В начале XVII века вятская земля стала ареной ожесточенной борьбы между сторонниками царя Ва­силия Шуйского и Лжедмитрия II , “тушинского вора”. Вятка совместно со всеми городами севера принимала активное участие в борьбе против засевших в Тушине польских интер­вентов. Вятский полк под началом воеводы Ивана Мансурова входил в состав Первого народного ополчения 1611 года. В XVII веке Хлынов был самым крупным городом на северо-востоке европейской России и немногим уступал централь­ным. В середине XVII века в нем проживало 4400 человек. В 1709 году вятская земля была включена в Сибирскую губернию, южная ее часть вошла в Казанскую губернию. В 1719 году губернии были разделены на провинции, и вятская провинция стала самостоятельной. В городе появились первые ма­нуфактуры, водяная мельница, винокуренные и кожевенно-меховые заводы, лесопильные мастерские, небольшие металлообрабатывающие предприятия. В XVIII веке в Хлынове открылись первые учебные заведения, в том числе духовная семинария и народное училище. В 1780 году было образовано Вятское наместничество (позднее губерния). 11 сентября 1780 года город Хлынов был переименован в Вятку указом Екате­рины II. С начала XIX века Вятка стала широко известна как ссыль­ный край. Только с 1860 по 1869 год в Вятской губернии проживало свыше 570 ссыльных. По данным всероссийской переписи , в 1897 году в Вятке насчи­тывалось 25 тысяч жителей. В 1899 году железная дорога связала Вятку с Пермью и Котла­сом, а с 1906 года началось движение поездов через Волгу в Петербург В 1929 году территория Вятской губернии вошла в состав Нижегородского края. Город Вятка стал сначала окружным, а затем и районным центром. 7 декабря 1934 года Президиум ВЦИК принял постанов­ление о переименовании города Вятки в город Киров и об­разовании Кировского края. В его состав вошли Удмуртская автономная область, 37 районов Горьковской области, а также Сарапульский и Воткинский районы Свердловской области. В 1936 году Кировский край преобразован в Кировскую область, а Удмуртская АССР выделилась из его состава.

http://drevo-info.ru/articles/20996.html

Они боролись против аристократов-предателей, по слову М.Ю. Лермонтова «жадною толпой стоявших у трона, палачей свободы, гения и славы». Сталин и сталинцы победили троцкистов внутри правящей партии. Их прислали из США с большими деньгами сразу после свержения Государя, и Троцкий, по слову Ленина никогда не бывший большевиком, сразу стал вторым лицом в этой партии. Десятилетие понадобилось, чтобы изгнать кровавого болтуна Троцкого из партии и начать экономический скачок двух пятилеток, в результате чего страна с четвертого места в Европе вышла на первое. Это вам не 1 процент ВВП… Люди, объединившиеся вокруг И.В. Сталина, создали целые невиданные раньше в России отрасли промышленности, вооружили деревню техникой, создали лучшее в мире оружие, сделали рывок в культуре, сохранив дореволюционные музеи, творческие коллективы, лучшую архитектуру. В школу вернули традиционные учебники еще дореволюционных авторов. Тираж книг только одного А.С. Пушкина к 1937 году достиг 13 миллионов экземпляров! А ведь еще чуть больше десятка лет назад троцкисты собирались «выбросить Пушкина с корабля современности». Национальный доход в СССР рос никогда и нигде не виданными темпами: 1926 год – 13,6 млрд. руб. 1940 год – 72,1 млрд. руб. 1953 год 161,3 млрд. руб. Так жертвенно трудилось то великое поколение. В будущем даже Черчилль, один из главных противников И.В. Сталина, напишет, что Сталин принял Россию с деревянной сохой, а оставил её с ядерными реакторами. Мне довелось несколько раз побеседовать с легендарной летчицей, Героем Советского Союза Ниной Захаровной Ульяненко. До её кончины оставались считанные дни, она готовилась к исповеди. Я рассказал, что в колхозе моего отца-фронтовика не только никого не репрессировали, но даже и не раскулачили в годы коллективизации. Может быть деревня их была глухая? Она, выросшая в Воткинске, ответила, что и у них не было никакого страха, никого не забирали, они учились, занимались в аэроклубе, ходили в походы, шефствовали над стариками. Слыхали, что в столицах судят «врагов народа», но до их городка это не доходило.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/03/05/st...

На текущий счёт фонда Народной армии, учреждённого мною при Госуд. Банке, в течение нескольких дней поступило свыше 8 млн рублей… Состоятельные классы обложили себя добровольным пожертвованием на Народную армию в сумме 30 млн рублей. Я просил мусульманское население дать мне кавалерию, и в течение суток был сформирован эскадрон кавалерии. Студенчество горячо откликнулось на призыв и вместе с лучшею частью рабочих пошло в добровольческие полки. Офицерство сформировало четыре инструкторских батальона, где оно дралось простыми рядовыми. Была создана могущественная артиллерия. В Казани большевики несколько раз производили мобилизацию лошадей, и поэтому было весьма ограниченное количество лошадей; но, когда я обратился к Городской Думе с просьбой доставить мне лошадей, гласные в течение ночи бегали по всему городу и к утру было приведено 1500 лошадей. Крестьяне из окрестных деревень вели лошадей для Народной армии. Даже те, у кого было только 2 лошади, вели к нам одну на Народную армию». В противовес позднейшему заявлению Майского Лебедев подчёркивает сочувствие рабочих и непосредственное подчас их участие в антибольшевицкой борьбе (Сызрань, Симбирск, в Уфе создался особый отряд из железнодорожников). Под 26 июля у него, между прочим, записано: «Сегодня пришла пробравшаяся делегация от сормовских рабочих из Нижнего Новгорода» [с. 128] 328 . Каково было местами настроение, показывает знаменитое в летописи гражданской войны августовское восстание в Сарапульском уезде во главе с рабочими Воткинского и Ижевского заводов. Это движение, проникнутое, как нигде, идеалистическими побуждениями, показывает, каких результатов можно было бы достигнуть среди населения при подходящих условиях. Конечно, и на отдалённом от Самары фронте, в сущности, действовало только меньшинство, и здесь мы встретимся с ослаблением жертвенности по мере растущих затруднений. Это естественно, и не только в период гражданской войны настроения быстро меняются 329 . И всё-таки народное движение в Сарапульском уезде при всём трагизме своего исхода – отрадное явление народной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Когда появились хлысты в Казанской епархии, – трудно сказать, за отсутствием достоверных исторических свидетельств. Сами хлысты, на основании своих преданий, утверждают, что их секта появилась в Казани почти одновременно с ее происхождением, уверяя, что их «христы» и «богородицы» (напр., Китай Лукьянович и Аграфена Китаевна) действовали уже в качестве хлыстовских пропагандистов в конце 17-го века. Но этому преданию трудно верить. Можно, впрочем, с несомненностью утверждать, что в уездах Чистопольском, Спасском и Лакшевском хлыстовские общины существовали уже в 40-х годах прошлого столетия и были организованы хлыстовскими лжепророками Яковом Мурышевым и Игнатием Григорьевым, прибывшими туда из Воткинского завода Вятской губернии. Нужно заметить, что в Казанской епархии хлыстовство всегда выражалось в особенно грубой, изуверской форме. Там хлысты не только веровали в «живого саваофа», наезжавшего к ним, по временам, из Москвы, не только имели во множестве своих лжехристов, лжебогородиц, лжепророков и лжепророчиц, не только веровали в предсуществование и перевоплощение душ, – чему веруют все хлысты, – но на своих раденьях допускали всегда возмутительные и ужасные действия. О кровосмешениях и растлении малолетних нет нужды говорить. Но нельзя не отметить того, как совершается у них «причащение». Не довольствуясь огнем от семи свеч, который хлыст должен проглотить, взяв в рот горящие свечи и там их потушив, чистопольские и спасские хлысты употребляют еще особые сухарики, размоченные в воде московского «сударя-саваофа», которые, по словам достоверных лиц, причащавшихся этими сухариками, имеют красноватый цвет и очень сильно пахнут кровью. Мало этого. В с. Трех Озерах, Спасского уезда, хлыстов уличали в ритуальном убийстве восьмидневных мальчиков, для причащения их сердцем и кровью. Наконец, о казанских только хлыстах рассказывают, что они иногда приобщаются кровью девственницы а primo coitu с хлыстовским «христом» 79 . Дальше идти некуда. Поэтому неудивительно, что лучшие из хлыстов сами стали возмущаться теми мерзостями, которые были допускаемы на их собраниях, и протестовали против них. Дело кончилось тем, что некоторые хлысты, отвергнув причащение кровью младенцев и раденья, решили ограничить свои религиозные собрания исключительно молитвословиями, чтением книг Св. Писания и религиозно-нравственными собеседованиями, и, таким образом, рядом с грубым хлыстовством, образовали особое общество беседников или беседчиков. Свои собрания они стали называть уже не радениями, а «беседами» или «беседками».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Отсутствие «энтузиазма» к перевороту один из наблюдателей того времени склонен объяснить лишь «сумрачностью» сибирского крестьянина. В действительности не было подлинного гражданского чувства, не было единой воли в стране, разделённой огромными расстояниями и разбитой на обособленные, в сущности, области… Политическую конъюнктуру текущего дня определял узкий ограниченный круг. Не было в населении ни подлинного увлечения автономной Сибирью, ни достаточной ненависти к большевизму, не успевшему проявить себя в должной мере за сравнительно короткий период властвования, ни влечения к отвлечённым принципам народовластия 677 . Не прельщало знамя Учр. Собрания, не было достаточно популярно имя Колчака, принявшего бразды правления, и уже совсем мало население интересовалось Директорией, сущность которой неясно представляли себе даже омичи. Неоспоримо прав Ауслендер, говоривший в своей статье в «Отеч. Вед.»: «Директория погибла, конечно, не из-за нескольких самовластных действий Волкова и др. Это был «некий символический жест», показывавший, что Директорией никто не интересовался. К сожалению, это было так. Даже чехи через год [ст. Павлу в «Чехослов. Днев.», 269], вспоминая годовщину «колчаковской диктатуры», писали: «Нужно признать, что бестолковая и бессильная политика Директории, которая, не обеспечив физическую защиту, осталась и без моральной поддержки, не вызвала особенного сожаления фактом своего падения». Вожди «революционной демократии» ошиблись в своих оценках и в своих прогнозах. Поэтому тактика, принятая ими в Сибири, – тактика разложения антибольшевицких рядов, – шла на пользу коммунистической диктатуре. Язвительный Будберг назвал сибирских эсеров «бесплатными сотрудниками для большевиков». Этим самым они делались «факельщиками русской революции». Большую чуткость проявили рабочие на Воткинском заводе. И они обсуждали омские события 18 ноября. Местные члены У.С. пропагандировали «борьбу на два фронта». Это было отвергнуто. Решили примкнуть к Верховному правителю, как к «меньшему злу» [Уповалов. – «Заря», 1923, 4].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Я нарочно вновь изложил психологию Болдырева его собственными словами, хотя надо иметь в виду, что эта подённая запись в действительности была написана уже в Токио. Колебания Болдырева очевидны. Запись 20 ноября заканчивается словами: «Только что разорвал проект приказа и обращения к населению. Еду в Омск» 634 … Он хотел выступить и… остановился. Не так велики были его шансы на успех. Трезво обдумывая, он видел это воочию. Поэтому не одно только желание не возбуждать «междоусобной войны», как говорил он позже Будбергу [«Арх. Рус. Рев.». XIII, с. 271] и как утверждает Аргунов [с. 39], остановило Болдырева. Полк. Пишон, расценивая шансы Колчака и Болдырева, полагает, что сочувствовала перевороту северная группа Гайды, состоявшая из сибиряков, против переворота были войска в центре и на Юге – добровольцы Самары и Уфы, «10.000 рабочих-социалистов» Ижевских и Воткинских заводов и чехи [«М. S1.», 1925, II, р. 258]. Расчёт здесь шёл без хозяев. Ижевские и Воткинские дивизии оказались лучшими колчаковскими войсками, «добровольцы» Народной армии отнюдь не были горячими сторонниками бывшего Самарского правительства 635 . Но Пишон полагает, что после отказа Сырового, которого Болдырев пытался убедить выступить, Болдыреву ничего не оставалось делать, как ехать в Омск [с. 262]. Единственная сила, на которую мог бы опереться Болдырев, были чехи. Но чехи «оказались не вполне хозяевами себя, ибо переворот взяли под своё покровительство англичане». Так определяет положение Кроль [с. 160]. В отношении англичан я употребил бы другой термин: они не брали переворота под своё покровительство, а санкционировали то, что явилось после переворота. Нюанс значительный. «Я демократ, – пишет Уорд, – верящий в управление народа через народ, начал видеть в диктатуре единственную надежду на спасение остатков русской цивилизации и культуры. Слова и названия никогда не пугали меня. Если сила обстоятельств ставит передо мной проблемы для решения, я никогда не позволяю, чтобы предвзятые понятия или идеи, выработанные абстрактно, без проверки на опыте живой действительности, могли изменить моё суждение в выборе того или иного выхода; и я осмелюсь думать, что если бы те же обстоятельства предстали вообще перед англичанами, то девять из десяти поступили бы так же, как я» [с. 89] 636 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

- В стране сотни тысяч выдающихся людей-созидателей, а на новогодних огоньках, телевизионных шоу преобладают политологи да артисты. - Огромное количество изобретателей, а их изобретения внедряют чаще всего за рубежом. - В образовании из года в год идёт «оптимизация» и реформы, а дети совсем перестали читать и, за редким исключением, не умеют логически мыслить. - Строится множество спортивных объектов, платятся большие «зарплаты» профессиональным спортсменам, а массовый спорт, который только и может оздоровить нацию, не развивается. - Россия в огромных объёмах поставляет газ в Европу, Азию, а газификация своих городов и сёл идёт черепашьими темпами. Перечень можно продолжать до бесконечности, вдумчивый и грамотный читатель знает эти проблемы лучше меня. Приведу ещё лишь один конкретный пример не с газом даже, а с электричеством. В деревне, в которой живу после увольнения из армии, через которую проходит дорога соединяющая Уфу и Пермь (республиканского значения), уже многие годы нет ни единого уличного фонаря(фельдшерско-акушерского пункта тоже нет, закрыт до лучших времён и клуб). Ночью деревня во мраке, хотя через неё днём и ночью движутся сотни машин. И никто этого «не видит». Президент в наши края не заезжает, а губернатор если и проедет раз в пять лет, то только днём. А всего в 90 километрах мощнейшая Воткинская ГЭС.Тут вам конкретная «забота о людях», тут вам и кадровая политика. Ведь глава Большеусинского поселения, в которое входит деревня Дубовик, родом из этой деревни. Здесь живут его родители. Но поделать он «ничего не может», потому как нижестоящий чиновник не может что-то потребовать у чиновника вышестоящего. Если попытается, вылетит с должности, как пробка. Приходится лишь униженно просить и многие годы молчаливо ждать. Таких вот бездушных и покорно-молчаливых чиновников сформировала существующая вертикаль. Подобных примеров по стране десятки, а то и сотни тысяч. Эти примеры как раз и показывают, что «забота о людях», о которой так много говорит президент – отнюдь не главный конёк у чиновничьей вертикали, на которую он опирается. Вот и получилось, что ПРЕЗИДЕНТ У НАС ХОРОШИЙ, А ЧИНОВНИКИ ХАЛАТНЫЕ И КРАДУТ МНОГО. СПРОСИТЬ ЗА ТАКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ НЕ С КОГО.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/06/ho...

Красная армия не победила Польшу - наборот.Никакой Интервенции против Советской России не было - английские войска высадилсь в Мурманске с личного согласия Троцкого (Военный руководитель), тоже самое было и на Дальнем Востоке. Только Японию можно признать как интервента.Все " интервенты " ушли сами. Россия и ее элита утратила свою государственность в 1917 сами, своими руками. П.С. Рабочие дивизии с Ижевского и Воткинского заводов были самыми боеспособными белыми частями на Волжском фронте ... против Красной Армии.Эти дивизии признали власть Колчака. Такова история вашей страны. Храни вас и вашу страну Бог. Эмигрант. Мария 29 октября 2014, 20:55 На постинг от Mihail Ostromenskiy: " 1. Революцию устроили НЕ БОЛЬШЕВИКИ, а эти самые утончённые офицеры в феврале 1917 года… " Извините, но спекулировать на этой теме не нужно. Февраль был бы невозможен без деятельности леворадикальных партий, включая РСДРП(б). Это была систематическая многолетняя подрывная работа. Именно усилия радикалов подготовили соответствующую " почву " в рабочей среде, дали опыт внесистемной опоозиционности, " барикад " , " бомбометания " , самочинства, презрения к власти и т.д. Деятельность эта, направленная на расшатывание основ государственности, была начата задолго до 1917 г. Теперь же большевиков иногда пытаются вывести из зоны критики, представив дело так, будто эти " патриоты " стали " благородными созидателями нового мира с чистого листа " , оказавшись " по чистой случайности " поблизости с властью в момент, когда она буквально " сама упала " . Это ложь. О духовных предпосылках Февраля имеет смысл говорить. Однако Февраля не было бы, если бы не обстановка на фронте и в тылу, созданная соответствующей пропагандой. " Февралисты " , по-своему, заблуждаясь, конечно, пытались найти выход из кризиса, но настроения в народной среде были сформированы не ими. Не надо перекладывать всю ответственность за Февраль с поврежденной головы " профессиональных революционеров " на не совсем здоровую. Это нечестно.

http://pravoslavie.ru/74664.html

40). «Наказание не есть возмездие за «вину», не есть искупление вины…». Трибунал «выясняет личность преступника, поскольку… возможно уяснить её на основании образа его жизни и прошлого» (стр. 44). В реввоентрибуналах «отпадает самый смысл апелляционного права, установленного буржуазией… При Советском строе эта волокита никому не нужна» (стр. 46). «Устанавливать практику апелляции абсолютно недопустимо», «право подавать кассационные жалобы отрицается» (стр. 49). «Приговор приходится привести в исполнение почти немедленно, чтобы эффект репрессии был как можно сильнее» (стр. 50), «необходимо у преступников отнять всякую надежду отменить или изменить приговор Революционного Военного Трибунала» (стр. 50). «Революционный Военный Трибунал — это необходимый и верный орган Диктатуры Пролетариата, долженствующий через неслыханное разорение, через океаны крови и слёз провести рабочий класс… в мир свободного труда, счастья трудящихся и красоты» (стр. 59). Можно бы ещё и ещё цитировать, но довольно! Дадим взгляду углубиться в прошлое и пройтись по тогдашней пылающей карте нашей страны, представить себе эти живые человеческие местности, не названные в трибунальской брошюре. Каждое взятие города в ходе гражданской войны отмечалось не только ружейными дымками во дворе ЧК, но и бессонными заседаниями трибунала. И для того, чтоб эту пулю получить, не надо было непременно быть белым офицером, сенатором, помещиком, монахом, кадетом или эсером. Лишь белых мягких немозолистых рук в те годы было совершенно довольно для расстрельного приговора. Но можно догадаться, что в Ижевске или Воткинске, Ярославле или Муроме, Козлове или Тамбове мятежи недёшево обошлись и корявым рукам. В тех свитках — внесудебной расправы и расправы судебной — если они когда-нибудь перед нами опадут, удивительнее всего будет число простых крестьян. Потому что нет числа крестьянским волнениям и восстаниям с 18-го по 21-й год, хотя не украсили они цветных листов «Истории гражданской войны», никто не фотографировал и для кино не снимал эти возбуждённые толпы с кольями, вилами и топорами, идущие на пулемёты, а потом со связанными руками — десять за одного!  — в шеренги построенные для расстрела.

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЧЕРНЫШЕВ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Протоиерей Николай Чернышев, 1907 г. Фото из Архива Комиссии по канонизации Варвара Николаевна Чернышева. Фото из Архива Комиссии по канонизации В 1894 году овдовел, впоследствии жил с младшей дочерью Варварой (1888 г.р.), окончившей гимназию и Высшие женские курсы в Казани и работавшей в Воткинске учительницей в женской гимназии. В годы русско-японской войны 1904-1905 принимал активное участие в работе местного комитета Общества Красного Креста. Во время Первой мировой войны участвовал в работе местного отделения " Всероссийского Земского союза по снабжению армии " . С 1914 года и до своей гибели - благочинный Воткинской и Галевской волостей. Был возведен в сан протоиерея . В августе 1918 года жители города Воткинска - в основном рабочие и служащие завода, выступили против Советской власти. Ижевско-Воткинское народное восстание - антибольшевистское выступление продолжалось около 100 дней. Осознавая всю опасность своего положения, отец Николай исполнял свой пастырский долг - напутствовал раненных, поддерживал малодушных, оказывал активную помощь восставшим, помогая им материально. Его дочь Варвара трудилась в качестве сестры милосердия, ухаживая за раненными. В ночь на 12 ноября 1918 года все, кто смог эвакуироваться, и последние части Воткинской Народной армии перешли на другой берег Камы по созданному ими же мосту. Мост был взорван, не успевшие и не сумевшие эвакуироваться остались наедине с " силами большевистских банд, состоящих из мадьяр, китайцев и латышей " . Население завода, не участвовавшее в восстании (в основном старики, женщины и дети), не чувствуя за собой вины, осталось в Воткинске, а вместе с ними и священство. Протоиерей Николай имел возможность покинуть город, но сознательно не оставил паствы, возложив все упование на Промысел Божий. Вошедшие в Воткинск латышские стрелки под командованием Азина устроили в Воткинске настоящую резню, начался красный террор, было убито более пяти тысяч воткинцев.

http://drevo-info.ru/articles/13677534.h...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010