Апостол Иаков Младший, Алфеев, называемый также Братом Господним, был первым епископом Иерусалимским, председательствовал на Первом апостольском Соборе (51 г.), по свидетельству церковного предания, «был свят от рождения, не пил вина и сикера, не вкушал мяса, не стриг волос». Он мученически скончался в 63 г. по Р.Х. Предание говорит, что иудеи сбросили его с кровли Храма. В долине Кедрона, у юго-восточного угла городских стен, в ряду древних гробниц указывают также и гробницу апостола Иакова. Соборное послание, оставленное им, включено в состав новозаветного канона. Именно в нем содержатся знаменитые слова: вера без дел мертва ( Иак. 2, 20 ). И еще: суд без милости не оказавшему милости ( Иак. 2, 13 ). Вправо от собора – вход во внутренние владения Патриархии, обычно закрытый для посетителей. Но по специальной просьбе, в сопровождении кого-либо из духовенства паломники могут пройти и сюда. Здесь размещается армянская школа и знаменитая библиотека Гульбенкяна, основанная в 1929 г. и содержащая более 50 000 книг и ценнейшее собрание древних рукописей и актов. Можно пройти также в Армянский музей, где представлены как вещи из Патриаршей ризницы, так и археологические находки, сделанные на территории квартала. В глубине двора – если идти прямо, а затем по широкой, с медленным уклоном улочке-лестнице влево – находится бывший женский монастырь Святых Архангелов, расположенный, по преданию, на месте дома первосвященника Анны. По-другому его называют монастырь Масличного Древа. В храме обители (XII в.) показывают помещение, бывшую кухню, где среди ножей и топоров провел несколько часов приведенный на суд к первосвященнику Спаситель – Агнец Божий. Здесь был вбит в землю кол, к которому слуги привязали Спасителя и били Его. ...И кто же первым поднял на Него руку? Тот самый расслабленный, пролежавший 38 лет в параличе, которого Господь исцелил у Овчей Купели. Архангелы у Небесного Престола в ужасе закрыли лица крыльями, чтобы не видеть поругания Сына Божия. Каждый из них уже готов был ринуться из-за облачных сфер, чтобы испепелить грешную землю и все, что на ней. Но: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него ( Ин. 3, 16–17 ). Потому монастырь и назвали обителью Архангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Во время сего Богоявления было повторено в самых торжественных и ясных выражениях обещание касательно умножения его потомства, отношения оного к Богу, равно как о даровании им во владение всей земли Ханаанской; причем его имя было изменено из Аврама в Авраам (т. е. отец множества народов), и видимым знаком завета между ним и Богом было установлено обрезание, в восьмой день по рождении, каждого младенца мужского пола. В то же самое время имя Сары (госпожа моя) было изменено на имя Сарры (т. е. госпожа), и Аврааму было дано обещание, что Сарра родит ему сына и сделается матерью народов и царей. Услышав это, Авраам сказал Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим! ( Быm.XVII, 18 ). В ответ на это Господь подтвердил свое обетование о рождении от Сарры сына; об Измаиле же сказал: вот я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него, и Я произведу от него великий народ ( Быm. XVII, 9–20 ). Как скоро окончилось Богоявление, Авраам поспешил исполнить Божественное повеление и в тот же самый день обрезал Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме его, весь мужеский пол, равно как был обрезан и сам. Вскоре предстояло ему быть свидетелем нового Богоявления. Когда он сидел во время дневного зноя при входе в шатер свой, к нему приблизились три мужа. Он принял их со всем радушием и гостеприимством, свойственными жителям восточных стран, и когда они ели, то спросили его о Сарре и повторили обещание относительно рождения от нее сына. При этом случае, или в связи с означенными обстоятельствами, самим Богом был засвидетельствован патриархальный характер Авраама ( Быm. XVIII, 19 ). За свою веру он в тот же день удостоился откровения Божия касательно судьбы нечестивых городов долины Иорданской и при сем случае ходатайствовал за оные. Несомненно, что ради Авраама и как бы в ответ на его ходатайство были спасены Лот и его семейство от внезапного истребления, постигшего Содом и Гоморру. Засим Авраам поселился на время в Гераре и здесь сделал старую попытку выдать Сарру за свою сестру.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

О том, что богослужебное пение уподоблено пению ангельскому, существует немало упоминаний в Священном Писании и предании. Так в книге пророка Исаии упоминается о небесном престоле, окруженном ликом ангелов непрерывно воздающих хвалу Богу. В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы, у каждого из них по шести крыл. И взывали они друг ко другу и говорили: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» ( Ис.6:1–3 ). В Новом Завете рождение младенца Иисуса Христа также сопровождалось пением ангелов которому сподобились внимать Вифлеемские пастухи. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение!» ( Лк.2:13–14 ). Из преданий христианской церкви вспомним видение ангелов св. Игнатию Богоносцу , воспевавших Святую Троицу попеременно звучащими песнями. А также о видении ангелов отроку, в молитвенном порыве вознесенному на воздух во время землетрясения в Константинополе в 439 г. Отрок слышал пение «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный» и по возвращении на землю поведал, чему был научен, и когда народ воспел эту песнь, землетрясение прекратилось. Неземное происхождение церковного пения, как бы его «дарованность свыше», подтверждается и тем, чтο составителями как текстов церковных песнопений так и их древних напевов были люди, просиявшие мудростью, благочестием и святостью жизни, получившие различные духовные дарования. Вспомним имена преп. Ефрема Сирина, преп. Романа Сладкопевца – творца кондаков и икосов, Анатолия патриарха Константинопольского – первого песнописца стихир, Космы и Феодора Студита – творцов канонов, и конечно же – Иоанна Дамаскина , с именем которого связывается установление в восточной церкви системы осмогласия. Так, к примеру из жития прп. Романа Сладкопевца нам известно, что прп. Роман поначалу не обладал даром пения и чтения, но имел искреннюю веру и вел добродетельную жизнь. Видя особое прилежание св. Романа к церковному послушанию, к нему благоволил Патриарх Евфимий, что вызывало зависть у некоторых клириков. Однажды в Навечерие праздника Рождества Христова, когда в храме присутствовал сам император Анастасий, клирики заставили св. Романа читать и петь вместе с ними. Осмеянный ими св. Роман не ушел из храма после окончания службы а пал перед иконой Пресвятой Богородицы, долго плакал и молился. Ночью в сонном видении ему явилась Пресвятая Богородица. Она подала св. Роману свиток (листки, свертываемые в трубочку) и повелела его съесть. Так прп. Роман получил поэтический дар, а также красивый и певучий голос. На Всенощном бдении праздника Рождества Христова прп. Роман взошел на амвон и пропел свой первый кондак «Дева днесь Пресущественного раждает».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Патриарх Варфоломей говорил о «первенстве нашей [то есть греческой] нации в Православии», но сама доктрина греческого (или чьего бы то ни было) этнического превосходства никак не согласуется с той верой, которую в свое время принесли нам греки. Как говорит Апостол, «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3:10,11) Более того, учитывая склонность падшего человеческого рода к гордыне - в том числе, гордыне этнической, Писание дает множество суровых предостережений против такого рода надменности. «Не думайте говорить в себе: “отец у нас Авраам”, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Матф.3:9) - слова, которые Пророк и Предтеча Иоанн обращает к сынам народа, о богоизбранности которого много раз свидетельствует само Писание, народа, из которого происходит и Господь наш по плоти, Пречистая Его Матерь. и святые Его Апостолы. Может ли само происхождение, культура и язык гарантировать Божие благоволение? Нет. Как говорит сам Господь, «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Матф.21:43) Личное покаяние и вера, а не этническое происхождение вводят человека в завет с Богом. Если это так в отношении народа, к которому принадлежал сам Спаситель, то не тем более ли в отношении любого другого? Для нас имя великого града Константинополя звучит ничуть не уничижительно - напротив, мы произносим его с великой любовью и почтением. Мы читаем историю Восточной Римской Империи с трепетом, как историю наших предков в православной вере. О если бы мы только могли отправиться в 1453 год и вместе с ромеями встать на стенах этого священного для нас Города, чтобы защитить его от завоевания! Но увы, оно совершилось - Империи Ромеев больше не существует. Константинопольский патриархат вынужден искать расположения у неправославных, и даже откровенно нечестивых правителей - таких, как лидеры Демократической партии США, продвигающей по всему миру извращения и аборты.

http://radonezh.ru/2021/08/02/kafedra-ne...

Сегодня мы обращаемся с призывом: ищите не того, что разделяет, но того, что объединяет! Мы ни в коей мере не призываем к тому, чтобы вырвать из нашей коллективной памяти болезненные и трудные страницы истории: они также являются частью нашей идентичности. Мы имеем долг памяти перед страданием, трагедиями и жертвами прошлого. Мы знаем, что согласие между народами может строиться только на правде, даже если она связана с болью. И мы не должны забывать, что на крови мучеников стоит Церковь. Помня о боли отцов, будем созидать радость для наших детей и внуков на основе фундамента взаимного доверия. Будем просить у Бога дар единства, необходимый для того, чтобы вписывать новые страницы в книгу истории российско-польских отношений. Пусть нам указывают путь слова первосвященнической молитвы Господа нашего: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17:20-21). Сотрудничество христиан Польши и России необходимо сегодня не только для улучшения взаимоотношений, но и перед лицом вызовов, которые ставит перед нами мир, пытающийся жить так, как если бы Бога не было. Верим, что Господь наш Иисус Христос по-прежнему является надеждой для нашего континента, а роль Церквей, переживших опыт мученичества, — напоминание Европе о ее духовных корнях. Наше свидетельство будет более успешным, если католики и православные будут трудиться вместе. Верим, что благодаря нашему свидетельству будет укрепляться взаимопонимание между нашими народами. Сотрудничество России и Польши также необходимо для того, чтобы в этом регионе земного шара наступил мир, чтобы люди жили в свободе и не попирались бы ничьи права. Мы сознаем, что наши народы являются наследниками великой культуры Востока и Запада, вдохновленной универсальными ценностями христианства. И мы можем строить мосты, которые будут выше наших несогласий, ведь мы можем так много дать друг другу. Молимся о том, чтобы наш континент мог дышать обоими легкими — западным и восточным — в духе общеевропейской солидарности.

http://patriarchia.ru/db/text/3407800.ht...

Размышляющему о Боге необходимо ведать, что не все может быть изглаголано о Существе Его, но и не все неизреченно, не все подлежит знанию, но и не все сокрыто, и опять: одно доступно только мысли, другое же и слову. Сам Всемогущий и о всем Промышляющий открыл нам то, что нам знать полезно, и умолчал о том, чего бы не в силах были снести. Мы же, довольствуясь сим, да не преступим дерзновенно пределов вечных и предания Божия, которое Он нам открыл сперва чрез Патриархов, Закон и Пророков, а потом чрез Единородного Своего Сына. И так все, что нам предали о Нем Закон, Пророки, Апостолы и Евангелисты, приемлем, знаем, почитаем и дальше сих не взыскуем. Божественное откровение, глубиною недоступных таин своих превосходя всякий сотворенный разум, возвещает нам о Существе Божием, что Он Един в трех Лицах. Посему и в первом члене Символа веры , где говорится о единстве Бога, Он называется Отцем, дабы уже при самом начале мы не только веровали во Единаго Бога, но вместе с тем признавали, что Он есть и Отец Единородного Сына Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого послан и Дух Святый, исходящий от Отца. «Бога никто никогда не видал; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Тот исповедал» ( Ин.1:18 ). «И никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф.11:27 ). «Так и Божияго никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор. 2:11 ). Из сего небесного источника, верою почерпая знание, Кафолическая Церковь , согласно с повелением Спасителя Своим Апостолам: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф. 28:19 ) проповедует Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого, Троицу единосущную и нераздельную, Отца Безначального, Который прежде всех веков неисповедимо рождает Сына из своего Существа и производит Духа Святого, Сына, рожденного от Отца прежде всех веков и Ему Единосущного, и Духа Святого, от вечности исходящего от Отца. «Ибо три Свидетеля на Небеси: Отец, Слово и Святый Дух, и Сии три суть одно» ( 1Ин. 5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

То есть, «откровение Худиева» учит: того, кто признает Христа Господом и творит добрые дела, Христос не отвергнет. А Сам Христос в Евангелии описывает как раз сцену, когда Он отвергает тех, кто и признает Его Господом, и делал добрые дела при жизни - ведь освободить бесноватого от власти беса, безусловно, доброе дело. Неужели эти слова в издании Библии, которым пользуется Сергей Львович, написаны мелким шрифтом? Настолько мелким, что он не смог их прочитать? А есть ведь в Новом Завете и другие слова: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:8-9). Не так ли поступили святые отцы в отношении католиков? Когда предстоятели Римской Церкви стали благовествовать не то, что благовествовали апостолы - в частности, заблуждение о Троице (filioque), заблуждение о Теле Христовом - Церкви (что она будто бы имеет главой не Христа, а смертного человека - папу римского) и другие заблуждения, то их отсекли от общения как еретиков. Чтобы не показаться голословным приведу всего одну цитату в подтверждение. Это из окружного послания восточных патриархов от 1848 года: «Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь... ныне вновь возвещает соборно, что мнение, будто Дух Святой исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь, и последователи его, кто бы они ни были, еретики». Между тем апостол Павел ясно пишет: «предающийся... ереси... Царствия Божия не наследует» (Гал. 5:21-22). Неужели и это в Библии Худиева напечатано мелким шрифтом? Сколько ни смотрел я изданий Нового Завета, везде приведенные выше слова напечатаны таким же шрифтом, как и все остальное. Сергей Львович, как мы видели, пытается убедить нас в том, что будто бы «Всякое заблуждение прискорбно, не все заблуждения одинаково пагубны. Есть разница в том, заблуждается ли человек относительно личности и деяний Спасителя или заблуждается он относительно полномочий Папы Римского».

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/16/...

С этой точки зрения выясняется, что у приверженцев Фанара уже давно сформировалось своеобразное учение о Церкви и месте в ней Константинопольского престола с восседающим на нем патриархом. До недавнего времени эта идея не высказывалась во всей полноте, но лишь двусмысленно, как частное богословское мнение, воплощаясь время от времени в отдельных церковных действиях. Уже в первой трети XX века претензии Константинопольских патриархов вызывали открытую критику в Церкви , и до сих пор они остаются предметом постоянной тревоги , но ради мира и спокойствия данную тему старались обходить стороной. Лишь недавно она стала предметом специальных исследований , а потому организационных выводов по ней пока еще не делалось. У специфической константинопольской экклезиологии даже появилось общепринятое именование – «восточный папизм» , потому что суть этой идеи не нова и является вариаций латинского учения о главенстве Римских пап в Церкви. Для того, чтобы понять пагубность «восточного папизма», необходимо выяснить основные положения православного учения о Церкви, проистекающие из Евангелия и новозаветных книг. Основы православного учения о Церкви 1. Церковь создана Господом нашим Иисусом Христом, как Он Сам об этом сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18). Христос для Церкви является «краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» (Еф. 2: 20–21). Никто из людей, никакой церковный институт не может считаться основателем или основанием Церкви, кроме Христа. 2. Единственным и неизменным Главою всей Церкви является Господь наш Иисус Христос: «Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5: 23). Он является «главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1: 22–23). Глава у тела всегда одна, поэтому никто из людей, никакой церковный институт не может быть главой всей кафолической Церкви, кроме Христа. 3. Первенство в кафолической Церкви принадлежит не кому-либо из людей, но только Христу, ибо «Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1: 18). Во время земной жизни Господь не поддержал стремление к первенству между апостолами и навсегда дал им совет: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9: 35).

http://pravoslavie.ru/116704.html

Быт.47:7–9 . И привел Иосиф Иакова, отца своего, и представил его фараону; и благословил Иаков фараона. Фараон сказал Иакову: сколько лет жизни твоей? Иаков сказал фараону: дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их. Аудиенция Иакова у фараона характерна не столько для благородства и великодушия фараона, сколько особенно для истинно-патриархального величия, достоинства и веры Иакова: дважды (при приходе и уходе своем) приветствуя фараона сообразно этикету при дворе восточных царей (ср. 3Цар. 1:31 ) и, без сомнения, с искренним чувством признательности царю Египта за благодеяния его семье своей, он, однако, держит себя при этом с истинным достоинством патриарха и священника (о преклонении его пред фараоном текст не говорит). Особенно сильно у старца чувство или сознание временного, преходящего значения земной жизни – этого «странствования» (9 ст.), – с чем вместе, естественно, предполагается бытие и крепость у Иакова веры в жизнь загробную (ср. Евр. 6:19 ). Обращая взор на пережитое прошлое, Иаков называет 130 лет жизни своей «днями немногими и несчастными» – малы по сравнению с отцом его, жившим 180 лет, и дедом Авраамом, умершим в 175 лет (возможно, однако, что Иаков имеет в виду и раннейших, даже допотопных патриархов). Иаков, живший после сего еще 17 лет, видимо, подобно отцу своему Исааку ( Быт. 27:1–2 ), занят мыслью о смерти задолго до ее наступления. Быт.47:11 . И поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Раамсес, как повелел фараон. Местность, где с разрешения фараона, Иосиф поселяет отца и братьев своих, называется здесь «земля Раамсес»; между тем выше ( Быт. 45:10, 46:28 и д.) предназначенная для их поселения территория называется землею Гесем, равно и ниже, когда говорится о фактическом обитании их в Египте, местом их обитания представляется Гесем (ст. 27), ( Быт. 50:8 ; Исх. 9:26 и др.) Отсюда следует, что название Раамсес или было синонимом Гесема, или обозначало известную часть последнего. В кн. Исход ( Исх. 1:11 ) говорится, что евреи построили фараону «города для запасов» Пифом и Раамсес. Следовательно, город, вновь построенный или только укрепленный евреями, мог получить название округа, в котором жили евреи – Раамсес. Последнее слово с египетского (по этимологии Яблонского) означает: «люди, занимающиеся пастушеством» – название, стоящее в связи с главным занятием евреев. Иосиф Флавий отождествляет Раамсес с Гелиополисом: «фараон предоставил Иакову с семьею Гелиополис, потому что здесь были и пастбища, предназначенные для царских пастухов» (Древн. 2:7, 6). LXX, как мы видели в Быт. 46:28 , сближают Раамсес с Гелиополисом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как мы помним на Тивериадском озере, апостол Петр просит Христа: «Повели мне прийти к Тебе по воде» (Мф. 14, 28), — и Господь позволяет. Петр выходит из лодки и ступает в бушующую водную стихию, в темноту, в неизвестность. Это шествие Петра по водам есть образ движения ко Христу любого человека, когда он решается «выйти из лодки» — привычных условий жизни, и шагнуть, как в бездну, навстречу Спасителю. Путь к Богу — это всегда в определенном смысле риск, и не только во времена гонений, когда за веру во Христа преследуют, сажают в тюрьмы, убивают. В нашей стране все это происходило всего лишь несколько десятилетий назад. А в странах Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии это происходит ныне. По данным организации «Open Doors», в мире ежемесячно за веру гибнет более трехсот христиан, оскверняются и уничтожаются десятки церквей и христианских зданий. Экстремисты практикуют похищения и показательные казни христиан, публикуя в интернете видео в режиме онлайн. И в будущем, если вспомнить предзнаменования завершающей книги Нового Завета, никто не застрахован от гонений за веру, вплоть до физического истребления. Существует риск и другого рода: оказаться не таким, как все. Когда-то князь Святослав объяснял матери — великой княгине Ольге, почему он не принимал христианство: «Надо мной тогда будет смеяться вся дружина». Для храброго воина страх вызвать насмешки в свой адрес оказался непреодолимым, и он не решился выйти «из лодки» — привычных условий своей жизни. Но оставаться христианином на деле еще труднее и рискованнее, нежели ступить на этот путь. Риск отношений с Богом заключается в том, что Господь зачастую предлагает человеку то, что не укладывается в рамки земной логики. Самый яркий пример — жертвоприношение Авраама. Господь повелел ему принести в жертву сына, от которого Он обещал патриарху произвести многочисленное потомство. Авраам не усомнился, пошел исполнить волю Божию, и Господь в итоге все устроил лучшим образом. Можно вспомнить и беседу Христа о хлебе небесном, под которым Он подразумевал Себя: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51). После этих слов «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6, 66), ибо слова Христа не вмещались в рамки их мышления. Подобно персонажу Ф.М. Достоевского Дмитрию Карамазову, воскликнувшему: «Широк, слишком широк человек, я бы его сузил!», отошедшим от Христа ученикам хотелось бы «сузить» Бога. Им не нужен был Тот, Кто пришел даровать им жизнь вечную в Царстве Небесном, а лишь тот, кто дал бы земное благополучие, комфорт и безопасность.

http://pravoslavie.ru/96492.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010