А ныне даром ко алтарю прежде всего является молитва наша, и вот Господь говорит, что если вспомнишь, что имеешь нечто против твоего ближнего, что обижен ты им, или не хочет он простить греха твоего, — уйди, не смей молиться, оставь дар твой и пойди примирись с братом твоим. О как это справедливо! О сколько великой Божией правды в этом! Читать полностью     Омилия Григория Паламы   Из–за невоздержания в раю наших праотцев и презрения ими более древнего тогда поста, вошла в мир смерть и воцарился грех, введший с собою осуждение нашего естества, от Адама вплоть до (пришествия) Христа. Читать полностью     Библия   Апостольское чтение в неделю сыропустную   11Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.  12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.  13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;  14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.  1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.  2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.  3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.  4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Послание к Римленам, главы 13-14    МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ЧТЕНИЮ БИБЛЕЙСКОГО ОТРЫВКА Книга Бытия о изгнании из Рая 1. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? 2. И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, 3. только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. 4. И сказал змей жене: нет, не умрете, 5. но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

http://predanie.ru/tema/proshhennoe-vosk...

И над всеми будет Суд — и кто, и что устоит?! Ответ даёт нам притча о суде (Мф 25:31–46): устоит смирение, устоит внимание к слову Божию, устоит милость, устоит человечность. Овцы от козлищ, праведники от грешников будут отличаться тем, что смиренно удивятся своей награде, полученной, с их точки зрения, ни за что. Они, внимавшие благоговейно слову Божию, с трепетом души дословно повторят сказанное им Христом. Грешники, напротив, начнут гордо оспаривать Божественное определение, повторяя, впрочем, слова Господа, но так, без любви, “через запятую”. На всемирном Суде будут прославлены милость и человечность — качества Христовы, вознесшие Его на Крест (кстати сказать, на буднях в последние две недели перед постом литургические Евангельские чтения — о страданиях Господа). Теперь последователи Христовы, многими скорбями взрастившие в себе эти качества, удостаиваются части Христовой: как солнце, воссияют в Царстве Отца их. И напротив, тьма внешняя (по-сла­вянски — кромешная), уготованная не людям, но диаволу и аггелам его, — эта тьма становится обиталищем людей, сознательно её предпочетших Свету, увлекшихся сатанинским обманом: стать богами без Бога, без исполнения святых повелений Его. Это предупреждение одновременно обращает нас к теме последнего дня перед постом — Прощёного воскресенья, когда Церковь вспоминает Адамово изгнание из рая. Триодь Постная на Сырной седмице поётся и на буднях, начинаются службы с поклонами, молитвой преподобного Ефрема Сирина. Для обличения Адамова грехопадения церковные песнописцы находят потрясающие слова: “Ласкосердствовавше, первую подъяхом наготу…”. Действительно, что как не горделивое самоуслаждение, лукавое ласкание сердца определяет наш выбор греха вместо подчас суровой, но исцеляющей правды? Наступает Прощёное воскресенье. В памяти о суде Божием мы отказываемся от своего суда над нашими ближними и входим в святой вечер Прощения, вспоминая свои вины друг перед другом и прежде всего перед Богом Самим. Входим в чудный этот вечер, чтобы постом войти в глубины своей грешной души, очистить её покаянием и увидеть Христа, грядущего на вольную страсть нашего ради спасения, смертию попирающего нашу греховную смерть, открывающего нам путь в вечную жизнь славным Своим Воскресением.

http://pravmir.ru/velikiy-post-podgotovi...

Ещё хорошо понятен принцип «раскулачивания» на детской доле. Вот Шурка Дмитриев из деревни Маслено (Селищенские казармы у Волхова). В 1925 году, по смерти своего отца Фёдора, он остался тринадцати лет, единственный сын, остальные девчёнки. Кому ж возглавить отцовское хозяйство? Он взялся. И девчёнки и мать подчинялись ему. Теперь как занятой и взрослый раскланивался он со взрослыми на улице. Он сумел достойно продолжить труд отца, и были у него к 1929 году закрома полны зерна. Вот и кулак! Всю семью и угнали!.. Адамова-Слиозберг трогательно рассказывает о встрече с девочкой Мотей, посаженной в 1936 году в тюрьму за самовольный уход — пешком две тысячи километров! спортивные медали за это надо давать — из уральской ссылки в родное село Светловидово под Тарусой. Малолетней школьницей она была сослана с родителями в 1929 году, навсегда лишена учёбы. Учительница ласково звала её «Мотя-Эдисончик»: девочка не только отлично училась, но имела изобретательский склад ума, она какую-то турбинку ладила от ручья и другие изобретения для школы. Через семь лет потянуло её хоть глянуть на брёвна той недостижимой школы — и получила «Эдисончик» тюрьму и лагерь. Дайте-ка детскую судьбу такую из XIX beka! Под раскулачивание непременно подходил всякий мельник, — а кто такие были мельники и кузнецы, как не лучшие техники русской деревни? Вот мельник Прокоп Иванович Лактюнкин из рязанских (петелинских) Пеньков. Едва он был «раскулачен», как без него через меру зажали жернова — и спалили мельницу. После войны, прощённый, воротился он в родное село, и не мог успокоиться, что нет мельницы. Лактюнкин испросил разрешение, сам отлил жернова и на том же (обязательно на том же!) месте поставил мельницу — отнюдь не для своей выгоды, а для колхоза, ещё же верней — для полноты и украшения местности. А вот и деревенский кузнец, сейчас посмотрим, какой кулак. Даже, как любят отделы кадров, начнём с отца. Отец его, Гордей Васильевич, 25 лет служил в Варшавской крепости и выслужил, как говорится, только то серебро, что пуговка оловца: солдат-двадцатипятилетник лишался земельного надела.

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

Но к сказанному следует добавить, что хула на Духа Святого и на Господа И. Христа не простится ни в сем веке, ни в будущем, человеку хулящему, т. е. пребывающему во грехе богохуления, а не хулившему и покаявшемуся, ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи 74 . Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха ( 1Ин.1:7 ). Даже так: когда умножился грех, стала преизобиловать благодать. Но это не значит, что нам нужно оставаться во грехе, чтобы умножилась благодать. Мы умерли для греха в крещении. Но мы должны быть соединёны со Христом и в Его воскресении, дабы не быть уже рабами греху, но ходить в обновлённой жизни ( Рим.5:20, 6:16 ). И Апостол Павел был прежде хулитель и гонитель и обидчик, но потом помилован, ибо поступал так по неведению, в неверии. Но когда коснулась его сердца благодать Господа И. Христа, Павел со всею силою веры и любви исповедал, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешных, из которых первый, говорит о себе Павел, я ( 1Тим.1:1315 ). Значит, если грешник сохранил в себе нравственную возможность, покаяния и исправления, он будет прощён и помилован, яко несть грех побеждающ человеколюбие Божие. Но когда человек станет отрицать, хулить и позорить самоочевидную истину веры христовой, отрицать упорно, против своей совести, вопреки здравому смыслу и очевидным фактам, отрицать и хулить с нахальством и злобою, чтобы только оправдать свой грех в глазах, окружающих, а Христа и Духа Святого всячески опорочить, унизить, – тогда хулитель явно предал себя сатане, не может покаяться и не может быть прощён, как нет и быть не может прощения диаволу ( Мф.25:41, 46 ). Нравственный облик Иуды предателя Иуда Искариотский, предатель Иисуса Христа, происходил из г. Кариота, который находился не в Галилее, откуда происходили прочие апостолы, но в Иудее. Личность предателя вместе и оригинальна и загадочна, ужасна и таинственна и возбуждает целый рой вопросов. И прежде всего поразительная противоположность Иуды с лицом Сына Человеческого ставит этот вопрос: почему, для чего Господь призвал Иуду к апостольству? Нельзя допустить, что-бы Иисус Христос, Сердцеведец, ошибся в нравственных качествах Иуды: Он знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке ( Ин.2:2425 ), Во всеведущем и проницательном Духе Богочеловека, как в ясном и чистом зеркале, не мог не отразиться и образ Иуды. И тем не менее Господь избрал Иуду Своим учеником и апостолом. Может быть, Христос намеренно сделал такой выбор, да сбудутся писания, 75 чтобы не кто другой, а именно ближайший ученик предал Его, и совершил неслыханное преступление? Архиепископ Херсонский Никанор действительно прямо говорит, что Христос призвал к апостольству Иуду именно для того, чтобы он был предателем, что по таинственному закону непостижимых судеб Божиих. Бог одних людей милует, других ожесточает, ибо от века знает все самые тайные пути сердца человеческого ( Рим.8:2930 ) 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Прощёное воскресенье. Чин прощения Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 2 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 Мы вплотную приблизились к Великому посту. Христова Церковь ставит нас перед осмыслением Святой Четыредесятницы. Отнестись к этому мы должны серьёзно, вдумчиво, ответственно. Пост предваряется Прощёным воскресеньем, чтобы мы простили ближним все согрешения против нас. Это условие абсолютно необходимо для стяжания чистоты сердца — задачи, которую мы будем решать в период прохождения постнического поприща. Можно, конечно, упростить чин прощения и свести его к чистой традиции, переняв при этом, положим, обычай отцов-пустынников, которые на время Святой Четыредесятницы уходили из монастырей в Синайскую, Египетскую и другие пустыни. Расставаясь с обителью, они прощались друг с другом и тут-то взаимно испрашивали прощение. Это, конечно, убедительный пример для подражания, но если мы воспримем его только как обычай, то пройдём мимо вероучительной значимости упомянутого деяния отшельников. Суть Божиего замысла в вопросе оставления грехов выражена в словах Спасителя Христа, поставившего Своё прощение в причинную зависимость от нашего прощения друг друга: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людямсогрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф 6:14). Это выражено Спасителем столь категорично, что апостол любви Иоанн Богослов доносит нам смысл этих Христовых слов в таких выражениях: Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любитьБога, Которого не видит? (1 Ин 4:20). Этот-то радикализм и поставлен Христом Спасителем как условие прощения наших грехов, а значит — нашего приближения к Богу. Обусловлено это вот чем. Своим воплощением Христос Спаситель поставил Своё Божество в особую близость с воспринятой Им человеческой природой. А через человечество Своё Он соединил Себя со всем человечеством. Он сочетал людей в такое единство, что мог сказать: И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает (Мф 18:5). В полном соответствии с этим и к человеку предъявляются Божии требования. Не простого повиновения от человека ожидает Бог; Божии повеления и реакцию на них трепещущего творения знало и ветхозаветное человечество. Нам же Христос простирает со Креста Свои объятия и взывает: Человече, даждьми сердце. И Бог ожидает от нас не просто воздержания от грехов; Он ждёт от человека абсолютной святости: Будьте святы, потому что Я свят (1 Пет 1:16). Потому мы ныне должны будем в чине прощения примириться с ближними не традиции ради, — мы от всего сердца простим все их согрешения, сполна раскроем всем и каждому своё сердце. Этим мы раскроем его и Богу своему.

http://pravmir.ru/proshhyonoe-voskresene...

Скачать epub pdf 7. Неделя сыропустная. Прощёное воскресение. О взаимном прощении и примирении (Мф. 6:14–21) «Прощайте, и прощены будете» ( Лк. 6:37 ). Великий пост, благочестивые слушатели, мы встречаем прощёным воскресением. Сегодня святая Церковь призывает нас братски обнять и сердечно простить друг друга все взаимные долги – обиды, поношения, оскорбления. Это нужно сделать потому, что в наступающем Великом посту все мы будем призваны говеть, приносить покаяние на исповеди, прося у Бога прощения во всех согрешениях, в том числе и против ближних. Святая Церковь заранее предупреждает сегодняшним Евангельским чтением, что Бог нас прощает только тогда, когда мы сами прощаем людям согрешения их. Христос говорит: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец Ваш не простит вам согрешений ваших ( Мф. 6:14–15 ). Если кто-либо захотел бы принести свой дар к алтарю, то сначала должен примириться с братом своим и уже тогда принести дар свой ( Мф. 5:23–24 ). Как видите, братия и сестры, отношение к нам Бога зависит от нашего отношения к людям. Если мы им прощаем и примиряемся с ними, то и Он нас прощает и примиряется с нами. И, наоборот, если не прощаем, то и Господь нас не прощает. Почему это так? Почему наши отношения к Богу тесно связаны с нашим отношением к человеку, друг к другу? Вспомним, что две основные заповеди даны нам Богом: заповедь любить Бога и заповедь любить ближнего своего ( Лк. 10:27 , Мф. 22:37–39 , Мк. 12:30–31 ). Эти заповеди, неразрывно связанные между собой, объединяются у христианина в одном чувстве и в одном слове люби. Люби Бога и одновременно и человека. Кто говорит: „Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? ( 1Ин. 4:20 ). А между тем, братия и сестры, мы часто слышим и сами говорим такие слова: «Бога я люблю и молюсь Ему, а вот к людям не лежит моё сердце: они ко мне плохо относятся, и я совсем не люблю их». Такие слова – самообман и лукавство. Если людей мы не любим или равнодушны к ним, то и дорогу к Богу не найдём в своём сердце: омрачённое неприязнью или равнодушием к людям, оно будет равнодушно и к Богу. Хотя бы по привычке и будем продолжать молиться, но молитва наша будет сухая, холодная, нудная, недоходчивая. Сердце христианина едино и неделимо: если оно любит, то любит и Бога, и человека, если ожесточается и черствеет, то и к Богу, и к человеку. Для нас, христиан, выбора нет: наше сердце может согреваться и гореть только двуединой любовью – и к Богу, и к человеку. Поэтому всякий раз, когда мы собираемся молиться Богу, надо предварительно смягчить своё сердце к человеку, прощая его ( Мк. 11:25 ) и уже этим смягчённым, тёплым сердцем молиться Богу. Такая молитва будет иметь в себе силу подняться до неба, ибо в сердце молящегося будет и Бог, и человек: любовь к Тому (Богу) и другому (человеку).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

23:24). Это – тот же грех против Духа Святого, о котором ещё прежде говорил Господь, что он не простится человеку ни в сем веке, ни в будущем ( Мф. 12:31–32 ; см. примеч.) – сознательное и упорное противление Христу и ненависть к Нему, несмотря на очевидные доказательства Его мессианского достоинства. Учение Господа и Его необычайные дела (чудеса) должны были открыть глаза неверующим в Него как в Мессию, тогда и грехи простились бы им; но так как они ослепили очи свои и в своём ослеплении с ненавистью и хулою отнеслись ко Христу, то впали в такой грех, который ничем нельзя извинить и который вследствие того не простится им, если не покаются. – Если бы Я не пришёл, с неба от Отца Моего на землю как Мессия – Искупитель человечества, и не говорил им, не изложил всего учения о Своём лице и Своём деле как Мессии, не предложил всего Учения об искуплении человечества Мною, то не имели бы греха неверия в Меня и Отца Моего и вражды против Нас; их грех был бы только грех неведения путей Божиих, который не ведёт к ожесточению и ненависти против Христа и Бога и который при покаянии может быть прощён. А теперь, когда Господь изложил учение о Себе и деле Своём, они не имеют извинения в этом своём грехе неверия и ненависти против Христа и Бога. – Ненавидящий Меня как Мессию ненавидит и Отца Моего, Который послал Меня в мир и с Которым Мы – одно по существу (8:30). «Так как они в своё оправдание везде ссылались на то, что гонят Его ради Отца: то этими словами Он отнял у них такое оправдание. Они не имеют никакого извинения» (Злат., ср. Феофил.). Если они не верили учению Господа о Себе и Своём деле (ср. 8 и далее), то должны были, по крайней мере, из Его необычайных дел – чудес увидеть, что Он истинно Мессия (ср. 10:25, 37–38 и прим. и парал.); но они и им не верили и с ненавистью отнеслись к чудотворцу (ср. 12 и далее). – Если бы Я не творил между ними, т. е. между неверующими иудеями, первыми представителями враждебного Господу мира, дел необычайных, таких чудес, каких никто другой не делал, так как они были столь необычайны и велики, что являли в себе именно дела Божии (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

А то, что Спаситель и Сам ради нас был помазан елеем, можно видеть в евангельской повести о том, как некая блудница помазала Его миром ( Лк. 7:36–38 ). Она омыла слезами и помазала ноги Его, и отёрла их своими волосами – и это миро было поистине елеем покаяния, принесённым грешницей, которая и сама себя таким образом помазала, ибо помазала волосы свои и получила отпущение многих грехов, как об этом ясно свидетельствует Евангелие. Это не сестра Лазаря Мария, помазавшая пред временем страдания, которая и чиста была, и миром которой был уготован на погребение Господь, как сказал Сам Он ( Ин. 12:1–8 ). Это была и не та жена, которая была в доме Симона прокаженного, которая была не одно лицо и с Марией ( Мф. 26:6–13 ), ибо и это было перед временем страданий, и об этом миропомазании сказал Господь, что оно приготовляло Его к погребению. Господь сначала сказал владельцу дома Симону притчу о двух должниках, из которых один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, и что им был прощён их долг. И задал вопрос: кто из двоих более возлюбит простившего их господина? Когда же Симон отвечал: «Думаю, тот, которому более простил. Господь сказал, правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» ( Лк. 7:43–47 ). Видишь ли, что этим указывается на святой елей? Согрешив, мы приходим к божественным мужам и, принося покаяние, совершаем исповедь прегрешений. По повелению этих отцов мы приносим Богу святой елей, в образ Его милосердия и сострадательности, в которых блистает божественный и тихий свет благодати, ибо и свет мы приносим. Когда же и молитва приносится, и елей освящается, тогда помазываемые елеем обретают отпущение грехов, как блудница, которая помазала ноги Спасителя и от них приняла помазание себе. 25. Для чего и в святом и великом мире и в елеопомазании употребляется елей

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Бог создаст новую землю и вселенную (новый мировой порядок) (Коран 14:48) Божий суд на основании книги деяний каждого человека (Коран 18:49) Мусульмане-праведники и прощённые войдут после суда в рай (Коран 15:45–49). Неверные и грешники будут гореть в огне ада (Коран 102). Однако, существуют и принципиальные различия, главное из которых заключается в отношении к личности Исы или Иисуса. В обоих священных писаниях он называется Мессией, Мошиахом или Масихом (Спасителем). Христиане считают Его Богом воплотившимся в человеке, который открыл путь спасения для человечества. Поэтому в эсхатологическом плане Он рассматривается как личность тождественная с Богом, которая сразится с Антихристом (Даджал в Коране) и победит в его лице главного врага человечества – Сатану. Естественно, что в связи с этим Иисус в Новом завете бессмертен. В исламе же совсем другая картина. Иса представлен здесь как смертный человек. После убийства Даджала (антихриста) и победы над Яджуджем и Маджуджем (Гогом и Магогом – антихристовым воинством) , правление Исы будет именно тем идеалом, к которому стремились все гуманисты в истории человечества (Муслим Сахих 4 ⁄ 559 . Хадис 1926). Однако этот земной рай окончится со смертью Исы, уже через сорок лет. Для нас, христиан такая концепция неприемлема, поскольку не соответствует ни одной из Священных книг – “ат-Таурат” (Тора, Ветхий завет) и Инджил (Евангелие). С другой стороны, благодаря Инджиль (Евангелию) у нас есть личные свидетельства Иисуса, что именно Он будет судить мир во время своего второго пришествия. И это примечательно, особенно для тех, кто отказывается принять Его как своего Спасителя. На Страшном суде Иисус будет уже не раб или пророк, но – Царь, который отделит злых от добрых, принявших Его как Сына Божия, от тех, кто отверг: “Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей. И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а овец – по левую.

http://azbyka.ru/krest-v-mire-polumesyac...

Большое, и об этом говорит Сам Господь: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и МОЛИТЕСЬ ЗА ОБИЖАЮЩИХ ВАС и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:44-45 ). Молитва – это одна из стадий избавления от греха вражды. Молитва за человека – большое добро , проявление любви . Достаточно даже мысленно сказать: «Бог простит» , и мы почувствуем, что эти слова согревают и нашу собственную душу. Когда мы прощаем, мы освобождаемся, перестаём быть заложниками прошлых обид. Хроническая душевная боль перестаёт властвовать над нами, мы освобождаемся от рабства обиде. Сколько раз прощать человека? Когда апостолы спрашивали, сколько раз можно прощать человека: «До семи ли раз?» – Спаситель на это ответил: «Не до семи, но до седмижды семидесяти раз» ( Мф.18:21-22 ). То есть если человек согрешит против христианина, и, раскаявшись в содеянном, будет искренне просить у него прощения, христианин не должен отказывать ему в прощении на том лишь основании, что и так уже много раз его прощал. Ведь без прощения наше сердце, по словам преподобного Ефрема Сирина , превращается в каменистую почву, в которой зерно христианской веры никогда не сможет прорасти. Почему люди просят друг у друга прощения в последнее воскресенье перед Великим Постом? В этот день все верующие просят друг у друга прощения, чтобы приступить к посту с доброй душой ( Мк.11:25-26 ), сильнее сосредоточиться на духовной жизни, чтобы затем с чистым сердцем встретить Пасху  – день Воскресения Господа Иисуса Христа. Данной традицией не подразумевается, что мы должны прощать друг друга только в этот день. Как сложилась традиция совершать чин прощения накануне Великого Поста? Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибали в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения, чтобы быть примирённым и прощённым со всеми и, благодаря этому, с Самим Богом. С течением времени эта традиция перешла в общецерковную богослужебную практику. Цитаты о прощении

http://azbyka.ru/proshhenie

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010