Агиомнисия (по-гречески), или блаженное поминовение умерших, что означает молиться о душах, вышедших из тела, подавать милостыню, приносить Богу Бескровные Жертвы и оказывать другие благодеяния, есть древнее установление Святой Православной Церкви, утверждающееся на Священном Писании, на Апостольских Преданиях, на Святых Соборах и учении богоносных Отцов, и почитаемое в качестве члена Православно-Кафолической веры. Так исповедует вся Святая Апостольская Восточная Церковь . Так написано в книге «Точное исповедание Православной веры», одобренной и засвидетельствованной Собором Святейших Патриархов и других Архиереев, издание Московское, лист 94, смотрите в вопросе 65, а также в других местах. Глава 1. Твердость камня веры от Священного Писания ПЕРВОЕ: Во Второй Книге Маккавеев, в главе 12, написано: Итак, все прославили праведного Судию Господа, открывающего сокровенное, и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех , и поступил весьма хорошо и благочестиво, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! – посему принес з a умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха ( 2Мак. 12, 41–46 ). До этого места текст Священного Писания, против которого, как против рожна, противники не могут идти, пытаясь найти одну лазейку и говоря, что эта Книга Маккавеев неистинна, иначе говоря, не относится к Священному Писанию. Но такое их злоречие с очевидностью посрамляется Апостольским Собором, в 85 правиле которого Книги Маккавеев включены в число Книг Священного Писания. Смотри Кормчую книгу, лист 24. ВТОРОЕ: В Книге Товита, в главе 4, написано: Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам ( Тов. 4, 17 ). Здесь по общему толкованию учителей Церкви Писание повелевает устраивать трапезу для нищих и убогих при погребении или при поминовении преставившегося, а также для священника, чтобы они помолились о душе умершего. Этот обычай существовал в Первенствующей Церкви и сохранился до нынешнего времени. Послушайте, что говорит об атом Златоуст в Беседе 31 на Евангелие от Матфея: «Созывайте нищих и умоляйте их молиться, чтобы скончавшийся отошел в упокоении и молитва была услышана Судией». Такие трапезы за умерших для священников и убогих, называемые по-гречески агапы, раньше устраивались в церковных притворах, но на последних Соборах это было запрещено делать в церквях, а разрешено дома, по чьему-либо желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

По примеру Апостолов для решения недоумений собирались и епископы. – Кроме этого основанием для созвания соборов служило еще изречение самого Иисуса Христа давшего постановлениям Церкви такую важность, что преступивший их становится лишенным благодати, как язычник. Иисус Христос однажды учил: «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним... если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух... если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18:15–17 ). т.-е. если ближний твой не будет сознаваться в своем грехе, то скажи Церкви или ее представителям, и если он не убедится увещаниями, обличениями, предостережениями предстоятелей церкви, если не подчинится их суду, то считай его отверженным Самим Богом, наравне с язычниками и мытарями. Таким образом, по учению Спасителя, кто не повинуется постановлениям Церкви, тот противится Самому Богу. Поэтому и в решении недоумений, возникающих между христианами, необходим голос всей Церкви, а таким голосом и были постановления вселенских соборов. На эти постановления нужно смотреть как на постановления божественные, так что кто не повинуется им, тот не повинуется и Самому Богу. – Таким образом, верным хранилищем Свящ. Предания служит Церковь . Мы можем находить его в творениях св. отцов, в богослужебных книгах и в постановлениях вселенских соборов. В этом смысле св. Апостол Павел называет Церковь столпом и утверждением истины. Церковь бога жива, столп и утверждение истины, говорит он ( 1Тим.3:15 ). Святой Ириней, который может почитаться учеником Апостольским, пишет: «не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, Апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни. Она есть дверь жизни» (Кат. О Свящ. Пред. и Свящ. Писании). Восточные патриархи в послании о вере говорят: «мы веруем, что свидетельство кафолической церкви не меньшую имеет силу, как и Божественное писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Каноническое и, открываемое им, евхаристическое единение Русской Зарубежной Церкви и Русской Православной Церкви Московского Патриархата совершенно необходимо, как единственная возможность осуществить созыв Поместного Собора Русской Православной Церкви с участием всех ее частей, о котором говорили наши предшественники, духовные вожди Русского Зарубежья. Путь к этому Собору — путь единения, а не полемических споров. «Ибо, если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете» (1 Кор. 3, 3)? Итак, обращаемся мы к нашей дорогой пастве с молитвенным призывом — отложить споры и разногласия, и влиться в спасительное делание восстановления единства Русской Церкви. Как говорит Царь Соломон: «Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи» (Притч. 10, 12). Слово Божие поучает нас и о том, что времена меняются: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом» (Еккл. 3, 1). Было время противостояния, наступило время примирения. Лежащий во зле мир нуждается в свидетельстве о нашем единстве, о том, что у нас зарубежом, с нашими братьями и сестрами на возрождающейся нашей Родине, действительно, «Одно тело и один дух… один Господь, одна вера, одно Крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми и чрез всех и во всех нас» (Еф. 4, 4-6). И мы, архипастыри, обращаемся к вам, нашей боголюбивой пастве, умоляя вас, по слову Апостола, «поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 1-3). Христос Воскресе! + Лавр, Митрополит Восточно-Американский и Нью Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей + Алипий, Архиепископ Чикагский и Детройтский + Марк, Архиепископ Берлинский и Германский + Иларион, Архиепископ н Сиднейский и Австралийско-Новозеландский + Кирилл, Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский + Евтихий, Епископ Ишимский и Сибирский + Агафангел, Епископ Таврический и Одесский

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203099...

В 63 году до Р.Х. римские войска под командованием Помпея штурмом взяли Иерусалим. Еврейский народ в последний раз за долгую библейскую историю потерял независимость и был на этот раз отдан Богом за грехи в руки римлян; они присоединили Палестину к своей восточной провинции Сирии. Идумеянин Ирод (потомок Исава, брата патриарха Иакова) в 37 году до Р.Х. получил от Римского Сената царскую власть над соседней с Идумеей Иудеей. Римская империя, простиравшаяся от Британии до Евфрата, подчинила себе множество народов, уничтожив национальные границы. Это создало особо благоприятную возможность для распространения христианства как всемирной религии. Во время существования четвертой империи появляется еще одно царство, которое победило Римскую империю. Камень, разбивший истукана, — Христос, а гора, от которой он отделился, — Божия Матерь. Вход Господень в Иерусалим      В Писании были пророчески указаны все главнейшие события в жизни Мессии, по которым можно узнать о Его пришествии. Пророк Михей указал место рождения: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих 5, 2; выделено нами. — Авт.). Место это вошло в паремию, которая читается на великой вечерне в праздник Рождества Христова. Есть пророчество о том, что Спаситель будет проповедовать и проходить служение в Галилее: Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет (Ис 9, 1–2). Слово Божие указывало на великие дарования будущего Помазанника Божия: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится (Ис 11, 1–3). В пророчестве Исаии указан особый отличительный признак Мессии — необычайная сила чудотворений: Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь (Ис 35, 4–6).

http://pravoslavie.ru/104166.html

Так вот, в Послании Иакова исследователи находят вполне очевидную полемику с проповедью апостола языков. Например, Павел пишет о жертвоприношении Авраама: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного» (Евр. 11:17). Иаков парирует: «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?» (Иак. 2:21). Павел продолжает эту тему: «Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными» (Евр. 11:31). Иаков отвечает: «Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? (Иак. 2:25). Павел говорит: «человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:28). Иаков пишет: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только» (Иак. 2:24). Итак, дискуссия была. Но означала ли она наличие непримиримого противоречия между апостолами? Нет. Каждый из них прав по-своему. По сути, оба говорят об одном и том же – о живой, настоящей вере, которая обязательно выявляется в делах. Вот как пишет об этом святитель Игнатий Брянчанинов: «Восхваляя дело патриарха Авраама, святой Иаков восхваляет дело его веры... Силу совершить это дело дала вера, а дело выразило силу веры: так объясняется сущность поступка Авраамова, истолкованного двумя Апостолами, Иаковом и Павлом» (2) . Вообще, спор о соотношении веры и дел всегда был чужд православию. В Восточной Церкви учение Иакова и проповедь Павла органично сочетались и образовывали церковное учение о вере деятельной. Замечательно писал об этом А. С. Хомяков: «Неразумны и те, которые говорят, что вера одна не спасает, но еще нужны дела, и те, которые говорят, что вера спасает кроме дел: ибо если дел нет, то вера оказывается мертвою; если мертва, то и не истинна... Обнаружение веры и есть дело» (3) . Да и само Писание, при внимательном рассмотрении, дает ответ на этот вопрос. «Покажите в вере вашей добродетель», – говорит апостол Петр (2 Пет. 1:5). Павел пишет: «Во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5:6).

http://pravoslavie.ru/116125.html

В восточнохристианской церкви праздник всегда был прежде всего посвящен Господу, но при этом в богослужебных текстах и песнопениях должное воздавалось Богородице, принесшей Младенца во храм, как того требовал ветхозаветный обычай. Дело в том, что у иудеев женщина, родившая ребенка, считалась нечистой в течение сорока дней. По прошествии этого времени следовало принести в храм жертву очищения, как об этом говорится в книге Левит: " По окончании дней очищения своего за сына или дочь, она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех " (Лев. 12, 6). " Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста " (Лев. 12, 8). Конечно, непорочно зачавшей и родившей Бога Деве не требовалось никакого очищения, но по своему смирению Пресвятая последовала установленному правилу. Пришедшее во Иерусалимский храм святое семейство встретил старец Симеон. По преданию, которое письменно фиксируется достаточно поздно (Х век, «Анналы» александрийского патриарха Евтихия), он был в числе семидесяти переводчиков-толковников Ветхого Завета с еврейского языка на греческий, работавших по заказу египетского царя Птоломея II Филадельфа. По жребию Симеону досталась книга пророка Исаии. Переводя ее, он дошел до слов: " Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына... " (Ис. 7, 14) и, усомнившись, что возможно, чтобы дева, не имеющая мужа, родила сына, хотел исправить в книге слово " дева " на слово " жена " . В этот момент ему явился Ангел и возвестил, что Симеон сам увидит исполнение этих слов. По возвращении из Египта, Симеон жил в Иерусалиме, ожидая пришествия «утешения Израилева» и вместе с тем – конца своей жизни. Старец стал символом всего ветхозаветного народа, смысл многовековой истории которого воплотился в подготовке ко встрече с грядущим Мессией. В Евангелии говорится, что Симеон взял Младенца на руки и произнес слова «Ныне отпущаещи раба Твоего, Владыко…», которые впоследствии стали молитвой, поющейся на каждом вечернем православном богослужении. Святой Симеон просит Господа «отпустить» его из земной жизни для того, чтобы сообщить благую весть прародителям, находившимся в аду – «Адаму, во аде живущу, известити хотяй, иду, и Еве принести благовестие» (7-я песнь канона праздника) и «…живот же носяй, живота прошаше разрешения, глаголя: Владыко, ныне отпусти мя возвестити Адаму, яко видех непреложна отроча, Бога превечного и Спаса мира» (3-я стихира на стиховне).

http://pravoslavie.ru/457.html

Сатана, обманув огромное количество простых украинцев, ибо он лжец и отец лжи («Ваш отец дьявол...; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» От Ин. 8:44) , а они, поверив его дьявольским россказням, основанных на гордыне и самомнении, стали убивать граждан своей страны («Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине; ибо в нем нет истины» (Ин. 8:44), только за то, что они не приняли эту антихристианскую власть, пришедшую в результате государственного вооруженного переворота, организованного и профинансированного Западными странами, и вышли на мирные митинги в Харькове, Луганске , Донецке , Одессе. Именно киевская власть , возглавляемая на тот момент сектантом Яценюком и баптистом Турчиновым, пролила на Донбассе первую кровь. Огромное количество разрушенных православных храмов , убийства священников , издевательства бойцами Киевской власти над священниками Украинской православной Церкви. Все эти преступления вопиют ко Господу. Добавляет понимания, что ослепленные ненавистью воины киевского правительства идут убивать своих соплеменников под так называемое благословение лжепатриарха Филарета, а на самом деле клятвопреступника и анафематствованного Михаила Денисенко, современного Иуды, предавшего Христа на Соборе Русской Православной Церкви в 1992 году . Теперь становятся видны причинно-следственные связи происходящего: Сначала происходит предательство Христа бывшим его служителем митрополитом Филаретом, происходит раскол Украинской Православной Церкви, начинается захват раскольниками православных храмов, избиение священников. Большая часть народа Украины, потеряв бдительность и поверив служителю сатаны, пошла за ним , организовав якобы православную церковь киевского патриархата, лившись благодати Божией и помощи святых Таинств исповеди и Причастия. Неонационализм и ненависть к русским и жителям Восточной Украины, которые стали центром политики, проводимой предателем Денисенко, с этого момента стали расти как снежный ком. Беззаконие подогревалось нераскаянными страстями: гордыней, завистью, человеконенавистничеством, осуждением . Такого количества лжи и ненависти, сколько вылили эти одержимые люди на своих братьев по крови, на своих сограждан, да и просто русских людей, пожалуй, мы еще не видели никогда. Эти некогда православные люди, забыв наставление апостолов Петра и Марка: «Говорю всем: бодрствуйте» (Мк.13:37). «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8)

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Однако, когда мы открываем Евангелие и читаем слова Самого Христа, то неожиданно встречаем следующее: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдёт в Царство Небесное… Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас» ( Мф.7:21–23 ). То есть, «откровение Худиева» учит: того, кто признаёт Христа Господом и творит добрые дела, Христос не отвергнет. А Сам Христос в Евангелии описывает как раз ситуацию, когда Он отвергает тех, кто и признавал Его Господом, и делал добрые дела при жизни – ведь освободить бесноватого от власти беса, безусловно, доброе дело. Неужели эти слова в издании Библии , которым пользуется Сергей Львович, написаны мелким шрифтом? Настолько мелким, что он не смог их прочитать? А есть ведь в Новом Завете и другие слова: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь ещё говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» ( Гал.1:8–9 ). Не так ли поступили святые отцы в отношении католиков? Когда предстоятели Римской Церкви стали благовествовать не то, что благовествовали апостолы – в частности, заблуждение о Троице (filioque), заблуждение о Теле Христовом – Церкви (что она будто бы имеет главой не Христа, а смертного человека – папу римского) и другие заблуждения, то их отсекли от общения как еретиков. Чтобы не показаться голословным приведу всего одну цитату в подтверждение. Это из окружного послания восточных патриархов от 1848 года: «Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь … ныне вновь возвещает соборно, что мнение, будто Дух Святой исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь, и последователи его, кто бы они ни были, еретики». Между тем апостол Павел ясно пишет: «предающийся… ереси… Царства Божия не наследует» ( Гал.5:21–22 ). Неужели и это в Библии Худиева напечатано мелким шрифтом? Сколько ни смотрел я изданий Нового Завета, везде приведённые выше слова напечатаны таким же шрифтом, как и всё остальное.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Руины византийской церкви IV в. находятся на невысоком холме в юго-восточном конце деревни. В XII в. крестоносцы построили на ее развалинах однонефную базилику во имя святого Георгия Победоносца. Доныне жители деревни сохранили древний обычай: во исполнение обета возле церкви приносится в жертву агнец, и его кровью помазываются косяки церковных дверей в виде символических крестов. Мясо его затем раздают бедным. Современная православная церковь построена также на месте византийской базилики, от которой сохранились фрагменты мозаичного пола, в том числе с греческой надписью. Наиболее ценные находки, обнаруженные в окрестности Тайибы, помещены в небольшом музее здешнего католического прихода, в том числе римский верстовой столб с обозначением X легиона. В так называемом «библейском доме» посетитель может ознакомиться с жизнью и бытом древнего населения Палестины. Вефиль и Силом Рядом, в 4 км к юго-западу, находится арабская деревня Бейтин, библейский Вефиль (Бет-Ель, Дом Божий). Это место, в 22 км к северу от Иерусалима, и в добиблейские времена представляло важный пункт на караванном пути, шедшем по водоразделу Иудейских гор. Этой дорогой двигался Авраам, когда впервые пришел в Ханаанскую землю. Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток, и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа, явившегося ему ( Быт. 12, 8 ). Авраам еще раз вернулся в эти места после странствования в Египет (см. Быт. 13, 3–4 ). Но более всего это святое место связано с внуком Авраама Иаковом. Здесь было ему видение лестницы от неба до земли, по которой Ангелы сходили и восходили, здесь прозвучало обетование Божие: Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему... и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные ( Быт. 28, 13–14 ). Иаков пробудился и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные... И нарек имя месту тому: Вефиль ( Быт. 28, 17–19 ). Точное место, где воздвигли свои жертвенники Авраам и Иаков, со временем забылось. Но остатки города Вефиля были раскопаны археологами. Установлено, что поселение, возникшее еще в начале бронзового века (3 тыс. до Р.Х.), существовало в течение трех с половиной тысячелетий до арабского завоевания (VIII в. н.э.). Период процветания города относится к эпохе патриархов (II тыс. до Р.Х.). Этот укрепленный ханаанский город Луз был захвачен коленами Иосифа и Ефрема. Рядом с разрушенным городом израильтяне выстроили небольшое неукрепленное селение, названное, как мы видели, Вефиль – в память о видении Иакова. Вскоре Вефиль стал важнейшим центром религиозной жизни иудеев: здесь, в небольшом храме, находился одно время Ковчег Завета (см. Суд. 20, 27 ). Археологические раскопки свидетельствуют, что в эпоху Судей (XII-XI вв. до Р.Х.) город дважды был захвачен филистимлянами – факт, не отмеченный в Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Литургия верных начинается «лобзанием мира». Этот обряд заключается в следующем. Предстоятель произносит: «Мир Господа да будет всегда с вами». Народ отвечает: «И со духом твоим». Хор поет антифон, сложенный на основе слов Спасителя из Евангелия от Иоанна ( Ин.14:27 и Ин.13:34 ). Предстоятель же целует сослужащих ему и всех помогающих в алтаре, приветствуя словами «Мир тебе и церкви». Приветствуют друг друга и священноцерковнослужители по чину: старшие – младших. Преподание мира заканчивается молитвой предстоятеля. Затем поется Символ веры . В это время диакон подходит к престолу, развертывает антиминс и, приняв благословение, идет в приалтарное помещение, где принимаются приношения верующих, чтобы совершить здесь проскомидию. Проскомидия заключается в том, что, стоя у жертвенника (mensa oblationis), диакон осеняет себя крестным знамением, произнося слова Апокалипсиса «Блаженны званые на брачную вечерю Агнца» ( Откр.19:9 ). Сделав копием знак креста над хлебом, он произносит: «Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира» ( Ин.1:29 ). Потом, вырезав из хлеба часть кубической формы, надрезает ее крестообразно, произнося; «Агнец, Который был заклан и соделал нас царями и священниками Богу нашему» ( Откр.5:12, 10 ). Агнец полагается на дискосе. Диакон вливает в чашу вино, смешанное с водой, произнося: «Из ребра Его истекла кровь и вода. Пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца» ( Ин.19:34 ; Откр.21:9 ). Потом он ставит на дискос звездицу, а сам дискос – на чашу, и все это закрывает воздухом, говоря: «Аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнцами жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» ( Откр.19:6–8 ). По совершении проскомисания совершается перенесение приготовленных Даров на престол, соответствующее великому входу восточной православной литургии. Хор поет «Да молчит всякая плоть человеча». Диакон несет Дары к престолу, а иподиакон (или пономарь) – блюдо с хлебами, составляющими приношения верующих. Диакон ставит чашу на правой стороне антиминса, снимает воздух и, сняв с чаши дискос, поставляет его в левой части антиминса. Потом берет у иподиакона блюдо с хлебами, принесенными верующими, и поставляет его сбоку от антиминса (частицы из этих хлебов не вынимаются). Предстоятель кадит Дары и омывает руки. Далее следует чтение диптихов. Диакон, стоя на амвоне, поминает ветхозаветных праотцев и патриархов, пророков, затем – Божию Матерь, Предтечу, апостолов, учителей, святителей, мучеников, праведников и переходит к поминовению живых членов Церкви, начиная со Святейшего Патриарха и правящего епископа. Чтение диптихов заканчивается тайной молитвой предстоятеля, которую он читает, возложив руки над принесенными хлебами. (Сослужащие священники также возлагают правую руку.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010