нашей немощи, назначает совершение панихиды лишь раз в седмицу, в пятницу вечера, да и то не на всякой седмице. В праздники, начиная с памяти святых, которым положено славословие, в предпразднство, если оно случится в субботу, в пятницу вечером панихиды не бывает. Но, удовлетворяя наше желание чаще поминать усопших, Устав предлагает особое краткое заупокойное последование – чин литии, которая может совершаться ежедневно после вечерни и утрени. Это последование излагается в 9-й главе Типикона и в конце Служебника. Обычная заупокойная лития, как и вообще всякая лития, непременно соединяется с исхождением из храма, в данном случае – в притвор. Чин литии излагается в вышеназванных книгах так подробно, что не оставляет места для каких-либо недоразумений о ее порядке.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010