436 Нельзя, впрочем, не привести здесь некоторых замечаний проф. К. Скворцова , высказанных по поводу настоящего рассуждения Тертуллиана . Рассуждение, говорит он, основано на началах самых разумных: ибо в основании его лежит та глубокая н верная мысль, что жизненное начало должно быть просто, единично. Но апологет слишком унизил это жизненное начало в человеке, низведши его в ряд явлений обыкновенных, замечаемых повсюду в одушевленной, но неразумной природе. Нет сомнения, что между душою и чувственным телом существует удивительная гармония. И разум, и опыт убеждают нас, что человек есть личность неразделимая, имеющая жизнь и растительную, и разумную; ибо то самое сознание, которое говорит мне, что я живу, хожу, питаюсь, росту, удостоверяет меня и в том, что я чувствую, желаю, мыслю, рассуждаю. Но единство самосознания не служит доказательством того, что вся деятельность принадлежит душе, а духу совершенно нет места. Сам же Тертуллиан признает, что в душе нашей есть высокие чувства, есть понятие о бесконечном, о нравственном, есть стремление за пределы всего видимого. По его мнению, все это вложено самим Богом в природу нашу, все это остатки прежнего величия. Но если так, почему не предположить, что для подобных понятий и чувствований есть в душе нашей особенный ковчег, в котором хранятся эти скрижали закона высшего, эти останки образа Божия. (Фил отц. и учителей церкви, стр. 167 –168). 439 Опровер. мн. Аполлин. Тв. Св. Гр. Нис. ч. 7, § 34, 133. Сл. на день Светл. Хр. Воскр. Христ. Чт. 1841. I. 8. 9; Сл. на Св. Пасху. Христ. Чт. 1841. II. 3; Сл. на Св. Пасху о воскр. Хр. Чт. 1847. II. 36; ibid. стр. 26. и мног. др. 446 Св. Еф. Сир. О покаян. Тв. св. отц. т. XVI, стр. 376; снес. 142 на сл. «положи, Господи, хран.» там же, стр. 424. 451 Относящиеся сюда места творений отц. ц. собраны в «Сист. св. св. уч. о душе». Свящ. Ст. Кашм. 84–94. Читать далее Источник: Святоотеческое учение о душе человека/В.Ф. Давыденко. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908 (обл. 1909). - 271 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

С. Московский конгресс по отношению к вопросу о сотворении человека в Чт. Люб. Дух. Пр. 1893 г. 2. 181 Литература. – Кудрявцева В. Д. О единстве человеческого рода (III т. 2 вып. соч.). – Сергиевского прот. Творение мира и человека. IX гл. – Меньяна. Мир и первооб. человек. VI–X гл. Глаголева С. О происхождении и первоб. состоянии рода человеческого. – Геттиньера. Апол. хр. II ч. 5 чт. – Рождественского. Апологетика. II т. 283–293 стр. – Лютардта. Апология. 5 чт. – Жане. Нравств. единство челов. рода. 1872 г. – (приб. к кн. «Соврем. естеств. уч. о происхожд. всел.»). – Катрфажа. Естественная история человека. Перев. Суворина 1861 г. – Вигуру. Руков. к чтен. и изуч. Библии. I т. 396–413 стр. – Беллюстина. Происхождение рода человеческого от одной четы (Воскр. Чтен. 1872 г.). 182 Кроме такого своего значения, догмат о единстве человеческого рода имеет особое значение в смысле истины исторической. Верою в единство человеческого рода вызваны лучшие стремления, развившиеся особенно в христианском мире, каковы: заботы о просвещении диких народов, об освобождении порабощенных и угнетенных племен, об установлении мирных международных отношении и пр. Отрицание этого единства соединено с отрицанием братства народов и их духовного союза. Пример древнего язычества с его постоянными международными войнами, братоубийством, насилием, рабством и пр. достаточно показывает, каковы следствия утраты живого сознания истины единства всех людей по духу и телу. 183 Так объясняли указанное различие в повествовании и древние отцы Церкви. См. напр. Василия В. Сл. об устр. человека (Хр. Чт. 1841 IV. 7 стр.). Златоуста На кн. Быт. б. XII. Ефрема Сир. На Быт. (VI т. 323 стр.). Феофила К Автолику; II кн., 19–20 гл. 186 Число первоначальных видов разными полигенистами насчитывается различное. Так, Вире, который первый дал полигенизму научную форму, различали только два вида людей, Бори допустил 15 видов людей, Демулен – 16, Мортон – 32 семейства, которые состоят из множества видов, Глиддон – 65. а некоторые (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

1424 В русской литературе об этом празднике можно читать у проф. M. С. Гуляева, „Ветхозаветный праздник Пасхи“, Воскр. Чт., XXV 11 и особенно в труде А. Оссиева, „Древнееврейский обряд праздника Пасхи и его символическое и прообразовательное значение“, Казань, 1909. 1425 По позднейшему ритуалу отец семейства должен был, изъясияя это значение праздника, совершить возлияние четырех чаш вина, в память четырех обещаний, сделанных Богом, Исх.6:6–7 . Хлебы без закваски напоминали скорость, с которою Израиль покинул Египет ( Исх.22:17,39 ; Втор.16:31 ), горькие травы – жестокие страдания во время рабства. Рядом с этим значением Пасхи, как воспоминания об исходе из Египта, она имела другое более важное значение: она была воспоминанием избрания Израиля, как народа Божия, а хлебы опресночные, символ чистоты нравственной, напоминали Израилю, что он „народ святой“, который должен предохранять себя от нравственной порчи. Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы безквасны (1Kop.5:7). Агнец пасхальный есть прообраз Иисуса Христа, Его крестной жертвы. Господь есть истинный Агнец: Се агнец Божий ( Ин.1:29 ); ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас ( 1Кор.5:7 , 1Пет.1:19 ; Откр.21:22–23:27 ). По причине этой прообразовательной черты агнец пасхальный должен был быть без порока и его кости не должны быть сокрушаемы ( Ин.19:39 ). Агнец пасхальный был истинною жертвою, вместе очистительною и мирною; также и Иисус Христос принес Себя на кресте в жертву за наши грехи, и учредил накануне Своей смерти истинную жертву мира и благодарения – св. Евхаристию. См. рис. 101 Пр. пер. 1427 „Festum septimanarum est dies ille, quo lex data fuit“, говорит Маймонид, More Neboukim, III, 43, перевод J. Buxstorf’a, 1629, p. 471. Бл. Августина, Contra Faust., XXXII, 12; t. XLII, col. 503; бл. Иеронима, Ep. LXXVIII, ad Fab. 12, t. XXII, col. 707; св. Льва Великого , Serm. LXXV de Pent., I, t. LIV, col. 400. [Русская литература: проф. M. C. Гуляева, „Праздники Пятидесятницы и Кущей“, Воскр. Чт., XXV, 13, прот. Η. П. Добронравова, „Ветхозаветный праздник Пятидесятницы“, Москва, 1894. Пер.].

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

– Не знаю, точно ли они грешники, какими выставляет их общая молва; знаю одно, что я великий грешник пред Богом и человеками, первый из всех грешников. Если бы и Бог, и люди отвратились от меня, как я того заслуживаю – Боже мой, что было бы со мною? Но и Бог, и люди терпят меня – тягчайшего грешника; могу ли, смею ли я отвергать кого-либо из братий моих? Даже мое ли дело разбирать людей, кто грешен, кто не грешен, кто достоин моего знакомства, и кто недостоин? – Нет, брат, не суди, и не будешь осужден; милуй, и будешь помилован. (Из «Воскр. чт.»). 6. Мысли о смирении I. «Почему дерево чем выше растет, тем глубже пускает свои корни в землю? Оно, возносясь, смиряется, а смиряясь, возвышается; так должно поступать и тебе, христианин. Если ты возвышаешься преимуществами умственными или нравственными, естественными или благодатными, внешними или внутренними, – всегда и везде, тем более, смиряй себя: без глубоких корней смирения, ты никогда не будешь безопасен от нападения» («Воскр. чт.» V, 175). II. «Смирение есть непременная добродетель тварей; одному Богу подобает величие» (Иннок. архиеп. Херсон.). III. «Велик тот, кто чувствует свое ничтожество пред Богом» (Карамз.). IV. «Люби смирение: оно покроет все грехи твои» (Св. Ант. Вел.). V. «Тщетны труды того, кто вне смирения постится много и несет тяжкие подвиги» ( Авва Исаия ). VI. «Смирение так же важно для благочестия, как корень для растения, которое тотчас теряет свою красоту, свежесть и жизнь, коль скоро его корень мертв» (Прот. И. Толмачев ). VII. «Много ли, мало ли ты сделал в своем звании во славу Божию, не возносись тем, но говори со смирением: не я потрудился, а благодать Божия, которая со мною» ( 1Кор.15:10 ). (Прот. П. Соколов). «Когда нарушишь заповедь Божию, возопий мытаревым гласом: “Боже, милостив буди мне грешному!”, а когда исполнишь ее, скажи себе: “я раб неключимый, и сотворил только повеленное”» (Иеромон. Леонид). IX. «Хочешь ли быть великим? Будь меньше всех» ( Мк.9:35 ). (Св. Ефрем Сирин ). X. «Самая лучшая мера смирения – считать себя худшим из всех тварей» (Св. Димитр. Ростов.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

нищие по своему происхождению; а мнимый намек в ст. 14 на выкуп пленных Иудеев из рабского состояния Филадельфом, при совершенной несообразности с лицом этого царя большей части других мыслей и выражений, нельзя признавать за основание отношения к нему псалма. Вообще неосновательность этой догадки до того очевидна, что даже Ленгерке, в других случаях ревностный защитник гипотез Гитцига, в настоящий раз расходится с ним, и на основании сходства псалма с пророчествами Исаии, относит его происхождение ко времени незадолго до плена Вавилонского, бездоказательно замечая, что к более раннему периоду не позволяет будто бы относить широта представления псалмопевца (см. его Die 5 Bucher der Psalmen). 905 Двоякий смысл псалма, буквальный о Соломоне и пророческий о Мессии, согласно признавали известнейшие иудейские раввины: Кимхи, Абен-Вэра и Раши, парафраст халдейский (см. Scr S Curs compl in h Ps), древнейшие толкователи Церкви Христианской: Евсевий, бл. Августин, Евфимий Зигабен и др., равно как и новейшие богословы и толкователи нашей церкви: Ириней Архиеп. Псковский (в Толк. Пс.), Павский (в Обозр. Пс. стр. 32), Смирнов (в Предизображении И. Хр. в В.З. 1852 г., М. стр. 122) и др. 911 Такого мнения и большинство авторитетнейших новейших иностранных толкователей: Toluck, Hengstenberg, Delitzsch, Bunsen, Moll. У нас это мнение высказано архимандритом Михаилом (см его «Библейская письменность», в Чт. Общ. Люб. Дух. Просв., 1872 года, 1, стр. 41). 912 Напр. Златоуст, бл. Феодорит, Иларий, Иероним и др., и наши отечественные толкователи: Преосв. Ириней Псковский и автор толкования песней степеней в Воскр. Чт. 1856/7 г., 41, стр. 393. 920 () См. по испр. Русск. Перев. Псс. в Душ. Чт. 1868 г май Ср. также пер. Преосв. Палладия Сарапульского и Мандельштама и изложение содержание 126 псалма в Рук. к послед. чт. учит. кн. В. З. Орды. – В пер. Синод: «тогда как возлюбленному Своему Он дает сон»; подобно как и в пер. Библ. Общ. Но из целого состава стиха ясно видно, что здесь речь не о сне, а о получении от Господа возлюбленным Его необходимых житейских благ при относительно легком труде и большем спокойствии, тогда как другие, не снискавшие себе благоволения Божия, напрасно стараются достигнуть тех же благ усиленным трудом бессонных ночей. По этому слово – сон представляет здесь не самый дар благоволения Господа к возлюбленному Его, а только указание того состояния возлюбленного раба Божия, при котором ниспосылается ему этот дар, в противоположность другому состоянию тяжелого труда и бессонных ночей, какое должны испытывать в своих стремлениях к достижению того же дара не пользующиеся благоволением Божиим, и таким образом ближайшим определением слова – дает или даст, надобно считать не , а , составляющее неопределенное обозначение получаемых от Господа житейских благ, каких другие напрасно домогаются, и которое потому нужно переводить в значении: тоже, столько же (Furst: ebens, d li so gut und reichlien…).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

1211 Подробно об этом обычае – с исторической, догматической и практической точек зрения – см в статьях: Моссаковский – «Отпусты на Волыни» (Воскр. Чт. 1861/2 r.–XXV г., Хойнацкий Андрей – «Об отпустах, совершающихся в православных церквах западного края России» (ibid., 1863–1864 г., (XXVII), 375–385, 396–412) к Хойнацкий А. «Западно-русские отпусты» (распространенный перифраз предыдущей статьи, – в Руков. для сел. пастыр. 1871, т. I, стр. 477–490; 516–524; 582–592). 1221 Требн., ркп. XVII в., _ОБР. Погод. л. 337 об.–338. Ср. ркп. Кирилло-Белоз. Библ. л. 181 об. 1230 Св. Ефрема Сирина «Учение о покаянии» (выбранное из дух.нравственных творений его). См. Воскр. Чт. 1858/59 г., стр. 501. Подробные древне-отеческие указания на это, см. в Жогм. Богосл. Макария, т. IV, стр. 250–252. 1234 Древние аскеты, по-видимому, не всегда были склонны к одобрению исповеди именно раздельной, с изложением всех деталей греха. По крайней мере в писаниях одного из подвижников V в., мы читаем на этот предмет: «Прежние грехи, будучи воспомянуты по виду (подробно), повреждать благонадежного. Ибо если они возникают вновь в душе сопроводаясь печалью, то удаляют от надежды, а если воображаются без печали, то опять влагают внутрь древнее осквернение. Когда ум чрез самоотвержение восприимет несомненную надежду, тогда враг под предлогом исповедания, как на картинке, изображает пред ним прежде бывшие грехи, дабы опять возгреть страсти, по благодати Божией уже забытые, и только повредить человеку. Ибо в таком случае и просветлевший уже и ненавидящий страсти (ум), по необходимости омрачается, смутившись тем, что наделано; а если он еще… сострастен похотям, то такое воспоминание будет не исповедание, а страстное приражение. Если хочешь приносить Богу неукоризненное исповедание, то не воспоминай по виду (в подробностях) прежних своих поползновений. Знаток дела, познавший истину, исповедается Богу не воспоминанием о том, что наделано, а терпением того, что постигает его». ( Марк Подвижник . 226 глав к тем, которые думают оправдаться делами, гл. 151–153; 155. См. Добротолюбие, ч. I, М. 1883, стр. 575). Нельзя, впрочем, не сказать, что в этом замечания испытанного подвижника речь идет об исповеди собственно пред Богом, а не исповеди об в обычном смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

На другой день последовала за ней и одна из подруг ее, а на третий и последняя из них также мирно почила сном смертным. " Отец, где и откуда причащаешься ты пречистых Таин Христовых " ? спросил никогда св. Пафнутий жившего в пустыни Онуфрия Великого. Онуфрий отвечал: " Ангел Господень приходит ко мне с пречистыми Тайнами Христовыми и причащает меня в субботы и недели. И не ко мне одному приходит Ангел Господень, но и к прочим подвижникам здешней пустыни, не видящим лица человеческого, и причащает их, и наполняет сердца их неизреченным весельем (Воскр. Чт. 1840. 13, стр. 116). И подлинно, не к одному Онуфрию являлся со св. Дарами Ангел Господень. Отошедши от св. Онуфрия в далечайшую внутренность пустыни, Пафнутий встретил четырех юношей, идущих из пустыни, весьма, благовидных, по чреслам опоясанным овечьими кожами. Их лица сияли такою благодатью, что я думал, говорит Пафнутий, не люди это, но Ангелы сошедшие с небес. Он пробыл у них семь дней и однажды спросил: где же вы причащаетесь Божественных Таин пречистого Тела и Крови Христа Спасителя нашего? " Они отвечали: " для того мы собираемся вместе во дни субботние и недельные, и св. Ангел пресветлый, посылаемый от Бога, приходит к нам и дает нам св. причащение " . Наступила суббота. Юноши сказали мне, продолжает Пафнутий: " приготовься, возлюбленный брат, ибо ныне придет Ангел Божий и принесет нам Божественное причащение " . Еще говорили они, как я ощутил, повествует он неизреченное благоухание, какого никогда не ощущал и спросил: откуда оно? " Приближается Ангел Господень с пречистыми Тайнами, отвечали рабы Христовы " . Мы все стали на молитву. Свет пречудный осиял нас, и показался Ангел Господень, сходящий с высоты, блистающий как молния. Я пал ниц от страха; но юноши подняли меня и повелели не бояться. Ангел Божий предстал нам в образе юноши прекрасного, доброты которого невозможно изречь; он держал в руки св. чашу с Божественным причащением. Сперва приступили юноши и причастились, потом приступил и я, грешный и недостойный, со многим трепетом и ужасом, но вместе и с неизреченною радостью, и сподобился причаститься пречистых Таин Христовых от рук Ангеловых. Приобщивши, Ангел преславный благословил нас, и пред нашими очами восшел на небо; мы пали и поклонились Богу, благодаря за толикую благодать Его. Великая радость исполнила сердца наши, и от великой радости я был в восторге и думал, что я не на земли, а небе (Воскр. Чт. 1840. 20, стр. 181-182).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

3; Talm Bab in Kadduschin; сн Sulp Sev Hist Sacr lib 2, с. 8), с Зоровавелем и Иисусом возвратилась из плена Вавилонского в отечество только беднейшая часть народа, а богатейшие остались в восточных областях, не желая менять прочных выгод на переселение в землю, опустошенную и долгое время остававшуюся без обработки. 1671 См. Преосв. Иринея Псковского толк. на этот Пс. Подобным же образом объясняли этот Пс. и почти все древние толкователи: Ориген , Феодор Иракл, Златоуст, Феодорит, древний гречексий парафраст Кадодерия и др., а также и новые: Calmet, Rosenmuller, Toluck, O v Gerlach, Hengstenberg, Delitzsch и др. 1681 Как Rosenmuller, ссылаясь на авторитеты древнейших толкователей: Тилинга, гречексого парафраста, приводимого под именем Евсевия Агеллием (Agellius), и Lackenmacher a в его Observal philology 3 art 9. 1693 Об отношении 124 и 127 Псс. К пророчествам Аггея и Захарии ср Tilingius и Hengstenberg на эти псалмы. 1694 кажется правильнее бы было согласно с равв. Пумпянским, перевести: на холме, т.е. на Сионе, о котором далее и идет речь в Псалме, ст. 5, и о котором, по снес с Иер. 26, 18 , без сомнения, и надобно разуметь образ ст. 3. 1695 Подобного же мнения о времени и обстоятельствах происхождения 124, 127 и 128 Псс Tilingius, Rosenmuller, Calmet (См Scr S curs compl ad h Ps), O v Gerlach, Hengstenberg, Ehrt (Abfassungszeit d Ps S 105) и др. Ср. Воскр. Чт. 1856–7 г. 41. В част о Пс. 128 тоже мнение высказывали и древние отцы и учители церкви: Златоуст, Феодор Иракл., Феодорит, Евфимий (scr S curs compl ad h Ps). 1700 Ср. Воскр. Чт. 1856–7 г. 41 стр. 394; также Hengstenberg, Ehrt и Delitzsch. И в древнем сирском переводе этот псалом приписывается времени Неемии (Scr S curs compl ad h Ps). 1712 Напр. ко времени Симона Маккавея, как полагает Hitzig на том лишь основании, что псалом предполагает совершенную свободу отправления богослужения во храме (ст. 1–2) и вообще благополучное состояние Израиля (ст. 3 ср. 1Мак.14:8–15 ), как будто бы до времени Симона Маккавея, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

б) в издании Галланди (Gallandii Bibl. vet. Patr. 1765–1781, tt. I–XIV), представляющем собственно перепечатку (с некоторыми добавлениями) издания Марана. При чем сочинениям апологетов II века отведены в нем первые два тома: I (Иустин, Татиан ); II (Афинагор, Ермий , Феофил). в) в издании Миня (Patrologiae Cursus Completus, S. Gr. t. V и VI), представляющем точно также перепечатку издания Марана с добавлениями из издания Галланди и др. г) в издании Отто (I. С. Th. Ewues de Otto, 9 vol.), которое принадлежит к числу самых полных и исправных. Сочинения апологетов II в. распределяются в нем следующим образом: I–V vol. – сочинения Иустина мученика , как подлинные, так и сомнительные (изданы третьим изданием в 1876–1881 е.); VI vol. – «Речь против греков» Татиана (изд. в 1854 г.); VII vol. – сочинения Афинагора (изд. 1857 г.); VIII vol – Феофила Антиохийского «Три книги к Автолику (изд. 1861): IX vol. – сочинения Ермия, Кодрата, Аристида, Аристона, Милтиада, Милитона, Аполлинария (изд. 1872 г.). Кроме указанных общих есть еще частные издания отдельных произведений того или иного автора-апологета. Они будут указаны в своем месте. В переводе на русский язык изданы следующие памятники апологетической литературы II века: а) в общем издании свящ. П Преображенского (Москва 1867 г. и 2-е. изд. Спб. 1895 г.): сочинения Иустина мученика , Татиана, Афинагора, Феофила Антиохийского , Ермия , Мелитона. б) Кроме того отдельно переведены еще: Иустина мученика «Апология первая» (в Хр. Чт. 1825 г., XVII, 12). «Апология вторая» (Там же, 1840 г, III, 3); Афинагора – «Прошение за христиан» (с сокращениями в Хр. Чт. 1843, II, 205); Аристида – «Апология» (отрывок с армянского фрагмента в Прав. Обозр. 1879, III, 347–352 и в вышеуказанном сочинении свящ. Остроумова «Разбор сведений Евсевия и Иеронима »…. ); Феофила Антиохийского – отрывки из «Трех книг к Автолику» (Воскр. Чт. XXI. 485). Читать далее Источник: Чтения по патрологии/посмертное издание «чтений» Дмитрия Гусева, экстра-ординарного профессора Казанской духовной акад. - Казань : Типо-литография Императорскаго ун-та, 1895-1898./[Вып. 2]: Период христианской письменности с половины II и до начала IV века. Общий очерк. - 1898. - 38 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

5:25–26), за каковое неразумие счел это даже языческий писатель – Плутарх – (писатель века Апостольского). См. его «περ δεισιδαιμοντας» (о суеверии) стр. 646–647, срав. дальнейшие томы 2-го по изданию Reiske Lipsiae, 1777. 465 У одного Марка сохранились эти слова толкования Господом закона о субботе. Это в сущности тоже, что немцы выражают пословицей: «Noth kennt kein Gebal». См. у Лехлера «Das А. Т. in den Ridin Zesu» S. 810 при объяснении настоящей именно речи Господа. 466 См. Бесед. 39 на Мф., стр. 187, ч. 2 цит. изд. и греческий текст бесед; срав. блаж. Феофилакта на тоже место. 468 Срав. об этом цитов. исследование проф. М. Д. А. А. В. Горского: «совершил ли Господь Иисус Христос пасху иудейскую на последней вечери своей с учениками?» в Прибав. к твор. Св. Отцов за 1853 г. ч. 12. стр. 446–491. 473 На Колос. 2:17 , стр. 502 части 4-й Творений. Москва 1861. Срав. также Св. Златоуста особую беседу на слова 1Кор. 10:1  и дал. в русск. переводе при журнале Христ. Чт. за 1862 г. ч. 2, стр. 533 и дальн. Срав. также и на Евр. 10:1 , стр. 619 (бл. Феодорита) часть 7 творений. Москва 1861. Сравн. также Оригена в исследовании о. Малеванского: «Догматическая система Оригена », в Труд. К. Д. А. за 1870, т. 2 стр. 36 и примеч. и др. Из исследователей новых, кроме весьма многих специальных толковников наших и западных на места новозаветные, указывающие прообразовательное значение ветхозаветного закона по отношению к благодати Христовой, срав. мнения наших отечественных продолжателей новозаветного и древнеотеческого понимания этого значения ветхозаветного закона, в статьях журналов: «тень и тело или ветхозаветные прообразования и новозаветная истина в Христ. Чт. за 1842, ч. 4, стр. 154, также многие отдельные статьи в журнале Воскр. Чт. в годах 4, 19 и др. «О прообразов. смысле Св. Писания» А. Евгения в Прибав. к твор. Св. Отцов в русском переводе за 1846 г. ч. 4, стр. 506–508. Сравн. также в отдельном и особенно важном для предстоящего нашего исследования сочинении С. К. Смирнова «Предызображение Господа Нашего Иисуса Христа и Церкви Его в В.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010