Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Родительские субботы 30 мин., 17.02.2023 Содержание «Сегодня родительская!» — фраза, которую мы слышим несколько раз в году. У Бога все живы, и память и молитва о наших усопших родных и друзьях — важная часть христианской веры. Мы расскажем о том, какие бывают родительские субботы, о церковных традициях дней особого поминовения усопших, о том, как молиться за умерших и надо ли ездить на кладбище в родительские субботы. Что такое родительская суббота Родительские субботы (а их в церковном календаре несколько) — это дни особого поминовения усопших. В эти дни в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан. Кроме того по традиции верующие посещают могилы на кладбищах. Название «родительская» скорее всего произошло от традиции называть покойных «родителями», то есть отошедшими к отцам. Еще одна версия — «родительскими» субботы стали именоваться, потому что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей. Среди прочих родительских суббот (а их в году семь) выделяют Вселенские, в которые Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Таких суббот две: Мясопустная (за неделю до Великого поста) и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы). Остальные родительские субботы не относятся к Вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей. Сколько в году родительских суббот В календаре Русской Православной Церкви семь дней особого поминовения усопших. Все, кроме одного (9 мая — Поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату. Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) Суббота 2-й седмицы Великого поста Суббота 3-й седмицы Великого поста Суббота 4-й седмицы Великого поста Радоница 9 мая — Поминовение усопших воинов Суббота Троицкая Суббота Димитриевская Родительские субботы в 2024 году 9 марта — Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) 30 марта — Суббота 2-й седмицы Великого поста

http://foma.ru/roditelskie-subbotyi.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Поминальные дни 2024 Родительские субботы – дни сугубого поминовения усопших православных христиан. Всякая суббота (кроме тех случаев, когда в субботу случается праздник: полиелейный, бденный или великий) посвящена в церковном календаре поминовению усопших, но есть и особо выделенные субботние дни. Родительскими они именуются потому, что родители — самые близкие нам люди, однако молятся в эти дни не только за родственников. Суббота Описание Вселенские родительские субботы В Троицкую и Мясопустную субботы совершается поминовение всех усопших христиан, когда-либо живших на земле. Именно поэтому эти две субботы называются вселенскими; по статусу они выше других дней особого поминовения усопших. Мясопустная За седмицу до Великого поста Мясопустной она называется, потому что предшествует Мясопустной Неделе (воскресенью перед Масленицей). Родительские субботы Вел. поста Во время будних дней Великого поста обычная Литургия не совершается (кроме праздника Благовещения). Следовательно и главное литургическое поминовение усопших тоже совершается реже. Чтобы не лишать умерших молитвенного представительства, Церковь установила эти три особых дня для молитвы о них. Кроме того, заупокойные службы во 2ю – 4ю субботы Великого поста имеют другое, «требное» обоснование. Если кто из христиан умирал накануне или в течение Великого поста, то положенные особые поминовения в 3й, 9й и 40й дни не следовало совершать посреди седмицы (когда не бывает полной литургии), а предписывалось перенести на ближайшую субботу, в которую совершалась «паннихида его, подобне и в субботу литургиа его». Так как поминовение на литургии имеет особую важность, то и моление о новопреставленном стали соединять с ближайшей полной литургией, то есть в одну из указанных суббот Четыредесятницы. Постепенно поминовения новопреставленных стали соединять с молениями за их усопших родственников, а затем и за всех усопших христиан. Так сформировалась традиция совершения во 2ю, 3ю и 4ю субботы заупокойных служб.

http://azbyka.ru/roditelskie-subboty

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВСЕЛЕНСКИЕ СУББОТЫ [греч. ψυχοσββατα - субботы (поминовения) душ (усопших), ср. рус. «задушные субботы»], или вселенские родительские субботы, в правосл. традиции - 2 субботы , посвященные поминовению (см. ст. Заупокойное богослужение ) всех без исключения усопших правосл. христиан. Вселенское поминовение составляет главную тему богослужения В. с. в отличие от др. суббот года, в т. ч. проч. родительских, богослужение к-рых посвящено в первую очередь прославлению всех святых и лишь во вторую - поминовению усопших. В. с. принадлежат годовому подвижному кругу богослужения, находясь в самом начале и самом конце этого периода - перед неделей о Страшном суде (1-я В. с., мясопустная) и перед неделей Пятидесятницы (2-я, Троицкая). Тем самым вселенское поминовение всех от века усопших как бы обрамляет собой важнейший период церковного года - период пения Триоди. В Типиконе Великой ц . IX-X вв. только мясопустная суббота имеет заупокойную службу на литургии (прокимен из Пс 36, Апостол 1 Кор 10. 23-28, аллилуиарий со стихом из Пс 64, Евангелие Лк 21. 8-36 (вероятно, с пропуском стихов 10-24 и 28-32 - так в рукописях служебного Евангелия, хотя Типикон об этом умалчивает), причастен Притч 10. 7) ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 2, 136). В субботу перед Пятидесятницей назначаются чтения Деян 28. 1-31, Ин 21. 14b - 25. В послеиконоборческих визант. монастырских Типиконах В. с., сохраняя литургийные чтения Типикона Великой ц., получают сугубо заупокойное последование на вечерне и утрене. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 234-235, 272), в мясопустную субботу соединяются 2 последования, субботнее из Октоиха и заупокойное из Триоди. Минейная служба рядового святого отменяется, кроме случаев совпадения с большими праздниками. На вечерне вместо прокимна поется «Аллилуия» ; на утрене вместо «Бог Господь» - «Аллилуия» на 8-й глас, затем тропарь 8-го гласа    (  ) с богородичном (в конце вечерни тропаря нет).

http://pravenc.ru/text/Вселенские ...

Родительские субботы в 2024 году – какого числа? Основное внимание в эти дни тем, кого некому помянуть 14 марта, 2020 Основное внимание в эти дни тем, кого некому помянуть Из этой статьи Вы узнаете, какого числа будут православные родительские субботы в 2024 году. Также Вы узнаете о смысле этого Вселенского богослужения. Родительские субботы в 2024 году Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой). Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединен с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть. Читайте также — Димитриевская родительская суббота: плечом к плечу Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов, павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем. Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти св. вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, и Димитриевская поминальная суббота превратилась в один из «родительских дней». Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

http://pravmir.ru/roditelskaya-subbota-r...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Вячеслав Харинов: Поминовение усопших и суеверия 25.03.2016 616 Время на чтение 6 минут Сначала поговорим о поминовении усопших в Великий пост - во вторую, третью и четвертую его седмицы. На поминальных службах, которые проходят в эти недели по субботам, всегда присутствует много народа. Эти субботы даже ошибочно именуют Вселенскими, но это неправильно. Цель Вселенской субботы - помянуть всех прежде ушедших отец, и братий, и наших сродников. Поминальные субботы Великого поста носят название родительских. Мы поминаем прежде всего своих сродников, а заодно всех усопших православных христиан. Интерес к таким службам у паствы не случаен. При всей внешней карикатурной картине Церкви (сплошная печаль, покойнички и прочее) мы знаем, что поминовение усопших совершается не так часто. В праздники, от великих двунадесятых до праздников с бдением, Устав приписывает усопших не поминать. На воскресных службах в Пасхальный период мы их также не поминаем. Во время Великого поста мы дистанцируемся от этого, так как сконцентрированы на обычных, будничных чувствах, воспоминаниях, мыслях. Поэтому компенсируем недостаток молитв об усопших во вторую, третью и четвертую его субботы. Вопрос телезрительницы: «Многие святые в своих книгах просят молиться о них. Но они уже спаслись и являются нашими ходатаями пред Господом». - Такая просьба - показатель святости человека, правильного видения себя самого, своей ничтожности перед Творцом, а для нас - индикатор величия таких людей. Хрестоматийны примеры святых, которые уходили из жизни, не начиная дела спасения (вспоминаем одного из египетских подвижников). По-настоящему верующий человек способен осознать всю свою малость, низость и искренне просить молитв о себе. Мне попадались ранние иконы еще не прославленной Ксении Блаженной, на которых она изображена в своем традиционном красно-зеленом облачении, а подписаны такие иконы были просто: «Ксения Петербургская». Без нимба, без каких-либо упоминаний о святости. Всегда существует этап, когда святого поминают как обычного усопшего. Этот период показывает всенародную любовь, наличие памяти о подвижнике. Также происходит фиксация чудес.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Разделы портала «Азбука веры» О времени прекращения Великого поста (полночь Великой субботы). Проводя дни спасительного Страдания в посте, молитве и сокрушении сердца, верные должны оканчивать пост (πονηστζεσθαι) около средних часов ночи после Великой субботы, потому что божественные евангелисты Матфей и Лука, первый изречением no прошествии субботы, а второй – очень рано, указывают нам на глубокую ночь. Τς το σωτηρου πθους μρας, ν νηστε, κα προσευχ, κα κατανξει καρδας πιτελοντας, χρ τος πιστος περ μσας τς περ τ μγα σββατον νυκτς ρας πονηστζεσθαι, τν θεων Εαγγελιστν Ματθαου κα Λουκ, το μν, δι το, ψ σαββτων ματος· το δ, δι το ρθρου βαθος, τν βραδτητα τς νυκτς πογραφντων. Толкования Зонара . Это правило требует, чтобы верные проводили дни страдания Господа нашего Иисуса Христа в посте и сокрушении; но в сокрушении сердечном, то есть, чтобы сокрушение не было притворное, проявляющееся только снаружи, но касалось и самого сердца. А около середины субботней ночи, на рассвете дня Воскресения, правило предписывает прекращать пост, то есть, вкушать пищу, так как уже было воскресение. Ибо, по словам правила, евангелист Матфей словами: в вечер субботний ( Мф.28:1 ), а Лука словами: зело рано ( Лк.24:1 ) изображают нам глубокую ночь, то есть, указывают, передают. И ныне, говорят, живущие в Иерусалиме не вкушают пищи ни в пятницу, ни в субботу. И Дионисий Александрийский , быв спрошен относительно сего, отвечал то же самое пространнее. Аристен . В великую субботу около середины ночи должно прекращать пост. Матфей говорит, что Господь воскрес в вечер субботний ( Мф.28:1 ); а Лука: зело рано ( Лк.24:1 ). Итак, в великую субботу должно поститься до полуночи и с этого времени, кто желает, принимать пищу, потому что из этих слов евангелистов видно, что Господь восстал около средних часов ночи. Вальсамон . И в Апостольских правилах и в соборных узаконено не поститься в субботу, или в воскресный день, кроме единой и единственной субботы, то есть великой ; ибо в эту нам повелено поститься.

http://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenski...

Вселенская родительская суббота: история, смысл, содержание (+Видео) Почему вселенская родительская суббота празднуется за неделю до Великого поста? 13 февраля, 2016 Почему вселенская родительская суббота празднуется за неделю до Великого поста? Вселенская родительская суббота — на какое число она выпадает в 2023 году? Какова история её установления и смысл в жизни Православной Церкви? Ответы здесь! Вселенская родительская суббота в 2024 году — 22 июня В определенные дни года Церковь творит поминовение всех усопших отцов и братий по вере. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение,— вселенскими родительскими субботами. Первая вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной седмице, перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту . Почему вселенская родительская суббота празднуется за неделю до  Великого поста ? Воскресенье перед масленицей посвящено воспоминанию Страшного суда : хотя все только еще готовятся к праздничному веселью масленицы,   к этому радостному веселью уже понемногу присоединяется торжественное и покаянное настроение начала Великого поста. «Поминай час смертный и вовеки не согрешишь», говорили в древности, поэтому и веселье масленицы не должно быть безумной оргией, но должно быть временем радостного общения с ближними. История установления Вселенской родительской субботы Установление мясопустной родительской субботы восходит к преданию апостольскому, что подтверждается уставом св. Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввою Освященным на основании древнейшего предания, и обыкновением древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство из IV века. Основанием к установлению этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы мясопустной св. Церковь совершает воспоминание второго пришествия Христова, и, потому — накануне этого дня, как бы в день, предшествующий страшному суду Христову, и — притом — приближая к духовным подвигам св. Четыредесятницы, когда нам должно войти в теснейший союз любви со всеми членами царства Христова — и Святыми, и живущими, и умершими, Церковь предстательствует о всех, от Адама до днесь, усопших во благочестия я правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех… — внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, — предстательствует, умоляя, Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния.

http://pravmir.ru/vselenskaya-myasopustn...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 78. Субботний пост Можно ли по субботам поститься? Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Продолжим начатую прошлый раз тему и сегодня рассмотрим правила в отношении поста в субботу и воскресенье, тем более, что про это от вас поступал вопрос. По ранним свидетельствам в Иерусалимской Церкви, когда предписывались посты в течение года, то всегда делалась такая оговорка: «исключая дни субботние и воскресные». Это был древний и весьма распространенный церковный обычай, выражавший особое отношение к этим дням седмицы, так что согласно 64 Апостольскому правилу: «Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Гоподень или в субботу, кроме одной только (Великой Субботы): да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен». Хотя, как вы уже знаете, у западных христиан в отношении субботы и поста сложился иной обычай, согласно которому суббота — это день скорби, ознаменованный погребением Христа. Но этот обычай Восточная Церковь не приняла, сказав: «Поскольку мы уведали, что обитающие в Риме, во святую четыредесятницу, в субботы ея постятся, вопреки преданному церковному последованию, то святому собору (речь идет о VI Вселенском) угодно, да и в Римской церкви ненарушимо соблюдается правило, глаголющее: если кто из клира усмотрен будет во святый день Господень, или в субботу постящийся, кроме единые токмо, да будет извержен, если же мирянин, да будет отлучен». (Ап. пр. 64). О богослужебнем значении этих дней мы уже достаточно много говорили ранее. Если кто подзабыл, переслушайте хотя бы 16 наше занятие посвященное «Великой Субботе». Там мы разбирали, почему суббота — это день не столько смерти, сколько победы над нею, которая совершилась в аду, а затем явной стала в день воскресный. Так что фиксация внимания на погребении Христовом, свидетельствует о поверхностном понимании происходящего, не умеющего, что называется, зреть в корень, в ту глубину, на которой происходило то главное, о чем Церковь велит радоваться, запрещая под страхом наказания поститься в эти дни, разрешая, впрочем, поскорбеть о смерти и погребении Христовом лишь один раз в году, в Вел. Субботу, т.е. в день, когда это случилось.

http://azbyka.ru/video/78-subbotnij-post...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 63. Вселенское поминовение Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! В субботу перед Пятидесятницей Церковью установлено вселенское поминовение усопших. Это поминовение совершается в настоящий день в той мысли, что сошествием Св. Духа завершается домостроительство спасения человечества, в котором участвуют и усопшие. В этот день служится исключительно заупокойная служба, и совсем оставляются службы Минеи, а чествование случившихся в тот день святых, хотя бы то и святого с бдением, переносится на иное время. Главная идея данного установления заключается в том, чтобы живые члены Церкви, сократив до минимума воспоминания о святых угодниках, в усиленной и умноженной молитве об умерших непрославленных членах Церкви, в полной мере явили к ним свою братскую любовь. Подобное происходит только дважды в году: в данную Троицкую субботу и еще в Субботу мясопустную (перед Великим Постом). Как сказано в Уставе, в эту субботу “поем всю службу о усопших, вечер и утро, якоже предъизъявися в субботу Мясопустную, во всем подобие”. В Триоди Постной, в конце последования Мясопустной субботы, тоже сказано: “сие последование бывает непременно (т. е. без перемен) и в субботу святой Пятидесятницы.” Таким образом, для обеих этих суббот одна и та же заупокойная служба с небольшими различиями. Примечательны при этом стихиры на хвалитех, которые для каждой субботы особые. Неожиданным может показаться, что в субботу мясопустную 4я хвалитная стихира начинается пасхальным: “Христос воскресе!”, тогда как в субботу Пятидесятницы вообще нет этого нарочито пасхального восклицания, а вместо этого Церковь приглашает в этот день воспомянуть “конечный день”. Но если вдуматься, то пасхальное восклицание и не нужно тогда, когда без счету повторявшееся «Христос воскресе» у всех, так сказать, еще в ушах звучит. А вот в субботу мясопустную, ввиду предстоящего воспоминания Страшного Суда, Церковь хочет как бы несколько ослабить страх этого грозного дня и приободрить напоминанием, что “Христос воскресе… дерзайте ecu мертвии”. Так что вполне естественнно в субботу Пятидесятницы после многократного благовестия “Христос воскресе” напомнить о том, что “страшен конец смертный и грозен суд Владыки”, дабы верующие, оживленные надеждами воскресения, дерзая о Христе воскресшем, не стали беспечны, тогда как в подобном напоминании накануне воспоминания Страшного Суда нет особой нужды.

http://azbyka.ru/video/63-vselenskoe-pom...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Подаждь и нам, Блаже, подвигом добрым подвизатися»... Размышления о вечернем причастии 23.03.2022 715 Время на чтение 3 минуты Лавра. Морозное утро. Солнечные лучи играют в золотых куполах. Эта картина запомнилась мне навсегда. Как хорошо было взять на работе отгул и поехать сюда. Поисповедоваться, причаститься. На это уходил целый день. Помню, как тогда, в 80-х, меня и моих друзей удивляло, когда кто-то говорил: «Я утром сходил в Церковь, причастился». Для нас это был большой и светлый день, который начинался рано утром и заканчивался к вечеру. День, посвящённый Богу. Сейчас говорят, что надо причащаться чуть ли не на каждой службе, так вроде бы было в древности. Но в древности служили в основном по воскресениям. Да, и в поздние времена святитель Василий Великий отвечает вопрошающим, что хорошо каждый день «принимать божественные тайны», но «мы приобщаемся четыре раза каждую седмицу». То есть считал себя более немощным, чем некоторые наши современники. В любом случае день Причастия должен быть максимально очищен от лишней суеты. Если мы подготовляем свое нутро, свою внутренность постом, то надо готовить тем паче и другие составы для достойного причащения. Сейчас Великий Пост и обычные Литургии не служатся (« во все дни поста святой Четыредесятницы, кроме субботы и недели и святого дня Благовещения, святая Литургия, да бывает не иная как Преждеосвященных Даров», гласит 52 правило 6-го Вселенского собора), только Преждеосвященных Даров, установленные как нисхождение к немощи человеческой, которая не позволяет иногда дождаться субботы или воскресения. Раньше люди брали в особые сосуды частицы в воскресение и причащались ими в другие дни. Потом это оформилось в особые Литургии, когда Причастие заготавливалось заранее и давалось верующим уже во время вечерни, чтобы не нарушать поста в будничные дни. Смысл был тот, что человек в эти дни держал более строгий пост до вечернего времени. Наша Церковь в последние годы установила минимальный пост перед Причастием в 6 часов. В наше время возникла практика служения Литургий в ночное время, такие Литургии могут служиться по несколько раз в год. И если Причастие совершается во втором часу ночи, то пост с 12 часов выглядит странно.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/23/po...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010