Священный синод рассматривает и решает дела по руководству церковных канонов и постановлений. Патриарх назначает одного из клириков секретарем синода, который хранит поступающие на рассмотрение его бумаги и отвечает за их исправность и целость, составляет решения и протоколы, ведет все официальные книги и вообще заведует канцелярией синода, храня тайну относительно его дел. Таким образом, священный синод Антиохийской церкви не есть σνοδος ενδηµ οσα – с постоянным существованием при патриархе для совместной с ним административно-судебной деятельности, но является установлением временным, созываемым периодически, да к тому же по миновании довольно продолжительного – в три года – срока между отдельными его сессиями. При таком устройстве и деятельности Антиохийского священного синода, возникает необходимость в ином учреждении – с назначением содействовать патриарху и синоду в области центрального церковного управления и суда. Таким вспомогательным учреждением и является – VI. Православный патриарший совет Православный патриарший совет, принимающий участие в высшем управлении Антиохийской церкви, состоит из пяти членов. Двое из них должны быть из числа правящих митрополитов Антиохийской церкви, двое назначаются из титулярных епископов и один – из архимандритов или священников. Председателем совета ipso jure состоит патриарх, в отсутствие которого председательство возлагается на старшего по хиротонии члена из правящих митрополитов престола. Все члены совета назначаются патриархом, по силе препровождаемой для каждого из них патриаршей грамоты. В отношении правящих митрополитов соблюдается очередь при назначении их в состав совета, отступление от которой допускается лишь по болезни или вследствие старости, при чем очередь в таких случаях переходит к митрополитам следующего разряда. Епархии, в зависимости от порядка вызова их митрополитов в Патриарший совет, распределяются таким образом: Очередь первая: Диарбекир и Аккар. « вторая: Хама и Алеппо. » третья: Триполи и Латакия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

Русская духовная миссия в Иерусалиме /Патриархия.ru за темою Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в виставки сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в м. Москви Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в У пройде виставка-форум Слова» Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года) [Стаття] несуть до " я Церкви в пам " ять про жертви теракту в «Крокус У представник Церкви взяв участь у свята за календарем Звершено у посольському в Пакистану Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 130-летию со дня преставления архимандрита Антонина (Капустина) : та звернення] закликали до негайного та припинення вогню у Газа В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в Начальник в день його У Новоспаському Москви та звершено про здоров " я страждаючих на У роковини родини в пройшли пам " Священний Синод затвердив низку богослужбових Останки родини Феофана (Бистрова) повернуто до У палестинського товариства в праць Миколая Японського Митрополит Волоколамський взяв участь у Ради У закордонних справ виставка «Непереможний – непереможна святий праведний Феодор Ушаков» Митрополит Волоколамський взяв участь у Ради православного палестинського товариства в з ключовими словами виставки, конкурси – – Свята земля – – палестинське товариство   новини Кирила з РФ К.А. Чуйченко Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У збори Насельники центри У «Ковчег» монастиря у Ради Катеринодарська духовна отримала державну на провадження за програмою (бакалаврат) збори питань захисту " материнства й дитинства у Кирила з РФ С.С. Кравцовим За на Башкортостану запущено програму фудшерингу   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5241347...

Заместитель назначается для распоряжения текущими делами, порядок решения которых точно определен действующими правилами, предшествующей практикой и личными указаниями замещаемого. Никаких, так сказать, учредительных прав вроде реформы существующих служебных учреждений, открытия новых должностей и т.п. заместителю не может быть предоставлено без предварительного испрошения и указаний замещаемого. Коренное же изменение самой системы церковного управления, на что отважился митрополит Сергий, превышает компетенцию и самого местоблюстителя… До тех пор, пока митр[ополит] Сергий не уничтожит учрежденного им Синода, ни одно из его административно-церковных распоряжений, издаваемых с участием так называемого Патриаршего Синода, я не могу признавать для себя обязательным к исполнению» ; свое воздержание от общения с митрополитом Сергием митрополит Кирилл объяснял не утверждением о «безблагодатности совершаемых сергианами священнодействий и таинств», но подчеркивал этим «нежелание и отказ участвовать в чужих грехах» . Несмотря на бестактность формы обращения, которая ставила под вопрос возможность мирного исхода полемики, митрополит Сергий не сразу, но ответил: «Ваше суждение о моей деятельности» (собственноручную копию которого Вы прислали мне “для сведения”) не оставляет места сомнению в том, что Вы и теоретически единомысленны с нашим новым расколом, не совсем правильно называемым “иосифлянским”, и активно его поддерживаете своим примером и словом и даже стремитесь воздействовать на волю управляющего Казанской епархией означенным “суждением”, т. е. перешли уже и к доступным в Вашем положении административным мерам» . Священный Синод из 12 членов был учрежден именно с названием “Патриарший”, что «не только было видным отличием его от обновленческого, но и имело другой, более глубокий, отвечавший моменту жизни Церкви смысл. Если при жизни Патриарха самоуправительному церковному органу не подходило название «Патриаршего» Синода, то теперь, когда трон патриарший временно вдовствует, преемникам только патриарших полномочий, но не самого великого титула, надлежало всячески сохранять в себе живую идею патриаршества и удерживать, даже усугубляя, ее в сознании церковного народа», – писали по этому поводу в 1929 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/10193467/

Впредь до получения формальной регистрации Синод, с дозволения власти, приступил к своей деятельности, каковую продолжает и доныне. С признательностью к Советскому Правительству, пользуясь таким образом самим благом легального существования, мы не можем оставаться равнодушными к судьбе тех представителей православного духовенства, признающего юрисдикцию Московской Патриархии (архиереев и прочих священнослужителей), которые оказались жертвами (может быть, и не без их вины), прежнего нелегального положения нашей Церкви и прежних её ненормальных отношений к Советскому Правительству. Теперь одни из них отбывают наказание в местах заключения с различной степенью изоляции, а другие находятся в административной ссылке в более или менее отдалённых местах. Не перечисляем их поимённо, потому что и имена их, и место нахождения ОГПУ правлению известны. Называем мы их жертвами в том смысле, что не будь ненормальности в отношениях нашей Церкви к Соввласти и получи она права легальности лет пять назад, и поведение вышеупоминаемых духовных лиц, и отношение к ним власти были бы иными, да и теперь можно быть уверенным, что, возвратившись к церковной деятельности при давно жданных новых условиях, эти духовные лица сделают со своей стороны всё, чтобы не подать повода к прежним недоразумениям. Исходя из этих соображений, учитывая, с другой стороны, установление нормальных отношений между Православною Церковью и Советским Правительством и имея в виду, наконец, приближение знаменательного юбилейного праздника десятилетия Соввласти, возглавляемый мною Временный Патриарший Священный Синод сегодня сделал постановление обратиться (и я от своего лица и от лица Синода по его полномочию настоящим и обращаюсь) к ОГПУ правлению с усерднейшей просьбой оказать содействие к тому, чтобы при распределении милостей по случаю юбилейного торжества десятилетия не забыты были подведомственные нам православные архиереи и прочие священнослужители, находящиеся в заключении и в ссылках, чтобы на них распространена была юбилейная амнистия с освобождением их от отбываемого наказания и с возвращением из ссылки.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Как бы там ни сложились церковные дела, Мы полагаем, что будущая работа Комиссии не может быть иной, как именно опираться на тамошние церковные течения, которые верны Правительству СССР, что всецело отвечает духу Православной Церкви. Из сего разумеется, что совершенно невозможно, чтобы со стороны нашего Святейшего Вселенского Трона ожидали сочувствия и поддержки лица, вмешивающиеся в политические течения и борьбу противоцерковно-го характера и не подчиняющиеся существующей политической власти или колеблющиеся в вере и церковной своей деятельности. Наша комиссия, опираясь на те именно течения, которые находятся в каноническом законном порядке перед Церковью и Государством, будут преследовать путем надлежащих предложений и указаний в общее согласие и церковное единение, в целях полного соглашения со всеми течениями, не противными церковным канонам и верными существующему Пр-ву СССР, вследствие чего нет никаких сомнений, что этого желает совесть всех истинных чад тамошней Церкви, к каким бы группам они ни принадлежали. Ввиду возникших церковных разногласий мы полагаем необходимым, чтобы Святейший Патриарх Тихон, ради единения расколовшихся и ради паствы, пожертвовал собою, немедленно удалившись от церковного управления, как подобает истинному и любвеобильному пастырю, пекущемуся о спасении многих, и чтобы единовременно упразднилось, хотя бы временно, патриаршество, как родившееся во всецело ненормальных обстоятельствах в начале гражданской войны и как считающееся значительным препятствием к восстановлению мира и единения. Вместо упразднившегося патриаршества Высшее и Верховное Управление там должно принять ныне свободно и канонически избранный Синод, который выработает детали Синодального Управления Церковью в СССР. Священный Синод, выслушав со вниманием вышеизложенную речь Его Святейшества, вполне разделяя его взгляды, как основывающиеся на священных канонах и преследующие умиротворение Святой Церкви в СССР, – единогласно постановил, чтобы комиссии определенно были даны три главные основания, на которые она должна опираться в своей деятельности и от которых она никоим образом не должна отступать:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но вскоре же взаимоотношения настолько изменились, что обновленческий Синод в своем приветствии Патриарху Мелетию имел возможность заявить: «Священный Синод с сердечной признательностью вспоминает о той моральной поддержке, какая была оказана Вашим Блаженством, в бытность Вашего Блаженства Константинопольским Патриархом, Священному Синоду вступлением в каноническое общение с ним, как единственно законным органом управления Русской Православной Церковью . Обобщая патриаршество Мелетия IV, главным образом в его отношении к Русской Церкви, приходится констатировать, что этот период отличался нецерковным, чуждым православному единству, поверхностным, всецело поглощенным духом времени, характером управления. Патриарх Мелетий гиперболизировал межправославное значение Константинопольского престола, заменяя присущее Вселенской Церкви первенство чести несвойственным православному церковному сознанию первенством власти. Пользуясь временной слабостью Русской Православной Церкви, он предъявил неканонические претензии на ее учреждения в Западной Европе, не восстановил законный порядок в ее зарубежных епархиях, как обязан был сделать по первенствующему положению своего престола и по духу православного единомыслия, но, посягнув на эти епархии, отторг их от единства с Матерью—Церковью Русской и вовлек в схизму, доселе пребывающую на Церкви Финляндской. 2 октября 1923 г., в связи с предстоявшим отводом оккупационных войск из Константинополя, Патриарху Мелетию пришлось покинуть и прежнюю столицу Византийской империи и патриарший трон. Рейтинг: 9.6 Голосов: 279 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Оккупация продолжалась с 16 марта 1920 г. по 6 октября 1923 г.  1921—1923 гг. — Патриарх Константинопольский, 1926—1935 гг. — Патриарх Александрийский.  Идейный кружок Архиепископа Мелетия составляли: Митрополит Германос (Стринопулос), впоследствии Экзарх в Западной Европе и постоянный представитель Константинопольской Церкви на экуменических Конференциях, архимандрит Хризостом (Пападопулос), профессор Богословского факультета Афинского университета, впоследствии Архиепископ Афинский, Гамилькар Аливизатос, известный профессор Афинского Богословского факультета.

http://pravoslavie.ru/115755.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Константинопольский Патриархат прекратил все службы в храмах из-за коронавируса Такая мера будет действовать до конца марта 19.03.2020 12:21 Версия для печати Фото: EPA Стамбул, 19 марта. Патриарх Константинопольский Варфоломей постановил прекратить все церковные службы, религиозные мероприятия и церемонии в своих епархиях до конца марта в качестве профилактической меры против распространения коронавируса. Об этом заявил Константинопольский Патриархат, сообщает ТАСС со ссылкой на греческий информационный caйm Paraskhnio.gr. По его словам, во все епархии Вселенского Патриархата Константинополя отправлено распоряжение «приостановить со среды все церковные службы, религиозные мероприятия и церемонии до конца марта, за исключением личной молитвы христиан в храмах, которые останутся открытыми, как это и было до сих пор». Патриарх также постановил, что «во всех патриарших и ставропигиальных монастырях братиями будут как обычно проводиться службы, однако на них не разрешат присутствовать паломникам». Священный Синод Элладской Православной Церкви 16 марта после срочного заседания принял решение отложить проведение ежедневных служб, а также венчаний и крещений из-за опасений распространения коронавируса. На заседании Синода присутствовал представитель Министерства здравоохранения Греции, профессор эпидемиологии Сотирис Циодрас, который проинформировал его членов о ситуации с распространением коронавируса в стране. По итогам заседания Синод постановил, что церкви будут открыты только для отдельных молитв прихожан, и призвал всех, особенно пожилых верующих, оставаться дома. Согласно решению Синода, временно прекращается проведение ежедневных литургий. В монастырях службы будут проводить монашеские братии без участия паломников.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Следует [...] общецерковному порядку [...] иерарх, назначенный завещанием Святейшего Патриарха исполнять обязанности первого епископа нашей Русской Церкви. Но недаром его титул – “Патриарший Местоблюститель», а не “Местоблюститель Патриаршего Престола», как предусмотрено правилами. Эта с виду незначительная разница намекает на весьма существенное различие в объеме полномочий нашего Патриаршего Местоблюстителя от обычного Местоблюстителя. [...] Наш “Патриарший Местоблюститель» получил свои полномочия не от Синода и не совместно с Синодом, а непосредственно от Патриарха. Знаменательно, что ко дню смерти Патриарха из всего столь широко на Соборе задуманного аппарата остался один Патриарх. Он один сохранил свои, полученные от Собора полномочия, на управление Российской Церковью. Срок полномочий членов Синода и Высшего Церковного Совета уже давно истек, и они не могли более принимать участия в управлении. Существовавший при Патриархе Синод из трех архиепископов, а потом – митрополитов, полномочий от Собора не имел, был собран по личному приглашению Почившего и с его смертью терял полномочия. Таким образом, рядом с Патриархом не оказывалось Собором уполномоченного учреждения, которое бы, участвуя в Высшем управлении Церковью, могло автоматически принять от Патриарха всю полноту порученной ему Собором Патриаршей власти и соблюсти ее до избрания нового Патриарха, избрав Местоблюстителя. Оставался единственный путь к сохранению этой власти: личным Патриаршим распоряжением указать лицо, которое бы по смерти Патриарха восприняло всю полноту Патриаршей власти для передачи будущему Патриарху. Это Почивший сделал своим завещанием. Так как вопрос шел именно о том, чтобы сохранить для Русской Церкви не в теории, но и на практике, в действии – учрежденную Собором Патриаршую власть во всей ее полноте, то в завещании и говорится определенно о переходе к одному из указанных кандидатов всех прав и обязанностей Патриарха без каких-либо ограничений. Завещание не усваивает будущему носителю Патриаршей власти титула Местоблюститель, что давало бы повод приравнивать к обыкновенному Местоблюстителю и тем ограничивать его права. Уже сам Владыка Митрополит Петр при вступлении в должность избрал для себя такой титул, может быть, желая этим показать, что он совсем не намерен присваивать Патриаршей власти пожизненно, а смотрит на себя только как на временного носителя этой власти для передачи будущему Патриарху. По прямому же смыслу завещания он бы должен был именоваться: “Исправляющий должность Патриарха» со всеми правами, этой должности присвоенными, в том числе и с правом обращения ко Всероссийской пастве лично от себя с посланиями и с правом возношения его имени во всех церквах Патриархата. [...]

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Его особенностью явилось то, что проект сохранил тенденции прежнего порядка управления Русской Церковью и включил в себя некоторые новые элементы управления. Проект «Основных положений» был представлен в докладе, поризнесенным на заседании Священного Синода при Патриархе 28 октября 1943 г. (Журнал заседания Священного Синода при Святейшем Патриархе от 28 ноября 1943 г. 5) , одобрен и направлен Управляющим делами Московской Патриархии архиепископом Григорием (Чуковым) Председателю Совета по делам Православной Церкви при СНК СССР для ознакомления. Данный рабочий проект имел своей целью «...установить желательный строй взаимоотношений в деятельности всех органов, входящих в систему управления Русской Православной Патриаршей Церкви» . Проект «Основных положений» 1943 г. состоит из 13 пунктов, 3 из которых посвящены функционированию органов высшей церковной власти и управления. Проект в первых трех пунктах гласит: «1. Общее духовное руководство верующими Православной Церкви в СССР принадлежит Святейшему Патриарху, как главе Русской Церкви, который управляет ею при помощи состоящего при нем Священного Синода, через посредство назначаемых им епархиальных архиереев. 2. В целях согласования действий по управлению Русской Православной Церкви с государственной властью, Святейший Патриарх сносится с Советом по делам Православной Церкви при СНК СССР. 3. Священный Синод состоит из постоянных и временно присутствующих в нем членов, избираемых из наличного состава епархиальных архиереев в порядке, указываемом Собором епископов Русской Православной Церкви» . П. 1 проекта «Основных положений» возлагал полномочия высшего церковного управления на плечи Предстоятеля Церкви, тем самым фактически закрепляя сложившуюся практику и не привнося ничего нового в действующий еще с 1921 г. чрезвычайный порядок функционирования высшего церковного управления. Патриарх не разделяет полномочия по управлению Церковью ни с каким другим органом, в частности со Священным Синодом, который является лишь вспомогательным органом при Патриархе, не имея при этом собственной компетенции. Синод, будучи исполнительным органом при Патриархе, носит совещательный характер.

http://bogoslov.ru/article/302948

8. Священный Синод может принять решение о государственной регистрации Экзархата. 9. Положение об Экзархате и Устав Экзархата принимаются Священным Синодом и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси (далее — «Патриарх»). 10. Синод Экзархата: а. представляет на рассмотрение Священного Синода и утверждение Патриарха проекты уставов епархий Экзархата, а также изменений (дополнений) к ним; б. обеспечивает единство Экзархата с Русской Православной Церковью; в. по представлению Экзарха избирает секретаря Синода Экзархата из числа архиереев Экзархата, причем обязанности секретаря Синода могут быть временно возложены на самого Экзарха; г. представляет в установленном порядке на рассмотрение Священного Синода предложения о прославлении к местному почитанию или об общецерковном прославлении подвижников благочестия, подвизавшихся на территории Экзархата; д. учреждает общие органы управления Экзархатом, назначает их руководителей и рассматривает ежегодные отчеты об их деятельности; е. утверждает Положение о церковном суде Экзархата, соответствующее Положению о церковном суде Русской Православной Церкви; ж. избирает членов Церковного суда Экзархата с установленным сроком полномочий; з. утверждает решения Церковного суда Экзархата в случаях, предусмотренных Положением о церковном суде Экзархата; и. может выполнять функции Церковного суда Экзархата при отсутствии в Экзархате достаточного числа архиереев для избрания в состав Церковного суда Экзархата; к. в контакте с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата решает вопросы межконфессиональных и межрелигиозных отношений, а также взаимодействия с государственными властями на территории Экзархата; л. учреждает наградную систему Экзархата, соответствующую наградной системе, установленной в Русской Православной Церкви; м. представляет на утверждение Священного Синода кандидатуры ректоров духовных учебных заведений, игуменов (игумений) монастырей епархий Экзархата, предложенные их епархиальными архиереями; таковые представления рассматриваются Священным Синодом с учетом мнения Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям;

http://patriarchia.ru/db/text/5379645.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010