сост. Ю.П. Зуев VI. Период правления Временного правительства (февраль – октябрь 1917 г.) Акты о свободе совести и вероисповеданий 1917 г., 7 марта. – Постановление Временного правительства. – О форме присяги Текст формы присяги «Клянусь честью офицера (солдата) и гражданина и обещаюсь перед Богом и своей совестью быть верным и неизменно преданным Российскому Государству, как своему Отечеству. Клянусь служить ему до последней капли крови, всемерно способствуя славе и процветанию Русского Государства. Обязуюсь повиноваться Временному правительству, ныне возглавляющему Российское Государство, впредь до установления образа правления волею народа при посредстве Учредительного Собрания. Возложенный на меня долг службы буду выполнять с полным напряжением сил, имея в помыслах исключительно пользу Государства и не щадя жизни ради блага Отечества. В заключение данной мною клятвы осеняю себя крестным знамением и ниже подписуюсь». Примечание 1. Настоящая форма присяги спроектирована для лиц православного и римско-католического вероисповеданий. Примечание 2. Для лиц лютеранского вероисповедания из заключительной фразы присяги должны быть выпущены слова: «Осеняю себя крестным знамением». Примечание 3. Для лиц магометанского вероисповедания присяга заканчивается так: «Заключаю сию мою клятву целованием преславного Корана и ниже подписуюсь». Примечание 4. Для лиц иудейского вероисповедания из заключительной фразы присяги исключаются слова «осеняю себя крестным знамением». Примечание 5. Для язычников и для лиц, не приемлющих присяги по их вероучению, начальную фразу присяги читать: «Честью офицера (солдата) и гражданина обещаюсь перед своею совестью быть верным и неизменно преданным Российскому Государству, как своему Отечеству». Из заключительной фразы присяги исключаются слова: «Осеняю себя крестным знамением». Сборник указов и постановлений Временного правительства. Вып. 1. Пг., 1917. 1917 г., 20 марта. – Постановление Временного правительства. – Об отменевероисповедных и национальных ограничений

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кн. Г. Е. Львов. Фотография. Ок. 1917 г. Кн. Г. Е. Львов. Фотография. Ок. 1917 г. После 1905 г. возросла роль З. в политической сфере, мн. земские деятели были избраны в состав Гос. думы. 30 июля 1914 г., после начала первой мировой войны, на съезде уполномоченных губ. З. был создан Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам (ВЗС) - общероссийская общественная орг-ция. Высшим органом союза стал Всероссийский съезд представителей губ. земских управ и земских собраний, а на местах создавались губ. и уездные, а также фронтовые комитеты. 10 июля 1915 г. ВЗС совместно со Всероссийским союзом городов был образован Земгор. Эти орг-ции с согласия правительства осуществляли нек-рые адм., военные, хозяйственные функции, связанные с военной промышленностью и со снабжением армии. В 1917 г. З. в основной массе поддержали курс Временного правительства, глава ВЗС кн. Г. Е. Львов стал министром-председателем. Указом Временного правительства от 5 марта 1917 г. председатели земских управ назначались комиссарами правительства с сохранением прежних обязанностей. Однако в целом ряде случаев происходили отстранение руководителей земских управ и даже их аресты. 20-23 марта 1917 г. Мин-во внутренних дел разрешило заменять комиссаров лицами, пользующимися доверием населения. В ходе земской реформы Временного правительства, прошедшей в марте-июне 1917 г., З. фактически стали исполнительной властью на местах. Началось введение З. в губерниях, где они отсутствовали, и в волостях. В состав земских собраний стали входить только избранные гласные, был введен бессословный (с ликвидацией прежних цензов) прямой принцип избрания в земские органы. На ход выборов оказывали влияние политические партии - большинство в волостных и уездных органах получили эсеры. В новых условиях основными направлениями в деятельности З. стали пропаганда агротехнических знаний, снабжение населения сельскохозяйственными товарами, юридическая помощь, создание бирж труда, охрана труда, заведование милицией, а также поставка продовольствия в армию и помощь раненым.

http://pravenc.ru/text/199721.html

«Осколки» Временного Правительства реальной поддержки в Москве не получили 314 . «Как то странно из небытия», по выражению дневника Рейнгартена прозвучало появившееся 17 ноября в газетах обращение к стране Временного Правительства. Назначая срок созыва Учр. Собрания на 28 ноября, Временное Правительство из своего подполья заявляло, что оно в «настоящее время является единственной в стране законной властью» и что оно продолжает работу, чтобы не допустить «мятежников овладеть государственным организмом». По это не был призыв к борьбе, это была жалоба на отсутствие поддержки, самооправдание в бездействии – Врем. Пр. не желало принимать участия в конструкции новой власти «за несколько дней до Учредительного Собрания». Большевики постановили арестовать подписавших заявление от имени Временного Правительства и закрыли газеты, напечатавшие это заявление. Но, по существу это, поистине, был голос уже из загробного мира 315 . Он мог вызвать лишь новую «демонстрацию бессилия» у Таврического Дворца, в которой все же участвовало, по свидетельским показаниям, «10 тысяч человек» 316 . Городской голова Шрейдер «по постановлению Временного Правительства» открыл 28-го «высокое собрание» в присутствии 43 членов, которые признали: себя не в законном составе и произнесли несколько красивых фраз протеста против преступного посягательства на Учредительное Собрание... Лебединой песнью саботажной эпопеи был и красивый жест, сделанный 28 ноября в общем собрании всех департаментов Правительствующего Сената, призвавшего должностных лиц правительственных, городских и земских учреждений не выполнять незаконных велений комиссаров из Смольного, преступным насилием захвативших державную власть. (Постановление это, формулированное престарелым Таганцевым, было опубликовано в Собрании узаконений). Россия большевистская пошла в неведомую темную даль будущего с «фонарем ленинизма», и советский поэт в образном стихе смог через короткое время охарактеризовать этот путь словами: «Мы за собой идти заставим К бичу привыкшие стада»...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Назовём постановления, законопроекты, положения и докладные записки Временного правительства в отношении преподавания Закона Божия, вокруг которых в обществе и Церкви развернулись горячие баталии и споры. 6 июня 1917 г. Государственный комитет по народному образованию Временного правительства принял так называемые «руководящие положения» для окончательной разработки вопросов реформы народного образования. Пункт 12-й этих положений («Религия в школе») определял: «Органы местного самоуправления, частные лица и организации получают право открывать учебные заведения светского характера, т.е. лишенные религиозного элемента и в учебном плане и в строе школы. Устанавливается право родителей не обучать своих детей закону божию в школе, а после определенного законом возраста право отказываться от изучения этого предмета предоставляется самим учащимся» В другом документе - «проекте основных законов Российской республики по вопросам народного образования», составленным председателем Бюро Государственного комитета В.И. Чарнолуским, преподавание религии признавалось частным делом граждан и религиозных организаций и не могло входить в обязательные для учащихся программы государственных и общественных учебных заведений Вершиной пирамиды конфессионального законодательства Временного правительства признаётся принятый 14 июля 1917 г. закон «О свободе совести», изданный в виде постановления Временного правительства. Закон вводил принцип необязательности или факультативности изучения Закона Божия, по выбору родителей - условно, с учётом мнения детей (до 14 лет), по их личному и самостоятельному решению (с 14-летнего возраста) Хотя в законе «О свободе совести» прямо ничего не говорилось о преподавании Закона Божия, но существенные нововведения в правах родителей и самих детей-учащихся по определению религиозной принадлежности в первую очередь касались изучения или неизучения Закона Божия. На основании этого закона Государственный комитет приступил к разработке проекта постановления об отмене Закона Божия, как обязательного предмета в школе. В основу проекта были положены тезисы «Религия в школе», разработанные членом бюро комитета Н.Н. Иорданским а также тезисы комитета «О некоторых изменениях учебных планов» в министерских средних учебных заведениях. В последнем документе определённо и безоговорочно утверждалось: «(5) Изучение Закона Божия признаётся факультативным во всех классах прогимназий и гимназий, причём в классах с I по IV включительно преподавание этого предмета должно быть, во всяком случае, организовано для желающих во внеурочное время»

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/28/...

764 Милюков П.Н. являлся министром иностранных дел Временного правительства со дня его сформирования. Вследствие первого кризиса правительства лидер кадетов 1 мая 1917 г. покинул пост в Кабинете министров. 765 Гучков А.И. был военным и морским министром Временного правительства с 2(15) марта по 2(15) мая 1917 г. На этом посту его сменил А.Ф. Керенский (Политические партии России. С. 172173, 251, 364). 766 По-видимому, речь идет об антивоенных выступлениях в Петрограде 2021 апреля, вызванных, в частности, нотой П.Н. Милюкова от 18 апреля о решимости России продолжать войну до победы. 767 Вероятно, телеграмма отправлена в период между 18 апреля и 1 мая 1917г., после обнародования ноты министра иностранных дел П.Н. Милюкова о задачах войны и до его отставки, вызванной кризисом Временного правительства (Милюков П.Н. Указ. соч. С. 7677, 8183). 773 Керенский А.Ф. возглавил Временное правительство с 8 июля 1917 г. (см.: Политические партии России. С. 251). 775 В данном случае неясно: речь идет о кафедральном соборе Еревана, или же о собрании духовенства и православного населения города, поскольку весной и летом 1917 г. некоторые съезды духовенства назывались соборами: например, Петроградский и Закавказский церковные соборы. 777 Челноков М.В. занимал должность комиссара Москвы со 2 по 6 марта 1917г. (см. о нем: Селезнев Ф.А. Михаил Васильевич Челноков. Вопросы истории. М., 2004. 6. С. 8297). 778 Собрание состоялось в церкви св. Параскевы Пятницы, что на Пятницкой улице. На нем присутствовало свыше 50 священников, дьяконов и псаломщиков. 779 По традиции, приходы в Москве были разделены не на благочиния, а на сорока (В.И. Даль вводит два варианта ударения- на первый и последний слог). Причиной тому являлось предание, что в столице 40 сороков (1600) церквей. Однако фактическое число храмов не достигало тысячи, и в каждом сороке было менее 40 церквей. Сорок отличался от благочиния лишь названием (см.: Даль В.И. Толковый словарь... Т. 4. С. 281). 784 Другое название этого органа – Екатеринославский епархиальный комитет. Весной-летом 1917 г. им издавалась газета «Вестник Екатеринославского губернского комитета православной церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Была она желательна и для Корнилова, ввиду безудержной пропаганды Совета против войны, вести и выиграть которую было задачей, поставленной Корнилову. На этой почве и создалось соглашение, с обеих сторон неискреннее и с недоговорками, Корнилова и Керенского о конном корпусе для борьбы с Советами. К этой цели Корнилов шел открыто. Керенский мог идти к этой цели только скрыто. Корнилов торопился, считая, что промедление времени смерти подобно. Керенского останавливали соображения идеологического характера, желание сохранить чистоту своих революционных риз и практическая необходимость лавировать перед могучим совдепом. По тем же соображениям, Керенскому было бы приятно применить силу только в качестве угрозы. Корнилов, несомненно, предпочитал короткую и грубую (дикая дивизия) расправу. Оба понимали, что, в результате ликвидации Советов, родится диктатура. Корнилов не скрывал, что при данной обстановке естественным диктатором может быть только военачальник. Для Керенского военный диктатор был неприемлем…» (116). Итогом работы Комиссии стала следующая формулировка: «Генерал Корнилов не поручал В.Н. Львову требовать, а тем более в ультимативной форме, от Временного правительства передачи ему, генералу Корнилову, всей полноты гражданской и военной власти… а лишь высказал свое мнение (!) по вопросу… о наилучшей реорганизации правительства в целях создания сильной власти, причем настаивал на том, чтобы все конкретные меры в этом направлении были приняты с согласия Временного правительства… Комиссия приходит к заключению, что существование заговора лиц, объединяющихся генералом Корниловым и ставивших своей целью изменение существующего строя и свержение Временного правительства, представляется по делу недоказанным». Более того, в ходе расследования выяснилась провокационная, по существу, роль Львова и совершенно лишенная здравого смысла оценка действий Главковерха со стороны Керенского. Дальнейшая работа комиссии могла привести к серьезному политическому скандалу, но приход к власти большевиков предотвратил его (117).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

1 марта тот же Родзянко телеграфировал Главнокомандующему армиями Северного фронта: «Временный Комитет Членов Государственной думы сообщает Вашему Высокопревосходительству, что ввиду устранения от управления всего состава бывшего Совета министров правительственная власть перешла в настоящее время к Временному Комитету Государственной думы. Председатель Государственной думы Родзянко». Того же 1 марта Петроградское телеграфное агентство рассылало следующие телеграммы, устанавливающие формирование правительства революционным путем: «От Временного Комитета Государственной думы: Временный Комитет членов Государственной думы при тяжелых условиях внутренней разрухи, вызванной мерами старого правительства, нашел себя вынужденным взять в свои руки восстановление государственного общественного порядка, сознавая всю ответственность принятого им решения. Комитет выражает уверенность, что население поможет ему в трудной задаче создания нового правительства, соответствующего желаниям населения и могущего пользоваться его доверием. Председатель Государственной думы Михаил Родзянко. Подписано 27 февраля 1917 г. Печатается по распоряжению Временного Комитета Государственной думы. Временное заведование Петроградским Телеграфным Агентством возложено, по поручению Временного Комитета Государственной думы, на члена Государственной думы Г. Д. Гронского». «27 февраля ровно в полночь окончательно организовался Исполнительный Комитет Государственной думы следующего состава: Родзянко, Керенский, Чхеидзе, Шульгин, Милюков, Коновалов, Дмитрюков, Ржевский, Шидловский, Некрасов, Львов». В это время Государь Император был в пути ко Пскову. Генерал Лукомский 1 марта в 17 ч. 15 м. сообщил говорившему с ним по аппарату из Пскова Генерального штаба подполковнику Сергеевскому, для доклада Его Величеству, в числе прочего, следующее: «Адмирал Непенин доносит, что он не признал возможным протестовать против призыва Временного Комитета. Таким образом, Балтийский флот признал Временный Комитет Государственной думы».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

27 февраля 1917 г. он, вместе с Керенским, вошел в состав Временного исполкома Петроградского совета рабочих депутатов и был избран его председателем. В тот же день Чхеидзе был включен в состав Временного комитета Государственной Думы, но войти в состав Временного правительства в качестве министра труда категорически отказался, видимо, испугавшись взять на себя реальную ответственность. Как утверждал Суханов, «Чхеидзе вообще как огня боялся всякой причастности к власти» . «Стоя во главе Совета, Чхеидзе мог, если бы хотел, стать в центре Временного Правительства революции: реальная сила была в руках Совета, вспоминал лидер партии эсеров В.М. Чернов. Еще легче ему было встать в центре правительственной коалиции социалистов с цензовиками. Он этого не захотел. Его ум, правильно или неправильно, говорил ему: для социалистической демократии еще не пришло время. И мощную поддержку уму оказывала одна особенность его характера. Когда вопрос о вхождении в правительство был решен, когда уже уклоняться было нельзя, когда болезнь властебоязни в социалистических рядах была сломлена повелительным требованием событий, надо было видеть, как взбунтовался Чхеидзе против неизбежных личных выводов из новых политических позиций. Он ничего слышать не хотел о своем вхождении в правительство» . Свое расхождение с Временным правительством и цели своей политической программы меньшевик Чхеидзе объяснял в эти дни так: «Мы идем со всеми теми, кто выступает с решительным требованием... чтобы правительства... немедленно отказались от всяких завоевательных и аннексионистических задач. Это... тот шаг, который нас приведет вплотную к вопросу о ликвидации войны... Мы и во внутренней политике идем за теми, которые свою работу направляют... для... разрешения тех задач, которые поставлены революцией» . Таким образом, с первых же дней Февральской революции социал-демократ Чхеидзе фактически откололся от своих недавних союзников-либералов, заняв более радикальную позицию. Член ЦК кадетской партии А.В. Тыркова раздраженно отмечала: «От этого грузина ничего хорошего не может исходить.

http://ruskline.ru/history/2016/04/19/pa...

Преемник Деникина на посту главнокомандующего барон Петр Врангель, проводя реорганизацию ведомств и учреждений, запросил Временное высшее церковное управление (ВВЦУ), председателем которого на тот момент был епископ Вениамин (Федченков), о ведомственном подчинении Управления исповеданий. В ответ на письмо управляющего делами совета при Врангеле епископ Вениамин выразил мнение, что учреждения самостоятельного управления исповеданий не требуется. По мнению преосвященного Вениамина, функции этого управления в соответствии с определениями Поместного Собора 6 вполне могло взять на себя Временное высшее церковное управление. Постановлением Совета при Главнокомандующем Русской армией 14 июня 1920 года Управление исповеданий оказалось упразднено, а решение всех церковных дел возложено на Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России. Инославные исповедания передавались в ведение гражданского управления по Отделу внут­ренних дел. Три дня спустя это постановление утвердил глава правительства Юга России Александр Кривошеин. Не удовлетворившись этим документом вполне, ВВЦУ попросило Врангеля внести в постановление поправку, что председатель ВВЦУ участвует в заседаниях совета при главнокомандующем не с совещательным, а с решающим голосом. Врангель с этим согласился 7 . Краевые правительства несколько иначе смотрели на взаимоотношения с церковным управлением. Гражданские власти занятых белогвардейцами Кубани и Крыма признали местные епархиальные советы государственными учреждениями. При этом Крымское краевое правительство ссылается в своих постановлениях по церковному вопросу на документы, выработанные Поместным Собором. В частности, в постановлении Совета министров от 21 февраля 1919 года говорится: «Утвердить прилагаемые при сем штаты Таврического епархиального совета на основании принятого Поместным Всероссийским Собором положения о епархиальном управлении, признав за этим учреждением значение правительственного... С упразднением Духовной консистории оставить в силе действующего закона те статьи устава Духовной консистории, кои не отменены постановлением Поместного Всероссийского Собора...» 8 . Таким образом, на Юге России наряду с выстраиванием новых государственно-церковных отношений проходила и реорганизация епархиального управления — также на основаниях, выработанных Поместным Собором.

http://e-vestnik.ru/analytics/grazhdansk...

Когда мавр сделает свое дело, он должен удалиться; когда то, что нужно было жизни придет – тогда внутренне закончится революционный процесс, хотя, может быть, не сразу свалится тирания. Но не говоря о сегодняшнем дне, можно совершенно убежденно отстаивать то положение, что революция имела по существу две положительных задачи, которые должна была решить. Политическая ритмика в нашей революции определялась именно этим – Временное Правительство, было, конечно, плохим, а, может быть, и никаким Правительством, ибо не имело (да и хотело ли иметь? Сейчас, через 14 лет, кажется, что и господин Львов, и все его сотрудники были своеобразными толстовцами, гнушавшимися власти...) никакой власти. Но оно могло бы держаться, если бы все же при нем могли быть разрешены основные требования жизни. Большевики психически овладели народом потому, что они кончили войну, отдали крестьянам всю землю, – а национальностям предоставили действительно полную (по крайней мере, первое время) свободу «самоопределения». Большевики в значительной мере обманули тех, кто им поверил, но благодаря своему обману они овладели властью, – и раз ею овладев, сумели ее удержать. Временное Правительство не обладало властью, точнее – имело ее настолько, насколько не угасшая в населении инерция и действительная потребность в управлении считалась с Временным Правительством. Но всякий раз, как у него находилась достаточная сила своеволия или сопротивления – Временное Правительство шло на уступки. В украинском вопросе это сказалось с полной силой; положение здесь ухудшалось тем, что в Петрограде не имели определенного отношения не только к Украине, но и вообще к национальной проблеме в России. Не было во Временном Правительстве определенного отношения и к социальной проблеме. Это значит, говоря другими словами, что во Временном Правительстве была ясна и определенна лишь чисто политическая задача, задача «сведения концов с концами» в управлении огромным государством. Связь с иностранными державами, продолжение военных действий с Германией, наконец подготовка учредительного собрания, на которое возлагались все надежды, – все это как бы оправдывало Временное Правительство в том, что оно не хотело стать настоящей властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010