В это время уже более не слышно о старейшинстве того или иного князя во всей Руси, речь идет только об отдельном старейшинстве в «Мономаховом племени» и особо - среди черниговских Ольговичей. Реальное политическое влияние все более забирал в руки признанный старейшим среди всех Мономашичей (включая и волынских потомков Изяслава Мстиславича) владимиро-суздальский кн. Всеволод (Димитрий) Юрьевич Большое Гнездо, младший брат Андрея Боголюбского. Со времени договора о Киеве 1181 г. он стабильно, с небольшим перерывом, до своей смерти в 1212 г. удерживал сюзеренитет над Новгородом, предвосхищая позднейшую связь новгородского стола с Владимирским великим княжеством . В 1188-1198/99 гг. верховную власть Всеволода признавал и последний галицкий князь из рода Ростиславичей Владимир Ярославич. Еще ранее, в самом начале княжения Всеволода (в 1177), в зависимости от него оказались рязанские и муромские князья. Тем самым номинальное верховенство владимиро-суздальского князя простиралось на всю Русь, кроме Чернигова. Такое его положение отразилось и в его титуле: именно ко Всеволоду Большое Гнездо с сер. 80-х гг. XII в. впервые в древнерус. практике начало систематически прилагаться определение «великий князь», ставшее с тех пор офиц. титулом владимиро-суздальских, а затем и московских князей. Тем более показательно, что, несмотря на благоприятную для себя ситуацию, Всеволод, как и Андрей Боголюбский, никогда не делал попыток вокняжиться в Киеве. Формирование полицентрического статуса Д. Р. (2-я пол. XII - 1-я треть XIII в.). Упадок политического значения Киева, превращение его в предмет притязаний со стороны князей из различных княжеских группировок стали следствием развития Древнерусского гос-ва, намеченного еще Любечским съездом. Ко 2-й пол. XII в. отчетливо обнаружилась тенденция к образованию неск. территориально стабильных крупных земель-княжений, политически мало зависевших как друг от друга, так и от перемен в Киеве. Такому развитию способствовал отмеченный выше рост политического влияния местных элит и городского населения, предпочитавших иметь «собственных» князей - династию, интересы к-рой были бы крепко связаны с судьбой того или иного регионального центра. Это явление часто характеризуется как «феодальная раздробленность», что ставит его в один ряд с политическим партикуляризмом в странах классического феодализма (Франция, Германия). Однако правомерность такого определения остается под вопросом в силу происхождения земель-княжений не из феодальных пожалований, а из династических разделов. Главным препятствием на пути обособления земель были постоянные переделы столов и волостей, обычно сопровождавшие появление в Киеве нового князя. Первыми обособились земли, князья к-рых были исключены из числа наследников киевского стола: Полоцкая, Галицкая и Муромо-Рязанская. Полоцкая земля

http://pravenc.ru/text/180439.html

Только в эпоху всеобщей деморализации можно предполагать у духовенства сознательную литературную недобросовестность. Пример литературной недобросовестности я могу указать из эпохи борьбы кн. Димитрия Шемяки с Василием Темным (1433–1453 г.). В эту эпоху деморализация нравов выразилась, как в жестокости боровшихся князей, из которых один был ослеплен, а другой отравлен, так и в неоднократно выразившемся вероломстве людей (к ним принадлежит и отец Шемяки), целовавших крест то одному, то другому, то третьему князю. В это ужасное время в Москве было переведено на русский язык неизвестным духовным лицом ложное произведение, названное так: «Послание Господа нашего Иисуса Христа, с небесе спадшее в святый град Иерусалим». Послание было составлено, судя по записи, в Иерусалиме в 1448 г., а переведено в Москве в 1452 г. 1641 —363— Нет никакого основания предполагать, что переводчик наивно верил чудесному спадению с неба послания, и факт перевода указывает на недобросовестное желание распространять среди московского населения заведомо ложное сочинение. Ничего подобного нельзя указать среди новгородских произведении. Если здесь встречаются маловероятные легенды, то они возникали естественно, как и в других областях Руси, вследствие господства наивной веры. Среди новгородских летописей нет ни одной, подобной летописи Никоновской. Существует, действительно, безграмотная, со многими ошибками, летопись, составленная в Новгороде, во второй половине XVI в., волостным дьяком Федшей, который между прочим сообщает о себе, что он 23 декабря 1555 г. «почел жечи масла горшек» 1642 : но в этой летописи читатель не найдет ничего, кроме трогательной правдивой наивности. Грамоты Всеволода Мстиславича и Всеволода Владимировича Итак, общего характера ссылка акад. Голубинского на безцеремонность новгородских писателей вовсе не оправдывается фактами. Обратимся к дальнейшим, более частным, указаниям почтенного исследователя. «А наконец, продолжает он, мы имеем и положительные свидетельства, что здесь (т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Делай, что хочешь, но тогда и последствия терпи» Православные священнослужители прокомментировали письмо феминисток Патриарху Кириллу 12.01.2011 1400 Время на чтение 3 минуты Российские феминистки призвали Патриарха Кирилла потребовать извинений от главы синодального Отдела по взаимоотношениям Русской Православной Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, который посоветовал россиянкам «во внешнем виде быть более серьезными», сообщает Regions.ru . «Если девушка носит мини-юбку, она может спровоцировать не только кавказца, но и русского. Если она при этом пьяна, она тем более спровоцирует. Если она при этом сама активно вызывает людей на контакт, а потом удивляется, что этот контакт кончается изнасилованием, она тем более не права», - заявил ранее отец Всеволод на состоявшемся 17 декабря в Москве круглом столе по межэтническим отношениям . В своем открытом письме Святейшему Патриарху феминистки обвинили протоиерея Всеволода Чаплина в попытке «переложить ответственность за тяжелые преступления против личности на их жертв, оправдывая тех, кто их совершает». В письме выражается надежда, что «активное внедрение голоса Православной Церкви в общественную жизнь нашей страны нацелено в т.ч. на укрепление мира и взаимоуважения между социальными группами, а не пропаганду установок, оправдывающих насилие, дискриминацию и унижение достоинства женщин». «Нам очень неприятно наблюдать попытки высшего чина РПЦ косвенно переложить вину за межэтническую напряженность на россиянок», - говорится в заявлении. «С отцом Всеволодом я полностью согласен. Я и сам неоднократно высказывался в том же духе. Криминальная статистика свидетельствует, что большинство изнасилований было спровоцировано именно внешним видом и поведением женщин. Что ж тут на статистику обижаться?» - сказал в интервью изданию настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов. «Никто ни на чьи права не покушается. Делай, что хочешь, но тогда и последствия терпи. Призыв к благоразумию и осторожности всегда актуален, особенно если он обращен к девушкам, не подозревающим об опасностях " взрослой жизни " . И слишком короткая юбка, и вызывающе раскрашенная физиономия, и слишком развязное поведение, и алкоголь в придачу – все это действительно провоцирует на определенные действия, особенно жителей южных регионов, где девушки ведут себя иначе. Об этом забывать не следует. И отец Всеволод очень доходчиво об этом напомнил», - подчеркнул священник. «А наши феминистки ввиду крайней своей малочисленности только и ищут повод обратить на себя внимание. Вот и здесь нашли, к чему прицепиться», - заключил он.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/01/12/de...

Министр Н. Просвещ. сделал отношение к митрополиту, прося предложить наставникам академии места профессоров в университетах – всего 25-ть мест. Но митро- —126— лит не хочет кажется объявлять сего распоряжения. Есть распоряжение правительства, не знаю, известное ли вам, чтобы не допускать поляков не только до преподавания в школах, но и до домашнего обучения детей. 1865 г. сентября 13-го. По поводу Рижских писем возникло дело и в Риге. Шувалов 2328 потребовал объяснений от Поспелова, чем он докажет, что немцы называют православную веру собачьей верой. Поспелов 2329 указал на формальное дело, производившееся о сем в консистории и разумеется кончившееся ничем. Шувалов верить не хотел. Димитрии Петрович объяснил, что он не имел намерения допустить оскорбления Государя, потому что не видел такого смысла в словах и это было бы противно его глубокому благоговению к Государю и Императрице, но он увлекся тем чувством негодования, с каким излагалась эта молва, и потому просит прощения. Митрополит сказал: очень хорошо, и посылает к Обер-Прокурору, потому что через него Шеф жандармом ссылался с митрополитом. Друень-де-Люиз, французский министр иностранных дел писал к французскому посланнику, чтобы он доставил сведение о степенях родства, в каких допускается брак в России. Талейран обратился к Обер-Прокурору, —127— который и прислал это отношение к Александру Феодоровичу Лаврову, прося от него изложения дела. Из Вифании перешел профессором в Москву Каринский. 2330 Там наставники, если когда и придут в класс, то сидят четверть часа, много полчаса. Каринский объявил, что он будет ходить на полтора часа. Ученики отвечали хохотом и свистом на эти слова. «Меня не испугаете этими штуками», сказал он. Сын Мих. Сим., придя из семинарии, разумеется с общего голоса семинаристов рассказывает отцу, что приехал из Вифании какой то идиот и вот какие штуки отпускает. В следующий класс народу пришло мало: третий класс Каринский начал с переклички учеников по списку; отсутствующих записал, и одну записку отправил к инспектору, другую оставил у себя, – угрожая инспектору, что он от себя донесет митрополиту. Волею неволею ученики начали ходить на полтора часа и теперь в восторге от ума и класса Каринского – пример поучительный! Теперь на Каринского напали наставники-товарищи: «что за глупость ходить на полтора часа!» Увлечет ли его пример к подражанию, или и он подастся общему потоку лености?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Религиозные организации России примут участие в российско-американском проекте противодействия эпидемии ВИЧ/СПИДа 24 мая 2006 г. 14:46 24 мая в России стартовал проект «Поддержка инициатив религиозных организаций по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИДа в Российской Федерации» с участием Агентства по международному развитию США (USAID). Встреча, посвященная началу этого проекта USAID, состоялась 23 мая  в Свято-Димитриевском сестричестве при храме св.царевича Димитрия (I Градская больница). Делегацию USAID встречал руководитель сестричества, председатель епархиальной Комиссии Москвы по церковной социальной деятельности протоиерей Аркадий Шатов. Вместе с заместителем председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) протоиереем Всеволодом Чаплиным он провел для гостей экскурсию по православной гимназии и Свято-Димитриевскому училищу сестер милосердия, рассказал о его деятельности. Далее в Голицынском зале при храме св.царевича Димитрия состоялась официальная встреча. Гостей приветствовал о.Всеволод Чаплин. Говоря об участии Русской Православной Церкви (РПЦ) в борьбе с эпидемией ВИЧ/СПИДа, он признался: «Не скрою: в течение долгого времени в нашей Церкви доминировал взгляд, что самые спорные методы борьбы со СПИДом идут из США; утвердилось мнение, что все сводится к пропаганде безопасного секса, раздаче бесплатных презервативов и шприцов. Однако постепенно это мнение менялось — мы поняли, что можно искать союзников среди самых разных людей». О.Всеволод упомянул о разработанной РПЦ Концепции по борьбе со СПИДом, о ее главной идее — помогая больным, инфицированным и их родственникам, разъяснять духовные корни болезни, неустанно напоминать о пагубности греховного образа жизни. Зампред ОВЦС МП выразил надежду, что «эта убежденность будет поддержана нашими зарубежными партнерами». Далее речь пошла о сложном развитии негосударственной системы социальных учреждений в России, о недостаточной ее общественной и государственной поддержке, о трудном преодолении «инерции советского времени». Выступавший убежден, что наиболее эффективными проектами являются не шумные краткосрочные дорогостоящие кампании,  связанные с раздачей бесплатных средств и буклетов, а серьезные программы по обучению людей с тем, чтобы они могли сами помогать друг другу и себе.

http://patriarchia.ru/db/text/115177.htm...

Состоялось первое заседание Совета православных общественных объединений при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества Москва, 24 марта 2010 г. 23 марта 2010 года в Паломническом центре Московского Патриархата состоялось первое заседание Совета православных общественных объединений при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества, сообщает Патриархия.ру . Работу заседания возглавил председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Решение о создании совета при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества было принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, которое прошло 5 марта этого года в Санкт-Петербурге ( журнал 23 ). Одной из основных задач совета является планирование совместной деятельности общественных организаций, в том числе в рамках общецерковных программ и мероприятий, в первую очередь, приуроченных к празднованию Дней славянской письменности и культуры, а также ко Дню народного единства. В ходе заседания, в частности, была выражена поддержка решениям священноначалия о создании в епархиях отделов по взаимоотношениям Церкви и общества или назначении ответственных за эту сферу церковной деятельности. Было также выражено пожелание о более активной поддержке на уровне приходов и монастырей церковно-общественных инициатив и организаций, входящих в совет. Совет принял решение о создании и публикации плана действий и мероприятий организаций, входящих в совет. Была констатирована необходимость максимального участия православных общественных объединений в проведении Дней славянской письменности и культуры в Москве в 2010 году. Совет утвердил предложение подключиться к работе Общественного совета по празднованию 200-летия Бородинской битвы 1812 года и одобрил предложение об участии в общецерковных мероприятиях военно-патриотических, военно-исторических и военно-спортивных клубов. Также совет положительно оценил предложение о проведении координационных совещаний по подготовке православно-общественных мероприятий. В ходе заседания выступили: председатель Совета православных общественных объединений протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя Совета, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества священник Георгий Рощин, руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи иеромонах Димитрий (Першин), глава православного общества «Радонеж» Е.К. Никифоров и другие. В работе Совета приняли участие представители Всемирного русского народного собора, Российского клуба православных меценатов, Международного фонда славянской письменности и культуры, Славянского фонда России, других общественных организаций. 24 марта 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/34629.html

Маленький Святослав княжил в Новгороде до марта 1205 года, когда отец поставил сюда княжить старшего из своих сыновей Константина. Этот свой поступок Всеволод Большое Гнездо, обращаясь к новгородцам, аргументировал следующим образом: «…в земли ваши рать ходит, а князь ваш, сын мой Святослав мал, и даю вам сына своего старейшаго Константина» 49-50, 246 с.]. Но то было не единственное княжение Святослава Всеволодовича в Новгороде. С февраля 1208 по 1210 год он занимал новгородский стол повторно 39 с.]. Но второе княжение Святослава едва не закончилось кровопролитием. В 1210 году новгородцы посадили у себя торопецкого князя Мстислава Мстиславича Удатного. Святослава же заперли на архиепископском дворе. Узнав о случившемся, Всеволод III заточил в своей волости новгородских купцов и послал к Торжку старших сыновей Константина и Ярослава. Лишь после таких угроз конфликт удалось разрешить. Святослав был отпущен и вскоре с братьями вернулся к отцу во Владимир 40 с.]. Как видно из приведённых примеров, Святослав очень рано ступил на стезю политического поприща. И в дальнейшем его жизнь была довольно насыщенной и бурной. В русских летописях, рассказывающих о масштабных военных и политических событиях первой половины XIII века, достаточно часто можно видеть упоминания его имени. В частности, пришлось Святославу принять участие и в братской усобице 1216 года при урочище Липицы близ Юрьев-Польского, который на долгие годы станет его уделом, и который Святослав полюбит всей душой. В конфликте между братьями сначала придерживался стороны Юрия, затем переметнулся в стан Константина, а потом вновь держал сторону Юрия, от которого и получил в удел крохотный городок-крепость Юрьев 40 с.]. Во время Липицкого сражения отряды Святослава и его брата Ивана располагались на левом фланге войск своей коалиции 23 с.]. В 1220 году повзрослевший Святослав Всеволодович во главе большого войска был послан старшим братом, чуть ранее утвердившимся на главном престоле, Юрием Всеволодовичем на волжских булгар. Этот поход для Святослава и его войска оказался удачным. Кроме того, что был сожжён булгарский город Ошель, воины Святослава взяли большую добычу и множество пленников. Славных победителей возле Боголюбова встречал сам великий князь, щедро одаривший воинов и устроивший в честь победы пир, который продолжался три дня. Два года спустя, снова по приказу великого князя Святослав с войском направляется на помощь новгородцам, боровшимся тогда с ливонскими рыцарями. В 1226 году Святослав совместно с братом Иваном был послан Юрием в поход на мордву, который опять-таки оказался победным. В 1228 году Святослав отправляется княжить в южные земли – в город Переславль-Русский 40 с.].

http://sobory.ru/article/?object=58740

Рассказ о личностях князей Святослава Всеволодовича и Дмитрия Святославича можно найти уже в трудах В. Н. Татищева основанных на сообщениях русских а также и в некоторых исследованиях современных авторов, как, например, А. Астайкина, М. Родиной, С. Хламова и других 3; 6]. Основным источником же является Протокол вскрытия гробниц юрьевских князей, опубликованный в местной газете «Юрьевские известия» в номере от 14 марта 1919 Этот документ, не давая каких-либо оценок происходившему, зафиксировал и описал указанное событие, а именно – вскрытие княжеских усыпальниц. Поэтому, исходя из изложенных в Протоколе фактов, можно сделать целый ряд определённых выводов, подробнее на которых остановимся несколько позже. Прежде чем обратиться к вскрытию княжеских захоронений и ответить на вопрос: зачем это было нужно новой Советской власти, рассмотрим биографические данные князей Святослава и Дмитрия, а также выясним их место в истории средневековой Руси. Итак, первый из князей — Святослав Всеволодович – был предпоследним сыном Великого князя Владимиро-Суздальского Всеволода III Большое Гнездо. Родился он 27 марта 1196 года, о чём в Лаврентьевской летописи имеется такая запись: «Родился у благоверного и христолюбиваго князя Всеволода Георгиевича сын и наречён бысть в святом крещении Уже с раннего детства маленький княжич стал приобщаться к государственной жизни. В возрасте четырёх лет – в 1200 году – отец отправляет Святослава княжить в Об этом событии рассказывает и В. Н. Татищев. Оказывается, что в то время новгородцы возненавидели своего князя Ярослава, выслали его из пределов города и отправили к великому князю Всеволоду делегацию в составе архиепископа Макария и посадника Мирошки, чтобы просить прислать в Новгород в качестве князя своего сына. Всеволод согласился, но при этом потребовал от новгородцев, чтобы впредь в Новгороде княжили лишь его дети. «И новгородцы, — рассказывает Татищев в своей «Истории российской», — утвердя это общей клятвой, прислали за подписанием и печатию. Тогда Всеволод отпустил к ним сына своего Святослава… котораго новгородцы приняли с честию и радостию великою» 166 с.].

http://sobory.ru/article/?object=58740

Вместе с о.Всеволодом и  заведующим сектором межрелигиозных отношений Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священником Димитрием Сафоновым она приняла участие в международной конференции по предотвращению и борьбе с нетерпимостью и дискриминацией в отношении христиан, которая состоялась  18 мая в Вене. По словам Е.Агаповой, впервые на площадке ОБСЕ на столь высоком уровне обсуждалась тема защиты христиан на Ближнем Востоке, поскольку пришло осознание: «террористический интернационал угрожает не только арабским странам, но и Европе, и всему миру». Теперь, усилиями дипломатии России и активистов ИППО, которое имеет консультативный статус при ООН,  эта тема поднимается и в Совете безопасности ООН, что позволяет Е.Агаповой сказать: «Лед тронулся, произошел поворот в  (европейском- ред .) общественном сознании». Целенаправленное уничтожение христиан на Ближнем Востоке можно назвать геноцидом, считает о. Всеволод Чаплин. По его словам, в этом злодеянии  виновны не только террористы, «но и те страны, которые много говорят, но не способны этот геноцид остановить». Пока мировое сообщество не применит силу против террористов ИГИЛ, «все разговоры о защите христиан останутся лицемерными», считает он. «Всем странам, озабоченным этой ситуацией, надо подумать, а чем ты готов пожертвовать, чтобы защитить тех, кто тебе дорог?» Он пояснил свою позицию: «Истинное христианство говорит о том, что человек  не должен мстить личному врагу. Но это неправильно, если он не применяет силу в отношении врагов своего отчества и своего народа. Митрополит Филарет (Дроздов), слово которого для нас как часть Св. Писания, говорил: «Люби своих врагов, гнушайся врагами Христа и сокрушай врагов отечества». Истинное христианство и пацифизм – совсем разные вещи. Остановить силу силой надо всегда, когда близкие люди, твой народ, союзники твоего отечества оказываются в опасности». Говоря о дискриминации христиан в западноевропейских странах, председатель ОВЦО подчеркнул, что «несмотря на десятилетия «дрессировки», христиане продолжают влиять на общественную жизнь».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

После работы мы совершали длиннейшие прогулки. Я провожал ее до Шейхантура — окраины города, — и мы говорили без конца. Эта дружба мне многое дала. Я узнал многое и многое понял по-другому. Мы простились с ней летом, когда я уезжал в Москву. Уговорились переписываться, скоро увидеться вновь. Мы увиделись с ней через пятнадцать лет в Москве. Увиделись, чтобы вскоре расстаться навсегда: 23 марта 1963 года Ираида Генриховна, вернувшись в Среднюю Азию, умерла, так и не выходя из страшной нужды и нищеты. Сестра ее умерла много раньше, причем не хватило денег даже на ее похороны. Похоронили ее в братской могиле больницы… Ираида Генриховна похоронена в Бухаре, где она жила последнее время. На ее могиле был крест, поставленный одним высланным в Среднюю Азию профессором. Теперь, вероятно, нет и креста. Память о ней исчезла. И другого высланного я знал в Средней Азии: моего непосредственного начальника Всеволода Михайловича Зумера, искусствоведа, киевлянина, в прошлом профессора Киевского университета. Недавно вспомнил о нем в Риме. Беседовали мы в летнем ресторанчике с Димитрием Вячеславовичем Ивановым — сыном известного русского поэта, эмигрировавшего после революции в Италию. Назвал имя Всеволода Михайловича, и Димитрий Вячеславович заулыбался. Это был старый знакомый и коллега его отца. Знал и еще очень, очень многих старых интеллигентов, прибитых волнами жизни к Средней Азии. Все они ютились на окраинах среднеазиатских городов, нищенствовали, голодали. И все-таки делали свое дело: несли культуру в серую невежественную полудикую массу. Как не восхититься благородной страдальческой русской старой интеллигенцией. Вечная ей память! Лето 1945 года. Мир. Понял: в Средней Азии делать нечего. В августе отправился в Москву поступать в Духовную Академию. Открылась новая страница моей жизни. В Москву! В Москву! (Интермеццо) 13 августа 1945 года я выехал из Ташкента в Москву. Своеобразное это было путешествие. Тогда еще действовала система пропусков. У меня на руках был вызов Московской Духовной Академии, но я, предпочитая не иметь дела со среднеазиатскими бюрократами, поступил по-иному: взялся сопровождать мальчика из туберкулезного санатория. Он четыре года лежал в лечебнице, болея костным туберкулезом. Сейчас поправился, хотя носил корсет. Было ему шестнадцать лет. Направлялся он в город Елец, через Москву.

http://azbyka.ru/fiction/ruk-tvoix-zhar-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010