Насколько небезопасно тщеславиться полученными от Бога дарами благодати, видно из истории, описанной в «Древнем Патерике» об иноке высокой жизни, который прилюдно сотворил некое чудо: Авва Антоний услышал об одном молодом монахе, что сотворил на пути такое чудо: увидев некоторых старцев, которые путешествовали и утомились на пути, он велел диким ослам подойти к ним и на себе нести старцев, пока не дойдут до Антония. Когда старцы рассказали об этом авве Антонию, он сказал им: «Мне кажется, что монах сей есть корабль, исполненный благ, но не знаю, войдет ли он в пристань». Спустя несколько времени авва Антоний вдруг начал плакать, рвать на себе волосы и рыдать. Ученики спросили его: «О чем плачешь, авва?» Старец отвечал им: «Сейчас пал великий столп Церкви!» Это он говорил о молодом монахе. «Но пойдите сами к нему, — продолжал он, — и посмотрите, что случилось!» Ученики идут, и находят монаха сидящим на рогоже и оплакивающим грех, который он сделал. Увидев учеников Антония, монах говорит им: «Скажите старцу, чтобы он умолил Бога дать мне только десять дней жизни, — и я надеюсь очистить грех свой и покаяться». Но по прошествии пяти дней он скончался . Каиафа, « будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ » (Ин. 11: 51). Уважение к священному сану Каиафа, за деньги получивший должность первосвященника и осудивший Господа на смерть, произнёс пророчество, знаменующее саму суть искупительного подвига Иисуса Христа: «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11: 50). Почему же Дух говорил устами нечестивца? — Потому, отвечает Златоуст, что Каиафа, несмотря на все свои преступления и злой нрав, был законным архиереем : «Удостоившись вполне архиерейства, хотя был недостоин, он пророчествовал, сам не разумея того, что говорил. Благодать воспользовалась только его устами, но не коснулась нечистого сердца… Однако же и при этом Дух еще присущ был им. Только тогда, когда они воздвигли руки на Христа, Он оставил их и перешел на апостолов» .

http://pravoslavie.ru/30002.html

Но что окончательно озлобило фарисеев против Иисуса Христа и вызвало в сердцах их непримири­мую ненависть к Нему, готовую на самую беспощад­ную и страшную месть, – это обличение Господом их фарисейского лицемерия. Перед лицом всего на­рода Божественный Сердцеведец властно обнаружи­вает то, что скрывали фарисеи под своим наружным благочестием и лицемерной праведностью. И народ ясно узрел, что фарисеи – мнимые праведники, так презрительно относившиеся к учению Господа, не что иное, как гробы крашенные, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мерт­вых и всякой нечистоты (Мф. 23: 27). Не имея силы открыто защищаться и оправдываться перед прав­дой суда Божественного Обличителя, фарисеи, пораженные и посрамленные в глазах народа, пылают лишь злобой, непримиримой ненавистью и жаждой мести новому Учителю. И уже на втором году слу­жения Господа фарисеи сговариваются погубить Его. Однако, боясь народа, они не решаются пока приве­сти своего замысла в исполнение. Скрывая от народа свою личную ненависть ко Христу, фарисеи под ви­дом ревности к закону Божию прибегают к внешнему средству воздействия на народ: определяют отлучать от синагоги всякого, кто принимает Иисуса Христа за Мессию. Это средство производит сильное впечат­ление на народ, удерживая некоторых от последова­ния за Христом, но всецело желательных фарисеям результатов не приносит. Наконец, к своему ужасу, фарисеи слышат, как весь народ прославляет Хри­ста за великое чудо воскрешение Лазаря и не далек от того, чтобы провозгласить Иисуса Христа своим Царем. И вот упорное неверие, непримиримая злоба и ненависть, страх за окончательную потерю своей власти над народом и присоединившаяся ко всему этому боязнь народного возмущения против римлян побуждают всех врагов Господа соединиться, чтобы общими силами погубить ненавистного человека. Назначается чрезвычайное собрание синедриона, и враги Господа прямо ставят вопрос: что нам де­лать? Этот Человек много чудес творит. Если оста­вим Его так, то все уверуют в Него, и придут рим­ляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год перво­священником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб... С этого дня, замечает евангелист, положили убить Его (Ин. 11:47-50,53).

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/909-...

Подпишитесь на наш Телеграм История возникновения Воскресный день, который предшествует Пасхе Христовой и открывает собой Страстную седмицу , имеет несколько названий. Во-первых, в этот день отмечается двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим. И это первое наименование. Второе название, Неделя ваий ( от греч. — пальмовая ветвь) , или Пальмовое воскресенье , дано в связи с символикой события и богослужебным празднованием, где важное место занимают пальмовые ветви. Так как на Руси найти это растение было невозможно, то его заменили вербами. Отсюда третье имя — Вербное воскресенье. Наконец, в славянских богослужебных книгах этот день именуется Неделей цветоносной (или цветной). Это связано с тем, что в природе к этому времени многие растения начинают распускаться и цвести. Время установления праздника достаточно раннее. О нем в III веке упоминает в одном из своих поучений святитель Мефодий Патарский . А богослужения и особенности его совершения в IV веке описывает в своих воспоминаниях паломница Этерия. В древней иерусалимской богослужебной традиции в этот день совершалось шествие верующих с пальмовыми ветвями. Процессию возглавлял епископ, восседавший на осле. Как минимум с XVI века на Руси в этот день также совершалось шествие на осляти. Патриарх или архиерей ехал верхом на осле, которого вел под уздцы сам царь или кто-нибудь из знати. Этот чин с конца XVII века сохранился только на патриаршем богослужении. А со времени правления Петра I вовсе перестал совершаться. Значение Одно из главных событий последних дней земной жизни Спасителя описано всеми евангелистами. Оно, с одной стороны, неразрывно связано с чудом воскрешения праведного Лазаря , а с другой — является началом Страстной седмицы. Поэтому этот праздник наполнен одновременно и радостью, и печалью. Вход Господень в Иерусалим — это осуществление ветхозаветного пророчества Захарии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах 9:9). Вхождение в сердце Израиля является одним из последних знаков для народа о том, что Иисус — Мессия.

http://blog.predanie.ru/article/nedelya-...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Важно, что я верую «Узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это – и сделал, говорит Господь». Пророк Иезекииль пережил явление воскресения и оставил нам свидетельство. Через это грандиозного масштаба действие, превышающее всякую доступную меру человеческую, Бог являет всем верующим, что воскресение действительно будет. Он словно говорит: «Так скажи: вы воскреснете, вы не можете умереть, потому что Я даю возможность жить и существовать, источник жизни у Меня, Я могу оживить того, кого захочу, могу оживить все». Прообраз всеобщего воскресения уже в Евангельской истории – воскрешение праведного Лазаря. Господь Бог показывает, что для Него нет ничего невозможного, и даже тело, которое уже начало тлеть, Он воскрешает. Господь показывает Свою власть над жизнью и над смертью, Он дает каждому дыхание жизни. Этот отрывок читается в скорбные дни Страстной седмицы, накануне празднования Воскресения, чтобы ободрить нас, только что переживших смерть и погребение Иисуса Христа. И в момент, когда завершается погребение Иисуса Христа, читается этот отрывок: не может никто умереть, воскресение будет – Воскрес Христос, воскреснем и мы. Поэтому для христианина очень важна часть в Символе веры – «чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Это наша надежда. Причем в Символе веры эта надежда, сам догмат о воскресении сформулирован в безусловной форме – «я безусловно надеюсь на воскресение мертвых. Если я храню веру, во все то, что говорилось в начале Символа веры, в Иисуса Христа рожденного, распятого, Сына Божия, Единородного, Единосущного, если верю в Бога, Творца мира, если верю в Духа Святого, который говорил через пророков, верю в Церковь и ее апостольскую сущность, Крещение я принял, все исполнил, тогда я действительно могу надеяться на воскресение мертвых». Церковь подчеркивает: важно не то, грешен ли я или не грешен, великие ли я дела в своей жизни сотворил или малые, важно, что я верую – и веру свою сохранил. Мы, каждый, можем сделать ровно то, и ровно настолько, насколько дано нам Богом.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/91

Следует еще обратить внимание, что в рассматриваемом нами тексте Апокалипсиса (ст. 4), слова они ожили стоят в явной связи и как противопоставление словам души обезглавленных . То есть в этом оживлении речь идет не только о духовном воскресении от мертвых дел в таинстве крещения, но об этом оживлении от обезглавления. При этом не должно разуметь воскресения тел, которое произойдет, как мы видели, в последний день. О мучениках и усопших святых сказано, что «все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного (в том числе и воскрешенного тела), потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» ( Евр. 11:39–40 ). Также Иоанн видит тела обезглавленных и не говорит, что тела воскресли, они обезглавленными ушли в землю, как и сказано, что «возвратится прах в землю» ( Еккл. 12:7 ). Ожившими святому тайнозрителю являются только души обезглавленных, как и опять Екклезиаст говорит об умершем, что «дух возвратился к Богу, Который дал его» ( Еккл. 12:7 ). О праведном нищем Лазаре так сказал Господь: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» ( Лк. 16:22 ). Это есть завершение первого воскресения, когда душа, воскресшая верой в святом крещении, по разделении с телом идет к Богу на лоно Авраамово и там упокоивается в непосредственной близости к Богу, ожидая всеобщего второго воскресения, своего соединения с прославленным телом и вечного Царства славы. Душа переходит из греховной земной жизни, из своей телесной обители в вечные обители Отца Небесного. Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный ( 2Кор. 5:1 ). И разбойнику на кресте было сказано: «Ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:43 ). Это видение соответствует и тому, что Иоанн еще ранее «увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (6,9). А слова – прочие же из умерших не ожили означают, что не родившиеся свыше от Духа Божия люди после телесной смерти сходят во ад в места мучительные. Так сказано о богаче: «Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» ( Лк. 16:23 ). Это есть «некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» ( Евр. 10:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (ст. 22–26). Евангелие многократно упоминает о Духе, Который пребывал на праведном Симеоне. Во-первых, сказано, что Симеон был муж праведный и благочестивый и Дух Святой был на нем. Во-вторых, ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. Далее в русском переводе сказано: «И пришел он по вдохновению в храм» (ст. 27), но славянский перевод мне кажется более правильным и точным, более соответствующим сути повествования: «И прииде Духом в церковь». Значит, Дух Святой и в церковь привел Симеона. Ведь он был уже, как говорит Предание, в глубокой старости, которую можно назвать даже сверхъестественной. Без нужды он, наверно, просто не имел возможности выходить из дому. Но по действию Святого Духа, может быть укрепляемый Им, Симеон пришел в храм. «И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (ст. 27–32). Эти всем известные слова повторяют каждый день во время вечернего богослужения. Каким образом праведный Симеон смог увидеть Бога, своего Владыку в том Младенце, Которого дала ему на руки Мать Господа, Пресвятая Дева? Мы знаем, что евреи остались безразличными не только к проповеди Симеона, Анны пророчицы, язычников-волхвов, но и ко многим непостижимым для человеческого разума чудесам, которые впоследствии сотворил Спаситель. После величайшего чуда воскрешения из мертвых Лазаря начальники иудейские искали повода убить Спасителя и устроил и заговор, чтобы уничтожить своего соперника. Они пренебрегли этим великим чудом.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Ты же, милосердный Господи, воззри милостиво на нас, хотя и недостойных, но верных Твоей любви чад, собравшихся здесь, чтобы почтить память Твоих страданий, и милостив, милостив буди к нашим грехам и неправдам, и сподоби вместе с благоразумным разбойником взывати к Тебе: Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем. Аминь. 1964 г. Слово на Вход Господень в ИерусалимО встрече Господа Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, возлюбленные во Христе братия и сестры, Святая Церковь, а вместе с нею и мы, празднственно воспоминает торжественную встречу Господа нашего Иисуса Христа при входе Его в Иерусалим, устроенную Ему лучшею частью израильского народа. Господь наш Иисус Христос во исполнение пророчества о Нем как о Царе кротком и праведном после чудесного воскрешения Лазаря, за шесть дней до Своей смерти, являет Себя иудеям, решительно давая им уразуметь, что Он воистину есть Тот Мессия и Царь, Которого они ждут. Он вступает в столицу Израильского царства, во святой град Иерусалим, сидя на молодом осле, сопровождаемый множеством народа. Все соединилось для того, чтобы встреча эта была самою торжественною: толпы людей следовали за Иисусом Христом от Вифании до Иерусалима; одни при этом постилали на дороге свои одежды, другие резали зеленые пальмовые ветви и бросали их по пути шествия Спасителя или потрясали ими в воздухе. Картина представлялась очень торжественная и трогательная: это было одно из самых лучших и радостных событий в земной жизни Спасителя. Сопровождавшие и встречавшие Иисуса Христа приветствовали Его восторженными возгласами, восклицая: Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! (ср.: Мф. 21, 9; Лк. 19, 38). Так торжественно и радостно встречал израильский народ Мессию, столь давно им ожидаемого. И было о чем радоваться израильскому народу, встречая своего Царя. Это был не обыкновенный земной царь, который силою оружия покоряет себе народы. Но это был Тот Царь, о Котором еще в древности пророчествовал святой пророк Захария, говоря: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1458...

Преддверие воскресного дня Богослужение субботы, которую принято называть Лазаревой, по своему строю очень напоминало службу воскресного дня, ведь воскрешение праведника предвозвещало и Воскресение Самого Христа, и воскрешение всех людей. Воскрешение праведника предвозвещало и Воскресение Самого Христа, и воскрешение всех людей «Господи, глас Твой разруши адово царствие, и слово власти Твоея возстави из гроба четверодневнаго, и бысть Лазарь пакибытия проображение спасительное. Вся возможна Тебе Владыко всех Царю, даруй рабом твоим очищение, и велию милость» ( стихира на Господи воззвах субботы шестой седмицы). Вот только царские врата открывают на очень краткий срок, словно напоминая – лишь один человек вышел пока из гроба, еще не настало время победы над смертью для всех. Воскрешение праведного Лазаря На иконе мы видим сам момент воскрешения праведника. А из Евангелия узнаем о том, как успокоил Христос словами: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11, 25–26) плачущую Марфу, а вместе с ней и всех нас. Как возмутился Он духом при виде неискренних и лицемерных фарисеев, зная, что чудо не пойдет на пользу их душам. Как прослезился Спаситель, сочувствуя и глубокому горю любящих сестер, и смертному ужасу, который пришлось испытать их брату. И как повелел сделать странное, невозможное – отвалить камень от пещеры, в которой был погребен покойник. «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин. 11, 39), – робко возразила Марфа. Смердит – это не просто плохо пахнет, это жуткий запах тления, и потому люди, стоящие около пещеры, закрывают носы. Бывает, что плохие наклонности связывают душу, подобно погребальным пеленам Лазаря И тем более потрясает чудо, которое Спаситель творит после молитвы Своему Небесному Отцу. Лазарь, в смерти которого не могло быть никаких сомнений, повинуется громкому голосу Творца и Повелителя мира: «Лазарь! иди вон» (Ин. 11, 43). Здесь мы удивляемся сразу двум чудесам: самому воскрешению мертвого человека и тому, что связанный по рукам и ногам погребальными пеленами Лазарь сам смог выйти из пещеры, после чего Господь повелел развязать его. Этот образ очень понятен тем людям, которые приходят к Богу в зрелом возрасте. Бывает, что плохие наклонности связывают душу, подобно погребальным пеленам Лазаря, но человек уже начинает свой удивительный путь к Господу, воскресившему его. И только потом он будет освобожден от этих пут.

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/23/...

По окончанию литургии, если погода благоприятствует, греческий клир, при пении тропаря праздника: „Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя“, совершает литанию ко гробу праведного Лазаря в Вифанию. Толпы богомольцев сопровождают эту литанию. Погребальная пещера праведного Лазари представляет естественную пещеру, высеченную в скале. В нее ведет лестница в несколько ступенек, высеченных в той же скале. Эта лестница приводит в пещеру или грот с довольно возвышенным потолком. В углу на правой стороне близ стены имеется католический престол, на котором в день празднования памяти праведного Лазаря совершается „месса“. Близ этого престола с левой стороны находится небольшое отверстие, полуприкрытое громадным монолитным камнем, отваленным, по слову Спасители, плакавшего здесь над другом своим. Несколько ступеней в глубину чрез это отверстие ведут в четвероугольную комнатку, на левой стороне которой устроено ложе, на коем возлежало четыре дня мертвое тело праведного Лазаря до мощного гласа: „Лазаре, гряди вон“. ( Uoah. XI, 43 ). Вся эта пещера с поразительною точностью воспроизведена мастерскою кистью художника Сведомского в картине воскрешение Лазаря, написанной на западной стене правого нефа киевского Владимирского собора. Здесь в пещере праведного Лазаря прочитанное евангелие о воскресении Лазаря, при пении соответствующих воспоминаемому событию церковных песнопений, производит на многочисленных богомольцев глубокое впечатление и у многих из них исторгает невольные слезы... После окончания этой литании, в течение целого дня множество богомольцев посещают эту пещеру, и под сводами её непрестанно раздаются звуки умилительного тропаря: „Общее воскресение прежде твоей страсти уверяя, из мертвых воздвигал еси Лазаря, Христе Боже“. Богомольцы, пришедшие вместе с литанией в Вифанию, заходят потом в Виффагию, где ученики Спасителя, по Его указанию, нашли для Него „осля привязано“, на котором Он совершил свой торжественный вход в Иерусалим, а, потом через Елеон, отдохнув под радушным кровом наших русских в построек, воздвигнутых трудами и заботами приснопамятного о. архимандрита Антонина Капустина , спешат возвратиться в город, одни, чтобы присутствовать в воскресенском храме на торжественном патриаршем служении великой вечерни недели ваий, а другие, чтобы отстоять всенощное бдение в русском Свято-Троицком храме на наших постройках.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Кроме того, в стихирах и каноне праздника отразилось понимание Церковью действий Христа в Вифании как Бога и как Человека. Как Человек, – Иисус плачет у гроба Своего друга, «скорбя внутренне»: Он разделяет горе сестер умершего; как Человек Он участливо спрашивает: «где вы положили его?»; как Человек Он молится перед всем народом Отцу Небесному, «чтобы здесь стоящие поверили, что Отец послал Его». Но как Бог , Зиждитель Мира, Он словом Своим воссоздает из разлагающегося трупа живое тело человека; как Бог повелевает аду освободить дух Лазаря; как Бог возвращает дух Лазаря в ожившее тело его; наконец, как Бог повелевает Лазарю выйти вон из могилы, чтобы продолжать свою жизнь на земле. В этих действиях, Иисус Христос являет Свою власть над жизнью, смертью и адом. Богослужебные тексты праздника раскрывают далее значение любви, – любви христианской – которая царила в Вифанском семействе. Христос любил Марфу и Марию и друга Своего, Лазаря; сестры любили Христа, любили друг друга и брата. И все, что произошло в Вифании во время болезни и смерти Лазаря, и само воскрешение его, – в сущности, было торжеством любви Бого-Человека к людям, и ответной любви человеков к Богу. Эта любовь, не имевшая границ в своей глубине и духе, оказалась той могущественной силой, которая воскресила четверодневного Лазаря: «дабы уверовали» ( Ин. 11:15 ), все в эту силу непобедимой любви Христа к человеку и Его власть над смертью и адом. В Своей любви к семейству в Вифании Христос, как поется в церковном песнопении, «предложил нам образ сердечной любви», т.е. пример истинной любви человеческой, одухотворенной, сердечной, безбрежиой; той любви, которая дала мудрость Марфе, когда она из глубины своего сердца исповедала Христа, как Сына Божия, грядущего в мир. Именно эта любовь родила в ней мудрую веру. Но какова была новая жизнь и дальнейшая судьба воскресшего Лазаря? Евангелие говорит об этом очень мало. Известно только, что Лазарь продолжал некоторое время жить в Вифании, куда приходило множество Иудеев, чтобы убедиться, что Лазарь действительно воскрес. Известно также, что Лазарь продолжал участвовать в общей семейной жизни и находился «как один из возлежащих» на той трапезе, которую, за шесть дней до Пасхи, Марфа и Мария устроили для Христа. Но о дальнейшей жизни Лазаря свидетельствует только церковное предание. Так в «Синаксаре на Субботу святого и праведного Лазаря», в церкви читается житие Лазаря, где говорится, что он, приговоренный негласным судом фарисеев к смерти, должен был спасаться, и удалился на остров Кипр. Там он прожил тридцать лет, и в апостольский век, был епископом Кипрской Церкви. Там он и умер. Тело его, по свидетельству церковной истории, впоследствии было перенесено, в Константинополь и погребено в одном из местных храмов. ЗАСОХШАЯ СМОКОВНИЦА

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010