И вот теперь мы вспоминаем, мы празднуем воскрешение Ла­заря, которого Господь вызвал от мертвых, вернул к жизни свидетелем того, что Бог не есть Бог мертвых, свидетелем того, что Его сила распространяется и над бездной, и над адом, и над погибелью человеческой, Лазарь был возвращен к жизни для того, чтобы перед распятием Христовым быть свидетелем Воскресения. Но, как всякий свидетель евангельский, он свидетельствовал дорогой ценой: потому что он воскрес, потому что в нем было уверение правды слов Господних, он стал предметом ненависти и в свое время жизнь положил. И затем перед нами будет в своем сиянии и блеске, в своем непобедимом торжестве Воскресение Самого Христа. Однако Цер­ковь празднует это Воскресение не только как победу Само­го Христа над смертью, но и как возвращение нашей жизни. Апостолы Христовы не только оплакивали смерть своего вождя и друга в эту страшную Великую Пятницу и в тот день, когда мы уже знаем о Воскресении, в ту благословенную Субботу, когда Бог почил от трудов Своих, а они еще были во тьме сме­рти: они и сами умерли с Ним, потому что Его смерть значила, что вечная жизнь побеждена, что злоба человеческая вывела Бога из жизни мира, что можно продолжать существовать, но жить уже никто не может надеяться. Вот, в чем страх и ужас и мрак этих двух дней для апостолов. Жизнь вымерла на земле, и жить больше никто и никогда не сможет. И когда Христос в сиянии Воскресения Своего явился им, они возликовали не только о том, что Он воскрес, что Он не побежден, что Он не умер, что Он по-прежнему близок — они восторжествовали не только сердцем, но всем своим естеством, что и они живы, что жизнь возможна, что она тут, что она победит. Но они воскресли не так, как Лазарь. Лазарь из телесной смер­ти воскрес к временной жизни для того, чтобы быть свидетелем и умереть для земли. Апостолы телом, своим временным быванием на зе­мле, не умирали; они умерли более страшной смертью, они умерли, бы­ло, заживо, потому что вечная жизнь перестала для них существовать даже как чаемая, даже как надежда, даже как будущее. Когда воскрес Христос, они именно к этой жизни воскресли и, оставаясь в те­ле, продолжая жить во времени, идя неминуемо ко временному разлу­чению с землей, они ожили уже жизнью неба, вечной жизнью, которая перестала быть для них будущим, а стала настоящим, почему они и вышли с такой победой, с такой верой, с такой уверенностью, что ни­какая сила не может их преодолеть, что смерть для них приобретение ибо живы они уже той жизнью, которой не отнимет ничто.

http://pravmir.ru/voskreshenie-pravednog...

Впрочем, это так по уставу, но он-то в противность мне сделал это! В Думской церкви у меня ранняя обедня была. Протоиерей с вечера просил поскорее начать, а у меня случались разные исповедники и исповедницы, я был взволнован и облачился неспокойно, и проскомидию совершил неспокойно, торопливо, и литургию оглашенных служил смутно, связано, молясь Господу о воскрешении меня, как Лазаря из гроба, и вот после Евангелия Господь воскресил меня, как Лазаря: я ожил, узы расторглись смертные, я почувствовал в себе струи живые, распространилось сердце мое, и совершал я добре литургию, но при говорении молитв исповедания Верую, Господи, и исповедую я сбился от мысли: зачем стоит впереди Параскева Ивановна Ковригина, лучше бы ей быть позади, и уничижил я тайно моих [частых] исповедальниц и причастниц пред блестящим лейтенантом Ипполитом Петровичем Андреевым и его женой Варварой, и совсем смутился, и говорить не мог Вечери Твоея тайныя от смущения и уничижения внутреннего и посрамления праведного. Молитвы заамвонной не мог читать, отпуст скомкал. Только после обедни и молебна, на коем не мог читать Евангелия, при потреблении Святых Даров и глубоком самоосуждении и покаянии в лицеприятии и ложном стыде и неправедной неприязни я удостоился прощения и мира от Господа и причащения животворного. О, какая буря! Какая теснота! Какие смертоносные узы! Написать письмо к генеральше Надежде Николаевне в Петербург в ответ на ее любезное письмо. Причина слабодушия и малодушия во время сегодняшней ранней обедни заключалась в одебелении сердца чревоугодием и сластолюбием (предшествовавшими), бывшими вчера и прежде. Несомненно, что театр не может никого научить доброй нравственности и добродетелям – не то что христианским, а даже гражданским. Посмотрите на содержание драматического репертуара и на писателей драматических произведений: кто они, что они пишут, какие их цели и намерения? Посмотрите, кто действующие лица? Что они могут дать публике? Только то, что сами имеют, чем сами проникнуты, а чего не имеют, того и дать не могут и не дают.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Итак, слушатель благочестивый, если ты хочешь мирно жить или помириться с кем-нибудь, а тот не хочет, то ты в душе твоей старайся оправдывать его, хотя бы он был действительно виноват пред тобой, а себя самого обвиняй, хотя бы ты был пред ним по всему прав. Души наши как-то понимают друг друга, и сердечные наши расположения сильно действуют на сердце другого. В ту минуту как ты будешь оправдывать и извинять другого, тот со своей стороны будет тебя оправдывать и извинять; таким образом между вами всегда будет мир и согласие. На горе преобразивыйся Христе Боже наш! Соедини любовью наши сердца так, чтобы мы всегда жили мирно и никогда не имели нужды мириться. Аминь. 78. В Лазареву субботу Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе (Ин. 11:39). История Лазарева воскрешения вам, слушатели, известна. Мы ныне обратим внимание на одно ее обстоятельство. Когда Иисус Христос подошел ко гробу праведного Лазаря, чтобы воскресить его, и когда сказал, чтобы взяли камень, который лежал на гробе, сестра умершего Марфа сказала: Господи! Уже смердит, слышен гнилой запах; ибо четыре дня, как он во гробе. Слушатели-христиане! От грешника смердит, гнилой слышен бывает запах, как смердит от умершего на четвертый день после его смерти. От всякого ли грешника смердит? От всякого нераскаянного. Кто слышит, что от грешника смердит? Слышат люди, слышат особенно Ангелы хранители, Иисус Христос слышит, и всех явственнее слышит смрад греховный; но Он не удаляется, не бежит от грешника, а подходит, и подходит как можно ближе к нему, чтобы его, умершего от грехов, воскресить, чтобы отнять от него смрад греховный. Подходит и стоит, и ждет, чтобы грешник открыл свой грех, который, как камень, лежит на нем и давит его душу. Но не забудем, какое долготерпение нужно безгрешному Богу, чтобы подойти к грешнику, от которого смердит! Помните, как Он прослезился, как восскорбел, возмутился духом, когда желал воскресить Лазаря? А отчего? От смрада греховного, от того зла, которое грех делает людям, от тех слез и скорбей, которых причиной грех.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Но именно воскрешение Лазаря было кульминацией дел Христовых, и оно собрало в Иерусалим огромные массы людей — на Христа посмотреть, и оно же подвигло фарисеев на окончательное решение: убить Иисуса, а также убить и Лазаря. Там интересно, что ещё пишет Евангелие, глава 12-я: 20 Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины (греки) . 21 Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Слух об Иисусе уже достиг язычников, язычники приходили в праздник и спрашивали учеников Господних: «А где Иисус? Мы слышали про Него, нам интересно на Него посмотреть, мы хотим Его видеть». Когда Филипп сказал об этом Андрею, а Андрей с Филиппом вместе Иисусу об этом донесли, то Иисус сказал им в ответ: «Пришёл час прославиться Сыну Человеческому». Он говорит о том, что теперь уже вера в Него и знания о Нём будут распространяться по всему миру. Но это, очевидно, чтение уже ближайших наших страстных дней, дней Страстной седмицы.             — Отец Андрей, что вы скажете по поводу воскрешения, если у человека была кремация?             — Если у человека произошла кремация, то, знаете, как у Исаии: «Что вы Господу Богу труды даите?» — Мы лишний труд задаём Господу Богу. Ему придётся не из костей и распавшегося праха, а буквально из песка, из этой красной пыли, в которую превращается кремированный человек, воскрешать человека. Придётся Господу Богу лишний труд употреблять. Но, слава Богу, Бог трудится не утомляясь, Ему не трудно что-либо сделать, Он без труда сделает то, что захочет. И конечно же кремированные воскреснут, но укор за кремацию придётся потерпеть и выслушать то ли им самим, то ли тем, кто их кремировал, я уж не знаю. Но, конечно, мы поступаем, кремируя людей, не так, как Бог приказал. Он сказал, что прах должен вернуться к праху. А сжигать человека нет никакой нужды. Они конечно же воскреснут, потому что для Бога нашего нет ничего трудного и невозможного, но само по себе кремирование — не есть дело хорошее — нечто странное и, я бы сказал, ужасное.             — Батюшка, здравствуйте. Георгий из Киева. Христос посреди нас!             В Соломоновых притчах многократно упоминается, что мудрость неотъемлемо связана с праведностью: по мере накопления знаний человек становится мудрым и праведным. А глупые всегда нечестивы. Можете как-то прокомментировать? Потому что эта связь не на столько очевидна.

http://radonezh.ru/text/03-04-2015-pryam...

О сих г(лаго)лаша пророк: Дающему скотом пищу и птенцом врановым, призывающим Его. Сего ради такова питателя посылает Бог пророку, яко глаголал бы к нему обличительно: «Виж, како сей вран таковый лоукавый, чядоненавистный, дивий, нечистый, иже спасъшему его Пою от потопа иногда веру не съхранивый, како тебе работает человеку, не человекы токмо, но и скоты, и птица оуморити хотящему, како хотя трудится о трапезе твоей, иже своя чяда презираяй. Таже аще ин, своя презирая птица, обычаю служит своего рода, и еже от отца пострада, тожде и той птенцем въздает, оному подобяся – ты же не подивишися Аврааму и Моисею, отцем своим, егда ово оубо глаголаше ко Мне о содомлянех: Не погуби праведного с нечестивыми, и будет праведный яко нечестив, хотяй судити всей земли. Моисей, егда хоте на воде пререканиа потребити люди, молящеся глаголя: Аще оубо хощеши сих помиловати, помилуй; аще ли же и меня с ними потреби. Сего ради и ты состави томление. Да якоже ниже таковым образом прелагаше сей», – повелевает Бог, и поток исше, от негоже пророк пиаше, ту пребывание творя и страдаше». Во втором отделе изображаются пребывание и чудеса пророка в Сарепте Сидонской, причем, повествуя о воскрешении Илиею сына сарептской вдовицы, проповедник говорит: «И дунув на отрочища трижды, Троица таинество являет, и яко, кроме еже в Ту исповедания, невозможно вечный получити живот, призва Господа и рече: «Не презри прошение мое, аще и аз преслушах повелевающу Ти, да възвратится душа отрочища сего в онь; да прославится, рече, имя Твое, моего Господа и Бога, въскресшу отроку Твоим призванием; да будет сей отрок начало въскресениа мертвым в образ Твой, понеже и Ты пьрвенець из мертвых будеши; да познают вси, яко преступление оубо смерть исходатаи. Твоя же благость – въскресение. Оутеши вдовую, оу неяже аз страньствую, еяже трапезы стыжусь, еяже служениа срамляюся, еюже чтом есмь, яко Твой служитель да не начало прихода моего радостно той, исход же последняя исполнь печяли будеть, и да възвратиться душа отрочища сего в онь, да будет он проповедник преже Лазаря Твоея власти, яко от мертвых того въскреси и рукою моею рукам отдаст матерним», – и бысть тако...» В третьем отделе повествуется о новом пришествии Илии к Ахааву, о чуде, совершенном пророком над жертвою, и низведении дождя, об избиении Вааловых жрецов и удалении пророка в пустыню, о хоривском боговидении и вознесении Илии на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Множество песен из « Канонов покаяния» приписывается Месропу Маштоцу. Например, шараканы « Помилуй» первоначально были кцурдами к 50–му псалму (« Помилуй мя, Боже»), а по своему характеру относились к песням покаяния. Из шараканов, приписываемых Сааку Партеву, к особому виду относят песни, свободные от влияния канона и являющиеся кратким пересказом евангельских повествований, обычно – словами Евангелия. Таким образом, отчетливо прослеживается единственная цель – просветительская: обучить слушателей евангельской истории и христианской догматике. Например, в каноне « На Воскрешение Лазаря», приписываемом Сааку Партеву, Христос представлен животворящим источником жизни и бессмертия: перед ним – смерть и могила, и Он всесильным повелением Своим приводит в трепет ад и « воскрешает из мертвых четвертодневного мертвеца» . Подобные противопоставления составляют сущность большинства шараканов на двунадесятые праздники. Помимо догматики, на сюжет и искусство шараканов большое влияние оказывало толкование, придававшее символическое значение библейским событиям и обстоятельствам. Одним из образцов таких шараканов является « Канон на праздник Воздвижения Св. Креста», который приобрел важное значение в 7–8 вв., когда в изобразительном искусстве появляется хачкар («крест–камень», искусно орнаментированное изображение креста, высеченное на камне). Значительная часть шараканов, особенно шараканов-канонов Богородице, основана на мотиве поклонения свету. В литературе это часто объясняется тем, что в первые четыре века существования христианства на формирование христианской обрядности довольно сильное влияние оказывал митраизм. Уже в Никейском символе веры Христос именуется « Светом от Света, Богом истинным от Бога истинна» . Под влиянием культа света христиане во время молитвы обращали лица на восток, на мистический мир света, откуда восходит солнце, с которым отождествлялся сам Христос – « Солнце правды (т.е. праведности)». Запад же символически считался пристанищем мрака и сатаны. Поэтому во время совершения Таинства крещения, например, крещаемый вначале, стоя лицом на запад, отрекается от сатаны – князя тьмы, от язычества, а затем, став лицом на восток, обещает сделаться рабом Христа – « Солнца правды», « Царя и Бога» . Таким образом, свет, солнце, день, пламя, жизнь, нетленность, ликование и, наоборот, – ад, тьма, ночь, печаль, мрак, смерть и тленность занимают особое место в христианском мировоззрении и становятся основными мотивами армянских шараканов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лесенки духовного восхождения имеют начало, но не имеют конца, поскольку предназначены возводить человека к бесконечному совершенству. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный, – заповедует нам Спаситель ( Мф. 5, 48 ). Чтобы лучше понять общий закон, рассмотрим его действие на примерах отдельных христианских добродетелей. Покаяние в грехах и борьба со страстями Начальной ступенькой служит исповедь по готовому списку грехов. Те грехи, которые мы за собой заметили, выписываются на отдельный листок и затем прочитываются во время Таинства исповеди. Существует много различных списков, более или менее подробных, универсальных или имеющих в виду определенный контингент исповедников. Первые годы новоначальному следует исповедоваться с помощью таких списков, адаптированных к современности, добавляя и те грехи, которых он не находит в списке, но сознает за собой. Не следует сознательно утаивать грехи перед священником, но не следует впадать и в другую крайность – стремиться к излишней подробности и мелочности. Перечислить все свои грехи мы все равно не сможем: некоторых мы пока не понимаем, некоторые до поры до времени не хочет отдать наша память. Отдельный случай – первая исповедь, она, конечно, может быть длинной. Начинающий исповедник наивно думает, что скоро, покаявшись во всех своих грехах, он совсем перестанет грешить и будет жить праведно… Но вот наконец новоначальный узнал наименования разных грехов, научился исповедоваться без шпаргалки, у него прошел страх перед священником, восстановилась память и ясность мыслей. Что же делать дальше? Дальше надо переходить к исповеди по восьми главным страстям. Собственно, речь будет идти о тех же самых грехах, которые прежде мы исповедовали общей массой, но теперь они будут распределяться по страстям, их порождающим. Такая исповедь приводит со временем к ясному осознанию действия в себе каждой страсти. Так исповедник учится замечать в себе страсти и контролировать их. Несколько лет христианин пытается бороться со страстями, напрягая все свои силы, но наконец понимает, что своими силами справиться с ними он не в состоянии. Отсюда начинается его сознательное сотрудничество с благодатью. Христианин изучает ее действие: когда и за что она оставляет его, какими путями вновь возвращается. Через многолетнее покаяние и борьбу со страстями ему открывается глубинная поврежденность человеческой природы, понимание того, что его душа похожа на четверодневного смердящего Лазаря, который нуждается не в лечении отдельных органов, а в чуде воскрешения. Следствием этого бывает снисхождение к согрешающим, постоянное чувство своей греховности, возложение надежды спасения на Бога и – новое качество молитвы. Иисусова молитва

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

– Наверное, вы правы… – Если говорить о практической стороне поста, надо заранее обдумать и правильно организовать свое питание. Потому что, когда вы целый день пробегаете, а вечером у вас в холодильнике обнаружится только… – … кусок колбасы. – Вы его съедите. Просто ради самосохранения. Я бы посоветовал сразу определиться, сколько раз в день вам следует есть – по медицинским показаниям. Но дальше от этого уже не отклоняться – не пить чай в перерывах, не грызть чего-то на ходу. Элементарная самодисциплина. Но, конечно, если пост ограничивается гастрономией, если человек не идет в храм, это ему ничего не даст. Только присутствие на богослужении и внутреннее участие в нем раскрывает для человека сущность поста. «Господь вам что-то даст даром» – Какие великопостные службы для понимания поста действительно необходимы? Помимо Страстной недели, разумеется. – Прежде всего это первые четыре дня первой седмицы поста. Четыре вечера, когда читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Не прослушав чтение этого канона, не помолившись, поста уже не поймешь по-настоящему. Потому что пост – это не просто время воздержания, но время молитвы и покаяния, когда человек особым образом погружается в себя, достигает тех глубин своей души, к которым обычно приблизиться очень трудно. И Господь ему в этом помогает. Можно сказать, что во время поста небо для человека открыто. – Четыре вечерних службы… Представляю себе радость начальника, к которому приходит подчиненный и говорит: с понедельника по четверг я с работы ухожу раньше… – Знаете, если бы вы, не дай Бог, заболели и у вас была бы неотложная потребность в медицинских процедурах, начальник, наверное, с этим бы примирился, чтобы не потерять работника. А в данном случае это необходимая процедура для души. Подобные проблемы только кажутся непреодолимыми. Но они не трагичны и преодолевать их все-таки нужно. Какие еще богослужения? Благовещение. Вербное воскресенье – за неделю до Пасхи. Воспоминание о воскрешении праведного Лазаря – суббота, ему предшествующая.

http://pravoslavie.ru/37314.html

Христианство как раз и дает ответ на этот вопрос. Митрополит Иерофей (Влахос) в книге «Православная психотерапия» отмечает, что духовное «лечение человека заключается фактически в очищении ума, сердца, образа Божия, в возвращении ума к первородной и первозданной красоте» с. 39]. Мир эгоцентричных переживаний распадается только тогда, когда человек преодолевает отчужденность (К. Маркс) бытия, т.е. угнетающее чувство оставленности, одиночества, которое в конечном итоге приводит человека к состоянию вечной смерти. Противоположным по значению является понятие «вненаходимости» (М.М. Бахтин), означающее способность человека увидеть себя со стороны, осознать, свои онтологические ошибки, раскаяться и принять бытие в его подлинной сущности. Со святоотеческой точки зрения данное состояние возможно обрести только в случае, если все три составляющие человека - дух, душа и тело - оказываются насыщенными и удовлетворенными. Чаще всего мы восполняем только тело, забывая про дух и душу. Душевный уровень может быть восполнен общением (душевной беседой) с другим человеком, способным явить некий личный пример множества добродетелей, среди которых не последнее место занимает преодоление себялюбия. Т. А. Флоренская в книге «Мир дома твоего» ссылаясь на диалогическую концепцию М. М. Бахтина исследования творчества Ф. М. Достоевского утверждает, что человек может познать себя со стороны через диалог с себе подобным. Отсюда исходит потребность в обретении «вненаходимости», которая становится необходима не только для того, чтобы посмотреть на себя глазами другого с. 53], но и для раскрытия образа Божьего в человеке c. 411]. У Достоевского существует масса примеров, где человек познает себя в диалоге с другим. Так в романе «Подросток» диалог Аркадия Долгорукого со старцем Макаром и матерью Софией способствует его глубокому раскаянию и преодолению «подпольного комплекса», в результате чего герой решается на создание исповедальных записок - текста самого романа, где как раз и получает возможность увидеть свои поступки и оценить их со стороны уже не как их участник, а как писатель-наблюдатель. Другим более известным примером может послужить знаменитый эпизод исповеди Раскольникова Сонечке Мармеладовой в романе «Преступление и наказание», когда Сонечка читает Раскольникову отрывок из Евангелия от Иоанна о Воскрешении праведного Лазаря. По прочтении отрывка Раскольников раскаивается в содеянном убийстве старухи-процентщицы.

http://ruskline.ru/analitika/2016/01/05/...

Чудеса остаются недоказуемыми по воле Божией, Который не хочет очевидностью подавлять человеческой воли. Неверие иудейских книжников не поколебало даже воскрешение Лазаря, тело которого уже начало смердеть от разложения. Не попытались они убедиться и в воскресении Христовом, хотя легко могли проверить это событие. Из подобных примеров явствует, что бесполезно доказывать неверующему, что появление мира, животных и человека на Земле совершено волей Творца. Бог скрывает Себя от гордого и близорукого разума, совершая Свои дивные дела без пафоса, без очевидных доказательств, часто используя созданные Им законы природы или сложившиеся обстоятельства – что-то в них ускоряя, другое тормозя, третьему давая неожиданный толчок. Подобным образом и Сын Божий, слава Которого неприступна ангельскому взору, тихо пришел в наш мир – без раскатов грома и без подобающей торжественности. Он родился от скромной Девы, в самой убогой обстановке, а в конце Своего земного служения, воскреснув из мертвых, Он тихо покинул свою гробницу, не нарушая её печатей. Все Его чудеса, даже самые великие, были овеяны смиренной тишиной с нежным снисхождением к страждущим. Иисус Христос не хотел подавлять слушателей Своим всемогуществом, а стремился словом любви привлекать заблудившихся к праведной жизни. Только очами веры люди прозревали тайну Его божества. Для большинства же, погрязших в суете жизни, Он представлялся нищим проповедником, нарушителем Моисеева закона, другом мытарей и грешников… (Мат. 11:19). 7. Возникновение Земли и жизни на ней «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым» (из Символа Веры ). Теме возникновения мира и появления жизни на земле Священное Писание уделяет всего лишь две первые главы книги Бытия. Повествование это преследует не научную, а религиозную цель – факт, который необходимо учитывать при попытках согласования Библии с научными открытиями. Оно отличается краткостью и образностью, чтобы люди даже вовсе лишенные какого-либо образования могли усвоить основные религиозные истины касательно Бога, мира, и своего назначения на Земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010