Радуйся, избранный воеводо, воинство православное воодушевивый к победам; радуйся, ратей иноверных низложение. Радуйся, победоносный защитителю града Пскова от воюющих нань языков; радуйся, пленных и озлобляемых людий твоих отрадо и утешение. Радуйся, крепкое их упование; радуйся, мощами твоими святыми во дни сильныя брани со врагами на стены града пришедый. Радуйся, нападение их невидимо отразивый; радуйся, покровителю, Богом данный граду Пскову и всей его области. Радуйся, щите, защищаяй их от всякаго зла. Радуйся, святый благоверный княже Всеволоде Гаврииле, теплый о нас молитвенниче. Кондак 11 Пение молебное приносим ти, угодниче Божий, и с верою и любовию припадающе к раце святых и многоцелебных мощей твоих, молим тя всеусердно: молися за нас ко Господу Богу, да дух благочестия твоего, благости и милости не оскудевает и в нас немощных и грешных, да будем чада твоя не по имени токмо, но делом и всем житием нашим, и сподобимся вкупе с тобою во блаженней вечности пети Богу: Аллилуиа. Икос 11 Светом трисолнечным горе озаренный, благоверный и святый княже Всеволоде Гаврииле, озари наша мрачныя души сиянием Божия благодати и настави ны верно исполняти заповеди Христа Бога: вемы бо, вемы, яко много может молитва твоя пред благостию Его, яко вернаго Его раба и угодника. Сего ради со упованием благим молитвенно к тебе притекаем и взываем сице: Радуйся, великоименитый и многославный Всероссийский наш заступниче; радуйся, скипитра царскаго крепкое ограждение. Радуйся, князей удобрение; радуйся, Церкве Святыя светильниче пресветлый. Радуйся, соль земли Российския, яже николиже обуяет; радуйся, столпе Православия непоколебимый. Радуйся, маслино благоплодная, елеем милости Божия умащающая верныя души; радуйся, надежный ходатаю нам милости Господни. Радуйся, неусыпный молитвенниче наш ко Пресвятей Троице. Радуйся, святый благоверный княже Всеволоде Гаврииле, теплый о нас молитвенниче. Кондак 12 Благодати причастная рака святых мощей твоих, благоверный княже Всеволоде Гаврииле, яко новая купель Силоамская, даровася нам от Всеблагаго Бога, к нейже не единожды в лето, но всегда притекающе, недужнии здравие получают; благ бо еси и скор ко изцелению, аще токмо веру обретаеши, к сему способствующую в человецех. Темже славим Бога, дивно в тебе прославльшагося, и вопием Ему: Аллилуиа. Икос 12

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Видевше твое незлобие и кротость людие Псковстии, святый благоверный княже Всеволоде Гаврииле, прияша тя с любовию, от Великаго Новаграда к ним пришедшаго, и княжити над ними тя устроиша, напавших же на них за тя бранию отразиша и победиша; ты же благодеянии великими им за сие воздал еси и был еси истинный благодетель людий твоих, иже и взываху к тебе: Радуйся, око слепых, нога хромых и рука безпомощных бывый; радуйся, всякому страждущему любовию твоею сострадавый. Радуйся, Православие во граде твоем ревностно охранявый; радуйся, злоухищрения латинская от него отражавый. Радуйся, мечь твой на защиту Пскова мужественно воздвигнувый; радуйся, оным мир и тишину в земли Псковстей водворивый. Радуйся, милосердия сокровище всем нищым и убогим бывый; радуйся, скорбящия и страждущия утешавый. Радуйся, с плакавшими плакавый; радуйся, в темнице заключенныя посещавый. Радуйся, пищу и одежду всем требующим подававый; радуйся, постом и молитвою Богу благоугождавый. Радуйся, святый благоверный княже Всеволоде Гаврииле, теплый о нас молитвенниче. Кондак 6 Проповедника тя благочестия яви Господь во граде Пскове, святый благоверный княже Всеволоде Гаврииле; кто бо не умилится, воспоминая великия твоя добродетели: кротость, терпение и нищелюбие; кто не прославит подвиги твоя ратныя, на защиту града твоего явленныя, и твоя суды праведныя и милосердыя, имиже люди твоя облагодетельствовал еси; о сем и мы прославляем прославльшаго тя Господа и зовем Ему: Аллилуиа. Икос 6 Возсияв, яко солнце пресветлое, добродетелным житием твоим во граде Пскове, святый благоверный княже Всеволоде Гаврииле, по лете единем жительства твоего в нем к западу смертному приближился еси, и причастився святых Христовых Таин, мирно и безмятежно предал еси святую душу твою в руце Божии. Мы же, чтуще тя, аки надгробную песнь, с любовию и усердием сице тебе поем: Радуйся, великий угодниче Божий, жизнь земную свято и праведно скончавый; радуйся, прешедый от скорбей многих на покой вечный. Радуйся, восприятый со славою во обитель святых;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

радуйся, от юности твоея чтение слова Божия возлюбивый. Радуйся, молитвами и милостынями Богу угождавый; радуйся, целомудрием и воздержанием себе украшавый. Радуйся, праведниче Божий, Егоже правда сияет непомеркаемо во веки; радуйся, угодниче Христов, прославленный на небеси и на земли. Радуйся, святый благоверный княже Всеволоде Гаврииле, теплый о нас молитвенниче. Кондак 1 Избранный угодниче Божий, благий заступниче града Пскова и всея державы Российския благоверный княже Гаврииле! Приими от нас милостивно сия песни хвалебныя, и яко имеяй дерзновение ко Господу, молися Ему выну о спасении от всяких бед нас грешных, зовущих ти радостно: Радуйся, святый благоверный княже Всеволоде Гаврииле, теплый о нас молитвенниче. Молитва О, великий угодниче Божий и преславный чудотворче, святый благоверный княже Всеволоде Гаврииле, града Пскова и всея державы Российския небесный заступниче и покровителю, и всех нас усердный пред Богом предстателю и защитителю! Предстоя Престолу Великаго Царя и Бога нашего, в Троице Святей славимаго и покланяемаго, велие дерзновение имаши к нему, яко верный раб Его и угодник. К тебе убо, яко сроднему нам и многомощному пред Господем ходатаю, прибегаем мы грешнии и недостойнии и умиленно просим тя: моли Триединаго Бога, да отвратит от нас гнев свой, праведно по делом нашим на ны движимый, и презрев безчисленныя прегрешения наша, обратит нас на путь покаяния и спасения. Огради молитвами твоими в мире живот наш, и во всем благом благое поспешение и вся, яже к животу и благочестию потребная, нам даровати испроси. И якоже древле град твой Псков от пленения и разорения ратнаго дивно избавил еси, тако и ныне нас и вся грады и веси страны нашея от всяких напастей и бед, и напрасныя смерти, предстательством твоим избави, и от всех враг видимых и невидимых покровом твоим защити. Моли присно милостиваго Бога: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да возставит престол православных правителей, верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, и сподобимся Небеснаго Царствия, славяще Отца и Сына и Святаго Духа и твое святое заступление, во веки веков. Аминь. Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

2) Устав о церковных судах Ярослава Владимировича. Сохранился в двух редакциях, которые принято называть западнорусской и восточно-русской; последнюю опять разные списки представляют в разном объеме. Ни та, ни другая Ярославу Владимировичу не принадлежит. Т. н. западнорусская редакция, под названием «свитка Ярославля», явившаяся в конце XIV в., содержит в себе определение важнейших предметов церковной подсудности, применительно к средневековой компетенции церковного суда на западе, под угрозой денежного штрафа за посягательство на право церкви, и несколько раз подтверждалась великими князьями литовскими и королями польскими. Т. н. восточно-русская редакция явилась, вероятно, немного позднее западной и в подражание этой последней, а также в виде дальнейшего развития устава Владимира, так как многие определения последнего получили в уставе Ярослава карательную санкцию. В последнем вообще предметы церковного суда исчисляются с большей подробностью, чем в уставе Владимира, и с определением наказания за то или другое преступление, подсудное церкви, чего в уставе Владимира нет. Наказание – денежный штраф в пользу епископа, иногда параллельно с княжеским названием и с епитимией. 3) Устав новгородского князя Всеволода Гавриила (1125–1136) о церковных судах, документ не подлинный. Это есть не что иное, как устав Владимира, к которому весьма неискусно, без соблюдения грамматического смысла, неизвестным книжником прибавлены: имя князя Всеволода наряду с именем Владимира, упоминание о св. Софье новгородской наряду с св. Софьей киевской и об архиепископах новгородских наряду с митрополитами киевскими. 4) Устав новгородского князя Святослава Олеговича (в 1131 г. избранного новгородцами в князья на место изгнанного Всеволода-Гавриила) о переводе десятины натуральной на определенную денежную сумму. Подлинность не установлена с достоверностью. 5) Уставная грамота Смоленского князя Постислава Мстиславовича Смоленской епископии 1150 г. – содержит в себе пожалование десятины и определение круга ведомства церковного суда, сходное, но только лишь в общих чертах, а не в подробностях, с определением церковной подсудности, дошедших до нас с именами Владимира и Ярослава. В первоначальном своем виде грамота не дошла до нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Наутро начался приступ и именно на том месте города, которое было указано в видении Дорофею. От действия тяжелых орудий вражеских образовался пролом в стене, близ Свинорской и Покровской башен, и в этом проломе закипела страшная сеча. Не одни воины защищали город, но и все граждане, способные носить оружие, простились с женами, благословили детей и стали вместе с воинами, между развалинами каменной стены и новою деревянною, еще недостроенною. Дряхлые старцы, женщины и дети собрались в соборный храм, где Печерский игумен Тихон и священники усердно молились. При страшном известии о приступе и проломе, все молящиеся зарыдали воплем отчаяния. По словам летописца, они «весь пол храма омыли слезами». Через несколько часов враги завладели обеими башнями и ворвались в южную часть города. Град пуль сыпался на осажденных, слабеющих, теснимых. Уже они изнемогали и начали отступать шаг за шагом. Но мгновенно изменяется ужасная картина. Из Кремля идет духовенство с чудотворною иконою Печерской, с мощами св. князя Всеволода–Гавриила, с крестами и хоругвями. Под выстрелами неприятеля, посреди кровавой сечи раздаются звуки молебствия. Утомленные защитники города одушевились верою, упованием и мужеством. Они стали непоколебимо. Вдруг Свинорская башня, под которою заранее подложен был порох, потрясенная пушками, взлетела на воздух с королевскими знаменами. Весь ров наполнился трупами врагов, а на помощь к осажденным приспели свежие дружины, из других частей города. Ужас овладел врагами, а верные псковичи твердо сомкнулись, двинулись вперед с криком: «Умрем за Христову веру! Богородицу и св. Гавриила не выдадим!» Дружным натиском они смяли изумленных неприятелей, вытеснили из пролома и погнали в поле. Дольше других держались Венгерцы, засев в Покровской башне; их выгнали огнем и мечем. Еще кровь лилась до вечера, но уже вне города, где оставались только больные, старцы и дети. Самые женщины помогали отцам и братьям: некоторые из них тащили на веревках в Кремль пушки, брошенные бегущим неприятелем, другие приносили холодную воду, чтобы освежить сражающихся, изнуренных жаждою. Поздняя ночь положила предел кровопролитию. С трофеями победы, знаменами, трубами Литовскими и множеством пленных, возвратились

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

253. Письмо Бенкендорфа — от 5 марта 1829 г. Снисходительное одобрение — VI главы «Евгения Онегина» Николаем I. Будущее назначение — в действующую армию (на Кавказ), куда безуспешно хотел попасть Пушкин (ср. письма 256, 257). 254. «Три последние песни» — IV, V и VI главы «Евгения Онегина»; вышли в 1828 г. М-ль Евпраксия — Е. Н. Вульф. Зуево — местное название Михайловского. 255. Ваши стансы — стихотворение «Узнал я тотчас по замашке…». Моя шутка — «Послание к В., сочинителю сатиры на игроков». 256. Назначение — см. примеч. 253. 257. Желания Пушкина — см. примеч. 253. Просьбу о разрешении на поездку в Париж Бенкендорф царю не передал. Вновь издать — «Кавказского пленника» и «Руслана и Людмилу» (обе поэмы вышли вторым изданием в 1828 г.). 258. Приписка на письме П. А. Вяземского. Его сиятельство — Вяземский. В Саратовской степи — в с. Мещерском. Его сиятельство Павел — восьмилетний сын Вяземских. 260. Одобрение Гёте — письмо его (на имя собирателя автографов Н. И. Борхарда) с одобрительным отзывом о русской литературе и, в частности, о разборе С. П. Шевыревым «Фауста». Вы... напечатали — в «Московском Вестнике», 1827, XXI. Федоров — Б. М., бездарный литератор. «Мысль» — стихотворение Шевырева, раскритикованное Булгариным в «Северной Пчеле» (1828, и 58). Телеграф — издатель «Московского Телеграфа» Н. А. Полевой. Ксенофонт — брат Н. А., К. А. Полевой. Калибан — прозвище Соболевского (ср. примеч. 252). «Славянин» — журнал, издававшийся А. Ф. Воейковым. Шишков — А. С. Стихи Языкова — «Послание о журналистах». 262. Письмо, вероятно, не было отослано. Подписка, затребованная у Пушкина — о ненаписании им впредь богохульных сочинений (III отделением было начато дело о «Гавриилиаде»). Ср. Деловые бумаги 6 и 7. 263. Письмо Вяземского — от 26 июня 1828 г. Твои запросы — в письме от 26 июля 1828 г. (Вяземский спрашивал, откуда стих «Быть может некогда…»). Танкред — трагедия Вольтера. Пушкин цитирует не совсем точно. Киселев — Н. Д., генерал. Полторацкие — см. примеч. 44. Младший — А. А. Оленин, сын А. Н. Оленина. Голицын — С. Г. (1806–1868), принимал участие в делах композитора М. И. Глинки. Медная Венера — А. Ф. Закревская. «Я ей пишу стихи» — стихотворение «Портрет». «намеренье благое…» — острота поэта М. В. Милонова по поводу журнала «Благонамеренный». «Прямо, прямо на восток» — из стихотворения Жуковского «Путешественник». Пушкин намекает на возможность репрессий в связи с делом о «Гавриилиаде» (см. примеч. 262); приписывает поэму Д. П. Горчакову (ум. 1824) в ожидании, что письмо его будет вскрыто. Критика — «Евгения Онегина» восьмилетним сыном Вяземского, сообщенная Вяземским в указанном письме. Портрет Пелагеи Николаевны — стихотворение Вяземского «Простоволосая головка», посвященное П. Н. Всеволожской. Княгиня Вера — жена Вяземского. Происшествия в Одессе. А. Н. Раевский по доносу М. С. Воронцова, ревновавшего его к своей жене, был выслан в Полтаву с обвинением в «дурных отзывах» о правительстве.

http://predanie.ru/book/221016-pisma/

В нач. 1136 г. Н., приехавший в Киев с «лучьшими мужи» (представителями новгородской знати), вместе с митрополитом принял деятельное участие в успешном примирении противоборствующих князей Мономашичей и Ольговичей во главе соответственно с кн. Киевским Ярополком Владимировичем и кн. Черниговским Всеволодом Ольговичем (впосл., в 1139-1146, кн. Киевский) (НПЛ. С. 23-24, 208-209; см. также: ПСРЛ. Т. 2. Стб. 298-300; Т. 1. Стб. 303-304). В том же 1136 г. новгородцы, призвав в Новгород псковичей и ладожан, выдвинули ряд обвинений против блгв. кн. Всеволода (Гавриила) Мстиславича; 28 мая он был посажен под стражу в епископский двор и отпущен только 15 июля; 19 июля прибыл призванный новгородцами на княжение из Черниговской земли кн. Святослав (Николай) Ольгович (НПЛ. С. 24, 209). Владычный летописец новгородцев не только не осуждает, но и, напротив, указывает перечень вин князя перед ними и не пытается оправдать Всеволода. Из этого с большой степенью вероятности следует, что Н. не возражал против антикняжеских действий вечников. В 1136/37 г. Уставная грамота, выданная Новгородской епископии кн. Святославом Ольговичем (вскоре после того, как он стал местным князем), определила новый порядок получения финансирования домом Св. Софии, к-рое осуществлялось путем сбора доходов с погостов в Заволочье (Подвинье). Вместо традиц. десятины Святославом Ольговичем была установлена точная сумма выплат епископу от даней, собранных княжеским служилым человеком (домажиричем) в Заонежье,- 100 гривен (в случае невозможности выплаты всей суммы княжеский домажирич должен был выделить 80 гривен, а князь - восполнить эту сумму 20 гривнами из своей «клети») (ДРКУ. С. 147-148). Можно предположить, что устав был составлен по просьбе Н., к-рый упоминается 1-м среди потенциально заинтересованных лиц («нужа же бяше пискупу, нужа же князю в томь, в десятои части Божии») (Там же. С. 148) и, т. о., больше нуждался в твердо установленных выплатах из княжеской казны («клети»), откуда прежние князья выделяли епископам десятину «от дании, и вир, и продажь, что входить в княжий двор всего» (Там же. С. 147). Кроме того, указание на Св. Софию (т. е. на Самого Христа) как гаранта исполнения устава («оже ли кто в которое время а то рюшить или отиметь, что я урядил князь Никола Святослав с владыкою Нифонтомь, князь ли, или ин кто сильных новогородець, а будеть Богу противен и Святеи Софии») (ДРКУ. С. 148) демонстрирует, что устав Святослава Ольговича составлен в епископской канцелярии и «должен, очевидно, считаться одним из завоеваний епископа в перевороте 1136 г.» ( Лихачёв. 1986. С. 159. Ср.: Никитский. С. 25-27; см. также: Щапов. 1972. С. 150-164; Стефанович П. С. Княжеские доходы и церковная десятина по грамотам XII в.//ДРВМ. 2015. 3(61). С. 155-156).

http://pravenc.ru/text/2577705.html

     Сегодня немало наших монастырей по-прежнему выпускает периодические издания в привычном для людей старшего поколения бумажном варианте, а также успешно осваивает интернет-пространство. Наполняются полезным и интересным контентом, монастырские сайты, порталы, растет активность обителей в соцсетях. Широчайшим стал спектр возможностей для просвещения людей светом веры Христовой с помощью СМИ, и особую нишу занимает издание альманахов в тех монастырях, которым это под силу. В качестве примера можно привести чрезвычайно востребованный читателями литературно-публицистический альманах «Линтула», издаваемый Константино-Еленинским женским монастырем Санкт-Петербургской епархии; журнал и альманах «Дивеевская обитель»; альманах «Даниловский благовестник» Данилова ставропигиального монастыря; сборник «Раифский Альманах». О последнем, любимом детище Раифы, которое выходит как в бумажном варианте, так и в электронной версии, рассказали корреспонденту портала «Монастырский вестник» наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря Казанской епархии игумен Гавриил (Рожнов) и главный редактор альманаха Ольга Романова. Прочитал от корки до корки... Отец Гавриил, после назначения Вас наместником Раифского монастыря чуть более четырех лет назад на Вас столько забот навалилось – и по укреплению монашеской жизни в обители, и по благоустройству, реставрации монастырских построек, и по усилению миссионерской деятельности! А какое место в этом не полностью мною очерченном круге задач занял «Раифский Альманах»? Панихида на могиле архимандрита Всеволода (Захарова)      Недавно, 20 августа, исполнилось шесть лет со дня кончины моего предшественника – архимандрита Всеволода (Захарова), который практически заново восстановил обитель. Отец Всеволод говорил: «Когда нынешнее поколение священнослужителей всё построит и создаст, после придут те, кто будет уже заботиться только исключительно о духовном совершенствовании прихожан. А наша участь сегодня – быть созидателями: возродить из праха порушенные святые обители и возвратить людям веру в Создателя нашего». Но уже при нем, несмотря на колоссальные трудности возрождения святыни (по оценкам некоторых экспертов, сохранность ряда монастырских построек на момент передачи обители Церкви составляла всего 16 процентов), стали выходить газета «Раифский Вестник» с детским приложением «Светлячок» и сборник «Раифский Альманах», превратившийся в солидное научно-популярное издание. Альманах был как бы некой такой жемчужинкой монастыря, поэтому всеми своими действиями я стараюсь поддерживать доброе начинание приснопоминаемого архимандрита Всеволода. Мы взяли на себя частичное финансирование сборника, основная же материальная нагрузка ложится на плечи благотворителей. Они, правда, меняются – меняется и размер их помощи... Что касается содержательной части издания, то все номера я с интересом прочитал от корки до корки...

http://pravoslavie.ru/147901.html

Невзирая на жестокий огонь городских бойниц, неприятель по телам своих достиг крепости, ворвался в проломы, взял башню Покровскую, Свиную и распустил на них знамена Королевские к живейшей радости Батория, смотревшего битву с колокольни Св. Никиты Мученика (в полуверсте от города). Поляки в отверстиях стены резались с гражданами, с Детьми Боярскими и стрельцами; из башен, занятых Венграми и Немцами, сыпались пули на Россиян, слабеющих, теснимых. Тут Князь Шуйский, облитый кровию, сходит с раненого коня, удерживает отступающих, показывает им образ Богоматери и мощи Св. Всеволода-Гавриила, несомые Иереями из соборного храма: сведав, что Литва уже в башнях и на стене, они шли с сею святынею, в самый пыл битвы, умереть или спасти город Небесным вдохновением мужества. Россияне укрепились в духе; стали непоколебимо – и вдруг Свинская башня, в решительный час ими подорванная, взлетела на воздух с Королевскими знаменами... ров наполнился трупами Немцев, Венгров, Ляхов; а к нашим приспели новые дружины воинов из дальних, безопасных частей города: все твердо сомкнулись, двинулись вперед, воскликнув: «не предадим Богоматери и Св. Всеволода!» дружным ударом смяли изумленных врагов, вытеснили из проломов, низвергнули с раскатов. Долее иных упорствовали Венгры, засев в Покровской башне: их выгнали огнем и мечем. Кровь лилася до вечера (ибо Стефан свежим войском усилил Поляков), но уже вне крепости, где оставались только больные, старцы и дети: самые жены, узнав, что стена очищена от ног Литовских – что Царские знамена опять стоят на ее раскатах и что неприятель бросил несколько легких пушек в воротах – явились на месте битвы: одне с веревками, чтобы тащить сии взятые орудия в кремль; другие с холодною водою, чтобы освежить запекшиеся уста воинов, изнемогающих от жажды; многие даже с копьями, чтобы помогать мужьям и братьям в сече. Наконец все нерусское бежало. С трофеями, знаменами, трубами Литовскими и с великим числом пленников возвратились победители в город, уже ночью, воздать хвалу Богу в Соборной церкви, где Воеводы сказали ратникам и гражданам: «Так миновал для нас первый день трудов, мужества, плача и веселия! Совершим, как мы начали! Пали сильные враги наши, а мы слабые с их доспехами стоим пред олтарем Всевышнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Послы сказали: «Господин Князь Великий! Область наша есть твоя отчина: молим, да повелевает нами родной внук Долгорукого, правнук Мономахов!» Всеволод изъявил притворную нерешимость; хотел еще советоваться с дружиною и как бы из снисхождения дал Новогородцам сына, именем Святослава-Гавриила, еще младенца, предписав им условия, согласные с честию Княжескою. Сей Государь, обласкав, угостив чиновников, без сомнения не мог уверить их, что славная воля Новогородская остается в древней силе своей; однако ж хотя наружным образом почтив устав ее, скрыл действие самовластия от простых граждан. Они думали, что Святослав ими избран, и встретили его с радостию. Другие видели повелителя, но молчали, ибо надеялись жить спокойнее или боялись сильного Всеволода. Согласясь с Посадником, он дал Новугороду и Архиепископа на место Мартирия, который, не доехав до Владимира, умер близ Осташкова. – Вероятно, что Великий Князь окружил юного Святослава опытными Боярами и чрез них управлял областию Новогородскою, так же, как и южным Переяславлем, где другой, десятилетний сын Всеволодов, Ярослав-Феодор, властвовал по кончине своего двоюродного брата, Ярослава Мстиславича. В сие время Роман Волынский обратил на себя общее внимание приобретением сильной области и тиранством удивительным, если сказание Польских Историков справедливо. Знаменитый род Володаря Галицкого пресекся: сын Ярославов, Владимир, освободив наследственную область свою от ига Венгров, чрез несколько лет умер и не оставил детей. Вся южная Россия пришла в движение: каждый Князь хотел овладеть землею богатою, торговою, многолюдною. Но Роман Мстиславич предупредил совместников: воспитанный при дворе Казимира Справедливого, связанный ближним родством с его юными сыновьями и вдовствующею супругою, Еленою, дочерью Всеволода Мстиславича Бельзского, которая участвовала в важнейших делах государственных, он прибегнул к Ляхам и с их помощию вступил в страну Галицкую. Народ уже знал и не любил сего Князя, жестокого нравом. Вельможи, Бояре явились в стане Польском, моля Казимирова сына, герцога Лешка, «чтобы он сам управлял ими или чрез своего Наместника и таким образом избавил бы их от бедственного участия в междоусобии Князей Российских».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010