Статус Временного Патриаршего Священного Синода стал одной из тем полемики митр. Сергия с оппозицией «непоминающих» . Прот. Василий Верюжский так формулировал в обращении к Заместителю Местоблюстителя одно из главных требований оппозиции: «Поставить Временный Патриарший Синод на то место, которое было определено ему при самом его учреждении в смысле совещательного органа, и чтобы распоряжения исходили только от имени Заместителя», а также «удалить из состава Синода пререкаемых лиц» (Акты свт. Тихона. С. 539). Еп. Гдовский Димитрий (Любимов) в письме, обращенном к группе духовенства Ленинградской епархии, в качестве одной из причин своего отделения от митр. Сергия называл «закрепление временного Синода, который в сущности... простая канцелярия... в качестве соуправляющего Заместителю органа. Искажен сам патриарший образ управления Церковью» (Там же. С. 541). Против создания такого Синода также резко выступил митр. сщмч. Кирилл (Смирнов) , сформулировавший свою позицию в 1929 г. в письме еп. Афанасию (Малинину) . Митр. Кирилл считал, что этот коллегиальный орган коренным образом изменил систему церковного управления (Патриаршее возглавление), и сравнивал его с самочинным григорианским Временным высшим церковным советом (ВВЦС) (там же. С. 638). 18 сент. митр. Сергий направил письмо митр. Кириллу, в к-ром, отстаивая законность учреждения Временного Патриаршего Синода, разъяснял, что ВВЦС был образован «взамен единоличного заместительства... а Синод утвержден как совещательный орган при первоиерархе» (Там же. С. 646). На практике Синод, имея ограниченные полномочия, не мог быть «простой канцелярией», но являлся органом соуправляющим, поскольку ряд актов высшего церковного управления, по меньшей мере поставление епископов, неизбежным образом должны были носить соборный характер. В 1931 г. во Временный Патриарший Священный Синод были включены митр. Ташкентский Никандр (Феноменов) и архиеп. Иваново-Вознесенский Павел (Гальковский) , в 1932 г.- Управляющий Московской епархией архиеп. Дмитровский Питирим (Крылов) . В 30-х гг., для того чтобы приблизить статус и состав Синода к Положению о Свящ. Синоде, выработанному Поместным Собором 1917-1918 гг., в состав Синода стали вызываться в качестве его временных членов на одну полугодовую сессию в порядке очереди по старшинству хиротонии по 5 архиереев РПЦ. Для этого все епархии были распределены на 5 групп по географическому принципу, и от каждой группы приглашался 1 епископ. Остальные архиереи, входившие в состав Синода, имели статусы его постоянных членов. 21 окт. 1932 г. в ознаменование 5-й годовщины существования Временного Патриаршего Священного Синода указом митр. Сергия 4 старейших постоянных члена Синода были возведены во митрополитов. Этого титула удостоились архиепископы Хутынский Алексий (Симанский), ставший митр. Старорусским, Одесский Анатолий (Грисюк), Ярославский Павел (Борисовский) и Харьковский Константин (Дьяков), сохранившие свои кафедры.

http://pravenc.ru/text/155436.html

Святейший Синод в качестве органа высшей церковной власти просуществовал почти двести лет. Лишь в 1917 году Поместный Собор Русской Православной Церкви принял решение о восстановлении на Руси Патриаршества. Тогда же было образовано два коллегиальных органа под председательством Патриарха для управления Церковью в период между Поместными Соборами: Священный Синод и Высший Церковный Совет, впоследствии упраздненный. Положением об управлении Русской Православной Церковью, принятым на Поместном Соборе 1945 года, в число постоянных членов Священного Синода включались митрополиты Крутицкий, Киевский и Ленинградский. Архиерейский Собор 1961 года ввел в Синод на постоянной основе Управляющего делами Московской Патриархии и Председателя Отдела внешних церковных сношений. В настоящее время, в соответствии с изменениями, внесенными Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, в Священный Синод Русской Православной Церкви входят его Председатель – Патриарх Московский и всея Руси, семь постоянных и пять временных членов. Постоянными членами Синода являются: по кафедре – митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишиневский и всея Молдавии; по должности – председатель Отдела внешних церковных связей и Управляющий делами Московской Патриархии, являющийся секретарем Священного Синода. Заседания Синода проходят в две сессии: летнюю – с марта по август, и зимнюю – с сентября по февраль. Временными членами Синода становятся епархиальные архиереи, которые вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии (времени возведения в епископский сан). Решения принимаются общим согласием всех участвующих в заседании членов или большинством голосов, при равенстве которых голос Председателя является решающим. В обязанности Священного Синода входит рассмотрение широкого круга внутрицерковных (вероучительных, канонических, дисциплинарных, финансовых и имущественных) вопросов, избрание, назначение и перемещение архиереев, образование и упразднение епархий, поддержание межцерковных, межконфессиональных и межрелигиозных контактов, формирование церковно – государственных отношений. Священный Синод может обращаться со специальными посланиями к пастве Русской Православной Церкви. Как орган управления Синод имеет штамп и круглую печать с надписью: «Московский ПатриархатСвященный Синод».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

В.Р. Легойда также рассказал о принятых кадровых решениях. Во время заседания члены Синода имели суждение о замещении вакантных кафедр Великоустюжской и Чистопольской епархий. «По итогам обсуждения Преосвященным Чистопольским и Нижнекамским Синод постановил быть епископу Покровскому и Новоузенскому Пахомию, выразив ему благодарность за понесенные плодотворные архипастырские труды по организации церковной жизни Покровской епархии. Временное управление Покровской епархией Синод поручил митрополиту Саратовскому и Вольскому Игнатию», — сообщил В.Р. Легойда. «В свою очередь, Преосвященным Великоустюжским и Тотемским члены Священного Синода постановили быть епископу Югорскому и Няганскому Фотию, временное управление Югорской епархией поручено митрополиту Ханты-Мансийскому и Сургутскому Павлу», — добавил глава Синодального отдела. Также представитель Церкви рассказал, что Священный Синод заслушал рапорт митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, главы Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, о необходимости иметь еще одного викарного епископа. «Священный Синод постановил избрать викарием Астанайской епархии с титулом " Талгарский " архимандрита Вениамина (Рудого), клирика Чимкентской епархии. Место наречения и хиротонии архимандрита Вениамина во епископа Синод оставил на благоусмотрение Святейшего Патриарха Кирилла», — отметил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. В.Р. Легойда сообщил, что члены Синода имели суждение о служении епископа Варгашинского Пармена, викария Курганской епархии. «По итогам обсуждения Синод постановил епископа Варгашинского Пармена почислить на покой. Местом его пребывания на покое определен город Ростов-на-Дону», — рассказал В.Р. Легойда. Также, по словам представителя Церкви, члены Синода заслушали сообщение Святейшего Патриарха Кирилла о епархиях и приходах за рубежом. «По итогам обсуждения Священный Синод постановил освободить митрополита Волоколамского Антония от временного управления приходами Московского Патриархата в Италии. Временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии назначен митрополит Корсунский и Западноевропейский Нестор, Патриарший экзарх Западной Европы», — заявил В.Р. Легойда.

http://radonezh.ru/2023/03/17/v-moskve-s...

«Представителем Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском и настоятелем Подворья Русской Православной Церкви в Софии Священный Синод назначил клирика Венской и Австрийской епархии протоиерея Владимира Тыщука. Также члены Синода освободили архимандрита Александра (Елисова) от должности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме с выражением благодарности за понесенные труды и постановили направить его в распоряжение Патриарха Московского и всея Руси. В свою очередь начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме Синод постановил назначить архимандрита Вассиана (Змеева)», — отметил председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Кроме этого, как сообщил В.Р. Легойда, члены Синода имели суждение о положении дел в Патриаршем экзархате Африки. «По итогам обсуждения, в связи с поступившим на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла рапортом митрополита Клинского Леонида с изложением причин, препятствующих исполнению им обязанностей Патриаршего экзарха Африки, Синод постановил освободить митрополита Клинского Леонида от этой должности с благодарностью за понесенные труды и с сохранением за ним временного управления Ереванско-Армянской епархией. В свою очередь исполняющим обязанности Патриаршего экзарха Африки Синод назначил епископа Зарайского Константина», — проинформировал председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. В.Р. Легойда также отметил, что члены Священного Синода имели суждение об учреждении Синодальной комиссии по иконописи. «Комиссия учреждена с целью экспертизы иконописных эскизов, рассмотрения и утверждения новых иконописных образов, выработки общих рекомендаций, касающихся иконографии, содействия развитию иконописного искусства и его популяризации», — сообщил представитель Церкви, добавив, что председателем Синодальной комиссии по иконописи Синод назначил епископа Троицкого Панкратия. Также, по словам В.Р. Легойды, члены Синода имели суждение о сроках получения государственной аккредитации духовными семинариями и поставили на вид соответствующим епархиальным архиереям отсутствие положительных результатов в получении лицензии или аккредитации вверенными им семинариями. «В случае принципиальной и объективной невозможности успешно завершить процесс получении лицензии и аккредитации, по решению Синода следует до 24 декабря 2024 года приступить к преобразованию таковых семинарий в Центры подготовки церковных специалистов», — рассказал глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

http://radonezh.ru/2023/10/12/predsedate...

Временный Патриарший Священный Синод был учрежден 18 мая 1927 г. Заместителем Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Нижегородским Сергием (Страгородским), опиравшимся на прецедент существования Синода при Патриархе св. Тихоне. В этот день митр. Сергий провел совещание с архиереями, выбранными им для оказания помощи в осуществлении высшего церковного управления: митр. Тверским Серафимом (Александровым), архиепископами Костромским Севастианом (Вести) , Вологодским Сильвестром (Братановским) , Звенигородским Филиппом (Гумилевским) , Хутынским Алексием (Симанским) , еп. Сумским Константином (Дьяковым) . Из участников совещания митр. Сергий образовал Временный Патриарший Священный Синод, полномочия к-рого по аналогии с В. С., образованным Патриархом св. Тихоном в 1923 г., проистекали из полномочий учредителя. В состав Синода Заместитель Местоблюстителя включил также митр. Новгородского Арсения (Стадницкого) , пребывавшего уже много лет в ссылке в Туркестане и лишенного права выезда оттуда, а также только что выпущенных тогда на свободу архиепископов Самарского сщмч. Анатолия (Грисюка) и Вятского Павла (Борисовского) . 20 мая 1927 г. НКВД выдал справку о временной регистрации Синода. В акте митр. Сергия об открытии Синода говорилось: «Проектируемый при мне Синод ни в какой степени не полномочен заменить единоличное возглавление Российской Церкви, но имеет значение лишь вспомогательного органа, лично при мне, как Заместителе первого епископа нашей Церкви. Полномочия Синода проистекают из моих и вместе с ними падают» (ЦВ. 1927. 3. С. 3). В соответствии с этим разъяснением как сами участники Синода, так и их число определялись не избранием, а волей Заместителя Местоблюстителя совместно с членами Синода. В 1935 г. митр. Сергий писал: «Учреждая восемь лет назад при себе Временный Патриарший Священный Синод... я отнюдь не считал такой формы управления ни окончательной, ни наилучшей для нашей патриаршей Русской Церкви. Мое желание было: на первых своих шагах иметь около себя известных мне преосвященных архипастырей, чтобы с помощью их организовать и надлежащим образом направить работу нашего центрального церковного управления».

http://pravenc.ru/text/155436.html

В.Р. Легойда сообщил, что на заседании Синода его члены имели суждение о назначении архиереев в дальнем зарубежье. «По итогам обсуждения Синод постановил освободить митрополита Волоколамского Антония от должности Патриаршего экзарха Западной Европы, выразив ему благодарность за понесенные труды. Преосвященным Корсунским и Западноевропейским, Патриаршим экзархом Западной Европы, Синод назначил архиепископа Мадридского и Лиссабонского Нестора с временным сохранением за ним управления Испанско-Португальской епархии. В свою очередь Преосвященным Венским и Австрийским назначен епископ Кафский Алексий, викарий Корсунской епархии», — заявил В.Р. Легойда. Он также отметил, что на заседании Священного Синода его члены заслушали прошение архиепископа Корсунского и Западноевропейского Нестора, Патриаршего экзарха Западной Европы, о назначении ему викарного епископа. «По итогам обсуждения Синод постановил избрать игумена Петра (Прутяну), клирика Испанско-Португальской епархии, Преосвященным Кафским, викарием Патриаршего экзарха Западной Европы», — сказал В.Р. Легойда. По словам председателя Синодального отдела, во время заседания члены Синода заслушали сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся Первосвятительском визите в Норильскую епархию Русской Православной Церкви. Члены Синода постановили благодарить Предстоятеля за труды и принесенную радость молитвенного общения архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам Норильской епархии. Как отметил В.Р. Легойда, Синод во время своего заседания заслушал доклад митрополита Воскресенского Дионисия, управляющего делами Московской Патриархии, председателя Межведомственной рабочей группы по координации помощи, оказываемой епархиям Донбасса и сопредельных территорий, находящихся в зоне конфликта, о проводимой работе. По его словам, в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению к 29 сентября было собрано свыше 238,6 миллионов рублей для помощи беженцам и людям, пострадавшим в зоне конфликта. Закуплена и направлена гуманитарная помощь на сумму в 225,5 миллионов рублей. В епархиях на территории России к 15 августа было собрано, закуплено и передано беженцам и пострадавшим мирным жителям свыше 2330 тонн гуманитарной помощи. В том числе 1410 тонн направлено в Бердянскую, Горловскую, Донецкую, Изюмскую, Запорожскую, Луганскую, Северодонецкую, Харьковскую, Херсонскую епархии. Самостоятельно гуманитарную помощь направили 99 епархий. Всего епархиями России была оказана помощь около 310 тысячам беженцев и мирных жителей в зоне конфликта. В приграничных епархиях продолжают работать церковные штабы помощи беженцам. В Белгородском церковном штабе помощи беженцам с марта приняли более 21 тысячи обращений, в Ростовском гуманитарном центре — более 12 тысяч обращений, в гуманитарных центрах Воронежской епархии — свыше 17 тысяч обращений. В церковный штаб адресной помощи беженцам в Москве с марта по август обратились свыше 23 тысяч беженцев, добавил В.Р. Легойда.

http://radonezh.ru/2022/10/14/v-moskve-s...

Патриарха Тихона 1925, 12 апреля Митр. Крутицкий Петр (Полянский) приступил к исполнению обязанностей патриаршего Местоблюстителя 1925, 17 сентября Незаконное провозглашение автокефалии Польской Церкви 1925, 1 октября II «собор» обновленцев   1925, 14 декабря Митр. Нижегородский Сергий (Страгородский) приступил к исполнению обязанностей Заместителя патриаршего Местоблюстителя 1925, 22 декабря Образование Временного высшего церковного совета (ВВЦС) во главе с архиеп. Екатеринбургским Григорием (Яцковским) 1925 Открытие Богословского института в Париже 1926, 7 июня Составление «Памятной записки» узников Соловецких лагерей 1926, ноябрь – 1927, март Временное исполнение обязанностей Заместителя Местоблюстителя митр. Петроградским Иосифом (Петровых) (ноябрь–декабрь 1926 г.) и архиеп. Угличским Серафимом (Самойловичем) (декабрь 1926 – март 1927 г.) 1927, 18 мая Образование Временного Патриаршего Священного Синода 1927, 29 июля Издание «Декларации» Заместителем Местоблюстителя и Временным Патриаршим Синодом 1929, 8 марта Издание постановления ВЦИК и СНК о религиозных объединениях 1929–1931 Массовое закрытие церквей 1929–1933 «Раскулачивание» и коллективизация   1931, 5 декабря Взорван храм Христа Спасителя     1930, 10 июля Увольнение митр. Евлогия от должности управляющего западноевропейскими приходами и назначение управляющим митр. Елевферия 1931–1935 Издание «Журнала Московской Патриархии» 1932–1933 Голод на Украине, Северном Кавказе, в Поволжье и Казахстане 1934, 1 декабря Убийство С. Кирова, начало массовых репрессий 1934–1935 Массовые аресты архипастырей, священнослужителей и мирян   1934, 27 апреля Временный Патриарший Синод удостоил митр. Сергия титула «Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский»   1935, 18 мая Упразднение Временного Патриаршего Синода 1936, 5 декабря Принятие «сталинской» Конституции СССР 1937, 23 февраля – 5 марта Пленум ЦК ВКП(б), санкционировавший массовый террор 1937–1939 Массовые репрессии против священнослужителей и верующих, массовое закрытие церквей   1936, 22 декабря «Акт о переходе прав и обязанностей Местоблюстителя патриаршего престола к Заместителю патриаршего Местоблюстителя» митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Митрополит Сергий квалифицировал Архиерейский Синод в Сремских Карловцах как «самочинное сборище» и последовательно требовал его роспуска. В 1934 году руководимый митрополитом Сергием Синод запретил в священнослужении восемь архиереев, состоявших в РПЦЗ. При чем мотивировалось это решение каноническими правилами, в которых говорилось о недопустимости самочинного отделения от общения с законным Священноначалием. Но РПЦЗ понимала ситуацию принципиально иначе. Зарубежные архиереи не считали митрополита Сергия и руководимый им Синод законной высшей церковной властью. Легитимным Первоиерархом Русской Церкви РПЦЗ считала только Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Петра (Полянского), находившегося в ссылке. Зарубежный Синод полагал, что в Русской Церкви сохраняются условия, о которых говорилось в постановлении Священного Синода и Высшего Церковного Совета в Москве от 7(20) ноября 1920 года 362). Это постановление предусматривало, что в случае, если обстоятельства войны или изменение государственных границ приведут к потере связи между Высшим Церковным Управлением в Москве и какими-то епархиями, либо же если само Высшее Церковное Управление во главе с Патриархом «почему-либо прекратит свою деятельность», правящие архиереи этих епархий могут организовать временные органы высшей церковной Проще говоря, постановление от 7(20) ноября 1920 года предполагало, что в экстраординарных условиях войны или гонений на Церковь епархии могут временно перейти на самоуправление. С точки зрения Зарубежной Церкви в 1927 году имела место именно такая ситуация. Законный Местоблюститель находился в ссылке и не имел возможности исполнять свои обязанности. Легитимных органов Высшего Церковного Управления в Советском Союзе (по мнению РПЦЗ) не существовало. При этом отсутствовала и регулярная связь между Москвой и зарубежной частью Русской Церкви. Потому РПЦЗ считала вполне допустимым и даже необходимым существование заграничных органов церковного управления. Зарубежные архиереи были готовы дать ответ о своих действиях, но только перед свободно созванным Собором Русской Церкви. До того же времени, пока не появится возможность созвать такой Собор, РПЦЗ считала себя находящейся в состоянии «самоуправления».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5889685...

Июнь 1926 года. Архиерейский Собор в Сремских Карловцах. Разрыв Архиерейского Синода с митрополитами Евлогием и Платоном. 26 января 1927 года. Архиерейский Синод запретил митрополита Евлогия в священнослужении и постановил предать его суду епископов. 4 февраля 1927 года. В «Обращении к духовенству и прихожанам» митрополит Евлогий оповестил свою епархию о независимости Западноевропейской митрополии. 14 июля 1927 года. Указ митрополита Сергия и Временного Священного Синода в поддержку митрополита Евлогия: изменение, под давлением органов советской власти, первоначально нейтральной позиции, выраженной в письмах к архиепископу Феофану (Быстрову) и епископу Серафиму (Соболеву) . 9 мая 1928 года. Постановление Временного Патриаршего Синода в Москве за 104 (указ владыке Евлогию): Архиерейский Собор и Синод в Сремских Карловцах упраздняются; каноническим признается только управление русскими церквами в Западной Европе Преосвященным митрополитом Евлогием. 10 июня 1930 года. Митрополит Сергий подписал Постановление об увольнении митрополита Евлогия от должности Управляющего русскими церквами в Западной Европе за организацию молений в защиту Русской Церкви. 21 июля 1930 года. Письмо митрополита Евлогия митрополиту Сергию с отказом подчиниться увольнению и с сообщением о разрыве административно-канонических отношений с Московской Патриархией. 17 февраля 1931 года. Митрополит Евлогий перешел в юрисдикцию Вселенского (Константинопольского) Патриарха. 30 апреля 1931 года. Московская Патриархия приняла решение о запрещении митрополита Евлогия и его клира в священнослужении. Май 1933 года. Митрополит Платон отказался дать подписку о лояльности советской власти и объявил Североамериканскую епархию автономной. 7 июня 1933 года. Архиерейский Синод заслушал «Послание Собора русских православных епископов в Северной Америке» от 28 февраля. Август 1933 года. Московская Патриархия вынесла решение запретить митрополита Платона в священнослужении как «раскольника». Май 1934 года. Личное примирение митрополитов Антония и Евлогия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

30 июля 1968 г. А. был назначен епископом Филадельфийским, викарием Нью-Йоркской епархии. На этом посту помогал Патриаршему экзарху Сев. и Юж. Америки, архиеп. Нью-Йоркскому и Алеутскому Ионафану (Кополовичу) в управлении епархией и в осуществлении процесса восстановления канонических отношений между РПЦ и Русской Православной греко-кафолической Церковью в Америке ( Митрополичьим округом ) после дарования ей автокефалии. А. продолжал богословские и литургические исследования, чтение лекций, в т. ч. в католич. ун-тах Нью-Йорка и Вашингтона. 5 апр. 1970 г. Патриарх Алексий I возвел А. в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке. 10 апр. 1970 г. Патриарх Алексий I и Свящ. Синод даровали автокефалию Православной Церкви в Америке . Был упразднен Патриарший экзархат Сев. и Юж. Америки и образован Патриарший экзархат Центр. и Юж. Америки. А. поручили временное управление приходами в Мексике. 11 авг. 1970 г. Свящ. Синод под председательством Патриаршего Местоблюстителя митр. Крутицкого и Коломенского Пимена (Извекова) освободил А. от управления приходами в Мексике и поручил, изучив состояние церковных дел в Сев. Германии, представить доклад с предложениями об определении ему соответствующего титула и постоянной резиденции в Сев. Германии. По предложению А. 1 дек. 1970 г. ему был присвоен титул - архиепископ Северогерманский. 24 февр. 1971 г. Свящ. Синод образовал на территории ФРГ Дюссельдорфскую епархию и определил А. впредь именоваться архиепископом Дюссельдорфским. В мае - июне 1971 г. А. представлял свою епархию на Поместном Соборе РПЦ, избравшем Патриархом Московским и всея Руси Пимена (Извекова). 25 мая 1975 г. с участием Патриаршего экзарха Средней Европы архиеп. Берлинского и Германского Филарета (Вахромеева) А. открыл в Дюссельдорфе епархиальный центр, разместившийся в бывш. мон-ре, переданном РПЦ Кёльнской епархией Римско-католич. Церкви. По инициативе А. в его епархиальном центре в 1978-1980 гг. проходили межконфессиональные встречи, на к-рых обсуждались богословские, литургические, патрологические, экуменические и др. вопросы. Своей деятельностью в Дюссельдорфской епархии А. показал образец канонической принципиальности, имевшей особое значение для приходов РПЦ в странах, где существовал церковный раскол. Принимая деятельное участие в межправосл. и межконфессиональном сотрудничестве в ФРГ, А. продолжал богословские и литургические исследования. Вступив в управление епархией уже в преклонном возрасте, А. показал пример самоотверженного архипастырского служения. При образовании епархии на ее территории существовал 1 приход с единственным священником юрисдикции РПЦ, к кон. 70-х гг. существовало 4 прихода, в т. ч. в епархиальном центре, к-рые окормляли уже 3 священника и 1 диакон.

http://pravenc.ru/text/64648.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010