Отряд вышел на пароходах из Симбирска 1 августа. Прикрытие обеспечивали шесть вооруженных пароходов боевой флотилии мичмана Г.А. Мейрера. Как показало дальнейшее развитие событий, для командования красных это выступление стало полной неожиданностью. 4 августа вышедшая навстречу речная флотилия красных была разгромлена белыми в устье Камы, а уже 5 августа флотилия Народной армии подошла к Казани и высадила десанты на пристани и противоположном берегу Волги у Верхнего Услона (там десантом была захвачена тяжелая береговая батарея). Вечером того же дня на пассажирских пароходах к Казани подошли и основные силы: высадившуюся на берег пехоту поддерживала с пароходов артиллерия. В.О. Каппель с тремя ротами был направлен на восток, в обход города. В это же время чешские части от пристаней должны были повести наступление в лоб. Утром 6 августа начался решающий бой за Казань. К часу дня В.О. Каппель со своими ротами вошел с тыла в город, чем вызвал в нем сильную панику. Однако сражение затянулось: советский 5-й Латышский полк, сражавшийся на южной окраине Казани, не только не поддался общей панике, но даже начал теснить чехов к пристани. Изменила ситуацию неожиданная помощь. Сербский батальон (300 человек, командир - майор Благотич), размещавшийся в казанском кремле и служивший ранее у красных (накануне он отказался выдать большевикам всех своих офицеров и ушел из города), присоединился к чехам. Сопротивление 5-го Латышского полка было сломлено - почти весь он был уничтожен. Уличные бои продолжались всю ночь и утро. Полностью Казань была очищена от красных к полудню 7 августа. 9 августа В.О. Каппель отправил в Самару Чечеку победную телеграмму: " После двухдневного боя, 7-го августа частями Самарского отряда Народной армии и чехословаками совместно с нашей боевой флотилией Казань взята. Трофеи не поддаются подсчету... Потери моего отряда - 25 человек, войска вели себя прекрасно " 8. " Значение взятия Казани было, конечно, громадным и по результатам, и по впечатлению в России, - признавался П.П. Петров. - Благодаря успеху удалось восстание на Ижевском и Воткинском заводах, ушли из Камы по реке Вятке красные, оперировавшие на участке Мензелинск - Елабуга; советская Россия лишилась камского хлеба " 9. В антибольшевистский лагерь в полном составе перешла находившаяся в Казани Академия Генерального штаба во главе с генералом А.И. Андогским. В числе ее выпускников, вступивших в Народную армию, был капитан Л.Л. Ловцевич, ставший начальником штаба отряда Каппеля, впоследствии воевавший вместе с Владимиром Оскаровичем в составе Западной армии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

5 февраля епископ отправил прокурору письмо, в котором писал, что считает обвинение «безосновательным, потому что журналы прошли через таможню, следовательно, допущены к хранению и чтению в СССР... В силу означенных обстоятельств, прошу товарища прокурора затребовать в порядке надзора дело, рассмотреть его и, если нельзя будет совершенно прекратить дело до окончания расследования и до получения справки из московской таможни, то, во всяком случае, изменить меру пресечения до суда на время следствия... В крайнем случае, если даже это мое деяние (...просмотр журналов, хотя и заграничных, но все же легальных, как прошедших через таможню) все же составляет почему-либо преступное деяние, то оно, как совершенное в июле прошлого года, когда была получена в Воткинске посылка, подходит под амнистию по случаю 10-летнего юбилея Октябрьской революции и дело должно быть на основании 4-й статьи УПК прекращено» . 17 марта следствие было закончено, и следователь в составленном им обвинительном заключении написал: «Обнаруженные журналы и анонимное обращение носят ярко выраженный антисоветский характер, в которых реакционное духовенство задалось целью оклеветать Советский Союз, который якобы, несмотря на существующие изданные законы об отделении Церкви от государства, старается под видом искоренения церковной контрреволюции проводить политику гонения на религию вплоть до полного ее разгрома и заполнения тюрем служителями религиозного культа без всяких на то оснований... и в настоящее время создает искусственно группировки в виде обновленческо-синодального течения посредством поголовного участия в этой группировке под видом священников – агентов ОГПУ» . 22 июня 1928 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Онисима к трем годам заключения в Соловецком концлагере. Владыка прибыл туда в то время, когда там находилось более полутора десятка православных архиереев, множество священников и мирян. На епископа лагерным начальством была возложена обязанность зажигать маяк, что было непросто: надо было в утлой лодчонке в любую погоду плыть к маяку, часто по непогоде ложась на дно лодки, и, приплывая туда продрогшим и замерзшим и не имея, где отогреться, зажигать огонь на маяке и возвращаться.

http://fond.ru/kalendar/235/onisim/

Все памятники старины – дома дореволюционные с лепниной, декором – в состоянии разрушения. Кажется, что город – больной, который уже никогда не поправится. Думаю, что, если у города не появится хозяин, который начнет серьезную работу, ежедневное кропотливое восстановление города, – тот умрет. Всеобщий упадок. Городская площадь называется «Красная площадь». Это – жестокое издевательство. Все дома разбиты. Лепные украшения, балконы – отвалились. Мы были поражены тем, какое вопиющее наплевательство в отношении города питают власти. Грязь, мусор – горами. Подростки с порочными лицами, (как в подворотнях конца 80-х годов ХХ века, когда составлялись молодежные банды). И все это – при том, что город – древний. Мы ломали голову: за какие духовные достоинства этот город подвергся такой бесовской ненависти, выразившейся в уничтожении 19 храмов (из 20) и развалу?   Чайковский, 7 августа Город Чайковский. Город, на удивление неинтересный. Но так и должно быть, ведь ему 50 лет. В часе езды – старинный Воткинск. Лиза с Ульяной туда съездили, а я побродил по Чайковскому. Было воскресенье. Народ гулял, Это значит, гулял по магазинам: из одного в другой. Целая сеть магазинов с претенциозным названием «Коралл». Зашел в храм у автовокзала. В городке два храма. Но вот заканчивается воскресная Литургия, служат требы – и храм запирают. В храме не было ни одного человека… Что здесь хорошо – много зелени. Хотя по городу бродят угрюмые подростки, и в их глазах горят злые огоньки.   Чистополь, 8 августа После завтрака состоялась беседа моя и Лизы с пассажирами теплохода. Мы говорили о вере и отвечали на вопросы. Салон, в котором проходила беседа, был полон. Около 40 человек интересующихся, больше места не было. Встреча прошла с большим успехом. И еще раз убедился: о подлинном Православии наши соотечественники почти ничего не знают. А что на слуху? Всевозможные сплетни (из газет), скандальная информация. Искренняя жажда религиозных знаний – есть. А вот где об этом почитать, что на эту тему посмотреть – не знают.

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

Увела нянечка её к себе ночевать, на свою кровать положила, а сама и не спала всю ночь. Очень добрая была. А утром повидались мы только полчасика. Нужно было жене успеть на обратный пароход, а путь вверх по реке ещё длиннее. Ну, успела она мне все новости рассказать: про детишек милых, про родителей, про школу нашу. Обнялись осторожно на прощание, поцеловались. Тут уж не могла она, как раньше, у меня на шее повиснуть, а я не мог её на руки подхватить: сам пока на ногах еле держался. И поехала моя любимая жёнушка назад, домой. У фронтового друга оказались кости целыми, и рука быстро зажила. Через неделю я уже провожал его обратно в полк. Больше мы с ним не увиделись. Позднее узнал о его гибели. Мне же дали месячный домашний отпуск, а потом нужно было на комиссию, так как моё ранение считалось тяжёлым. Наконец пришла пора и мне оставить госпиталь. Надел ботинки с обмотками (сапоги отдал уходившему на фронт другу), заштопанную серую шинельку, старые штаны и гимнастёрку. Дали мне паёк на двое суток, и отправился я домой. Путь был недолог: Казань — Арыз — Воткинск. До Лысьвы пешком. Нашёл попутную подводу, позвонил в свой сельсовет: еду из Лысьвы. Хотел обрадовать родных. И вот, когда до дому оставалось километра четыре, гляжу: бежит мне навстречу моя Галинка, а за ней, спотыкаясь, мама. Пришли домой. Слёз женских было море. Не знали, куда посадить, чем накормить от радости. Сыночек узнал отца, а вот маленькая дочурка отвыкла от меня, дичилась сначала. Но быстро вспомнила и признала. Нестроевая служба и семья На комиссии сказал, что чувствую себя прекрасно и готов идти на фронт, очень хочу вернуться в родной полк. Но мне ответили, что отвоевался я. Выдали справку: годен к нестроевой службе в период военного времени в тылу. Отправили меня в учебный батальон для подготовки новобранцев. Командирами отделений были все без исключения фронтовики, повоевавшие. Командовал учебным батальоном лейтенант, как и я, только что прибывший из госпиталя (ходил с палочкой). Начал я работать. Личный состав учебного батальона получал хорошую подготовку, потом шли благодарственные письма с фронта.

http://azbyka.ru/fiction/nepridumannye-i...

Юрий 14 февраля 2024, 11:20 Алла13 февраля 2024, 20:38 Да, крестьянин работал на помещика. Но помещик сам нёс службу! Всё общество было так или иначе связано службою: помещику, Государю, Богу… И ни на какую «часть» общества Царская власть не опиралась. Царь – отец для всех своих подданных. И в интересах всех подданных он и действует. Почему же тогда коллективизация не может считаться таким же исторически обоснованным процессом как формирование КП? Потому что заявленные Вами цели успешно решались Российской Империей без всякой коллективизации. В РИ проводилась индустриализация, был хороший, на уровне своего времени, ВПК. Юрий 14 февраля 2024, 11:19 Алла13 февраля 2024, 20:38 Крепостное право (КП) процесс длительный, оно формировалось веками. Нельзя сказать, что такой-то царь принял указ о введении КП. Оно постепенно ужесточалось – при Св. Феодоре Иоанновиче, при Алексее Михайловиче, при Петре I, при Анне Иоанновне… А потом – тенденция изменилась – уже с Павла I началось смягчение, которое завершилось освобождением крестьян при Александре II. Почему возникло КП? Для нужд армии. В России XV в. – расстояния огромные, золота нет (содержать наёмников как в Западной Европе мы не можем), враги повсюду. Вот и нужно, чтобы воины кормились сами с земли, а в случае чего выступали «конно, людно и оружно». Юрий 14 февраля 2024, 11:18 Алла13 февраля 2024, 20:38 Были ли рабочие, которые пошли за большевиками? Конечно, были. Но говорить о том, что пролетариат поголовно поддержал большевиков нельзя. Ижевские и Воткинские рабочие храбро воевали против большевизма. Из рабочих Донбасса формировались полки Корниловской и Дроздовской дивизий. Уральские рабочие в 1918 г. восставали против большевиков очень часто (см. работы к.и.н. М. Вебера), да и Свердлов поленом по голове получил не от «дворян и помещиков» а от пролетариев-железнодорожников. Юрий 14 февраля 2024, 10:54 И.13 февраля 2024, 17:33. " нужное " и " полезное " он определял для каждого исторического момента сам " . Это что же получается - каждый суслик в поле агроном, а каждый марксист подстраивает учение Маркса под себя? А что ж тогда г-н Ульянов так яростно боролся со совсеми кто с ним не согласен (от лидеров фракций внутри РСДРП(б) до зарубежных " социал-соглашателей " ? Они же тоже сами для себя определяли " нужное и полезное " ? " Что было разрушено, то и восстановлено и приумножено " . Во-первых, нет, при Ленине не восстановлено и не приумножено (да и при его преемниках тоже - где восстановление и приумножение гонимой Церкви?) А, во-вторых, зачем было рушить?

http://pravoslavie.ru/158599.html

Сиверская с изложением пунктов, обосновывающих молитвенно-канонический разрыв ленинградских иосифлян с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Нижегородским Сергием [Страгородским] и его Временным Патриаршим Синодом Ответное послание митрополита бывшего Ленинградского Иосифа [Петровых] инокам Александро-Невской Лавры в связи с переводом митрополита на Одесскую кафедру «Письмо к ближним» епископа Глазовского Виктора [Островидова] по поводу Декларации Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия [Страгородского] и Временного Патриаршего Священного Синода от 16(29) июля 1927 г. Акт отхода ленинградских иосифлян от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] и его Временного Патриаршего Священного Синода Второе письмо к митрополиту Сергию [Страгородскому] епископа Ижевского и Воткинского Виктора [Островидова] с протестом против новой. «сергианской» политики, основанной на Декларации от 16(29) июля 1927 г. 17(30).12.1927. 208. Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] и Временного Патриаршего Священного Синода о запрещении в священнослужении ленинградских иосифлян в связи с их актом отхода от Заместителя от 13(26) декабря 1927 г. Заявление серпуховского духовенства Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию [Страгородскому] об отложении от него и его Временного Патриаршего Священного Синода Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] и Временного Патриаршего Священного Синода Из ответа митрополита Петроградского Иосифа [Петровых] по поводу перевода митрополита на Одесскую кафедру Выписка из письма митрополита бывшего Ленинградского Иосифа [Петровых] к ленинградским иосифлянам Письмо бывшего настоятеля московского храма «Никола Большой Крест» (на Ильинке) протоиерея о. Валентина Павловича Свенцицкого Заместителю Патриаршего Местоблюстителя, митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] Послание «одного епископа” по вопросу о законности причин, допускающих молитвенно-канонический разрыв с высшей церковной властью Суждения митрополита Литовского Елевферия [Богоявленского] об административной деятельности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] и Временного при нем Патриаршего Священного Синода (Декларация, легализация органов Патриаршего Церковного Управления, молитвенное поминовение гражданской власти в храмах и пр.) Письмо епископа Гдовского Димитрия [Любимова], временно управляющего Ленинградской епархией, «к отцам настоятелям» Письмо митрополита Иосифа [Петровых] к одному петроградскому архимандриту.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Во время гражданской войны большинство воткинских священников или пропали без вести, или были расстреляны. 13–16 декабря 1918 года председателем Воткинского ЧК Линдеманом и членами революционного совета в городе проводились митинги. Один из них прошел прямо в храме. Именно в эти дни были расстреляны один из самых уважаемых людей Воткинска отец Николай Чернышев и его дочь Варвара. Колчаковцы, занявшие Воткинск 7 апреля 1919 году, разыскали тела расстрелянных и устроили в Благовещенском храме прощание с почитаемым священником и его дочерью. С декабря 1918-го по 1920 год службы в храме не совершались. Церковная утварь, изготовленная из серебра, золота и драгоценных камней, была изъята новой властью. После гражданской войны храм продолжал действовать, хотя было одинаково трудно и священникам, и прихожанам: завод уже пять лет стоял – работать было некому (многие рабочие, не принявшие советскую власть, ушли с войсками Колчака на Дальний Восток и в Китай) и не на чем. В 1919–1928 годы регулярно проводились изъятия церковной утвари, арест священников. Глубокую добрую память у воткинцев старшего поколения оставил церковный хор, пользовавшийся доброй славой далеко за пределами Воткинска – в Вятке, Перми, Уфе. Постоянный штатный состав его певчих был невелик – около 20 человек, но в него входило очень много любителей церковного пения из числа рабочих и служащих завода. Хор в его воскресном или праздничном составе был очень хорош. Послушать его в такие дни приходило много людей, в том числе и атеистов, иноверцев, людей равнодушных к религии. Всем им слушание хора доставляло огромное эстетическое наслаждение. Последним регентом хора был Григорий Дмитриевич Давыдов, хорошо известный и любимый в Воткинске человек. Он долго работал на заводе начальником цехов и лабораторий, преподавателем в маштехникуме, руководителем многих хоровых и музыкальных коллективов. Регентом соборного хора он был с 1923 года до закрытия собора в 1929 году. Как регент он проявил себя незаурядным педагогом и организатором, постоянно искал людей, одаренных хорошими голосами, много занимался с ними сам, приглашал для них учителей пения. И еще много лет спустя, уже после закрытия храма, молодежь первых пятилеток восторженно принимала на своих концертах и вечерах бывших воспитанников соборного хора, учеников Давыдова.

http://pravoslavie.ru/3677.html

Программа курсов представляла в основном изучение военных и политических дисциплин. По циклу общеобразовательных дисциплин курсантам преподавали русский язык, литературу, математику, географию. Работа была очень напряженной, и личного времени почти не оставалось. Жил я в то время в Хамовнических казармах... Изредка приходили письма от жены и сестер. В одном из писем Руфина сообщила мне, что вступила в партию (РКПб). Продолжая учиться на курсах, я одновременно работал инспектором в Управлении Всевобуча при Всеросглавштабе. ...Получили для распространения и изучения свежий тираж «Книжки красноармейца», образец которой был утвержден ВЦИК в конце 1918 года. В ней простым, доступным языком рассказывалось о предназначении Красной Армии, о воинском долге и обязанностях красноармейца перед трудящимися и Советским государством. Она содержала в себе текст декретов и постановлений, относившихся к Красной Армии, а также необходимые советы и рекомендации красноармейцам. Несколько раз участвовал в параде войск Всевобуча на Красной площади. 18 марта – похороны Я.М. Свердлова на Красной площади. О Свердлове я слышал, когда еще учился в реальном. Его отец – еврей-ювелир – имел небольшой магазинчик и жил неподалеку от нас. Несколько раз я видел его в ... (неразборчиво – сост.). А теперь стою в оцеплении у Никольских ворот при его похоронах. Выступал Ленин, но слов, из-за дальности расстояния, слышно не было. ...Закончить курсы мне не удалось, так как был направлен для прохождения службы в Приуральский военный округ... Весной 1919 года вновь обострилась обстановка на Восточном фронте. Главный удар должны были нанести войска Колчака. По нашим сведениям, Колчак располагал силами более 300 тыс. человек. «...Имея большое превосходство в силах и средствах, противник прорвал оборону войск Восточного фронта и, развивая наступление, овладел городами Уфа, Воткинск, Бугульма, Бугуруслан, Орск, Актюбинск, подошел на расстояние 85–100 км от Волги» 33 . По указанию ЦК партии на Восточный фронт было послано более 100 тыс. человек, в том числе 15 тыс. коммунистов. В это число попал и Николай Евграфович. Он получил назначение в Северную группу войск, куда входили 2-я и 3-я армии под командованием В.И. Шорина. Из воспоминаний племянницы

http://azbyka.ru/otechnik/Sergiy_Sokolov...

Первая Литургия состоялась в верхнем храме реставрируемого Благовещенского собора города Воткинска 22 сентября 2021 г. 10:44 21 сентября 2021 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в восстанавливающемся верхнем приделе Благовещенского собора города Воткинска (Удмуртская Республика) впервые за многие годы была совершена Божественная литургия. Благовещенский собор — один из символов Воткинска. Построенный в 1818 году, это крупнейший по площади храм на территории Удмуртии. В этом храме в 1840 году был крещен уроженец города П.И. Чайковский, здесь служил священномученик протоиерей Николай Чернышев. Собор был закрыт в 1930-х годах и перестроен в дворец культуры. С 2006 года с перерывами идут работы по его реставрации — на данный момент восстановлен внешний облик. В верхнем храме Литургии не совершались с момента закрытия. Первую почти за сто лет Литургию возглавил митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин . Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Ижевского церковного округа протоиерей Роман Воскресенских, руководитель отдела Ижевской епархии религиозного образования и катехизации протоиерей Андрей Петров, секретарь епархии диакон Илия Медведев и клирики Воткинского благочиния. За Литургией молились благочинный Воткинского округа иеромонах Павел (Белокрылов), глава города Воткинска А.В. Заметаев, председатель комиссии Ижевской епархии по вопросам семьи, защиты материнства и детства А.В. Воскресенских, настоятельница Ризоположенского женского монастыря в с. Люк игумения Ангелина (Лихачева) с сестрами обители, многочисленные прихожане. Прозвучали песнопения «Литургии св. Иоанна Златоуста» П.И. Чайковского в исполнении Академической хоровой капеллы Удмуртии. В завершение праздничного богослужения глава Удмуртской митрополии обратился к верующим со словом проповеди. По случаю визита владыка Викторин передал гуманитарную помощь от комиссии Ижевской епархии по вопросам семьи, защиты материнства и детства и от жертвователей АНО «Доброе сердце» нуждающейся семейной паре из города Воткинска. Оба супруга в этой семье являются инвалидами по зрению, не так давно у них родилась двойня. Владыка Викторин передал им специальную детскую коляску и иные необходимые для ухода за детьми вещи. Также по случаю праздника владыка Викторин вручил епархиальные награды. Юбилейной медалью «100-летие учреждения епископской кафедры в Ижевске» награжден глава Воткинска Алексей Заметаев, медалью «За жертвенные труды» — настоятель Преображенского храма г. Воткинска протоиерей Сергий Бабурин за духовное окормление общин алко- и наркозависимых. Ижевская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Воткинск. Домовая церковь Александра Свирского(?) при бывшей богадельне А.И. Созыкина. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Александра Свирского Год постройки:Между 1902 и 1906. Архитектор: И.А. Чарушин Адрес: Удмуртская Республика, г.Воткинск, ул. 1 Мая, 132. Ныне здание поликлиники горбольницы 2 ( " Красная больница " ). Координаты: 57.065619, 53.998477 Проезд:г. Воткинск. У перекрестка ул. 1 мая и ул. Пугачева. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Домовая церковь устроена на втором этаже каменного здания богадельни им.Александра Ивановича Созыкина. Освящена 11 декабря 1906 г. в честь св. Александра священномученика Сарапульским епископом Арсением. Церковь рассчитана на призреваемых богадельни пожилого возраста мужчин и женщин, не способных к труду, православного вероисповедания и старообрядцев. Содержалась на проценты с капитала А.И.Созыкина. Церковь была приписной к Благовещенскому собору . Сведений о закрытии Александровской домовой церкви по документам ЦГА УР не обнаружено. Православные храмы Удмуртии. – Ижевск 2000 г., с.83 Здание известное ныне под названием " Красная больница " (действующая в настоящее время городская больница в городе Воткинск) было построено ещё в 1902 - 1906 годах на деньги купца А.П. Созыкина. И ранее в данном здании располагалась богадельня. Здание разработано известным в то время в Вятской губернии архитектором И.А. Чарушиным по классическому принципу трехчастной композиции. По проекту начала прошлого века в четырехскатной крыше на западную сторону выведена одноярусная звонница, увенчанная главкой и крестом. В ней была устроена Александровская надвратная церковь. Возможно, что здание богадельни Созыкина не предстало бы перед нами во всей красе, кабы не вмешательство в свое время купца Василия Ильича Калашникова. Который выступал в роли душеприказчика А.П.Созыкина и, выполняя посмертную его волю, следил за ходом строительных работ и расходованием средств, оставленных по завещанию. Оставленного на строительство капитала не хватало. И именно В.И. Калашников покрыл недостачу в размере 608 рублей (огромные по тем временам деньги) и в дальнейшем более 10 лет был попечителем построенной богадельни А.П.Созыкина. Богадельня предоставляла пристанище бездомным, престарелым и неспособным к труду людям независимо от их вероисповедания.

http://sobory.ru/article/?object=52441

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010